Культура античной Греции.
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 28.02.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Доклассический период
Глава 2. Классический период
Глава 3. Культура эпохи эллинизма
Заключение
Список литературы
Естествознание и медицина также успешно и активно развивались. Древнегреческими учеными Герофилом (рубеж IV—III вв. до н. э.) и Эрасистратом (ок. 300—240 до н. э.) была открыта нервная система, кроме того, они выяснили значение пульса, достигли значимых успехов в исследовании сердца и мозга. Ботанику активно развивал ученик Аристотеля Феофрат (Теофраст) (372—288 до н. э.).
Поскольку научные знания развивались, возникла необходимость в их систематизации и хранении. В ряде городов начали основываться библиотеки, самые знаменитые из них находились в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был основан Мусейон (храм муз), выполнявший роль научного центра, в котором располагались кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых.
В эллинистическую эпоху начала развиваться филология в различных её проявлениях - грамматика, критика текста, литературная критика и т.д. В частности, стоит отметить александрийскую школу, которая на высоком уровне занималась критической обработкой текста и комментированием классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и других.
Литература эпохи эллинизма отличалась большим разнообразием по сравнению с классической, однако по внутренней полноте заметно уступала ей. Эпос, трагедия продолжали своё существование, однако психологической стороне уделялось гораздо меньшее внимание, чем раньше, на первом плане были изящество и виртуозность слога, то есть, техническая сторона: Аполлоний Родосский (III в. до н. э.), Каллимах (ок. 300 — ок. 240 до н. э.).
Появился особый вид поэзии - идилии. Идиллии поэта Феокрита (ок. 310 — ок. 250 до н. э.) стали образцами для более поздней буколической, или пастушечьей, поэзии.
В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341 — 293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан — мимы.
Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля. Едва ли не единственным исключением является Полибий (ок. 200—120 до н. э.), стремившийся продолжить традицию Фукидида и первым попытавшийся написать целостную всемирную историю.
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм (от греч. ekiektikos — выбирающий) — стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее, типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы — эпикурейство и стоицизм.
Основателем первой был Эпикур (342/341—271/270 до н. э.). Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавалась атараксия, т. е. невозмутимость, душевный покой.
Вторая система, стоицизм, созданная Земном (ок. 335 — ок. 262 до н- э.), идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.
Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта — религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все яснее.
В религию эпоха эллинизма привнесла ряд новых явлений. Прежде всего, это культ монарха, выросший на почве обожествления личности царя, характерного для многих древневосточных обществ. Греко-македонские монархии сделали этот культ общим. Царствующие монархи, их жены признавались богами, в их честь строились храмы, им воздавались почести, как богам. Другая характерная черта эллинистической религии — культ судьбы, судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм (от греч. synkretismos — соединение) — смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.
В эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строительство которых, а также перепланировка старых осуществляются по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эллинистическую эпоху это уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т. д. В столицах эллинистических государств возводятся дворцовые постройки. В этот период широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях. Стены зданий часто украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.
В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.
Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), который одно время был придворным художником Александра Македонского. Он в совершенстве использовал эффекты светотени и графическую перспективу, его изображения людей отличались особым изяществом (см. приложение).
Произведения Апеллеса, как и других греческих художников, не сохранились, а известны по свидетельствам античных авторов.
В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н. э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры «Афродита Мелосская» (см. приложение), «Ника Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», скульптурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.
Заключение
В целом, можно сделать следующие выводы по работе:
Античная культура стала основой всей европейской культуры, основой развития европейской цивилизации.
Культура архаического периода имела огромное значение, поскольку она послужила основой для последующего расцвета классической культуры Древней Греции. Тогда были сформированы главные представления об архитектуре (сформировались ионический и дорический ордеры), развивалась первая философская система – натурфилософия, большую роль стала играть лирическая поэзия.
В классическую эпоху наступил расцвет культуры античной Греции, важнейшим её достижением стало обращение к внутреннему миру человека, его чувствам, эмоциям. Эта тенденция отразилась в скульптуре, литературе, живописи той эпохи. Однако в классический период культура перестала быть достоянием граждан всего полиса, став преимущественно культурой интеллектуальной элиты.
В эпоху эллинизма большого расцвета достигли различные науки, философия, городское строительство.
В целом, можно заключить, что культура античной Греции стала эстетическим ориентиром для творцов последующих эпох. И до сегодняшнего дня мы восхищаемся древнегреческой мифологией, литературой, архитектурой, скульптурой, совершенством созданных тогда поэтических произведений, глубиной философских трудов, достижениями учёных и историков античной Греции.
Список литературы
Гриненко Г.В. История философии. – М., 2004.
История мировой культуры (мировых цивилизаций)./Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 2002.
Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. – М., 2002./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. — М., 2003.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.
Лосев А.Ф. Древние греки./А.Ф. Лосев//Мифы и религии мира. – М., 2004.
Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000./Электронный ресурс// http://polbu.ru/tatarkevich_philohistory
Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - вып. 1.
Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993.
Приложение
Ордеры архитектурные:
А — дорический; Б — ионический;
В — коринфский; 1 — карниз; 2 — фриз; 3 — архитрав; 4 — капитель; 5 — ствол колонны 6 — база
Фронтон древнегреческого храма
Соревнования атлетов в различных спортивных дисциплинах
Стадион в Древней Олимпии
Дискобол. Римская копия греческой статуи V в. до н. э.
Панкратионисты. Бронзовая репродукция римской скульптуры, выполненной по греческому оригиналу III в. до н. э.
Изображение на древнегреческой вазе 3 видов пятиборья: метание диска и копья, борьба (толчки ладонями). Справа частично сохранилось изображение прыжка.
Античный бег (530 г. до н. э.)
Борьба. Античный барельеф
Керамика Древней Греции
Грибница Атрея в Микенах
Фидий. Афина
Парфенон
Апеллес. Фреска Афродита
Афродита Милосская
Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. С. 42.
Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. С. 142.
Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. С. 143.
Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. С. 144.
Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. С. 145.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993. С. 67.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993. С. 69.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 91.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 92.
Там же.
Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. — М., 2003. С. 44-45.
Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. — М., 2003. С. 46.
История мировой культуры (мировых цивилизаций)./Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 2002. С. 174-175.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 93-94.
Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - вып. 1.
Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. – М., 2002./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 97.
Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000./Электронный ресурс// http://polbu.ru/tatarkevich_philohistory
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 99
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 100.
Там же.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 100.
Гриненко Г.В. История философии. – М., 2004. С. 90.
Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. – М., 2002./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
Гриненко Г.В. История философии. – М., 2004. С. 92.
Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. – М., 2002./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 102.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 103.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 104.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 104.
Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000./Электронный ресурс// http://polbu.ru/tatarkevich_philohistory
Там же.
Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000./Электронный ресурс// http://polbu.ru/tatarkevich_philohistory
Лосев А.Ф. Древние греки./А.Ф. Лосев//Мифы и религии мира. – М., 2004. С. 73.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 106.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000. С. 106.
13
2
23
2.История мировой культуры (мировых цивилизаций)./Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 2002.
3.Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. – М., 2002./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
4.Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. — М., 2003.
5.Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000.
6.Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.
7.Лосев А.Ф. Древние греки./А.Ф. Лосев//Мифы и религии мира. – М., 2004.
8.Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000./Электронный ресурс// http://polbu.ru/tatarkevich_philohistory
9.Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - вып. 1.
10.Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993.
Вопрос-ответ:
Какие достижения получили ученые Герофил и Эрасистрат в Древней Греции?
Ученые Герофил и Эрасистрат в Древней Греции открыли нервную систему, определили значение пульса, исследовали сердце и мозг, значительно развив свои знания в области естественных наук и медицины.
Кто был учеником Аристотеля и активно развивал ботанику в Древней Греции?
Ученик Аристотеля Феофрат Теофраст активно развивал ботанику в Древней Греции.
Какие два периода были в истории культуры античной Греции?
Два периода в истории культуры античной Греции – доклассический период и классический период.
Какие искусства и науки развивались в эпоху эллинизма в Древней Греции?
В эпоху эллинизма в Древней Греции развивались искусства, такие как скульптура, живопись и архитектура, а также науки, например, философия, математика и астрономия.
Кто был ученым Герофилом и Эрасистратом в Древней Греции?
Учеными Герофилом и Эрасистратом в Древней Греции были древнегреческие ученые, занимавшиеся исследованием естествознания и медицины.
Какие основные периоды развития античной греческой культуры?
Основные периоды развития античной греческой культуры это доклассический период, классический период и эпоха эллинизма.
Кто были выдающимися древнегреческими учеными в области естествознания и медицины?
Выдающимися древнегреческими учеными в области естествознания и медицины были Герофил и Эрасистрат.
Какие успехи достигли Герофил и Эрасистрат в исследовании сердца и мозга?
Герофил и Эрасистрат достигли значимых успехов в исследовании сердца и мозга.
Кто был учеником Аристотеля и какую науку активно развивал?
Учеником Аристотеля был Феофрат, который активно развивал ботанику.