Художники-передвижники.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 25 25 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 17.05.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1.История Товарищества передвижных выставок 4
Глава 2.Особенности творчества художников-передвижников 9
Глава 3.Художественные идеи и эстетическая программа передвижников на примере творчества В. Серова 15
Заключение 28
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Этот жест можно трактовать как попытку защититься или отгородиться, как выражение внутренней боли или душевной дисгармонии. Но в то же время этот жест может говорить о попытке человека сделать акцент на собственной личности, раскрыться и приоткрыть зрителю завесу собственной сокровенной тайны души. Интересно, что в портретах Серова и просто лежащие на коленях руки многое говорят: о нежелании раскрыться или наоборот о готовности к диалогу с художником и зрителем, а также и о пустоте души и скуке, отсутствии интереса в жизни (портрет Софьи Боткиной).В.А. Серов очень тщательно подходил кобстановки, мебели и внешнего окружения модели. К примеру, портрет Софьи Олсуфьевой. Серов настоял на том, чтобы она не позировала в бархатном платье, да и сама Олсуфьева признавалась, что не любила пышных платьев. И зайдя однажды и увидев Софью в простом платье, достаточно сереньком, с шарфом на плечах, Серов сказал, что именно в таком одеянии и надо позировать. Случайно был найден антураж для парадного портрета Г. Гиршман: «Он несколько раз принимался писать Генриетту Гиршман, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то «провинциальная барышня». Однажды Владимир Осипович, супруг Гиршман, известный коллекционер-антиквар, купил дорогой мебельный гарнитур из карельской березы, и Серов, увидев Гиршман в будуаре, обставленном этой мебелью, среди хрустальных флакончиков и безделушек, решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы». Колорит портрета типичен для Серова - преобладают сдержанные серые и чёрные тона. В композиции портрета обыгрывается ситуация диалога художника и его модели – не случайно Серов помещает свой автопортрет в глубине, зеркало является связующим звеном между Гиршман и художником, его угрюмость резко контрастирует с её спокойным и элегантным обликом. В портретах М. Горького, Ермоловой и Ф. Шаляпина, созданных в 1905 году, Серов отходит от прежней концепции творческой личности, господствующей в портретах 1890-х годов. В поздних портретах Серова можно найти отголоски романтизма, вместе с тем на творческую манеру матера оказало большое влияние непростое предреволюционное время. Герои портретов (Шаляпин, Ермолова) представлены В.А. Серовым как личности исключительные и одинокие, они горды и свободны, находятся на недосягаемой высоте, на пьедестале, на который их вознесло величие их необыкновенного артистического таланта. В портрете Ермоловой нашла своё отражение необыкновенная и необычная интерпретация текучей линии стиля модерн, которая выражает «образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний». Серов использует достаточно мрачный колорит, здесь преобладают его любимые в поздний период творчества серые и чёрные тона. «Фигура Ермоловой уподоблена скульптурному изваянию или даже архитектурному элементу - колонне. Голова написана на фоне зеркала, в котором отражается интерьер с фрагментом потолка - фигура актрисы показана возносящейся буквально от пола до потолка, подобно кариатиде. Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана».Портрет Ф. Шаляпина был написан углём на холсте. Серов возвращается к рисунку для того, чтобы создать не героический образ великого артиста, а передать тончайшие грани его души. В поздний период творчества Серов неоднократно будет возвращаться к рисунку и именно в рисунке создавать лирические портреты (портреты девочек Касьяновых и др.). Художник изображает Шаляпина как истинного артиста, «в концертном костюме, с актерской выправкой, в ситуации несколько аффектированного позирования. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Несколько наигранная поза не случайна, она передаёт двойственность натуры великого певца, который даже в жизни увлекается игрой и не даёт проявиться своему истинному человеческому нутру. Серов, как тончайший психолог, сознавал, что «человек склонен принимать определенную позу, играть роль перед лицом художника; образ и облик человека двоится между тем, что он есть и чем желает казаться». Серова как художника – портретиста интересовало, как внутреннее содержание человека, противоречивость его натуры проявляется во внешнем облике; Серов занимался поисками этих соответствий, это была главная проблема его портретного творчества, «коллизия серовского искусства, где художественная, она же гуманистическая проблематика артистического портрета смыкается с таковой же проблематикой портрета светского, особенно в его парадном варианте».Серов был не только портретистом, но и пейзажистом. Художник любил рисовать пейзажи на отдыхе, в Домотканове или в Финляндии. Для Серова пейзаж был своеобразным отдыхом от вечных поисков передачи психологических тонкостей своих моделей в заказных портретах. Пейзажи Серова исполнены в свободной манере и отличаются большой реалистичностью («Заросший пруд», «Зимой»). Картина «Заросший пруд» создавалась одновременно с «Девушкой, освещенной солнцем». Первоначальное название картины – «Сумерки». Этот пейзаж Серов писал, когда выдавались пасмурные дни и нельзя было работать над портретом Марии Симонович. Художник закончил его, лишь когда начали появляться желтые листья и летний вид сменился осенним. Пейзаж с похожим мотивом и таким же названием написан в 1879 году Василием Поленовым. Мягкий рассеянный солнечный свет, песчаная дорожка, приветливо «приглашающая» к прогулке по лесу, женская фигурка, примостившаяся на укромной скамейке в глубине картины, - все это создает у Поленова атмосферу мечтательной тишины, свойственной лирическому направлению передвижнического пейзажизма. Серов шутливо называл свой «Заросший пруд «Добиньи-Руссо», указывая, таким образом, на взятый им совершенно иной образец пейзажной живописи (французские художники Шарль Добиньи и Теодор Руссо были характерными представителями барбизонской школы). Но характер живописи в серовском пейзаже не вполне совпадает и с указанным им самим «первоисточником»: пейзажи барбизонцев, с их световоздушным маревом, предвосхищали живопись импрессионизма; Серов же здесь (как и в Девушке, освещенной солнцем) гораздо ближе не к импрессионизму, а к Сезанну. Неподвижная, тяжелая, без малейшей ряби вода, напоминающая жидкую ртуть, кроны деревьев, словно впаянные в небесную твердь, - все кажется сотворенным из единой субстанции, словно оледеневшим или замершим в волшебном сне. «Вообще от картины веет каким-то безжизненным холодом», - заметил один из критиков. Это не уютный лес для прогулок и мечтаний, а чаща, которая могла бы окружать замок спящей красавицы, где ветви деревьев нельзя раздвинуть, а можно разве что разрубить мечом».Как и в портретах, в пейзажах Серова мы можем видеть животных, художник наделяет их чувством самодостаточности, они гармоничны и органично вписываются в общее пространство: «В картине «Финляндский дворик» суетливость девочки-доярки контрастирует с фигурой серьезной и неподвижной коровы, терпеливо пережидающей «процедуру» дойки и словно ведущей степенную беседу с примостившимся рядом наблюдателем-котом. Мир, где главными обитателями являются животные, - это «первомир», существовавший еще до появления человека».Серов почти никогда не писал солнечных и светлых пейзажей, соответственно, выбирал для изображения зиму или осень. Приглушённые неяркие и мягкие тона мы можем встретить и в пейзажах Серова – он остаётся верен выбранному колориту. Приверженность в пейзаже коричневым и дымчато-серебристым оттенкам роднит пейзажную живопись художника с пейзажами барбизонцев Добиньи, Коро и Руссо.В 1900 году Серов обрывает отношения с Товариществом передвижных выставок и становится членом объединения «Мир искусства». Он активно участвовал в жизни этого объединения: готовил выставки, пропагандировавшие достижения новейшего русского и в особенности западноевропейского искусства, доставал у меценатов финансовые средства на издание журнала «Мир искусства».Исследуя портретную живопись В.А. Серова, И. Грабарь вывел следующую схему, которая иллюстрирует основной путь эволюции искусства великого В.А. Серова: «От правды жизненной к правде художественной, от живописи к характеру, от характера к стилю». В 1880-е годы в творчестве Серова жизненная правда уже часто совпадает с художественной, а в портретах В.В. Мусиной-Пушкиной (1895) и великого князя Павла Александровича (1897) и в юсуповских портретах 1900-1903 гг. Серов не просто ищет стиль, но и ещё более интенсивно принимается за поиски характера. Если сравнить полотна «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем» с портретами М.А. Морозова, А.В. Касьянова, В.О. Гиршмана, то можно отметить резкое несоответствие раннего и позднего творчества художника. Это расхождение обусловлено «не поступательным ростом мастерства – от «худшего к лучшему», - а принципиальным изменением концепции, осуществлённым на одинаково высоком уровне совершенства». Столь глобальные перемены обусловлены метаморфозами, которые происходили в личностном развитии В.А. Серова. В юности мир им вопринимался как нечто пронизанное светом и добром, наполненное радостью, оттого и писать он хотел только то, что выражало его восприятие действительности. Серов так высказывался о своих задачах в этот период: «Всё, чего я добивался, это той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картине». Великолепный индивидуальный стиль В.А. Серова формируется и достигает зрелости в портретах О.Ф. Трубниковой, А.Я. Симонович и Н.Я. Дервиз с ребёнком. Серов на этом этапе стремится увидеть свои модели «насквозь, направить лучи психологического анализа на высвечивание наиболее привлекательного». Раннее раследие Серова позволяет выделить некоторые составляющие в его творчестве: «трезвая фиксация и поэтическое одушевление – это для Серова альтернатива, хотя, вероятно, им самим не сознаваемая, во многом связанная с несхожестью серовских моделей и, соответственно, его к ним отношения. Серов – лирик и Серов – аналитик, Серов – добрый влюбчивый и строгий, не терпящий сентиментальности, - альтернатива эта чрезвычайно усложнит его дальнейшее развитие, но в тоже время и обогатит его». Эту альтернативу художник будет доводить до резкого и уже сознательного противопоставления различных начал, то «в смягчённом виде она будет присутствовать в его творчестве, пока не найдёт гармоничного разрешения в зрелых портретных холстах второй половины 1890-х годов и особенно в более поздних». На пути к выработке новой концепции и произойдёт важное изменение: «живописная сторона отодвигается несколько назад и на первое место выступает искание характера». С этой позиции довольно часто противопоставляются ранние пленэрные портреты Серова и его портреты 1900-х годов. Связующим звеном между ранним и поздним периодом творчества считается группа работ, включающая в себя портреты Мазини (1890), Таманьо (1891), Коровина (1891) и Забелина (1892), Репина (1892) и Левитана (1893), Лескова (1894) и Римского-Корсакого (1898). В.А. Леняшин отмечает следующее: «Тонкость в обрисовке душевного мира и особая забота о живописи в некоторых из этих холстов не противоречили устойчивым представлениям о Серове – лирике, авторе «Девочки с персиками», а психологическая убедительность и живописный лаконизм других портретов связывались с не менее устойчивым представлением о строгом Серове – аналитике более поздних лет».ЗаключениеТаким образом, творчество художников-передвижников – это ярчайшее явление в отечественном искусстве 19 века. Следует сказать о том, что достижения передвижников в области передачи света и формы, движения в значительной степени обогатили отечественную живопись.Творчество художников-передвижников развивалось в русле критического реализма, благодаря этому передвижники выбрали для себя в качестве основного жанр эпической и исторической живописи. Тем не менее, и в их пейзажах, портретах передача образов достигает необычайной психологической глубины.Эстетические и художественные принципы передвижников мы также рассмотрели на примере творчества В.А. Серова.В.А. Серов был великим мастером портретной живописи. Всю жизнь он находился в поиске, осваивал различные стили и находил форму, в которой они соединялись чрезвычайно органично. Портреты художника - это важный рубеж, переход от старого к новому, вершина мучительных поисков характерности. В.А. Серов творил в очень непростое время, когда особенно обострились социальные и духовные противоречия. Жанр портрета стал своеобразной «ареной борьбы за концепцию человека». Исключительная психологическая глубина и гуманистическая сущность воплотились в творчестве В.А. Серова. Более того, в своих творениях Серову удалось воплотить этические устремления искусства и гуманистические идеалы движения передвижников. Список литературыАлленова Е.М. Валентин Серов./Е.М. Алленова//Валентин Серов (1865-1911).// http://vserov.ru/Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. – Л., 1966.Грабарь И.Э. Монография о художнике Валентине Серове. / http://vserov.ru/monografiya.phpГрабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. – М., 1965.Езерская Н.А. Передвижники и национальные художественные школы народов России.// http://www.tphv-history.ru/books/peredvizhniki-i-nacionalnye-shkoly.htmlКопшицер М.И. Валентин Серов. – М., 1972.Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. – М., 1986.Машковцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. – М., 1982.Рогинская Ф.С. Творчество и основные тенденции ТПХВ.// http://tphv.ru/tvorch3.php

Список литературы

1. Алленова Е.М. Валентин Серов./Е.М. Алленова//Валентин Серов (1865-1911).// http://vserov.ru/
2. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. – Л., 1966.
3. Грабарь И.Э. Монография о художнике Валентине Серове. / http://vserov.ru/monografiya.php
4. Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. – М., 1965.
5. Езерская Н.А. Передвижники и национальные художественные школы народов России.// http://www.tphv-history.ru/books/peredvizhniki-i-nacionalnye-shkoly.html
6. Копшицер М.И. Валентин Серов. – М., 1972.
7. Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. – М., 1986.
8. Машковцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. – М., 1982.
9. Рогинская Ф.С. Творчество и основные тенденции ТПХВ.// http://tphv.ru/tvorch3.php

Вопрос-ответ:

Какие художники входили в Товарищество передвижных выставок?

В Товарищество передвижных выставок входили такие известные художники как Илья Репин, Валентин Серов, Александр Бенуа, Кузьма Петров-Водкин и др.

Что представляла собой эстетическая программа передвижников?

Эстетическая программа передвижников базировалась на приверженности к натурализму и реализму, они стремились изображать реальность и рассказывать о жизни простых людей. Также они отвергали академические каноны и старались создавать свободное и самобытное искусство.

Какие особенности творчества художников передвижников можно выделить?

Основной особенностью творчества художников передвижников являлась их социальная направленность. Они изображали жизнь обычных людей, проблемы современного общества, а также критиковали несправедливости и социальные неравенства.

Какие художественные идеи были характерны для Валентина Серова?

Валентин Серов был одним из главных художников передвижников и отличался своей мастерской техникой и особым взглядом на искусство. Он стремился создавать глубокие психологические портреты, передавать внутренний мир своих героев и раскрывать их индивидуальность.

Какие эмоции может выражать жест, поднесение руки к лицу?

Жест, поднесение руки к лицу, может выражать различные эмоции и состояния человека. Это может быть попытка защититься или отгородиться от окружающего мира, выражение внутренней боли или душевной дисгармонии. В то же время, этот жест также может говорить о попытке человека сделать акцент на собственной личности и раскрыться.

Какое историческое значение имело Товарищество передвижных выставок?

Товарищество передвижных выставок имело огромное историческое значение в развитии русского искусства. Оно стало фундаментом для формирования новой художественной атмосферы в стране и способствовало вхождению русского искусства в мировой контекст.

Какие особенности характеризовали творчество художников передвижников?

Творчество художников передвижников отличалось от классических академических традиций. Они стремились красивыми образами передать жизнь и настроения простых людей, изображали реальные события и повседневные сцены, а также обращали внимание на социальные проблемы и неравенство в обществе.

Какие художественные идеи преследовали художники передвижники в своем творчестве?

Художники передвижники стремились передать в своих работах простоту и искренность, выразить настроения и эмоции, а также обращались к темам русской истории и национальной культуры. Они также акцентировали внимание на значимости простых людей и социальных проблем.

Какая эстетическая программа была у художников передвижников на примере творчества В. Серова?

У художников передвижников, в том числе и у В. Серова, эстетическая программа включала элементы реализма, натурализма и импрессионизма. Они стремились передать реальность и живые эмоции, играя с цветом и светотенями, создавая глубину и объем в своих работах.

Как можно трактовать жест "закрыться" в контексте художественной работы?

Жест "закрыться" в художественной работе может быть трактован как попытка художника защититься от внешнего воздействия или отгородиться от окружающего мира. Он может быть выражением внутренней боли или душевной дисгармонии, а также попыткой художника проявить свою индивидуальность и раскрыть себя.

Какова история Товарищества передвижных выставок?

История Товарищества передвижных выставок начинается с создания его учредителями группы художников в 1870-х годах. Они столкнулись с ограничениями и цензурой в российской художественной среде и решили объединиться для организации своих собственных выставок. Участники Товарищества передвижных выставок путешествовали по разным городам России, показывая свои произведения широкой публике.