Формирование нравственно-этической культуры. (по заданию)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 21 21 страница
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 02.02.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1 Формирование нравственно-этической культуры
2 Анализ деятельности Дома культуры
3 Программа «Формирование нравственно-этической культуры»

Фрагмент для ознакомления

С древнейших времен старшие в социальной группе (племени, роде, семье) целенаправленно формировали у младших определенные черты, испытывали, экзаменовали их на соответствие заданному образцу поведения. Человеческое сообщество может жить и развиваться только тогда, когда оно «производит» индивидов, соответствующих его объективным потребностям. Правильно воспитанный индивид, обладающий необходимым набором умственных, нравственных и физических качеств — это условие процветание социума, конкретной общественной группы. Именно поэтому общество никогда не оставляет воспитание на откуп жизненным случайностям, неуклонно создавая подвижный слой разнообразных воспитателей молодого поколения (старейшины и наставники, няни и бонны, воспитатели детских учреждений и учителя, вожатые, тренеры и т.д.). Оно создает социальные институты, специально занятые воспитанием, финансирует их, организует детские сады, интернаты и пансионы, поощряет целую армию педагогов, занимающихся воспитанием и обучением в частном порядке. Однако не нужно быть глубоким аналитиком, чтобы обнаружить: современный человек воспитывается для реализации иных целей и должен обладать иным набором качеств, нежели гражданин античного полиса, средневековый крестьянин или дворянин XVIII в. Конечно, ряд желательных нравственных свойств остается неизменным. Сегодня, как и вчера, по-прежнему в чести доброта и храбрость, честность и справедливость, и все же в целом образ идеального воспитанника иной.

2 Анализ деятельности Дома культуры
Муниципальное учреждение культуры
Образовательно - досуговый центр «ОКТЯБРЬ»
Сергиево-Посадский район Московской области
МУК ОДЦ «Октябрь» - учреждение клубного типа (общая площадь 2500 кв. м), имеет зрительный зал на 450 мест; балкон 150 мест; большое фойе, вмещающее 300 человек; малое фойе на 100 человек; танцевальный класс; холл; в цокольном этаже здания – диско-зал.
Учреждение создано с целью удовлетворения духовных потребностей и реализации интеллектуального и творческого потенциала населения; сохранения и развития традиционного народного творчества; организации досуга детей и взрослых; получения дополнительного образования в кружках, студиях и других клубных формированиях; поддержки любительского художественного творчества; другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения; предоставления информационных и методических услуг; реализации совместных творческих проектов с поселениями Сергиево-Посадского муниципального района.
Количество работников в МУК ОДЦ «Октябрь» 77 человек: специалистов – 53; специальное образование в сфере культуры имеют 23 человека. В 2010 году 6 сотрудников получили высшее и второе высшее образование.
В 2010 году в ОДЦ «Октябрь» работает 39 клубных формирований. Из них: для детей – 24; для взрослых – 15. Из них: бесплатных – 27; платных – 12.
Из общего числа – клубные формирования самодеятельного народного творчества всего 30, из них для детей – 20.
В кружках занимается 700 детей и подростков и 200 взрослых.
Количество проводимых мероприятий за год – 350, из них:
выездных – 25;
благотворительных – 14.
Число посетителей около 17 000.
МУК ОДЦ «Октябрь» сотрудничает с дошкольными учреждениями, школами, муниципальным центром «Семья», молодежными организациями района и города, обществом инвалидов, социальными службами и спортивными организациями. Культурно-массовой и образовательной работой охвачены все возрастные категории населения: дети дошкольного возраста, школьники (младшие, средние, старшеклассники), молодежь, среднее поколение, ветераны войны и труда.
Недостатки деятельности:
недостаточно времени уделяется методической работе с педагогами;
отсутствует самостоятельная программа нравственно-этического воспитания детей;
недостаточно времени уделяется работе с детьми из группы риска и работе по патриотическому воспитанию.
В связи с выше изложенным, учреждение культуры ставит следующие задачи:
Организовать деятельность коллектива по программе нравственно-этического воспитания
2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников учреждения, формирование у них ценностного отношения к здоровому образу жизни.
3. Повышение качества обучения и воспитания детей, создание условий для осуществления современного учебно-воспитательного процесса и разностороннего развития личности, индивидуальных способностей каждого.
4. Улучшить работу по патриотическому воспитанию детей при помощи создания объединений и военно-патриотических клубов.
5. Активизировать деятельность сотрудников по обновлению содержания образования и внедрению новых технологий.
6. Использовать опыт ведущих учреждений культуры области.
7. Установить и поддерживать связь с родителями.
8.Улучшить работу по вовлечению детей из группы риска в творческие объединения.
Для достижения намеченных целей необходимо укрепить материально-техническую базу учреждения.
3 Программа «Формирование нравственно-этической культуры»
Школа «Нравственно-этического воспитания
Пояснительная записка
Модель нравственно- этического воспитания разработана в результате педагогического поиска по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности, основанных на идеях научной школы А.И. Шемшуриной, разработанных Лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.
Модель системы непрерывного этического воспитания детей построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:
- этический курс теоретико-практических занятий с детьми как специализированный предмет воспитательной ориентации, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с детьми о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека.
- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.
Этический заряд – в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей в поле их жизнедеятельности через психологическую установку на эмоциональное тепло и взаимопонимание, которая воплощается в методике убеждения, что никто не будет обижен и обделён вниманием.
- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.
Такого рода деятельность направлена на познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.
Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть общей педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности детей гуманистическим влиянием на них.
Целевая аудитория – дети (школьники) в возрасте от 8 до 13 лет.
Цели и задачи реализации модели системы этического воспитания школьников?
1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
2. Достижение приоритетности нравственности и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности.
3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности.
4. Актуализация нравственного потенциала личности.
Условия эффективности реализации системы.
- Обеспечение субъектной позиции ребёнка.
- Стимулирование этической рефлексии.
- Организация этической подготовки педагогов.
Прогнозируемые результаты.
Реализация модели этического воспитания детей обеспечит взаимодействие компонентов воспитательной системы, актуализирует психолого-педагогические условия нравственного развития личности, рост её этического самосознания, этической культуры. Результат самой системы и её технологии – обеспечение разнообразной палитры воспитательных форм и методов взаимодействия педагога с детьми в процессе этического воспитания, посредством которого школьник через самооценку, самоопределение, самопознание, саморегулирование выходит на моральную позицию и поведение.
Содержательная часть программы
Этапы направления Задачи Формы СКД Содержание Результат
ожидаемый Завязка (постановка проблемы)
Привлечение интереса Формы информационного характера (лекции) Описание социальной ситуации с выходом на проблему Дать информацию о этической ситуации Логическое размышление Активизация рефлексивной деятельности Формы, активизирующие личность: диалоговые формы (тесты, практические задания, эксперименты, стимулирование и положительная оценка, создание ситуации успеха) Проигрывание возможных ситуаций разрешения этической проблемы Перечень возможных варианты разрешения этической проблемы. Развитие социально-нравственной активности личности Кульминационный момент
Переход от общего размышления ребенка над проблемой на себя Формы, активизирующие личность: диалоговые формы (диалог, дискуссия) Ребенок совершает нравственный выбор Формирование этической культуры Развязка Побудить размышление, самоосмысление Формы информационного характера (выступление учителя) «Открытый финал» Не закачиваем занятие общеизвестной истиной, а как бы оставляет размышление на потом для индивидуального раздумья детей
Нравственное развитие детей

Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры, с 50, 51
Уайт Л. Понятие культуры. В кн. Антология исследований культуры Т. I. —M., 1997, с. 37—39, 50.

Ионин Л.Г. Социология культуры, с 28












21

0

Вопрос-ответ:

Зачем нужно формирование нравственно-этической культуры?

Формирование нравственно-этической культуры необходимо для создания здорового и гармоничного общества. Оно помогает людям развивать моральные принципы, этические ценности и поведенческие нормы, что в свою очередь способствует укреплению взаимодействия и сотрудничества между людьми. Такая культура помогает формировать личные качества, такие как честность, ответственность, уважение к другим и дружелюбие.

Какую роль играет Дом культуры в формировании нравственно-этической культуры?

Дом культуры является одним из важнейших институтов, где проводятся различные мероприятия, направленные на формирование нравственно-этической культуры. В Доме культуры проводятся встречи, концерты, театральные постановки и другие мероприятия, которые позволяют людям общаться, обмениваться идеями и развивать свое культурное и этическое восприятие. Дом культуры является не только местом развлечений, но и приносит вклад в формирование нравственных ценностей и поведенческих норм в обществе.

Какой подход используется в программе "Формирование нравственно-этической культуры"?

Программа "Формирование нравственно-этической культуры" основана на идее, что формирование нравственно-этических ценностей следует начинать с раннего детства. В программах предусмотрены разные методы и инструменты, которые помогают развивать моральные и этические принципы у детей и взрослых. Программа ставит целью развивать такие качества, как уважение к окружающим, ответственность, эмпатия и многое другое.

Какие мероприятия проводятся в рамках программы "Формирование нравственно-этической культуры"?

В рамках программы "Формирование нравственно-этической культуры" проводятся различные мероприятия. Это могут быть тренинги, семинары, лекции, дискуссии, конференции, круглые столы и т.д. В рамках этих мероприятий обсуждаются важные вопросы морали и этики, обмениваются опытом и знаниями. Также в программу входят различные культурные и художественные события, такие как выставки, концерты, театральные постановки и другие.

Зачем нужно формирование нравственно-этической культуры?

Формирование нравственно-этической культуры необходимо для создания гармоничного общества, в котором люди будут вести себя с уважением к другим, соблюдать правила морали и этики, быть честными и справедливыми. Это помогает укреплять социальные связи, предотвращать конфликты и способствовать развитию каждого индивида.

Какая роль Дома культуры в формировании нравственно-этической культуры?

Дом культуры играет важную роль в формировании нравственно-этической культуры, так как является местом, где люди могут общаться, получать новые знания и навыки, участвовать в различных культурных мероприятиях. Здесь проводятся различные курсы и тренинги, направленные на развитие нравственных и этических ценностей, а также проводятся мероприятия, которые способствуют укреплению духовности и морали в обществе.

Какая программа используется для формирования нравственно-этической культуры?

Для формирования нравственно-этической культуры может использоваться различные программы, адаптированные к конкретным условиям и потребностям общества. Одной из таких программ может быть программа, разработанная специалистами в области этики и морали, которая включает в себя различные занятия, уроки, дискуссии, игры, направленные на развитие нравственных и этических ценностей.

Какие исторические основы лежат в основе формирования нравственно-этической культуры?

С древних времен старшие в социальной группе, племени, роде, семье целенаправленно формировали у младших определенные черты, испытывали их на соответствие заданному образцу поведения. Формирование нравственно-этической культуры имеет свои основы в истории человечества, где нравственность и этика играли важную роль в формировании общественных норм и ценностей.

Что такое нравственно-этическая культура?

Нравственно-этическая культура - это система ценностей, норм и принципов, которые определяют правила поведения и взаимодействия людей в обществе. Она формируется через обучение, воспитание и опыт, и является основой для развития человеческого общества.