Дигесты Юстиниана.Историко-правовой анализ.
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 23.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Свод гражданского права Юстиниана 5
1. Свод гражданского права Юстиниана 5
2. Дигесты 8
3. Кодекс Юстиниана 11
Глава 2. Институции и Новеллы 14
1. Институции 14
2. Новеллы 16
Заключение 20
Список литературы 21
наибольшую ценность представляют законодательные предписания самого Юстиниана, которые не вошли в Кодекс, - Новеллы. По сравнению с Дигестами, Кодексом и Институциями они имеют для историка притягательную силу непосредственного источника VI в. В отличие от трех первых частей - Институций, Дигест и Кодекса – Новеллы в виде свода изданы не были.В дальнейшем Юстиниан планировал после издания второго Кодекса объединить и последующие Новеллы (конституции) в единый сборник, но этим замыслам не суждено было сбыться. Дошедшие до нашего времени собрания новелл, романистами рассматриваются как частные сводки.Собрание 168 новелл из них является наиболее полной, и было издано в третьем томе Корпуса Юстиниана. В состав данных новелл помимо Новелл Юстиниана вошли 13 эдиктов и некоторые Новеллы преемников Юстиниана - Юстина II и Тиберия II. Те Новеллы, которые были изданы на латинском языке, в собрание не вошли.Принятый составителями новелл многословный характер изложения отличался сильно от стиля предшествующих конституций. В том случае, если к новеллам подходить с точки зрения изучения правового развития эпохи современной им, то самая многословность их оказывает иногда неоценимую помощь в ситуации недостатка других сведений. Новеллы, как правило, открываются подробными введениями. Во введении законодателем дается характеристика положения дел в империи и в отдельных ее провинциях, которые являлись фактором, побудившим его к внесению соответствующих изменений в законодательство. Данные введения позволяют извлечь немало ценных сведений, и, прежде всего, об отрицательных сторонах византийского правосудия, злоупотреблениях, взяточничестве, несправедливостях всякого рода, идущих вразрез с «высокими принципами правосудия и справедливости», явившихся, по уверениям тех же законодателей, основой юстиции Византии. О тщетности борьбы со злоупотреблениями и неполадками, являвшимися причинами заложенными в основах системы суда и юстиции свидетельствуют многократные повторения и подтверждения одних и тех же постановлений. Новеллы, по своему содержанию, охватывают все важные сферы гражданского права, а также государственное и административное право.В новеллах можно найти сведения о формах документов, которые допускались по закону, о церковной администрации, о церковных и монастырских имуществах, о церковном праве. Кроме того, Новеллы также касаются прав и обязанностей магистратов и армии.В них содержатся данные о налоговом обложении, о спортулах, об уголовном праве и уголовном процессе. Новеллы, относительно гражданского права, дают возможность проследить дальнейшее развитие таких важнейших институтов, как рабство, колонат, семейные отношения, брачное имущественное право и т.д. В новеллах широко представлено развитие вещного права, права на чужие вещи, права собственности, в т.ч. гипотеки, эмфитевзиса. Обязательственное право в новеллах рассматривается под углом таких вопросов, как источники обязательств, формы и виды контрактов, стипуляций, эксцепций, формы погашения обязательств, переноса их. Новеллы особое внимание уделяют наследственному праву. Здесь получили рассмотрение и регулирование наследование по завещанию и по закону, легатам, фидеикомиссам, дарениям на случай смерти, выморочным имуществом. В новеллах значительное место уделено и вопросам процессуального права, формам либеллярного процесса, особым формам процесса, епископскому суду и т.д.Юстиниан в своих Новеллах законом санкционировал те реальные изменения, рожденные судебной практикой.Стоит отметить, что уже в Новеллах законодатель обращается назад, в глубокую древность. Более чем весь Свод гражданского права Новеллы устремлены вперед. Здесь юридическая мысль меньше скована канонами классического права, а в первую очередь исходит из потребностей своего времени. Большинством Новелл вводятся новые юридические нормы в области публичного и церковного права. В меньшей степени в них уделено внимание частному праву. Интересным нововведением в Новеллах является положениерабов, колонов, вольноотпущеников, куриалов. Значительное место уделено церковным делам, а также охране интересов господствующей церкви. Многие из Новелл касаются реформ государственного управления (устройство той или иной провинции, округа).Особыми Новеллами устанавливаются гражданское и военное управление в завоеванных областях – в Италии и в Северной Африке.Всеми исследователями отмечается, что ранневизантийское законодательство представляет собой бесценный материал для дальнейшего и более углубленного изучения ранневизантийского общества.ЗаключениеИтак, изложенный материал позволяет сделать ряд выводов по теме заявленного исследования. Богатство и сложность юридических источников и проблем правовой жизни Византии IV-XI вв. не требует особых доказательств. Целые поколения юристов работали и работают над этими темами. Постклассическое право делится на две категории на ius и leges. Как ius обозначался порядок, сохранившийся от предыдущих периодов и представленный обычаями, законами, плебесцитами, сенатус-консультами, ответами юристов. Оно составляло главное содержание трудов классических юристов. Так называемый «новый» правопорядок, который был создан императорскими конституциями, обозначался как leges. Все кодификации до Юстиниана были только в отношении конституций. Гай Юлий Цезарь в Iв. до н.э. был намерен провести систематизацию накопившихся за многие века законов и сочинений юристов. Очередную неудачную попытку кодификации как ius, так и leges в V в. н.э. предпринимал Феодосий II. Вместе с тем, ему удалось создать только кодекс конституций.Юстиниан, будучи императором Восточной Римской империи (527-566 гг.) стремился вернуть стабильность Римскому государству. В числе прочего, им была предусмотрена и кодификация всего права, как ius, так и leges, путем устранения противоречия между ius vetus и ius novus, которое являлось древним римским правом, содержащимся в трудах классических правоведов, и новым правом, состоящим из конституций императоров.Список литературы1. Бородин О.Р. Памятники права в Равеннском экзархате. – Византийскиеочерки. Труды сов. ученых к XVIII международному конгрессу византинистов. –М., 1991.2. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики /Отв. ред. Г.Г. Литаврин. – СПб., 1999.3. Всеобщая история государства и права: Учебник. / Под ред. К.И.Батыра. – М., 1998.4. Галанза Н.П. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.5. Зивс С.Л. Источники права. - М., 1981.6. История государства и права зарубежных стран: Учебник. Ч.1. / Подред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова. – М., 1997.7. Каждан А.П. Василики как исторический источник. // Византийскийвременник Т. IV. - М., 1958. – С. 56 – 75.8. Каждан А.П. К вопросу об особенностях феодальной собственности вВизантии VIII – X вв. // Византийский временник Т. XIV. - М., 1958. – С. 48 –65.9. Лебедева Г.Е. В вопросу о социальной структуре ранневизантийскогообщества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана) // Византийский временникТ. 53. - М., 1992.10. Лебедева Г.Е. Кодексы Феодосия и Юстиниана об источниках рабства //Византийский временник Т. 36. - М., 1974. – С. 31 - 44.11. Лебедева Г.Е. Эволюция проблематики законов о рабах в ранневизантийскомзаконодательстве // Византийский временник. Т. 55. Ч. 1. - М., 1994.12. Липшиц Е.Э. Византийское право в период между Эклогой и Прохироном.(Частная Распространенная Эклога). - Византийский временник. Т. 36. - М.,1974. – С. 45 – 73.13. Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. –Л., 1981.14. Липшиц Е.Э. Несколько замечаний о Василиках как источнике. –Византийский временник. Т. XIV. - М., 1958. – С. 77 – 80.15. Липшиц Е. Э. О социальной сущности судебной реформы в Византии VIII в. —Византийские очерки. М., 1961. - С. 121 - 137.16. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. – Л., 1976.17. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. ДигестыЮстиниана. – М., 1997.18. Памятники римского права: Институции Юстиниана. / Под ред. Л.Л. Кофанова,В.А. Томсинова. – М., 1998.19. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана, - М., 1956.
Список литературы
1. Бородин О.Р. Памятники права в Равеннском экзархате. – Византийские очерки. Труды сов. ученых к XVIII международному конгрессу византинистов. – М., 1991.
2. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики / Отв. ред. Г.Г. Литаврин. – СПб., 1999.
3. Всеобщая история государства и права: Учебник. / Под ред. К.И. Батыра. – М., 1998.
4. Галанза Н.П. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.
5. Зивс С.Л. Источники права. - М., 1981.
6. История государства и права зарубежных стран: Учебник. Ч.1. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова. – М., 1997.
7. Каждан А.П. Василики как исторический источник. // Византийский временник Т. IV. - М., 1958. – С. 56 – 75.
8. Каждан А.П. К вопросу об особенностях феодальной собственности в Византии VIII – X вв. // Византийский временник Т. XIV. - М., 1958. – С. 48 – 65.
9. Лебедева Г.Е. В вопросу о социальной структуре ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана) // Византийский временник Т. 53. - М., 1992.
10. Лебедева Г.Е. Кодексы Феодосия и Юстиниана об источниках рабства // Византийский временник Т. 36. - М., 1974. – С. 31 - 44.
11. Лебедева Г.Е. Эволюция проблематики законов о рабах в ранневизантийском законодательстве // Византийский временник. Т. 55. Ч. 1. - М., 1994.
12. Липшиц Е.Э. Византийское право в период между Эклогой и Прохироном. (Частная Распространенная Эклога). - Византийский временник. Т. 36. - М., 1974. – С. 45 – 73.
13. Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. – Л., 1981.
14. Липшиц Е.Э. Несколько замечаний о Василиках как источнике. – Византийский временник. Т. XIV. - М., 1958. – С. 77 – 80.
15. Липшиц Е. Э. О социальной сущности судебной реформы в Византии VIII в. — Византийские очерки. М., 1961. - С. 121 - 137.
16. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. – Л., 1976.
17. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М., 1997.
18. Памятники римского права: Институции Юстиниана. / Под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова. – М., 1998.
19. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана, - М., 1956.
Вопрос-ответ:
Что такое Дигесты Юстиниана?
Дигесты Юстиниана - это часть гражданского права Юстиниана, которая содержит интуитивные правила римского права. Она состоит из собрания цитат из работ римских юристов и наиболее актуальных комментариев к ним. Дигесты были созданы во время правления императора Юстиниана в V веке н.э.
Какие части входят в Свод гражданского права Юстиниана?
Свод гражданского права Юстиниана состоит из нескольких частей. Одна из частей - это Дигесты, которые представляют собой собрание цитат из работ римских юристов и комментариев к ним. Также в состав Свода гражданского права входят Кодекс Юстиниана и Институции. Каждая из этих частей имеет свою специфику и цель.
Какие законодательные предписания Юстиниана представляют наибольшую ценность для историка?
Самые ценные законодательные предписания Юстиниана для историков - это те, которые не вошли в Кодекс, Дигесты и Институции. Они представляют собой отдельные правовые акты, так называемые Новеллы. Новеллы имеют особую привлекательность для историка, так как они дают прямой источник информации о законодательной деятельности императора Юстиниана и о его изменениях в правовой системе.
Каким образом были созданы Дигесты Юстиниана?
Дигесты Юстиниана были созданы путем сбора и систематизации цитат из работ римских юристов и комментариев к ним. Император Юстиниан поручил эту работу комиссии ученых, которая в течение нескольких лет исследовала и выбрала наиболее актуальные и значительные цитаты. Получившийся материал был структурирован и приведен в удобную для использования форму.
Какую роль играют Институции Юстиниана?
Институции Юстиниана - это часть Свода гражданского права Юстиниана, которая играет важную роль в обучении праву. Они представляют собой вводный курс в римское право, в котором разъясняются основные понятия и принципы права. Институции Юстиниана были созданы для обучения праву в Бызантийской империи и до сих пор используются в учебных целях.
Что такое дигесты Юстиниана?
Дигесты Юстиниана - это часть Свода гражданского права, составленного императором Юстинианом I в 6 веке. Они представляют собой сборник цитат из римской юридической литературы, используемой в качестве авторитетных источников для принятия правовых решений. Дигесты содержат анализ различных юридических вопросов и являются важным источником для изучения римского права.
Какие законодательные предписания Юстиниана не вошли в Кодекс, Дигесты и Институции?
Законодательные предписания Юстиниана, которые не вошли в Кодекс, Дигесты и Институции, называются Новеллами. Эти новеллы имели большую ценность для историков, так как они представляли непосредственные источники информации о правовых реформах и изменениях, внесенных Юстинианом в римское право. Новеллы помогают понять эволюцию правовой системы и изменения, произошедшие в римском праве после составления Кодекса, Дигестов и Институций.
Какие части свода гражданского права Юстиниана относятся к дигестам?
Дигесты Юстиниана представляют собой часть свода гражданского права, который состоит из трех основных частей: Кодекса, Дигестов и Институций. Дигесты содержат цитаты из римской юридической литературы и анализ различных юридических вопросов. Они являются одним из главных источников для изучения римского права и представляют ценность для историков и правоведов.
Чем отличаются дигесты Юстиниана от кодекса и институций?
Главное отличие дигестов Юстиниана от кодекса и институций заключается в их содержании. Дигесты - это сборник цитат из римской юридической литературы, которые используются в качестве авторитетных источников для принятия правовых решений. Они содержат анализ различных юридических вопросов. Кодекс - это сборник законодательных предписаний, выдержки из законов и указов. Институции - это учебник по римскому праву, предназначенный для обучения юристов. Кодекс и институции более систематизированы и организованы, а дигесты представляют собой цитаты, сгруппированные по темам.
Что представляют собой Дигесты Юстиниана?
Дигесты Юстиниана - это часть "Корпуса Юристов" (Corpus Juris Civilis), который является компиляцией правовых текстов Римской империи. Они состоят из сборника римских законов и правовых решений.
Какие законодательные предписания имеют для историка большую ценность в Дигестах Юстиниана?
Наибольшую ценность представляют законодательные предписания самого Юстиниана, которые не были включены в Кодекс, Новеллы, Дигесты и Институции. Они привлекательны для историка, так как являются непосредственным источником информации.