Фрагмент для ознакомления
Связь с погребальным обрядом прослеживается в древнейших упоминаниях о кукольных представлениях. Известно, что еще в ханьскую эпоху во время пиров, знать развлекали представлениями кукол, и при этом звучала похоронная музыка.
В письменных источниках, относящихся к VI в. было найдено сообщение о том, что в саду императорского дворца имелся балаган с тремя сценами, расположенными ярусами. На нижнем ярусе был кукольный оркестр, состоящий из семи музыкантов, в среднем – семеро монахов отбивали поклоны Будде, при этом двигаясь по кругу, на верхнем ярусе буддийские божества летали среди облаков. Интересно, что описанные куклы двигались при помощи воды.
В указанный период в Китае появляется ставший впоследствии очень популярным персонаж «лысый Го», к которому потом добавился партнер «почтенный Бао», выполнявший, скорее всего функции ведущего. Так, в конце XIII в. в Фуцзяни было около 300 трупп, разыгрывавших представления с участием «лысого Го».
Куклы-марионетки и представления с ними приобретают все большую популярность среди аристократии, при этом часто выступления происходят на похоронах знатных людей. Наибольшее предпочтение китайские кукольники отдавали сюжетам из народных сказаний. В кукольном театре был особенно выражен элемент гротеска и фантастики. Этим объяснялся тот факт, что кукольные труппы в своем репертуаре отводили основное место мифическим героям, послам из дальних стран, приносящих императору разнообразные чудесные сокровища. Постепенно сформировалась традиция сопровождать кукольные пьесы аккомпанементом барабана или флейты.
В эпоху Сун были известны так называемые «плавающие куклы». Представления с ними устраивались в специальных лодках-балаганах под управлением кукловодов. Кроме пьес, в программу представлений входили различные фантастические сценки, цирковые номера.
Не вполне понятен облик телесных кукол, известных в Китае. По одной версии, в театре «телесных кукол» на самом деле играли люди, а по другой – такое название было у перчаточных кукол. Встречаются сведения, что некоторые куклы приводились в движение с помощью пороха.
С течением времени в Китае окончательно сформировалось три вида кукол, таких, как перчаточные, марионетки, тростевые. Перчаточные куклы пользовались большой популярностью, особенно на Тайване и в Фуйцзяни, где было около тысячи кукольных трупп.
Одним из самых распространенных кукольных зрелищ был театр марионеток, чья культурная и социальная значимость не подвергалась сомнению. Во многих районах Китая этот жар кукольных представлений служил религиозным целям: их использовали в качестве очистительного обряда, также на свадьбах, чтобы обеспечить счастье молодых супругов. В Фуцзяни кукольная труппа должна была состоять из 36 голов и 72 тел, что символизировало весь сон божественных сил мироздания. Куклы считались олицетворением богов, и перед спектаклем им приносили жертвы. На подобные магические зрелища зрители обычно даже не приходили из опасения, что изгоняемые духи войдут в них. Нередко кукольные представления игрались в качестве очистительного обряда перед выступлением обычной актерской труппы.
Принадлежностью «театра на коромысле» чаще всего были перчаточные куклы. Этот театр был устроен таким образом: на жердь в виде террасы ставилась сцена, а к нижнему краю жерди была прикреплена материя, которая закрывала кукловода. Одновременно на сцене выступали две куклы, актер управлял ими всеми пальцами, при этом говорил от лица ведущего. Музыкальное сопровождение было ограничено одним гонгом.
Были известны в Китае и тростевые куклы, а также куклы, которыми можно было управлять с помощью проволоки, вставленной через отверстие в заднике. Были известны представления огромных кукол, практически ростом с человека.
К началу II тысячелетия относятся первые истории о существовании в Китае теневого театра. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника - популярных исторических сказаний и легенд. Фигурки кукол в теневом театре изготовляли из кожи, а иногда из цветной бумаги. Украшались они цветным шелком. Управление куклами производилось с помощью трех спиц, которые крепились к запястьям и шее, и были подвижны в основных суставах рук и ног. И в настоящее время в Китае известно множество локальных форм теневого театра. Представления театра теней устраивали в домах.
А вот на улицах, позднее на сценах (чтобы зрителю была видна только игра кукол), устраивали представления кукол на палках. Основным элементом куклы была голова, которую делали из дерева вместе с палкой для управления.
Надо отметить, что секреты изготовления кукол передавались из поколения в поколение. Марионеток обычно вырезали из дерева. Скреплялись части кукол с помощью веревок. Представления китайского театра марионеток в основном проходили под открытым небом, при этом занавеса, который скрывал бы мастеров, управлявших куклами, не было. Это давало возможность смотреть представление с трех сторон.
В Китае теневой театр – один из видов драматического искусства, который имеет древние корни. Изготовление кукол для театра теней сегодня в Китае стало отдельным искусством, по неизменной технологии. Куклы делали с давних времен из кожи по той простой причине, что они очень прочные и выдерживают различные манипуляции во время театрального действия. Ввиду того, что материалом для изготовления большинства кукол служила ослиная кожа, то в народе театр теней еще называли – «театр кукол из ослиной кожи».
Традиционный способ изготовления куклы остается неизменным. Процесс его таков: кожу осла или овцы очищают и обрабатывают химическим способом, чтобы она стала достаточно тонкой, полупрозрачной. Затем покрывают маслом «дун» и длительно сушат на улице под солнцем и ветром. Затем на обработанной полупрозрачной пластине художник вырезает по рисунку различные части, узор, копируя до поразительной точности древних мастеров. Туловище, голову и конечности кукол вырезаются отдельно, позже соединяют их друг с другом, так что каждой частью может манипулировать артист-оператор, имитируя человеческие движения. Куклы окрашены в различные цвета, чтобы показать их разные качества – добрый или злой, красивый или страшный. Высота кукол обычно составляет 30 см, но иногда бывают и 70 см. Полупрозрачные фигурки также изготовлялись из бараньей, ослиной или, как в фуцзяни – обезьяньей кожи, а в редких случаях – из цветной бумаги, раскрашивались и украшались цветным шелком, художественно оформлялись в технике вырезки по бумаге (цзянь чжи). Поэтому китайский театр с его красочными представлениями можно было бы назвать цветотеневым, поскольку сквозь бумажный или матерчатый экран проступали цвета фигурок, в состоянии покоя к нему прижатые, а в движении максимально приближенные. Управлялись куклы тремя спицами, крепившимися к шее и запястьям, и были подвижны в основных суставах рук и ног.
«Сценой» для теневого театра служит экран – прямоугольная деревянная рама, обтянутая белой тканью, за которой актеры управляют бамбуковыми палочками – фигурками-персонажами и поют. За счет света, устремленного на экран, на нем изображаются эти очень выразительные куклы, наделенные и романтичностью, и комизмом. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника – популярных исторических сказаний и легенд. Актеры во время шоу теней исполняют арии, которые переплетаются с местными народными мелодиями, песнями, музыкальными драмами. Сюжеты могут быть весьма драматичными и, когда дело доходит до сказки или истории кунг-фу, «актеры» (куклы) могут ездить на облаках или выполнять необычные движения, что с большим удовольствием принимается зрителями, особенно детьми.
Для того чтобы поставить кукольный спектакль, требуется очень много практики. В наши дни театр теней все еще жив. Современные мастера используют пластик, освещение, управляемое компьютерными программами, современные краски и звук. Они также могут создавать персонажи, которые полностью управляются компьютерами. Мастерам кукольного театра теней трудно соперничать с современными развлекательными средствами, но, по крайней мере, те новые технологии, которые они используют, помогают им оставаться интересными для многих зрителей в Китае и других странах.
Кукольный театр Китая представляет большое разнообразие и представляет собой замечательное древнекитайское искусство, которое по-прежнему остается современным и в наши дни.
Заключение
Одним из самых развитых видов восточного искусства является традиционный китайский театр. Необходимо отметить, что принцип новизны в нем никогда не считался главным, в отличие от театра европейского. Но это не значит, что данное искусство переживало лишь стагнацию, просто изменения в нем происходили медленно и долго, так как в китайском театре поддерживаются традиции дальних времен.
Наибольшей популярности и известности достигла Пекинская опера – высочайшая форма искусства китайского театра. Объединяя достижения различных местных театров, она постепенно включала все более интересные, богатые и разнообразные мелодии, являя собой высочайший уровень театрально-музыкальной культуры. Для Пекинской оперы характерно использование большого количества самых разных инструментов.
Возникнув из различных культов и обрядов, китайский традиционный театр развивался, приобретая неповторимые особенности и своеобразие. Интересно, что долгое время женские роли исполняли мужчины, что также придавало театру Китая оригинальность, так как данная традиция оставалась гораздо дольше, чем в европейских театрах. И в настоящее время в Пекинской опере еще остается эта традиция.
Если сначала представления актеров состояли из небольших пьес, то впоследствии выступления иногда длились по несколько дней, что требовало большого мастерства от артистов.
Большое разнообразие форм представляет собой кукольный театр Китая, который пользуется популярностью и известностью, причем многие секреты изготовления кукол до сих пор хранятся в тайне.
Традиционный театр Китая представляет собой своеобразный феномен, где отдается дань традициям, существующим веками. На протяжении истории выработались особенные типы китайского театрального искусства, которые пользуются популярностью и в настоящее время.
Библиография
Источники
Законы Великой династии Мин/ пер. Н. Свистуновой. – М.: Восточная литература, 2002. – 408 с.
Сорокин В. Китайская классическая драма XIII – XIV вв. – М.: Наука, 1979. – 336 с.
Китайская классическая драма/ сост. Т. Виноградова. – СПб.: Северо-Запад Пресс, 2003. – 416 с.
Список литературы
Будаева Т. Оркестр и оркестровая музыка Пекинской оперы// Старинная музыка. - №4. – 2008. – С. 26-31.
阮 匀 (Жуань Юн Чэнь). Символика и условность в искусстве Пекинской оперы// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №9. – 2012. – С. 84-88.
Кравцова М.Е. История культуры Китая. – М.: Планета музыки, 2011. – 416 с.
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. – М.: Лань, 2004. – 960 с.
代 佳 (Ли Цзяинь), Мартынова Н.В. Некоторые аспекты истории и древнего китайского искусства театра теней// Инновации в социокультурном пространстве. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2014. – С. 86-92.
溜 (Лю Цзинь). «Мужской дань» в Пекинской опере// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №103. – 2009. – С. 183-189.
溜 (Лю Цзинь). Китайская национальная опера: 1920 – 1980 годы// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №117. – 2009. – С. 277-285.
溜 (Лю Цзинь). Традиционные и современные формы подготовки артистов Пекинской оперы// Письма в Эмиссия. - №6. – 2010. – С. 14-24.
Серова С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) – М.: Наука, 1990. — 278 с.
Серова С.А. Религиозный ритуал и китайский театр. – М.: Восточная литература, 2012. – 168 с.
Ткаченко Г.А. Культура Китая от А до Я. – М.: АСТ, 2008. – 352 с.
父 位 (Фу Вэйфэн). Влияние учения Станиславского на воспитание актеров в Китае в 20-40 гг. XX в.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №40. – 2007. – С. 295-300.
高 富 帥 (Фу Шуай). Роль костюма и маски в Пекинской опере// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №152. – 2012. – С. 157-163.
Законы Великой династии Мин/ пер. Н. Свистуновой. – М.: Восточная литература, 2002. – 408 с.
Китайская классическая драма/ сост. Т. Виноградова. – СПб.: Северо-Запад Пресс, 2003. – 416 с.
Сорокин В. Китайская классическая драма XIII – XIV вв. – М.: Наука, 1979. – 336 с.
溜 (Лю Цзинь). Китайская национальная опера: 1920 – 1980 годы// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №117. – 2009. – С. 277-285.
溜 (Лю Цзинь). «Мужской дань» в Пекинской опере// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №103. – 2009. – С. 183-189.
溜 (Лю Цзинь). Традиционные и современные формы подготовки артистов Пекинской оперы// Письма в Эмиссия. - №6. – 2010. – С. 14-24.
阮 匀 (Жуань Юн Чэнь). Символика и условность в искусстве Пекинской оперы// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №9. – 2012. – С. 84-88.
高 富 帥 (Фу Шуай). Роль костюма и маски в Пекинской опере// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №152. – 2012. – С. 157-163.
Будаева Т. Оркестр и оркестровая музыка Пекинской оперы// Старинная музыка. - №4. – 2008. – С. 26-31.
Ли Цзяинь, Мартынова Н.В. Некоторые аспекты истории и древнего китайского искусства театра теней// Инновации в социокультурном пространстве. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2014. – С. 86-92.
Серова С.А. Религиозный ритуал и китайский театр. – М.: Восточная литература, 2012. – 168 с.
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. – М.: Лань, 2004. – 960 с.
Кравцова М.Е. История культуры Китая. – М.: Планета музыки, 2011. – 416 с.
Серова С.А. Религиозный ритуал и китайский театр. – М., 2012. – С. 56
Серова С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) – М.: Наука, 1990. — С. 129
Ткаченко Г.А. Культура Китая от А до Я. – М.: АСТ, 2008. – С. 220
Кравцова М.Е. История культуры Китая. – М.: Планета музыки, 2011. – С. 190
Там же. – С. 196
Там же. – С. 201
Ткаченко Г.А. Культура Китая от А до Я. – М.: АСТ, 2008. – С. 225
Серова С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) – М.: Наука, 1990. — С. 119
Ткаченко Г.А. Культура Китая от А до Я. – М.: АСТ, 2008. – С. 87
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. – М.: Лань, 2004. – С. 229
Там же. – С. 238
Кравцова М.Е. История культуры Китая. – М.: Планета музыки, 2011. – С. 78
Там же. – С. 94
Ткаченко Г.А. Культура Китая от А до Я. – М.: АСТ, 2008. – С. 213
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. – М.: Лань, 2004. – С. 230
Там же. – С. 245
Ткаченко Г.А. Культура Китая от А до Я. – М.: АСТ, 2008. – С. 87
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. – М.: Лань, 2004. – С. 430
Кравцова М.Е. История культуры Китая. – М.: Планета музыки, 2011. – С. 290
溜 (Лю Цзинь). Традиционные и современные формы подготовки артистов Пекинской оперы// Письма в Эмиссия. - №6. – 2010. – С. 15
Там же. – С. 17
Будаева Т. Оркестр и оркестровая музыка Пекинской оперы// Старинная музыка. - №4. – 2008. – С. 27
父 位 (Фу Вэйфэн). Влияние учения Станиславского на воспитание актеров в Китае в 20-40 гг. XX в.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №40. – 2007. – С. 295
溜 (Лю Цзинь). Традиционные и современные формы подготовки артистов Пекинской оперы// Письма в Эмиссия. - №6. – 2010. – С. 14
溜 (Лю Цзинь). «Мужской дань» в Пекинской опере// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №103. – 2009. – С. 183
Тм же. – С. 184
溜 (Лю Цзинь). «Мужской дань» в Пекинской опере// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №103. – 2009. – С. 185
Там же. – С. 188
Там же. – С. 189
Там же. – С. 190
阮 匀 (Жуань Юн Чэнь). Символика и условность в искусстве Пекинской оперы// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №9. – 2012. – С. 85
高 富 帥 (Фу Шуай). Роль костюма и маски в Пекинской опере// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №152. – 2012. – С. 157
Там же. – С. 158
阮 匀 (Жуань Юн Чэнь). Символика и условность в искусстве Пекинской оперы// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №9. – 2012. – С. 87
高 富 帥 (Фу Шуай). Роль костюма и маски в Пекинской опере// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №152. – 2012. – С. 158
高 富 帥 (Фу Шуай). Роль костюма и маски в Пекинской опере// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №152. – 2012. – С. 158
阮 匀 (Жуань Юн Чэнь). Символика и условность в искусстве Пекинской оперы// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №9. – 2012. – С. 88
Серова С.А. Религиозный ритуал и китайский театр. – М.: Восточная литература, 2012. – С. 78
Серова С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) – М.: Наука, 1990. — С. 89
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. – М.: Лань, 2004. – С. 220
Серова С.А. Религиозный ритуал и китайский театр. – М.: Восточная литература, 2012. – С. 80
代 佳 (Ли Цзяинь), Мартынова Н.В. Некоторые аспекты истории и древнего китайского искусства театра теней// Инновации в социокультурном пространстве. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2014. – С. 86
Там же. – С. 87
Там же. – С. 88
代 佳 (Ли Цзяинь), Мартынова Н.В. Некоторые аспекты истории и древнего китайского искусства театра теней// Инновации в социокультурном пространстве. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2014. – С. 88
Там же. – С. 89
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. – М.: Лань, 2004. – С. 789
Кравцова М.Е. История культуры Китая. – М.: Планета музыки, 2011. – С. 329
Вопрос-ответ:
Какова история развития китайского театра?
История развития китайского театра берет начало еще в древние времена. Первые упоминания о театральных представлениях связанных с погребальными обрядами относятся к эпохе Гань. Китайский театральный искусство развивалось через эпохи и приобретало новые формы, становясь более разнообразным и сложным.
Какие этапы развития китайского театра можно выделить?
В истории китайского театра можно выделить несколько этапов развития. Первый этап - это появление театрального искусства во время погребальных обрядов. Второй этап - это формирование и развитие традиционного типа китайского театра. Третий этап - это развитие и расцвет Пекинской оперы. Четвертый этап - это развитие кукольного театра, который стал популярным среди народа.
Что представляет собой традиционный тип китайского театра?
Традиционный тип китайского театра включает в себя различные формы драматического искусства, такие как оперы и пантомимы. Этот тип театра имеет свои особенности, связанные с китайской культурой и традициями. Традиционный китайский театр часто использует маски и костюмы, музыкальное сопровождение и танцы для передачи сюжета и эмоций.
Что такое Пекинская опера?
Пекинская опера - это одна из самых популярных и известных форм китайского театрального искусства. Она возникла в конце XVIII века и стала особенно популярной в Пекине и других городах. Пекинская опера сочетает в себе элементы пения, танца, акробатики, мимики и декораций. У нее очень богатый репертуар и множество различных персонажей.
Каким образом связан кукольный театр с погребальными обрядами?
Кукольный театр имеет свои корни в погребальных обрядах древнего Китая. Связь с погребальным обрядом прослеживается в древнейших упоминаниях о кукольных представлениях. Уже в ханьскую эпоху во время пиров знати развлекали представлениями кукол и пр. Кукольный театр использовался для различных ритуалов и церемоний, включая погребальные обряды, где куклы использовались для воплощения духов предков.
Какая история становления театрального искусства в Китае?
История становления театрального искусства в Китае насчитывает множество веков. Уже в древние времена, во времена династии Хань, знать устраивала представления с куклами во время пиров. Традиции театрального искусства развивались и усовершенствовались на протяжении многих эпох, включая периоды династий Тан, Сун, Юан, Мин и Минг.
Какие этапы развития китайского театра можно выделить?
В развитии китайского театра можно выделить несколько этапов. Первый этап связан с появлением и развитием театрального искусства в древние времена, включая эпоху Ханьских династий. Второй этап приходится на период династий Тан и Сун, когда традиционное театральное искусство достигло своего расцвета. Третий этап связан с эпохами династий Юан, Мин и Минг, когда появились новые жанры и формы театральных представлений.
Какие типы китайского театрального искусства существуют?
В китайском театральном искусстве существуют различные типы представлений. Традиционный тип включает в себя различные жанры, такие как оперы, драмы, комедии и др. Пекинская опера является одним из самых известных и популярных жанров китайского театра. Также существует кукольный театр, где используются различные виды кукол и марионеток.
Какая связь с погребальным обрядом прослеживается в китайском театре?
В китайском театре прослеживается связь с погребальным обрядом. Уже в древние времена китайцы устраивали кукольные представления во время пиров, которые были связаны с поклонением умершим. Куклы и марионетки использовались в ритуалах и церемониях, направленных на почитание предков. Эта связь с погребальным обрядом продолжается и в современных представлениях китайского театра.
Когда появился традиционный театр в Китае?
Традиционный театр в Китае появился уже в древние времена. Упоминания о кукольных представлениях, которые имели связь с погребальными обрядами, встречаются еще в самых ранних источниках. Это означает, что корни китайского театра уходят в очень далекое прошлое.