Мозг и психика. Историческое развитие идей о связи мозга и психики от античности до наших дней

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 35 35 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 27.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИКИ И МОЗГА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 6
1.1 Представления о психике и о ее связи с мозгом в трудах античных мыслителей 6
1.2 Изучение взаимосвязи психики и мозга в эпоху Средневековья и Возрождения 10
1.3 О взаимосвязи психики и мозга в эпоху Нового времени 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ВЗАИМОСВЯЗИ МОЗГА И ПСИХИКИ…………………19
2.1 Основные концепции взаимосвязи мозга и психики в психологической науке начала XIX - середины XX века 19
2.2 Современные положения проблемы взаимосвязи мозга и психики 27
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления

Изучать же поведение без чувств, мыслей и т.п. невозможно.Итак, основные концепции, взгляды ученых о психике и ее связи с мозгомв науке начала19- середины 20 века выглядят следующим образом:Ф.Галль считал, что психика – это продукт деятельности мозга, функции души - смелость, инстинкт продолжения рода и т.д.; психические явления - - продукт работы мозга. Особенности психики человека можно определить по форме черепа.И.Мюллер также считал, что психика – это продукт работы мозга; функции - формирование ощущений, зависящих от объективных материальных факторов – внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата.Отечественные ученые, физиологи И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, И.П. Павлов считали, что психика – это продукт рефлекторной деятельности мозга, единый механизм «жизненных встреч организма со средой». Отдельные психические явления (память, мышление, воображение и т.д.) направлены на регуляцию поведения и деятельности, приспособление организма к изменяющимся условиям среды. Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, Б.Г. Ананьев, Н.П. Бехтерева и др. представляли психику как культурно и социально обусловленный процесс совокупной работы целого ряда участков мозга, находящихся в разных его частях. Функции психики заключались в регуляции поведения и деятельности, в комплексном отражении действительности (через психические процессы: память, мышление и т.п.). Считали, что материальным субстратом любой психической функции является «весь мозг в целом, но мозг как высокодифференцированная система, части которой обеспечивают различные стороны единого целого». Таким образом, начало XIX века характеризуется событиями и изменениями в исследовании нервной системы, головного мозга, органов чувств. Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.С середины XIX века начало зарождаться физиологическое направление в изучении локализации высших психических функций, были созданы условия для выделения психологии в самостоятельную науку, которые осуществились споявлением первых программ (В. Вундт, И.М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений. К середине XX века исследователями мозг стал восприниматься не только как субстрат, который реализуетпсихические процессы, но и как система, воспринимающая, хранящая и перерабатывающая информацию.2.2Современныеположения проблемывзаимосвязи мозга и психикиСовременный этапразвития психологииконца XIX - начала XXIвекахарактеризуется появлением тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. За последние годы психология сделала большой шаг вперед: значительно расширился спектр вопросов изучения, появились новые направления, разработаны новые методы и методики исследований [8, с.301-365].И хотя, несмотря на достижения психофизиологии,все же существуют и дуалистические взглядырешения психофизиологической проблемы (например, некоторые зарубежные физиологиконца XX века (Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс и др.) считают, что при изучении нервной деятельности психические явления не нужно принимать во внимание, а мозг же, по их мнению -необходимо рассматривать как механизм, деятельность определенных частей которого, в крайнем случае, параллельна разным формам психической деятельности), все же, благодаря многочисленным клиническим и экспериментальным данным, в настоящее времяисследователями установлены точные данные, что между мозгом и психикой существует тесная и диалектическая взаимосвязь.Об этом могут свидетельствовать данные научных исследований, в которых опытным путем выявлено, что воздействуя на мозг, можно изменить самосознание и даже саму личность человека. В настоящее время с помощью электрических и химических манипуляций с некоторыми участками головного мозгаученые могут сознательно изменять состояния сознания человека, вызываяу последнего различные ощущения, галлюцинации, эмоции. А в последнее время также имеются и данные о том, что психические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием определенных химических веществ в мозге.Кроме того, ученные доказывают, чтовсе, глубоко затрагивающее психику, отражается и на мозге, и на всем организме в целом. Например, состояния депрессии могут привести к телесным (психосоматическим) заболеваниям. Существующиеданные научныхисследований, позволяют сделать вывод о взаимосвязи психики и мозга: не только мозг имеет влияние на психику, но и психика может воздействовать на мозг. А значит,отношение психики к мозгу, нельзя воспринимать в одностороннем порядке, как следствия к причине. Российский психолог, доктор психологических наук, автор многочисленных трудов по психологииТ.М. Марютина считает, чтовопросы об отношении психики к деятельности головного мозга, о характере связи явлений сознания с мозговой нейродинамики и телесными изменениями- это кардинальная проблема современной науки. В рамках изучения проблемы взаимосвязи мозга и психикиею были выделеныосновные современные точки зрения на вопроссвязи мозга и психики [см. в кн.:16]:1.Психическое- это высший класс нервных процессов, который обладает свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе. Эти особые процессы связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).2.Психическое тождественно физиологическому и представляет из себя не что иное, как физиологическую деятельность мозга. То есть психическоездесь этоособая сторона, свойство физиологических процессов мозга.3.Психическое обусловлено физиологической деятельностью мозга, но не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому как, например, социальное к биологическому и т.п.Таким образом, можно сделать выводы, чтона современном этапе своего развития вопрос о взаимосвязи мозга и психики, рассматривается в русле системного подхода. И с данной позициимозг- это система систем, то есть является иерархически соподчинённой структурной целостностью, где подчинённые системы выполняют более простые функции, а более сложные системы, в которые могут входитьи подчинённые системы, выполняют комплексные функции (это память, мышление, воображение и т.п.). Но стоит отметить, что при объединении элементов в системе, возникают функции, которые ранее не были присущи этим элементам по отдельности. А значит,вопросо строгой локализации той или иной функции не корректен.Мозг имеет многоуровневое строение,где каждый элемент в нем входит в определённую функциональную систему, и при выведении из строя одной системы, другая может в некоторых случаях компенсировать отсутствие другой наибольшей выраженностью своих функциональных проявлений (так происходит, например,когда при потере зрения обостряется слух).В настоящее время существующие физиологические исследования в сочетании с изучением анатомии и морфологии головного мозга привели к однозначномумнению –инструментом всех психических функций (мышления, памяти, воображения и т.п)является именно головной мозг.Нельзя изучать головной мозг человека, игнорируя психику как функцию мозга. И также невозможно научно изучать психику, не исследуя ее как функцию, как свойство мозга. Именно поэтому отечественная общая психология изучает мозг и психику в их единстве. ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕТаким образом,изучивисторию становления и развитиясовременных положений о взаимосвязи психики и мозга, приходимк следующим выводам:Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.Выделение психологии в самостоятельную науку с середины XIX века,созданиепервых программ (В. Вундт, И.М. Сеченов), специальных научно-исследовательских учреждений, позволило зародиться физиологическому направлению в изучении локализации высших психических функций.К середине XXвека, благодаря нейрофизиологическим и физиологическим исследованиям, мозг стал восприниматься не только как субстрат, который реализуетпсихические процессы, но и как система, воспринимающая, хранящая и перерабатывающая информацию.На современном этапе своего развития вопрос о взаимосвязи мозга и психики, рассматривается в русле системного подхода. И с данной позициимозгпредставляет собой систему систем, является иерархически соподчинённой структурной целостностью, где подчинённые системы выполняют более простые функции, а более сложные системы, в которые могут входитьи подчинённые системы, выполняют комплексные функции (это память, мышление, воображение и т.п.). В настоящее время существующие физиологические исследования в сочетании с изучением анатомии и морфологии головного мозга привели к однозначномумнению – инструментом всех психических функций (мышления, памяти, воображения и т.п)является именно головной мозг.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, исходя из проделанной работы,в соответствии с целью и гипотезой исследования, можем представить следующие выводы:Психофизиологическая проблема (связь психики и мозга) имеет давнюю историю, ей посвящено огромное число работ, вокруг нее не прекращаются острые дискуссии и до сих пор. Вся сущность психофизиологической проблемы хорошо выражена вопросом И.П. Павлова: «каким образом материя мозга производит субъективное явление?».Изучение данной проблемы в историческом контексте позволило выявить, что в историисвоего развития психофизиологическая проблема представлена в виде концепций независимости или тождества души и тела,психофизиологического параллелизма, психофизиологического взаимодействия, рефлекторной концепции психики, информационной концепции, концепции физиологических (нервных) основ психической деятельности. В ходе анализа данных концепций было обнаружено, чтосуществует связь между концепциями, доказывающими зависимость психики от деятельности мозга. В психологии античностидушаопределяласькакорганизующее начало, воздействующее на деятельность организма, то есть даже не имея никакой научной основы,показывающей связь психического и физического, в эпоху античностибыл выдвинут принцип активности психического отражения, который только в эпоху Средневековьяи Возрождения был дополнен первыми экспериментальными данными, показывающими зависимость поведения от материального субстрата, а также влияние психики на физиологическую составляющую организма. Для эпохи Нового времени, когда психология меняет свой предмет истановится наукой о сознании, вплоть доконца XVIII столетия в целом было характерно понимание душикак сознания, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. XIX- XXвекахарактеризуютсяростом физиологического знания, сопровождающегося событиями и изменениями в исследовании нервной системы, головного мозга, органов чувств, выделением психологического знания в самостоятельную науку, в связи с чем, механистические представления, характерные для эпохи Нового времени, постепенно уступали место представлениям о том, что душа является функцией мозга.В настоящее времянакоплен огромный эмпирический материла, который позволяет современным исследователям в данной областивыявить, что психика это не просто продукт деятельности мозга,между психикой и мозгом существует тесная двусторонняя взаимосвязь, не только мозг имеет влияние на психику, но и психика может воздействовать на мозг. Таким образом, врезультате изучения вопроса связи психики и мозга в историческом контексте, пришли квыводу, что еще с античных времен мыслители задавались проблемами взаимоотношений души (психики) и тела, но понадобилось много столетий, чтобыс помощью многочисленныхнаучных экспериментальных исследований в области психофизиологии, открытий в естествознании, рефлексологии и т.п. взаимосвязь психики и мозга стала очевидной: мозг является субстратом, реализующим психические функции. Стоит отметить, что в настоящее время психофизиологическая проблема сохраняет свою актуальность,и является одним из важнейших предметов исследований отечественных и зарубежных школ психологии, психофизиологии, философии конца XX и начала XXI века.Некоторые вопросывзаимоотношения психики и мозга до сих пор остаются открытым, и требуют серьезных научных исследований и открытий в науках для их решения.Таким образом, считаю, что цель работы достигнута,все задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлександров, Ю.И. Психологическое и Физиологическое: континуальность и/или дискретность? Текст. / Ю.И. Александров, Е.А. Сергиенко//Психологический журнал. -2003. - Т.24. -№6. - С.98-106.Альтман Я.А. Физиология: история и современность / Я.А. Альтман // Журн. высш. нервн. деят. - 1983. - Т. 1; №33. - С. 88-94.Базылевич Т. Ф. Еше раз о дифференциальной психофизиологии // Психологический журнал,2005/ №1.– 126 с.Большой психологический словарь. Издание 4-е, расширенное/Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Прайм-Еврознак. Москва; СПб., 2008.Бернштейн, Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса / Н.А. Бернштейн. - М.: Смысл, 2003. - 330 с.Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.Дубровский, Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения Текст. / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. 2002. - №10. - С. 92 -107.Еникеев, М.И. История развития психологии: учебное пособие / М.И. Еникеев. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 64 с.Ждан А.Н. История психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.Зейгарник, Б.В. Патопсихология/ Б.В. Зейгарник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Издательство Московского университета», 1986. - 287 с.Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология/Б.Д. Карвасарский. - 3-е изд.. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.Кушнаренко С.П., Кушнаренко Я.В. Античная философия: Учебное пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2003. – 58 с.Лурия А.Р. Проблемы динамической локализации функций мозга./ А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.С. Футер М 1968. - 333 с.Макарова З.В. Научная философия и психофизиологическая проблема // Новые идеи в философии Пермь, 2004.- Вып 13 (1).Макарова З.В. Проблема «души и тела» в современной Западной философии // электронное периодическое издание. -№10(26). -2006.Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М., «Флинта», 2007. – 400 с.Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие / Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.Морозов, А.В. История психологии: учебное пособие / А.В. Морозов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 288 с.Нагель. Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела//Вопросы философии. -2001 - №8 – С. 101-112Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-еизд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.Николаева Е.Н. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии / Е.Н. Николаева. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003. - 544 с.Павлов И.П. Мозг и психика/ Под ред. Ярошевского, М.: «МОДЭК», 1996. - 320 с.Пешкова В.Е. Мозг и психика: Теория системного подхода в психологии. - Издательский Дом: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 636 с.Помогайбин, В.Н. История психологии: лица, взгляды, концепции: учебное пособие / В.Н. Помогайбин. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 1999. - 197 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство«Питер», 2000. – 720 с.Рыжов, Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности / Б.Н. Рыжов. - М.: «Военное издательство», 2004. - 302 с.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672 с.Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. Введение в психофизиологию: учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология». - 6-е изд., стер. М.: Издательство «Флинта»,2014. -399 с.Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в.: учебное пособие / М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров, Ю.И. Психологическое и Физиологическое: континуальность и/или дискретность? Текст. / Ю.И. Александров, Е.А. Сергиенко//Психологический журнал. -2003. - Т.24. -№6. - С.98-106.
2. Альтман Я.А. Физиология: история и современность / Я.А. Альтман // Журн. высш. нервн. деят. - 1983. - Т. 1; №33. - С. 88-94.
3. Базылевич Т. Ф. Еше раз о дифференциальной психофизиологии // Психологический журнал, 2005/ №1. – 126 с.
4. Большой психологический словарь. Издание 4-е, расширенное/Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Прайм-Еврознак. Москва; СПб., 2008.
5. Бернштейн, Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса / Н.А. Бернштейн. - М.: Смысл, 2003. - 330 с.
6. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
7. Дубровский, Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения Текст. / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. 2002. - №10. - С. 92 -107.
8. Еникеев, М.И. История развития психологии: учебное пособие / М.И. Еникеев. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 64 с.
9. Ждан А.Н. История психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
10. Зейгарник, Б.В. Патопсихология/ Б.В. Зейгарник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Издательство Московского университета», 1986. - 287 с.
11. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология /Б.Д. Карвасарский. - 3-е изд.. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.
12. Кушнаренко С.П., Кушнаренко Я.В. Античная философия: Учебное пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2003. – 58 с.
13. Лурия А.Р. Проблемы динамической локализации функций мозга./ А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.С. Футер М 1968. - 333 с.
14. Макарова З.В. Научная философия и психофизиологическая проблема // Новые идеи в философии Пермь, 2004.- Вып 13 (1).
15. Макарова З.В. Проблема «души и тела» в современной Западной философии // электронное периодическое издание. - №10(26). - 2006.
16. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М., «Флинта», 2007. – 400 с.
17. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие / Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
18. Морозов, А.В. История психологии: учебное пособие / А.В. Морозов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 288 с.
19. Нагель. Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела//Вопросы философии. - 2001 - №8 – С. 101-112
20. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
21. Николаева Е.Н. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии / Е.Н. Николаева. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003. - 544 с.
22. Павлов И.П. Мозг и психика/ Под ред. Ярошевского, М.: «МОДЭК», 1996. - 320 с.
23. Пешкова В.Е. Мозг и психика: Теория системного подхода в психологии . - Издательский Дом: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 636 с.
24. Помогайбин, В.Н. История психологии: лица, взгляды, концепции: учебное пособие / В.Н. Помогайбин. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 1999. - 197 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. – 720 с.
26. Рыжов, Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности / Б.Н. Рыжов. - М.: «Военное издательство», 2004. - 302 с.
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672 с.
28. Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. Введение в психофизиологию: учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология». - 6-е изд., стер. М.: Издательство «Флинта», 2014. - 399 с.
29. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в.: учебное пособие / М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

Вопрос-ответ:

Какие представления о психике и ее связи с мозгом были у античных мыслителей?

Античные мыслители считали, что психика является нематериальной и связана с духовным миром. Они не уделяли значительного внимания связи мозга и психики, считая, что психические процессы происходят вне физического тела.

Как изучалась взаимосвязь психики и мозга в эпоху Средневековья и Возрождения?

В эпоху Средневековья и Возрождения возникли различные гипотезы о связи психики и мозга. Некоторые ученые предполагали, что психические процессы происходят в сердце, в то время как другие считали мозг основным органом, ответственным за психику. Однако научное изучение этой связи было ограничено и не имело четких ответов.

Какие идеи были выдвинуты в эпоху Нового времени относительно взаимосвязи психики и мозга?

В эпоху Нового времени возникли идеи о том, что мозг играет важную роль в формировании психических процессов. Некоторые ученые, такие как Рене Декарт, предполагали, что психика и мозг взаимодействуют друг с другом, но остаются отдельными сущностями. Однако четкой связи между мозгом и психикой также не было установлено.

Какие выводы можно сделать по главе, посвященной проблеме изучения взаимосвязи психики и мозга?

Из главы следует, что в разные исторические периоды существовали различные представления о связи между психикой и мозгом. В античности и Средневековье считали, что психика нематериальна и не связана с мозгом. В эпоху Нового времени начались исследования, которые позволили предположить, что мозг играет роль в формировании психических процессов, но точной связи не удалось установить.

Какие представления о психике и ее связи с мозгом можно найти у античных мыслителей?

Античные мыслители, такие как Платон и Аристотель, полагали, что психика и мозг тесно связаны. Они считали, что мозг является органом, через который психика проявляется и функционирует. Платон предполагал, что душа находится в голове, а Аристотель считал, что мозг является центром восприятия и мышления.

Какие исследования были проведены в эпоху Средневековья и Возрождения для изучения взаимосвязи мозга и психики?

В эпоху Средневековья и Возрождения было проведено немного исследований по данной теме. Большинство идеи были основаны на философских представлениях, и медицинский аспект был менее выражен. Однако некоторые мыслители, такие как Гален, продвинулись в изучении мозга и его связи с психикой, описывая различные его части и функции.

Какие изменения произошли в исследованиях взаимосвязи мозга и психики в эпоху Нового времени?

В эпоху Нового времени было проведено больше исследований, связанных с изучением анатомии и физиологии мозга. Ученые, такие как Галл и Бродман, разработали карты мозга и описали его функции. Это помогло установить более прочную связь между мозгом и психикой и дало начало развитию современных представлений о взаимосвязи этих двух понятий.

Какие выводы можно сделать по данной главе?

Из данной главы следует, что идеи о связи между мозгом и психикой развивались на протяжении многих веков. Античные мыслители начали интересоваться этой проблемой, а в последующие эпохи проводились различные исследования, которые привели к появлению современных представлений о взаимосвязи мозга и психики.

Какие представления о психике и ее связи с мозгом были у античных мыслителей?

Античные мыслители рассматривали психику как неотъемлемую часть человека, связанную непосредственно с его душой. Они считали, что мозг является средством, через которое проявляется душевная активность. Учение Гиппократа, например, предполагало, что различные психические состояния и болезни связаны с определенными изменениями в мозге.

Какое изучение взаимосвязи психики и мозга было проведено в эпоху Средневековья и Возрождения?

В эпоху Средневековья и Возрождения интерес к изучению психики и мозга был преимущественно философским. Многие мыслители, такие как Рене Декарт и Томас Аквинский, предполагали, что психика и мозг существуют отдельно и имеют различную природу. Однако некоторые ученые, вроде Леонардо да Винчи и Иоганнаеса Кеплера, пытались исследовать физическое основание психики, изучая мозг и нервную систему.

Каково представление о взаимосвязи мозга и психики в эпоху Нового времени?

В эпоху Нового времени развитие научного подхода привело к появлению новых представлений о взаимосвязи мозга и психики. Учение Джона Локка, например, подчеркивало значение опыта и чувственных восприятий в формировании психических функций. Вместе с тем, работа Ивана Павлова и Сигмунда Фрейда привела к пониманию, что мозг и нервная система являются физиологическими основами психических процессов и состояний.

Какие выводы можно сделать по главе о проблеме изучения взаимосвязи психики и мозга в историческом контексте?

Исходя из представлений античных мыслителей, эпохи Средневековья и Возрождения, а также Нового времени, можно сделать вывод, что представления о связи мозга и психики существенно менялись на протяжении истории. От рассмотрения психики как непосредственно связанной с душой до осознания ее физиологической основы. Это свидетельствует о прогрессе в понимании природы психических процессов и их связи с мозгом.