РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 55 + 55 источников
- Добавлена 27.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования регулирующей функции психики 5
1.1 Эмоциональная регуляция 5
1.2 Волевая регуляция 15
1.3 Познавательная регуляция 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Обладание эмоциональной компетентностью, эмоциональная зрелость может значительно продвинуть нас на пути к успеху.
Компания Talentsmart, которая провела тестирование эмоционального интеллекта почти миллиона людей, утверждает, что эмоциональная компетентность оказывает огромное влияние на личный и профессиональный успех. По их данным, положительный результат в любой работе зависит от EQ на 58%, более 90% высоко успешных людей обладают высокими показателями EQ. Доходы тех, кто показали высокие результаты в тестировании, превышают средний доход всех протестированных.
То есть, статистика доказывает, что работа над своим эмоциональным интеллектом приведет нас к росту доходов!
Так из чего же состоит EQ и как его повышать?
Четыре составляющие эмоционального интеллекта:
Вот мы и добрались до понятия «эмоциональные компетенции». Приведенная ниже таблица показывает, как формируются четыре базовые эмоциональные компетенции по версии компании Talentsmart.
Что я вижу Что я делаю Личные
компетенции Самоосознание Управление собой Социальные компетенции Понимание других Управление отношениями
Самосознание – это понимание себя, своих эмоций, причины их возникновения, продолжительности и интенсивности своих эмоциональных всплесков.
Управление собой – это самоконтроль в эмоциональной области, тренировка навыков контроля своих эмоций. При этом не обязательно их подавления, но управления ими в своих интересах. Ведь ситуации бывают разные: иногда эмоции надо канализировать в безопасное русло, а иногда эмоции полезно вызвать или симулировать.
Понимание других – это внимательное отношение к эмоциональному контексту общения, понимание причин и последствий эмоций других людей.
Управление отношениями – в данном контексте это управление эмоциями других людей.
Теорией сознания психологи всего мира интересовались на протяжении нескольких веков. Многим хотелось разгадать «центральную тайну человеческой психики». Но каждый исследователь понимал сознание с точки зрения своих позиций и развиваемых теорий.
Сознание являлось в психологии неким условием протекания психических процессов. Так, согласно позиции В. Вундта, сознание, заключается в том, что все психические состояния человек находит в себе, и потому не может познать сущность познания. Сознание бескачественно, потому что оно само и есть качество – качество психических явлений и процессов (Г. Стаут).
Особое положение в системе знаний занимает теория сознания, французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Е. ДеРоберти, М. Хальбвакс). Ее основная идея, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием чего его психика социализируется. Эта психика и есть его сознание. Здесь сознание отождествляется со знанием: сознание – это «со-знание», т.е. продукт общения сознаний.
Другое направление попыток психологического понимания сознания состоит в представлении его в качестве условия внутренней психической жизни (Т. Липпс). Объединение психических функций, способностей и свойств – это и есть сознание; оно поэтому одновременно есть и самосознание.
Особое мнение на теорию сознания, как и на многое другое было у З. Фрейда. Он выводит проблему сознания за сферу непосредственно психологии. У него главная инстанция, представляющая сознание – «сверх-Я», - по существу является метапсихическим. Изначально в теории З. Фрейда отдавалась дань социальному началу в человеке, при этом общественная, моральная сторона человеческой психики была чем-то внешним по отношению к ее природной сущности. Она представлялась небольшим сознательным островком в мире бессознательно бушующих страстей, и функция сознания ограничивалась только цензурой, сознание выступало как средство консервации детских стремлений, но тем не менее это было нечто взятое от реальности, противопоставленное инстинктивному началу человека.
В новых теориях психоанализа (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливан) отмечается стремление уйти от биологизаторского понимания человеческой личности и попытки найти место социальным факторам ее развития. Это заключалось с одной стороны в ограничении роли сексуального влечения, а с другой - в поиске других несексуальных сил, движущих человеческим поведением. Подчеркивались такие побуждения, которые определяются характером взаимоотношений человека с обществом. У Адлера - это было стремление к самоутверждению, у Юнга – некое нравственное начало, которое ограничивает и трансформирует сексуальное влечение не снаружи, а изнутри. У современных неофрейдистов - это исходный страх или беспокойство, возникающие при столкновении человека с враждебной ему окружающей действительностью. Непреодолимыми и наиболее острыми они считают конфликты человека со своими притязаниями, с переоценкой или недооценкой своей личности, т.е. с самим собой. В этом конфликте между «самоидеализацией» и «самореализацией» они видят источник всех внутренних проблем, которые часто делаются неустранимыми.
Г. Салливана считал, что все психические процессы, все формы поведения и привычки являются «динамизмами». В конечном итоге они составляют «Я-систем» человека. Например: «Я-хороший» или «Я-плохой». «Я-система» берет контроль над поведением человека. Она чрезвычайно консервативна и препятствует перестройке личности, но несмотря на это придает ей известную устойчивость и целеустремленность.
Интересную психологическую концепцию личности создал Карл Роджерс. Центральным звеном в структуре личности и ее формировании в его теории является самосознание и самооценка человека. Еще в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, и, самое главное, в результате «оценочного взаимодействия с другими людьми, у него создается представление о самом себе и самооценка. Все дальнейшее поведение человека, его жизненный опыт, его развитие, структура его личности согласуется с его самооценкой. Одно из основных условий здоровой психики индивида, по К. Роджерсу, - это его гибкость в оценке самого себя, и в умении с учетом опыта изменять ранее возникшую систему ценностей.
У.Джеймс первым из психологов разрабатывал проблематику «Я-концепции». Личностное «Я» в его работах - это двойственное образование. Одна сторона – это чистый опыт индивида. Другая – это содержание данного опыта. То есть, человек обладает сознанием и одновременно осознает себя, как один из элементов действительности.
В первые десятилетия двадцатого века исследования «Я-концепции» перемещаются в область социологии. В исследованиях Чарльза Кули и Дж. Мида ориентиром для «Я-концепции» является «Я» другого человека, т.е. представление о себе закладываются на основе того, что о нем думают другие. «Я-каким-меня-видят-другие», «Я-каким-я-сам-себя-вижу» очень сходны по содержанию. Ч. Кули предлагает теорию «Зеркальное Я», когда представления о себе возникают на основе взаимодействия с другими людьми. Такие отношения порождают обратную связь для самооценки.
Вообще-то, о важности эмоционального самовыражения для выживания и адаптации писал еще Чарльз Дарвин. Но глубоко этой темой ученые начали заниматься лишь тогда, когда стало совершенно очевидно, что пресловутый тест на IQ (уровень интеллекта) не объясняет успехи людей в работе и жизни. Увы, не существует устойчивой корреляции между высоким уровнем интеллекта и успешностью.
Заключение
Эмоциональная компетентность – это сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением. Эмоциональная компетентность прежде всего трактуется как подструктура социального интеллекта, однако отличается от последнего тем, что включает глубинные эмоции, значимые для личностного роста.
Проблема самосознания и самооценки с давних времен интересовали исследователей. Создано значительное количество теорий и концепций, по-разному объясняющих формирование и структуру самосознания и самооценки. Среди них, в зарубежной психологии, это - учения В. Вундта, французской социологической школы, З.Фрейда и другие теории психоанализа, К. Роджерс, У. Джеймс, Ч. Кули, Дж.Мид, К. Левин,К. Роджерс и другие.
В зарубежной психологии проявлялся интерес сначала к сознанию, а затем и к самосознанию личности. Развитие «Я-концепции» - наиболее ярко представлена у представителей психоанализа, психоаналитической школы, интеракционизма (К. Рождерс, А. Маслоу, У.Джеймс, Дж. Мид, Ч. Кули). С середины прошлого века также начала формироваться теория воли, где понятие «Я» рассматривается как структурная единица личности.
В нашей стране вопросы развития самосознания нашли отражение в работах, статьях, монографиях представителей самых разных отечественных психологических школ Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Зеньковского, И.С. Кона, Л.Н. Леонтьева, Б.Г.Ломова, С.Р. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой, О.Ф. Фроловой, П.И. Чуприковой и др.
Выготский Л.С. анализировал проблему развития самосознания в общефилософском плане, решающим моментом развития личности ребенка, по его мнению, является осознание своего «Я». Новым этапом в понимании теории «Я» явились разработки А.Н. Леонтьева и его школы. В отечественной психологии существует два основных подхода в исследовании самооценки: самооценка как структурный компонент самосознания и самооценка как личностное образование.
Исследования в области самосознания широко развивались на протяжении нескольких веков и в настоящее время получают широкое распространение в психокоррекционных методиках.
Самосознание имеет уровневое строение: - соотнесение знания о себе рамках сопоставления «Я» и «другой»; - соотнесение знания о себе в рамках «Я» и «Я». Компоненты самосознания: Я-образ и самоотношение; самопознания, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения.
Список использованной литературы
Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. — СПб.: Питер, 2012.
Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент: — М.,: ЮНИТА-ДАНА, 2012.
Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 57 — 65.
Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 78 — 86.
Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 288 с.
Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте / И.Н. Андреева // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы респ. науч.-практ. конф., Брест, 30 - 31 янв. 2004 г.; ред. А.В. Северин. - Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2004. - С. 12 - 13.
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
Березовская, Т. Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении (гендерный аспект) / Т. Березовская // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-й межд. науч.-практ. конф., Минск, 6-7 нояб. 2002 г.; ЖИ «ЭНВИЛА». - Минск, 2003. - С. 196 - 198.
Вахрушева, Л.Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости: Автореферат дисс. канд. психол. наук; Российский ГГУ. – М.: Изд-во РГГУ, 2011. – 20 с.
Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф. - СПб.: Изд-во СПГУ, 1999. - С. 25 - 26.
Гоулман Д. С чего начинается лидер. — М. Альпина Бизнес Букс, 2012.
Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2013.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. — М.: «АСТ», 2009.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014.
Деревянко, С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов / С.П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. - 2007. - № 1(9). - С. 92 - 95.
Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2012.
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
Зейгарник, Б.В. Саморегуляция в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. - 1989. - № 2. - С. 12 - 24.
Иванова, Е.С. Естественная и сформированная динамика эмоционального интеллекта старших школьников / Е.С. Иванова // Наука и современность. – 2011. - № 12 (2). – С. 129-134.
Иванова, Е.С. Количественные и содержательные характеристики вербализации эмоций в школьном возрасте / Е.С. Иванова // Известия Уральского федерального университета. – 2011. – Том 95. - № 4. – С. 180-188.
Иванова, Е.С. Половозрастные особенности эмоционального интеллекта и его структурных компонентов / Е.С. Иванова // Образование и наука. – 2011. - № 7. – С. 65-74.
Изард, К. Психология эмоций / К. Изард; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2011.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.
Кабатченко Т. С. Психология управления: — М.,: Педагогическое общество России, 2010.
Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство / А.В. Карпов // Психол. журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45 - 57.
Качалко, В.Б. Корреляционный анализ качеств творческой личности / В.Б. Качалко, В.В. Гульчик // Психология. - 2003. - № 2. - С. 76 - 81.
Кетс де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Врис. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 311 с.
Кон, И.С. Психология ранней юности / И.И. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 253 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Уч. Пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
Кумскова, Т.М. Эмоциональный интеллект: проблема понимания эмоций / Т.М. Кумскова // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов, Санкт-Петербург, 18 - 20 апр. 2002 г.; под ред. Б.В. Чеснокова. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2002. - С. 22 - 24.
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
Лурия, А.Р. Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций / А.Р. Лурия // Этапы пройденного пути: науч. автобиогр. / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 110 - 121, 130 - 138.
Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - М.: ИП РАН, 2004. - С. 129 - 140.
Малкина – Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. (Справочник практического психолога) – М.: Изд-во Эксмо, 2010.
Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М.А. Манойлова. - Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с.
Манфред Кэ де Ври Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. — М.: «Альпина Паблишер», 2011.
Мещерякова, И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе: Автореферат дисс. канд. психол. наук; Воронежский ГПУ. – Курск: Изд-во КГУ, 2011. – 23 с.
Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А.Д. Наследов. - СПб.: Питер, 2005. - 416 с.
Носенко, Э.Л. Формирование эмоционального интеллекта как фактора предупреждения стрессовых состояний у детей / Э.Л. Носенко, А.М. Чоботарь, О.Б. Элькинбард // Наука i освгга. - 2000. - Спец. вип. - С.190 - 192.
Петровская, А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / А.В. Петровская. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2007. - 27 с.
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учебное пособие / МЧС России, ЦЭПП; ред. Ю. С. Шойгу. - М.: Смысл, 2009.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713 с.
Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю.В. Саенко. - СПб.: Речь, 2010. - 232 с.
Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: уч. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.
Семеновских, Т.В. Влияние эмоционального интеллекта на выбор тактики самопрезентации студентами направления подготовки «Психология» / Т.В. Семеновских, В.А. Маслякова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Том 20. – С. 3486-3490.
Сергиенко Е.А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 176 с.
Стивен Дж. Стейн Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2010.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2012.
Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6 - 20.
Юсупова, Г.В. Природа эмоционального интеллекта и его составляющие / Г.В. Юсупова // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов, 18 - 20 апр. 2002 г. - СПб.: Изд-во СПГУ, 2002. - С. 51 - 52.
2
1) Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. — СПб.: Питер, 2012.
2) Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент: — М.,: ЮНИТА-ДАНА, 2012.
3) Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 57 — 65.
4) Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 78 — 86.
5) Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 288 с.
6) Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте / И.Н. Андреева // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы респ. науч.-практ. конф., Брест, 30 - 31 янв. 2004 г.; ред. А.В. Северин. - Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2004. - С. 12 - 13.
7) Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
8) Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
9) Березовская, Т. Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении (гендерный аспект) / Т. Березовская // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-й межд. науч.-практ. конф., Минск, 6-7 нояб. 2002 г.; ЖИ «ЭНВИЛА». - Минск, 2003. - С. 196 - 198.
10) Вахрушева, Л.Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости: Автореферат дисс. канд. психол. наук; Российский ГГУ. – М.: Изд-во РГГУ, 2011. – 20 с.
11) Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф. - СПб.: Изд-во СПГУ, 1999. - С. 25 - 26.
12) Гоулман Д. С чего начинается лидер. — М. Альпина Бизнес Букс, 2012.
13) Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2013.
14) Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013.
15) Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. — М.: «АСТ», 2009.
16) Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014.
17) Деревянко, С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов / С.П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. - 2007. - № 1(9). - С. 92 - 95.
18) Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2012.
19) Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
20) Зейгарник, Б.В. Саморегуляция в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. - 1989. - № 2. - С. 12 - 24.
21) Иванова, Е.С. Естественная и сформированная динамика эмоционального интеллекта старших школьников / Е.С. Иванова // Наука и современность. – 2011. - № 12 (2). – С. 129-134.
22) Иванова, Е.С. Количественные и содержательные характеристики вербализации эмоций в школьном возрасте / Е.С. Иванова // Известия Уральского федерального университета. – 2011. – Том 95. - № 4. – С. 180-188.
23) Иванова, Е.С. Половозрастные особенности эмоционального интеллекта и его структурных компонентов / Е.С. Иванова // Образование и наука. – 2011. - № 7. – С. 65-74.
24) Изард, К. Психология эмоций / К. Изард; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
25) Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2011.
26) Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.
27) Кабатченко Т. С. Психология управления: — М.,: Педагогическое общество России, 2010.
28) Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство / А.В. Карпов // Психол. журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45 - 57.
29) Качалко, В.Б. Корреляционный анализ качеств творческой личности / В.Б. Качалко, В.В. Гульчик // Психология. - 2003. - № 2. - С. 76 - 81.
30) Кетс де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Врис. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 311 с.
31) Кон, И.С. Психология ранней юности / И.И. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 253 с.
32) Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Уч. Пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
33) Кумскова, Т.М. Эмоциональный интеллект: проблема понимания эмоций / Т.М. Кумскова // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов, Санкт-Петербург, 18 - 20 апр. 2002 г.; под ред. Б.В. Чеснокова. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2002. - С. 22 - 24.
34) Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
35) Лурия, А.Р. Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций / А.Р. Лурия // Этапы пройденного пути: науч. автобиогр. / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 110 - 121, 130 - 138.
36) Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - М.: ИП РАН, 2004. - С. 129 - 140.
37) Малкина – Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. (Справочник практического психолога) – М.: Изд-во Эксмо, 2010.
38) Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М.А. Манойлова. - Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с.
39) Манфред Кэ де Ври Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. — М.: «Альпина Паблишер», 2011.
40) Мещерякова, И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе: Автореферат дисс. канд. психол. наук; Воронежский ГПУ. – Курск: Изд-во КГУ, 2011. – 23 с.
41) Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А.Д. Наследов. - СПб.: Питер, 2005. - 416 с.
42) Носенко, Э.Л. Формирование эмоционального интеллекта как фактора предупреждения стрессовых состояний у детей / Э.Л. Носенко, А.М. Чоботарь, О.Б. Элькинбард // Наука i освгга. - 2000. - Спец. вип. - С.190 - 192.
43) Петровская, А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / А.В. Петровская. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2007. - 27 с.
44) Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
45) Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.
46) Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учебное пособие / МЧС России, ЦЭПП; ред. Ю. С. Шойгу. - М.: Смысл, 2009.
47) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713 с.
48) Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю.В. Саенко. - СПб.: Речь, 2010. - 232 с.
49) Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: уч. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.
50) Семеновских, Т.В. Влияние эмоционального интеллекта на выбор тактики самопрезентации студентами направления подготовки «Психология» / Т.В. Семеновских, В.А. Маслякова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Том 20. – С. 3486-3490.
51) Сергиенко Е.А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 176 с.
52) Стивен Дж. Стейн Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2010.
53) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2012.
54) Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6 - 20.
55) Юсупова, Г.В. Природа эмоционального интеллекта и его составляющие / Г.В. Юсупова // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов, 18 - 20 апр. 2002 г. - СПб.: Изд-во СПГУ, 2002. - С. 51 - 52.
Вопрос-ответ:
Какую регулирующую функцию может выполнять психика?
Психика может выполнять эмоциональную регуляцию, волевую регуляцию и познавательную регуляцию.
Что такое эмоциональная регуляция?
Эмоциональная регуляция - это способность контролировать и управлять своими эмоциями и выражать их адекватно в различных ситуациях.
Что такое волевая регуляция?
Волевая регуляция - это способность управлять своими мыслями, поведением и реакциями, подавлять нежелательные импульсы и действовать согласно своим целям и ценностям.
Что такое познавательная регуляция?
Познавательная регуляция - это способность контролировать и регулировать свои познавательные процессы, такие как внимание, восприятие, память, мышление и решение проблем.
Как эмоциональная компетентность может повлиять на успех?
Компания Talentsmart, проведя тестирование эмоционального интеллекта, утверждает, что эмоциональная компетентность оказывает огромное влияние на личный и профессиональный успех.
Какую роль играет эмоциональная регуляция в жизни человека?
Эмоциональная регуляция играет важную роль в жизни человека. Она помогает контролировать и управлять своими эмоциями, а также приспособиться к различным ситуациям и стрессовым ситуациям.
Что такое волевая регуляция и как она работает?
Волевая регуляция - это способность контролировать свои действия и поведение, несмотря на наличие внешних и внутренних препятствий. Она работает путем активации сознательного контроля и управления своими мыслями, эмоциями и поведением.
В чем заключается познавательная регуляция?
Познавательная регуляция относится к способности контролировать и управлять своим когнитивным процессом. Она включает в себя способность концентрироваться, обрабатывать информацию, принимать решения и решать проблемы.
Как эмоциональная компетентность может повлиять на успех в жизни?
Эмоциональная компетентность может значительно повлиять на успех в жизни. Она помогает лучше управлять эмоциями, эффективно общаться, строить и поддерживать отношения, а также решать проблемы и принимать решения.