Проблема нормы и патологии в специальной психологии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 27 27 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 01.03.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Современные концепции и взгляды на проблему нормы и патологии в специальной психологии: аналитический обзор
1.1.Норма и патология: определение понятий
1.2. Историческое описание развития подходов сравнительных исследований нормы и патологии
1.3.Нейропсихологический анализ проблемы нормы и патологии
Заключение
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

П. Павлов отмечал, что протекающие в нормальных условиях психические процессы настолько слитны, что разложение их на составляющие не только чрезвычайно сложно, но и малодостоверно. Патологическое же часто открывает нам, разлагая и упрощая, то, что заслонено от нас, слитное и усложненное в норме.Антилокализационисты утверждали, что все области мозга равноответственны (эквипотенциальны).Впервые Хьюлинг Джексон высказал мысль о том, что мозговая организация психических процессов бывает разная в зависимости от сложности психических процессов.Возможно, именно Джексон натолкнул А.Р.Лурию на идею о функциональной организации мозговой деятельности. Функции имеют разную структуру организации.А.Р. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения различных отделов левого полушария мозга (у правшей), выделяет несколько типов нарушений интеллектуальной деятельности. Левая височная область - на фоне сенсорной или акустико-мнестической афазии грубо нарушаются те смысловые операции, которые требуют постоянного опосредующего участия речевых связей. У данных больных при сохранности непосредственного пониманиянаглядно-образных и логических отношений нарушена способность выполнять последовательныедискурсивные вербальные операции. Теменно-затылочные отделы - выпадение оптико-пространственного фактора приводит кдефектам пространственного анализа и синтеза отдельных элементов в группы. В подобных случаях страдает гностическая сторона мыслительной деятельности. Возникают трудности там, где при решении интеллектуальных задач необходимо выделение наглядных признаков объектов и их пространственных отношений.Премоторные отделы левого полушария - при их повреждениях страдает временная организация всех психических актов, включая и интеллектуальные, что выражается в изменениях динамики мыслительного процесса. Патология проявляется в инертности, замедленности процесса понимания речи. В качестве механизма, опосредующего эти нарушения понимания, выступают нарушения внутренней речи - развертывания речевого замысла и процесса свертывания Лобные префронтальные отделы - их поражения сопровождаются нарушениями интеллектуальных процессов в широком диапазоне - от бессимптомных случаев до грубых дефектов. Этонарушения порождения мыслительной деятельности, аномалии организации, программирования, атакже регуляции протекания мышления.Медиобазальные отделы лобной области - дефекты интеллектуальной деятельности сводятся к феноменам, производным от нарушений неспецифического внимания и памяти, распространяющимся как на обработку невербальных, так и вербально-логических задач. Такие больные обнаруживают плохую ориентировку в месте, времени и ситуации, особенно заметную в остром периоде заболевания.Таблица 4Симптоматика дисфункции правого и левого лба по А.Р. ЛурияДисфункция левой лобной долиДисфункция правой лобной доли - дефицит программирования- персеверации (застревание)- задержка речевого развития (обедненная речь)- упрощение программы- амимия- эмоциональная скудость- нарушение функции контроля- конфабуляция (повышенное фантазирование)- искажения- гиперпродукция (напр., гиперэмоции)Рассмотрим нейропсихологическую типологию онтогенеза.1. Нормальный (типичный) онтогенез правшей. Предполагается нормативное созревание мозговых структур.2. Онтогенез по типу несформированности.Вариант нормального онтогенеза. Нет первичных нейропсихологических дефектов внимания, памяти, праксиса…В онтогенезе по типу несформированности выделяют3 синдрома несформированности:а) недостаточность функций программирования, контроля и управляемой системы активации. Незрелость лобных структур, 1-го блока.Отличительный признак: несформированность регуляторного звена в собственной речи. Например, когда индивид соединяет то, что он делает, с тем, что он говорит.Феноменология: склонность к упрощению программ, отвлекаемость, стремление использовать опоры для собственной деятельности.Всякая стрессовая ситуация разваливает деятельность.б) несформированность уровня регуляции психики.Анатомическая основа: морфофункциональная незрелость связи между корковыми и подкорковыми структурами.Отличительные признаки: диссоциация (несоответствие) деятельностей различных уровней сложности. Например: хорошая речь, хорошая память – но повышенная истощаемость. Колебания внимания.Речь всегда в норме. Максимум, что страдает, - отдельные звуки.Аффективные срывы, истерики. Психосоматические нарушения.Этот синдром определяется в 7-10 лет. До школы специалистами может определяться как норма, после 10 лет может быть самокомпенсация.При нейропсихологическом исследовании результаты будут зависеть от функционального состояния индивида. Если функциональный спад – плохие память, внимание…Синдром школьной дезадаптации, как правило у таких детей, будет проходить с психосоматикой. Первые 2 года – в основном вегетативные симптомы. Все это может продолжаться до подросткового возраста. В подростковом возрасте в связи с гормональными изменениями может усилиться, но затем проходит.Степень аутокомпенсации зависит от социума:- если нервная, дерганная, неуравновешенная мама – ребенок выйдет психопатом- если мама спокойная и любящая – выровняется.в) недоразвитие внутри- и межполушарных мозговых связей, т.е. не отдифференцированы связи между правым и левым полушарием.Главные признаки:- несформированность межполушарных локусов контроля. Отсюда – дефицит пространственных функций;- нестабильность звуко-буквенного анализа: оральный, кинетический праксис, фонематический слух – в норме, но нет фонематического восприятия.Часто этих детей причисляют к аномальному онтогенезу либо к задержкам развития.Требуется специальная коррекционная работа.3. Атипичный онтогенез левшейНет двух одинаковых левшей. И о них нельзя говорить однозначно. Например, распространено мнение, что основные речевые центры у левшей расположены в правом полушарии. Однако, это далеко не всегда так.Левшей не нужно лечить.Амбидекстры ближе к левшам по онтогенезу.4. Анормальный (патологический) онтогенез. Была патология мозга. Мозг ребенка развивается изнутри наружу. Когда у него выбивается какой-либо «кирпичик», строящееся «здание» уже не будет полноценным. Развитие вверх изначально ограничено (ЗПР, олигофрения – нет абстрактно-логического мышления). Вектор действия дефекта – снизу вверх. Поэтому у ребенка следует определить сохранный фундамент.У взрослых – наоборот – выбитый кирпичик провоцирует ухудшение работы того, что ниже. Вектор действия дефекта – сверху вниз.В целом нейропсихологический анализ, в соответствии с моделью подразделения мозга на 3 основных структурно-функциональных блока, дает информацию:1. О состоянии энергетического обеспечения психической деятельности или регуляции уровня активности мозга. При дисфункции этого блока резко выражены утомляемость, колебания внимания и работоспособности.2. О возможностях операциональной деятельности: приема, переработки и хранения зрительной, слуховой, кинестетической и полимодальной (в том числе зрительно-пространственной) информации.3. О состоянии процессов программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности – всех произвольных действий, в том числе серийной организации движений и действий.Методы нейропсихологической диагностикипозволяют за внешним сходством симптомов: вскрывать их внутреннее различиеустанавливать связь выявленных дефектов развития с патологией, дисфункцией или особенностями строения определенных отделов мозга или своеобразием (нарушением) функционального состояния выявлять неспецифические нейродинамические особенности мозговой деятельности – подвижность психических процессов, темп, работоспособность.ЗаключениеТаким образом, значение результатов сравнительных исследований нормы и патологии для психологической науки состоит в выявлении общих закономерностей. Согласно Л.С. Выготскому, главные закономерности психическогоразвития остаются принципиально общими как для случаевнормы, так и патологии. На этой основе ведутся исследования выявлению модально-неспецифических, модально-специфическихи индивидуально-типологических. Согласно В.И. Лубовскому, выявленное нарушение не может рассматриваться изолированно, а должно учитывать особенности психическогоразвития детей с теми или иными отклонениями.В практике довольно часто встречаются комплексные нарушения в развитии индивида: нарушения интеллектуальногоразвития с одновременной патологией зрения и (или) слуха,расстройство опорно-двигательного аппарата в сочетании сумственным недоразвитием и т. д. Появление комплексных нарушений в развитии психики ставит вопрос о спецификеобучения и воспитания подобных детей, а это, в своюочередь, стимулирует проведение исследований своеобразияих психического развития. Следовательно, роль сравнительных исследований нормы и патологии для практики состоит в том, что, выявленные закономерности в психическом развитии детей, позволяютдифференцировать процесс обучения этих детей, строитьадекватные и эффективные коррекционные программы дляработы с ними, создать условия, препятствующие появлениюновых отклонений - проводить психопрофилактику.Анализ литературных источников позволил обобщить представления о понятиях нормы и патологии в трудах зарубежных и отечественных ученых.Понятие нормы и патологии можно свести к трем взаимосвязанным критериям специальной психологии.Первый - это социально-психологический подход. Суть в том, что социальные нормы являются критерием поведения и поступков индивида; их стойкое нарушение (отход от социальной нормы) является показателем патологии, т.е. к патологии можно отнести отклонения от средней нормы. Второй – психофизиологический. Основные отклонения от нормы рассматриваются с точки зрения функционального нарушения. Примерами патологии могут быть нарушения психомоторной деятельности, речевых, слуховых, зрительных особенностей индивида. Третий – психолого-педагогический подход, в котором определение нормы и патологии рассматривается с позиций ребенка,не имеющего отклонений или с отклонением от нормы, в контексте обучения и воспитания.Список литературыБратусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ, 1999Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.Лебединский В.И. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.Лубовский В. И.,. Розанова Т. В, Солнцева Л. И. и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. - М., 2003Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития /Сост. и общ. ред. В.М Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. – М., 1990.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. Спб., 2000.

Список литературы

1.Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988
2.Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ, 1999
3.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
4.Лебединский В.И. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
5.Лубовский В. И.,. Розанова Т. В, Солнцева Л. И. и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М. : Изд. центр «Академия», 2005.
6.Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. - М., 2003
7.Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
8.Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития /Сост. и общ. ред. В.М Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.
9.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
10.Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. – М., 1990.
11.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.
12.Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003.
13.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. Спб., 2000.


Вопрос-ответ:

Что такое норма и патология в специальной психологии?

В специальной психологии норма - это уровень функционирования психических процессов и поведения, который считается оптимальным для данной группы людей. Патология, в свою очередь, означает нарушение функционирования психических процессов и поведения, которое выходит за пределы нормы.

Как развивались подходы к сравнительным исследованиям нормы и патологии?

Исторически подходы к сравнительным исследованиям нормы и патологии развивались, проходя от традиционного физиологического подхода и механистических концепций к биологическим и психологическим подходам. В настоящее время акцент делается на комплексном анализе патологических состояний с учетом различных факторов.

Какую роль играет нейропсихологический анализ в проблеме нормы и патологии?

Нейропсихологический анализ помогает понять, какие изменения происходят в нервной системе при нарушениях функционирования психики. Это позволяет выявить связи между нервными процессами и патологическими состояниями, что в свою очередь способствует разработке эффективных методов диагностики и лечения психических расстройств.

Каковы основные результаты аналитического обзора проблемы нормы и патологии?

Основные результаты аналитического обзора показывают, что понятия нормы и патологии в специальной психологии являются комплексными и многогранными. Развитие подходов к сравнительным исследованиям нормы и патологии проходило через традиционные и новые методы анализа. Нейропсихологический анализ играет важную роль в понимании проблемы.

Где можно найти дополнительную информацию по проблеме нормы и патологии в специальной психологии?

Дополнительную информацию по проблеме нормы и патологии в специальной психологии можно найти в перечисленных в списке литературы источниках. Там представлены работы различных авторов, которые подробно исследуют данную проблему.

Какие концепции и взгляды существуют на проблему нормы и патологии в специальной психологии?

Существует несколько концепций и взглядов на проблему нормы и патологии в специальной психологии. Некоторые из них включают биологические, социальные и культурные аспекты исследования. Одни психологи считают, что норма и патология являются взаимопроникающими и взаимосвязанными понятиями, другие же считают их отдельными и независимыми конструктами. Также существуют различные подходы к определению нормы и патологии, что представляет собой ещё одну проблему в специальной психологии.

Каковы основные этапы исторического развития подходов к исследованию нормы и патологии в специальной психологии?

Историческое развитие подходов к исследованию нормы и патологии в специальной психологии можно выделить на несколько этапов. На первом этапе исследования были ориентированы на изучение нормальных психологических явлений и развитие понятия нормы. На втором этапе началось сравнительное изучение нормального и патологического, а также исследование патологий как дезадаптивных состояний. Третий этап характеризуется применением нейропсихологического анализа для изучения нормы и патологии в специальной психологии.

Какой подход используется для нейропсихологического анализа проблемы нормы и патологии?

Для нейропсихологического анализа проблемы нормы и патологии в специальной психологии используется комплексный подход, включающий в себя изучение биологических, психологических и социальных факторов. Он основывается на исследовании структуры и функций различных областей мозга, а также активности нервной системы в целом. Такой подход позволяет получить более глубокое понимание природы нормы и патологии в специальной психологии.

Какие определения предлагаются для понятий "норма" и "патология" в специальной психологии?

В специальной психологии для понятия "норма" предлагается определение, согласно которому норма - это уровень психического развития, который считается типичным для определенной возрастной группы или популяции. Патология, в свою очередь, описывается как отклонение от этого типичного уровня развития, что свидетельствует о наличии психических расстройств или отклонений.