Исследование словесно-логического мышления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 32 32 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 27.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы к изучения словесного-логического мышления 6
1.1. Сущность мышления как познавательного процесса 6
1.2. Характеристика словесно – логического мышления 11
Выводы 15
Глава 2. Изучение особенностей развития словесно-логического мышления 17
2.1. Особенности словесно-логического мышления у студентов 17
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 20
Выводы 25
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 1 32
Приложение 2
Фрагмент для ознакомления

Полученные данные по этой уровневой группе представлены в таблице 3 ниже: Таблица 3Уровни владения приемов логических операций студентами со средним уровнем словесно-логического мышленияУровни владения приемамиВыделение существенных признаковПрием сравненияПриемобобщенияПрием классификацииВысокий 12411-Средний 16231410Низкий -1318Таким образом, проанализировав полученные данные, приходим к выводу, что в основном у студентов со средним уровнем развития словесно-логического мышления возникают некоторые трудности с приемом классификации.3. Низкий уровень словесно-логического мышления показали 6 человек (15%): эти студенты в основном показывают недостаточный уровень владения всеми приемами операций, для них характерны такие ошибки: - в 1 методике5 студентов из 6 допустили по 2 ошибки: указали к слову сад - садовник и растение, а правильный ответ – земля и растение (садовник и сад – это однокоренные слова); или в качестве существенных признаков к слову река указали на рыбу и вода, меж тем как существенными признаками воды являются слова - берег и вода и т.п.; - во второй методике - на умение сравнивать понятия - 5 студентов из 6 смогли подобрать только по два сходства и два отличия к заданным парам слов, за что получили по 4 балла (что соответствует низкому уровню владения данным приемом); 1 человек назвал по 3 отличия и сходства (что соответствует среднему уровню владения данным приемом операции);- в заданиях методики на выявление умения обобщать, 4 человека допустили по 1 ошибке (средний уровень); и 2 –по 2 ошибки (низкий уровень); - в методике на выявление умения классифицировать понятия всеми студентами в данной уровневой группе были допущены по 2 ошибки, что соответствует низкому уровню владения операцией классификации.Полученные данные по этой уровневой группе представлены в таблице 4 ниже: Таблица 4Уровни владения приемов логических операций студентами с низким уровнем словесно-логического мышленияУровни владения приемамиВыделение существенных признаковПрием сравненияПриемобобщенияПрием классификацииВысокий ----Средний 114-Низкий 5526Таким образом, проанализировав полученные данные, приходим к выводу, что в основном у студентов с низким уровнем развития словесно-логического мышления недостаточно сформированы все приемы логических операций.Итак, обобщая все полученные данные можно сделать следующий вывод: словесно-логическое мышление большинства студентов, участвующих в эксперименте, имеет средний уровень развития. У студентов достаточно сформированы приемы выделения существенных признаков понятия, сравнения и обобщения: студенты владеют логическими приемами, но все же для успешного обучения в вузе необходимо развивать эти умения. Особенно это касается приема классификации, поскольку все студенты показали недостаточный уровень владения данным приемом.ВыводыТаким образом, для изучения особенностей развития словесно-логического мышления студентов, было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого студентам были предложены методики на выявление уровней сформированности операций логического мышления: выделение существенного, сравнение, обобщение и приема классификации.Результаты исследования показали, что большинство студентов (70%) показали средний уровень развития словесно-логического мышления. У студентов достаточно сформированы приемы выделения существенных признаков понятия, сравнения и обобщения: студенты вполне владеют логическими приемами, но все же для успешного обучения в вузе необходимо развивать эти умения. Особенно это касается приема классификации, так как полученные результаты свидетельствуют, что только 3 студента из 40, что составляет 7,5% от общего числа студентов владеют данным приемом. У остальных студентов задания на выявление умения классифицировать вызывали затруднения.Также было выявлено, что в исследуемой группе 15% студентов имеют низкий уровень сформированности словесно-логического мышления: они не могут указать на родовое понятие по отношению к определяемому понятию, пропускают существенные признаки в определении, затрудняются провести классификацию.Таким образом, полученные данные указывают, что необходимость формирования словесно-логического мышления у студентов очевидна.ЗаключениеТаким образом, исходя из проделанной работы, в соответствии с целью и задачами исследования, можно сделать следующие выводы:Опираясь на теоретический анализ научной литературы, было выяснено, что мышление - это высший познавательный процесс, с помощью которого человек познает сущности вещей и явлений, закономерные связи и отношения между ними. Исследователи отмечают тесную связь мышления со всеми другими познавательными процессами (речь, память, внимание и т.д.). Мышление опосредует развитие всех психических процессов: восприятие, внимание, воображение, память, речь, где степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Один из видов мышления - словесно-логическое – особенно важно для современного человека, так как в настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню развития мышления, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Особую значимость уровень сформированности словесно-логического мышления приобретает в студенческом возрасте, который в этом возрасте является ведущим видом мышления.Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют, что для студенческого возраста характерен средний уровень развития словесно-логического мышления, который все же является недостаточным для успешного обучения в вузе, так как специфика обучения в нем, требует от студента более прочно сформированных умений выполнять логические действия: при изучении любой дисциплины студенты должны знать определения понятий, составляющих содержание изучаемой науки, уметь классифицировать, доказывать. Что, как показывают результаты исследования, могут производить не все студенты. А значит, необходимость формирования словесно-логического мышления у студентов не вызывает сомнений.Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.Практическая значимостьработы заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в коррекционно-педагогической работе над формированиемсловесно-логического мышления студентов.Список литературыИсточникиАлексеева Л.Г., Воронин А.Н.. Развитие и диагностика способностей.- Москва. Наука 2009. - 240 с.Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.П., Кропотов Ю.Д., Медведев С.В. Нейрофизиологические основы мышления.- Л.: Наука, 1985.Брушлинский А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии, 1982. №2. – С. 28-38 Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев [Текст]/ В.Н. Брюшинкин. - М.: Просвещение, 1996. – 321 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. – 352 с.Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии.- 1960.- №3.- С. 22-31.Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии.- 1966.- №4.- С.128-136. Зейгарник Б.В. Мотивы мышления // Психологические исследования интеллектуальной деятельности.- М., 1979.- 168 с.Калошина, А.П. О формировании логических приемов мышления [Текст] / А.П. Калошина, Г.И. Харичева // Советская педагогика. — 1975. — № 4.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. / А.А.Люблинская. - Москва: 1993. С.182 – 203.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. -М.: Линка-пресс, 2008. – 48 с.Методика «Сравнение понятий»/Альманах психологических тестов – М., 1995. С.134-135.Методы изучения мышления. – [Интернет ресурс]:http://ulyanovata.ucoz.ru/myshlenie.pdf. (Дата обращения: 19.04.2015).Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1966 – 300 с. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация.- М., 1963.- 424 с.Психология. Словарь / под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1990.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер,2007. - 713 с.Рубинштейн С.Л. Очередные задачи психологического исследования мышления // Исследования мышления в советской психологии.- М., 1968.- С. 225-235Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 2004. – 272 с.Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека.- М.: МГУ, 1969.- 304 с. Список использованной литературыБлонский П.П. О мышлении подростка // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия М.: Академия, 2007. - С. 273-275.Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 2010 - №11 – С. 45-48.Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: ЭКСМО, 2007.- 416 с.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: «Владос». 2008 г. – 186 с.Коняхин А. В. Тренинг интеллектуальных способностей: задачи иупражнения. СПб. Питер, 2007. - 128 с.Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 480 с.Малхасян М.В. Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах. Автореф. … канд. пед наук. Нижний Новгород, 2011. – 25 с.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М: Тривола, 2010. – 362 с.Попков В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы М.:Академия, 2001. - 136 с.Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2007.- с. 371-375.Реан А.А. Психологический атлас человека СПб.: Прайм-еврознак. -2006. - 651 с.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 264 с.Приложение 1.Список экспериментальной группы№ФИОСоцио – демографическиеданныеполвозраст1Мария А.ж182Сергей Б.м183Алесей В.м194Мария Г.ж195Дмитрий Г.м196Дмитрий Д. м187Сергей И.м198Иван З.м199Иннокентий З.м1910Илья К.м1811Илья М.м1812Инесса М.ж1813Даниил Н.м1914Петр Н.м2015Савелий О.м2016Светлана О.ж1917София П.ж1818Гелий П.м2019Германика Р.ж2120Алексей Р.м2121Михаил С.м2022Настасья С.ж1923Карина Т.ж1824Коля Т.м1825Савелий Т.м1926Сергей У.м1927Ольга У.ж1928Андрей У.м1829Алексей Фр.м2030Алексей Ф.м1831Осип Х.м1832Олег Ц.м1833Анна Уг.ж1934Анна И.ж1935Владимир Ф.м2036Станислав Ч.м1837Григорий Ю.м1838Юсуп Ш.м2139Ядвига Э.ж1940Юнис Я.м18Приложение 2.Сводная таблица результатов исследования по методикам№ФИОМетодика 1Методика 2Методика 3Методика 4Итого баллов -(процентн.соотношение правильных ответов)баллыбаллыбаллыбаллы1Мария А.363214 (70%)2Сергей Б.463215 (75%)3Алесей В.364215 (75%)4Мария Г.484319 (95%)5Дмитрий Г.463316 (80%)6Дмитрий Д. 464317 (85%)7Сергей И.243211(55%)8Иван З.364316 (80%)9Иннокентий 363214 (70%)10Илья К.444214 (70%)11Илья М.364215 (75%)12Инесса М.484420 (100%)13Даниил Н.463316 (80%)14Петр Н.484420 (100%)15Савелий О.462214 (70%)16Светлана О.364215 (75%)17София П.484319 (95%)18Гелий П.364215 (75%)19Германика 484420 (100%)20Алексей Р.363214 (70%)21Михаил С.363214 (70%)22Настасья С.443314 (70%)23Карина Т.364215 (75%)24Коля Т.242210 (50%)25Савелий Т.363214 (70%)26Сергей У.242212 (60%)27Ольга У.443314 (70%)28Андрей У.364215 (75%)29Алексей Фр.483318 (90%)30Алексей Ф.263213 (65%)31Осип Х.243211 (55%)32Олег Ц.363214 (70%)33Анна Уг.484319 (95%)34Анна И.462314 (70%)35Владимр Ф.364215 (75%)36Станислав 363214 (70%)37Григорий 462214 (70%)38Юсуп Ш.364215 (75%)39Ядвига Э.343212 (60%)40Юнис Я.443314 (70%)

Список литературы

Источники
1. Алексеева Л.Г., Воронин А.Н.. Развитие и диагностика способностей.- Москва. Наука 2009. - 240 с.
2. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.П., Кропотов Ю.Д., Медведев С.В. Нейрофизиологические основы мышления.- Л.: Наука, 1985.
3. Брушлинский А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии, 1982. №2. – С. 28-38
4. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев [Текст]/ В.Н. Брюшинкин. - М.: Просвещение, 1996. – 321 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. – 352 с.
6. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии.- 1960.- №3.- С. 22-31.
7. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии.- 1966.- №4.- С.128-136.
8. Зейгарник Б.В. Мотивы мышления // Психологические исследования интеллектуальной деятельности.- М., 1979.- 168 с.
9. Калошина, А.П. О формировании логических приемов мышления [Текст] / А.П. Калошина, Г.И. Харичева // Советская педагогика. — 1975. — № 4.
10. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. / А.А.Люблинская. - Москва: 1993. С.182 – 203.
11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. -М.: Линка-пресс, 2008. – 48 с.
12. Методика «Сравнение понятий»/Альманах психологических тестов – М., 1995. С.134-135.
13. Методы изучения мышления. – [Интернет ресурс]:http://ulyanovata.ucoz.ru/myshlenie.pdf. (Дата обращения: 19.04.2015).
14. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1966 – 300 с.
15. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация.- М., 1963.- 424 с.
16. Психология. Словарь / под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1990.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер,2007. - 713 с.
18. Рубинштейн С.Л. Очередные задачи психологического исследования мышления // Исследования мышления в советской психологии.- М., 1968.- С. 225-235
19. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 2004. – 272 с.
20. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека.- М.: МГУ, 1969.- 304 с.

Список использованной литературы
21. Блонский П.П. О мышлении подростка // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия М.: Академия, 2007. - С. 273-275.
22. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 2010 - №11 – С. 45-48.
23. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: ЭКСМО, 2007.- 416 с.
24. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: «Владос». 2008 г. – 186 с.
25. Коняхин А. В. Тренинг интеллектуальных способностей: задачи и упражнения. СПб. Питер, 2007. - 128 с.
26. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 480 с.
27. Малхасян М.В. Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах. Автореф. … канд. пед наук. Нижний Новгород, 2011. – 25 с.
28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М: Тривола, 2010. – 362 с.
29. Попков В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы М.:Академия, 2001. - 136 с.
30. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2007.- с. 371-375.
31. Реан А.А. Психологический атлас человека СПб.: Прайм-еврознак. -2006. - 651 с.
32. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 264 с.

Вопрос-ответ:

Что такое словесно-логическое мышление?

Словесно-логическое мышление - это способность формулировать и анализировать информацию в уме с использованием языка и логических операций.

Какие особенности развития словесно-логического мышления у студентов?

Развитие словесно-логического мышления у студентов происходит в процессе обучения и практической деятельности. Они становятся способными анализировать и решать сложные проблемы, аргументированно выражать свои мысли и понимать логические связи.

Какие выводы можно сделать на основе результатов эмпирического исследования по словесно-логическому мышлению?

На основе результатов эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что студенты проявляют разные уровни развития словесно-логического мышления. Некоторые студенты показывают высокий уровень мыслительных навыков, в то время как другие нуждаются в дополнительной поддержке и тренировке.

Каковы теоретические основы изучения словесно-логического мышления?

Теоретические основы изучения словесно-логического мышления основаны на психологических и логических концепциях. Они занимаются изучением процессов мышления, понимания роли языка в мыслительных операциях и анализом различных видов логических связей.

Какова сущность мышления как познавательного процесса?

Сущность мышления как познавательного процесса заключается в обработке информации, ее анализе и синтезе с использованием различных познавательных операций. Мышление позволяет нам понимать окружающий мир, решать проблемы и принимать решения.

Что такое словесно логическое мышление?

Словесно-логическое мышление – это способность человека к осуществлению различных мыслительных операций, таких как анализ, сравнение, синтез, обобщение, структурирование и др., с использованием языка.

Какие особенности развития словесно логического мышления у студентов?

Особенности развития словесно-логического мышления у студентов включают повышенную способность к аналитическому мышлению, умение видеть причинно-следственные связи, развитую логическую и абстрактную мысль, а также возрастающую способность к аргументации и критическому мышлению.

Какие результаты получены в ходе эмпирического исследования?

В ходе эмпирического исследования были выявлены тенденции в развитии словесно-логического мышления у студентов – улучшение способности к абстрактному мышлению, более глубокий анализ и аргументация мыслей, а также увеличение критического мышления.

Какова сущность мышления как познавательного процесса?

Сущность мышления как познавательного процесса заключается в осуществлении познавательных операций, таких как восприятие действительности, анализ и синтез информации, формирование представлений и понятий, образование решений, а также создание новых знаний и понимание мира.

Как можно определить словесно логическое мышление?

Словесно-логическое мышление можно определить как способность использовать язык для осуществления различных мыслительных операций, выявления логических связей, анализа и сравнения данных, а также для формулирования аргументированных выводов и решений.