Основные факторы и критерии успешного управления современным демократическим обществом
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 30.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Раздел 1. Особенности государственного управления в современном демократическом обществе 5
1.1. Специфика государственного управления в демократическом обществе 5
1.2. Система государственного управления в Российской Федерации 9
1.3. Политическое лидерство как важный компонент государственного управления в демократическом обществе 11
Раздел 2. Основные факторы и критерии успешного управления в современном российском демократическом обществе 15
2.1. Социально-философская сущность феномена «успех» в сфере государственного управления 15
2.2. Специфика развития демократической системы управления в Российской Федерации 17
2.3. Перспективы государственного управления в России и направления совершенствования в демократическом обществе 22
Заключение 26
Источники и литература 28
Приложение 31
Система государственной власти Российской Федерации 31
В целом политический процесс носит аморфный характер, публичная становящаяся власть отделена от формально-государственной, политика, а точнее ее субъекты, разделяются на эмоциональный и экспрессивный типы, ориентирующиеся на международные вопросы, а не на внутригосударственные, но в силу отмеченных причин политический результат таких харизматических лидеров незначителен. Создается впечатление, что таким образом они уходят от решения текущих, непосредственных людских интересов, проблем и прячутся за глобальные, проконтролировать, проверить их действия в этом плане представляется невозможным.Отмеченные характеристики, характеризующие незападный политический процесс, как это «видно» из текста, в некоторой степени присущи и российскому политическому процессу. Конечно, взгляды, суждения и оценки Л. Пая не могут быть полностью применены к нашим политическим изменениям, хотя отдельные аспекты конкретных политических проблем вполне «российские». Можно обнаружить и еще некоторые положительные и негативные характеристики незападного политического процесса по Л. Паю, но, как отметил В. Соловьев, в России продолжают активно цитировать З. Бжезинского, Ф. Фукуяму, С. Хантингтона вперемешку с П. Бьюкененом (от себя отмечу и Л. Пая), а «до многих книжек руки у россиян еще не дошли», поэтому обратим внимание читателей-россиян на исследования особенностей политического процесса в России вместе с собственными наблюдениями, анализом. Следует сразу подчеркнуть, что, пожалуй, одной изособенностей российского политического процесса является его всеохватность, т. е. совокупность политических взаимодействий коллективных и индивидуальных субъектов, которая чрезвычайно динамична, а, следовательно, противоречива и сложна. Тот политический процесс, которым характеризовалась политическая жизнь России в нулевые годы, во многом отличается от нынешнего. Заметна попытка федеральных властей трансформировать основные политические институты и тем самым направить различные политические процессы в сторону стабильности общества, государства. Ведь стабильность данных ипостасей зависит от стабильности политических институтов, которая в свою очередь определяется уровнем консенсуса между государственной властью в ее основных ветвях и обществом, а также от единства в элитных группах различных институтов. Но процесс институционализации политики еще не завершен. Вместе с тем отметим уже сделанное в этом направлении. Конечно, данные и другие изменения внесут коррективы в политические процессы федерального и регионального уровней, но сегодня нельзя отмечать только их положительную значимость. Если серьезно подойти к анализу политических процессов в России, то следует начинать с человека, его капитала, характерных черт и т. п. Это основа успешности политического процесса любого уровня, ибо люди делают политику (элита - тоже люди, как и бюрократы, чиновники).2.3. Перспективы государственного управления в России и направления совершенствования в демократическом обществеВ России разрушена традиционная институциональная среда, а новая только начала становиться. Поэтому плотность человеческих контактов даже в пределах локальной политической среды очень низка, а значит политическое во многообразии своих содержательных компонентов и в первую очередь институционализации и структуризации практически отсутствует, что не позволяет серьезно ставить и решать процессуальные политические проблемы, ибо нет нормальной, человеческой и межчеловеческой политики и, во-вторых, нет норм, правил поведения, которые бы обеспечивали то, чего пока нет. Правда, нормы могут быть, но это уже правила поведения нелегального, нелегитимного, теневого и иного противозаконного, противополитического содержания. Отсюда значимый вывод: у нас нет пока общества, способного контролировать государственный аппарат и осознавать свою ведущую роль в политической системе России, ее политических процессах. А, следовательно, нет и демократии как перехода от власти авторитета к власти нормы. Поэтому совершенно справедливым является вывод: «Главным источником авторитаризма в российском обществе является не система формальных институтов, а привычные методы осуществления власти всеми реально ее обладающими лицами и группами. А его главным резервом - слабость демократических компонентов как в общественном сознании, так и в поведении политических элит». В целом, можно сделать вывод о том, что российская система, основанная на нерасчлененной антидемократической власти, бюрократическом контроле, имитации законности порядка и паразитирующем бизнесе, не работает. А. И. Соловьев прав, когда отмечает: «Мы идем к демократии без гражданского общества, без смены элит и без политической активности населения, без конкуренции и уважения прав граждан, а стратегия модернизации на этом фоне и вовсе выглядит непреднамеренным следствием стратегических маневров политических коррупционеров». Поэтому «каждый факт гражданской самоорганизации населения - результат конфронтации и преодоления сопротивления властей, не заинтересованных в наличии такого социального партнера». Политический процесс не может быть успешным, если его массовая, главная сторона - субъект, народные массы - силой властных институтов выталкиваются из него или же им придается вторичное, формальное значение. Если к этому «прибавить» некоторые тактические победы при стратегических поражениях, то станет еще сложней проблема политических процессов. Она имеет и сложную региональную составляющую. Многие политологи пишут о том, что пока проблема Северного Кавказа не решена, трансформация России невозможна.Одной из перспективных концепций реформирования механизма государственного управления является идея расширенного применения прямой демократии. Ведь переход к представительной демократии произошёл в связи со стремительным ростом населения и невозможностью учесть или хотя бы услышать мнение каждого.Целью прямой демократии является формирование общества всеобщего самоуправления, т.е. общества, в котором прямое (непосредственное) действие станет всеобщим принципом. Прямая демократия - непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений. В основном такие формы участия используют тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки (при решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов и т.п.). В прямой демократии между волей народа и её воплощением нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Таким образом, к формам прямой демократии можно отнести: выборы, референдум, народные обсуждения, народные инициативы, законодательную инициативу, обращения в СМИ, обращения во властные структуры, организацию и проведение различных мероприятий, решение конфликтных ситуаций и пр. Сторонники прямой демократии указывают на её истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, на быструю постановку и принятие решений на уровне отдельных небольших групп и сообществ. Оппоненты же указывают на сложность принятия согласованных решений; на недостаточную компетентность и эмоциональную не-уравновешенность народа; на высокую степень манипулируемое общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков; на большой разброс мнений, что мешает выработке решений; сложность применения на больших территориях. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающейся как в уклонении избирателей от голосования, так и в нежелании принимать участие в решении проблем своего муниципального образования, микрорайона, двора ЗаключениеВ современных условиях исторического развития, его одновременно растущих противоречивых процессов: многополярности и глобализации, роль и ответственность институтов российской власти за состоянием государственности, жизнедеятельности общества, отдельных социальных групп и индивидуумов существенно возрастает на всех уровнях управления: федеральном, региональном и муниципальном. Это, в свою очередь, требует адекватного и системного соответствия самих институтов власти нынешним реалиям: грамотного видения перспективы политического и социально-экономического развития страны и регионов, применения современных научно обоснованных методов и инструментов управления, высоконравственного отношения к своей управленческой деятельности для обеспечения эффективности управления современным демократическим обществом.Условием успешности государственного управления является высокое качество экономики страны и ее региональных составляющих, ее конкурентоспособность в глобальном рыночном пространстве (ГРП). Большинство местных, региональных и даже национальных рынков интегрированы в ГРП. Это создает новые проблемы стратегического характера не только для национальных правительств, многонациональных институтов и транснациональных корпораций, но даже для средних и малых компаний, работающих на местных или региональных рынках.Усиление государственного внимания к проблемам экономического состояния и путям их разрешения в интересах большинства членов общества важно в отношении экономики, находящейся в процессе перехода к рыночной, как это происходит в России. Под усилением роли государственного управления экономической деятельностью совершенно не имеется в виду прямое, административное вмешательство во всю экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, подмена их руководящих органов. Прямое управление, в том числе оперативное, органы государственной власти осуществляют только в отношении субъектов государственного сектора экономики. В отношении всех остальных участников экономической деятельности они оказывают государственное влияние посредством косвенных регулятивных управленческих действий, носящих главным образом нормотворческий и контролирующий характер.Источники и литератураАтаманчук Г.В. Теория государственного управления : курс лекций. М., 2010. – 187с.Введение в государственное управление / под ред. В.Я. Афанасьева. В 3 кн. М, 2013.-380с.Василенко A.M. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2012. – 187с.Васильев В.И. Местное самоуправление. М, 2012. – 412с.Гарнер Д. Великобритания. Центральное и местное управление. М., 2014. – 340с.Государственное управление: Основы теории и организации / под ред. В.А. Козбаненко. М., 2012. – 314с.Зеркин Д.П., Игнатов ВТ. Основы теории государственного управления. Ростов н/Д, 2012. – 278с.Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов.- Сер.: Политология. - 2012. - № 4 - С. 13-17Кожевников С.Н. Демократия в России: социальные и правовые свойства//Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2014. № 39. С. 15-22.Ларькина А.П. Обыденная правовая культура и формы муниципальной демократии в современной России//Макаркинские научные чтения. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский гуманитарный институт". 2014. С. 341-350.Липчанская М.А. Диалектическое единство представительной и прямой демократии в конституционном развитии России// Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы V международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 115-121.Любимов А.П. Общественная инициатива – новый институт электронной демократии в России//Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). 2013. № 5. С. 5-11.Методы и формы государственного управления./ ред. Мальского А.В М., 2012. – 352с.Оськина О.И. Россия между патернализмом и демократией//Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1 (35). С. 96-101.Пушкин П.Е. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры // Сарепта: Историко-этнографический вестник. Выпуск 3./ Научное издание. – Волгоград: ООО «МИРИА», 2012. – 320с.Пыкулькын А.В. Система государственного управления. М., 2010 – 241с.Сидорова Д.С. «Дискурс демократии» в современной России//Наука и образование в современном обществе: вектор развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО "Ар-Консалт". Москва, 2014. С. 22-26.Филиппова Н.А. Новын институты гражданского участия в России как национальный вариант делегативной демократии//Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013. Т. 13. № 2. С. 101-114.Шестак Д.А. О соотношении понятий «демократия», «публичное управление», «гражданское общество» в современной России//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (88). С. 149-152.Янбеков М.Х. Развитие производственной демократии в России//Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов.ответственный редактор Р.Р. Ахунов. Г. УФА, РЕСП. БАШКОРТОСТАН, РФ, 2014. С. 77-79.ПриложениеСистема государственной власти Российской ФедерацииРисунок 1. Система государственной власти Российской Федерации
2. Введение в государственное управление / под ред. В.Я. Афанасьева. В 3 кн. М, 2013.-380с.
3. Василенко A.M. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2012. – 187с.
4. Васильев В.И. Местное самоуправление. М, 2012. – 412с.
5. Гарнер Д. Великобритания. Центральное и местное управление. М., 2014. – 340с.
6. Государственное управление: Основы теории и организации / под ред. В.А. Козбаненко. М., 2012. – 314с.
7. Зеркин Д.П., Игнатов ВТ. Основы теории государственного управления. Ростов н/Д, 2012. – 278с.
8. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов.- Сер.: Политология. - 2012. - № 4 - С. 13-17
9. Кожевников С.Н. Демократия в России: социальные и правовые свойства// Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2014. № 39. С. 15-22.
10. Ларькина А.П. Обыденная правовая культура и формы муниципальной демократии в современной России// Макаркинские научные чтения. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский гуманитарный институт". 2014. С. 341-350.
11. Липчанская М.А. Диалектическое единство представительной и прямой демократии в конституционном развитии России// Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы V международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 115-121.
12. Любимов А.П. Общественная инициатива – новый институт электронной демократии в России// Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). 2013. № 5. С. 5-11.
13. Методы и формы государственного управления./ ред. Мальского А.В М., 2012. – 352с.
14. Оськина О.И. Россия между патернализмом и демократией// Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1 (35). С. 96-101.
15. Пушкин П.Е. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры // Сарепта: Историко-этнографический вестник. Выпуск 3./ Научное издание. – Волгоград: ООО «МИРИА», 2012. – 320с.
16. Пыкулькын А.В. Система государственного управления. М., 2010 – 241с.
17. Сидорова Д.С. «Дискурс демократии» в современной России// Наука и образование в современном обществе: вектор развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО "Ар-Консалт". Москва, 2014. С. 22-26.
18. Филиппова Н.А. Новын институты гражданского участия в России как национальный вариант делегативной демократии// Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013. Т. 13. № 2. С. 101-114.
19. Шестак Д.А. О соотношении понятий «демократия», «публичное управление», «гражданское общество» в современной России// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (88). С. 149-152.
20. Янбеков М.Х. Развитие производственной демократии в России// Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов. ответственный редактор Р.Р. Ахунов. Г. УФА, РЕСП. БАШКОРТОСТАН, РФ, 2014. С. 77-79.
Вопрос-ответ:
Какие особенности государственного управления в современном демократическом обществе?
В современном демократическом обществе особенности государственного управления заключаются в том, что власть принадлежит народу, а правительство выбирается путем свободных выборов. Государственное управление строится на принципах прозрачности, учета мнения граждан и соблюдения прав и свобод каждого человека. Также характерными особенностями являются разделение властей, ответственность перед обществом и система контроля за деятельностью правительства.
Какова специфика государственного управления в демократическом обществе?
Специфика государственного управления в демократическом обществе состоит в том, что оно базируется на принципах правового государства, свободы и равенства граждан, учете мнения общественности, прозрачности и открытости процессов. Государственное управление в демократическом обществе ориентировано на достижение общественного блага и защиту прав и интересов всех его членов. Оно также предусматривает возможность изменения власти через свободные выборы.
Какова система государственного управления в Российской Федерации?
Система государственного управления в Российской Федерации основана на принципах конституционной демократии, федерализма и разделения властей. Она включает в себя президентскую республику, где главой государства является президент, который избирается народом. Правительство Российской Федерации является исполнительной властью и подчиняется президенту. Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы и является законодательной властью. В России также существует многоуровневая система государственного управления на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Какова система государственного управления в Российской Федерации?
Система государственного управления в Российской Федерации основывается на принципах конституционной демократии и федерализма. Государственное управление включает различные органы власти, такие как президент, правительство, парламент, судебная система и местное самоуправление. Власть разделена между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Государственное управление в России также основывается на принципах разделения и сбалансированности власти и народного суверенитета.
Какие особенности имеет государственное управление в современном демократическом обществе?
Особенности государственного управления в современном демократическом обществе включают в себя принципы открытости, публичности и учета интересов различных слоев населения. В таком обществе государство стремится обеспечить равные возможности и справедливость, гарантировать права и свободы граждан, а также создавать условия для эффективной реализации государственных программ и политик.
Какова система государственного управления в Российской Федерации?
В Российской Федерации система государственного управления основана на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную власть осуществляет Президент и Правительство, а судебную власть - суды. Эта система управления обеспечивает гарантии соблюдения законов, защиту прав и свобод граждан.
Почему политическое лидерство является важным компонентом государственного управления в демократическом обществе?
Политическое лидерство играет важную роль в государственном управлении демократическим обществом, так как лидеры формулируют и артикулируют общественные интересы, разрабатывают стратегии развития, принимают решения и реализуют политику, осуществляют контроль и обратную связь с гражданами. Качество политического лидерства влияет на эффективность и успешность государственного управления в демократическом обществе.
Какие основные факторы и критерии определяют успешное управление в современном демократическом обществе?
Основные факторы и критерии успешного управления в современном демократическом обществе включают в себя: политическую стабильность, эффективность государственных институтов, ответственность и прозрачность государственных деятелей, учет гражданского мнения, развитие и использование инноваций, устойчивое социально-экономическое развитие, а также защиту прав и свобод граждан. Успешное управление требует комплексного подхода и постоянной работы над улучшением качества государственного управления.