Особенности применения ТСТК при радиационном контроле
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 41 + 41 источник
- Добавлена 25.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЦЕНАРИЯ «ОТПРАВИТЕЛЬ-ПОМЕЩЕНИЕ ПОД ПРОЦЕДУРУ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА» 6
1.1. Анализ современного состояния нормативно-правовой базы в области радиационного контроля в таможенном деле в Российской Федерации и за рубежом 6
1.2. Анализ механизмов организации проведения радиационного контроля на границе при осуществлении технологии многостороннего автомобильного пункта пропуска 16
1.3. Анализ статистических данных по направлению «радиационный контроль» (наибольшая частота возникновения риска по странам, продукции, транспортным средствам) 20
1.4.Анализ проекции международного индексного анализа основных показателей эффективности логистической деятельности на осуществлении радиационного контроля 23
1.5.Анализ применимости и полноты действующей СУР для области «радиационный контроль» 27
1.6.Анализ схемы логистической цепи при перемещении товаров, подпадающих под радиационный контроль 32
1.7. Вывод по главе 1. 34
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОАНИЯ СТАНДАРТОВ ОПОРЫ «ТАМОЖНЯ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО» 37
2.1. Разработка многоплоскостной модели организации радиационного контроля в рамках многостороннего автомобильного пункта пропуска, с учетом возможности внедрения инноваций 37
2.2. Разработка методики управления рисками на основе канонической модели и модели «технологическая карта» в области радиационного контроля 46
2.3. Разработка методики совершенствования компьютерно-программных средств таможенных органов по направлению связки «Янтарь - автоматизированное рабочее место должностного лица таможенного органа» 49
2.4. Выводы по главе 54
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКОЙ ПОСТАВОК ТОВАРОВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РИСКА В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ 56
3.1. Разработка практических рекомендаций при постановке эксперимента с использованием иммитационного сетевого моделирования по разработкам Главы 2 56
3.2. Разработка практических рекомендаций по применению методики совершенствования СУР при внедрении инноваций в область радиационного контроля 68
Выводы по главе 3. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Приложение 1 81
Объект, вызвавший срабатывание сигнала «Тревога», идентифицируется по егоизображению - набору видео кадров, записанных до, вовремя и после тревоги. Из всей последовательности кадров выбирается один илинесколько, надежно идентифицирующих объект (внешний вид, госномер), распечатывается и в дальнейшем используется в качестведокументов, подтверждающих факт обнаружения объекта с повышенным уровнем радиационного излучения.Объект, вызвавший срабатывание сигнала «Тревога», направляется на повторный радиационный контроль и в случае повторногосрабатывания сигнала «Тревога»отгоняется на стоянку для особоопасных грузов для детального обследования с применением ручной носимой аппаратуры радиационного контроля.Данные о всех объектах, вызвавших срабатывание сигнала «Тревога», заносятся в архив тревог (событий) и хранятся в течениесрока, определенного начальником таможни.В режим охранной системы комплекс переключается оператором.Использование комплекса в данном режиме целесообразно тогда,когда движение транспортных средств через пункт пропуска ограничено или приостановлено.В режиме охранной системы любой объект, пересекающий зонуконтроля, вызывает срабатывание сигнала «Тревога», независимо отпараметров радиационных измерений.Переключение комплекса в режим охранной системы отмечается в архиве событий с указанием времени включения-выключения.Программно-аппаратная часть автоматизированного комплексатехнических средств радиационного контроля позволяет обеспечитьпередачу данных на расстоянии по физическим линиям связи. Таким образом, возможно обеспечить удаленный доступ к системам «Янтарь» и к базе данных, расположенной на сервере баз данных.Информационный обмен между уровнями комплекса «Интеграция» осуществляется по таможенным каналам связи Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС).2.4. Выводы по главеТаким образом, на сегодняшний день, несмотря на то, что при проведении радиационного таможенного контроля применяется множество ТСТК ДРМ, следует отметить, что одной из проблем является отсутствие собственных разработок, конкретных ТСТК. В частности при применении конкретных ТСТК возникает проблема заказа деталей из-за рубежа, ввиду например ремонта ТСТК. Ввиду сложностей процедуры, а также ожидания ответа из зарубежных представительств, необходимо вести инновационные разработки конкретных ТС ТК ДРМ в рамках стран Таможенного Союза. В настоящее время можно разрабатывать возможность замены деталей в рамках территории стран таможенного Союза. Также существуют трудности точности измерений радиационных частот определенных газов, в связи с чем, также требуются инновационные разработки в данной области. В рамках методических разработок требуются инновационные подходы по освоению программных продуктов применения конкретных ТСТК ДРМ. При применении СУ в настоящее время, также выявлен ряд проблем. например информационной избыточности, которые также стоит оптимизировать. При использовании технологии и методики «Янтарь - автоматизированное рабочее место должностного лица таможенного органа» необходимо совершенствовать навыки должностных лиц по применению программных продуктов, для чего необходимо разработать пошаговую методику.3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКОЙ ПОСТАВОК ТОВАРОВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РИСКА В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ3.1. Разработка практических рекомендаций при постановке эксперимента с использованием иммитационного сетевого моделирования по разработкам Главы 2Перед разработкой практических рекомендаций стоит отметить, что «в период 2012-2013 гг. ФТС внедрила в деятельность таможенных органов 34 программных продукта, общие расходы на их создание превысили 590 млн. руб.». Совершенствование программного обеспечения связано с применением системы управления рисками, прогнозированием доходов, контролем деятельности территориальных таможенных органов и электронным декларированием товаров участниками внешнеэкономической деятельности. При этом также были выделены на совершенствование деятельности по применению прибора «Янтарь». Однако, например, с июня 2011 г. по настоящее время (2015 г.) в связи с закрытием пункта пропуска «Василеостровский грузовой район» не используются стационарные таможенные системы обнаружения ДРМ «Янтарь» общей балансовой стоимостью 3,9 млн. рублей. Необходимо отметить, что в рамках процесса соверешнаствования, в первую очередь стоит недопускать простой оборудования, как в рамках закрытия пункта пропуска, так и в рамках неработоспособности в силу отсутствия тех или иных деталей, поломки. Получается, что на одних постах доля неработающего оборудования по тем или иными причинам в СЗТУ составляет примерно 5 %, тогда как в другом месте данные стационарные системы простаивают. В данном случае отмечается неэффективный подход к деятельности по использованию оборудования для проведения таможенного контроля за ДРМ.Так, например проанализируем работоспособность оборудования «Янтарь» на Выборгской таможне.Таблица3.1.Оценка работоспособности «Янтарь» за 2013 и 2014 гг. по ФТСПоказателиРезультат20132014работоспособность95 %98 %отказа до начала проверки2 %-проверки при условии, что оборудование к началу проверки находилось в работоспособном состоянии95 %97 %оборудование к началу проверки отказало5 %3 %функционирования с неисправностью--расширенного контроля, подтверждающего наличие отказа и восстановления.10 %5 %Таким образом, из таблицы 3.1. видно, что при расширенном обследовании работоспособности ТСТК в 2013 г. около 10 % ТСТК находятся в статусе возможного отказа в работе и восстановления технических функций прибора. Таким образом, важное значение имеет практика безотказной работы приборов. В случае же наличия проблем должны быть запасные ТСТК, которые сразу же включаются в работу. При этом, для эффективной деятельности по безотказной работе оборудования необходимо соблюдать ряд мер, которые связаны со своевременным ремонтом, а также обслуживанием прибора «Янтарь» на таможенных постах.Гарантийное и постгарантийное обслуживание — важный фактор при выборе оборудования.Любой современный «Янтарь» является технически сложным гамма-излучаемым-электронным прибором, содержащим дорогостоящие комплектующие, поэтому быстрота идоступность фирменного сервиса — существенный плюс впользу выбора той или иной модели.Хорошо, когда компания устанавливает продленнуюгарантию (более одного года), либо предлагает на льготных условиях заключение договора о постгарантийном обслуживании, ведь, если поломка прибора возникает послеокончания гарантийного срока, стоимость ремонта нередко бывает соизмерима с ценой самого спектрометра (этоотносится, в первую очередь, к импортному оборудованию).Модернизация (upgrade) уже приобретенного спектрометра также является положительным фактором. Под модернизацией понимается:— заранее предусмотренная достройка до «Янтарь» более высокого уровня — с более широким спектральным диапазоном и более высоким разрешением (что достигается приобретением и установкой сменных излучателей, светоделителей, высокочувствительных детекторов),— подключение другого оборудования: монитора и т.д.,— замена компонентов ранее приобретенного «Янтарь» на появившиеся современные: интерфейс связи с компьютером, оптика из новых материалов или новых конструктивных элементов, энергосберегающие блоки питания, новые разработки в области электроники, обновленное программное обеспечение и проч.Последний тип модернизации очень нужен российскому пользователю, уже имеющему тот или иной «Янтарь» и желающему идти в ногу с прогрессом, но за не очень большие деньги. К сожалению, это редко предлагается зарубежными фирмами-производителями, которые предпочитают снимать с производства оборудование всего трехлетней давности и предлагать к продаже новые модели, совсем немного отличающиеся от предыдущих, с новыми названиями.На основе разработанной экономико-математической модели процесса эксплуатации «Янтарь» можно предложить методы повышения экономической эффективности работы «Янтарь», которые основаны на определении рациональной полноты контроля и сроков технического обслуживания при постоянном и переменном объёме проверок, а также метод обоснования периодичности обслуживания при ограниченной информации о безотказности системы.Суть метода повышения экономической эффективности «Янтарь»заключается в определении оптимальной периодичности обслуживания при постоянном объёме проверок, что сводится к расчету значения коэффициента готовности Кго как функции периода обслуживания Тоб с учётом значения знаменателя выражения.Использование дифференцирования и затем решения соответствующего уравнения для вычисления оптимальных значений Кго и Тоб в данном случае является достаточно сложной с математической и вычислительной точек зрения задачей. В ходе разработки метода повышения экономической эффективности «Янтарь»за счёт определения рациональной полноты контроля и сроков технического обслуживания оборудования при переменном объёме проверок исходная экономико-математическая модель (в которой объём проверок был постоянным) осталась неизменной. Но, в предположении, что отказы, выявляемые каждой проверкой, являются независимыми (это, как правило, вполне согласуется с практикой применения ТСТК оптимизационная задача определения оптимальных периодов и соответствующих им объёмов проверок превращается в многомерную. Причем размерность такой задачи, даже если в качестве переменной рассматривать только периоды технического обслуживания и ремонта, является неизвестной. В связи с этим, для сокращения размерности задачи была предложена процедура, основанная на составлении экономико-параметрической схемы таможенной системы. Основное отличие названной схемы от традиционной заключается в том, что в ней элементами схемы являются не сами элементы исследуемого «Янтарь», как, а технические и экономические параметры этих элементов.При построении организационной структуры управления ремонтом «Янтарь» необходимо учитывать рассчитанные при помощи модели межремонтные сроки службы всей совокупности технологического «Янтарь». Это позволит оптимизировать работу, и наилучшим образом скоординировать его работу.В документах ФТС России «Об обучении» работы на приборе «Янтарь»было указано, что «Янтарь» являясь сложным техническим средством, не требует получения дополнительного обучения для его эксплуатации и для изучения правил работы и эксплуатации прибора достаточно информации, изложенной в эксплуатационных документах на данный прибор.Для эффективности использования прибора «Янтарь» в рамках обучения, стоит пользоваться тренажерно-имитационным комплексом. ( рис. 3.1.)Рис.3.1. Схема тренажерно-иммитационного комплекса по работе с прибором «Янтарь»Как видно на рис.3.1. существует два уровня контроля: 1 уровень реагирование на тревоги, 2 уровень статистический анализ в рамках специальной программы. Рис.3.2. Начало работы на прибое «Янтарь»Таким образом, как видно из рис.3.2. первоначально, нужно включить прибор, в частности и включить программу к нему. Проверить работает ли прибор «Янтарь». Если прибор не работает, то необходимо перезапустить программу. Если прибор работает, то необходимо первоначально выбрать приборы имеющиеся на посту. Указать кто является оператором программы. Затем оператору следить за сработкой на тревоги. На компьютере после этого нужно выбрать в меню программу анализа и запустить процесс. При этом необходимо проследить, чтобы результаты анализа выводились на компьютер также с видеокамер по объекту который проверяется. ( рис.3.3.)Рис.3.3. Вывод объекта с видокамер на монитор «Янтарь»Если результаты анализа постепенно загружаются необходимо ждать завершения процесса. В конце процесса работы, происходит сверка показателей контроля. ( рис.3.4.)Рис.3.4. Сопоставление результатов документального и фактического контроля по применению прибора «Янтарь»После этого необходимо сохранить результаты в журнале.Практика показывает, что эффективное применение приборов возможно только после дополнительного общения или проведения специального семинара специалистами, имеющих опыт применения прибора «Янтарь», в соответствии с пунктом 1 приложения к письму ФТС России от 23.09.2010 № 09-75/46491 «О доведении плана мероприятий». Как отмечалось выше компетентностный подход очень важен в конструировании содержания образования – от «знаний» к «способам деятельности». В рамках проблем, которые необходимо решить существует проблема ложных срабатываний тревоги. В настоящее время ложная тревога составляет 1 раз на 1000 объектов. Следует отметить, что при большом потоке участников ВЭД на таможенном посту срабатывания ложного характера являются достаточно частыми, что затрудняет работу, так как при срабатывании иногда вызывается дозиметрист, который дополнительно исследует объект, который подал уровень тревоги. Поэтому в рамках совершенствования предлагается следующая имитационная модель. (рис.3.5.)Рис.3.5. Иммитационанная модель снижения уровня ложных срабатыванийТаким образом, избежание ложных срабатываний будет достигаться путем нескольких этапов проверки, при этом если ранее по любому признаку тревоги вызывался дозиметрист, то в данной имитационной модели дозиметрист вызывается только в случае если уровень тревоги превышен в рамках статанализа программы «Янтарь».С целью проверки результатов расчетов, касающихся оценки чувствительности «Янтарь»к обнаружению гамма-излучения, был проведен рядизмерений.В качестве источника использовался 137Cs (cактивностью 75 кБк), который располагался наразличных расстояниях.Время экспозиции изменялось от 0,25 с до нескольких десятков секунд. В процессе измеренийопределялось минимальное время экспозиции,при котором чувствительность «Янтарь» превышала фон на три стандартных отклонения. Результаты измерений показаны на рис. 3.6.Рис.3.6. Зависимость минимального времени экспозиции радионуклида 137Cs (75 кБк) от расстояния до боковой стенки x детектора при различныхинтервалах сканирования ΔE гамма-спектра:1 – 1000 кэВ; 2 – 100 кэВ; 3 – 20 кэВИз рис. 3.6. следует, что наилучшая чувствительность (или минимальное время экспозиции) достигается при сканировании измеренного спектра переменными энергетическими интервалами (ΔE), которые соответствуют энергетическому разрешению прибора.При небольших расстояниях между источником и прибором (~25 см) минимальное время обнаружения слабо зависит от шириныэнергетического интервала сканирования (ΔE)(рис. 3.6).Это объясняется тем, что при малых расстояниях интенсивность потока излучения, попадающего в рабочий объем детектора, достаточновелика и регистрация необходимого числа гамма-квантов для обнаружения исследуемого гамма-источника осуществляется за короткое времяэкспозиции (~1 c), которое слабо зависит от величины (ΔE).При удалении гамма-источника от прибора кривые на рис. 3.6 заметно расходятся. На расстоянии75 см время, необходимое для обнаружения -источника при обработке экспериментальныхданных по методике сканирующих интервалов,оказалось почти в 7 раз меньше, чем при обработке спектра простым подсчетом (режим обычного интегрального счетчика).Проведенные измерения подтверждают возможность увеличения чувствительности прибора за счетиспользования методики сканирующих интервалов при анализе измеренных гамма-спектров.Чувствительность прибора и ее повышение также необходима для устранения ложных срабатываний.3.2. Разработка практических рекомендаций по применению методики совершенствования СУР при внедрении инноваций в область радиационного контроляНеобходимо отметить, что выявленные типы рисков не являются достаточными, так как носят исключительно объектный характер (относятся непосредственно к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ). Предполагается, что систему объектных рисков должны дополнять риски, относящиеся к субъектам внешнеэкономической деятельности (например ведение «черных» списков участников ВЭД, международных перевозчиков, складов временного хранения; другие источники оперативной информации по участникам ВЭД, в том числе из смежных министерств и ведомств).Предложенный формализованный подход формирования СУР имеет важное значение при внедрении системы электронного документооборота при совершении внешнеторговых операций, а также системы электронного декларирования, так как позволяет легко переложить процедуру идентификации и выявления риска на автоматизированные системы обработки информации. Такой подход совместно с системой субъектных рисков, отвечает условию необходимости и достаточности таможенного контроля товаров и транспортных средств. Кроме этого, создаются предпосылки для создания системы оценки рисков на основе “цветных” коридоров, принятой в общемировой практике.По оценкам Минэкономразвития доля более 50% поставок осуществляются с подменной коммерческих документов, с целью занижения стоимости возимых товаров, с недостоверным описанием технических и количественных характеристик товарных партий, с целью занижения таможенных платежей.Одним из возможных решений задачи по сокращению уровня подделки документов может служить внедрение совместной системы электронного документооборота (ЭДО) с иностранными партнерами.Повышение качества практическойподготовки должностных лиц таможенных органов на местах исполнения служебных обязанностей повысилось за счет внедрения тренажерно-имитационных комплексов (ТИК) и адаптивных автоматизированных тренажеров (ААТ) единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов. Комплексная тренажерная система поддержки индивидуальной подготовки обучаемых состоит из двух групп тренажеров. Первая группа – это тренажерно-имитационные комплексы, обеспечивающие моделирование и воспроизведение ситуаций, возникающих в процессе реализации таможенных операций и процедур, максимально приближенных к реальным условиям и формирующих рекомендации по действиям обучаемых в конкретных ситуациях. Такие системы обеспечивают подготовку обучаемых в следующих режимах: обучение исполнению таможенных документов, пошаговая отработка сценариев исполнения служебных обязанностей в типовых таможенных ситуациях, комплексная работа в составе структуры таможенного подразделения.Ко второй группе тренажеров относятся адаптивные автоматизированные тренажеры, которые обеспечивают изучение, приобретение и совершенствование практических навыков работы с программно-информационными средствами ЕАИС в процессе обучения и профессиональной подготовки специалистов таможенных органов.КТС является материальной средой тренажера, а ПО осуществляет интеллектуальное наполнение тренажера. В состав КТС входят: •автоматизированные рабочие места операторов (АРМ-О); •автоматизированные рабочие места руководителей обучения (АРМ-Р); •сервер локальной вычислительной сети (ЛВС); •средства, входящие в ЛВС; •средства защиты информации от несанкционированного доступа (НСД). ПО включает в себя: •общесистемное программное обеспечение на базе OS WINDOWS-2000; •специальное программное обеспечение; •технологическое программное обеспечение; •комплекс программ обеспечения защиты от НСД. Тренажер данного состава позволяет производить: •теоретическое изучение и практическое использование руководящих документов по организации связи; •теоретическое изучение и практическое использование комплексов и средств связи; •автоматизированные расчеты, необходимые для планирования; •оформление электронной рабочей карты;При этом руководитель обучения имеет возможность осуществлять контроль за действиями обучаемых и вносить изменения в процесс обучения. В перспективе тренажерами возможно оснастить все учебные заведения и учебные центры ФТС, занимающиеся подготовкой командного состава и специалистов связи.Таким образом, тренажерно-имитационные комплексы позволяют: обучение исполнению таможенных документов, пошаговая отработка сценариев исполнения служебных обязанностей в типовых таможенных ситуациях, комплексная работа в составе структуры таможенного подразделения.В рамках технической оснащенности предлагается увеличить количество приборов «Янтарь» на одно таможенное управление на 15 приборов.Совершенствование взаимодействия между должностными лицами таможенных органов, работающих на «Янтарь» видится через усиление мониторинговой деятельности в рамках взаимодействия региональных таможенных управлений и центрального аппарата ФТС.Необходимо введение в обучение сотрудников таможенной службы общеобразовательного блока дисциплин касающихся как повышения квалификации, так и обучения использования «Янтарь». При разработке положений стандарта должны быть подготовлены необходимые требования к техническому обеспечению, консультационной помощи обучающимся.Именно конкретные показатели должны лежать в применении различного рода технологий по обучению на приборе «Янтарь» или повышению уровня компетентности в рамках работы данного прибора. При этом в современных условиях развития большой упор должен быть сделан на показатели качественного уровня. В современных условиях возрастает роль профессиональной компетентности складывающейся в области информационных технологий, соответственно необходимо более длительное обучение на компьютено-имитационных тренажерах по использованию «Янтарь».Выводы по главе 3.Таким образом, в рамках совершенствования таможенного контроля ДРМ с помощью прибора «Янтарь» заключается в:- снижении уровня неработающего оборудования;- недопущения простоя приборов на одних пунктах пропуская при необходимости этих приборов на других пунктах пропуска;- своевременный уход за прибором ремонт и его обслуживание;- новая имитационная модель для снижения ложных срабатываний прибора, на основе нескольких этапов контроля, а также статистического анализа, при котором только свыше 50 % уровня тревоги должен вызываться дозиметрист;- повышение уровня модульной компетентности таможенных сотрудников, для чего внедрение тренажерно-иммитационных комплексов, повышение профессионализма работы на данных комплексах.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ нормативно-правовой базы в области радиационного контроля показал, что на сегодняшний день, можно выделить нормативные акты по иерархии принятия в рамках уровневого регулирования, так и в рамках конкретных органов в частности, таможенных и иных органов государственного контроля, осуществляющих контроль за перемещением делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу. Проведение радиационного контроля в рамках многостороннего автомобильного пункта пропуска предполагает наличие специального стационарного пункта, в рамках которого существуют как режимы пропуска, так и соответствующие технологии, а также ТСТК для проведения контроля делящихся и радиационных материалов. Исследование показало, что кроме таможенных органов, к иным государственным органам, осуществляющим радиационный контроль, относятся множеством других ведомств, которые уполномочены на проведение данного вида контроля. Анализ статистических данных по направлению радиационный таможенный контроль показывает, что, учет как правонарушений, так и выявления делящихся и радиоактивных материалов производится путем срабатывания ТСТК «Янтарь». В целом за последние три года отмечается нестабильная динамика срабатывания, в 2013 г. наблюдается увеличение количества срабатывания, в 2014 г. снижение. То же касается и выявленных правонарушений. В 2012 г. обнаружено 14 фактов незаконного перемещения, то в 2013 – 19, а в 2014 -13. Несмотря на то, что в структуре таможенных правонарушений, правонарушения, выявленные в сфере делящихся и радиоактивных материалов имеют очень маленькую долю, однако опасность перевозки таких грузов, а тем более нелегально, достаточно высока. На международном уровне выработаны не только стандарты к перевозки делящихся и радиационных материалов, но и существуют определенные индексы, в рамках которых оценивается логистическая система страны. В настоящее время Россия занимает 90 место согласно международному индексу LPI.Важное значение в рамках радиационного контроля имеет применение системы управления рисками (СУР), которая позволяет предотвратить возможные виды правонарушений. Например, в рамках применения ТСТК стоит отметить, что существуют определенные этапы контроля. Так, например, в рамках первого этапа – ТСТК может не применяться, так как с помощью СУР можно выявить правонарушителя, в рамках оформительной деятельности, достоверности данных, а также возможной оценки субъекта, и правомерности его поведения при проведении прежнего контроля. И только после этого возможно применение при таможенном осмотре и таможенном досмотре ТСТК. При этом на втором этапе совершается осмотр поверхностного типа, а при досмотре более тщательный.Таким образом, на сегодняшний день, несмотря на то, что при проведении радиационного таможенного контроля применяется множество ТСТК ДРМ, следует отметить, что одной из проблем является отсутствие собственных разработок, конкретных ТСТК. В частности при применении конкретных ТСТК возникает проблема заказа деталей из-за рубежа, ввиду например ремонта ТСТК. Ввиду сложностей процедуры, а также ожидания ответа из зарубежных представительств, необходимо вести инновационные разработки конкретных ТС ТК ДРМ в рамках стран Таможенного Союза. В настоящее время можно разрабатывать возможность замены деталей в рамках территории стран таможенного Союза. Также существуют трудности точности измерений радиационных частот определенных газов, в связи с чем, также требуются инновационные разработки в данной области. В рамках методических разработок требуются инновационные подходы по освоению программных продуктов применения конкретных ТСТК ДРМ. При применении СУ в настоящее время, также выявлен ряд проблем. например информационной избыточности, которые также стоит оптимизировать. При использовании технологии и методики «Янтарь - автоматизированное рабочее место должностного лица таможенного органа» необходимо совершенствовать навыки должностных лиц по применению программных продуктов, для чего необходимо разработать пошаговую методику.Таким образом, в рамках совершенствования таможенного контроля ДРМ с помощью прибора «Янтарь» заключается в:- снижении уровня неработающего оборудования;- недопущения простоя приборов на одних пунктах пропуская при необходимости этих приборов на других пунктах пропуска;- своевременный уход за прибором ремонт и его обслуживание;- новая имитационная модель для снижения ложных срабатываний прибора, на основе нескольких этапов контроля, а также статистического анализа, при котором только свыше 50 % уровня тревоги должен вызываться дозиметрист;- повышение уровня модульной компетентности таможенных сотрудников, для чего внедрение тренажерно-иммитационных комплексов, повышение профессионализма работы на данных комплексах.СПИСОК ИСПОЛЬЗВОАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативные актыКонвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 18. Ст. 239.Док. МАГАТЭ INFCIRC/449 Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 года. URL: http:// www.minatom.ru Соглашение вступило в силу 29 января 1968 г. Россия присоединилась к Соглашению (см. постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 76).Конституция РФ 1993 г. // Российская газета 1993. – 25 декабряТаможенный кодекс Таможенного Союза // Принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества СЗ РФ 2010. – № 50, ст. 6615.Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об экспортном контроле» (18 июля 1999 г.) // СЗ РФ 1999. - № 30, ст. 3774.Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии» (21 ноября 1995 г.) // СЗ РФ 1995. - № 48. Ст. 45521995, N 48, ст. 45521995, N 48, ст. 4552 1995, N 48, ст. 4552 1995, N 48, ст. 4552 1995, N 48, ст. 4552Федеральный закон РФ от 08 декабря 2003 г. ( в ред. от 30 ноября 2013 г. № 318-Ф3) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ 2003. - № 50. Ст. 4850.Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» // СЗ РФ 2010, N 48, ст. 6252,Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 24 сентября 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2007. № 40. Ст. 47; С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2015Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003, № 50. Ст. 4850. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005. - № 2225-р // Собрание законодательства РФ, 09.01.2006. - № 2, с.260.Общее положение о таможенном посте, утвержденным Приказом ФТС от 13 августа 2007 г. № 965 // Бюллетень нормативных актов 2007. – № 41Научная и учебная литератураАфонин П.Н., Сигаев А.Н.. Теория и практика применения технических средств таможенного контроля: Учебное пособие.– СПб.: РИО СПбфилиала РТА, 2011.Бекяшев И.А. Таможенное право. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010Белых В.С. Предпринимательское право. – М.: Проспект, 2009. Манохин В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право— Саратов, 2009. Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. –М.: Софт Издат, 2006Таможенное право // Под ред. проф О.Ю.Бакаева – М.: Норма, 2010. Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. –М.: Софт Издат, 2006Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2011.Чухвичев Д.В.Таможенное право – М.: Экономика, 2009. Янчуков, Д. А. Государственный контроль в таможенной сфере : административно-правовые аспекты : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.,2011. Научные статьиБаранов М.Л. Понятие и содержание государственного контроля как вида социального управления // Вестник Финансового университета. 2011. № 5 (65). С. 67-73.Граве А., Петренко А. Экспортный контроль в России и безопасность международных перевозок ядерных материалов // Индекс безопасности. 2008. Т. 14. № 3. С. 86-89.Дроханов А.Н., Киреев Д.А., Компанец И.Н., Краснов А.Е., Михайленко С.А. Компьютерная квалиметрия // Оптоэлектронные методы и технологии получения, обработки и визуализации информации. 2012. № 1. С. 5-21.Кольчугин Д.М Предварительное информирование как инструмент системы управления рисками в таможенном деле // Альманах современной науки и образования 2010. - № 3-2. С. 108Крайденко Н.С., Полухин И.В. Обеспечение радиационной безопасности – одна из важнейших функций российской таможни // Современные проблемы экономического и социального развития. 2011. № 7. С. 244.Кулешов А.В., Гайфутдинов В.А. О стратегии использования инспекционно-досмотровых комплексов при осуществлении таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 1 (49). С. 18-24Манохин В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: учебник. — Саратов, 2009. — С. 242.Новиков А. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов РФ. // Таможенное дело 2007 - № 2. С. 3Черных В. Воспитать профессионала // Таможня 2013. - № 16. – С. 18-20Шевелевич А.А. Совершенствование разрешительной системы автоперевозки опасных грузов // Журнал российского права. 2012. № 10 (190). С. 31-35.Шевчук О.А. Системы управления рисками как средство повышения эффективности таможенного контроля // Эффективное антикризисное управление 2013 - № 1. С. 92-95.Материалы практикиОтчет об административных правонарушениях в СЗТУ в 2013-2014 ггЧисло срабатываний «Янтарь» при проведении таможенного контроля в СЗТУЭлектронные ресурсыLPI индекс // [Электронный ресурс]: http://www.kazlogistics.kz/ru/useful/lpi_index/Кокорева И., Щелкунов Г. Рентгеновские комплексы в системах инспекционно- досмотрового контроля // [Электронный ресурс]: http://www.electronics.ru/files/article_pdf/0/article_568_539.pdfЛогистический рейтинг // [Электронный ресурс]: http://infranews.ru/novosti/politika/37552-finno-ugorskaya-brexnya-vsemirnyj-bank-turkestanskij-universitet-i-ix-logisticheskij-rejting/Радиационная безопасность и радиационный контроль на границе: международный трансферт образовательных технологий из Владивостока в страны АТР // [Электронный ресурс]: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=15506:2014-11-28-06-01-35&catid=49:press-cat&Itemid=100ФТС не использует программное обеспечение, на разработку которого израсходовано $2,5 млн // [Электронный ресурс]: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/17713Приложение 1Рис.1. Функции исполнительных органов по рацдиационному контролю
1. Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 18. Ст. 239.
2. Док. МАГАТЭ INFCIRC/449 Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 года. URL: http:// www.minatom.ru
3. Соглашение вступило в силу 29 января 1968 г. Россия присоединилась к Соглашению (см. постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 76).
4. Конституция РФ 1993 г. // Российская газета 1993. – 25 декабря
5. Таможенный кодекс Таможенного Союза // Принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества СЗ РФ 2010. – № 50, ст. 6615.
6. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об экспортном контроле» (18 июля 1999 г.) // СЗ РФ 1999. - № 30, ст. 3774.
7. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии» (21 ноября 1995 г.) // СЗ РФ 1995. - № 48. Ст. 4552
8. Федеральный закон РФ от 08 декабря 2003 г. ( в ред. от 30 ноября 2013 г. № 318-Ф3) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ 2003. - № 50. Ст. 4850.
9. Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» // СЗ РФ 2010, N 48, ст. 6252,
10. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 24 сентября 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2007. № 40. Ст. 47; С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2015
11. Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003, № 50. Ст. 4850.
12. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005. - № 2225-р // Собрание законодательства РФ, 09.01.2006. - № 2, с.260.
13. Общее положение о таможенном посте, утвержденным Приказом ФТС от 13 августа 2007 г. № 965 // Бюллетень нормативных актов 2007. – № 41
Научная и учебная литература
14. Афонин П.Н., Сигаев А.Н.. Теория и практика применения технических средств таможенного контроля: Учебное пособие.– СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2011.
15. Бекяшев И.А. Таможенное право. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010
16. Белых В.С. Предпринимательское право. – М.: Проспект, 2009.
17. Манохин В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право — Саратов, 2009.
18. Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. –М.: Софт Издат, 2006
19. Таможенное право // Под ред. проф О.Ю.Бакаева – М.: Норма, 2010.
20. Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. –М.: Софт Издат, 2006
21. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2011.
22. Чухвичев Д.В.Таможенное право – М.: Экономика, 2009.
23. Янчуков, Д. А. Государственный контроль в таможенной сфере : административно-правовые аспекты : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.,2011.
Научные статьи
24. Баранов М.Л. Понятие и содержание государственного контроля как вида социального управления // Вестник Финансового университета. 2011. № 5 (65). С. 67-73.
25. Граве А., Петренко А. Экспортный контроль в России и безопасность международных перевозок ядерных материалов // Индекс безопасности. 2008. Т. 14. № 3. С. 86-89.
26. Дроханов А.Н., Киреев Д.А., Компанец И.Н., Краснов А.Е., Михайленко С.А. Компьютерная квалиметрия //
Оптоэлектронные методы и технологии получения, обработки и визуализации информации. 2012. № 1. С. 5-21.
27. Кольчугин Д.М Предварительное информирование как инструмент системы управления рисками в таможенном деле // Альманах современной науки и образования 2010. - № 3-2. С. 108
28. Крайденко Н.С., Полухин И.В. Обеспечение радиационной безопасности – одна из важнейших функций российской таможни // Современные проблемы экономического и социального развития. 2011. № 7. С. 244.
29. Кулешов А.В., Гайфутдинов В.А. О стратегии использования инспекционно-досмотровых комплексов при осуществлении таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 1 (49). С. 18-24
30. Манохин В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: учебник. — Саратов, 2009. — С. 242.
31. Новиков А. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов РФ. // Таможенное дело 2007 - № 2. С. 3
32. Черных В. Воспитать профессионала // Таможня 2013. - № 16. – С. 18-20
33. Шевелевич А.А. Совершенствование разрешительной системы автоперевозки опасных грузов // Журнал российского права. 2012. № 10 (190). С. 31-35.
34. Шевчук О.А. Системы управления рисками как средство повышения эффективности таможенного контроля // Эффективное антикризисное управление 2013 - № 1. С. 92-95.
Материалы практики
35. Отчет об административных правонарушениях в СЗТУ в 2013-2014 гг
36. Число срабатываний «Янтарь» при проведении таможенного контроля в СЗТУ
Электронные ресурсы
37. LPI индекс // [Электронный ресурс]: http://www.kazlogistics.kz/ru/useful/lpi_index/
38. Кокорева И., Щелкунов Г. Рентгеновские комплексы в системах инспекционно- досмотрового контроля // [Электронный ресурс]: http://www.electronics.ru/files/article_pdf/0/article_568_539.pdf
39. Логистический рейтинг // [Электронный ресурс]: http://infranews.ru/novosti/politika/37552-finno-ugorskaya-brexnya-vsemirnyj-bank-turkestanskij-universitet-i-ix-logisticheskij-rejting/
40. Радиационная безопасность и радиационный контроль на границе: международный трансферт образовательных технологий из Владивостока в страны АТР // [Электронный ресурс]: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=15506:2014-11-28-06-01-35&catid=49:press-cat&Itemid=100
41. ФТС не использует программное обеспечение, на разработку которого израсходовано $2,5 млн // [Электронный ресурс]: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/17713
Вопрос-ответ:
Что такое ТСТК и как она применяется при радиационном контроле?
ТСТК - это технически сложное техническое средство контроля, которое используется при радиационном контроле для обнаружения радиоактивных веществ и излучения. Оно применяется путем сканирования грузов и транспортных средств с целью исключения наличия радиоактивных материалов.
Какая нормативно-правовая база существует в сфере радиационного контроля в таможенной деятельности?
В Российской Федерации действует ряд законов и постановлений, определяющих правила и порядок радиационного контроля при таможенном транзите. За рубежом также существуют свои нормативные акты, регулирующие данную сферу деятельности.
Как организован проведение радиационного контроля на границе при осуществлении технологии многостороннего логистического сценария?
При осуществлении многостороннего логистического сценария радиационный контроль проводится на каждом этапе перемещения груза. На границе используются специальные устройства и оборудование, такие как ТСТК, для обнаружения радиоактивных материалов.
Каким образом технически сложное техническое средство контроля помогает при логистическом сценарии отправитель-помещение под процедуру таможенного транзита?
Технически сложное техническое средство контроля позволяет обнаружить наличие радиоактивных материалов в грузе или транспортном средстве перед процедурой таможенного транзита. Это необходимо для обеспечения безопасности и предотвращения возможных преступных действий.
Какие особенности применения ТСТК при радиационном контроле можно выделить?
Особенности применения ТСТК при радиационном контроле включают сканирование грузов и транспортных средств, визуализацию результатов сканирования, анализ полученных данных и принятие соответствующих мер для предотвращения угрозы радиационной безопасности.
Какие особенности применения ТСТК при радиационном контроле?
ТСТК (технология селективного транспортного контроля) включает в себя использование специальных устройств и методов для обнаружения радиоактивных веществ в грузах и транспортных средствах. Основная особенность ТСТК заключается в том, что она позволяет проводить контроль без применения прямого контакта с грузом или транспортным средством, что улучшает безопасность сотрудников и обеспечивает высокую эффективность обнаружения. Также ТСТК обладает возможностью детектировать радиоактивные вещества даже в труднодоступных местах и небольших объемах.
Какие нормативно-правовые основы существуют в области радиационного контроля в таможенном деле?
В Российской Федерации нормативно-правовые акты, регулирующие радиационный контроль в таможенном деле, включают законы, постановления Правительства, приказы Федеральной таможенной службы и другие правовые акты. На международном уровне также существуют ряд международных соглашений и конвенций, содержащих положения о радиационном контроле на границах.
Как организуется радиационный контроль на границе при осуществлении технологии многостороннего таможенного транзита?
Организация проведения радиационного контроля на границе при использовании технологии многостороннего таможенного транзита включает несколько этапов. Во-первых, происходит предварительная оценка риска и определение необходимости проведения контроля. Затем осуществляется подготовка рабочих мест и обучение сотрудников, занимающихся радиационным контролем. Непосредственно контроль проводится с помощью специализированных приборов, которые позволяют обнаруживать радиоактивные вещества. Если обнаруживается подозрительный груз или транспортное средство, проводится более детальная проверка и, при необходимости, принимаются меры по обезопасиванию.
Какие особенности применения ТСТК при радиационном контроле?
Терморадиометрический контроль (ТСТК) является важной методикой при радиационном контроле. Особенностью этого метода является то, что он позволяет не только определить наличие радиоактивного загрязнения, но и измерить температуру объекта контроля. Таким образом, ТСТК позволяет проводить одновременный мониторинг радиационной и тепловой обстановки в окружающей среде.
Каковы анализ современного состояния организации радиационного контроля при осуществлении логистического сценария?
Анализ состояния организации радиационного контроля при осуществлении логистической схемы доставки грузов, включает изучение нормативно-правовой базы, механизмов проведения контроля на границе и организации технологий радиационного контроля. Также важным аспектом является анализ организации таможенного транзита и приписываемых этому процессу рисков, связанных с возможностью проникновения радиоактивных веществ на территорию страны.
Как организован механизм проведения радиационного контроля на границе?
Механизм проведения радиационного контроля на границе включает несколько этапов. Сначала происходит выбор объекта контроля, который может быть грузом, транспортным средством или человеком. Затем на объекте контроля проводится измерение радиационного фона и, при необходимости, применяются дополнительные методы контроля, такие как ТСТК. После проведения контроля результаты фиксируются и анализируются.
Каков анализ современного состояния нормативно-правовой базы в области радиационного контроля в Российской Федерации и за рубежом?
Анализ современного состояния нормативно-правовой базы в области радиационного контроля в Российской Федерации и за рубежом включает изучение существующих норм и правил, регулирующих проведение радиационного контроля. Этот анализ позволяет определить уровень регулирования в данной области и выявить возможные проблемы и недостатки, которые могут существовать в существующих законах и нормативных актах.