Правовая охрана названия средств массовой информации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 20 20 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 07.06.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НАЗВАНИЯ СМИ 5
1.1. Правовая природа названия СМИ 5
1.2. Соотношение названия СМИ и товарного знака 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НАЗВАНИЯ СМИ 13
2.1. Анализ судебной практики, связанной с правовой охраной названия СМИ 13
2.2. Предложения по совершенствованию законодательства в части правовой охраны названий СМИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 19

Фрагмент для ознакомления

Кассационное постановление ФАС Московского округа от 02.08.2004 N КГ-А40/6169-04 (от 14.06.2005 N КГ-А40/4701-05) отменило указанные решения. При этом суд не рассматривал нормы законодательства о СМИ, а ссылался исключительно на Закон о товарных знаках. Аналогичное решение принял ФАС Уральского округа, который, рассматривая дело со сходной фабулой, в Постановлении от 12.01.2005 N Ф09-4339/2004-ГК отказался применить Закон о СМИ, указав, что данный спор относится только к исключительным правам патентообладателя. Таким образом, налицо существование ситуации, при которой коллизия норм создает условия для актов недобросовестной конкуренции со стороны лиц, пользующихся пробельным характером Закона о СМИ для доказывания приоритетности товарного знака перед названием СМИ.Подобная практика существовала вплоть до 2012, переломным моментом послужило принятие Президиумом ВАС Постановления № 5282/11 от 17 января 2012 года по спору между Телекомпанией Останкино, которая являлась правообладателем товарного знака «Человек и Закон» и ООО «Журнал «Человек и Закон», учредителя СМИ с аналогичным названием.В данном Постановлении ВАС указал, что Обществом в материалы дела представлены документы, подтверждающие факты непрерывного выпуска журнала “Человек и Закон” с 1971 года и использования им в названии средства массовой информации наименования “Человек и Закон” до предоставления приоритета товарным знакам телекомпании. В связи с этим у судов отсутствовали основания для запрещения обществу издавать и распространять журнал с использованием обозначения “Человек и Закон”, которое оно добросовестно применяло в названии своего журнала. При этом суд квалифицировал регистрацию товарного знака как злоупотребление правом.В решении по делу о споре между владельцами товарного знака «Экономическая газета» и названия СМИ «Экономическая газета» суд подчеркнул, что регистрация СМИ в реестре Минпечати РФ закрепляет право на издание СМИ с определенным названием и формой распространения и не предоставляет исключительных прав на использование названия. Из рассмотренных выше решений судов по вопросам, связанным с правовой охраной названия СМИ, видно, что единая судебная практика на настоящий момент не сформирована. 2.2. Предложения по совершенствованию законодательства в части правовой охраны названий СМИПредлагается определить общие правила разрешения споров в случае тождества или сходства товарных знаков и названий средств массовой информации, подчинив их общим положениям о разрешении коллизий прав на разные средства индивидуализации, согласно которым нарушением прав владельца одного из указанных средств индивидуализации должно признаваться использование другим лицом обозначения, право на которое возникло позднее, если в результате тождества или сходства указанных обозначений могут быть введены в заблуждение потребители и/или контрагенты. При определении возможности введения в заблуждение потребителей и/ или( контрагентов предлагается определять схожесть формы периодического распространения массовой информации (периодическое печатное издание, радиопрограмма и т.д.) и класса товаров и услуг согласно МКТУ, в отношении которых зарегистрирован товарный знак.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе написания настоящей работы была достигнута ее основная цель, обозначенная во введении, а именно – проведено исследование правовой охраны названий СМИ.Для достижения обозначенной цели были выполнены следующие задачи:- представлено название СМИ как самостоятельный объект правовой охраны;- охарактеризовано соотношение названия СМИ и товарного знака;- проведен анализ судебной практики, связанной с правовой охраной названия СМИ;- сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в части правовой охраны названий СМИ.Название СМИ – один из признаков СМИ, атрибут, выделяющий отдельно взятое СМИ на медиарынке. Соответственно, название СМИ имеет правовую сущность средства индивидуализации. Тем не менее, его нельзя отнести ни к одному из средств индивидуализации, определенных в четвертой части ГК РФ. Соответственно, название СМИ – это самостоятельный объект, новое средство индивидуализации, способное индивидуализировать исключительно те объекты, которые законодательно отнесены к СМИ.Объем защиты права на название СМИ исчерпывается возможностью оспорить решение органа власти, который зарегистрировал СМИ с названием, эквивалентным уже существующему.Право на название СМИ возникает с момента регистрации СМИ.Правило об отказе в регистрации СМИ в случае наличия аналогичного названия толкуется Роскомнадзором расширительно и распространяется также и на названия, сходные до степени смешения. Судебная практика, напротив, демонстрирует буквальное толкование закона и допускает регистрацию СМИ со схожими названиями.Регистрация названия СМИ в качестве товарного знака обеспечивает максимально возможную степень правовой защиты. Важно отметить, что среди классов МКТУ есть класс 16 «Печатная продукция». Соответственно, регистрация товарного знака в данном классе позволит правообладателю выпускать под данным знаком газеты, журналы и иные СМИ. Независимо от формы средств массовой информации, которые правообладатель маркирует данным товарным знаком, использование аналогичного названия СМИ на территории России будет правонарушением.Целесообразно признать название СМИ самостоятельным средством индивидуализации в силу выполняемой им функции индивидуализации и самостоятельного значения в гражданском обороте. Правовой режим названия СМИ следует отграничить от правового режима охраны товарных знаков, наименований мест происхождения товаров и иных средств индивидуализации. Правообладатель названия СМИ должен иметь исключительное право на его использование.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫГражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). - Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 24.11.2014) «О средствах массовой информации»// Российская газета, № 32, 08.02.1992.О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014). - Собрание законодательства РФ. – 31 июл. 2006. – N 31 (1 ч.). – Ст. 3434.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010г. №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».Арапова Г.Ю. Правовой статус редакции СМИ. Воронеж, 2012. 116 с.Бобров М.Е. Средства индивидуализации товаров, работ и услуг как объекты интеллектуальных прав. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2013. 33 с.Бобров М.Е. Товарный знак и название средства массовой информации: столкновение прав// Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. №8/12. С. 66-74.Голованов Д. Название СМИ как объект интеллектуальной собственности// ЭЖ-Юрист, 2006, №33. Григорьев Д. Название СМИ как седство индивидуализации, объект авторского права// http://zakon.ruМазаев Д.В. Гражданско-правовая защита прав на товарные знаки. Автореферат на соискание учёной степени канд. юрид. наук. – Москва, 2011. Панкова М.Н. Функции и критерии охраноспособности товарного знака в Российской Федерации.// Вестник Военного университета. 2011. № 4 (27). С. 109 – 115.Ситдикова Р.И. Право интеллектуальной собственности: сборник статей. – Казанский университет, 2011.Стадульская Н.А. Функционально-прагматическая направленность товарных знаков. – Пятигорск, 2003.


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). - Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
2. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 24.11.2014) «О средствах массовой информации»// Российская газета, № 32, 08.02.1992.
3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014). - Собрание законодательства РФ. – 31 июл. 2006. – N 31 (1 ч.). – Ст. 3434.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010г. №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
5. Арапова Г.Ю. Правовой статус редакции СМИ. Воронеж, 2012. 116 с.
6. Бобров М.Е. Средства индивидуализации товаров, работ и услуг как объекты интеллектуальных прав. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2013. 33 с.
7. Бобров М.Е. Товарный знак и название средства массовой информации: столкновение прав// Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. №8/12. С. 66-74.
8. Голованов Д. Название СМИ как объект интеллектуальной собственности// ЭЖ-Юрист, 2006, №33.
9. Григорьев Д. Название СМИ как седство индивидуализации, объект авторского права// http://zakon.ru
10. Мазаев Д.В. Гражданско-правовая защита прав на товарные знаки. Автореферат на соискание учёной степени канд. юрид. наук. – Москва, 2011.
11. Панкова М.Н. Функции и критерии охраноспособности товарного знака в Российской Федерации.// Вестник Военного университета. 2011. № 4 (27). С. 109 – 115.
12. Ситдикова Р.И. Право интеллектуальной собственности: сборник статей. – Казанский университет, 2011.
13. Стадульская Н.А. Функционально-прагматическая направленность товарных знаков. – Пятигорск, 2003.

Вопрос-ответ:

Что рассматривается в главе 1 "Теоретические аспекты правовой охраны названия СМИ"?

В главе 1 рассматривается правовая природа названия средств массовой информации и соотношение названия СМИ и товарного знака.

Какая информация представлена в главе 2 "Практические аспекты правовой охраны названия СМИ"?

В главе 2 представлен анализ судебной практики, связанной с правовой охраной названия СМИ, а также предложения по совершенствованию законодательства в части правовой охраны названий СМИ.

Какая тема рассматривается в главе 2.1 "Анализ судебной практики связанной с правовой охраной названия СМИ"?

В главе 2.1 рассматривается анализ судебной практики, связанной с правовой охраной названия СМИ.

Что содержится в главе 2.2 "Предложения по совершенствованию законодательства в части правовой охраны названий СМИ"?

В главе 2.2 содержатся предложения по совершенствованию законодательства в части правовой охраны названий СМИ.

Какие источники использовались при написании работы?

В работе использован список использованных источников и литературы, который приведен в конце работы.

Что такое правовая охрана названия средств массовой информации?

Правовая охрана названия средств массовой информации - это совокупность мер, которые направлены на защиту и обеспечение юридического статуса названия средств массовой информации, таких как газеты, журналы, телеканалы и прочие СМИ.

Какова правовая природа названия средств массовой информации?

Правовая природа названия средств массовой информации заключается в том, что оно является объектом авторского права и интеллектуальной собственности. Защита названия СМИ осуществляется на основании законодательства об авторском праве и товарных знаках.

В чем заключается соотношение названия средств массовой информации и товарного знака?

Соотношение названия средств массовой информации и товарного знака заключается в том, что название СМИ может быть использовано в качестве товарного знака, если оно отвечает требованиям гражданского законодательства и зарегистрировано в установленном порядке.

Существует ли анализ судебной практики, связанной с правовой охраной названия СМИ?

Да, проводится анализ судебной практики, связанной с правовой охраной названия СМИ. Он позволяет выявить судебные решения и тенденции в данной области, а также использовать их в качестве руководства при рассмотрении подобных дел.