Коррекция детско-родительских отношений средствами танцетерапии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Специальная психология
  • 130 130 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 12.06.2015
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1 Теоретический обзор литературы по проблеме особенностей отношения родителей к ребенку-инвалиду 9
1.1 Детско-родительские отношения как фактор психического развития ребенка 9
1.2 Типология отношения родителей к ребенку 15
1.3 Особенности отношения родителей к умственно отсталому ребенку 25
1.4 Применение арттерапии как средства коррекции эмоциональных нарушений 37
1.5 Танцетерапия как средство коррекции 40
Выводы по первой главе 42
Глава 2 Организация и методы исследования отношения родителей к умственно отсталому ребенку 44
2.1 Организация психологического исследования 44
2.2 Методы исследования 49
2.3 Методы статической обработки 55
2.4 Программа по танцетерапии для родителей детей с умственной отсталостью 55
Выводы по второй главе 102
Глава 3 Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с легкой степенью умственной отсталости (до и после коррекции) 104
3.1 Сравнительный анализ особенностей воспитания детей экспериментальной и контрольной группы 104
3.2 Изменение отношения родителей к умственно отсталым детям после коррекционной программы с использованием танцетерапии 104
Выводы по третьей главе 105
Заключение 106
Список использованной литературы 107
Приложения 108
Фрагмент для ознакомления

Какая музыка действует на вас наиболее расслабляюще?Занятие 10. Учимся чувствовать другого (2 ч.)Разминка «Танец! Замерзните!»Цели:«разогрев» участников, включение их в работу;раскрепощение мышечных движений;стимулирование межличностного взаимодействия в группе.Время: 10–15 минут.Материалы: разная ритмичная музыка.Описание проведения.Когда группа становится уверенной относительно танцевальных движений, можно использовать ритм шагов, чтобы играть в игру «Танец! Замерзните!». Включается песня и преподаватель просит, чтобы участники запомнили движения, которые сопровождают данную песню. Они выполняют то движение, пока преподаватель не останавливает музыку, тогда они «замерзают» и ждут преподавателя, чтобы выбрать следующую песню. Можно специально перепутать песни, чтобы проверить память участников.Упражнение «Кинестетическое сочувствие» Цели:создание условий для осознания участниками чувств другого человека;переключение эмоций участников на снятие напряжения с помощью танца;стимулирование межличностного взаимодействия в группе.Время: 1–1,5 часа.Материалы: медитативная музыка, классическая музыка.Описание проведения.Преподаватель читает кейс для обсуждения в группе: «Человек, который принял жену за шляпу» (по О. Сакс«Человек, который принял жену за шляпу и другие истории из врачебной практики». – М. : Издательство «SciencePress», 2005.).«…Профессор П., заметная фигура в музыкальном мире, на протяжении многих лет был известным певцом, а затем преподавал музыку в консерватории... Я не мог понять, почему его направили в нашу клинику. И все же что-то было не так… … Я показал ему обложку с изображением сплошной поверхности дюн в пустыне Сахара.– Что вы тут видите?– Вижу реку, – ответил П. – Небольшую гостиницу с выходящей на воду террасой. На террасе обедают люди. Там и сям – разноцветные зонтики от солнца.Он смотрел (если это можно так назвать) сквозь обложку в пустоту, измышляя несуществующие подробности, словно само их отсутствие на фотографии вынуждало его воображать реку, террасу и зонтики. Вид у меня наверняка был ошеломленный, в то время как П., похоже, полагал, что хорошо справился с задачей. Решив, что осмотр закончен, профессор стал оглядываться в поисках шляпы. Он протянул руку, схватил свою жену за голову и… попытался приподнять ее, чтобы надеть на себя. Этот человек у меня на глазах принял жену за шляпу! Каким образом мог он принимать жену за шляпу и при этом нормально функционировать в качестве преподавателя музыки?...»Попробуйте в танце выразить эмоции любого участника данной ситуации (работайте в парах).Схемы обсуждения:Как вы себя чувствовали на месте врача? Жены? Самого профессора П.? Занятие 11. Танец – это доверие (2 ч.)Разминка «Следуйте за Музыкой»Цели:«разогрев» участников, включение их в работу.Время: 10–15 минут.Материалы: лирическая музыка.Описание проведения.Преподаватель выбирает сначала одну лиричную песню, которая позволит ему подавать реплики участникам. Как только преподаватель показал комбинацию шагов, участники повторяют за ним, слушая другие мелодии. Они запоминают и хореографию, и лирику. Упражнение «Танец в темноте»Цели:развитие чувства доверия к партнеру; стимулирование межличностного взаимодействия в группе.Время: 1–1,5 часа.Материалы:классическая музыка (например, Моцарт «Лунная соната»).Описание проведения.Задание (работа в парах): Один участник пары становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера - как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас "ведет" ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями. Проделайте данное задание, но теперь с завязанными глазами. Преподаватель при выполнении задания помогает группе. В данном упражнении он скорее тьютор, чем преподаватель – он не предлагает свою помощь, если его об этом не попросили. Он не отвечает на вопрос, который не был задан. В этом упражнении активны участники, а преподаватель создает комфортную обстановку на занятии, но не вмешивается в процесс выполнения задания.Схемы обсуждения:На какие движения партнера вы обратили внимание? Что вы чувствовали, когда танцевали с закрытыми глазами? Какую роль вам было сложнее выполнять: ведущего или ведомого?Занятие 12. Танец – это импровизация (2 ч.)Разминка «Случайная импровизация»Цели:«разогрев» участников, включение их в работу.Время: 10–15 минут.Материалы: ритмичная современная музыка.Описание проведения.Преподаватель приносит на занятие несколько вещей, далеких от танца (карты, помада, свечи, мешочек сахара, яблоко и др.). Необходимо попросить, чтобы участники вытянули один предмет из сумки и создали танец, где движения охарактеризуют данный предмет, отражают его сущность и особенности. В этом упражнении нет никаких правил, таким образом, участники могут использовать слова, любые идеи, движения и жесты. Важно просто позволить креативности выйти наружу, раскрепостить их. Музыку для импровизации участники также подбирают самостоятельно.Упражнение «Скульптор»Цели:раскрепощение эмоций участников;стимулирование межличностного взаимодействия в группе.Время: 1–1,5 часа.Материалы: спокойная классическая музыка (например, «Времена года» Вивальди).Описание проведения.Задание (для работы в парах): Придумайте яркий образ, который бы вам хотелось изобразить в скульптуре. Это может быть уже известная скульптура или образ, изображенный в живописи. Или несуществующая композиция. Важно, чтобы скульптор донес до группы, тот образ, который сложился у него в уме. При выполнении задания один партнер действует как «скульптор», который перемещает части тела другого партнера в пространстве, чтобы создать скульптуру. Затем партнеры меняются ролями.Преподаватель в данном упражнении тьютор. Он принимает принципиальную позицию невмешательства. При выполнении задания можно включить классическую музыку (например, Вивальди «Времена года»).Схемы обсуждения:Что вы хотели выразить данной скульптурой (какие чувства, эмоции)? Что вы чувствовали в роли «скульптуры»? Передались ли вам те эмоции, которые хотел выразить в скульптуре ваш партнер?Занятие 13. Весь мир – театр (2 ч.)Разминка «Случайная импровизация»Цели:«разогрев» участников, включение их в работу.Время: 10–15 минут.Материалы: ритмичная современная музыка.Описание проведения.Перед входом в студию преподаватель записывает на отдельных листках бумаги несколько прилагательных (горячий, усталый, взволнованный, синий, стойкий и др.). Затем преподаватель предлагает участникам случайный выбор прилагательного (каждый вытаскивает один листочек из стопки с записями). Задание (индивидуальное): При выполнении задания участник должен сам придумать движения, чтобы другие ученики поняли, о каком прилагательном идет речь. Важно чтобы участники сами выбрали нужную музыку для своей импровизации.Упражнение «Театр»Цели:развитие способности чувствовать эмоции другого;способствовать развитию эмпатии;показать важность толерантного восприятия другого.Время: 1–1,5 часа.Материалы: записи различных типов музыки (участники сами выбирают музыку для импровизации).Описание проведения.Задание (для работы в парах): Используйте форму движения/танца, и воспроизведите какую либо сцену из любого понравившегося вам спектакля. Один из партнеров должен выразить в танце определенный вид отношений к другому человеку из негативного спектра взаимоотношений (например, антипатия, вражда, неуважение, непринятие и т. д.). Задача другого участника – спонтанно реагировать на партнера и фиксировать возникающие чувства. Через 30 сек. партнеры меняются ролями. Во второй части задания участники пытаются импровизировать заданное отношение из позитивного спектра взаимоотношений (симпатия, дружба, уважение, любовь, принятие и т.д.). Музыку для импровизации участники выбирают сами.Схемы обсуждения:Каким было заданное отношение партнера? Какие танцевальные особенности движений партнера позволили вам сделать такой вывод? Ваши чувства в роли «инициатора» позитивных (негативных) взаимоотношений? Ваша реакция на партнера – «инициатора» взаимоотношений в ходе выполнения упражнений?Занятие 14. Заключительное занятие (2 ч.)Разминка «Танец отдельных частей тела»Цели:«разогрев» участников, включение их в работу.Время: 10–15 минут.Материалы: ритмичная современная музыка.Описание проведения.Звучит музыкальная запись с четким ритмическим рисунком. Участники становятся в круг и выбирают нужные себе опоры (цветы, шляпы, шарфы и др.). Преподаватель называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (кистей рук, рук, головы, плеч, живота, ног). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.Упражнение «Встанем в круг!»Цели:подведение итогов тренинга;актуализация приобретенного опыта.Время: 1–1,5 часа.Материалы: медленная, спокойная музыка.Описание проведения.Данное упражнение основано на использовании метода Марии Фукс и представляет организацию творческого танца. Поэтому здесь важно полное доверие танцу. Виды танца, используемые для этого подхода, выбираются согласно индивидуальным предпочтениям группы.Звучит медленная, спокойная музыка. Участники программы могут выбрать любые нужные себе опоры (шары, платки, цветы). Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.Преподаватель при выполнении данного упражнения активен наравне с другими участниками. Он один из них. Участники должны почувствовать единство группы, и собственную индивидуальность в танце.Схемы обсуждения:Что вы чувствовали, находясь в кругу? Какие эмоции сейчас у вас? Что дало вам участие в данной программе? Как вы будете использовать в дальнейшем полученные знания и приобретенный опыт?2.4.3. Методические рекомендации по реализации программыПринципы работы группы должны быть озвучены преподавателем на первом (вводном) занятии и неукоснительно соблюдаться всеми участниками программы. Помимо указанных принципов следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущим независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений. Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время участия в программе "игровое имя" – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя. Каждое занятие предполагает освоение методов психосоматической регуляции (дыхательные практики, техники расслабления, самомассажа и коррекции осанки), снятие эмоционального напряжения. Методы очистки (дыхательные техники, pranayama, kapalabhati и/или размышление)Каждое занятие предполагает освоение методов психосоматической регуляции (дыхательные практики, техники расслабления, самомассажа и коррекции осанки), снятие эмоционального напряжения. Пранаяма (pranayama) – это дыхательные упражнения. Пранаяма – это сознательное восприятие и овладение жизненной энергией, присущей психофизической системе каждого живого существа. Пранаяма – это нечто большее, нежели система контроля дыхания. Пранаяма имеет несколько аспектов – в грубом и в тонком материальных телах, в непосредственно ощущаемых и в потаенно скрытых телах. Пранаяма – дыхание для здоровья и самосознания. «Прана» в переводе с санскрита означает тонкую жизненную энергию или силу, которая находится везде вокруг нас: в пространстве, в пище, воде и т. д.Дыхание – самый прекрасный мост между телом и умом. Пытаясь размышлять человек имеет распространённую привычку напрягать мышцы. Нервная система – арбитр между напряженным телом и беспокойным умом. Один из лучших способов отрегулировать нервную систему, и в свою очередь тело, это – правильное дыхание. Это было известно йогам в течение тысяч лет и также стало широко известным в последние годы современным медицинским и психологическим сообществам.Наука о дыхании начинается с осознания того, что делает дыхание. Чтобы правильно дышать, важно понимать, как происходит процесс дыхания. В ходе изучения особенностей дыхания, участник программы должен стать внутренним исследователем своего дыхания. Это означает развивать чувства любопытства, которое позволяет блуждать по внутренней части себя, замечать как работает дыхание.Это напоминает способ, которым ребенок мог бы демонтировать игрушку, чтобы увидеть, как это работает, только в этом случае ничто не демонтируется. Участник просто неподвижен, закрывает глаза и наблюдает жизнедеятельность своего дыхательного аппарата.Упражнение «Мост ноздрей»Осознание чувства дыхания в месте ноздрей («мост ноздрей») – очень простая, прямая, и очень эффективная медитационная практика. Это – познавательное осязание, поскольку участник ощущает воздух, как он, буквально, приходит и уходит через ноздри. Участник должен позволить дыханию замедляться на выдохе. В этом заключается дальнейшая практика совершенствования процесса дыхания, которая не прекращается и после занятий. Посредством чего выдох становится замедленным, важно прочувствовать выдох, и довести данное умение до автоматизма.Упражнение «Тренируем диафрагму»Важно объяснить участникам программы, какое отношение к процессу дыхания имеет диафрагма: «Диафрагма – огромная мышца, которая располагается горизонтально в грудной клетке. Вообразите мелкую тарелку овальной формы, перевернутую вверх дном, и находящуюся в вашей грудной клетке». Можно продемонстрировать рисунок, уточняющий роль диафрагмы в процессе дыхания.Участники обращают внимание на процесс дыхания: на вдохе диафрагма напряжена и движется вниз, грудная клетка расширяется и тянется вниз, чтобы ввести воздух в легкие. На выдохе диафрагма расслабляется и воздух выходит. Когда диафрагма интенсивно используется для дыхания, в нижней части живота мало движения (можно предложить положить ладонь на живот и таким образом регулировать дыхание).Упражнение «Deerghaswasam» («Полное Дыхание») Полное Дыхание довольно бодрящий вид дыхания для человека. Полное Дыхание включает живот, диафрагму и грудные мышцы. Участники дышат последовательно тремя способами, и затем полностью изменяют процесс дыхания. Во-первых, необходимо вдохнуть полностью в животе (рука на животе, при дыхании живот интенсивно подымается). Во-вторых, продолжить вдыхать, заполнив область диафрагмы (рука контролирует живо во время дыхания, он неподвижен). В-третьих, продолжить вдыхать, заполнив грудь, позволив верхнему отделу груди и плечам подниматься (грудь интенсивно поднимается, живот неподвижен).Полное Дыхание хорошо делать каждый раз, когда человек размышляет (например, перед выполнением творческих заданий, импровизаций). Даже 2-3 дыхания будут иметь полезное действие на организм человека.Упражнение «Kapalabhati» («Сияющий череп») Данный тип дыхания также называют "Ярким Черепом". Эта практика дыхания подчеркивает выдох в очень быстром, толкающем движении в основе живота. Если нет проблемы со здоровьем, большинство людей может использовать эту практику. Чтобы приступить к выполнению любого танцевального упражнения, каждый участник может выполнить данное дыхательное упражнение. Это стимулирует процесс размышления, активный творческий поиск новых идей. Достаточно выполнить приблизительно 10-20 выдохов, чтобы достичь эффекта сосредоточения.Упражнение «Bhastrika» («Мехи») Bhastrika – среднее дыхание, дыхание от диафрагмы. Если участник сделает примерно 10-20 выдохов, сосредотачивая свои ощущения на диафрагме, это может иметь успокаивающий, уравновешивающий эффект. Данное упражнение можно делать после танцевальных движений, чтобы успокоиться, войти в спокойное состояние размышления, что очень важно при обсуждении выполненных танцевальных упражнений.Упражнение «Agniprasana» («Дыхание огня»)Дыхание Огня – это дыхательная практика, при котором используется диафрагмальное дыхание в быстром, интенсивном темпе. Во время практики происходит выгибание позвоночника вперед. Это довольно энергичное дыхание, оно хорошо стабилизирует ум. Финал любого занятия программы – глубоко укрепляющая релаксацияВизуализация – это мощная техника, во время которой обыденный повседневный пейзаж заменяется ярким образом (представление собственного рая). В мгновение ока участник может перенестись на собственный остров в Карибском море, в роскошный английский сад или на яхту. Участник просто выбирает образ, который будет его расслаблять, детально рисует его в своем воображении и сосредоточивается на нем. На занятиях танцетерапии визуализация происходит под руководством преподавателя. При визуализации под руководством, записанный или живой голос преподавателя «подсказывает» воображению участников, какие нужно создавать образы, успокаивающие сознание. Для этого преподаватель предлагает участникам инструкции для визуализации: «Я сижу на теплом песчаном берегу, и передо мной простираются километры, километры чистой, спокойной водной глади. Невероятно чистой, невероятно спокойной, невероятно лазурной. Я чувствую аромат океанского ветра и глубоко вдыхаю. Вдыхаю воздух и чувствую контраст прохладного бриза и теплого солнца, согревающего меня…»Чтобы получить максимальный результат от визуализации, важно, чтобы участники программы нашли комфортное, удобное для себя место в студии.Преподаватель дает участникам четкие инструкции:- Закройте глаза. Представьте себя в спокойной, расслабляющей обстановке, где нет движения и изменения окружающей среды.- Станьте частью воображаемой картины. Убедитесь, что вы полностью погружены в воображаемую сцену. Другими словами, вы должны видеть ее не с высоты птичьего полета и не смотреть на себя со стороны, словно на героя фильма.- Задействуйте все пять чувств. Воображайте не только образы, но также звуки, запахи, текстуры, чтобы сделать визуализацию более интенсивной. Когда вы представляете, как лежите в гамаке между двумя пальмами, представьте, как вас согревает солнце, как веревки слегка надавливают на кожу, аромат моря и звук ветра в листве.- Ищите вдохновение. Если спокойные картины возникают в уме не сразу, поищите новые идеи в журналах, произведениях искусства, каталогах, в брошюрах о спа и курортах, в фотоальбомах – все это прекрасные источники вдохновения для визуализации.В заключительной части занятия можно предложить участникам программы нарисовать танец или передать настроение в цвете.Занятия проводятся с интервалом в неделю, чтобы обеспечить достаточно времени для внутренней интеграции новой информации. Комплекс из 9-и занятий неделим, пропускать занятия нежелательно.На занятиях нельзя фотографировать или записывать видео, а также приходить «просто посмотреть», так как это противоречит принципам программы. При появлении наблюдателя или камеры любой человек перестает быть собой и начинает быть немного актером. А это мешает раскрепощению и созданию атмосферы непринужденности, очень важной для занятий.Каждое занятие начинается со спокойной легкой музыки, самомассажа, который переходит в разминку, куда входит суставная гимнастика. Затем предлагает психогимнастические этюды (задания). Далее знакомство с каким-либо танцем, релаксация. В заключение можно предложить участникам программы нарисовать танец или передать настроение в цвете.Описание примерной структуры занятияПродолжительность: 2 часа/день. 5 минут: Теория (терапия ума тела).1 час 40 минут: Работа в парах с использованием разных методов танца (балет и/или современная музыка, хореографические последовательности техники и/или импровизация).5 минут: методы очистки (дыхательные техники, pranayama, kapalabhati и/или размышление).10 минут: Финал – глубоко укрепляющая релаксация.Формы активности участников программы:Мини-лекция (презентация теоретического материала). Лекция наиболее эффективна: во время введения в курс и для предоставления дополнительного материала.Демонстрация. Иногда лучший способ достичь цели – просто показать, как это делается. Достоинством демонстрации является то, что она привлекает внимание участников программы, позволяет понятно объяснить материал (особенно, если это касается каких-то движений танца), соединяет теорию и практику. При демонстрации важно акцентировать внимание участников на то, чтобы они вырабатывали свой стиль движений, а не следовали стилю преподавателя.Общая дискуссия. Рекомендуемая длительность дискуссии не более 30 минут. Преподаватель ведет дискуссию, задает участникам вопросы, отслеживает динамику группы. Дискуссия позволяет поделиться мнениями, высказать сомнения, конфликтные позиции, но для этого очень важно, чтобы предмет дискуссии был точно сформулирован.Дискуссия в мини-группах. Группы обычно небольшие, состоят из 4-6 человек. Это позволяет обеспечивать активность участников программы, необходимое разнообразие ролей для выполнения заданий и обмена опытом, решения проблем. Работа в парах. Это основная форма активности в рамках программы танцетерапии. Работа в парах обеспечивают участие каждого, внимательное рассмотрение деталей каждым и полную вовлеченность в процесс танца. Решение кейсов (ситуационные задачи). Кейс-стади (или гарвадский способ обучения) предполагает решение участниками реальной жизненной ситуации. Преподаватель должен представить проблему (лучше всего из области коррекции детско-родительских отношений), обычно в письменной форме и предлагает участникам найти лучшее решение, основанное на изложенных фактах. Ролевая игра. Очень полезна для сознательной отработки навыков танцетерапии, может применяться для получения опыта, который можно анализировать. Ролевая игра позволяет активно включаться в процесс танца и получать удовольствие от процесса. Очень интерактивна, дает много материала для анализа поведения участников. Кроме того, позволяет людям попробовать что-то новое в «безопасной» обстановке, не боясь делать ошибки.Упражнения открытия (знакомство, ледоколы). Небольшие обсуждения, игры, не всегда требующие выводов и обратной связи применяемые для создания атмосферы обучения, первого этапа формирования группы, узнавания друг друга, желания участвовать, что-то делать вместе и т.д. Упражнения, помогающие создать атмосферу, способствующую обучению.Энерджайзеры или разминки. Короткие активные игры, не требующие обратной связи. Их используют, когда нужно взбодрить, встряхнуть аудиторию или разрядить аудиторию.Упражнения закрытия. Участники должны почувствовать, что процесс завершен. Во время этих упражнений участники говорят друг другу приятные слова, пожелания, составляют план действий.Выводы по второй главеДля проверки выдвинутой нами гипотезы было организовано экспериментальное исследование, в котором участвовали родители детей с легкой умственной отсталостью (21 пара) и родители детей без интеллектуальных нарушений (15 пар).Эксперимент проводился нами в три этапа. Задачей первого этапа являлось выявление отношения родителей к подросткам с легкой степенью умственной отсталости и отношение подростков к родителям (констатирующий эксперимент).Второй этап состоял в организации коррекции, способствующей коррекции отношения родителей и подростков с легкой степенью умственной отсталости с помощью танцевальной терапии. Основной задачей этого этапа исследования стала апробация программы. При организации исследования с участниками экспериментальной группы в течение 7 месяцев проводилась коррекционная работа, основанная на танцевальной терапии по авторской программе(формирующий эксперимент).Третий этап предполагал подтверждение эффективности используемой коррекционной программы. Используемые диагностические методики совпадали с методиками первого этапа исследования (контрольный эксперимент).В ходе проведенного исследования использовались объективные и субъективные методы. В соответствии с целью и предметом исследования, с учетом особенностей объекта были выбраны следующие методы: проективный метод, экспериментальный метод, анализ продуктов деятельности и метод опроса, нестандартизированная беседа, а также метод многомерной вариационной статистики. При проведении исследования использовались следующие методики: опросник «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, методика «Личностный дифференциал», опросник родительского отношения к детям Варга-Столина, проективно-графическая методика «Рисунок семьи».Для обработки эмпирического материала использовались методы описательной статистики: вычислялись средне групповые значения показателей и величины стандартных отклонений.Для реализации формирующего этапа эксперимента нами была разработана программа танцетерапии, целью которой было создание условий для выхода из стрессовой ситуации родителей детей с умеренной умственной отсталостью средствами танцетерапии. Программа включает 14 специально разработанных нами занятий. Общее количество часов программы - 28 ч. Каждое занятие предполагает освоение методов психосоматической регуляции (дыхательные практики, техники расслабления, самомассажа и коррекции осанки), снятие эмоционального напряжения. Для этого нами разработаны специальные упражнения. Занятия проводились по 60 минут 2 раза в неделю.Глава 3 Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с легкой степенью умственной отсталости (до и после коррекции)3.1 Сравнительный анализ особенностей воспитания детей экспериментальной и контрольной группыДля решения задач, исследования отношения родителей подростков с легкой степенью умственной отсталости, нами была выбрана методика «Анализ семейного воспитании» Э.Г. Эйдемиллера. Эта методика исследования семейных взаимоотношений глазами родителей подростков, способствует выявлению типа семейного воспитания, роль в семье подростка, отношение родителей к подростку. Выявление особенностей отношения родителей к своим детям – подросткам с легкой степенью умственной отсталости, является важным этапом в выявление детско-родительских отношений в семье, воспитывающей подростка с легкой степенью умственной отсталости.Анализ результатов семейного воспитания в семьях, где проживает и воспитывается подросток с легкой степенью умственной отсталости, позволяет нам проранжировать типы нарушений воспитания, характерные для этих семей(рис. 3, табл. 4 (Приложение 2).Как видно из рис 3, для матерей умственно отсталых детей обеих групп в большей степени свойственны такие нарушения воспитания, как потворствующаягиперпротекция, потворствование желаниям ребенка. Мать уделяет ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом ее жизни. Для матерей этих групп также характерны высокий уровень запретов, неустойчивость воспитания, предпочтение в ребенке детских качеств, воспитательная неуверенность. У отцов умственно отсталых детей обеих выявлены следующие нарушения воспитания: доминирующаягиперпротекция, высокий уровень запретов, требований, потворествование, предпочтение в ребенке детских качеств.Родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они "балуют" его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями.Сравнивая особенности воспитания умственно отсталых детей матерями и отцами в обеих группах, можно утверждать, что для матерей в большей степени характерна чрезмерная протекция, неустойчивость воспитания, инфантилизация ребенка, фобия утраты ребенка, воспитательная неуверенность. Для отцов умственно отсталых детей, по сравнению с матерями, в большей степени свойственны повышенный уровень требований, санкций, неразвитость родительских чувств. Результаты данных, отражающих отношение родителей к своим детям показал, что у преобладающей части отцов детей с легкой степенью умственной отсталости отмечаются отношения к детям по типу эмоциональной дистанции и чрезмерной концентрации на своем ребенке. Вместе с тем лишь немногие родители обеих групп пытаются общаться с ребенком на равных. В беседе после диагностики многие из родителей экспериментальной группы пытались объяснить свое отношение к детям, словно оправдываясь – чаще родители говорили о том, что с детьми не получается общаться на равных т.к. дети теряют к ним авторитет и перестают выполнять поручения. Многие родители утверждали, что партнерские отношения поддерживать трудно – т.к. дети начинают вести себя вольно и теряют чувство меры. Следует также отметить, что для родителей, придерживающихся типа воспитания-«доминирующая гирепротекция» характерно непринятие факта сниженного интеллекта ребенка. Эти родители помногу занимаются со своим ребенком, развивают его, лечат. Многие из них высказывали надежду, что со временем ребенок «выправится».Рис. 3Особенности семейного воспитания в экспериментальной и контрольной группахУсловные обозначения:Неустойчивость воспитания (Н); Расширение сферы родительских чувств (РРЧ); Предпочтение в ребенке детских качеств (ПДК); Воспитательная неуверенность родителя (ВН); Фобия утраты ребенка (ФУ); Неразвитость родительских чувств (НРЧ); Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (ПНК); Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК)Как видно на рисунке 3 показатели матерей и отцов экспериментальной и контрольной группы практически совпадают. Можно предположить, что группы исследования являются однородными.Таким образом, для матерей умственно отсталых детей из обеих групп свойственны чрезмерная опека, симбиоз с ребенком, высокий уровень тревоги, неуверенность в себе, связанные с воспитанием ребенка. Эти матери ориентированы на потребности, желания ребенка, они окружают ребенка чрезмерной заботой, излишне контролируют его, лишают его самостоятельности. При этом для матерей этой группы свойственна неуверенность в себе как родителе, сомнения в правильности выбора методов воспитания. Возможно, с этой неуверенностью связана неустойчивость воспитания, характерная для матерей умственно отсталых детей, что проявляется в отсутствии единой, последовательной тактики воспитания.Так, в группе отцов умственно отсталых детей выявлены относительно высокие показатели и по игнорированию, и повествованию желаниям ребенка. Более детальный анализ данных исследования показал, что отцов умственно отсталых детей можно разделить на две группы. Первой группе присущи те же нарушения воспитания, что выявлены у матерей этих детей. Для второй группы отцов свойственны противоположные характеристики, а именно: игнорирование желаний ребенка, гипопротекция, неразвитость родительских чувств. Отцы часто чрезмерно требовательны к своему ребенку, в некоторых случаях – эмоционально холодны, безразличны. Среди родителей обеих групп также были родители, жестоко наказывающие ребенка. При жестоком обращении родителей с детьми отмечается и эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.Сравнительный анализ родительского отношения к детям у отцов и матерей в экспериментальной и контрольных группахОтношение родителей к младшим школьником с легкой степенью умственной отсталости изучалось с помощью опросника ОРО и с помощью проективной методики «Рисунок семьи» (Приложение 2 - табл. 5, рис. 4).Согласно результатам проведенного исследования, для матерей умственно отсталых детей обеих групп в большей степени характерны симбиотические отношения с ребенком и инфантилизация ребенка. Статистически значимых отличий не было выявлено. При симбиотических отношениях родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Инфантилизация проявляется в том, что мать видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется ей неприспособленным, слабым, она старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.Рис. 4Распределение типов отношения между родителями и детьми в контрольной и экспериментальной группахОтцы умственно отсталых детей, как и матери, часто стремятся инфантилизировать ребенка. Сравнительный анализ отношения к умственно отсталому ребенку матерей и отцов показывает, что для отцов обеих групп в большей степени характерно отвержение ребенка, которой проявляется в том, что родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Статистически значимых различий в отношении к ребенку между контрольной и экспериментальной группами не было выявлено. В гораздо меньшей степени для отцов умственно отсталых детей, по сравнению с матерями, характерны симбиотические отношения с ребенком.Как видно на рисунке 4 показатели матерей и отцов экспериментальной и контрольной группы практически совпадают. Можно предположить, что группы исследования являются однородными.На основе полученных данных можно утверждать, что матери умственно отсталых подростков обеих групп:- имеют симбиотическескую связь с ребенком, преувеличивает его неприспособленность к жизни, лишает самостоятельности и тем самым возможности полноценно развиваться;- воспринимают ребенка младше его реального возраста, приписывает ему детские черты, сомневается в возможностях, способностях ребенка; - чрезмерно контролируют ребенка, требует от ребенка безоговорочной дисциплины и подчинения.Понятно, что отношение к умственно отсталому ребенку не может быть аналогичным отношению к его здоровому сверстнику, он на самом деле менее самостоятелен, требует больше внимания, заботы, ему присущи инфантильные черты. Однако, чрезмерное проявление перечисленных особенностей отношения родителей к умственно отсталому ребенку расценивается крайне негативно, так как они препятствуют его гармоничному развитию, не позволяют раскрыть потенциальные возможности ребенка.Дополнительные сведения об отношении родителей к умственно отсталым подросткам были получены с помощью методики «Рисунок семьи».Результаты исследования по ответам анкеты представлены в таблице 6 (Приложение 2), на рисунке 5. В таблицы сведены средние показатели, полученные по симптомокомплексам методики отдельно в группе родителей умственно отсталых детей.Для отношения матерей обеих групп к умственно отсталым детям характерно высокое проявление тревоги, чувства неполноценности. Сравнительный анализ результатов тестирования матерей и отцов, показал следующее:отцы менее позитивно относятся к ребенку,их отношения с ребенком менее насыщены тревогой, чувством неполноценности,они более враждебны по отношению к ребенку.Рис. 5 Распределение особенностей отношения между родителями и детьми в контрольной и экспериментальной группахМатери умственно отсталых подростков обеих групп относятся к ребенку более позитивно (p ≤ 0,05), менее враждебно (p ≤ 0,05), чем отцы. В отношениях с ребенком у матерей умственно отсталых детей, по сравнению с отцами, чаще и интенсивнее проявляется тревога (p ≤ 0,001), чувство неполноценности (p ≤ 0,01).Для исследования особенностей самооценки родителей контрольной и экспериментальной групп была выбрана методика личностного дифференциала Ч. Осгуда. Рассматривались три фактора семантического дифференциала в экспериментальной и контрольной группах (Оценка, Сила и Активность). Выраженность основных факторов семантического дифференциала у родителей, воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости представлена на рис 6 и в таблице 7 (Приложение 2).С помощью этой методики анализировались особенности восприятия родителями личностных свойств их детей.Рис. 6 Показатели восприятия родителями личностных свойств умственно отсталого ребенкаУсловные обозначения:1- Обаятельный. 2- Слабый. 3 – Разговорчивый. 4–Безответственный. 5- Упрямый. 6 – Замкнутый. 7- Добрый. 8-  Зависимый. 9. – Деятельный. 10- Черствый. 11 – Вялый. 12 – Враждебный. 13 –Уверенный. 14 – Нелюдимый. 15-Честный. 16-Несамостоятельный. 17-РаздражительныйКак показывают данные исследования, представленные на рис. 6, матери приписывают умственно отсталому ребенку следующие качества: слабый, зависимый, несамостоятельный, добрый, честный. Отцы выделяют следующие черты умственно отсталого ребенка: зависимый, слабый, несамостоятельный, честный. Таким образом, для родителей умственно отсталых детей в целом характерна согласованная оценка их качеств, они выделяют у ребенка одни и те же черты, отражающие слабость, зависимость, несостоятельность ребенка.Доминируют оценки ребенка как несамостоятельного, слабого, зависимого, неуверенного, безответственного, т.е. родители воспринимают в первую очередь личностную и социальную несостоятельность умственно отсталого ребенка. По нашему мнению, недостаточный уровень принятия ребенка может привести к враждебности по отношению к нему.3.2 Изменение отношения родителей к умственно отсталым детям после коррекционной программы с использованием танцетерапииСравнительный анализ средних показателей, отражающих особенности воспитания умственно отсталых детей матерями и отцами после коррекции в экспериментальной группе проводился на основе результатов теста АСВ (рис. 7, табл. 8 – Приложение 2)Как видно на рисунке 7 показатели матерей и отцов экспериментальной группы после коррекции значительно отличаются. После коррекции у матерей данной выборки снизились показатели неустойчивости воспитания, предпочтения в ребенке детских качеств, снизилась воспитательная неуверенность, фобия утраты ребенка, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. После коррекции у отцов данной выборки снизились показатели неустойчивости воспитания, предпочтения в ребенке детских качеств, снизилась воспитательная неуверенность, фобия утраты ребенка, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.Таким образом, наблюдается положительная динамика в сфере родительского воспитания у отцов и матерей умственно отсталых детей под воздействие коррекционных мероприятий средствами танце терапии.Рис. 7 Сравнительный анализ средних показателей, отражающих особенности воспитания умственно отсталых детей матерями и отцами до и после коррекции в экспериментальной группеУсловные обозначения:Неустойчивость воспитания (Н); Расширение сферы родительских чувств (РРЧ); Предпочтение в ребенке детских качеств (ПДК); Воспитательная неуверенность родителя (ВН); Фобия утраты ребенка (ФУ); Неразвитость родительских чувств (НРЧ); Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (ПНК); Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК)Сравнительный анализ родительского отношения к детям у отцов и матерей в экспериментальной до и после коррекции осуществлялся на основе результатов опросника ОРО и с помощью проективной методики «Рисунок семьи» (рис.8, табл. 9 – Приложение 2).Как видно на рисунке 8 показатели матерей и отцов экспериментальной группы по показателям типа отношения после коррекции значительно отличаются. После коррекции у матерей данной выборки снизились показатели отвержения, симбиотических отношений с ребенком, авторитарной гиперсоциализации, инфантилизации собственного ребенка; кооперация становится наиболее значимым типом отношения к ребенку. После коррекции у отцов данной выборки снизились показатели отвержения, симбиотических отношений с ребенком, авторитарной гиперсоциализации, инфантилизации собственного ребенка; кооперация становится наиболее значимым типом отношения к ребенку.Рис. 8 Распределение типов отношения родителями ребенка с легкой степенью умственной отсталости до и после коррекцииТаким образом, наблюдается положительная динамика в сфере родительского отношения у отцов и матерей умственно отсталых детей под воздействие коррекционных мероприятий средствами танце терапии. Кооперация становится наиболее значимым типом отношения к ребенку.Дополнительные сведения об отношении родителей к умственно отсталым подросткам на контрольном этапе эксперимента были получены с помощью методики «Рисунок семьи». Результаты исследования по ответам анкеты представлены на рисунке 9, и в табл. 10 (Приложение 2). В таблице сведены средние показатели, полученные по симптомокомплексам методики отдельно в группе родителей умственно отсталых детей.Рис. 9 Сравнительный анализ особенностей отношения матерей и отцов к умственно отсталым детям (баллы) до и после коррекцииКак видно на рисунке 9 показатели матерей и отцов экспериментальной группы после коррекции значительно отличаются. После коррекции у матерей данной выборки повышается позитивное отношение к ребенку, снизились показатели тревоги в отношениях с ребенком, конфликтные отношения с ребенком, враждебное отношение к ребенку. После коррекции у отцов данной выборки повышается позитивное отношение к ребенку, снизились показатели тревоги в отношениях с ребенком, враждебное отношение к ребенку.Таким образом, наблюдается положительная динамика в сфере эмоционального отношения у отцов и матерей умственно отсталых детей под воздействием коррекционных мероприятий средствами танцетерапии. Кооперация становится наиболее значимым типом отношения к ребенку.Исследование особенностей восприятия личностных свойств детей родителей контрольной и экспериментальной группДля исследования особенностей самооценки родителей контрольной и экспериментальной групп была выбрана методика личностного дифференциала Ч. Осгуда. Рассматривались три фактора семантического дифференциала в экспериментальной и контрольной группах (Оценка, Сила и Активность). Выраженность основных факторов семантического дифференциала у родителей, воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости представлена на рисунке10 и в табл. 11 (Приложение 2). С помощью этой методики анализировались особенности восприятия родителями личностных свойств их детей на контрольном этапе эксперимента.Рис. 10Сравнение среднегрупповых показателей восприятия родителями личностных свойств умственно отсталого ребенка (баллы) после коррекцииКак видно на рисунке 10 показатели матерей и отцов экспериментальной группы после коррекции значительно отличаются. После коррекции у матерей и отцов данной выборки повышаются значения восприятия личностных свойств умственно отсталого ребенка, оценки в большинстве своем становятся положительными.Метод наблюдения. Довольно полную характеристику личностей родителей детей с умеренной умственной отсталостью можно наблюдать на занятиях танцетерапии. Деструктивные детско-родительские отношения представляют собой сложное интегральное образование, характеризующееся нарушениями в структурной организации составляющих его компонентов (когнитивного, эмоционального, ценностно-смыслового, поведенческого). Наиболее ярко данные компоненты проявляются в действиях и поступках субъектов, они удобны для наблюдения.Мы активно участвовали в процессе психологической поддержки родителей детей с умеренной умственной отсталостью на занятиях танцетерапии. Это позволило нам вести непосредственные наблюдения за родителями. Мы также присутствовали на родительских собраниях, утренниках детей и т. д. Это давало возможность глубже наблюдать за поведением выбранных нами лиц – их отношением к детям, установить тесный контакт с ними.Метод наблюдения в нашем исследовании реализовался на всем протяжении исследования. К его достоинствам можно отнести выявление: основных специфических трудностей, с которыми сталкиваются родители детей с умеренной умственной отсталостью; стратегий преодоления проблемных ситуаций; возможностей фиксации тех качеств и особенностей личности родителей, которые способствуют (препятствуют) формированию нормальных детско-родительских отношений, степени их значимости для успешности указанных явлений. Итак, в процессе наблюдения за родителями детей с умеренной умственной отсталостью, на наш взгляд, целесообразно обращать внимание на следующие проявления:− отношение к учебе, общественной работе своего ребенка с умеренной умственной отсталостью;− поведение родителя на родительских собраниях, воспитательных мероприятиях, проводимых с его ребенком (отношение к требованиям, выполнение правил внутреннего распорядка школы и др.);− проявление личности в коллективе других родителей (положение (роль) в коллективе, отношение к другим родителям, конфликтность и др.);− используемые подходы к решению проблемных ситуаций на занятиях танцетерапией и др.Результаты контрольного эксперимента позволили нам сделать вывод л том, что наблюдается положительная динамика в сфере восприятия личностных свойств своего ребенка у отцов и матерей умственно отсталых детей под воздействием коррекционных мероприятий средствами танцетерапии.Выводы по третьей главеРезультаты исследования показали, что для матерей умственно отсталых детей обеих групп в большей степени свойственны такие нарушения воспитания, как потворствующаягиперпротекция. Для отношения матерей обеих групп к умственно отсталым детям также характерно высокое проявление тревоги, чувства неполноценности.Отцы часто чрезмерно требовательны к своему ребенку, в некоторых случаях – эмоционально холодны, безразличны. Среди родителей обеих групп также были родители, жестоко наказывающие ребенка.Согласно результатам проведенного исследования, для матерей умственно отсталых детей обеих групп в большей степени характерны симбиотические отношения с ребенком и инфантилизация ребенка. Отцы умственно отсталых детей, как и матери, часто стремятся инфантилизировать ребенка.Констатирующий эксперимент показал, что показатели детско-родительских отношений матерей и отцов экспериментальной и контрольной группы практически совпадают, из чего мы сделали вывод, что группы исследования являются однородными.После коррекции у матерей данной выборки снизились показатели отвержения, симбиотических отношений с ребенком, авторитарной гиперсоциализации, инфантилизации собственного ребенка; кооперация становится наиболее значимым типом отношения к ребенку. После коррекции у отцов данной выборки снизились показатели отвержения, симбиотических отношений с ребенком, авторитарной гиперсоциализации, инфантилизации собственного ребенка; кооперация становится наиболее значимым типом отношения к ребенку.Таким образом, контрольный эксперимент показал, что наблюдается положительная динамика в сфере эмоционального отношения у отцов и матерей умственно отсталых детей под воздействием коррекционных мероприятий средствами танцетерапии.ЗаключениеВ ходе проведенного нами исследования мы провели теоретический анализ и систематизацию научных представлений об отношении родителей к детям, в том числе и отношение родителей к умственно отсталым детям и выяснили, что наиболее значимым фактором семейного воспитания, оказывающим влияние на психическое развитие ребенка, является характер детско-родительских отношений. В семьях с умственно отсталыми детьми часто преобладающим типом воспитания является гиперопека. Она проявляется в чрезмерном внимании родителей, в стремлении предупредить желания ребенка. Часто связь больного ребенка с матерью приобретает симбиотический характер. В отдельных случаях прослеживается противоположная тенденция – материнская позиция трансформируется по мере взросления ребенка от принятия от отвержения.Обобщение научных представлений о месте и роли танцевальной терапии в системе реабилитации шизофрении у детей позволило нам разработать программу коррекции отношений родителей к умственно отсталым детям с использование средств танцевальной терапии.Для проверки разработанной нами методики мы спланировали и провели эксперимент, который позволил нам выявить тип семейного воспитания и характер его нарушений у родителей, имеющих умственно отсталых детей.Экспериментальное исследование проводилось нами в три этапа. Задачей первого этапа являлось выявление отношения родителей к подросткам с легкой степенью умственной отсталости и отношение подростков к родителям. Второй этап состоял в организации коррекции, способствующей коррекции отношения родителей и подростков с легкой степенью умственной отсталости с помощью танцевальной терапии. Основной задачей этого этапа исследования стала апробация программы. Формирующий эксперимент включал апробацию разработанной нами программы, после которой мы разработали направления коррекции неадекватных детско-родительских отношений в семьях с детьми, где есть ребенок с умеренной умственной отсталостью: обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми; повышение уровня доверия родителей к детям, развитие позитивной самооценки у родителей и детей; формирование позитивного, сплочённого образа семьи у детей; снижение уровня тревожности у детей во внутрисемейных отношениях.Третий этап предполагал подтверждение эффективности используемой коррекционной программы. Используемые диагностические методики совпадали с методиками первого этапа исследования. Мы также определили основной стиль родительского отношения к детям с легкой степенью умственной отсталости.Контрольный этап эксперимента показал, чтопосле коррекции у родителей экспериментальной группы снизились показатели отвержения, симбиотических отношений с ребенком, авторитарной гиперсоциализации, инфантилизации собственного ребенка; кооперация становится наиболее значимым типом отношения к ребенку. Результаты эксмперимента позволили нам сделалать вывод о том, что эффективным средством коррекции детско-родительских отношений является метод танцетерапии, определяющий направления помощи родителям детей с умеренной умственной отсталостью (осознать своё тело в качестве основного инструмента преодоления стресса и построения гармоничной жизни, изучить средства снятия сильного эмоционального напряжения через психическое и физическое расслабление, освовить .навыки релаксации и саморегуляции, формирование личной ответственности за воспитание ребенка, принятие себя таким, какой есть).Список использованной литературыПриложенияПриложение 1Общая схема изучения детско-родительских отношений в семье, где есть ребенок с умеренной умственной отсталостью1. Общие данные:а) Ф.И.О._____________________________________________________б) год рождения_______________________________________________в) место рождения_____________________________________________2. Семья:а) количество детей в семье_______б) ребенок с умеренной умственной отсталостью (старший, средний, младший) среди детей в семье;в) культурный уровень семьи (высокий, средний, низкий);г) взаимоотношения с мужем (женой) (хорошие, средние, конфликтные)д) поддерживает ли вас супруг при воспитании ребенка? Да_Нет. Если «да», то каким образом ______________________________________е) мотивы ответственности перед ребенком (любите, жалеете, боитесь или другие)_______________________________________________________3. Общая направленность личности:а) жизненная позиция при воспитании ребенка: активная; пассивно-созерцательная; б) отношение к ребенку в обществе___________________________в) отношение к ребенку в семье ______________________________г) увлечения и интересы (постоянные и глубокие, поверхностные, отсутствуют): технические (техническое творчество, чтение научно-технической литературы, политической литературы, газет, журналов); организаторские (художественная самодеятельность, танцы, пение, ак-терское мастерство); художественные (живопись, рукоделие, шитье, вязание); литературные (чтение художественной литературы (о войне, путешествиях), исторической литературы, юмористической литературы, о любви, семье, детективы, научная фантастика, стихи, не любит читать);музыкальные; спортивные (спорт, путешествия, туризм, природа, рыбалка); нравственно-этические (поэзия, музеи, выставки, концерты) и др.;д) отношение к учебе ребенка________________________________4. При воспитании ребенка с отклонениями в развитии мне больше всего мешает:- боязнь быть наказанным или осужденным окружающими__________- отсутствие требовательности к себе___________________________- отсутствие специальных знаний и умений_____________________- совокупная перегруженность домашними делами и отсутствие помощи других членов семьи_____________________________________- плохие материальные условия жизни______________5. Заинтересованность в оказании психолого-педагогической поддержки:- желание приобрести широкие знания по воспитанию и обучению ребенка_______________________________________________________- приобрести профессионально узкие знания для воспитания ребенка с отклонениями в развитии________________________________________- приобрести знания для саморегуляции и релаксации собственного благополучия_________________________________________________6. Хотели бы вы поучаствовать в программе танцетерапии, которая направлена на создание условий для выхода из стрессовой ситуации родителей детей с умеренной умственной отсталостью?_______________Приложение 2Результаты эксперимента (статистические данные)Таблица 4Сравнительный анализ средних показателей, отражающих особенности воспитания умственно отсталых детей матерями и отцами (тест АСВ, баллы) Шкалы опросникаКонтрольная группаЭкспериментальная группыматьотецматьотецНеустойчивость воспитания (Н)60426445Расширение сферы родительских чувств (РРЧ)15101612Предпочтение ребенке детских качеств (ПДК)62465946Воспитательная неуверенность родителя (ВН)64406538Фобия утраты ребенка (ФУ)309348Неразвитость родительских чувств (НРЧ)12321030Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (ПНК)24122514Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК)26183016ПМК32 – Мальчики0 – Девочки48 – Мальчики0 – ДевочкиПЖК52 – Девочки4 – Мальчики56 – Девочки0 – МальчикиТаблица 5Сравнительный анализ особенностей отношения матерей и отцов к умственно отсталым детям (баллы) (опросник ОРО)Шкалы опросникаКонтрольная группаЭкспериментальная группаматьотецматьотецОтвержение26,7402842Кооперация40,83239,335Симбиоз71,322,56919Авторитарная гиперсоциализация51,643,455,340,3Инфантилизация72,568,77169,4Таблица 6Сравнительный анализ особенностей отношения матерей и отцов к умственно отсталым детям (баллы)Шкалы опросникаКонтрольная группаЭкспериментальная группаМатьОтецМатьОтецПозитивное отношение к ребенку46,432,945,930,1Тревога в отношениях с ребенком5339,356,135,2Конфликтные отношения с ребенком34,533,130,832,3Чувство неполноценности в отношениях с ребенком44,332,145,732,9Враждебное отношение к ребенку27,832,729,234,5Таблица 7Сравнение среднегрупповых показателей восприятия родителями личностных свойств умственно отсталого ребенка (баллы)Шкалы опросникаМатьОтецОбаятельный0,6-0,4Слабый2,62,2Разговорчивый-0,6-0,8Безответственный0,71,3Упрямый1,71,6Замкнутый0,81,5Добрый2,11,1Зависимый2,62,7Деятельный00,2Черствый-2-2,4Вялый0,90,9Враждебный-0,8-0,9Уверенный-1,4-1,8Нелюдимый0,81,6Честный2,12,3Несамостоятельный2,52,2Раздражительный-1,6-1,6Общий показатель, отражающий характер отношения к ребенку-0,3-0,5Таблица 8Сравнительный анализ средних показателей, отражающих особенности воспитания умственно отсталых детей матерями и отцами (баллы) после коррекции (экспериментальная группа, тест АСВ)Шкалы опросникаЭкспериментальная группа до коррекцииЭкспериментальная группа после коррекцииматьотецматьотецНеустойчивость воспитания (Н)64644024Расширение сферы родительских чувств (РРЧ)16161816Предпочтение ребенке детских качеств (ПДК)59593416Воспитательная неуверенность родителя (ВН)65654216Фобия утраты ребенка (ФУ)34342115Неразвитость родительских чувств (НРЧ)1010866Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (ПНК)25254411Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК)30302212ПМК32 – Мальчики0 – Девочки48 – Мальчики0 – ДевочкиПЖК52 – Девочки4 – Мальчики56 – Девочки0 – МальчикиТаблица 9Сравнительный анализ особенностей отношения матерей и отцов к умственно отсталым детям (баллы) (опросник ОРО) до и после коррекцииШкалы опросникаЭкспериментальная группа до коррекцииЭкспериментальная группа после коррекцииМатьОтецМатьОтецОтвержение2842921Кооперация39,33555,642,1Симбиоз691927,311,4Авторитарная гиперсоциализация55,340,32831Инфантилизация7169,432,521,8Таблица 10Сравнительный анализ особенностей отношения матерей и отцов к умственно отсталым детям (баллы) до и после коррекцииШкалы опросникаЭкспериментальная группа до коррекцииЭкспериментальная группа после коррекцииМатьОтецМатьОтецПозитивное отношение к ребенку45,930,160,549,8Тревога в отношениях с ребенком56,135,229,521,8Конфликтные отношения с ребенком30,832,324,928,1Чувство неполноценности в отношениях с ребенком45,732,929,126,6Враждебное отношение к ребенку29,234,512,414,2Таблица 11Сравнение среднегрупповых показателей восприятия родителями личностных свойств умственно отсталого ребенка (баллы) после коррекцииКонтрольная группаЭкспериментальная группаМатьОтецМатьОтецОбщий показатель, отражающий характер отношения к ребенку-0,3-0,71,11,3

-

Вопрос-ответ:

Чем коррекция детско-родительских отношений с помощью танцетерапии может помочь инвалидному ребенку?

Коррекция детско-родительских отношений с помощью танцетерапии может помочь инвалидному ребенку развить лучшее понимание со своими родителями, улучшить эмоциональную связь и коммуникацию, снять эмоциональные нарушения и повысить общую психическую поддержку. Танцетерапия предоставляет родителям и ребенку возможность выразить свои чувства и эмоции через движение и танец, что может снизить уровень стресса и улучшить общее качество жизни. Кроме того, танцетерапия помогает родителям развивать более глубокое и эмпатичное отношение к ребенку, что может усилить связь между ними.

Какие типы отношений родителей к ребенку выделяются в литературе?

В литературе выделяются различные типы отношений родителей к ребенку. Это может быть авторитарный тип отношений, когда родители строго контролируют и доминируют над ребенком; пермиссивный тип, когда родители не оказывают достаточно контроля и допускают поведение ребенка; демократический тип, когда родители устанавливают правила и границы, но при этом учитывают мнение и чувства ребенка. Каждый из этих типов может иметь свои плюсы и минусы, но важно найти баланс и подходящий тип отношений для поддержки развития инвалидного ребенка.

Какие особенности отношений родителей к умственно отсталому ребенку могут возникать?

Умственная отсталость ребенка может приводить к определенным особенностям отношений родителей к нему. Некоторые родители могут испытывать чувство вины или обвинять себя за состояние их ребенка, что может приводить к эмоциональным нарушениям. Другие родители могут испытывать чрезмерное чувство защиты и переоценивать способности ребенка, что может привести к недостаточной независимости и развитию у ребенка. Важно осознавать эти особенности и работать над ними с помощью танцетерапии и других методов коррекции.

Какие факторы влияют на психическое развитие ребенка?

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка, включают в себя детско-родительские отношения, среду обитания, генетическую предрасположенность, образование и многое другое.

Какие типы отношений родителей к детям существуют?

Существуют различные типы отношений родителей к детям, включая авторитарное, позволяющее, непосредственное и равнодушное отношение. Каждый из них имеет свои особенности и влияет на психологическое состояние ребенка.

Какие особенности отношения родителей к умственно отсталому ребенку?

Отношение родителей к умственно отсталому ребенку может быть сложным и требует особого подхода. Родители могут испытывать различные эмоции, непонимание и страх перед будущим. Важно создать безопасную среду и поддержку для ребенка и его родителей.

Как арттерапия может помочь в коррекции эмоциональных нарушений?

Арттерапия использует различные художественные формы выражения, такие как рисование, музыка и танцы, для помощи людям в обработке эмоциональных проблем. Она может помочь выразить и осознать эмоции, а также развить самовыражение и самооценку.

Чем танцетерапия может быть полезна в коррекции детско-родительских отношений?

Танцетерапия может помочь улучшить коммуникацию и сотрудничество между родителями и детьми. Через движение и танец родители и дети могут установить более глубокую эмоциональную связь и лучше понять друг друга. Танец также может помочь снять напряжение и улучшить настроение всей семьи.

Какие особенности имеют детско-родительские отношения?

Детско-родительские отношения являются важным фактором психического развития ребенка. Они оказывают существенное влияние на его эмоциональное и социальное благополучие. Особенности этих отношений могут включать выражение любви и заботы со стороны родителей, установление границ и правил, поддержку в развитии навыков и самостоятельности, а также обеспечение безопасности и защиты.

Какие типы отношений могут существовать между родителями и ребенком?

Существуют различные типы отношений родителей к ребенку, включая авторитарные, позволительные, демократические и невнимательные. Авторитарные отношения характеризуются высокой степенью контроля и строгостью, позволительные отношения предоставляют ребенку большую свободу и мало ограничений, демократические отношения основаны на уважении, доверии и сотрудничестве, а невнимательные отношения отличаются недостаточной вовлеченностью и вниманием со стороны родителей.

Какие особенности имеют отношения родителей к умственно отсталому ребенку?

Отношения родителей к умственно отсталому ребенку могут иметь свои особенности. В таких случаях родители могут испытывать чувство вины, стыда или обиды на ребенка. Они могут также столкнуться с трудностями в общении и понимании ребенка, а также с ограниченными возможностями развития. Важно, чтобы родители получали поддержку и помощь в решении этих трудностей.