Механизмы социальной фасилитации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 34 34 страницы
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 20.06.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Подходы к определению понятия фасилитации в зарубежной и отечественной научной литературе 5
Глава 2. Аналитический обзор исследований явления социальной фасилитации 12
Глава 3. Программа исследования 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31



Фрагмент для ознакомления

Предмет исследования – процесс активизации учебной работы студентов на занятии на основе использования социальной фасилитации.Гипотезы исследования: Социальнаяфасилитация в рамках образовательного процесса является средством активизации учебной работы студентов на занятии и представляет собой облегчение выполнения студентами видов деятельности, не предполагающих генерирование сложных критических или креативных идей, либо видов деятельности, связанных с презентацией в аудитории заранее подготовленных сложных заданий в присутствии на занятии «посторонних» людей. Причиной улучшения результатов деятельности студентов является ожидание оценивания их работы со стороны других людей. Использование феномена социальной фасилитации в образовательном процессе способствует активизации учебной работы студентов на занятии вследствие усиления у них таких доминирующих реакций, как экспрессивность речи, высказывание собственной точки зрения, процесс возникновения ассоциаций и генерирование критических идей. Модель активизации учебной работы студентов на занятии в условиях социальной фасилитации представляет собой целостную структуру, которая должна включать:применение принципов организации процесса обучения в условиях социальной фасилитации; обеспечение соответствующего режима организации учебной работы (учебная группа и присутствующие «посторонние»); организация работы в парах («посторонняя» пара / пары);организация работы в микрогруппах(состоящих из членов учебной группы и присутствующих «посторонних», а также микрогруппах, состоящих только из членов учебной группы и только из присутствующих «посторонних»); соблюдение требований к взаимодействию субъектов образовательного процесса в условиях социальнойфасилитации; использование доминирующих реакций (экспрессивность речи, высказывание собственной точки зрения, процесс возникновения ассоциаций и генерирование критических идей); обеспечение активизации учебной работы студентов на занятии в условиях социальной фасилитации. В качестве присутствующих «посторонних» могут выступать преподаватели или студенты из параллельных групп.Теоретическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий, практикумов по рассматриваемой дисциплине для студентов, магистрантов и аспирантов.Практическая значимость исследования:Разработанные методические разработки могут позволить активизировать учебную работу студентов на занятии. Предложенная модель активизации учебной работы студентов на занятии в условиях социальной фасилитации может выступать основой для оптимальной организации процесса обучения. ЗаключениеВ данном курсовом исследовании было проведено изучение феномена социальнойфасилитации. Были рассмотрены основные подходы к орпределению понятия фасилитации в зарубежной и отечественной научной литературе, был проведен аналитический обзор исследований явления социальной фасилитации, а также была представлена программа исследования условий использования социальной фасилитации с целью активизации учебной работы студентов на занятии.Понятие фасилитации выступает центральным понятием человекоцентрированного подхода в психотерапии, который был разработан К. Роджерсом. согласно человекоцентрированному подходу, у человека имеются огромные ресурсы для самопознания и саморазвития. При этом, доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если образуется определенный комплекс т.н. фасилитирующих психологических установокИсследователи выделяют два основных вида фасилитации: социальную и педагогическую. Нужно отметить, что социальная и педагогическая фасилитация имеют важное сходство, заключающееся в том, что фасилитация в обоих случаях способствует повышению продуктивности любой деятельности. Однако они имеют и различия. Так, основное различие проявляется в том, что в социальной сфере фасилитация осуществляется в процессе наблюдения за действиями субъекта, а в педагогической она проявляется в особом стиле общения педагога с учениками и во влиянии на них его личности. Феномен фасилитации усиливает продуктивность обучения или воспитания учащихся за счет их особого стиля общения и личности педагога. Фасилитационное общение способствует формиорванию у учеников позитивных мотивов учебной деятельности, которые в свою очередь побуждают ученика не только к принятию определенной позиции, но и к развернутой деятельности по приобретению новых знаний, умений, навыков. Впервые явление фасилитации было описано в исследованиях Н.Триплета. Также большой вклад в исследование этого понятия внесли исследования А.Мьюмена, П.Дэшиела, Д.Тревиса, А.Олпорта, Б.Пессина и О.Хасбенда, Р.Зайонка, С. Сейлза, Р.Ритла и П.Уэка, Р.Ганцера, П.Котрелла, А.Адера и Р. Татума, Б.Зейдмана, М.Мартенса и П.Ландерса, П.Лечфорда, В.Хенчи и Р.Гласе, Н.Клингера и др.Большинство отечественных исследований, направленных на изучение фасилитации, осуществлялось в рамках педагогической науки. Большой вклад в изучение данного понятия внесли такие отечественные исследователи, как Е.Ю.Борисенко, Л.Н.Куликова, Е.Г.Врублевская, Р.С.Димухаметов и др.Анализ рассмотренных исследований, посвященных явлению фасилитации, позволяет сделать вывод, что данное явление является достаточно сложным и комплексным. Поэтому изучение различных аспектов фасилитации остается актуальным и на сегодняшний день. Знание особенностей и тонкостей данного явления может помочь многим найти способы контроля как своего поведения, так и поведения других людей, и подстегнуть в нужный момент к достижению максимально продуктивных результатов.Список использованной литературыБелоновская И.Д.  Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в профессиональном самоопределении студентов университетских колледжей // Вестник Оренбургского университета. – 2002. – № 5. – С. 54-62. Витвицкая, Л.А. Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами / Л.А. Витвицкая // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2009. – № 9. – С. 24-25. Витвицкая, Л.А. Университетское образование в контексте глобализации: учебное пособие / Л.А. Витвицкая. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 150 с. Джамирзе Н.К. К проблеме самореализации и самоопределения взрослого человека в условиях современного российского общества //Мир психологии. 2005. - №3. - С.74-79Димова О. И. Педагогические условия развития способности к фасилитирующему взаимодействию у будущих учителей: дис. … канд. пед. наук. — Хабаровск, 2002. — 199 с.Димухаметов, Р.С. Активизация познавательной деятельности педагогов-воспитателей в процессе повышения квалификации / Р.С. Димухаметов // Интеграция методической (науч.-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск: «Образование», 2003. – Ч. 3. – С. 11-13. Димухаметов, Р.С. Деятельностноеопосредование и педагогическая фасилитация как условие модернизации педагогического образования / Р.С. Димухаметов // В кн.: Методика вузовского преподавания: Материалы VI межвуз. науч.-практ. конф,, 30 – 31октября 2003г. – Челябинск:  Изд-во Челяб.  гос. пед. ун-та, 2004. – 129 с. Димухаметов, Р.С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов: Монография /Р.С. Димухаметов. – Челябинск: Изд-во ООО фирмы «АТОКСО», 2005. – 223 с. Димухаметов, Р.С. Управление формированием личностно обусловленных мотивов повышения квалификации педагогов / Р.С. Димухаметов // Вестн. Челяб.  гос. пед. ун-та.  Сер. 3. Менеджмент в образовании. – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – № 18. – С. 168-183. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность // Мир психологии. -2005.-№3.-С. 11-31.Жижина И.В. Психологические особенности развития  фасилитации  педагога: дис. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2000. – 153 с.Жижина, И. В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис. ... канд. псих.наук И.В. Жижина. – Екатеринбург, 2000. – 153 c. Загряжская Е.А. Человекоцентрированный подход в психотерапии Карла Роджерса // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С.66-69.Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального образования // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий: Тез. докл. 6-й науч.-практ. конф., 7–11 дек. 1998г. / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург, 1998. Каргапольцева, Н. А. Социализация и воспитание студентов вуза / Н.А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. –  2002. – № 2. – С. 80 – 84. Каргапольцева, Н.А. Профессиональное развитие педагога в образовательном пространстве университетского округа / Н.А. Каргапольцева // Информационно-методический журнал «Университетский округ». – Оренбург: ИПК «Южный Урал», 2010. – № 13. – С. 32-38. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. – М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 578 с. Кирьякова, А.В. Педагогические технологии: электронное гиперссылочное учебное пособие / А.В. Кирьякова, В.М. Иванова. – Зарег. в УФАП ОГУ, 2009. – 9292 Кб. – CD ROM. – Рег. учет.номер 502. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. Кирьякова, А.В. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития: учебное пособие для преподавателей высших учебных заведений / А.В. Кирьякова, Л.В. Мосиенко, Т.А. Ольховая; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 374 с. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю.Кондратьев, В. А. Ильин. — М. : ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя основа гуманистической педагогики. // Педагогика развития. - 2001. - №3. - С.З-10.Курапова И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов //Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 3. – С. 91-103.Майерс Д. Социальная психология (SocialPsychology). СПб.: Питер, 2015. – 800 с.Маслова Е. А. Формирование фасилитативной направленности будущих учителей в образовательной среде педагогического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2012. — 25 с.Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с. Наумова В.А., Глозман Ж.М.Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в пожилом и старческом возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. - № 1. - с. 97-110Орлов А.Б.  Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии и политике // Журнал практического психолога. - 2012. - № 1: Специальный выпуск "Человекоцентрированный подход в психологии и психотерапии". - С. 33-64. Пескова, Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в интернет – обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук /Л.А. Пескова: Улан-Удэ, 2006. –  С. 21. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002.- 298 с.Пундик, И.Я. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза / И.Я. Пундик. – Ярославский педагогический вестник №2 – 2009. – С.119-123. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2001. – С. 377. Роджерс Н. Фасилитация творчества // Вопросы психологии. - 2007. - №6. - с. 64-73.Роджерс  К.  Клиентоцентрированный  /  человекоцентрованный  подход  в  психотерапии  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  http:// www.trialog.ru/library/scipabl/rogers01.htmРоджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. – М.: Смысл, 2002. – 527 с. Роджерс, Н. Фасилитация творчества / Н. Роджерс // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 64-73. Ромашина, С.Я. Фасилитация как основа управления учебной деятельностью школьников в условиях гуманизации образования / С.Я. Ромашина, А.В. Межина // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов V-й Международной научной конференции. В 2-х ч. Ч.1 Педагогические науки. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – 252 с.Сахарова, Н.С. Педагогическая технология развития иноязычной компетенции студентов / Н.С. Сахарова // Роль университетской науки в региональном сообществе: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч.2. – Москва-Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. – С. 530-537. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народ.образование, 1998. – 256 с. Толстых Н.Н. Формирование личности как становление субъекта развития // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 134–140.Фельдштейн, Д. И.  Психология развития человека как личности. В 2 томах. Том 1 Серия: Психологи России. Авторский сборник / Д.И. Фельдштейн. – Изд-во: МПСИ,  2005. – 568с.Шахматова О. Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития // Научные исследования в образовании. — 2006., № 3. — С. 118-125.Энциклопедический словарь в шести томах: том Общая психология. /Ред.-сост.Л.А.Кириченко; Под общ.ред.А.В.Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 250с.

Список использованной литературы

1. Белоновская И.Д. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в профессиональном самоопределении студентов университетских колледжей // Вестник Оренбургского университета. – 2002. – № 5. – С. 54-62.
2. Витвицкая, Л.А. Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами / Л.А. Витвицкая // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2009. – № 9. – С. 24-25.
3. Витвицкая, Л.А. Университетское образование в контексте глобализации: учебное пособие / Л.А. Витвицкая. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 150 с.
4. Джамирзе Н.К. К проблеме самореализации и самоопределения взрослого человека в условиях современного российского общества //Мир психологии. 2005. - №3. - С.74-79
5. Димова О. И. Педагогические условия развития способности к фасилитирующему взаимодействию у будущих учителей: дис. … канд. пед. наук. — Хабаровск, 2002. — 199 с.
6. Димухаметов, Р.С. Активизация познавательной деятельности педагогов-воспитателей в процессе повышения квалификации / Р.С. Димухаметов // Интеграция методической (науч.-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск: «Образование», 2003. – Ч. 3. – С. 11-13.
7. Димухаметов, Р.С. Деятельностное опосредование и педагогическая фасилитация как условие модернизации педагогического образования / Р.С. Димухаметов // В кн.: Методика вузовского преподавания: Материалы VI межвуз. науч.-практ. конф,, 30 – 31октября 2003г. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2004. – 129 с.
8. Димухаметов, Р.С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов: Монография /Р.С. Димухаметов. – Челябинск: Изд-во ООО фирмы «АТОКСО», 2005. – 223 с.
9. Димухаметов, Р.С. Управление формированием личностно обусловленных мотивов повышения квалификации педагогов / Р.С. Димухаметов // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 3. Менеджмент в образовании. – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – № 18. – С. 168-183.
10. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность // Мир психологии. -2005.-№3.-С. 11-31.
11. Жижина И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2000. – 153 с.
12. Жижина, И. В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис. ... канд. псих. наук И.В. Жижина. – Екатеринбург, 2000. – 153 c.
13. Загряжская Е.А. Человекоцентрированный подход в психотерапии Карла Роджерса // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С.66-69.
14. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального образования // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий: Тез. докл. 6-й науч.-практ. конф., 7–11 дек. 1998г. / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург, 1998.
15. Каргапольцева, Н. А. Социализация и воспитание студентов вуза / Н.А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002. – № 2. – С. 80 – 84.
16. Каргапольцева, Н.А. Профессиональное развитие педагога в образовательном пространстве университетского округа / Н.А. Каргапольцева // Информационно-методический журнал «Университетский округ». – Оренбург: ИПК «Южный Урал», 2010. – № 13. – С. 32-38.
17. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. – М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 578 с.
18. Кирьякова, А.В. Педагогические технологии: электронное гиперссылочное учебное пособие / А.В. Кирьякова, В.М. Иванова. – Зарег. в УФАП ОГУ, 2009. – 9292 Кб. – CD ROM. – Рег. учет. номер 502. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009.
19. Кирьякова, А.В. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития: учебное пособие для преподавателей высших учебных заведений / А.В. Кирьякова, Л.В. Мосиенко, Т.А. Ольховая; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 374 с.
20. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю.Кондратьев, В. А. Ильин. — М. : ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
21. Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя основа гуманистической педагогики. // Педагогика развития. - 2001. - №3. - С.З-10.
22. Курапова И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов //Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 3. – С. 91-103.
23. Майерс Д. Социальная психология (Social Psychology). СПб.: Питер, 2015. – 800 с.
24. Маслова Е. А. Формирование фасилитативной направленности будущих учителей в образовательной среде педагогического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2012. — 25 с.
25. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
26. Наумова В.А., Глозман Ж.М. Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в пожилом и старческом возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. - № 1. - с. 97-110
27. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии и политике // Журнал практического психолога. - 2012. - № 1: Специальный выпуск "Человекоцентрированный подход в психологии и психотерапии". - С. 33-64.
28. Пескова, Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в интернет – обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук /Л.А. Пескова: Улан-Удэ, 2006. – С. 21.
29. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982.
30. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002.- 298 с.
31. Пундик, И.Я. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза / И.Я. Пундик. – Ярославский педагогический вестник №2 – 2009. – С.119-123.
32. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2001. – С. 377.
33. Роджерс Н. Фасилитация творчества // Вопросы психологии. - 2007. - №6. - с. 64-73.
34. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрованный подход в психотерапии — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http:// www.trialog.ru/library/scipabl/rogers01.htm
35. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.
36. Роджерс, Н. Фасилитация творчества / Н. Роджерс // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 64-73.
37. Ромашина, С.Я. Фасилитация как основа управления учебной деятельностью школьников в условиях гуманизации образования / С.Я. Ромашина, А.В. Межина // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов V-й Международной научной конференции. В 2-х ч. Ч.1 Педагогические науки. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – 252 с.
38. Сахарова, Н.С. Педагогическая технология развития иноязычной компетенции студентов / Н.С. Сахарова // Роль университетской науки в региональном сообществе: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч.2. – Москва-Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. – С. 530-537.
39. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народ. образование, 1998. – 256 с.
40. Толстых Н.Н. Формирование личности как становление субъекта развития // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 134–140.
41. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности. В 2 томах. Том 1 Серия: Психологи России. Авторский сборник / Д.И. Фельдштейн. – Изд-во: МПСИ, 2005. – 568с.
42. Шахматова О. Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития // Научные исследования в образовании. — 2006., № 3. — С. 118-125.
43. Энциклопедический словарь в шести томах: том Общая психология. /Ред.-сост.Л.А.Кириченко; Под общ.ред.А.В.Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 250с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются для определения понятия фасилитации в зарубежной и отечественной научной литературе?

В зарубежной и отечественной научной литературе для определения понятия фасилитации используются различные подходы. Некоторые авторы рассматривают фасилитацию как процесс содействия и улучшения производительности индивида или группы, другие считают ее механизмом активизации и увеличения показателей деятельности. Кроме того, существуют исследования, в которых фасилитацию рассматривают как процесс повышения энергии и мотивации участников.

Каков обзор исследований явления социальной фасилитации?

В аналитическом обзоре исследований явления социальной фасилитации были анализированы работы, посвященные разным аспектам этого явления. Были проанализированы исследования, в которых изучалась роль социальной фасилитации в учебном процессе, а также работы, посвященные социальной фасилитации в спортивной среде и в области профессиональной деятельности. В результате обзора были выделены основные механизмы и факторы, влияющие на социальную фасилитацию.

Чему посвящена программа исследования?

Программа исследования посвящена исследованию процесса активизации учебной работы студентов на занятии с использованием социальной фасилитации. Главная цель программы - исследовать, как социальная фасилитация может быть использована в образовательном процессе для активизации учебной работы студентов. В рамках исследования будут проводиться эксперименты и анализироваться результаты, чтобы определить, насколько эффективно применение социальной фасилитации в практике обучения.

Что такое социальная фасилитация?

Социальная фасилитация - это явление, при котором присутствие других людей может повлиять на выполнение задачи или активность человека. В основе этого механизма лежит возбуждающий эффект, который вызывает усиление активности и эффективности в выполнении задачи в присутствии других.

Какие подходы существуют к определению понятия фасилитации?

В зарубежной и отечественной научной литературе существует несколько подходов к определению понятия фасилитации. Некоторые исследователи рассматривают фасилитацию как процесс, в котором присутствие других людей стимулирует индивида и улучшает его результаты. Другие ученые подходят к данному понятию с психологической точки зрения и выделяют процессы восприятия и влияния на человека.

Что показывает аналитический обзор исследований о социальной фасилитации?

Аналитический обзор исследований о социальной фасилитации позволяет получить обобщенные результаты и выделить основные закономерности этого явления. В ходе обзора ученые анализируют различные аспекты социальной фасилитации, такие как влияние группы на индивида, особенности задачи и т.д. Обзор исследований позволяет выявить наиболее эффективные стратегии и подходы к использованию социальной фасилитации в различных сферах жизни человека.

Какую программу исследования можно использовать для изучения активизации учебной работы студентов на занятии?

Для изучения активизации учебной работы студентов на занятии на основе использования социальной фасилитации можно использовать специальную программу исследования. В рамках этой программы можно определить основные гипотезы, провести эксперименты с участием студентов и проанализировать полученные результаты. Такая программа позволяет более детально изучить влияние социальной фасилитации на учебный процесс и разработать эффективные методы активизации студентов.

Какие подходы используются для определения понятия "фасилитация"?

В зарубежной и отечественной научной литературе используются различные подходы для определения понятия "фасилитация". В зарубежной литературе акцент делается на концепции фасилитатора, который помогает группе достичь целей. В отечественной литературе подчеркивается роль среды и инструментов, которые способствуют достижению результата.