образ мужчины в русских пословицах и поговорках
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 13.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Пословицы и поговорки в системе русского языка 5
1.1 Пословицы и поговорки как языковые единицы 5
1.2 Образ и концепт 11
2 Исследование образа мужчины в русских пословицах и поговорках 14
2.1 Соотношение образа мужчины и женщины в русских пословицах и поговорках 14
2.2 Категории, входящие в образ мужчины в русских пословицах и поговорках 17
Заключение 20
Библиографический список 21
На всякого Егорку есть своя поговорка Наш брат Исайка – без струн балалайка Наш Наум себе на уме: слушать слушает, а щи хлебает Наш Фадей проживёт и без затей Письмо для солдата – отрада У каждого Егорки свои поговорки Подобные единицы позволяют судить о том, что образ мужчины складывается не как единое целое из человеческой массы, но подразделён на меньшие образы, которые выступают под различными именами собственными. Также образ мужчины складывается за счёт затрагивания таких тем, как патриотизм и категория «чужое»:
Ешь, Гришка, не жалей хозяйского добришка Куда Макар и телят не гонял Не жди, Мартын, чужих алтын, а стой, Мартын, за свой алтын Не замасливай ус на чужой кус (кусок) Не надейся, Роман, на чужой карман В данных примерах подчёркивается индивидуализация, что можно наблюдать и далее:
У всякого Гришки свои делишки У всякого Мирона свои приёмы У Сидора обычай, у Карпа свой Фома музыку разумеет, а Ерёма плясать умеет Каков Дема, таково у него и дома По Сеньке шапка, по черту клобук Стиляга Аркашка: что ни день, то рубашка В то же время можно найти единицы, доказывающие обратное. В таком случае они служат объединением, которое складывает раздробленное в целое, заключённое в нарицательное имя, например: Всяк Аксен про себя умён. Рассмотрим следующий диалог, который автором словаря также включён в раздел пословиц и поговорок русского языка:
- Где был?
- У друга.
- Что пил?
- Воду, да лучше неприятельского меда.
Из него можно сделать вывод, что в образ мужчины включается аспект, основанный на социальном взаимодействии: коммуникации в горизонтальном направлении «друг – друг», который существует также в межгендерном аспекте: Иван Марье обычный друг. В вертикальной коммуникации образ мужчины в русском языке связан с историей развития русского общества. Так, наряду с самим образом, присутствуют реалии, свойственные русскому языку: Слуга барину не товарищ.
Достаточно говорящими являются следующие примеры русских пословиц и поговорок:
Есть такой Осип: что увидит – то просит Без меня меня женили – я на мельнице был Без мужа жена всегда сирота Без мужа что без головы Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота Без отца – сын шалун, без матери – дочь Бел лицом, да худ отцом Бурчит, как свекор Таким образом, подводя итоги, отметим, что образ мужчины в рамках образной системы русского языка остаётся отражением целой совокупности социальных ролей и действий, осуществляемых русским мужчиной с начала времён, наряду с категориями нравственных понятий. Ко второму следует относить вопрос взаимоотношения между женщиной и мужчиной, который в значительной степени раскрывает образ мужчины. Также анализируемому образу характерно хотя и не слишком частотное определение, но повышенное соотношение с понятиями этического.
Заключение
В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, были определены понятия «пословица» и «поговорка», «образ» и «концепт». Роль пословиц и поговорок в образной системе русского языка была определена как значительная, что позволило говорить о важном значении пословиц и поговорок в системе русского языка с точки зрения психолингвистики и когнитивистики. Во-вторых, на примере словаря Л. Михайловой под названием «20.000 русских пословиц и поговорок» был произведены выборка и анализ русских пословиц и поговорок, содержащих в себе образный элемент «мужчина». На их основе были рассмотрены такие аспекты, как связь образа мужчины и женщины, а также возможность интерпретации через их сопоставление и противопоставление. В-третьих, было определено, что образ мужчины в пословицах и поговорках русского языка действительно является образом, а не концептом.
Итак, мужчина в качестве адресанта или адресата преобладает количественно, так как в русских пословицах и поговорках отображена главным образом мужская картина мира и категория власти. Величина мужского пространства выступает в таком количественном соотношении, которое показывает, что в реальности преобладает образ женщины как объекта. Выражается неполная принадлежность женщины к категории «человек». Употребление образа мужчины наиболее частотно связан, если не с образом женщины, то с социальными статусами, деятельность и коммуникациями, что напрямую отразилось на системе пословиц и поговорок в русском языке.
Библиографический список
1 Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М., 1988.
2 Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988.
3 Аскольдов С.А. Концепт и слово// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М, 1997.
4 Аскольдов С.А. Концепт и слово. - М, 1997.
5 Барли Н. Структурный подход к пословице. Паремиологические исследования. - М., 1984.
6 Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М., 1963.
7 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М, 1982. - Т.2.
8 Горнфельд А.Г. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Спб., 1890-1907.
9 Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговрок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч. — М., 1862.
10 Жигулев А.М. Русские пословицы и поговорки. – М., 2001.
11 Зимин В.И.. Пословицы и поговорки русского народа. – М., 1998.
12 Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков, 1994.
13 Литературная энциклопедия. Под редакцией В.М. Фриче, А.В. Луначарского. – М., 1929—1939.
14 Михайлова Л. 20 000 русских пословиц и поговорок. – М., 2009.
15 Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. – М., 2000.
16 Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. - 1991, № 7.
17 Тэйлор Э. Первобытная культура. Том I. – М., 2000.
18 Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX — начале XXI веков. – М., 2005.
Литературная энциклопедия. Под редакцией В.М. Фриче, А.В. Луначарского. – М., 1929—1939.
Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков, 1994.
Тэйлор Э. Первобытная культура. Том I. – М., 2000. – С. 81.
Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговрок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч. — М., 1862.
Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М., 1963.
Барли Н. Структурный подход к пословице. Паремиологические исследования. - М., 1984.
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988.
Зимин В.И.. Пословицы и поговорки русского народа. – М., 1998.
Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX — начале XXI веков. – М., 2005. – С. 92.
Жигулев А.М. Русские пословицы и поговорки. – М., 2001.
Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М., 1988.
Горнфельд А.Г. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Спб., 1890-1907.
Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. - 1991, № 7.
Там же. С. 231.
Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. – М., 2000.
Аскольдов С.А. Концепт и слово// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М, 1997.
Аскольдов С.А. Концепт и слово. - М, 1997.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М, 1982. - Т.2.
1 Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М., 1988.
2 Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988.
3 Аскольдов С.А. Концепт и слово// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М, 1997.
4 Аскольдов С.А. Концепт и слово. - М, 1997.
5 Барли Н. Структурный подход к пословице. Паремиологические исследования. - М., 1984.
6 Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М., 1963.
7 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М, 1982. - Т.2.
8 Горнфельд А.Г. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Спб., 1890-1907.
9 Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговрок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч. — М., 1862.
10 Жигулев А.М. Русские пословицы и поговорки. – М., 2001.
11 Зимин В.И.. Пословицы и поговорки русского народа. – М., 1998.
12 Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков, 1994.
13 Литературная энциклопедия. Под редакцией В.М. Фриче, А.В. Луначарского. – М., 1929—1939.
14 Михайлова Л. 20 000 русских пословиц и поговорок. – М., 2009.
15 Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. – М., 2000.
16 Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. - 1991, № 7.
17 Тэйлор Э. Первобытная культура. Том I. – М., 2000.
18 Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX — начале XXI веков. – М., 2005.
Главной особенностью пословицы является ее законченность дидактики и содержания. Сказать, отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера.
В настоящее время, существует множество словарей, которые имеют целью выявить наиболее употребительные пословицы и поговорки, встречающиеся в языке; раскрыть смысл пословиц и поговорок, имеющих переносное содержание; показать употребление их в художественной литературе.
Пословица - самоценное утверждение. Она несет в себе безусловную истину и без применения к жизненной ситуации. Она не является особенностью. Пословица не определяет человека, действия, обстоятельства, и несет в себе какой-то моральный закон, абсолютный для любого человека. Его последствия не распространяются на определенное событие, а также на всем протяжении человеческого существования. Популярной является "заповедь", которой должны следовать все люди.
Говорят, наоборот, выбирают для характеристики обстоятельства, человека или его поведение. Она воспринимается как реплика диалога и содержит иронию и даже сатиру.
Изучение фольклора важно для развития многих наук. К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи. Организация, накопление знаний в этой области необходимо для укрепления национальной науки и культуры.
пословицы и поговорки являются самым важным материалом для изучения исторических событий, этнографии, быта и мировоззрения народа. Выдержав оценку временем, они слились органически с речью; всегда украсят ее настроение, способности конкретно и точно описать все многочисленные проявления жизни.
Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют эти народы, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию и близости. В пословицах и поговорках отражены богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильно и уместно использование пословиц и поговорок придает речи неповторимый оригинальность и особое значение.
Таким образом, пословица-это краткое, часто ритмизованное сказать, представляет собой законченное предложение и выражающее определенное умозаключение, и говорит - широко распространенное образное выражение, метко определяющими любой жизни явление. В отличие от поговорки, которые близки по своей форме, поговорки, непосредственно, лишена поучительного смысла и ограничиваются боль, часто иносказательным определение любого явления.