Присоединительное предложение в школьной и научной грамматике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 30 30 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 13.06.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Сложные предложения 4
1.1. Краткая история вопроса 5
1.2. Проблема классификации сложных предложений 8
1.3. Вопрос о сочинении и подчинении 11
1.4. Общая характеристика ССП и место присоединительных конструкций в этом классе (по материалам школьной и вузовской грамматик) 16
1.5. Общая характеристика СПП и место присоединительных конструкций в этом классе (по материалам школьной и вузовской грамматик) 20
1.6. Особый статус присоединительных сложных конструкций 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим каждый вид сложноподчиненного предложения.Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной представляют собой структуры с тесно спаянными частями, что объясняетсяприсловной зависимостью придаточной. Определительные придаточные относятся к именам существительным или местоимениям в главной части. Эта присубстантивная/приместоименная отнесенность и определяет основные функции определительных частей – они содержат характеристику предмета, лица и раскрывают их признак: Он боялся людей, которые каждый вечер собирались под окнами дома.Придаточная часть в них присоединяется к главной при помощи союзных слов который, какой, кой (устар.), чей, что, где, куда, откуда, когда и союзов чтобы, как словно, как будто, как если бы, а также при помощи определительных и указательных местоимений все, каждый, всякий, любой; тот, такой, таков (для приместоименной отнесенности придаточной части).Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью – это структуры сприсловной зависимостью, особенностью которых является обязательная неполнота (структурная и смысловая) главной части, требующей поэтому восполнения своего содержания. Функция изъяснительной придаточной части заключается либо в описательной замене отсутствующего в главной части члена предложения (подлежащего или дополнения): Во время представления он увидел, как один из актеровстремительно покинул сцену.Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи союзов что, чтобы, будто, как, словно, как будто, ли, а также союзных слов где, куда, откуда, как, сколько, насколько, почему, зачем, который, какой, кто, что.Придаточные со значением времени содержат указание на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части предложения. Они могут выполнять функцию распространения главной части, когда в ней нет обстоятельства времени: Солнце уже было высоко, когда он проснулся.Временное значение выражается союзами когда, пока, как, покамест (архаич.), покуда (разг.), в то время как, после того как, с тех пор как, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, едва, лишь, прежде чем, раньше чем, перед тем как.Придаточные места содержат указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части. Придаточные места присоединяются к главной союзными словами где, куда, откуда. Они могут распространять главную часть предложения, раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и, наконец, иметь уточняющий характер. Например: Там, где был большой курган, нужно вырыть котлован.Причинные придаточныесодержат указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части предложения. Придаточные причины присоединяются к главной части посредством союзов и союзных сочетаний потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, поскольку, ибо, благо.Например: В доме стало очень уютно, благодаря тому что появилась мебель и другие предметы интерьера.Сложноподчиненные предложения могут иметь качественно-количественноеобщее значение. Придаточные части в таком случае конкретизируют это значение либо как значение образа или способа действия (на переднем плане качественный оттенок), либо как значение меры или степени (на переднем плане количественный оттенок).Придаточные образа действия, меры и степени присоединяются к главной посредством союзовчто (в соотношении с так, до того, настолько, сколько, таким образом, до такой степени), чтобы (в соотношении с так, таким образом), словно, точно (в соотношении с так, таким образом), а также союзного слова как (в соотношении с так).Например: Она так задумалась, что не успела вовремя выключить закипевшее на плите молоко.Сравнительныепридаточные поясняют главную часть предложения путем сравнения, основываясь на ассоциативной связи явлений. Сравнительные отношения выражаются союзами как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.Например: Она выглядела ослепительно, подобно тому как солнечный рассвет по утрам озаряет землю.Условные придаточные содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части. Придаточные условные присоединяются к главной части предложения посредством союзовесли, ежели, коли (коль),как, как скоро, раз, когда, кабы, буде, ли... ли. Например: Он спасется в любом случае, даже если противник решит нанести ответный удар.Уступительныепридаточные содержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части предложения.Придаточные уступительные присоединяются к главной части посредством союзов и союзных сочетанийхотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что. Например: Мы не прекратили поисков, хотя уже давно стемнело.Придаточныеследствия указывают на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения. Придаточные следствия обычно связываются с главной посредством союза так что: Нам выдали достаточно провианта, так что продержаться в лесу мы сможем еще минимум неделю.Придаточныецели содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения. Придаточные цели присоединяются к главной посредством союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, причем характерным является выражение сказуемого формой сослагательного наклонения или инфинитивом. Придаточная часть обычно относится ко всей главной части в целом: Чтобы стать квалифицированным врачом, ему предстоит учиться шесть лет в медицинской академии, а потом заканчивать еще и ординатуру.Присоединительные придаточные содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения.Дополнительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения.Подчинительно-присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов что (в разных формах), где, куда, откуда, когда, почему, отчего, зачем, как.Например: Иван, покачивая головой, бормотал что-то и ходил из угла в угол, что было признаком усиленной работы мысли.Сложноподчиненные предложения могут состоять из таких частей, содержание которых сопоставляется. Сопоставительные предложения имеют в качестве связующих элементов союзы и союзные сочетания в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как, чем...тем, если...то, пускай...зато, коль скоро...то. Например: Мать всегда называла его ребенком, тогда как ему шел уже семнадцатый год.Одна из частей сложного предложения может пояснять другую, конкретизируя ее значение или передавая его другими словами. Пояснительная часть присоединяется к поясняемой при помощи союзов то есть, а именно, как-то и всегда следует за ней в силу своего пояснительного характера: К нам еще ни разу не приезжал цирк, то есть фактически мы видели эти представления только по телевизору.Особый статус присоединительных сложных конструкцийВ последнее время в лингвистической литературе выделяются сложные синтаксические образования, в состав которых входят предложения, отделенные друг от друга паузой. Ученые называют такое синтаксическое явление в языке присоединением.Существуют различные взгляды на присоединительную конструкцию. Так, некоторые лингвисты считают, что присоединительные конструкции являются добавочным суждением, которое возникает в процессе речи спонтанно. [7, с. 7] Другие же, напротив, считают, что с помощью присоединительных конструкций выражается совершенно не та мысль, которую ожидает адресат, а что-то добавочное, вдруг возникшее в голове. [4, с. 18]Школьная грамматика под присоединительным предложением понимается придаточное предложение,содержащеедополнительноесообщение,пояснениепоповодутого,очемговоритсявглавномпредложении;прикрепляетсяприпомощисоюзныхсловчто, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего.Некоторые исследователи отмечают, что присоединительные конструкции – это сложные построения, возникающие в разговорной речи сразу же после высказывания основного содержания. [8, с. 116; 5, с. 60–69]И.А. Попова под присоединительными элементами понимает «приложение, в которых содержатся сообщения, дополняющие, развивающие ранее высказанную мысль, освещающие ее с новой стороны». [5, с. 377–379]Н.С. Поспелов считает, что основа и присоединительные элементы являются «сложным синтаксическим целым», и определяет его как сочетание «слов или предложений в связанной речи, из которого видно значение составляющих его элементов и которое поэтому, в отличие от предложения, действительно обладает в связанной речи замкнутой синтаксической структурой и выражает законченную мысль высказывающегося». [6, с. 68]М.Я. Блох справедливо полагает, что основная специфика присоединения заключается в «особых логико-смысловых отношениях между присоединяющим и присоединяемым элементами». [1, с. 40]В «Грамматике русского языка» говорится о том, что присоединительные конструкции являются разновидностью сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. [3, с. 352]Отечественные лингвисты отмечают наличие в языке конструкций, которые являются более сложной синтаксической единицей, чем предложение. Мы разделяем мнение тех лингвистов, которые рассматривают присоединение как особый вид синтаксической связи, не совпадающий ни понятием сочинения, ни с понятием подчинения, обладающий спецификой как в семантическом, так и в формальном аспекте. Средствами выражения данного вида синтаксической связи могут служить: 1) специфическая присоединительная интонация, предполагающая значительное понижение тона перед присоединением, «предупредительную» паузу, отдельное фразовое ударение на присоединяемом члене; 2) наличие специализированных присоединительных союзов и союзных сочетаний (да и, причем, и притом и т. п.) либо сочинительных союзов (и, а, тоже и т. п.) или союзных слов (что, отчего и т. п.), употребленных в присоединительном значении; 3) особый порядок слов.Тем не менее, присоединительные конструкции не имеют свойственной лишь для них грамматической формы. Они используют грамматические формы сочинения и подчинения, но при этом наполняют их новым содержанием.ЗаключениеИтак, семантическое отношение между двумя названными частями присоединительной конструкции, соответствующими основному и добавочному сообщениям, принято называть присоединительным, а добавление новых сведений к уже сказанному, что выражается посредством специальных грамматических форм, – явлением присоединения.В ходе работы мы выявили, что присоединительные конструкции характерны для всех типов сложногопредложения. Это такие синтаксические построения, в которых обнаруживаются две неравные по смысловому объему и значимости для целого высказывания части: начальная часть представляет собой основное сообщение, а последующая – добавочное, вызванное содержанием первого сообщения.Список используемой литературы1. Блох М. Я. К проблеме присоединительных связей предложений (на мат-ле русского и английского языков) // Вопросы грамматики английского языка. Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. 1969. № 367. С. 40.2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. - М.: Агар, 2000. – 416 с.3. Грамматика русского языка, 1980, М., 1980. 709 с.— 33.4. Кобзев П.В. Неполные предложения присоединительного типа в современном русском литературном языке: автореф. канд. дисс. Л., 1966. 22 c.5. Попова И. А. Сложносочиненные предложения в современном русском языке // Вопросы синтаксиса русского языка. М., 1980. С. 379– 377.6. Поспелов Н. С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры // Доклады и сообщения Института русского языка. М., 1948. Вып. 2. С. 68.7.Хандажинская Н.А. Противительные и присоединительные конструкции с союзом «хотя» в современном русском литературном языке: автореф. канд. дисс. Л.,1965. 21 c.8.Шафиро Т.Е. К вопросу о присоединении // Вопросы синтаксиса и стилистики русского языка. Труды III–IV конференций кафедр русского языка педагогических институтов Поволжья. Куйбышев, 1983. С. 60–69.9.rusgram.narod.ru/2753-2764.html

Список используемой литературы
1. Блох М. Я. К проблеме присоединительных связей предложений (на мат-ле русского и английского языков) // Вопросы грамматики английского языка. Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. 1969. № 367. С. 40.
2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. - М.: Агар, 2000. – 416 с.
3. Грамматика русского языка, 1980, М., 1980. 709 с.— 33.
4. Кобзев П.В. Неполные предложения присоединительного типа в современном русском литературном языке: автореф. канд. дисс. Л., 1966. 22 c.
5. Попова И. А. Сложносочиненные предложения в современном русском языке // Вопросы синтаксиса русского языка. М., 1980. С. 379– 377.
6. Поспелов Н. С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры // Доклады и сообщения Института русского языка. М., 1948. Вып. 2. С. 68.
7.Хандажинская Н.А. Противительные и присоединительные конструкции с союзом «хотя» в современном русском литературном языке: автореф. канд. дисс. Л.,1965. 21 c.
8.Шафиро Т.Е. К вопросу о присоединении // Вопросы синтаксиса и стилистики русского языка. Труды III–IV конференций кафедр русского языка педагогических институтов Поволжья. Куйбышев, 1983. С. 60–69.
9.rusgram.narod.ru/2753-2764.html

Вопрос-ответ:

Какая роль присоединительных предложений в сложных предложениях?

Присоединительные предложения выполняют роль вводных, вводящих дополнительную информацию или разъяснения к основному предложению.

Как можно классифицировать сложные предложения?

Сложные предложения могут быть классифицированы по видам связей между простыми предложениями, например, на сочинительные и подчинительные предложения.

В чем заключается проблема классификации сложных предложений?

Проблема классификации сложных предложений заключается в том, что часто одно и то же предложение может быть классифицировано по-разному, в зависимости от того, какую связь между простыми предложениями мы выделяем.

Каков особый статус присоединительных предложений?

Присоединительные предложения имеют особый статус, так как они не вводят новую информацию, а служат связующим звеном между двумя предложениями. Они представляют собой своеобразные мосты между идеями.

Какую роль играют присоединительные конструкции в сложноподчиненных предложениях?

Присоединительные конструкции играют роль союзов, связывая главное и зависимое предложения в сложноподчиненных предложениях.

Что представляет собой присоединительное предложение в школьной и научной грамматике?

Присоединительное предложение - это предложение, которое соединяется с другим предложением посредством союза. В школьной и научной грамматике присоединительные предложения рассматриваются в контексте сложного предложения.

Какова краткая история вопроса о присоединительных предложениях?

Изучение присоединительных предложений в школьной и научной грамматике имеет давнюю историю, начиная с разработки первых систем грамматики. Проблема классификации сложных предложений и места присоединительных предложений в этом классе активно исследуется с конца XIX века.

Какова проблема классификации сложных предложений с точки зрения школьной и научной грамматики?

Проблема классификации сложных предложений заключается в определении категорий и типов сложности, а также в выделении специфических признаков присоединительных предложений. Большое количество их разновидностей усложняет классификацию.

Что такое ССП и какое место занимают присоединительные конструкции в этом классе?

ССП - это сложное сочинительное предложение. Присоединительные конструкции входят в состав ССП в качестве главного или второстепенного составных частей, они могут быть простыми или сложными по своей структуре.

Что такое СПП и какое место занимают присоединительные конструкции в этом классе?

СПП - это сложное подчинительное предложение. Присоединительные конструкции в СПП выступают в качестве главной или второстепенной составной части, они могут быть разделительными или неразделительными.

Какая роль присоединительного предложения в школьной и научной грамматике?

Присоединительное предложение является одной из основных грамматических конструкций, которая используется как в школьной, так и в научной грамматике. Оно служит для соединения двух предложений в сложное предложение. Также оно может выражать различные отношения между высказываниями, такие как причинно-следственные, временные, противопоставительные и др.

Какие проблемы возникают при классификации сложных предложений?

При классификации сложных предложений возникает ряд проблем, связанных с определением критериев разделения на классы. Например, определение границы между сочинительным и подчинительным предложениями может быть неоднозначным. Также возникают вопросы о признаках, позволяющих отнести предложение к определенному классу, а также о возможности наличия нескольких классов в одном предложении.