Основы русской народной художестенной культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 14.06.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава I. История развития народной художественной культуры 5
1.1. Начало русской философии и формирование мировоззрения 5
1.2. Генезис русской народной художественной культуры 14
Глава II. Народная художественная культура как явление русской культуры 20
2.1. Теоретические основы народной художественной культуры 20
2.2. Особенности русской народной художественной культуры 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34


Фрагмент для ознакомления

Народное искусство - это бытие, способ познания мира, которым пользуются уже многие поколения. Народное - есть космос. Ребенок, читая такую литературу, познает весь мир, даже если еще не видел мира. Все простые, но основополагающие истины заложены в народном творчестве;
8. Своеобразная «природность» народного искусства. Народный художник чувствует себя частицей природы. Но это не есть пантеистическое мироощущение раннегоренессанса, это нечто иное. Художники народного искусства воспринимали мир целостным, они не брали природу, социальную среду и бытовую культуру в их разделенности. Природа не есть объект непосредственного индивидуального созерцания, а как природа, вошедшая в культуру и обобщенно выраженная в ее глубинных, архетипических мотивах, темах и традициях (например, в растительных орнаментах, в «звериной символике», мифологических образах и т.п.). Ощущение природы в рамках народного искусства тесно связано с национальным строем души, с переживанием особого уклада, который явился «месторазвитием» данного народа и отложился в психических ритмах его восприятия, в структуре цветоощущения. Синтез «природного» и «народного» оказывается лавным источником ощущений, эмоций и вдохновения в народном искусстве. Взять к примеру, особую ритмику русского народного искусства (ритм орнаментов, ритмика мелодии, ритм хоровода чередование борозд вспаханной земли, ритмика изгородей и бревенчатых строений и т.п.) - она была сформирована под влиянием таких природных процессов, как смена дня и ночи, времен года, ритм рек и озер, движения леса под напорами ветра, ритм жизни человеческого сердца.
9. Произведение народного искусства не воспринимается ни как изолированный от повседневности объект. Это - жизнестроительное искусство, оно существует не вне потока жизни, а внутри него, как некая составная часть интегральной деятельности человека, образуя одновременно и ее предметную среду, и встроенную в нее совокупность символов, «материализующих», «выносящих вовне» внутренний мир человека – его картину мира, и в то же время включающих человека в целое мира. Деревенский дом, убранство, предметы быта, окружающая природа воспринимаются как единый ансамбль, пронизанный особым «чувством мировоздания». Это единство находит свое отражение в особом строе образов народного искусства, в частности, в так называемых «образах- уподоблениях», в которых как бы совмещается космический и человеческий планы бытия: цветок, солнце, конь как символ доблести и одновременно плодородия природы и т.д.
При разработке актуальных проблем исследования в сфере народной художественной культуры необходимо, прежде всего, следующее:
• четкое определение основных исторических этапов ее становления и тщательный анализ каждого из этих этапов;
• выявление основных проявляющихся тенденций развития народной художественной культуры;
• изучение появляющихся тенденций на перспективу;
• анализ внутренней структуры народной художественной культуры и составляющих ее частей (мифология, устное народное творчество, фольклорный театр, декоративно-прикладное искусство, празднично- обрядовая культура и так далее);
• анализ содержания и сущности каждой составляющей народной художественной культуры;
• рассмотрение социального назначения и выполняемых функций народной культуры;
• четкое определение понятия «народная художественная культура» и выявление его соотношения с понятием «массовая популярная культура».
При этом каждая из составляющих может стать также отдельным предметом рассмотрения как самостоятельная система. Решение проблемы возрождения и развития элементов традиционной культуры предполагает осознание и развитие взглядов наших предшественников на природу и космос, их понимания возможных экологических проблем и стихийных бедствий и трактовку этого понимания для решения стоящих сегодня проблем. Таким образом, применение системного подхода к исследованию проблем народ- ной художественной культуры позволит по- новому взглянуть на это многогранное явление. Системный поход является одним из серьезных методологических оснований для исследований в сфере культуры в целом, он поможет шире взглянуть на проблемы, возникающие сегодня. Конечно же, системный подход не является единственным, кроме него имеются и другие, которые откроют новые горизонты исследований такого многоаспектного явления, как народная художественная культура. В заключение необходимо еще раз подчеркнуть огромную значимость процесса возрождения народной художественной культуры, свидетелями и участниками которого все мы являемся сегодня. Огромную роль в этом историческом процессе играют молодые ученые, подготовившие за последние тридцать лет значительное количество научных разработок, методических и практических рекомендаций, которые должны быть использованы уже сегодня при разработке региональных программ сохранения и развития народной художественной культуры. Разрабатываются новые предложения по возрождению и развитию народной художественной культуры на региональном уровне, при этом в условиях регионов исследуются различные виды и самобытные особенности народного художественного творчества, а также рассматриваются перспективы этнокультурного образования и подготовки кадров для данной отрасли.
Вместе с тем следует отметить, что, наряду с исследованиями особенностей народной художественной культуры в различных регионах, хорошо бы исследовать народную художественную культуру в целом, как систему, как самобытное явление, имеющее свою историю, свою внутреннюю структуру, особое идейное содержание, отражающее наш менталитет и образ жизни. Ведь само явление «народная художественная культура» сложно и многогранно. В нем сокрыто много таинственного и реального, будничного и сакрального, объединены эпохи и поколения в единое целое, - и все это дает нам ключ к решению стоящих сегодня проблем. Народная художественная культура на протяжении веков вобрала в себя опыт человеческого общежития и бесконфликтного существования, бережного отношения к природе, сформулировала идеи продолжения жизни на Земле, сохранения памяти и уважительного отношения к старшим и, тем более, ушедшим людям. Эти идеи, будучи осознанными нами, помогут нам в решении стоящих сегодня задач, а именно: в решении экологических проблем, проблем сохранения нашего народа и увеличения его численности, проблем нравственной ориентации молодежи и повышения уровня ее культуры и морали.
При разработке актуальных проблем исследования в сфере народной художественной культуры необходимо, прежде всего, следующее:
• четкое определение основных исторических этапов ее становления и тщательный анализ каждого из этих этапов;
• выявление основных проявляющихся тенденций развития народной художественной культуры;
• изучение появляющихся тенденций на перспективу;
• анализ внутренней структуры народной художественной культуры и составляющих ее частей (мифология, устное народное творчество, фольклорный театр, декоративно-прикладное искусство, празднично- обрядовая культура и так далее);
• анализ содержания и сущности каждой составляющей народной художественной культуры;
• рассмотрение социального назначения и выполняемых функций народной культуры;
• четкое определение понятия «народная художественная культура» и выявление его соотношения с понятием «массовая популярная культура». При этом каждая из составляющих может стать также отдельным предметом рассмотрения как самостоятельная система. Решение проблемы возрождения и развития элементов традиционной культуры пред- полагает осознание и развитие взглядов наших предшественников на природу и космос, их понимания возможных экологических проблем и стихийных бедствий и трактовку этого понимания для решения стоящих сегодня проблем.
Таким образом, применение системно- го подхода к исследованию проблем народной художественной культуры позволит по-новому взглянуть на это многогранное явление. Системный поход является одним из серьезных методологических оснований для исследований в сфере культуры в целом, он поможет шире взглянуть на проблемы, возникающие сегодня. Конечно же, системный подход не является единственным, кроме него имеются и другие, которые откроют новые горизонты исследований такого многоаспектно- го явления, как народная художественная культура. В заключение необходимо еще раз подчеркнуть огромную значимость процесса воз- рождения народной художественной культу- ры, свидетелями и участниками которого все мы являемся сегодня. Огромную роль в этом историческом про- цессе играют молодые ученые, подготовившие за последние тридцать лет значительное количество научных разработок, методических и практических рекомендаций, которые должны быть использованы уже сегодня при разработке региональных программ сохранения и развития народной художественной культуры.
Разрабатываются новые предложения по возрождению и развитию народной художественной культуры на региональном уровне, при этом в условиях регионов исследуются различные виды и самобытные особенности народного художественного творчества, а также рассматриваются перспективы этнокультурного образования и подготовки кадров для данной отрасли.
Вместе с тем следует отметить, что, наряду с исследованиями особенностей народной художественной культуры в различных регионах, хорошо бы исследовать народную художественную культуру в целом, как систему, как самобытное явление, имеющее свою историю, свою внутреннюю структуру, особое идейное содержание, отражающее наш менталитет и образ жизни. Ведь само явление «народная художественная культура» сложно и многогранно. В нем сокрыто много таинственного и реального, будничного и сакрального, объединены эпохи и поколения в единое целое, — и все это дает нам ключ к решению стоящих сегодня проблем. Народная художественная культура на протяжении веков вобрала в себя опыт человеческого общежития и бесконфликтного существования, бережного отношения к природе, сформулировала идеи продолжения жизни на Земле, сохранения памяти и уважительного отношения к старшим и, тем более, ушедшим людям. Эти идеи, будучи осознанными нами, помогут нам в решении стоящих сегодня задач, а именно: в решении экологических проблем, проблем сохранения нашего народа и увеличения его численности, проблем нравственной ориентации молодежи и повышения уровня ее культуры и морали.

Заключение
Проблемы изучения особенностей народной художественной культуры являются актуальными в настоящее время в условиях повышения интереса к культурному своеобразию, что определяется масштабом социальных процессов, углублением культурного взаимодействия.
Современные исследователи рассматривают классификацию структуры и функций народной художественной культуры. Не связанны между собой фольклор и исследования таких форм народной художественной культуры, как художественная самодеятельность, фольклоризм, неофольклор, фольклор субкультур. Функции народной художественной культуры, на наш взгляд, это функции форм, которые определяют особенности её структуры: аутентичность, художественность, самодеятельность, фольклорность. Каждая форма обладает и традиционными функциями и инновационными.
Ценности выступают как итог исторического опыта человечества, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Но ценности обладают подвижностью. В каждом новом поколении утверждаются свои ценности. Ценности могут возрождаться, обретать новое звучание в современных формах. Тем не менее, существуют и вечные ценности. На современном этапе выражаемые архаической культурой ценности языческого и земледельческого характера остаются актуальными и, трансформируясь, проникают во все слои народной культуры, включая ее самые современные формы: неофольклор, любительское творчество, художественную самодеятельность. Высочайший авторитет традиционной (земледельческой) культуры, эффективность в решении самых сложных социальных задач не только не позволили отбросить ее полностью с утверждением новаций в народной художественной культуре, но оставили как важный действующий фактор в новой истории. Фактор проникновения традиционного творчества в творчество инновационное часто подвергается критике.
Кристаллизуясь во времени и пространстве, духовные богатства народных традиций питают социальную среду и создают благодатную почву для формирования всех достижений национальной художественной культуры, становятся значимыми в духовно-нравственном воспитании и гражданском становлении современного человека, а также для позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировую культуру.
Список использованной литературы
Антонова Е.Л. Народная художественная культура. Учебное пособие. – Белгород, 2006.
Бакланова Т.И. Народная художественная культура / Т.И. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2000.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е издание. М.: Художественная литература, 1990.
Белов, В.И. Лад: очерки по народной эстетике. – Архангельск – Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1985.
Библиотека литературы Древней Руси. - СПб., 1997.
Громов М.Н. Русская философская мысль X–XVII веков: учеб. пособие / М.Н. Громов, Н.С. Козлов. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гусев В. Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки. - СПб., 1993.
Жданов И.Н. Сочинения / И.Н. Жданов. – СПб.: Отд-ние рус. яз. и словесности Акад. наук, 1904–1907. – Т. 1.
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI–XX вв.) / А.Ф. Замалеев. - 3-е изд., дополн. и перераб. - СПб.: Изд.-торг. дом «Летний сад», 2001.
Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры. - Новосибирск, 1983.
Костриков К. Н., Щербакова А. И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. М., 2009.
Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация / В.М. Межуев // Освобождение духа. – М.: Политиздат, 1991.
Михайлова Л.И. народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. - М., 2000.
Народная культура в современных условиях / под ред. Г.Н. Михайлова. – М.: Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии, 2000.
Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983.
Рыбаков Б.А. Макрокосм в микромире народного искусства. Декоративное искусство СССР. - М., 1975.
Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций / В.В. Сербиненко. - М.: РГГУ: Омега-Л, 2005.
Флоровский Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. – Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006.



Костриков К. Н., Щербакова А. И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. М., 2009. - с.36.
Библиотека литературы Древней Руси. – СПб., 1997. – Т. 1. - с.194.
Библиотека литературы Древней Руси. – СПб., 1997. – Т. 1. - с.196.
Громов, М.Н. Русская философская мысль X–XVII веков: учеб. пособие / М.Н. Громов, Н.С. Козлов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. - с.25.
Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI–XX вв.) / А.Ф. Замалеев. – 3-е изд., дополн. и перераб. – СПб.: Изд.-торг. дом «Летний сад», 2001. - с.11-12; Сербиненко, В.В. Русская философия: курс лекций / В.В. Сербиненко. – М.: РГГУ: Омега-Л, 2005. - с.7-8.
Флоровский, Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. – Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. - с.5.
Жданов, И.Н. Сочинения / И.Н. Жданов. – СПб.: Отд-ние рус. яз. и словесности Акад. наук, 1904–1907. – Т. 1. - с.80.
Громов, М.Н. Русская философская мысль X–XVII веков: учеб. пособие / М.Н. Громов, Н.С. Козлов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. - с.91.
Бахтин М.М. 1990. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е издание. М.: Художественная литература. 543 с.
Рыбаков Б.А. 1975. Макрокосм в микромире народного искусства. Декоративное искусство СССР. 3: 38–43.
Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. – М.: Изобразительное искусство, 1983.
Михайлова Л.И. народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2000. – С. 18.
Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры. – Новосибирск, 1983. – С. 54.
Михайлова Л.И. народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2000. – С. 18.









21

Список использованной литературы
1. Антонова Е.Л. Народная художественная культура. Учебное пособие. – Белгород, 2006.
2. Бакланова Т.И. Народная художественная культура / Т.И. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2000.
3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е издание. М.: Художественная литература, 1990.
4. Белов, В.И. Лад: очерки по народной эстетике. – Архангельск – Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1985.
5. Библиотека литературы Древней Руси. - СПб., 1997.
6. Громов М.Н. Русская философская мысль X–XVII веков: учеб. пособие / М.Н. Громов, Н.С. Козлов. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
7. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки. - СПб., 1993.
8. Жданов И.Н. Сочинения / И.Н. Жданов. – СПб.: Отд-ние рус. яз. и словесности Акад. наук, 1904–1907. – Т. 1.
9. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI–XX вв.) / А.Ф. Замалеев. - 3-е изд., дополн. и перераб. - СПб.: Изд.-торг. дом «Летний сад», 2001.
10. Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры. - Новосибирск, 1983.
11. Костриков К. Н., Щербакова А. И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. М., 2009.
12. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация / В.М. Межуев // Освобождение духа. – М.: Политиздат, 1991.
13. Михайлова Л.И. народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. - М., 2000.
14. Народная культура в современных условиях / под ред. Г.Н. Михайлова. – М.: Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии, 2000.
15. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983.
16. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микромире народного искусства. Декоративное искусство СССР. - М., 1975.
17. Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций / В.В. Сербиненко. - М.: РГГУ: Омега-Л, 2005.
18. Флоровский Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. – Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006.



Вопрос-ответ:

Каковы основные этапы развития русской народной художественной культуры?

Развитие русской народной художественной культуры можно выделить на несколько основных этапов. Начало этого процесса связано с формированием русской философии и мировоззрения. Позднее происходит генезис народного искусства и его развитие как части общей русской культуры.

Какова роль народной художественной культуры в русской культуре?

Народная художественная культура играет значительную роль в русской культуре. Она отражает особенности народного мировоззрения, национального характера и исторического развития народа. Также она является способом познания мира и передачи знаний и опыта от поколения к поколению.

Какие особенности есть у русской народной художественной культуры?

Русская народная художественная культура имеет свои особенности. Она отличается глубоким связыванием с природой, мистическими и религиозными мотивами, простотой и непосредственностью в выражении чувств и мыслей. Также она характеризуется разнообразием жанров и форм искусства.

Что отражает народное искусство в русской народной художественной культуре?

Народное искусство в русской народной художественной культуре отражает множество аспектов жизни и мировоззрения народа. Оно выражает его отношение к природе, к историческому прошлому, к религии и мифологии. Также оно отражает народные обычаи, традиции и повседневную жизнь.

Чему научил русский народ художественная культура?

Русская народная художественная культура научила нас многому. Она показала нам, как ценить и беречь природу, как постигать глубинные смыслы жизни, как быть ближе к своим корням и традициям. Она научила нас видеть красоту в простых вещах и наслаждаться мгновениями простого счастья.

Какие основные темы рассматриваются в статье "Основы русской народной художественной культуры"?

В статье рассматриваются следующие темы: история развития народной художественной культуры, начало русской философии и формирование мировоззрения, генезис русской народной художественной культуры, теоретические основы народной художественной культуры и особенности русской народной художественной культуры.

Каково значение народной художественной культуры в русской культуре?

Народная художественная культура играет важную роль в русской культуре. Она отражает мудрость, обычаи и традиции народа, является своеобразным познанием мира и выражением национальной идентичности. Кроме того, народное искусство является источником вдохновения и творческой энергии для многих художников и писателей.

Какие особенности характеризуют русскую народную художественную культуру?

Русская народная художественная культура характеризуется разнообразием и богатством выразительных средств. В ней широко используются народные сказания, песни, былины, русские народные промыслы, народное костюмированное театральное искусство и другие формы творчества. Русская народная культура воплощает в себе духовные и эстетические ценности народа и отражает его историческую и культурную специфику.