Язык и быт современного горожанина
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 14.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Язык как отражение жизни индивида и общества 5
1.1 Взаимосвязь между личностью и языком как культурой 5
1.2 Язык как отражение жизни общества 7
2 Исследование языка и быта современного горожанина 11
Приложение 1. Интервью 20
Список использованной литературы 22
Как отмечают психологи, уровень значимости любого действия и эмоциональной реакции на него одинаков как в детском возрасте, так и во взрослом. Так, например, невозможно говорить о том, что в детстве человек был счастливее – это фокус памяти, стирающий негативные воспоминания.
Однако в данном примере интервьюируемый прибегает к использованию изменённого фразеологизма «кататься как сыр в масле», что говорит о некоторой близости к предыдущим поколениям, их языку и языковой традиции. Об этом свидетельствует также употребление устаревшей формы глагола «уплочено», которая в настоящее время считается просторечием; её использованием объясняется необходимостью создания комического в речи.
Заключение
В данной работе рассматривался вопрос языка и быта современного городского жителя, однако он изучался в аспекте сравнения и противопоставления языка с индивидуумом и обществом как целым. Также языка рассматривался как составляющая культуры, далее была рассмотрена связь между языком (культурой) и личностью (индивидом); языком и жизнью общества. Были изучены язык и быт конкретного жителя города на примере приведённого интервью. Полученные данные были проанализированы, а на их основе были сформулированы основные положения относительно языка и быта современного горожанина
Культура рассматривалась нами как совокупность достижений общества в его материальном развитии – материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению. Под языком понимался естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. В то же время понятие «быт» было определено как часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды, пище и жилье, сохранении и продолжении семьи (рода) и поддержании физического здоровья. Быт современного человека устроен таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности, успешно отражённые в пирамиде Маслоу. Так или иначе, неизменной останется то, что язык – часть культуры, характерная каждому конкретному народу и позволяющая на уровне когнитивистики судить о его мыслях, чувствах и так далее.
При практическом анализе составленного интервью и ответов, полученных в результате его проведения, был сделан вывод о том, что язык современного городского населения в целом соответствует нормам русского (литературного) языка. Однако для него также характерны хезитатиция и лексические повторы наряду с заимствованиями, что объясняется процессом глобализации и значительным пользованием Интернета. С другой стороны, город открывает своим жителям больше возможностей: во-первых, не стоит так остро вопрос о необходимости физического труда, что подменяет его на занятия спортом и труд умственный, творческий. Во-вторых, большее количество свободного времени позволяет современным городским жителям самостоятельно регулировать темп и образ быта. В-третьих, строения, организации и мероприятия города предоставляют возможность большего культурного обучения на наглядных примерах.
Суммируя всё сказанное выше, следует сделать вывод о том, что язык и быт современного горожанина более психологичны и содержат больше импликатур, чем язык и быт жителя села, посёлка или деревни.
Приложение 1. Интервью
- Как давно вы проживаете в Москве?
- В общем-то, с самого рождения… Да, точно [улыбается]. Мои родители переехали сюда за шесть лет до моего рождения из Новосибирска, так что сначала у них даже не было своего жилья. Отцу предложили переехать в главный офис, мама решила, что молодая семья не должна расставаться.
- Сколько вам лет? Каков род вашей деятельности?
- Двадцать один. Студент-очник, получаю высшее экономическое, четвёртый курс. Фрилансер: я нахожу заказчиков вк, рисую мелкие детали для сайтов, но это скорее подработка. Иногда кому-то нужно разрисовать стены или, знаете, покрасить тачку.
- К какой национальности вы себя относите?
- Русский с еврейскими корнями? Москвич? Я – это я!
- Вы живёте с родителями или снимаете отдельную квартиру?
- С родителями, хотя, конечно, хотелось бы свою. Свою, в смысле, собственную, за которую «уплочено» [смеётся], но для этого нужно что-то посерьёзней, чем стены разрисовывать… можно разрисовывать дома. Не то, чтобы я не планировал работать по профессии… просто не хочется тратить время на то, к чему можно прийти позже. В сорок лет я тоже буду рисовать, но это потеряет блеск, что ли. Зато надеть костюм и сидеть в офисе – самое то: стабильно, престижно и все дела в Инстаграмме.
- Вы в отношениях? Планируете ли заводить детей?
- Дети – цветы жизни. На могиле своих родителей. Если серьёзно, то это сложный вопрос. Никогда не уверен до конца, что эта девушка – та самая, с которой я готов заводить семью и детей. Иногда вы почти съехались, но разругались из-за какой-то мелочи и расстались. Иногда несерьёзное становится серьёзным. Не знаю. Наверное, пока у меня не будет квартиры, я не хочу… эээм, семью. Свою семью, где ребёнком буду уже не я. Не знаю, это сложный вопрос.
- Участвуете ли вы в культурной жизни страны/города?
- Да! Конечно! Я же почти стрит-артер, так что я обычно знаю, куда идти и на что смотреть. Недавно было очень пышное мероприятие, но, сами понимаете, не очень весёлое: победа стоила дорого. Ещё дороже будет стоить следующая, если кому-то не хватило той.
- Что вы имеете ввиду?
- … Людей, которые, например, обклеивают свои машины всякими дурацкими надписями. Я за свободное искусство, но это… неприлично, что ли. Глупо. Не та дерзость, которую стоит выносить на люди. Да, СССР победил, но эта победа обошлась такой кровью и слезами, что я бы никогда [повышает голос] не хотел такой войны снова. Вообще, война – это жутко, как можно клеить всякое «повторим?» и «Обама лох». … Вы, наверное, имели в виду кино, театры, музеи. Я хожу в главную и Глазунова, но чаще в кино. [спокойнее] Последнее видел «Мстителей» - продукт американской мысли. Нормально. Это кино про героев, но не тех, что воевали… просто это другие. Это же сказка, вымысел, снято по комиксам, так что важно не путать одно с другим.
- У вас есть машина?
- Нет, но у меня велосипед – это удобнее. Хотя зимой… ну, не так уже удобно. Но зимой можно и на общественном – это нормально, правда. Не знаю, очень много говорят про загрязнение и тд. Если бы машина стоила дешевле, бензин тоже, были парковки… ох, нет, велик – это почти идеально.
- В какой жизни общества вы участвуете наиболее активно?
- Хотелось бы в политической и экономической! [шутит] Но на деле я больше рисую и смотрю работы других. В будущем планирую поступать на вторую вышку, но там много вопросов. Вообще, слишком много вопросов и проблем! В детстве было проще: валялся как сыр в масле.
Список использованной литературы
1 Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов. - М.: Высш. школа, 2006.
2 Введение в этническую психологию. Под ред. Ю.Л.Платонова. - СПб., 1995.
3 Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М., 1983.
4 Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: 2009.
5 Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2005.
6 Липпман У. Общественное мнение. – М., 2004.
7 Маркс К. Капитал. Т.3. – М.: 2007.
8 Современная энциклопедия. – Онлайн-версия, 2000: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/45374. Дата просмотра: 13.05.2015.
9 Полищук В.И. Культурология / В.И. Полищук. - М.: Гардарика, 1998.
10 Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; по дред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007
11 Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - М.: Слово, 2000.
12 http://slovorus.ru/index.php?a=&ID=76455&pg=2&s=%DF&w=%DF%C7%DB%CA Просмотр от 13.05.2015.
13 www.situation.ru/app/aut_t_127.htm Просмотр от 13.05.2015.
14 http://elib.org.ua/culture/ Просмотр от 13.05.2015.
www.situation.ru/app/aut_t_127.htm Просмотр от 13.05.2015.
Маркс К. Капитал. Т.3. – М.: 2007. – С. 3.
http://elib.org.ua/culture/ Просмотр от 13.05.2015.
Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: 2009. – С. 69.
Полищук В.И. Культурология / В.И. Полищук. - М.: Гардарика, 1998. – С. 446-453.
Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; по дред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – С. 8.
Там же. С. 9-10.
Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2005. – С. 312-314.
Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов. - М.: Высш. школа, 2006. – С. 361-364.
http://slovorus.ru/index.php?a=&ID=76455&pg=2&s=%DF&w=%DF%C7%DB%CA Просмотр от 13.05.2015.
4
1 Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов. - М.: Высш. школа, 2006.
2 Введение в этническую психологию. Под ред. Ю.Л.Платонова. - СПб., 1995.
3 Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М., 1983.
4 Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: 2009.
5 Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2005.
6 Липпман У. Общественное мнение. – М., 2004.
7 Маркс К. Капитал. Т.3. – М.: 2007.
8 Современная энциклопедия. – Онлайн-версия, 2000: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/45374. Дата просмотра: 13.05.2015.
9 Полищук В.И. Культурология / В.И. Полищук. - М.: Гардарика, 1998.
10 Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; по дред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007
11 Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - М.: Слово, 2000.
12 http://slovorus.ru/index.php?a=&ID=76455&pg=2&s=%DF&w=%DF%C7%DB%CA Просмотр от 13.05.2015.
13 www.situation.ru/app/aut_t_127.htm Просмотр от 13.05.2015.
14 http://elib.org.ua/culture/ Просмотр от 13.05.2015.
Вопрос-ответ:
Какова связь между языком и жизнью индивида и общества?
Язык отражает жизнь индивида и общества. Он предоставляет возможность выражать мысли, чувства, передавать информацию и взаимодействовать друг с другом, а также отражает культурные, исторические и социальные особенности общества.
Каким образом язык отражает жизнь общества?
Язык отражает жизнь общества путем выражения его ценностей, норм, традиций и социальных отношений. Например, в языке могут быть отражены общественная иерархия, роли полов, межличностные отношения и другие социальные факторы.
Какие основные методы исследования языка и быта современного горожанина используются в исследованиях?
Для исследования языка и быта современного горожанина используются различные методы, такие как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ текстов и другие. Использование комбинации этих методов позволяет получить всестороннюю информацию о языке и быте современного горожанина.
Каковы уровни значимости любого действия и эмоциональной реакции на него?
Уровень значимости любого действия и эмоциональной реакции на него одинаков у детей и взрослых. Например, невозможно сказать, что в детстве человек был счастливее, так как значение и эмоциональная реакция на события индивидуальны и могут отличаться в разных периодах жизни.
Что говорят психологи о связи между языком и культурой?
Психологи отмечают, что язык и культура взаимосвязаны. Язык не только отражает культурные нормы, ценности и традиции, но и формирует способ мышления и восприятия мира. Культура, в свою очередь, влияет на развитие языка и его изменения в течение времени.
В чем заключается взаимосвязь между личностью и языком?
Язык является отражением жизни индивида и общества. Личность человека формируется под воздействием языка, а сам язык является культурой, находящейся в постоянном развитии и изменении.
Какой вклад язык вносит в жизнь общества?
Язык является не только средством общения, но и отражением жизни общества в целом. Он предоставляет людям возможность выражать свои мысли, чувства и представления, а также передавать и сохранять информацию и культурное наследие.
В чем особенности исследования языка и быта современного горожанина?
Исследование языка и быта современного горожанина позволяет понять, каким образом язык влияет на жизнь и поведение человека, а также раскрыть связь между культурой и языком. Это важно для понимания общества и его развития.
Имеет ли значение уровень значимости действий и эмоциональная реакция на них в разных возрастных группах?
Да, психологи отмечают, что уровень значимости действий и эмоциональная реакция на них одинаковы как в детском, так и взрослом возрасте. Это означает, что человек в любом возрасте может испытывать радость, грусть, страх и другие эмоции по отношению к определенным событиям и действиям.
Можно ли сравнивать уровень счастья в детстве и взрослом возрасте?
Невозможно говорить о том, что в детстве человек был счастливее, потому что уровень счастья субъективен и зависит от множества факторов. Каждый период жизни имеет свои особенности и определенные радости, которые связаны с возрастными и социальными характеристиками человека.
Как язык отражает жизнь индивида и общества?
Язык отражает жизнь индивида и общества через выражение и передачу мыслей, чувств и опыта. Он отражает социокультурный контекст, в котором существует человек, а также его личностные особенности. Через язык мы выражаем свою идентичность, взгляды, ценности и отношения к окружающему миру.
Как исследование языка и быта помогает понять современного горожанина?
Исследование языка и быта современного горожанина помогает нам понять его образ жизни, ценности, интересы и проблемы. Оно предоставляет информацию о том, как люди взаимодействуют между собой, какие темы обсуждают, как используют язык для выражения своих мыслей и чувств. Исследование также может показать, как меняются язык и быт горожанина со временем и влияют ли эти изменения на его качество жизни.