Статистическое описание влияния науки и образования на инновационные процессы в экономике.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 14.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3
Особенности статистического изучения инвестиционной деятельности 3
Понятие об инновационной деятельности 4
Система показателей статистики науки и инноваций 5
Показатели затрат на технологические инновации. 5
Влияние квалификации персонала на инновационные процессы 7
Измерение инновационной активности 7
Общие принципы организации инновационной деятельности 8
Практическое использование статистики при рассмотрении инновационных процессов. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 13
ПРИЛОЖЕНИЯ 14
Рассмотрим теперь данные поданных патентных заявок в Казахстане и за рубежом местными и зарубежными заявителями ( см. Приложение 6).[12]Произведём теперь необходимые расчёты. Абсолютный прирост патентных заявок, поданных в стране местнымизаявителями, по сравнению с 2009-ым г. в 2010-ом г. составил:Определим цепные показатели абсолютного прироста. Абсолютный прирост в 2010-ом г. по сравнению с 2009 –ымг. составит:Далее производим расчёт. Базисный показатель темпа роста патентных заявок, поданных в стране местными заявителями, в 2010-ом г. по сравнению с 2009-ым г, составит::.Цепной показатель темпа роста патентных заявок, поданных в стране местными заявителями, в 2010-ом г. по сравнению с 2009-ым г.:.Рассчитываем далее. Базисный показатель темпа прироста патентных заявок, поданных в стране местными заявителями в 2010-ом г. по сравнению с 2009-ым г.:Цепной показатель темпа прироста патентных заявок, поданных в стране местными заявителями в 2010-ом г. по сравнению с 2009-ым г.:Абсолютное значение 1% прироста в 2009-ом г. по сравнению с 2010-ым г.:Остальные показатели темпов прироста патентных заявок для удобства и сокращения объёмов расчёта приведены в Приложениях 7 и 8. [6]Таким образом, можно сделать выводы, что абсолютное уменьшение количества патентных заявок, поданных в стране местными заявителями, за 2010 –ый г. по сравнению с 2008-ым г. составило 710 человек, а по сравнению с базисным 2009-ым г. увеличилось в 2012-ом г. на 3 670 человек.Для 2012-го г. темп роста количества патентных заявок, поданных в стране местными заявителями, по сравнению с 2009-ым г. составил 124%. Темп прироста количества патентных заявок, поданных в стране местными заявителями, в 2012-ом г. по сравнению с 2009-ым г. увеличился на 24%.Абсолютное уменьшение количества патентных заявок, поданных за рубежом местными заявителями, за 2010-ый г. по сравнению с 2009-ый г. составило 85 человек, а по сравнению с базисным 2009-ым г. в 2012-ом г. увеличилось на 299 человека. Для 2012-го г. темп роста количества патентных заявок, поданных за рубежом отечественными заявителями, по сравнению с 2009-ым г. составил 157,75%. [6]ЗАКЛЮЧЕНИЕ.По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы:Научный и инновационный потенциал следует рассматривать как совокупность ресурсов научной и инновационной деятельности на определенном этапе развития общества. Неотъемлемым признаком научного и инновационного потенциала является характеристика возможностей решения как текущих, так и перспективных научно-технических задач при условии эффективного использования имеющихся ресурсов с учетом резервов их пополнения и совершенствования.Следовательно,, научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует рассматривать не просто как набор различных видов ресурсов, а лишь в их единстве с результатами деятельности. В современных условиях предприятие должно иметь таких работников, которые обладают необходимыми знаниями, навыками и умением, которые могут быстро приспособиться к динамичной экономике, применяя при этом инновационные подходы к решению стоящих перед ними экономических задач.Потенциал работника при этом характеризуется динамикой прироста его индивидуального капитала, влияющего на скорость освоения инноваций. [6]Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть экономический спад производства, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.Факторы, препятствующие инновациям, могут быть причинами как общей инновационной бездеятельности организации, так и сдерживания конкретных инновационных проектов. Эти факторы классифицируются следующим образом.: [7]Экономические факторы:- недостаток собственных денежных средств;- недостаток финансовой поддержки со стороны государства;- низкий платежеспособный спрос на новые продукты;- высокая стоимость нововведений;- высокий экономический риск;- длительные сроки окупаемости нововведений. Производственные факторы:- низкий инновационный потенциал предприятия;, - недостаток квалифицированного персонала;- недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта;- невосприимчивость организаций к нововведениям; - недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями.5. Влияние научного и образовательного потенциала на скорость проведения инновационных процессов трудно переоценить. Это влияние достаточно обширно и охватывает различные стороны деятельности, смежные с инновационной. Также необходимо отметить тесную взаимосвязь развития общества, уровня жизни и действующей инновационной системы, которая регулирует направления развития секторов экономики.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.Литература:Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832.Приложение к проекту "Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".«Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь». Москва: ЦИСН, 2008 г, 392 стр.Шмойлова Р.А. и др. «Практикум по теории статистики», Учебное пособие, Москва, 2004 г., 184 стр.А.Ю. Забродин, И.И. Мазур, Н.Г. Олдерогге, В.Д. Шапиро «Инвестиционно-строительный инжиниринг», Москва, изд. «Экономика», 2009 г, 768 стр.В.И. Якунин, С.С. Сулакшин В.Э, Багдасарян М.С, Нетесова И.А. «Образование как фактор экономического развития», Москва, «Научный эксперт», 2008 г, 104 стр.«Курс социально-экономической статистики», Учебник под редакцией М.Г. Назарова, Москва, 2007 г, 460 стр.Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 N 156.Интернет-ресурсы:Старовойтенко О. А. Курс лекций по ″Инновационному менеджменту″ http://uchit.net/catalog/Menedjment/131127/10.http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2012/Filippova3.pdf 11. ww.moluch.ru/archive/57/7823/ 12. http://works.tarefer.ru/75/100042/index.html13.http://adhdportal.com/book_903_chapter_37_Glava_33._Statisticheskoe_obespechenie_sovremennojjnauchno-tekhnicheskojj_politiki.html14.http://www.predictor.kz/?p=636ПРИЛОЖЕНИЯГруппафакторовФакторы, препятствующие инновационной деятельностиФакторы, способствующие инновационной деятельностиЭкономические и технологическиеНедостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производстваНаличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктурыПолитические и правовыеОграничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательстваЗаконодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инновацийСоциально-психологические и культурныеСопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройку новой работы, перестройку устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачуМоральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда, создание нормального психологического климата в трудовом коллективеОрганизационно-управленческиеУстоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и между организационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессовГибкость структуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих группПриложение 1Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности организацийПриложение 2Показатели200620072008200920102011201211345678Количество респондентов, всего10591108891117210096109371072310872Из них:- имеющие инновации565526447399467614701Уровень активности в области инноваций, %4,804,804,004,004,305,706,40- не имеющие инноваций1008610363107259682104701010910171Уровень пассивности в области инноваций, %95,295,296,096,095,794,393,6Доля инновационной продукции в ВВП,%1,531,190,690,510,660,860,87Приложение 3Основные показатели, характеризующие инновационную активность предприятий в Казахстане в 2006-2012 гг.Приложение 4Динамика инновационной активности предприятий Казахстана в 2006 – 2012 гг.Приложение 5Структура инновационной продукции в 2006 – 2012 гг.Показатели2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.Количество патентных заявок, поданных в стране18 12017 45019 82021 790из них: - местными заявителями15 15014 42015 36018 780- зарубежными заявителями2 9703 0504 4503 010Количество патентных заявок, поданных местными заявителями за рубежом518433788817Общее количество действующих патентов, зарегистрированных в стране1 190 7741 208 2221 228 0381 249 808Приложение 6Данные о динамике поданных патентных заявок в стране и за рубежом местными и зарубежными заявителями, человекГодКоличество патентных заявок, поданных в стране местными заявителямиАбсолют. Прирост базисныйАбсолприрцепнТемп роста базиснТемп роста цепнТемп прирбазиснТемрприрцепнАбсолют значение 1% прироста, чел 123456789200915 150---00,00---201014 420-710-71095,1895,18-4,82-4,82151,40201115 360222943101,47106,541,476,54144,19201218 7803 6363 414124,02122,2224,0222,22153,62Приложение 7Показатели ряда динамики поданных патентных заявок местными заявителями в странеГодКоличество патентных заявок, поданных в стране местными заявителямиАбсолют. Прирост базисныйАбсолприрцепнТемп роста базиснТемп роста цепнТемп прирбазиснТемрприрцепнАбсолют значение 1% прироста, чел 12345678920092070---100,00---201030506666102,22102,222,222,2229,74201144501 4791 413149,73146,4849,7346,4830,402012301034-1 445101,1467,551,14-32,4544,53Приложение 8. То же, зарубежные заявители
1. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832.
2. Приложение к проекту "Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".
3. «Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь». Москва: ЦИСН, 2008 г, 392 стр.
4. Шмойлова Р.А. и др. «Практикум по теории статистики», Учебное пособие, Москва, 2004 г., 184 стр.
5. А.Ю. Забродин, И.И. Мазур, Н.Г. Олдерогге, В.Д. Шапиро «Инвестиционно-строительный инжиниринг», Москва, изд. «Экономика», 2009 г, 768 стр.
6. В.И. Якунин, С.С. Сулакшин В.Э, Багдасарян М.С, Нетесова И.А. «Образование как фактор экономического развития», Москва, «Научный эксперт», 2008 г, 104 стр.
7. «Курс социально-экономической статистики», Учебник под редакцией М.Г. Назарова, Москва, 2007 г, 460 стр.
8. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 N 156.
Интернет-ресурсы:
9. Старовойтенко О. А. Курс лекций по ″Инновационному менеджменту″ http://uchit.net/catalog/Menedjment/131127/
10. http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2012/Filippova3.pdf
11. ww.moluch.ru/archive/57/7823/
12. http://works.tarefer.ru/75/100042/index.html
13.http://adhdportal.com/book_903_chapter_37_Glava_33._Statisticheskoe_obes pechenie_sovremennojjnauchno-tekhnicheskojj_politiki.html
14.http://www.predictor.kz/?p=636
Вопрос-ответ:
Как наука и образование влияют на инновационные процессы в экономике?
Наука и образование играют ключевую роль в инновационных процессах экономики. Наука предоставляет новые знания, технологии и методы, которые стимулируют инновации. Образование обеспечивает подготовку высококвалифицированного персонала, способного воплотить научные идеи в практические инновации. Уровень научных и образовательных институций в стране существенно влияет на инновационные процессы и, соответственно, на экономический рост.
Какие показатели статистики науки и инноваций существуют?
Существует ряд показателей статистики науки и инноваций. Например, количество научных публикаций, количество патентов на изобретения и промышленные образцы, объем финансирования научных исследований и разработок, количество научных работников и выпускников высших учебных заведений в области науки и технологий. Эти показатели помогают измерить активность и эффективность научной и инновационной деятельности в стране.
Как измерить инновационную активность?
Инновационную активность можно измерить различными показателями, такими как доля инновационных предприятий в экономике, объем инновационных продуктов и услуг, доля инвестиций в научные исследования и разработки в общих затратах на производство. Также можно оценивать уровень инноваций на уровне отдельных отраслей или регионов. Эти показатели позволяют сравнивать инновационную активность разных стран и оценивать их конкурентоспособность.
Каково влияние квалификации персонала на инновационные процессы?
Квалифицированный персонал играет важную роль в инновационных процессах. Чем выше уровень квалификации сотрудников, тем больше вероятность разработки и внедрения новых технологий и идей. Высокая квалификация позволяет справляться с сложными задачами, находить творческие решения и эффективно использовать ресурсы. Поэтому образование и повышение квалификации персонала являются важными составляющими успешной инновационной деятельности.
Как наука и образование влияют на инновационные процессы в экономике?
Наука и образование играют важную роль в развитии инновационных процессов в экономике. Научные исследования и инновации создают новые знания, технологии и продукты, которые могут улучшить производственные процессы и повысить эффективность предприятий. Образование, в свою очередь, позволяет формировать квалифицированный персонал, способный внедрять и использовать инновации. Более высокий уровень образования также может способствовать развитию более сложных и передовых инноваций. Таким образом, наука и образование являются ключевыми факторами, определяющими инновационный потенциал и конкурентоспособность экономики.
Какие показатели статистики науки и инноваций используются для изучения инновационной деятельности?
Для изучения инновационной деятельности используются различные показатели статистики науки и инноваций. К ним относятся, например, количество исследовательских и развитых организаций, объем финансирования научных исследований, количество патентов, индикаторы инновационной активности и т.д. Эти показатели позволяют оценить уровень развития научного и инновационного потенциала страны или региона, а также проводить сравнительный анализ между различными субъектами экономики.
Каким образом измеряются затраты на технологические инновации?
Затраты на технологические инновации измеряются с помощью различных показателей, таких как общие расходы на научные исследования и разработки (НИР), затраты на приобретение нового оборудования и технологий, а также на обучение персонала. Эти показатели позволяют определить объем и направление инвестиций в инновационную деятельность, а также оценить эффективность использования этих инвестиций.
Какие особенности статистического изучения инвестиционной деятельности?
Статистическое изучение инвестиционной деятельности имеет ряд особенностей. Во-первых, оно предполагает сбор и анализ информации о вложениях средств в различные виды капитала - основной, оборотный, финансовый. Во-вторых, статистическое изучение включает анализ финансовых результатов инвестиционной деятельности и их влияния на экономику. Кроме того, статистическое изучение учитывает различные аспекты инвестиционного процесса, такие как источники финансирования, цели инвестирования и т. д.