Исследование путей гармонизации нормативно-правовой базы стран ОДКБ (организация договора о коллективной безопасности) в области защиты информации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 72 72 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 16.06.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Гармонизация информационной безопасности: глобальный аспект 6
1.1 Развитие информационного общества: проблемы безопасности 6
1.2 Обеспечение информационной безопасности в контенте террористической угрозы 14
Глава 2. Состояние и тенденции информационной безопасности стран ОДКБ 18
2.1 История создания ОДКБ (ДКБ-ОДКБ) в контексте обеспечения информационной безопасности 18
2.2 Подходы государств ОДКБ к вопросам обеспечения информационной безопасности (в т.ч. к вопросам управления интернетом) 25
2.3 Состояние организационно-правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности в ОДКБ 52
3.1 Угрозы и вызовы ОДКБ 57
3.2 Направление совершенствования системы информационной безопасности в ОДКБ 60
3.3 Подходы к сближению законодательства государств - членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАШЕНИЙ 75



Фрагмент для ознакомления

Каждая республика стремится формировать собственные подходы к обеспечению информационной безопасности, которые находят отражение в национальных законодательствах. В республиках создаются специальные комиссии по проблемам информационной безопасности, принимаются межправительственные соглашения по защите информационного пространства. Однако следует признать, что на теоретическом и доктринальном уровнях упомянутые проблемы преимущественно не проработаны.Характерным примером является устойчивое воспроизведение в законодательстве центрально-азиатских республик подхода, в рамках которого под информационной безопасностью понимается защита национального информационного пространства от деструктивного воздействия внешних сил. При этом за негативное внешнее влияние власти часто принимают любую информацию, содержащую критику в адрес правительства и других структур власти. В то же время недостаточное внимание при таком подходе уделяется вопросам управления интернетом. Социальные сети и блоги пользуются большой популярностью практически во всех государствах региона. Новые электронные формы массовой коммуникации становятся площадкой, где граждане могут относительно свободно и беспрепятственно высказывать свое мнение по злободневным проблемам внутриполитического развития, что зачастую вызывает большую озабоченность властей. Правительства государств Центральной Азии рассматривают контроль и регулирование социальных сетей и подобных им сервисов в качестве одного из приоритетных направлений в области информационной безопасности. Однако популярность создаваемых в государствах региона социальных сетей ниже, чем популярность Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир.Государства региона частично решают задачу обеспечения единства своих подходов к вопросам информационной безопасности, однако частично это происходит в ущерб глубине и охвату последних. Представляется, что по мере качественного развития национальных ИТ-секторов и выхода на первый план таких проблем, как безопасность критической инфраструктуры, киберпреступность и др., существующие доктринальные подходы потребуют модернизации и частичного пересмотра.2.3 Состояние организационно-правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности в ОДКБПрограмма совместных действий государств - членов ОДКБ по формированию системы информационной безопасности была принята в 2008 году; два года спустя было утверждено Положение о сотрудничестве государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности. Первым опытом скоординированной борьбы с киберпреступностью в масштабах ОДКБ явилась операция "ПРОКСИ" (противодействие криминалу в информационной сфере). При её проведении в результате совместных действий в национальных сегментах интернет-пространства были выявлены тысячи ресурсов, использовавшихся для распространения информации, наносящей политический ущерб государственным и союзническим интересам. Во время известных событий в Киргизии в 2010 г., например, было выявлено немалое число сайтов, которые занимались разжиганием межнациональной вражды. К таким ресурсам были применены меры законодательного характера.В 2011 году Советом коллективной безопасности были приняты План первоочередных мероприятий по формированию основ скоординированной информационной политики в интересах государств - членов ОДКБ и Перечень мероприятий, направленные на формирование системы обеспечения информационной безопасности в интересах ОДКБ. Центр современных информационных технологий, который занимается подготовкой кадров, был создан в МГУ. В том же году был подписан Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств - членов ОДКБ, согласно которому такое решение может быть принято только по согласованию и при отсутствии официальных возражений со стороны других государств - членов ОДКБ.В функции ОДКБ, кроме конкретных мероприятий, связанных с обеспечением безопасности государств, вменены и задачи по анализу обстановки, рисков и угроз, с которыми сталкиваются государства, и выработка превентивных мер, которые бы не позволяли обостряться этим вызовам.Совет коллективной безопасности ОДКБ утвердил основные направления развития военной составляющей ОДКБ до 2020 года, предусматривающие, в частности, развитие единого информационно-программного пространства Организации для ведения регулярного обмена информацией и совместного мониторинга пространства ОДКБ.В декабре 2012 года главы государств - членов ОДКБ приняли Заявление, в котором говорится: "Считаем необходимым наращивать усилия по повышению эффективности системы коллективной безопасности Организации с учетом складывающейся международной обстановки, которая характеризуется сохранением конфликтного потенциала и попытками обхода норм международного права, что негативно влияет на безопасность и стабильность в регионе и мире в целом".В текущем году при Секретариате ОДКБ создана новая информационно-аналитическая структура - Аналитическая ассоциация "для разработки мероприятий и стратегии скоординированной информационной политики в интересах государств - членов организации, информационно-аналитической подцержки решений глав государств - членов ОДКБ, налаживания деловых контактов, обмена информацией, проведения экспертного и ситуационного анализа". (От России в нее вошли ВЦИОМ, РИСИ, и ряд других институтов).Скоординированная информационная политика государств- членов ОДКБ - важное приоритетное направление противодействия современным вызовам и угрозам, обеспечения совместных усилий по созданию системы коллективной безопасности. В качестве одного из основных направлений создания системы коллективной безопасности государства - члены ОДКБ рассматривают сближение основных положений законодательньк актов в области обороны и безопасности. Сегодня в условиях стремительно развивающейся информационной среды это требует также совершенствования правового регулирования информационной сферы, в частности, в вопросах предотвращения использования Интернета в противоправньк целях.Программой деятельности Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на 2011-2015 гг., утвержденной Постановлением ПА ОДКБ от 17.05.2012 г., предусмотрена разработка Рекомендации по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности.Названная Программа предусматривает:- проведение анализа национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере информационной безопасности, подготовку предложений по его совершенствованию, включая разработку моделей соответствующих проектов нормативных правовых документов и согласование единого понятийного аппарата;- совершенствование законодательства в интересах решения практических вопросов борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий. Обмен опытом правоприменения в области обеспечения информационной безопасности.Интересы сотрудничества требуют обеспечения совместимости национальных векторов информационного развития и приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности.Расширение договорно-правовой базы сотрудничества, обновление стратегий и концепций по национальной безопасности в государствах - членах ОДКБ ставит новые задачи для их правовых систем, делает актуальным работу по совершенствованию и гармонизации национального законодательства.Определенные сложности решаемых задач связаны, в частности, с тем, что национальные законодательства в области обеспечения информационной безопасности достаточно многогранны и обширны. Поскольку все государства- члены ОДКБ являются одновременно и участниками Содружества Независимых Государств (ОДКБ ), необходимо учитывать сформировавшееся на протяжении двух десятилетий модельное законодательство Межпарламентской Ассамблеи ОДКБ . Это модельное законодательство создавалось в целях сохранения традиционной близости отдельных черт и понятийной основы законодательства ранее входивших в состав СССР государств, и в настоящее время насчитывает сотни документов, представляющих собой кодифицированные акты, законы и различного рода рекомендации.Экспертно-консультативный совет при Совете ПА ОДКБ принял к рассмотрению вопрос о разработке проекта Рекомендаций по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационно- коммуникационной безопасности. Подготовку проекта такого документа предложено осуществить совместно российским и белорусским специалистам. В кооперации принимают участие Институт информатики и автоматизации и Институт государства и права Российской академии наук, а также Институт национальной безопасности и Академия МВД Республики Беларусь.Рекомендации по сближению и гармонизации национального законодательства для государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности должны быть направлены на установление общих подходов к правовому регулированию обеспечения информационной безопасности, укреплению и сбалансированности национальных правовых систем в условиях информатизации общества, на развитие международного информационного обмена и стимулирование использования информационно-коммуникативных технологий в социальной и культурной сферах при обеспечении безопасности общественно-политической и социально-экономической систем, духовной, нравственной и культурной среды государств. При их разработке представляется принципиально важным выйти за рамки "традиционно технократического", коммуникационного подхода, при котором проблема информационной безопасности искусственно сужается до задач безопасности сетей и защиты информации.В целях обеспечения информационной безопасности необходимо учитывать не только коммуникационные, но и коммуникативные процессы, которые связаны не столько с информацией, сколько с общественными нормами, психологическими и психическими аспектами, нравственностью человека, его опытом. В этом плане положительную роль должно сыграть то обстоятельство, что в действующих концептуальных документах ОДКБ само понятие информационная безопасность используется в следующей формулировке: "Информационная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве" (тождественной тексту международногоСоглашения о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, заключенного в 2009 году между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества). В такой трактовке это базовое понятие охватывает наиболее актуальные и опасные сегодня угрозы социально-гуманитарного плана, в частности, угрозы распространения информации наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде государства.Важность гармонизации понятийного аппарата. Согласованная политика требует определенности и однозначности понятийного аппарата, а для эффективного взаимодействия и сотрудничества необходима разработка общей развитой системы терминов их определений, закрепление их в нормативных актах и общественном обращении, а также их правовое толкование в повседневной практике. В области юрисдикции государств - членов ОДКБ как во внутригосударственной сфере, так и в международномпространстве большую роль играет правильный выбор конкретных значений применяемых терминов и понятий, их точное толкование и применение в различных договорах, соглашениях и иных актах, прежде всего, в актах имеющих политическое, экономическое и юридическое значение.За два десятилетия существования в Независимых Государствах на постсоветском пространстве разработано и принято большое число национальных нормативно-правовых актов, однако для большинства этих актов характерно терминологическое многообразие и слабая определенность используемого понятийного аппарата. Особо следует отметить слабую определенность понятийного аппарата в сфере информационной безопасности. Массив понятий и дефиниций, обслуживающих сферу информатики, начал формироваться сравнительно недавно. Исследователи указывают на отсутствие единой терминологической базы, обращая внимание на тот факт, что в различных правоустанавливающих документах (особенно в концепциях, программах и т.п.) зачастую используются термины и определения в их техническом, а не правовом значении.Самостоятельную актуальную задачу, имеющую как теоретическое, так и прикладное значение, представляет разработка Глоссария по информационной безопасности для Организации Договора о коллективной безопасности. Этот вопрос также поднимался на Экспертно-консультативном совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ.Глава 3. Сближение законодательства в сфере информационной безопасности стран ОДКБ: проблемы и их решение3.1 Угрозы и вызовы ОДКБОДКБ в апреле 2014 года приостановить попытки налаживания диалога с НАТО при одновременном развитии взаимодействия с ОБСЕ. В качестве приоритетного обозначен курс на укрепление сотрудничества с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а в двустороннем формате - с КНР. Отмечена необходимость развития сотрудничества с международными организациями развивающихся стран, рекомендовано развитие отношений с Ираном, влияние которого в регионе неоспоримо.В сфере реагирования на вызовы и угрозы безопасности коллективные усилия государств - членов ОДКБ сосредоточены на противодействии незаконному обороту наркотиков, международному терроризму и экстремизму, нелегальной миграции и торговли людьми, криминальной деятельности в информационных сетях и др.В соответствии с доктринальными документами государств - членов ОДКБ, общими угрозами информационно-коммуникационной безопасности являются: - отставание в развитии информационной инфраструктуры, формировании информационного пространства, создании аппаратных ипрограммных средств, что негативно отражается на эффективности национальных систем обеспечения информационной безопасности;- деструктивное информационное воздействие на личность, общество и государство, оказываемое с использованием информационно-коммуникационной инфраструктуры;- нарушение безопасного, стабильного функционирования критически важных информационных инфраструктур;- несанкционированный доступ к охраняемой в соответствии с законом информации;- рост преступности с использованием ИКТ.В рамках противостояния вызовам и угрозам современности, в числе приоритетных направлений военного сотрудничества государств - членов ОДКБ является:- совершенствование нормативной правовой базы, определяющей стратегические приоритеты деятельности ОДКБ;- сближение законодательств государств - членов ОДКБ;- оказание государствами - членами ОДКБ взаимной помощи в развитии вооруженных сил, их оснащении современными образцами вооружения и военной техники;- совершенствование и развитие Коллективных сил ОДКБ;- развитие объединенных военных систем;- развитие Миротворческих сил ОДКБ;- осуществление совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки;- совершенствование всестороннего обеспечения деятельности сил и средств системы коллективной безопасности;- сотрудничество в военно-технической и военно-экономической областях;- подготовка военных кадров по совместным программам;- координация деятельности государств - членов ОДКБ в сфере военного сотрудничества с другими государствами и международными организациями.В современном информационном обществе при сохранении вызовов, рисков, опасностей и угроз (ВРОУ), связанных с применением военной силы, важным средством воздействия на государство, избранное в качестве объекта агрессии (государство-мишень), все чаще становятся технологии управления мировоззрением и картиной мира населяющего его народа в интересах установления полного контроля и перевода под внешнее управление. Основная идея информационных войн за пространство - навязать потенциальному противнику программируемый образ мира, подчинив тем самым всю систему его управления. Информационные воздействия способны изменить главный геополитический потенциал государства - национальный менталитет, культуру, моральное состояние людей.Основными причинами цветных революций на постсоветском пространстве являться:- проблемы в социально-экономической сфере: коррупция, недопустимо глубокий разрыв между бедными и богатыми, отсутствие социальных лифтов, барьеры на пути к образованию и качественному медицинскому обслуживанию, формирование анклавов из числа иммигрантов, не желающих идти на культурную адаптацию в принявшее их общество, деятельность подрывных псевдорелигиозных и сепаратистских группировок;- упущения во внутренней и внешней политике стран, в частности в воспитательной работе с молодежью, что используется противником для перекодирования ментальности населения, воспитания его в националистическом, нередко русофобском духе;- стремление США и НАТО перехватить инициативу в работе с интеллигенцией, деловыми кругами и в первую очередь с молодежью стран ОДКБ с целью продвижения своих ценностей.С целью организации системного противодействия угрозам цветных революций предлагается сформировать специальную программу, в основу которой положить принципы наступательности и превентивности. Данная программа должна содержать и такие важные направления, как сотрудничество в политической сфере, совместные научные и исследовательские разработки, обмен информацией о достижениях в этой области, унификация законодательной и нормативно-правовой базы, проведение на регулярной основе совместных мероприятий и выработка единых подходов, направленных на противодействие цветным революциям. Можно сделать вывод, что наличие политической воли стран-участниц к единению, взаимное доверие и поддержка будут способствовать превращению ОДКБ в эффективный инструмент противодействия цветным революциям на постсоветском пространстве. В этом контексте в серьезном переосмысливании нуждается роль военных и гражданских ведомств и организаций в рамках консолидированного сообщества государств-участников, сотрудничество в формировании единого информационного поля ОДКБ, контроль за каналами подрывного проникновения в новостное и идеологическое пространство, борьба за инициативу в противоборстве идей.В каждом из этих направлений важная роль принадлежит молодежи стран ОДКБ как наиболее восприимчивой ко всему новому части общества. Необходимо направить мотивацию молодежи и студентов на выработку неординарных решений, направленных на укрепление и консолидацию ОДКБ. Решению этой задачи может способствовать широкое участие вузов в Университетской лиге ОДКБ, а также привлечение университетских научных центров к работе Аналитической ассоциации ОДКБ. Молодежь должна на практике убедиться в серьезности и востребованности этих инициатив.В конечном счете устойчивость ОДКБ к воздействию всего спектра вызовов, рисков, опасностей и угроз в решающей степени зависит от качества управления сферами коллективной деятельности людей в каждом из государств-участников и наличия заранее согласованных планов совместного противодействия, а также от согласованной нормативно-правовой базы военно-политического союза по действиям против разнообразного спектра угроз современности.Проведенный анализ позволил определить следующие основные направления обеспечения информационной безопасности стран-членов ОДКБ:- Общие вопросы организации обеспечения информационной безопасности;- защита информационных ресурсов;- противодействие преступлениям в информационной сфере (в т. ч. информационному терроризму);- информационное обеспечение реализации государственной политики;- защита личности, общества и государства от деструктивного информационного воздействия;- защита единого информационного пространства;- обеспечение безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры (включая обеспечение безопасности критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры - КВОИ). 3.2 Направление совершенствования системы информационной безопасности в ОДКБВ современных геополитических условиях для достижения общих целей государствам членам ОДКБ требуется коллективность и скоординированность действий. От единого понимания правовых подходов к формированию системы информационной безопасности зависит развитие всей системы обеспечения международной и коллективной безопасности. Время показало, что для системного и адекватного парирования существующих вызовов и угроз необходима совместная реализация конкретных мер по нормативноправовому предотвращению таких угроз [Вус, Макаров 2013: 29].Информационная сфера влияет на все аспекты национальной безопасности, при этом проецируются новые угрозы и риски, возрастает опасность. В качестве основной угрозы для государств членов ОДКБ в области международной информационной безопасности рассматривается возможное деструктивное использование информационных и коммуникационных технологий. В формате ОДКБ существует согласие относительно того, что под информационной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества, государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве.Комплексным планом мероприятий Программы деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национальных законодательств государствчленов ОДКБ на 2011-2015 гг. предусмотрена разработка рекомендаций по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств членов ОДКБ в сфере обеспечения информационнокоммуникационной безопасности. Проект этого документа представлялся и рассматривался в апреле сего года на заседании Экспертноконсультативного совета при ПА ОДКБ, получил одобрение и направлен в парламенты государств членов ОДКБ для получения экспертных заключений.Концептуальные подходы к разработке рекомендаций выработаны на основе анализа действующих нормативных актов, концептуальнодоктринальных документов и документов стратегического планирования ОДКБ и ее государств-членов в сферах обеспечения информационной и коммуникационной безопасности, включая вопросы защиты государственных секретов, противодействия преступлениям против информационной безопасности, вопросы развития информационной инфраструктуры, деятельности средств массовой информации в условиях развития информационного общества [Бачило и др. 2013: 26]. В основу положены результаты анализа национальногозаконодательствагосударств членов ОДКБ, модельного законодательства Межпарламентской ассамблеи СНГ, межгосударственные документы и соглашения ШОС, БРИКС, ЕврАзЭС, ООН и др. в сфере обеспечения информационной безопасности.В качестве сферы применения (направленности) указанных рекомендаций в документах ОДКБ выделена "информационнокоммуникационная безопасность". В международно-правовом поле понятие "информационная и коммуникационная безопасность" трактуется как"состояние защищенности личности, общества, государства и их интересов от существующих и потенциальных угроз в сфере информационных и коммуникационных средств и технологий, включая меры, направленные на обеспечение доступности, целостности, конфиденциальности и подлинности информации" [Международные правовые акты… 2012: 86]. Это понятие шире англоязычного термина networkandinformationsecurity, введенного в сообщении комиссии Евросоюза"Сетевая и информационная безопасность: предложения для подхода европейской политики", которое трактуется как "способность сети или информационной системы противостоять при заданном уровне надежности случайным угрозам или умышленным вредоносным действиям, которые подвергают риску доступность, подлинность, целостность и конфиденциальность хранимых или передаваемых данных и связанных с ними служб, доступ к которым осуществляется с помощью таких сетей или систем" [Смирнов 2012: 78].Проблематика информационной безопасности связана с категориями суверенитета и юрисдикции государств. Вследствие этого существует настоятельная необходимость всесторонней углубленной научной проработки принципиальных целей, задач и направлений развития сотрудничества государств членов ОДКБ по противодействию современным угрозам в информационной сфере. В практическом плане необходима разработка системы показателей и характеристик информационно-коммуникационной безопасности в ОДКБ, и такие показатели не должны быть сугубо технологическими.Вопросы формирования активной согласованной информационной политики государств членов ОДКБ и создание потенциала совместного противодействия угрозам и вызовам в современных условиях приобретают особую актуальность. Названные рекомендации направлены на установление общих подходов государств членов ОДКБ к правовому обеспечению информационнокоммуникационной безопасности жизнедеятельности общества. Сбалансированность системы обеспечения информационнокоммуникационной безопасности будетстимулироватьинформационное развитие и международный информационный обмен, обеспечение информационных условий экономического и таможенного, научно-технического и культурного сотрудничества, а в итоге-повышение эффективности обеспечения национальной безопасности всех государств членов ОДКБ.Согласованная политика требует определенности и однозначности используемого понятийного аппарата. Сегодня, однако, в нормативных актах разных государств нередко отсутствует единая трактовка понятийнокатегориального аппарата сферы информационной безопасности [Понятийный аппарат… 2014: 38-88]. Это порождает аморфность механизма выработки единых решений, а нередко и сужает проблему нормативное регулирование оказывается направленным преимущественно на стандартизацию технологических процессов. Предлагаемый в рекомендациях алгоритм сближения законодательства предусматривает определение основных направлений обустройства единого безопасного информационного пространства как объединенного сегмента информационных пространств государств членов ОДКБ. К числу основных направлений сближения законодательств государств членов ОДКБ в рекомендациях отнесены:-общие вопросы организации обеспечения информационной безопасности;-защита единого информационного пространства;-защита информационных ресурсов;-противодействие преступлениям в информационной сфере (в т.ч. информационному терроризму);-обеспечение безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры (включая критически важные объекты);-информационное обеспечение реализации государственной политики.Сближение и гармонизация законодательств государств членов ОДКБ по каждому из перечисленных выше направлений должны включать:-проработку понятийного аппарата;-определение основных угроз информационной безопасности;-выработку концептуальных мер правового обеспечения информационной безопасности по каждому направлению (такими решениями, в частности, представляются лицензирование деятельности, регистрация и стандартизация работ и услуг, сертификация товаров в области обспечения информационной безопасности);-разработку системы организационных мер обеспечения информационной безопасности по каждому направлению;-совершенствование правового обеспечения информационной безопасности на национальном уровне;-гармонизацию системы мер правового обеспечения информационной безопасности на международном (региональном) уровне.Для реализации перечисленных неординарных задач требуется эффективный механизм совершенствования нормативно-правовой базы и устранение пробелов в национальном законодательстве. В практическом плане разработчикам рекомендаций видится полезной также подготовка соглашения о сотрудничестве государств членов ОДКБ по организации межгосударственного обмена информацией в сфере обеспечения информационной безопасности.В 2013 году в Санкт-Петербурге под эгидой Парламентской Ассамблеи ОДКБ мы успешно провели международную научно-практическую конференцию "Законодательство государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности: опыт, проблемы и перспективы гармонизации". По результатам данной конференции её учасники признали необходимым проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества. Вчастности, одной из мер данного взаимодействия являеться освещение правдивой информации о Великой Отечественной Войне в канун 70-летия победы.По инициативе Секретариата ОДКБ и Парламентской Ассамблеи руководители делегаций парламентов государств - членов ОДКБ в Парламентской Ассамблее ОБСЕ ежегодно встречаются для решения совместных проектов, выносимых для рассмотрения на сессиях Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.Так благодаря такому информационному взаимодействию парламентов государств - членов ОДКБ при активной позиции делегации Национального Собрания Республики Армения Парламентская Ассамблея ОБСЕ приняла Резолюцию "Ответственность государств - участников ОБСЕ за обеспечение глобальной энергобезопасности".По итогам совместных встреч одобрен проект Резолюции "Осуществление Глобального плана действий Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми", парламентская делегация Республики Беларусь внесла ее на рассмотрение ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и сессия приняла эту резолюцию. В целях проведения скоординированной информационной политики представители Ассамблеи ежегодно выезжают в регионы коллективной безопасности ОДКБ, где проводят мониторинг военно-политической обстановки в регионах, участвуют в качестве наблюдателей на совместных учениях. За период своей деятельности парламентарии посетили Центрально-Азиатский регион коллективной безопасности ОДКБ - Республику Таджикистан и Кыргызскую Республику, дважды Кавказский регион - Республику Армения, Восточно-Европейский регион - Республику Беларусь и Калининградскую область Российской Федерации, побывали на совместных учениях Коллективных сил оперативного реагирования и Миротворческих сил ОДКБ.Сложившаяся практика позволяет парламентариям государств - членов Организации представлять реальную картину состояния коллективной безопасности, своевременно реагировать и вырабатывать общие законодательные подходы к решению проблем безопасности, в том числе и ее информационной составляющей.Успешное решение задач информационного взаимодействия и противодействия информационной агрессии - необходимое условие развития ОДКБ в качестве структуры, способной проводить эффективную политику по укреплению региональной безопасности. Парламентской Ассамблеей ОДКБ налажено взаимодействие и развивается сотрудничество со средствами массовой информации Межгосударственной телерадиокомпанией "Мир" по информированию граждан о деятельности ОДКБ в регионах коллективной безопасности, информационно-аналитическим журналом "Союзники ОДКБ", Институтом ОДКБ и его филиалами, а также с Аналитической Ассоциацией ОДКБ.Таким образом, сегодня существенно возросла союзническая солидарность, взаимное стремление учитывать интересы друг друга, готовность к выработке консенсусных подходов, желание поддерживать союзников в сложных кризисных ситуациях для достижения конкретных результатов в углублении интеграционных процессов в формате ОДКБ. Хорошо зарекомендовало себя информационное взаимодействие и участие представителей Парламентской Ассамблеи ОДКБ в работе Национального и Евразийского форумов информационной безопасности. Инфо-форумы являются хорошей площадкой для обмена опытом право-применения в области обеспечения информационной безопасности.3.3 Подходы к сближению законодательства государств - членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасностиСближение и гармонизация законодательства государств-членов ОДКБ по каждому из перечисленных выше (п.п 3.1) направлений предполагает унификацию правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности по следующим категориям:1) Разработка системы организационных мер обеспечения информационно-коммуникационной безопасности. Система указанных мер должна включать:- согласование выделенных приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности государствами -членами ОДКБ;- унификацию понятийно-категориального аппарата в сфере обеспечения информационно-коммуникационной безопасности;- синхронизацию механизмов обеспечения информационно-коммуникационной безопасности;- организационное обеспечение координации усилий по обеспечению информационно-коммуникационной безопасности в рамках ОДКБ.2) Выработка концептуальных подходов правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности. Определение стандарта правовой обеспеченности информационно- коммуникационной безопасности государства - члена ОДКБ, достижение которого на национальном уровне будет свидетельствовать о юридической совместимости национальных сегментов информационного пространства и информационной инфраструктуры в целях правового обеспечения безопасности оборота информационных ресурсов. Такой стандарт на национальном уровне должен включать в себя:- документ стратегического планирования, определяющий цель и задачи обеспечения информационно-коммуникационнойбезопасности, а также унифицированный в рамках ОДКБ понятийный аппарат в сфере обеспечения информационно- коммуникационной безопасности;- сформированную систему правовых предписаний и запретов, определяющих правила безопасного поведения в информационно-коммуникационной сфере, в том числе, криминализацию деяний, посягающих на национальные интересы;- сформированную систему субъектов обеспечения государственной политики в информационной сфере и разработанность организационно-правовых механизмов их деятельности;3) Разработка системы практических мер нормативно-правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на национальном уровне. Определение стандарта нормативного обеспечения информационно-коммуникационной безопасности государства - члена ОДКБ, позволяющего обеспечить реализацию на национальном уровне уставных задач по обеспечению информационно-коммуникационной безопасности в ОДКБ. Такой стандарт должен включать:- достижение уровня нормативного регулирования всех сформировавшихся на современном этапе групп однородных общественных отношений, (в рамках перечисленных выше в п.п. 3.2.1 - 3.2.6 направлений обеспечения информационно-коммуникационной безопасности для государств-членов ОДКБ). Предполагается, что на современном этапе сближению и гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности способствовал бы подход, при котором в рамках каждого из выделенных направлений отношения в сфере информационно-коммуникациопной безопасности регулировались специальным законом (в дальнейшем, с принятием государствами - членами ОДКБ Информационных кодексов данная позиция утратит силу);- конституционную закрепленность информационных отношений, возникающих по поводу обеспечения безопасности базовых прав и интересов взаимодействующих субъектов;- нормативную регламентацию системы субъектов обеспечения информационно-коммуникационной безопасности;- готовность государств - членов ОДКБ к наращиванию усилий по подписанию и ратификации основных соглашений в сфере обеспечения информационно-коммуникационной безопасности.4) Разработка системы практических мер законодательного обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на национальном уровне. Определение стандарта законодательной обеспеченности информационно-коммуникационной безопасности государств-членов ОДКБ на национальном уровне. 5) формирование системы мер правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на международном уровне.Парламентарии ОДКБ в своей деятельности используют накопленный опыт модельного законотворчества Межпарламентской Ассамблеи государств - участников ОДКБ и Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, которыми за последнее время подготовлено и принято ряд модельных, типовых законодательных актов и рекомендаций, касающихся информационного законодательства и заложивших основы соответствующего правового поля. Прежде всего, это Рекомендации по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств - участников ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности. Подходы к разработке этого концептуального по своему значению документа публиковались для широкого обсуждения на страницах ряда авторитетных периодических изданий. В 2012 году работа над Рекомендациями была успешно завершена.Этот документ определил комплекс законодательных инициатив, отраженных в межгосударственных программах сотрудничества государств - участников в сфере безопасности на периоды 2014-2018 годов, которые 25 октября 2013 года утвердил Совет глав государств ОДКБ .В 2013 году завершена подготовка еще одного специального в данной области документа - Рекомендаций по правовому регулированию эксплуатации открытых телекоммуникационных сетей для предупреждения их использования в террористических и иных противоправных целях. Подготовлен и ряд других нормативных правовых актов.В соответствии с идеями и решениями, которые приобрели статус межгосударственных, уже в текущем году разработаны проекты Стратегии обеспечения информационной безопасности государств - участников ОДКБ , модельного регламента административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в сфере обеспечения информационной безопасности государств - участников ОДКБ , модельный закон "О критически важных объектах информационно-коммуникационной инфраструктуры", в настоящее время готовится проект модельного закона "Об информации, информатизации и информационной безопасности"). В ближайшее время указанные проекты пройдут комплексную экспертизу в государствах - участниках. В 2015-2016 годах предстоит подготовить проекты изменений и дополнений в модельный Уголовный кодекс для государств - участников ОДКБ по вопросам борьбы с преступлениями в информационной сфере, Комментария к модельному закону "О государственных секретах" и изменений к нему, модельного закона "О критически важных объектах информатизации").Сегодня в формате Организации Договора о коллективной безопасности реализуется План первоочередных мероприятий по формированию основ скоординированной политики в интересах государств - членов ОДКБ и План по совершенствованию мер, направленных на укрепление системы информационной безопасности государств - членов ОДКБ.Оба документа предусматривают меры законодательного, организационного и практического характера и рассчитаны на определенную перспективу.Развитие модельного законотворчества в информационной сфере требует повышения качества разрабатываемых проектов модельных актов и рекомендаций и эффективности их использования. В государствах - членах ОДКБ имеется определенная правовая база для развития международного сотрудничества в информационной сфере, использования информации, отнесенной к категории ограниченного доступа, обеспечения информационной безопасности. Парламентской Ассамблеей ОДКБ разработаны и приняты Рекомендации по сближению законодательства государств - членов ОДКБ по вопросам государственной тайны, Глоссарий основных понятий, используемых в законодательстве о государственной тайне (государственных секретах) государств - членов ОДКБ.Сближение законодательства по вопросам государственной тайны ставит своей целью обеспечение и укрепление национальной и коллективной безопасности государств - членов ОДКБ посредством осуществления согласованной информационной политики и принятия совместных мер по защите засекречиваемой информации. Использование Рекомендаций при разработке соответствующих национальных законов позволит сделать необходимые шаги к гармонизации национальных законодательств и совершенствованию правовой базы государств - членов Организации в вопросах информационной безопасности и сохранения государственной тайны. В соответствии с Планом работы Парламентской Ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на 2011- 2015 годы в Парламентской Ассамблее завершается работа по подготовке Рекомендаций по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационно-коммуникационной безопасности.В государствах - членах ОДКБ необходима организация регулярной работы по системному совершенствованию национальной нормативно-правовой базы, устранению пробелов в законодательстве, препятствующих организации эффективного взаимодействия и противодействию угрозам национальных интересов государств - членов ОДКБ в информационной сфере.В целях повышения уровня обеспечения информационно-коммуникационной безопасности государств членов ОДКБ представляетсянеобходимым организовать работу по структурному упорядочению нормативных правовых актов, закрепляющих нормы правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности. Необходимы систематизация, выстраивание иерархии и, по возможности, кодификация таких нормативных правовых актов.На международном и национальном уровнях представляется необходимым организовать системную работу по анализу и проработке понятийного аппарата. Упорядочение юридических терминов, используемых в нормативных правовых актах, закрепляющих нормы правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности, создаст возможность при осуществлении законотворческой деятельности и правоприменительной практики в информационной сфере учитывать дефиниции, уже закрепленные в законодательстве. Представляет интерес разработка проекта Стратегии информационной безопасности для государств - членов ОДКБ. Разработка подобною документа видится рациональной с использованием подходов стратегического планирования, что придаст правовым мерам обеспечения информационной безопасности в рамках ОДКБ должную целенаправленность. Представляется, что концептуально такой документ должен быть нацелен на реализацию обеспечения устойчивого развития информационных отношений в государствах - членах ОДКБ с учетом динамики процессов развития информационного общества, на обеспечение прогнозирования, создание препятствий для реализации и надежную защиту от угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере. Это с неизбежностью потребует обеспечения системного дополнения национального законодательства государств - членов ОДКБ в части разработки стандартов и общих требований соответствия. Самостоятельную задачу представляет определение структурно необходимого минимума (стандарта) критериев, образующих информационно-коммуникационную безопасность.В прагматическом аспекте видится полезной разработка проекта Соглашения о сотрудничестве государств - членов ОДКБ по организации межгосударственного обмена информацией в сфере обеспечения информационной безопасности.ЗАКЛЮЧЕНИЕИнформационная безопасность - отвечающее сбалансированным интересам личности, общества и государства состояние информационных технологий, информационных ресурсов, информационной среды в целом, позволяющее сохранять гарантированную устойчивость заданных параметров инфокоммуникационной системы и отношений информационного взаимодействия ее пользователей.В работе исследованы три аспекта сущности информационная безопасность: нормативно-правовой, доктильный и энциклопедический.Установлено, что информационная безопасность является одной из составляющих устойчивого развития всего государства, а процесс обеспечения информационной безопасности необходимо понимать, как одну из глобальных и приоритетных задач органов государственного управления, решению которого должны быть подчинены политическая, экономическая, военная, культурная и другие виды деятельности системы государственного управления.В ходе исследования установлены четыре вида угроз информационной безопасности:- воздействия некачественной информации личность, общество, государство;- несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц на информацию;- сбои в работе оборудования;- угрозы информационным правам и свободам личности И три группы источников угроз: личности, обществу и государству.На современном этапе развития информации главным источников информационной опасности является интернет, который меняет характер социума и является источником информационных войн. Исходя из этого информационную безопасность следует рассматривать в контексте "триады" угроз международной информационной безопасности: террористической, военной и преступной. На фоне данной тенденции важнейшим фактором национальной и международной безопасности является защита критических информационных инфраструктур государства.Использование информационных технологий в военно-политических целях лишь в ограниченной степени попадает в сферу действия норм международного права. В работе наведена характеристика информационной войны, её составляющих и механизма действия.Основными историческими вехами в развитии ОДКБ следует считать:- первая половина 1990-х гг. практически все страны ОДКБ прошли через этап сотрудничества с НАТО по программе "Партнерство ради мира";- 15 мая 1992 г. - подписание Договор о коллективной безопасности;- апрель 1999 г. - протокол о продлении действия Договора о коллективной безопасности; - 2007 г. - начало участия в миротворческих миссиях;- 2011 г. - принятие протокола "о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств-членов ОДКБ"- 2015 г. - приоритетные направления - помощь Таджикистану в охране его границ, создание эффективных механизмов информационно-аналитической работы в рамках ОДКБ. ОДКБ по прежнему считает, что основным средством решения конфликтов должны быть дипломатические меры;На основе анализа подходов государств ОДКБ к вопросам информационной безопасности и управлению интернетом можно сделать общий вывод о том, что проработка данной проблематики в рамках государственной политики стран региона пока еще находится в довольно ранней промежуточной стадии. Каждая республика стремится формировать собственные подходы к обеспечению информационной безопасности, которые находят отражение в национальных законодательствах. В республиках создаются специальные комиссии по проблемам информационной безопасности, принимаются межправительственные соглашения по защите информационного пространства. Однако следует признать, что на теоретическом и доктринальном уровнях упомянутые проблемы преимущественно не проработаны.Характерным примером является устойчивое воспроизведение в законодательстве центрально-азиатских республик подхода, в рамках которого под информационной безопасностью понимается защита национального информационного пространства от деструктивного воздействия внешних сил. При этом за негативное внешнее влияние власти часто принимают любую информацию, содержащую критику в адрес правительства и других структур власти. В то же время недостаточное внимание при таком подходе уделяется вопросам управления интернетом. Социальные сети и блоги пользуются большой популярностью практически во всех государствах региона. Новые электронные формы массовой коммуникации становятся площадкой, где граждане могут относительно свободно и беспрепятственно высказывать свое мнение по злободневным проблемам внутриполитического развития, что зачастую вызывает большую озабоченность властей. Правительства государств Центральной Азии рассматривают контроль и регулирование социальных сетей и подобных им сервисов в качестве одного из приоритетных направлений в области информационной безопасности. Однако популярность создаваемых в государствах региона социальных сетей ниже, чем популярность Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир.Государства региона частично решают задачу обеспечения единства своих подходов к вопросам информационной безопасности, однако частично это происходит в ущерб глубине и охвату последних. Представляется, что по мере качественного развития национальных ИТ-секторов и выхода на первый план таких проблем, как безопасность критической инфраструктуры, киберпреступность и др., существующие доктринальные подходы потребуют модернизации и частичного пересмотра.По состоянию на начало 2015 года угрозами и вызовами ОДКБ являються:- отставание в развитии информационной инфраструктуры, формировании информационного пространства, создании аппаратных ипрограммных средств;- нарушение безопасного, стабильного функционирования критически важных информационных инфраструктур;- несанкционированный доступ к охраняемой в соответствии с законом информации;- рост преступности с использованием ИКТ.Приоритетными направлениями развития ОДКБ являються:- совершенствование нормативной правовой базы;- сближение законодательств;- оказание взаимопомощи;- развитие объединенных военных систем;- развитие Миротворческих сил ОДКБ;- и т.д.Основными направлениями совершенствования системы информационной безопасности в ОДКБ должны стать:- защита информационных ресурсов;- противодействие преступлениям в информационной сфере (в т. ч. информационному терроризму);- информационное обеспечение реализации государственной политики;- защита личности, общества и государства от деструктивного информационного воздействия;- защита единого информационного пространства;- обеспечение безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры (включая обеспечение безопасности критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры - КВОИ). Основными подходами к сближению законодательства государств - членов ОДКБ должны стать следующие действия по разработки системы:- организационных мер обеспечения информационно-коммуникационной безопасности;- концептуальных подходов правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности;- практических мер нормативно-правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на национальном уровне;- практических мер законодательного обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на национальном уровне. - правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на международном уровне.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫAsia Internet Use, Population Data and Facebook Statistics. Internetworld Stats. 2011. 31 декабря. http://www.internetworldstats.eom/stats3.htm#asia TNS CentralAsia измерили медиа-рынок Казахстана: Русское Радио лидирует. Радио Портал. 2010, 10 июня, http://www.radioportal.ru/articles/9479/tns-centrai-asia-izmerili- mediarynok-kazakhstana-russkoe-radio-lidiruetВус М.А., Макаров О.С. В интересах национальной и международной информационной безопасности. - Информатизация и связь, № 6. 2013 С. 28-30.Доклад о состоянии законодательства о СМИ в Республике Узбекистан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2008. 13 апреля, http://medialaw.asia/document/-1265 .Доменная зона KZ, регистрация доменов KZ. Сервис регистрации доменных имен General-Domain.Ru. http://www.general-domain.ru/katalog/kz.php Законодательство о СМИ стран Центральной Азии (Казахстан). Право и СМИ в Центральной Азии. 2010. 23 ноября, http://medialaw.asia/legislation/36/21Законодательство о СМИ стран Центральной Азии (Таджикистан). Право и СМИ в Центральной Азии. 2011. 10 апреля, http://medialaw.asia/legislation/38/21 Интернет в Центральной Азии: обычное средство связи или роскошь? Информационное агентство Фергана.news. 2003. 7 марта. http://www.fergananews.com/article.php?id=1456 История печатных СМИ Таджикистана: от зависимых до «независимых». Сто сторон. 2011. 17 ноября, http://www.100storon.ru/smi_20_years/20111116/249602764.html Каримов И. А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Узбекское агентство информации и связи. 2010. 13 ноября, http://www.aci.uz/ru/news/news/article/2265/Концепции развития информатизации Республики Узбекистан. Право и СМИ Центральной Азии, http://medialaw.asia/document/-2718 Концепция информационной безопасности Республики Казахстан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2007. 5 апреля, http://www.medialawca.org/document/-1234 Концепция информационной безопасности Республики Казахстан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2007. 5 апреля, http://www.medialawca.org/document/-1234Концепция информационной безопасности Республики Таджикистан. Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана. 2003. 7 ноября. http://www.nansmit.tj/laws/?id=26 Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети интернет (Казнета) на 2008-2012 гг. Международный казахский сервер Казах.ру. 2008.12 мая. http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=1274 Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 гг. Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан. 2008, 7 июля, http://www.minplan.kz/economyabout/358/1312 Международные правовые акты и документы в области международной информационной безопасности (под ред. С.А.Комова). 2012. М., 135 с. О Концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента Интернет на 2008-2012 гг. Право и СМИ в Центральной Азии. http://medialaw.asia/document/-1009Понятийный аппарат сферы информационной безопасности из нормативных актов государств - членов ОДКБ. Словарь-справочник по информационной безопасности для Парламентской ассамблеи ОДКБ (под общ. ред. М.А. Вуса, М.М. Кучерявого). 2014, 96 с.Премьер Казахстана обещал разобраться с Живым журналом. Балтийское информационное агентство Balt.lnfo. 2011. 20 августа. http://www.baltinfo.ru/2011/08/20/Premer-Kazakhstana-obeschal-razobratsya-s-Zhivym-zhurnalom-223847 Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского Союза. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 159 с.Таджикистан блокирует Facebook и другие неугодные сайты. Русская служба ВВС. 2012.5 марта. http://www.bbc.co.uk/russian/mobile/international/2012/03/120305_tajikistan_internet_ban.shtml Таджикистаносталсябез Facebook. Internet-Technologies. 2012. 5 марта. http://www.internet-technologies.ru/news/news_2343.htmlУказ президента Республики Казахстан от 14.11.2011. № 174 «О Концепции информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 г.». Nomad. 2011.6 декабря. http://www.nomad. su/?a=3-201112060038Шушин В.О. О состоянии и перспективах сотрудничества государств - членов ОДКБ по формированию системы информационной безопасности. - Законодательство государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности: опыт, проблемы и перспективы гармонизации. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Секретариат МПА СНГ. 2014 С. 4-14.Экономическая основа деятельности средств массовой информации. Право и СМИ в Центральной Азии. 2011. 15 мая. http://medialaw.asia/document/1265-1296СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАШЕНИЙNIPC - Национальный центр защиты инфраструктуры СШАSRS - система распределенной регистрации доменов АЭС - Атомная электро станцияГУАМ - организация сотрудничества Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы ДКБ - Договор о коллективной безопасности (1992 год)ИА - информационное агентствоИКТ - информационно-коммуникационные технологииКМС ОДКБ - Коллективные миротворческие силыКНР - Китайская Народная РеспубликаКСОР - Коллективные силы оперативного реагирования КССБ - Комитете Секретарей советов безопасности МИД - Министерство иностранных делМЦПК - Международный центр пакетной коммутации НАТО - Организация Североатлантического договора ННО - неправительственные некоммерческие организации ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в ЕвропеОДКБ - Организация Договора о коллективной безопасности ОДКБ -Организация Договора о коллективной безопасности ОКБ - Организация коллективной безопасностиООН - Организация Объединённых НацийОЦК - Объединенное центральное командование ПТУ - Профессиональное техническое училищеРА - Республика АрменияРФ - Российская ФедерацияСМИ - средство массовой информацииСША - Соединенные Штаты АмерикиУзАСИ - Узбекское агентство связи и информатизации ШОС - Шанхайской организации сотрудничества

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

1. Asia Internet Use, Population Data and Facebook Statistics. Internetworld Stats. 2011. 31 декабря. http://www.internetworldstats.eom/stats3.htm#asia
2. TNS CentralAsia измерили медиа-рынок Казахстана: Русское Радио лидирует. Радио Портал. 2010, 10 июня, http://www.radioportal.ru/articles/9479/tns-centrai-asia-izmerili- mediarynok-kazakhstana-russkoe-radio-lidiruet
3. Вус М.А., Макаров О.С. В интересах национальной и международной информационной безопасности. - Информатизация и связь, № 6. 2013 С. 28-30.
4. Доклад о состоянии законодательства о СМИ в Республике Узбекистан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2008. 13 апреля, http://medialaw.asia/document/-1265 .
5. Доменная зона KZ, регистрация доменов KZ. Сервис регистрации доменных имен General-Domain.Ru. http://www.general-domain.ru/katalog/kz.php
6. Законодательство о СМИ стран Центральной Азии (Казахстан). Право и СМИ в Центральной Азии. 2010. 23 ноября, http://medialaw.asia/legislation/36/21
7. Законодательство о СМИ стран Центральной Азии (Таджикистан). Право и СМИ в Центральной Азии. 2011. 10 апреля, http://medialaw.asia/legislation/38/21
8. Интернет в Центральной Азии: обычное средство связи или роскошь? Информационное агентство Фергана.news. 2003. 7 марта. http://www.fergananews.com/article.php?id=1456
9. История печатных СМИ Таджикистана: от зависимых до «независимых». Сто сторон. 2011. 17 ноября, http://www.100storon.ru/smi_20_years/20111116/249602764.html
10. Каримов И. А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Узбекское агентство информации и связи. 2010. 13 ноября, http://www.aci.uz/ru/news/news/article/2265/
11. Концепции развития информатизации Республики Узбекистан. Право и СМИ Центральной Азии, http://medialaw.asia/document/-2718
12. Концепция информационной безопасности Республики Казахстан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2007. 5 апреля, http://www.medialawca.org/document/-1234
13. Концепция информационной безопасности Республики Казахстан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2007. 5 апреля, http://www.medialawca.org/document/-1234
14. Концепция информационной безопасности Республики Таджикистан. Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана. 2003. 7 ноября. http://www.nansmit.tj/laws/?id=26
15. Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети интернет (Казнета) на 2008-2012 гг. Международный казахский сервер Казах.ру. 2008.12 мая. http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=1274
16. Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 гг. Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан. 2008, 7 июля, http://www.minplan.kz/economyabout/358/1312
17. Международные правовые акты и документы в области международной информационной безопасности (под ред. С.А.Комова). 2012. М., 135 с.
18. О Концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента Интернет на 2008-2012 гг. Право и СМИ в Центральной Азии. http://medialaw.asia/document/-1009
19. Понятийный аппарат сферы информационной безопасности из нормативных актов государств - членов ОДКБ. Словарь-справочник по информационной безопасности для Парламентской ассамблеи ОДКБ (под общ. ред. М.А. Вуса, М.М. Кучерявого). 2014, 96 с.
20. Премьер Казахстана обещал разобраться с Живым журналом. Балтийское информационное агентство Balt.lnfo. 2011. 20 августа. http://www.baltinfo.ru/2011/08/20/Premer-Kazakhstana-obeschal-razobratsya-s-Zhivym-zhurnalom-223847
21. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского Союза. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 159 с.
22. Таджикистан блокирует Facebook и другие неугодные сайты. Русская служба ВВС. 2012.5 марта. http://www.bbc.co.uk/russian/mobile/international/2012/03/120305_tajikistan_internet_ban.shtml
23. Таджикистаносталсябез Facebook. Internet-Technologies. 2012. 5 марта. http://www.internet-technologies.ru/news/news_2343.html
24. Указ президента Республики Казахстан от 14.11.2011. № 174 «О Концепции информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 г.». Nomad. 2011.6 декабря. http://www.nomad. su/?a=3-201112060038
25. Шушин В.О. О состоянии и перспективах сотрудничества государств - членов ОДКБ по формированию системы информационной безопасности. - Законодательство государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности: опыт, проблемы и перспективы гармонизации. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Секретариат МПА СНГ. 2014 С. 4-14.
26. Экономическая основа деятельности средств массовой информации. Право и СМИ в Центральной Азии. 2011. 15 мая. http://medialaw.asia/document/1265-1296

Вопрос-ответ:

Какие проблемы безопасности возникают в информационном обществе?

В информационном обществе возникают различные проблемы безопасности, связанные с хранением, передачей и использованием информации. Основные проблемы включают угрозы хакерской атаки, кражу личных данных, распространение вредоносного программного обеспечения, фишинг и мошенничество в сети, а также использование информации в качестве оружия в кибервойнах и кибертерроризме.

Что предпринимается для обеспечения информационной безопасности при террористической угрозе?

Для обеспечения информационной безопасности при террористической угрозе применяются различные меры. К ним относятся разработка и внедрение специальных систем защиты информации, усиление контроля над сетевым трафиком, мониторинг активности в сети, сотрудничество между правоохранительными органами и спецслужбами разных стран, а также обучение пользователей основам безопасного поведения в сети.

Какая информационная безопасность в странах ОДКБ?

Состояние информационной безопасности в странах ОДКБ может варьироваться, но в целом эти страны прилагают усилия для обеспечения безопасности информационных систем. Они разрабатывают и улучшают свою нормативно-правовую базу, сотрудничают в области информационной безопасности, проводят тренировки и обмен опытом, а также совместно реагируют на кибератаки и другие угрозы.

Какова история создания ОДКБ и чем она связана с развитием информационной безопасности?

ОДКБ была создана в 1992 году как Договор о коллективной безопасности (ДКБ) и включала несколько стран бывшего СССР. В связи с развитием информационных технологий и увеличением угроз в сфере информационной безопасности, ОДКБ начала обращать больше внимания на эту проблему и разрабатывать соответствующие меры по ее решению.

Чем занимается ОДКБ?

ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) является международной военно-политической организацией, включающей в себя несколько государств, которые объединяют свои усилия в области безопасности. Главная задача ОДКБ - обеспечение коллективной защиты и безопасности ее членов.

Каким образом гармонизация нормативно-правовой базы помогает в области защиты информации?

Гармонизация нормативной базы стран ОДКБ в области защиты информации позволяет установить единые стандарты и правила в этой области для всех членов организации. Это способствует сотрудничеству и координации действий в борьбе с информационными угрозами, такими как хакерские атаки, кибершпионаж и террористическая деятельность в сети.

Какие проблемы безопасности сталкиваются развивающиеся информационное общество?

Одной из основных проблем безопасности в развивающемся информационном обществе является защита персональных данных граждан. Также существуют угрозы в сфере кибербезопасности, такие как взломы, кибератаки, распространение вирусов и т.д. Недостаточная осведомленность и неподготовленность людей также являются проблемой, так как это открывает возможность для различных видов мошенничества и киберпреступности.

Каково состояние информационной безопасности в странах ОДКБ?

Состояние информационной безопасности в странах ОДКБ может быть разным. В некоторых странах уже достигнут высокий уровень безопасности и развития информационных технологий, в то время как другие стремятся к этому. Организация Договора о коллективной безопасности старается гармонизировать подходы и стандарты в этой области для всех своих членов.

Как история создания ОДКБ связана с состоянием информационной безопасности?

История создания ОДКБ (Договора о коллективной безопасности) связана с ростом угроз безопасности в мире, включая информационную безопасность. Организация была создана для укрепления сотрудничества и взаимодействия государств-членов в области безопасности, включая защиту информации и борьбу с киберугрозами.

Какие проблемы безопасности возникают в информационном обществе?

В информационном обществе возникают проблемы безопасности, связанные с хакерскими атаками, киберпреступностью, утечкой и несанкционированным использованием информации, а также с террористической угрозой.

Каким образом обеспечивается информационная безопасность в контексте террористической угрозы?

Для обеспечения информационной безопасности в контексте террористической угрозы применяются различные меры, включая контроль за информационными потоками, установление системы защиты информации, разработку и внедрение специализированного программного обеспечения для обнаружения и предотвращения террористических акций.

Какие проблемы возникают с информационной безопасностью в странах ОДКБ?

В странах ОДКБ возникают проблемы информационной безопасности, связанные с несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем защиты информационных систем и сетей, слабой координацией действий в области обеспечения безопасности и недостатком квалифицированных специалистов в этой области.