15. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 17.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1. Специфика системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 5
1.2.Особенности технологии обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 6
Глава 2. МЕСТО СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
2.1.Принципы и цели обучения по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову 8
2.2.Условия и специфика реализации учебной деятельности в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
В качестве основных форм взаимодействия учебной деятельности в рассматриваемой системе развивающего обучения подразумеваются: коллективно - распределительная;диалоговое общение;применение общения по типу «учитель - ученик»; применение работы в паре «ученик – учитель»;групповая форма работы; использование межгруппового взаимодействия; использование работы ученика с родителями (5, c. 24).При этом система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова на практике смогла подтвердить утверждение о том, что процесс развития теоретического мышления детей младшего школьного возраста непосредственно связано с содержанием обучения и неизменно зависит от срока обучения ребенка в школе. При этом в I классе осуществляется переход к решению задач путем применения теоретического мышления в предметно-действеной форме, во II классе – уже в наглядно-образной форме, в III-IV классах - в определенной словесно-знаковой форме. Таким образом, теоретическое мышление в своих первоначальных формах у Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова формируется на год раньше, чем в процессе обучения по традиционным программам. Также на год раньше появляется и рефлексия, представляющая собой осознание учащимися своих действий, а также получаемых результатов и основных способов своего анализа условий конкретной задачи.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвивающий характер обучения детей в технологии Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова имеет связь, в первую очередь с тем, что его содержание формируется на базе теоретических знаний. Технология Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова ориентируется на познавательную мотивацию деятельности учащегося.Ведущими принципами технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова являются следующие: дедукция на основе содержательных обобщений; проведение содержательного анализа; проведение содержательного абстрагирования; проведение теоретического содержательного обобщения; при познании определенных предметных сторон осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному; содержательная рефлексия.Исходя из проведенного в данной работе анализа вышесказанного, можно выделить следующиепреимущества развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова: непосредственно приобретаемые учащимися в школе знания становятся намного прочнее, благодаря внедрения в процесс обучения активного исследования, а не пассивного запоминания;дети учатся самостоятельно анализировать конкретную проблемы и находить решение для ее преодоления; ученики становятся намного увереннее в своих знаниях и способностях, чему способствует то, что высказанная учеником на уроке даже ошибочная гипотеза становится не предметом критики, а определенным шагом к более глубокому познанию и пониманию изучаемых в школе предметов и явлений.При этом основным недостаткомданной системы является то, что она практически не имеет достойного применения в основной школе. Кроме этого, как и любая другая развивающая система, система Эльконина – Давыдова достаточно зависима от специальной подготовки учителя.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДавыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1996. – 356 с.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Знание, 2004. – 264 с.Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.- М.: АСТ, 2000. – 412 с.Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 185с.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника /Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995. – С. 165 – 174.Истомина Н.Б. Развивающее обучение / Н. Б. Истомина // Начальная школа. – 1996. – № 12. – С. 23 – 25.
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1996. – 356 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Знание, 2004. – 264 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.- М.: АСТ, 2000. – 412 с.
4. Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 185с.
5. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника /Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995. – С. 165 – 174.
6. Истомина Н.Б. Развивающее обучение / Н. Б. Истомина // Начальная школа. – 1996. – № 12. – С. 23 – 25.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой система развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова?
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова - это методика обучения, разработанная Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, которая основывается на принципах активной познавательной деятельности учащихся. Она направлена на развитие интеллектуальных способностей и формирование ключевых компетенций у детей.
Какие особенности технологии обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова?
Технология обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова отличается рядом особенностей. Одна из них - активная роль учащихся в процессе обучения. Дети активно участвуют в поиске и открытии новых знаний, а учитель выступает в роли организатора и помощника. Кроме того, технология базируется на принципе системности, что позволяет связать знания из разных областей и создать целостный и углубленный подход к обучению.
Какие принципы и цели обучения по Д. Б. Эльконину и В. В. Давыдову?
Принципы обучения по Д. Б. Эльконину и В. В. Давыдову включают активное участие учащихся, системность и целостность знаний, научный подход к познанию, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Целью обучения является развитие мышления, логического и речевого мышления, формирование умений решать проблемные задачи, развитие самостоятельности и креативности.
Какая роль учителя в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова?
В системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова учитель выступает в роли организатора и помощника. Он создает условия для активной познавательной деятельности учащихся, стимулирует их самостоятельность и творчество, помогает развивать умение мыслить логически и аналитически. Учитель также организует обратную связь, чтобы помочь учащимся осознать и исправить ошибки.
Что такое система развивающего обучения Д Б Эльконина В В Давыдова?
Система развивающего обучения Д Б Эльконина В В Давыдова - это образовательная методика, разработанная Дмитрием Борисовичем Элькониным и Василием Васильевичем Давыдовым. Она основывается на принципах развития мышления и понимания учебного материала, а не просто на передаче информации.
Какие особенности технологии обучения Д Б Эльконина В В Давыдова?
Технология обучения Д Б Эльконина В В Давыдова основывается на активном взаимодействии ученика с учебным материалом. Ученик активно конструирует свое понимание путем работы с задачами, анализом ошибок и построением собственных решений. Это позволяет развивать рефлексию, критическое мышление и самостоятельность у учащихся.
Какие принципы и цели обучения по Д Б Эльконину В В Давыдову?
Принципы и цели обучения по Д Б Эльконину В В Давыдову включают развитие мышления, логического мышления, способности к самостоятельной работе и открытию новых знаний. Целью является не только передача знаний, но и развитие познавательных способностей и умений учащихся для последующего успешного усвоения новой информации.
Каково место системы обучения Д Б Эльконина В В Давыдова в современном образовании?
Система обучения Д Б Эльконина В В Давыдова занимает важное место в современном образовании. Она предлагает альтернативный подход к обучению, который помогает учащимся развить критическое мышление, аналитические способности и самостоятельность. Этот подход активно применяется во многих школах и институтах России и за ее пределами.
Есть ли специфика реализации системы развивающего обучения Д Б Эльконина В В Давыдова?
Да, в реализации системы развивающего обучения Д Б Эльконина В В Давыдова есть специфика. Она требует активного участия учителя в процессе обучения, организации диалога с учащимися, анализа их ошибок и помощи в построении правильных решений. Также важна организация групповой работы, сотрудничество и взаимопомощь учащихся.
Что такое система развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова?
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова - это методика обучения, разработанная Давидом Борисовичем Элькониным и Владимиром Васильевичем Давыдовым, основанная на теории опосредованного развития.