Таможенное регулирование и борьба с правонарушениями в международном обороте объектов СИТ
Заказать уникальную дипломную работу- 110 110 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 23.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЧАСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ КАНАЛОВ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ СИТЕС ЧЕРЕЗ ТГ ТС 13
1.1.Анализ современной отечественной и зарубежной нормативной базы, регламентирующей перемещение объектов СИТЕС при международных перевозках товаров 13
1.2.Анализ и классификация существующих каналов незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза объектов СИТЕС 24
1.3.Анализ перспективных направлений развития таможенной службы, направленных на усиление контроля за трансграничным перемещением объектов СИТЕС 31
1.4.Анализ современного состояния технологий межведомственного взаимодействия в странах-членах ТС по вопросам борьбы с незаконным перемещением объектов СИТЕС через ТГ ТС 41
1.5.Анализ существующих технических средств таможенного контроля, предназначенных для обнаружения незаконно перемещаемых объектов СИТЕС 45
1.6.Анализ перспективных направлений развития ТСТК, предназначенных для обнаружения незаконно перемещаемых объектов СИТЕС 49
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ЧАСТИК КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ОБЪЕКТОВ СИТЕС ЧЕРЕЗ ТГ ТС, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА 55
2.1. Разработка многоплоскостной модели информационного, технического, технологического, правового, кадрового взаимодействия подразделений таможенных и иных государственных органов при осуществлении контроля за оборотом объектов СИТЕС через ТГ ТС, применяемого для выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела 55
2.2.Разработка структурно-логической модели применения ТСТК в ФТС России и ТС для контроля за оборотом объектов СИТЕС с целью выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела на примере конкретной таможни 62
2.3. Разработка модели применения СУР с учетом актуальных тенденций изменения таможенного законодательства ТС в части контроля за оборотом объектов СИТЕС через ТГ ТС, применяемого для выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела 74
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЧАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ОБЪЕКТОВ СИТЕС ЧЕРЕЗ ТГ ТС 82
3.1 Разработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности таможенных органов при осуществлении контроля за оборотом объектов СИТЕС через ТГ ТС с позиций повышения эффективности выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела на основе структурно-логического моделирования 82
3.2 Разработка практических рекомендаций по совершенствованию СУР при применения ТСТК для контроля за оборотом объектов СИТЕС с целью выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела на примере конкретной таможни 86
3.3 Разработка практических рекомендаций по оценке эффективности модели применения СУР с учетом актуальных тенденций изменения таможенного законодательства ТС в части контроля за оборотом объектов СИТЕС через ТГ ТС, применяемого для выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 110
Практика показывает, что проведение совместных мероприятий таможенных, иных правоохранительных и природоохранных органов всегда приносит положительные результаты.
Внедрение современных методов при обучении сотрудников таможенных служб, максимальное использование новых информационных технологий и технических средств по выявлению незаконного провоза объектов СИТЕС, наряду с широким правовым информированием населения, будут максимально содействовать реализации целей, декларируемых Конвенцией СИТЕС.
В заключение данного параграфа работы можно сформулировать следующие выводы:
Анализ мер по борьбе с правонарушениями в сфере перемещения объектов СИТЕС через таможенную границу свидетельствует о возрастающей роли оперативно-розыскной деятельности в части профилактики, выявления и пресечения преступлений. Вместе с тем изменение правового поля, продиктованное вступлением нашей страны во ВТО в 2012 году, а также деятельностью в условиях Таможенного союза резко осложнило применение высокоэффективного инструмента в борьбе с рассматриваемым видом латентной преступности. Например, это касается упомянутой удаленной ст.188 УК РФ, в результате чего российский законодатель одновременно исключил контрабанду объектов СИТЕС, квалифицируемую ранее по ч. 1 ст. 188 УК РФ, то есть противозаконное перемещение через границу объектов СИТЕС можно квалифицировать только как административное правонарушение.
3.2 Разработка практических рекомендаций по совершенствованию СУР при применения ТСТК для контроля за оборотом объектов СИТЕС с целью выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела на примере конкретной таможни
Как уже было отмечено нами ранее, деятельность Дальневосточного таможенного управления распространяется на весь Дальневосточный федеральный округ и осуществляется на территории Республики Саха (Якутии), Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Приморского края, Сахалинской области, Магаданской области, Чукотской автономной области, Камчатской области — от полярных широт до субтропиков Приморья и от побережья Чукотки на востоке до западных границ Якутии. Такой огромный и за исключением южных районов практически нетронутый цивилизацией регион предполагает наличие большого разнообразия флоры и фауны, значительная часть которого занесена в Красную книгу России и включена в приложения СИТЕС.
Согласно таможенному законодательству (национальному и союзному), перемещаемые через таможенную границу объекты флоры и фауны (наряду с товарами и транспортными средствами), подлежат декларированию таможенным органам. Декларирование может производиться как физическими, так и юридическими лицами, с той лишь разницей, что данные процедуры регламентируются посредством различных нормативных актов.
Декларирование образцов СИТЕС физическими и юридическими лицами осуществляется согласно следующим НПА:
- вышеупомянутым Таможенным кодексом Таможенного союза (гл.49),
- Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (гл. 45),
- Письмо ФТС России от 03.05.2006 №01-06/15085 «О перечне товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации декларированию в письменной форме».
- Решение КТС от 20.05.2010г. №257 (ред. от 01.10.2013) «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».
Согласно представленным НПА объекты дикой флоры и фауны, находящиеся под угрозой исчезновения, их части и полученная из них продукция (образцы видов, внесенных в Приложения Конвенции СИТЕС), подлежат обязательному декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через таможенную границу для личного пользования в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже.
Согласно вышеуказанным документам декларирование в письменной форме осуществляется на бланках пассажирской таможенной декларации (ПТД). Форма бланка и порядок заполнения таможенной декларации утверждены Решением КТС от 18 июня 2010г. № 287.
В соответствии с данным Порядком при ввозе и вывозе образцов СИТЕС в п. № 3.4 пассажирской таможенной декларации в графе «Товары, в отношении которых применяются запреты или ограничения» ставится отметка «Да», а в таблице п. №4 вписывается название животного или растения, описание образца, номер и дата выдачи разрешения СИТЕС и орган, его выдавший, количество образцов СИТЕС и их стоимость.
После того. Как нами были рассмотрены правила декларирования объектов СИТЕС, возникает вопрос - в какой момент и какие экземпляры разрешения СИТЕС представляются в таможенные органы при декларировании образцов СИТЕС, т.к. в нормативных документах данный момент не рассмотрен. Кроме того, не определен порядок вывоза с территории России образцов видов, внесенных в Приложение III. Вследствие чего необходимо обратиться к тексту Конвенции.
Согласно статье V Конвенции, для экспорта всякого образца видов, указанных в Приложении III, из любого государства, включившего этот вид в Приложение III, требуется предоставление разрешения на экспорт.
Для импорта любого образца видов, указанных в Приложении III, требуется предоставление сертификата происхождения и разрешение на экспорт, если данный образец импортируется из государства, включившего этот вид в Приложение III. Российской стороной никакие виды в Приложение III не включены, однако на ее территории обитают виды, включенные в Приложение III другими странами. Согласно Резолюции 12.3 СИТЕС сертификат о происхождении для экспорта образцов, внесенных в Приложение III, выдается только Административным органом СИТЕС страны-экспортера. Другие стороны Конвенции принимают такие сертификаты только в том случае, если они выданы вышеупомянутым органом. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.06.2007 №ОМ-03-32/5900 Административным органом СИТЕС в России во исполнение Резолюции 12.3 разработаны и утверждены новые формы разрешительных документов: сертификата для реэкспорта, сертификата о происхождении, преконвенционного сертификата. Форма бланков доведена Письмом ФТС России от 11.07.2007 № 06-70/25813 «Об образцах бланков».
Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению автора данной работы порядок представления разрешений СИТЕС при декларировании ввозимых и вывозимых образцов должен быть следующим:
1) Порядок представления таможенному органу документов при декларировании ввозимых образцов СИТЕС:
1. Если образец относится к виду, включенному в Приложение I, то при подаче таможенной декларации декларант должен представить в таможенный орган следующие документы.
а) при ввозе с территории иностранного государства:
— оригинал и копию разрешения СИТЕС на импорт, выданные Административным органом СИТЕС России;
— оригинал разрешения СИТЕС на экспорт (или реэкспорт), выданный Административным органом СИТЕС страны-экспортера;
б) при интродукции из моря — оригинал и копию разрешения СИТЕС, выданные Административным органом СИТЕС в России.
2. Если образец относится к виду, включенному в Приложение II, то при подаче таможенной декларации декларант должен представить в таможенный орган следующие документы.
а) при ввозе с территории иностранного государства — оригинал разрешения СИТЕС на экспорт (или реэкспорт), выданный Административным органом СИТЕС страны-экспортера;
б) при интродукции из моря — оригинал и копию разрешения СИТЕС, выданные Административным органом СИТЕС в России.
3. Если образец относится к виду, включенному в Приложение III, то при подаче таможенной декларации декларант должен представить в таможенный орган:
а) при ввозе из государства, включившего этот вид в Приложение III СИТЕС, — оригинал разрешения СИТЕС на экспорт (или реэкспорт), выданный Административным органом СИТЕС страны-экспортера;
б) при ввозе из государства, не включавшего данный вид в Приложение III СИТЕС, — оригинал сертификата о происхождении товаров, выданный Административным органом СИТЕС страны-экспортера.
4. После завершения таможенного оформления ввозимых образцов из Приложения I:
а) при ввозе с территории иностранного государства:
— оригинал разрешения СИТЕС на импорт и оригинал разрешения СИТЕС на экспорт (или реэкспорт) возвращаются декларанту;
— копия разрешения СИТЕС на импорт и копия оригинала разрешения СИТЕС на экспорт (или реэкспорт), сверенная с оригиналом и заверенная должностным лицом таможенного органа, подшиваются к первому экземпляру таможенной декларации, которая хранится с комплектом всех прилагаемых документов в архиве таможенного органа, производившего оформление, или к пассажирской таможенной декларации;
б) При интродукции из моря:
— оригинал разрешения СИТЕС возвращается декларанту;
— копия разрешения СИТЕС подшивается к таможенной декларации, которая хранится с комплектом всех прилагаемых документов в архиве таможенного органа, производившего оформление.
5. После завершения таможенного оформления ввозимых образцов из Приложения II:
а) при ввозе с территории иностранного государства:
— оригинал разрешения СИТЕС на экспорт (или реэкспорт) возвращается декларанту;
— копия оригинала разрешения СИТЕС на экспорт (или реэкспорт), сверенная с оригиналом и заверенная должностным лицом таможенного органа, подшивается к таможенной декларации, которая хранится с комплектом всех прилагаемых документов в архиве таможенного органа, производившего оформление, или к пассажирской таможенной декларации;
б) при интродукции из моря:
— оригинал разрешения СИТЕС возвращается декларанту;
— копия разрешения СИТЕС подшивается к таможенной декларации, которая хранится с комплектом всех прилагаемых документов в архиве таможенного органа, производившего оформление.
6. После завершения таможенного оформления ввозимых образцов из Приложения III:
а) при ввозе из государства, включившего этот вид в Приложение III СИТЕС:
— оригинал разрешения СИТЕС на экспорт (или реэкспорт) возвращается декларанту;
— ксерокопия оригинала разрешения СИТЕС на экспорт (или реэкспорт), сверенная с оригиналом и заверенная должностным лицом таможенного органа, подшивается к таможенной декларации, которая хранится с комплектом всех прилагаемых документов в архиве таможенного органа, производившего оформление, или к пассажирской таможенной декларации;
б) при ввозе из государства, не включавшего данный вид в Приложение III СИТЕС:
— копия сертификата о происхождении товаров подшивается к таможенной декларации, которая хранится с комплектом всех прилагаемых документов в архиве таможенного органа, производившего оформление, или к пассажирской таможенной декларации.
7. В случае ввоза образцов СИТЕС в составе передвижной выставки или цирка по сертификату передвижной выставки оригинал сертификата после заполнения графы «Заполняется в пункте пересечения таможенной границы при въезде в страну» возвращается декларанту. При этом к таможенной декларации подшивается ксерокопия сертификата передвижной выставки, сверенная с оригиналом и заверенная должностным лицом таможенного органа.
2) Порядок представления документов при декларировании вывозимых образцов СИТЕС:
1. Если образец относится к виду, включенному в Приложение I или II, то при подаче таможенной декларации декларант должен представить в таможенный орган оригинал и копию разрешения СИТЕС на экспорт (или для реэкспорта), выданные Административным органом СИТЕС в России.
2. Если образец относится к виду, включенному в Приложение III, то при подаче таможенной декларации декларант должен представить в таможенный орган оригинал и копию сертификата о происхождении, выданные Административным органом СИТЕС в России.
3. После осуществления проверки при таможенном оформлении вывозимых образцов в оригинале и копии разрешения СИТЕС на экспорт (или для реэкспорта) или сертификата о происхождении, должностное лицо таможенного органа проставляет следующие отметки:
а) в графе «Подтверждение вывоза (экспорта/реэкспорта)» вписывает названия образцов и их фактическое количество;
б) в графе «Заполняется в пункте пересечения таможенной границы Российской Федерации» вписывает:
— название таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление вывозимых образцов, и дату заполнения;
— номер коносамента, авианакладной или другого товаросопроводительного документа (для юридических лиц), либо номер ПТД (для физических лиц);
— ставит свою подпись и заверяет ее личной номерной печатью.
4. После завершения таможенного оформления вывозимых образцов из Приложений I и II:
— оригинал разрешения СИТЕС на экспорт (или для реэкспорта) возвращается декларанту;
— копия разрешения СИТЕС на экспорт (или для реэкспорта) подшивается к таможенной декларации, которая хранится с комплектом всех прилагаемых документов в архиве таможенного органа, производившего оформление, или к ПТД.
5. После завершения таможенного оформления вывозимых образцов из Приложения III:
— оригинал сертификата о происхождении возвращается декларанту;
— копия сертификата о происхождении подшивается к таможенной декларации, которая хранится с комплектом всех прилагаемых документов в архиве таможенного органа, производившего оформление, или к ПТД.
Далее отметим, что среди положений Конвенции, присутствуют исключения касательно перемещения через таможенную границу отдельных объектов флоры и фауны. При этом Конвенцией предусмотрено несколько вариантов перемещения образцов СИТЕС, при которых предоставление разрешений СИТЕС не требуется. Например:
1. В случае предоставления выданного Административным органом удостоверяющего сертификата о том, что данный образец был добыт до даты, когда положения настоящей Конвенции стали применяться к такому образцу.
2.Образцы являются личным или домашним имуществом.
3. При предоставлении удостоверения, выданного Административным органом страны-экспортера, о том, что особь вида животных была рождена в неволе или образец вида растений был разведен искусственно.
4. В случае передвижения образцов, которые являются частью передвижного зоологического сада, цирка, зверинца, выставки растений или другой передвижной выставки.
5. В случае некоммерческих передач на время, в дар или к обмену между учеными или научными учреждениями, зарегистрированными в Административных органах их государств, образцами гербариев, другими законсервированными, высушенными или залитыми музейными экспонатами и живым растительным материалом, носящим клеймо, выданное или утвержденное Административным органом. Российским законодательством также оговорено большинство из вышеуказанных исключений.
Таким образом, учитывая исключения из Конвенции, при перемещении образцов СИТЕС через таможенную границу разрешения СИТЕС не требуются в следующих случаях.
1. При вывозе с территории РФ и ввозе на территорию РФ образцов, добытых до даты, когда положения Конвенции стали применяться к такому образцу, в случае предъявления преконвенционного сертификата, выданного Административным органом СИТЕС в России.
2. При ввозе личных вещей или предметов домашнего обихода, которыми являются неживые образцы животных и растений, их части или дериваты, включенные в Приложение II, за исключением срезанных цветов и случаев, когда количество превышает установленные лимиты для некоторых видов.
3. При ввозе в РФ искусственно выращенных растений, внесенных в Приложения СИТЕС и имеющих соответствующее примечание, в случае предъявления карантинного сертификата, который в обязательном порядке должен содержать научное название вида, тип и количество образцов и сведения о том, что данные растения выращены в искусственных условиях в стране-экспортере.
4. При вывозе с территории РФ и ввозе на нее образцов, которые являются частью передвижного зоологического сада, цирка, зверинца, выставки растений или другой передвижной выставки, в случае предъявления сертификата передвижной выставки, выданного Административным органом СИТЕС в России. Данный сертификат действителен для многократного пересечения границ одним живым образцом в присутствии владельца и при пересечении границы не изымается.
Далее заметим, что начиная с 1 января 2010 года, таможенными органами России обеспечивается соблюдение установленных согласно Международным соглашениям запретов и ограничений исключительно в отношении товаров, включенных в Единый перечень.
По причине издания вышеупомянутого закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное регулирование в нашей стране заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации согласно таможенному законодательству - союзному и национальному. Таможенное дело в нашей стране представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе объектов флоры и фауны (объектов СИТЕС) в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации.
В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю объектами СИТЕС, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу ТС, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов ТС.
В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу ТС, актами органов ТС, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке согласно правовым положениям российского законодательства.
Вместе с тем при введении Россией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в России мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких странах-участницах ТС, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные согласно международным договорам Российской Федерации и вышеозначенным законом №311-ФЗ.
Действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения запретов и ограничений, установленных Россией в одностороннем порядке, могут определяться НПА РФ, которыми устанавливаются такие запреты и ограничения.
Отметим, что ранее в отмеченном нами ранее упраздненном Таможенном кодексе РФ определение запретов и ограничений отсутствовало, вследствие чего таможенным законодательством использовалось определение, установленное согласно законодательству о государственном регулировании ВЭД.
Так, в ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон №164-ФЗ) понятие «нетарифное регулирование» определено как метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый посредством введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Кроме мер нетарифного регулирования Законом №164-ФЗ установлены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов (ст. 32). Принципиальное отличие данных мер от мер нетарифного регулирования заключается в том, что последние имеют исключительно экономический характер, тогда как меры, вводимые исходя из национальных интересов, имеют неэкономический характер и направлены на обеспечение соблюдения общественной морали и правопорядка, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и др.С вступлением в силу ТК ТС термины «запреты и ограничения» и «меры нетарифного регулирования» получили однозначное определение.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:
- меры нетарифного регулирования;
- меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;
- особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;
- меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;
- меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями КТС и НПА стран-участниц ТС, изданными согласно международным договорам стран-участниц ТС.
Термин «меры нетарифного регулирования» определен в пп. 17 п. 1 ст. 4 ТК ТС и означает комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых посредством введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами стран-участниц ТС, решениями КТС и НПА стран-участниц ТС, изданными согласно международным договорам стран-участниц ТС.
На данный момент согласно правовой норме, изложенной в ст. 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты стран-участниц ТС в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации либо других таможенных документов, если иное не установлено названным Кодексом и (или) согласно международным договорам стран-участниц ТС.
Одним из юридических последствий несоблюдения запретов и ограничений, установленных согласно законодательству о государственном регулировании ВЭД, может быть привлечение к административной ответственности в зависимости от квалифицирующих признаков совершенного деяния по ч. 3 ст. 16.2 или по ч. 1 или по ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что отсутствие в период действия ТК РФ однозначно определенного понятия запретов и ограничений создавало некоторые трудности в правоприменительной деятельности таможенных органов и судов. Такой пробел в известной степени восполнен Постановлением Пленума ВС РФ. Пунктом 31 названного Постановления разъяснено, что при применении ст. 16.3 КоАП РФ необходимо разграничивать запреты и (или) ограничения экономического характера, а также запреты и (или) ограничения, не носящие экономического характера. При этом следует исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и (или) ограничения.
К ограничениям экономического характера, как указано в названном Постановлении, относятся такие запреты и ограничения, как:
- установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров,
- специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина),
- компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые согласно ст. 27 Закона №164-ФЗ и Федеральным законом РФ от 08.12.2003г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под определенные таможенные процедуры. К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера, Пленум ВС РФ отнес те запреты и ограничения, которые вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных ст. 32 Закона №164-ФЗ, независимо от иных положений гл. 5 данного Закона.
При разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 16.2 и ст. 16.3 КоАП РФ, как указал Пленум ВС РФ в названном Постановлении, необходимо исходить из того, что по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений об объектах СИТЕС.
Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к объектам СИТЕС запретов или ограничений, установленных согласно правовым нормам российского законодательства о государственном регулировании ВЭД, а равно в представлении при декларировании объектов СИТЕС недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата), то с учетом исключений, названных в ч. 1 и ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Анализ судебной практики показывает, что арбитражные суды, рассматривая споры, связанные с соблюдением запретов и ограничений при перемещении объектов СИТЕС через таможенную границу, до 1 июля 2010 года руководствовались в числе прочего данным разъяснением Пленума ВС РФ при решении вопроса о правильной квалификации действий участников ВЭД в случае привлечения их таможенным органом к административной ответственности.
Вместе с тем, в силу того, что изменения, коснувшиеся таможенного законодательства, принципиально не повлияли на основные правила и требования, предъявляемые к соблюдению запретов и ограничений при перемещении объектов СИТЕС через таможенную границу, представляется возможным привести материалы судебной практики, которые продемонстрировали основные вопросы, возникшие в связи с соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу до 1 июля 2010 года, сохраняющие свою актуальность до настоящего времени.
3.3 Разработка практических рекомендаций по оценке эффективности модели применения СУР с учетом актуальных тенденций изменения таможенного законодательства ТС в части контроля за оборотом объектов СИТЕС через ТГ ТС, применяемого для выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела
Безусловно, важным фактором, влияющим на раскрытие преступления, собирание и закрепление доказательств и в целом на успешное расследование уголовного дела, является обеспечение координации взаимодействия оперативных сотрудников и дознавателей. Н.Е. Симонов, рассматривая вопросы особенностей организации взаимодействия подразделений собственной безопасности таможенных органов с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности, утверждает, что «практика деятельности оперативных подразделений СБ ТО свидетельствует о том, что координацию можно осуществлять только в рамках организованного взаимодействия». Иначе говоря, для успешной и эффективной работы оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов необходима целостная система мер взаимодействия, координируемая начальником органа дознания, либо его заместителем.
Представляется, что правильно организованная совместная деятельность, основанная на грамотном планировании, оптимальном распределении обязанностей между должностными лицами, целью которых является достижение общего результата, каковым является своевременное раскрытие и расследование преступления, позволяет достичь такого результата быстрее и с меньшими затратами.
Необходимо отметить, что координация действий в нашем случае – это согласованная по времени, месту и конкретным действиям работа дознавателя и оперативного сотрудника по выполнению запланированных по материалам проверки, либо уголовному делу мероприятий. Иными словами – согласованное взаимодействие. Координация, то есть согласованная работа является частью взаимодействия, которое, в свою очередь, проявляется в профессиональных отношениях оперативных сотрудников (оперуполномоченных) и дознавателей, возникающих в ходе регистрации и раскрытия преступления либо расследования уголовного дела. Такие правоотношения регулируются уголовно-процессуальным законодательством, законом ОРД, а также иными нормами закона и ведомственными НПА.
Доктор юридических наук Ф.М. Кобзарев, говоря о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, так определяет ее сущность: «Сущность координации состоит во взаимосогласовании, упорядочении деятельности различных органов по достижении общей цели». Далее он утверждает, что «для создания надлежащего заслона преступным проявлениям требуется объединение усилий, согласование действий всех органов правоохранительной системы, что и достигается посредством осуществления координационной деятельности».
Подобного рода взаимодействие предполагает, прежде всего:
– координацию процесса управления подчиненными подразделениями и службами;
– обеспечение оперативного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, непрерывного контроля за их своевременным и законным разрешением;
– организацию раскрытия и расследования преступлений, отнесенных законом к компетенции таможенных органов;
– оптимизация профессиональной подготовки личного состава.
Субъектами взаимодействия являются оперативные подразделения и подразделения дознания таможенных органов, осуществляющие ОРД в целях борьбы с преступлениями, отнесенными российским законодателем к компетенции таможенных органов, а также дознаватели и сотрудники оперативных подразделений.
Необходимо отметить, что преследуемая изданием Инструкции об организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений (далее – Инструкция) цель – сделать ее более удобной, была достигнута. Инструкция, в отличие от ранее действовавшей Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от 19.07.2006 № 669дсп, стала действительно более удобной в силу того, что на данный момент нет необходимости в специальных, охранительных мерах в ее использовании. С нее можно снимать копии. Дознаватель всегда может иметь ее под рукой.
В заключение данной главы можно сформулировать следующие выводы:
На данный момент наиболее перспективным направлением повышения эффективности правоохранительной деятельности ФТС России является оптимизация взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания.
Оптимизация взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов предполагает наличие соответствующего научно-методического аппарата, однако данный аппарат еще не получил необходимого развития. В свою очередь, данное обстоятельство обуславливает необходимость разработки методических основ, практических предложений и рекомендаций по оптимизации взаимодействия указанных субъектов по следующим направлениям:
- документирование преступной деятельности, регистрации и проверки сообщения о преступлении и расследовании уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов,
- разработка предложений по изменениям и дополнениям существующих НПА, регулирующих их деятельность.
В заключение данной главы работы можно сформулировать следующие выводы: принимая во внимание тот факт, что не все страны являются участницами Конвенции, отметим, что ввоз из них в Россию образцов СИТЕС не освобождает от предоставления разрешительных документов. Для таможенного оформления образцов видов, внесенных в Приложения СИТЕС и ввозимых из государства, не являющегося участником настоящей Конвенции, лицо, их ввозящее, может предоставить вместо разрешения СИТЕС аналогичные документы, выданные компетентными органами такого государства и в основном соответствующие требованиям Конвенции. Следует отметить, что Конвенция допускает принятие государствами-членами более строгих мер, чем предусмотрено СИТЕС. Именно такие меры приняли страны Европейского сообщества. Похожие процедуры ввели Япония, Австралия, США и некоторые другие государства. При ввозе образцов СИТЕС в эти страны экспортерам следует заблаговременно получать соответствующие разрешения на импорт, поскольку без их наличия ввозимые образцы будут задержаны или конфискованы таможенными органами этих стран.
Слабость законодательной базы и несоответствие возможностей исполнительной власти стоящим перед нею проблемам и задачам представляют собой одно из юридических последствий несоблюдения запретов и ограничений - привлечение за незаконный провоз через границу объектов СИТЕС только к административной ответственности.
Незаконный провоз через таможенную границу объектов СИТЕС в значительной степени наносит экологический ущерб стране, и, следовательно, является преступлением экологической направленности.
Касательно объектов СИТЕС распространяется особый порядок перемещения через ТГ ТС (государственную границу РФ), заключающийся в обязательным предоставлении таможенным органам при экспорте, импорте, реэкспорте или интродукции из моря «природного товара» данной категории сертификата, разрешения или лицензии.
Без «ужесточения» норм, посредством которых устанавливается уголовную ответственность за незаконный провоз через таможенную границу объектов СИТЕС невозможно преодолеть тенденции сокращения видов, включенных в Приложения Конвенции, предупредить затраты страны на восстановление их популяций, а также уменьшить уровень сопряженных с ней правонарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из существенных угроз биоразнообразию и, в особенности, редким видам диких животных и растений, является международная торговля (экспорт, импорт, реэкспорт и интродукция из моря) этими объектами (живыми, неживыми, дериватами, продукцией из них). Для регулирования этого процесса была подготовлена и принята в 1973г. Конвенция о международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).
Данная работа была посвящена теме «Правовое регулирование деятельности таможенных органов в области выполнения РФ конвенции о международной торговле объектов флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения», вследствие этого целью данной работы являлось:
1. изучение концептуальных основ правового регулирования перемещения объектов флоры и фауны через таможенную границу и специфику проведения контрольных мероприятий таможенными органами Российской Федерации, касающихся данной сферы.
2. разработка рекомендаций по оптимизации контроля над незаконным перемещением объектов флоры и фауны через таможенную границу.
Цель, поставленная в начале работы, была достигнута посредством решения вышеозначенных задач. Основываясь на таможенном законодательстве Таможенного союза, нормативно-правовых актах РФ, а также на трудах специалистов по таможенному праву и ВЭД, были изучены и проанализированы все аспекты, касающиеся главного вопроса данной работы. В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Принятие национального законодательства по выполнению СИТЕС имеет свои неоспоримые преимущества перед международным договором:
- соблюдается национальная законодательная система;
- именно через национальное законодательство наиболее успешно информируются все заинтересованные государственные структуры, торговые фирмы и общественность об изменениях в правилах торговли, которые возникли после ратификации Конвенции, а также о наказаниях за их нарушение;
- судебным властям более легче осуществлять и контролировать выполнение национального законодательства по сравнению с международными договорами, ибо смысл последних не всегда трактуется однозначно, особенно при определенных противоречиях между текстом договора и национальным законодательством.
- посредством национального законодательства можно выяснить какой эффект оказывает СИТЕС на прочие национальные законодательные акты, относящиеся к торговле объектами дикой природы, и поможет принять меры для устранения возможных разногласий и противоречий.
- СИТЕС должен быть способен адаптироваться к различным изменениям, возникающим в зависимости от обстоятельств, о которых на начальном этапе проектирования условий Конвенции даже не могли предположить.
В части оптимизации мер по борьбе с незаконным провозом через таможенную границу объектов СИТЕС, автором данной работы предлагается следующее:
1. Применение эффективного инструмента борьбы с высоколатентной преступностью в сфере международной торговли объектами СИТЕС возможно при условии дополнения гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ новой статьей «Контрабанда животных и растений, включенных в приложения СИТЕС».
Действие норм предлагаемой статьи целесообразно распространить на виды, торговля которыми находится под особо строгим контролем, т.е. на животных и растения, внесенные в Приложение I (находящиеся под угрозой вымирания и торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование) и Приложение II (виды, которые хотя в данное время не находятся под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля ими не будет строго регулирована).
Стоит особо подчеркнуть, что квалифицирующим признаком контрабанды объектов СИТЕС не должен являться крупный размер.
2. Предложенная материально-правовая норма повлечет необходимость обеспечения ее реализации уголовно-процессуальным механизмом.
Отсюда следует, что включение предлагаемой статьи в УК РФ потребует от ФТС России выступления перед Правительством РФ с ходатайством о законодательной инициативе, направленной на:
– отнесение контрабанды объектов СИТЕС к преступлениям средней тяжести (а также тяжким и особой тяжести в случае совершения данного преступления:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль;
б) организованной группой), производство предварительного следствия по которым обязательно в соответствии с УПК РФ.
С внесением предлагаемых автором дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство будут обеспечены необходимые правовые условия применения высокоэффективных гласных и негласных сил, средств и методов оперативно-разыскных подразделений таможенных органов по воздействию на транснациональную преступность в сфере международной торговли объектами СИТЕС;
– внесение изменений в пп. 3 п. 2 ст. 157 УПК РФ для наделения таможенных органов правом проведения неотложных следственных действий по преступлениям данной категории.
3. Вступление нашего государства в новый этап развития международных отношений, связанный с деятельностью в рамках ЕврАзЭс, Таможенного союза и вступлением в ВТО, требует унификации норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в части, касающейся противозаконной трансграничной торговли объектами СИТЕС, в странах-участницах перечисленных интеграционных объединений, которые наряду с Россией являются сторонами Конвенции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательная база:
Союзного законодательства:
Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).
Доклад Генерального Секретаря ООН «Прогресс в осуществлении резолюции 2001/12 ЭКОСОС о незаконном обороте охраняемых видов дикой флоры и фауны». Вена, 26 февраля 2002 г.
Соглашение от 19.09.2003 «Соглашение о формировании Единого экономического пространства».
Национального законодательства:
Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. (с изм. от 30.12.2008г.) // РГ. 21.01.2009. №4831.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ // СЗ РФ. 2002, №1 (ч. 1), ст. 1.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ // СЗ РФ. 2001, №52 (ч. I), ст. 4921
Уголовный кодекс РФ // СЗ РФ.1996г., №25, ст. 2954.
Федеральный закон РФ от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995, №17, ст. 1462.
Федеральный закон РФ от 12.08.1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995, №33, ст. 3349.
Федеральный закон РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002, №2, ст. 133.
Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003, №50, ст. 4850.
Федеральный закон РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании» // СЗ РФ. 2010, N 48, ст. 6252.
Федеральный закон от 02.07.2013 №150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013, N 27, ст. 3442.
Постановление Правительства РФ от 28.05.2003 №304 «Об утверждении Правил использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры…» // СЗ РФ. 2003, N 22, ст. 2168.
Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 №584 (ред. от 22.10.2012) «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры …» // СЗ РФ. 2005, №40, ст. 4037.
Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 №337 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств РФ, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры …» // СЗ РФ. 2008, N 19, ст. 2175.
Приказ ФТС России от 27.11.2006 № 1226 «Об утверждении Типовых положений о подразделении по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении, подразделении организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений оперативной таможни» (документ опубликован не был).
Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2014 №212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в РФ на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2014, №9, ст. 927.
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р «Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года».
Указ Президента РФ от 12.05.2009г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // РГ. 2009. – № 88.
Письмо ФТС от 11.04.2005г. «06-59/11044 «О резолюции 13.7 СИТЕС» // Таможенные ведомости, 2005г., N8.
Письмо ГТК РФ от 29.11.2000г. № 07—24/34683 «О перечне видов СИТЕС».
Письмо ГУБК ГТК от 18.12.2002г. № 08—225/6921 «О направлении Приложения СИТЕС».
Письмо ГТК от 30.04.2003г. №07—60/18414 «Об обновленном Перечне видов животных и растений, подпадающих под СИТЕС».
Концепция развития таможенных органов РФ: Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005г. № 2225-р // РГ. 2006. №2.
Приказ Росприроднадзора от 29.05.2007 №144.
Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 №61-ФЗ // СЗ РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2066 (утратил силу).
Материалы судебной практики:
Постановление Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» // РГ. №250, 08.11.2006.
Книжные издания:
Астафьева О.Е. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды. – М.: Магистр, 2013.
Афонин П.Н. Работа на досмотровых рентгеновских аппаратах. - М., 2009
Афонинин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. - СПб, 2012.
Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2006.
Егоренков Л.И. Охрана окружающей среды. – М.: Проспект, 2012.
Вишняков Я.Д. Охрана окружающей среды. – М.: Инфра-М, 2012.
Глушакова Т.И. Положения СИТЕС и система контроля за международной торговлей видами дикой флоры и фауны в белорусском законодательстве. – Минск: Тесей, 2009.
Ершов А.Д., Роденков А.И., Тараторин И.Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. – М.: Проспект, 2013.
Жданов С.П. Значение специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности / Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального и уголовного законодательства в процессе расследования преступлений. - М.: Сирин, 2013.
Криминалист в следственных действиях/ А.М. Зинин. - М.: Экзамен, 2012.
Ларечев В.Д. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. – М.: Экзамен, 2012
Люцик В.В. Международно-правовая охрана окружающей среды. – Алматы: НИЦ КОУ, 2008.
Матвиенко Г.В., Семенова И.В., Цинделиани И.А. Рассмотрение дел о нарушении норм таможенного законодательства. – М.: Эксмо, 2012.
Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. А.Ю. Шумилова, Н.Е. Симонова.
Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / Ю.Е. Винокуров и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 10-е изд., перераб. и дополн. - М.: Юрайт, 2011.
Симонов Н.Е. Актуальные вопросы обеспечения собственной безопасности таможенных органов РФ. - М. РТА, 2011.
Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обращении объектов СИТЕС: нормативные документы и методические материалы. – М., 2005.
Шестакова А.С. Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обороте объектов СИТЕС. – М.: Всемирный фонд дикой природы, 2005.
Публикации:
Кукушкина, А.В. Борьба с преступностью и охрана дикой фауны и флоры от незаконного оборота // Вестник МГИМО. – 2011. – № 4.
Федотов О.В. Нетарифное регулирование в Таможенном союзе // Таможенный вестник. – 2010. – № 10.
Электронные ресурсы:
Афонин П.Н., Кондрашова В.А. Управление государственным контролем в пограничных пунктах пропуска при реализации таможенных услуг// Электронный экономический журнал [Электронный источник]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://uecs.ru/uecs40-402012/item/1281-2012-04-24-05-59-05
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения: Международный акт, 3 марта 1973г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cites.shtml.
Решение КТС от 18.06.2010г. №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL – адрес: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157912.
Решение Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» // Источник: Официальный сайт ЕЭК [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://www.tsouz.ru.
Письмо ФТС России от 11.07.2007 № 06-70/25813 «Об образцах бланков» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PAP;n=947.
Федеральная таможенная служба в 2013 году: цифры и факты [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://vicstel.ru/fts-rossii-v-2013-godu-cifry-i-fak
Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-9/V/Gosudarstvennaya%20granica.pdf.
Приказ ГТК РФ от 03.05.92г. №1-13/2788 «Об административном органе СИТЕС в России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=278749 (утратил силу).
Люцик В.В. Международно-правовая охрана окружающей среды. – Алматы: НИЦ КОУ, 2008. – С. 12.
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения: Международный акт, 3 марта 1973г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL-адрес: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cites.shtml (дата обращения: 25.04.2015).
Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).
Приказ ГТК РФ от 03.05.92г. №1-13/2788 «Об административном органе СИТЕС в России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL-адрес: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=278749 (дата обращения: 28.04.2015). На данный момент утратил силу. Отметим, что ГТК РФ (Государственный таможенный комитет) на данный момент является упраздненным органом, полномочия которого были переданы Федеральной таможенной службе (далее - ФТС РФ).
Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 №61-ФЗ // СЗ РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2066 (утратил силу).
Глушакова Т.И. Положения СИТЕС и система контроля за международной торговлей видами дикой флоры и фауны в белорусском законодательстве. – Минск: Тесей, 2009. – С. 142.
Федотов О.В. Нетарифное регулирование в Таможенном союзе // Таможенный вестник. – 2010. – № 10. – С. 14.
Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 №584 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973г., в отношении осетровых видов рыб» // СЗ РФ. 03.10.2005, N 40, ст. 4037.
Письмо ГТК РФ от 29.11.2000г. № 07—24/34683 «О перечне видов СИТЕС»; Письмо ГУБК ГТК от 18.12.2002г. № 08—225/6921 «О направлении Приложения СИТЕС»; Письмо ГТК от 30.04.2003г. № 07—60/18414 «Об обновленном Перечне видов животных и растений, подпадающих под СИТЕС».
Федеральный закон РФ от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995, №17, ст. 1462.
Федеральный закон РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002, №2, ст. 133.
Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 №337 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств РФ, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры…» // СЗ РФ. 2008, N 19, ст. 2175.
Астафьева О.Е. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды. – М.: Магистр, 2013. – С. 116.
Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2014 №212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в РФ на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2014, N 9, ст. 927.
Данные Всемирного фонда дикой природы (WWF)
Доклад Генерального Секретаря ООН «Прогресс в осуществлении резолюции 2001/12 ЭКОСОС о незаконном обороте охраняемых видов дикой флоры и фауны». Вена, 26 февраля 2002 г.
Отметим, что ст. 188 УК РФ, ранее предусматривавшая ответственность за контрабанду, в связи с изданием Федерального закона «О внесении изменений в УК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 07.12.2011г. №420-ФЗ // СЗ РФ. 2011, N 50, ст. 7362, утратила силу.
Федеральный закон РФ от 12.08.1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995, N 33, ст. 3349.
Уголовный кодекс РФ // СЗ РФ, 17.06.1996г., №25, ст. 2954 (далее – УК РФ).
Криминалист в следственных действиях/ А.М. Зинин. - М.: Экзамен, 2012. – С. 98.
Жданов С.П. Значение специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности / Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального и уголовного законодательства в процессе расследования преступлений. - М.: Сирин, 2013. – С. 54.
Федеральный закон от 02.07.2013 №150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013, N 27, ст. 3442.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
Источник: [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-9/V/Gosudarstvennaya%20granica.pdf (дата обращения: 01.05.2015).
Концепция развития таможенных органов РФ: Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005г. № 2225-р // РГ. 2006. №2.
Материалы расширенного заседания коллегии СЗТУ «О результатах оперативно-служебной деятельности таможенных органов СЗТУ в 2010 году и задачах на 2011 год». Санкт-Петербург, 01 февраля 2011 года.
Источник: Федеральная таможенная служба в 2013 году: цифры и факты [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://vicstel.ru/fts-rossii-v-2013-godu-cifry-i-fak (дата обращения: 30.04.2015).
Афонин П.Н. Работа на досмотровых рентгеновских аппаратах. - М., 2009. – С.159.
Указ Президента РФ от 12.05.2009г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // РГ. 2009. – № 88.
Там же.
Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. А.Ю. Шумилова, Н.Е. Симонова. - С. 23.
ч. 1 ст. 14 УК РФ.
Приказ ФТС России от 27.11.2006 № 1226 «Об утверждении Типовых положений о подразделении по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении, подразделении организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений оперативной таможни». Документ опубликован не был.
Как видно, в данной формулировке отсутствует такая составляющая ОРД, как «раскрытие преступлений».
Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2006. – С. 521.
Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. С. 521.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // РГ. 2001. – № 256.
Упомянутый нами ранее закон от 07.12.2011 №420-ФЗ.
Упомянутый ранее закон от 28.06.2013г. №134-ФЗ.
Ларечев В.Д. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. – М.: Экзамен, 2012. – С.81.
Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. (с изм. от 30.12.2008г.) // РГ. 2009. №4831.
Решение Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» // Источник: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL-адрес: http://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 01.05.2015).
Матвиенко Г.В., Семенова И.В., Цинделиани И.А. Рассмотрение дел о нарушении норм таможенного законодательства. – М.: Эксмо, 2012. – С. 114.
Ершов А.Д., Роденков А.И., Тараторин И.Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. – М.: Проспект, 2013. – С. 108.
Шестакова А.С. Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обороте объектов СИТЕС. – М.: Всемирный фонд дикой природы, 2005. – С.114.
Кукушкина, А.В. Борьба с преступностью и охрана дикой фауны и флоры от незаконного оборота // Вестник МГИМО. – 2011. – № 4. – С. 236.
Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обращении объектов СИТЕС: нормативные документы и методические материалы. – М., 2005. - С.30.
Постановление Правительства РФ от 28.05.2003 №304 «Об утверждении Правил использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры …» // СЗ РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2168.
Афонинин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. - СПб, 2012. – С.123.
Там же.
Соглашение от 19.09.2003 «Соглашение о формировании Единого экономического пространства».
Афонин П.Н., Кондрашова В.А. Управление государственным контролем в пограничных пунктах пропуска при реализации таможенных услуг// Электронный экономический журнал [Электронный источник]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://uecs.ru/uecs40-402012/item/1281-2012-04-24-05-59-05 (дата обращения: 03.05.2015).
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р «Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года».
Федеральный закон РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании» // СЗ РФ. 2010, N 48, ст. 6252.
Источник публикации: Таможенные ведомости, N 7, июль, 2006.
Источник публикации: Таможенный вестник, №12-15, 17, июнь – сентябрь, 2010.
Решение КТС от 18.06.2010г. №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL – адрес: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157912 (дата обращения: 10.05.2015). Здесь необходимо отметить также, что КТС была упразднена и в 2012 году ее полномочия были переданы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), однако решения, принятые КТС, являются действующими.
Приказ Росприроднадзора от 29.05.2007 №144.
Источник публикации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL-адрес: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PAP;n=947 (дата обращения: 11.05.2015).
Упомянутым ранее Постановлением №584; Письмо ФТС от 11.04.2005г. «06-59/11044 «О резолюции 13.7 СИТЕС» // Таможенные ведомости, 2005г., N8.
Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003, №50, ст. 4850.
Пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС.
Постановление Пленума ВС РФ от 24.10.2006 №18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // РГ. N 250, 2006.
Ст. 21, 23, п. 1 ч. 1 ст. 24, ст. 26 Закона №164-ФЗ.
Источник публикации: СЗ РФ. 15.12.2003, N 50, ст. 4851.
Симонов Н.Е. Актуальные вопросы обеспечения собственной безопасности таможенных органов РФ. - М. РТА, 2011. - С. 129.
Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / Ю.Е. Винокуров и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 10-е изд., перераб. и дополн. - М.: Юрайт, 2011. - С. 95.
2
Противодействие коррупции
Основные функции ФТС России
Борьба с преступностью в сфере ВЭД
Обеспечение экономической безопасности
Сбор таможенных платежей
Законодательная база:
Союзного законодательства:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).
2. Доклад Генерального Секретаря ООН «Прогресс в осуществлении резолюции 2001/12 ЭКОСОС о незаконном обороте охраняемых видов дикой флоры и фауны». Вена, 26 февраля 2002 г.
3. Соглашение от 19.09.2003 «Соглашение о формировании Единого экономического пространства».
Национального законодательства:
4. Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. (с изм. от 30.12.2008г.) // РГ. 21.01.2009. №4831.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ // СЗ РФ. 2002, №1 (ч. 1), ст. 1.
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ // СЗ РФ. 2001, №52 (ч. I), ст. 4921
7. Уголовный кодекс РФ // СЗ РФ.1996г., №25, ст. 2954.
8. Федеральный закон РФ от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995, №17, ст. 1462.
9. Федеральный закон РФ от 12.08.1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995, №33, ст. 3349.
10. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002, №2, ст. 133.
11. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003, №50, ст. 4850.
12. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании» // СЗ РФ. 2010, N 48, ст. 6252.
13. Федеральный закон от 02.07.2013 №150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013, N 27, ст. 3442.
14. Постановление Правительства РФ от 28.05.2003 №304 «Об утверждении Правил использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры…» // СЗ РФ. 2003, N 22, ст. 2168.
15. Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 №584 (ред. от 22.10.2012) «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры …» // СЗ РФ. 2005, №40, ст. 4037.
16. Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 №337 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств РФ, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры …» // СЗ РФ. 2008, N 19, ст. 2175.
17. Приказ ФТС России от 27.11.2006 № 1226 «Об утверждении Типовых положений о подразделении по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении, подразделении организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений оперативной таможни» (документ опубликован не был).
18. Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2014 №212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в РФ на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2014, №9, ст. 927.
19. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р «Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года».
20. Указ Президента РФ от 12.05.2009г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // РГ. 2009. – № 88.
21. Письмо ФТС от 11.04.2005г. «06-59/11044 «О резолюции 13.7 СИТЕС» // Таможенные ведомости, 2005г., N8.
22. Письмо ГТК РФ от 29.11.2000г. № 07—24/34683 «О перечне видов СИТЕС».
23. Письмо ГУБК ГТК от 18.12.2002г. № 08—225/6921 «О направлении Приложения СИТЕС».
24. Письмо ГТК от 30.04.2003г. №07—60/18414 «Об обновленном Перечне видов животных и растений, подпадающих под СИТЕС».
25. Концепция развития таможенных органов РФ: Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005г. № 2225-р // РГ. 2006. №2.
26. Приказ Росприроднадзора от 29.05.2007 №144.
27. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 №61-ФЗ // СЗ РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2066 (утратил силу).
Материалы судебной практики:
25) Постановление Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» // РГ. №250, 08.11.2006.
Книжные издания:
26) Астафьева О.Е. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды. – М.: Магистр, 2013.
27) Афонин П.Н. Работа на досмотровых рентгеновских аппаратах. - М., 2009
28) Афонинин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. - СПб, 2012.
29) Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2006.
30) Егоренков Л.И. Охрана окружающей среды. – М.: Проспект, 2012.
31) Вишняков Я.Д. Охрана окружающей среды. – М.: Инфра-М, 2012.
32) Глушакова Т.И. Положения СИТЕС и система контроля за международной торговлей видами дикой флоры и фауны в белорусском законодательстве. – Минск: Тесей, 2009.
33) Ершов А.Д., Роденков А.И., Тараторин И.Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. – М.: Проспект, 2013.
34) Жданов С.П. Значение специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности / Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального и уголовного законодательства в процессе расследования преступлений. - М.: Сирин, 2013.
35) Криминалист в следственных действиях/ А.М. Зинин. - М.: Экзамен, 2012.
36) Ларечев В.Д. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. – М.: Экзамен, 2012
37) Люцик В.В. Международно-правовая охрана окружающей среды. – Алматы: НИЦ КОУ, 2008.
38) Матвиенко Г.В., Семенова И.В., Цинделиани И.А. Рассмотрение дел о нарушении норм таможенного законодательства. – М.: Эксмо, 2012.
39) Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. А.Ю. Шумилова, Н.Е. Симонова.
40) Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / Ю.Е. Винокуров и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 10-е изд., перераб. и дополн. - М.: Юрайт, 2011.
41) Симонов Н.Е. Актуальные вопросы обеспечения собственной безопасности таможенных органов РФ. - М. РТА, 2011.
42) Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обращении объектов СИТЕС: нормативные документы и методические материалы. – М., 2005.
43) Шестакова А.С. Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обороте объектов СИТЕС. – М.: Всемирный фонд дикой природы, 2005.
Публикации:
36) Кукушкина, А.В. Борьба с преступностью и охрана дикой фауны и флоры от незаконного оборота // Вестник МГИМО. – 2011. – № 4.
37) Федотов О.В. Нетарифное регулирование в Таможенном союзе // Таможенный вестник. – 2010. – № 10.
Электронные ресурсы:
38) Афонин П.Н., Кондрашова В.А. Управление государственным контролем в пограничных пунктах пропуска при реализации таможенных услуг// Электронный экономический журнал [Электронный источник]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://uecs.ru/uecs40-402012/item/1281-2012-04-24-05-59-05
39) Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения: Международный акт, 3 марта 1973г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cites.shtml.
40) Решение КТС от 18.06.2010г. №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL – адрес: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157912.
41) Решение Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» // Источник: Официальный сайт ЕЭК [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://www.tsouz.ru.
42) Письмо ФТС России от 11.07.2007 № 06-70/25813 «Об образцах бланков» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PAP;n=947.
43) Федеральная таможенная служба в 2013 году: цифры и факты [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://vicstel.ru/fts-rossii-v-2013-godu-cifry-i-fak
44) Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-9/V/Gosudarstvennaya%20granica.pdf.
45) Приказ ГТК РФ от 03.05.92г. №1-13/2788 «Об административном органе СИТЕС в России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=278749 (утратил силу).
Вопрос-ответ:
Какие технические средства используются таможенными органами для выявления и пресечения каналов незаконного перемещения объектов СИТЕС?
Таможенные органы используют различные технические средства для выявления и пресечения каналов незаконного перемещения объектов СИТЕС, такие как рентгеновские сканеры, детекторы радиоактивных веществ, инфракрасные камеры и тепловизоры. Они также могут применять специализированные программные комплексы для анализа данных и сбора информации о перемещении объектов СИТЕС.
В чем заключаются основные задачи и цели таможенного регулирования в международном обороте объектов СИТЕС?
Основные задачи и цели таможенного регулирования в международном обороте объектов СИТЕС включают контроль за перемещением таких объектов через таможенные границы, борьбу с незаконным перемещением и трансграничными правонарушениями, защиту природных ресурсов и биоразнообразия, а также соблюдение международных соглашений и национального законодательства в области охраны природы и биологического разнообразия.
Какие используются технологии и технические средства для контроля и облегчения таможенных процедур при международных перевозках объектов СИТЕС?
Для контроля и облегчения таможенных процедур при международных перевозках объектов СИТЕС применяются различные технологии и технические средства, такие как электронная декларация и предварительное информирование, системы автоматизированного распознавания грузов, электронные паспорта для объектов СИТЕС, фирменные идентификационные марки и многое другое. Эти технологии позволяют ускорить процессы таможенного контроля и сократить время ожидания при прохождении границы.
Какие объекты относятся к СИТЕС?
К объектам СИТЕС относятся различные предметы животного и растительного происхождения, включая слоновую кость, бивни носорогов, рога некоторых видов животных, а также экзотические растения.
Что такое ТГ ТС?
ТГ ТС - это Таможенный кодекс Таможенного союза, который включает в себя набор правил и процедур, регулирующих таможенное регулирование в странах-членах Таможенного союза.
Какие технологии и технические средства используются таможенными органами для выявления незаконного перемещения объектов СИТЕС?
Таможенные органы используют различные технологии и технические средства, включая рентгеновские сканеры, оборудование для обнаружения радиоактивных веществ и специальные собаки-поисковики.
Какие меры предусмотрены для борьбы с незаконным перемещением объектов СИТЕС?
Для борьбы с незаконным перемещением объектов СИТЕС предусмотрены меры, такие как создание специальных оперативных групп, проведение обучающих мероприятий для таможенных органов и ужесточение наказания за нарушения в этой сфере.
Что понимается под незаконным перемещением объектов СИТЕС?
Незаконное перемещение объектов СИТЕС означает их перемещение через границу без соответствующих разрешений и документов, либо с нарушением установленных правил и процедур.
Какие технологии и технические средства используются таможенными органами для выявления и пресечения каналов незаконного перемещения объектов СИТЕС через таможенные границы?
Таможенные органы используют различные технологии и технические средства для выявления и пресечения незаконного перемещения объектов СИТЕС через таможенные границы. Это могут быть специальные сканеры, детекторы радиоактивных веществ, устройства для обнаружения скрытых отсеков в транспортных средствах, а также системы видеонаблюдения и контроля грузов. В последнее время все большее внимание уделяется использованию новейших технологий, таких как искусственный интеллект и машинное обучение, для анализа данных и выявления потенциально незаконных перевозок.