Законодательство о государственной службе в РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 35 35 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 18.06.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и принципы государственной службы как феномена государственного управления 6
1.1 Понятие государственной службы 6
1.2 Принципы государственной гражданской службы 12
Глава 2. Виды государственной службы в Российской Федерации 20
2.1 Государственная гражданская служба 20
2.2 Государственная военная и правоохранительная служба 25
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Нетрудно заметить, что приведенные принципы государственной гражданской службы во многом повторяют принципы государственной службы в целом.Таким образом, государственная гражданская служба как разновидность государственной службы в наибольшей степени отражает ее сущность.2.2 Государственная военная и правоохранительная службаВоенная и правоохранительная государственная служба в значительной степени отличается от гражданской. Д. Н. Бахрах, объединяя обе эти разновидности под единым понятием «милитаризованная служба», выделяет следующие свойственные ей признаки, отличающие ее от гражданской: - ориентирована на осуществление охранительной деятельности, тогда как гражданская служба занимается регулированием;- милитаризированная служба использует оружием, в чем нет необходимости на гражданской службе;- государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе обязаны исполнять свой долг в любых условиях, даже опасных для жизни, не могут отказываться от приказов и поручений;- срок пребывания на военной и правоохранительной службе – 45-55 лет, тогда как у гражданских служащих он может достигать 65-70 лет;- милитаризованных служащих намного больше чем гражданских. В соответствие со ст. 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба определяется как вид федеральной государственной службы, когда граждане осуществляют служебную деятельность в армии на воинских или не на воинских должностях, если последнее предусмотрено законом. Так, в п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. установлено, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях: нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более трех месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более шести месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу. -Военная служба на современном этапе регулируется значительным количеством нормативно-правовых актов: законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 722 «О переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту» (в редакции Указа Президента РФ от 11 ноября 1998 г. № 1356) и др. Также, действуют Положение о прохождении военной службы и общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (Устав внутренней службы, Дисциплинарный Устав, Устав гарнизонной и караульной служб), утвержденные указами Президента Российской Федерации. Действует также Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, введенный в действие Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 15 декабря 1993 г. № 600.Военная служба имеет только федеральный статус и отсутствует возможность ее ведения в органах государственной власти других уровней. Военная служба представляет собой особый род законной деятельности человека в специально создаваемых для этого государственных организациях, к которым относятся вооруженные силы, войска, воинские формирования и т.д.). Они существуют для того, что решать вопросы военными средствами для обеспечения защиты страны.Применительно к военной службе обычно рассматривают принципы, распространяющиеся на государственную службу в целом. Выявить в исследовательской литературе специфические для военной службы принципы нам не удалось.Правоохранительная служба регулируется сегодня такими законами как федеральные законы «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Одновременно с федеральными законами в силу вступил и ряд указов Президента РФ об организации и деятельности полиции. Принципы правоохранительной службы в значительной степени повторяют принципы государственной службы в целом. В качестве главнейшего конституционного принципа здесь признает верховенство закона, причем Конституция и Федеральные законы верховны перед любыми другими нормативно-правовыми актами; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие и т.д.Для правоохранительной службы вероятнее всего ведущее значение имеет принцип законности. Государственные служащие правоохранительных органов в своей деятельности должны не просто соблюдать закон, а как представители органов, осуществляющих правоприменение и правоохрану, реализовывать его. В соответствие с данным принципом и должностные инструкции, фиксирующие особый правовой статус сотрудников правоохранительных органов, не должны, с одной стороны, противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, ограничивать права и свободы сотрудника, а с другой –устанавливать для него незаконные льготы и преимущества, а также ликвидировать какие-либо ограничения и запреты по службе, установленные федеральным законом. Государственная правоохранительная служба отдельных видов может дополнятся действием специфических принципов, определяющих особенности функционирования различных правоохранительных органов. Так, например, деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 (ред. от 14.03.2009 г.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», основана на принципе гуманизма, который учитывается во всех направлениях пенитенциарной деятельности, прежде всего в области достижения цели исправления осужденных. Кроме того, в соответствии со ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 03.06.2009 г.) действуют такие общие принципы уголовно-исполнительного законодательства как законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием. Названные принципы формально-юридически закрепляют закономерности отношений, возникающих в связи с исполнением уголовных наказаний, и напрямую затрагивают служебную деятельность сотрудников УИС. Таким образом, принципы правоохранительной службы являются основными началами, отражающими закономерности государственного управления в области кадрового обеспечения правоохранительной деятельности. Многоуровневая система принципов государственной правоохранительной службы обусловлена комплексностью и многосторонностью государственного управления в правоохранительной сфере.Р.В. Нагорных делит принципы правоохранительной службы на три основные группы. К первой следует отнести общесистемные принципы, закрепляющие конституционно-правовые основы системы государственной правоохранительной службы как неотъемлемого института государственного управления. Они характеризуют общие закономерности государственного управления в правоохранительной сфере.Вторую группу составляют принципы, в которых проявляются закономерности, возникающие непосредственно в процессе формирования и развития государственно-служебных правоотношений в правоохранительной сфере. Эти отношения носят публично-правовой характер и определяют институциональные особенности государственной правоохранительной службы.Наконец третью группу образуют принципы, характеризующие внутриорганизационную деятельность в сфере кадрового обеспечения правоохранительных органов. Их специфику определяют особенности института государственной правоохранительной службы и практического функционирования различных правоохранительных органов.Следует отметить, что приведенная классификация принципов государственной правоохранительной службы носит достаточно условный характер, поскольку сами принципы постоянно эволюционируют и корректируются в ходе развития демократических институтов государства и общества. При этом одни и те же принципы могут обладать многофункциональным общесистемным характером и обнаруживать признаки принадлежности к различным группам.Выводы по Главе 2. Система государственной службы в Российской Федерации включает в себя три вида – гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. Степень разработанности концептуальных основ каждой из них носит неравнозначный характер. Наиболее широко и в законодательстве, и в исследовательской литературе представлена государственная гражданская службы, которая включает в себя сотрудников органов государственной власти федерального и регионального (субъекта РФ) уровней. Эта категория государственных служащих участвует в непосредственном государственном управления. Однако, в количественном отношении гражданскую службу превосходит «милитаризированная служба», куда включается военная служба и правоохранительная, которые в совокупности имеют целых ряд специфических характеристик. Специфика данных категорий обуславливается их местом в системе государственного управления, где военная служба ориентирована на обеспечение защиты государства от внешних угроз, а правоохранительная службы занимается обеспечением внутреннего порядка. Рассмотрения принципов каждой из этих служб показал, что чаще всего на них транслируются те принципы, которые законодатель обозначил применительно ко всей государственной службе. Исключение сделано только для гражданской службы. С одной стороны, такой подход может быть оправдан, поскольку общие для государственной службы принципы являются объединяющей основой и отражают базовые конституционные руководящие идеи для всех, но с другой стороны, безусловно необходимо каким-то образом отразить в законодательстве и специфику деятельности военной и правоохранительной служб.ЗаключениеВ Российской Федерации на современном этапе происходит активный процесс становления и развития государственной службы как политико-правового института. Исследование его основ осуществляется в рамках административного права. При этом существует понимание, что без разработки серьезных концептуальных основ государственной службы невозможно ее практическое совершенствование. Несмотря на достаточно пристальное внимание к данной проблематике в настоящее время, трактовка понятия таких категорий как «государственная служба» и «принципы государственной службы» носит неоднозначный характер.Уже сейчас сложилось широкое и узкое понимание государственной службы. В первом случае, она рассматривается как реализация функций государства в соответствие с Конституцией РФ. И в этом отношении наблюдается тенденция расширения государственной службы за пределы более традиционного ее понимания в качестве работы в органах государственной власти. В качестве государственных служащих предлагает рассматривать всех, для кого нанимателем является государство в лице учрежденных им организаций. В узком смысле, государственная служба понимается как профессиональная деятельность работника, находящегося на должности государственного служащего.Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении принципов государственной службы. Несмотря на то, что часть их сформулирована сегодня в законодательстве, предлагается расширить данный перечень и поделить эти принципы на две основные группы, одна из которых – конституционная, будет обеспечивать основу реализации функций государства, а другая – организационная, будет ориентиром для непосредственной профессиональной деятельности. При этом они не будут противоречить друг другу, поскольку является двумя сторонами одного правового явления.В Российской Федерации государственная служба рассматривается как система, включающая в себя гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. Степень разработанности у каждой из них разный. Наиболее широко и в законодательстве, и в исследовательской литературе представлена государственная гражданская службы, которая включает в себя сотрудников органов государственной власти федерального и регионального (субъекта РФ) уровней. Эта категория государственных служащих участвует в непосредственном государственном управления. Однако, в количественном отношении гражданскую службу превосходит «милитаризированная служба», куда включается военная служба и правоохранительная, которые в совокупности имеют целых ряд специфических характеристик. Специфика данных категорий обуславливается их местом в системе государственного управления, где военная служба ориентирована на обеспечение защиты государства от внешних угроз, а правоохранительная службы занимается обеспечением внутреннего порядка. Рассмотрения принципов каждой из этих служб показал, что чаще всего на них транслируются те принципы, которые законодатель обозначил применительно ко всей государственной службе, практически не конкретизируя их применительно к разным видам государственной службы, лишь незначительно затрагивая этот вопрос применительно к гражданской службе. В целом же следует констатировать, что на данном этапе разработка проблемы понятия и принципов государственной службы в России носит незавершенный характер и нуждается в дальнейшем осмыслении.Список использованной литературыАдминистративное право России: [Текст] : учебник / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский, [С. М. Кузнецов] - 2-е изд., перераб. и доп.. - Москва : Проспект, 2009. - 677 с.Антошина, Н.М. Формирование кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации: административно-правовые проблемы/ Н. М. Антошина. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2011. - 160 с.Барциц, И.Н. Источники служебного права: учебник / И.Н. Барциц, С.В. Бошно. – М.: РАГС, 2007. -272 с.Бахрах Д. Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. - 1996. - № 12. - С. 15–18.Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — 800 с.Габричидзе, Б. Н., Чернявский, А. Г. Служебное право :Учебник для юридических вузов /Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. -М. :Дашков и К,2003. -620 с.Государственная служба: энциклопедический словарь / под общ.ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. - М.:Изд-во РАГС, 2009. - 432 сГусев А.В. Законы о государственной гражданской и муниципальной службе // Российский юридический журнал – 2008 - № 4 - с. 139-147Истомина, Т. А. О необходимости трансформации современного определения государственной службы / Т. А. Истомина // Власть. – 2011. – № 7. – С. 119–121.Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года : Государственный флаг РФ ; Государственный герб РФ ; Государственный гимн РФ : [с учетом поправок от 30 декабря 2008 года]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 60Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Руководящий документ от 15 августа 2001 года N Пр-1496 Утвержденный Президентом РФ [Электронный документ] – Доступ через справочно-правовую систему Консультант плюсМакаров, С. Теоретические положения определения понятия "вид государственной службы" / С. Макаров // Гос. служба. – 2011. – № 3. – С. 107–109.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция" РФ / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2005. – 756с.Нагорных Р.В. О формировании административно-правового института государственной правоохранительной службы // Актуальные проблемы российского права. - 2008 - № 3 (8). - С. 96-102.Нагорных Р.В. Принципы государственной правоохранительной службы // Вестник института: Преступление, исправление, наказание. - 2012. - № 19. - С. 45-46.Позднякова E.B. К вопросу о толковании некоторых принципов государственной службы в органах внутренних дел России / Е.В. Позднякова // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 4. - С. 65-67.Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. — 608 с.Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. - 456с.Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование / Манохин В.М. - М.: Юристъ, 1997. - 296 c.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О полиции": [Электронный ресурс] – Доступ из СПС Консультант плюсФедеральный закон: О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) [Электронный документ] – Доступ через справочно-правовую систему Консультант плюсФедеральный закон: О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) [Электронный документ] – Доступ через справочно-правовую систему Консультант плюсФедеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" [Электронный документ] – Доступ через справочно-правовую систему Консультант плюсЯновский В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность : учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 200 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Административное право России: [Текст] : учебник / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский, [С. М. Кузнецов] - 2-е изд., перераб. и доп.. - Москва : Проспект, 2009. - 677 с.
2. Антошина, Н.М. Формирование кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации: административно-правовые проблемы/ Н. М. Антошина. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2011. - 160 с.
3. Барциц, И.Н. Источники служебного права: учебник / И.Н. Барциц, С.В. Бошно. – М.: РАГС, 2007. -272 с.
4. Бахрах Д. Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. - 1996. - № 12. - С. 15–18.
5. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — 800 с.
6. Габричидзе, Б. Н., Чернявский, А. Г. Служебное право :Учебник для юридических вузов /Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. -М. :Дашков и К,2003. -620 с.
7. Государственная служба: энциклопедический словарь / под общ. ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. - М.:Изд-во РАГС, 2009. - 432 с
8. Гусев А.В. Законы о государственной гражданской и муниципальной службе // Российский юридический журнал – 2008 - № 4 - с. 139-147
9. Истомина, Т. А. О необходимости трансформации современного определения государственной службы / Т. А. Истомина // Власть. – 2011. – № 7. – С. 119–121.
10. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года : Государственный флаг РФ ; Государственный герб РФ ; Государственный гимн РФ : [с учетом поправок от 30 декабря 2008 года]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 60
11. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Руководящий документ от 15 августа 2001 года N Пр-1496 Утвержденный Президентом РФ [Электронный документ] – Доступ через справочно-правовую систему Консультант плюс
12. Макаров, С. Теоретические положения определения понятия "вид государственной службы" / С. Макаров // Гос. служба. – 2011. – № 3. – С. 107–109.
13. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция" РФ / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2005. – 756 с.
14. Нагорных Р.В. О формировании административно-правового института государственной правоохранительной службы // Актуальные проблемы российского права. - 2008 - № 3 (8). - С. 96-102.
15. Нагорных Р.В. Принципы государственной правоохранительной службы // Вестник института: Преступление, исправление, наказание. - 2012. - № 19. - С. 45-46.
16. Позднякова E.B. К вопросу о толковании некоторых принципов государственной службы в органах внутренних дел России / Е.В. Позднякова // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 4. - С. 65-67.
17. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. — 608 с.
18. Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. - 456с.
19. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование / Манохин В.М. - М.: Юристъ, 1997. - 296 c.
20. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О полиции": [Электронный ресурс] – Доступ из СПС Консультант плюс
21. Федеральный закон: О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) [Электронный документ] – Доступ через справочно-правовую систему Консультант плюс
22. Федеральный закон: О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) [Электронный документ] – Доступ через справочно-правовую систему Консультант плюс
23. Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" [Электронный документ] – Доступ через справочно-правовую систему Консультант плюс
24. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность : учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 200 с.

Вопрос-ответ:

Какие принципы регулируют государственную службу в России?

В России государственная служба регулируется рядом принципов, включая принципы правового равенства и равенства возможностей, профессионализма, непрерывности и др. Эти принципы направлены на обеспечение эффективного и качественного функционирования государственного аппарата.

Что подразумевается под государственной службой?

Под государственной службой понимается система профессиональной деятельности граждан, осуществляемая в целях обеспечения функционирования государственных органов и выполнения государственных функций. Государственная служба является важной составляющей государственного управления.

Какие виды государственной службы существуют в России?

В России существуют несколько видов государственной службы, включая государственную гражданскую службу, государственную военную и правоохранительную службу. Каждый вид службы имеет свои особенности и требования к служащим.

Какой принцип наиболее важен для государственной службы в России?

Вопрос о важности отдельных принципов для государственной службы в России может быть предметом дискуссий. Однако, можно сказать, что принцип профессионализма играет особую роль, так как он предполагает наличие специальных знаний, навыков и опыта, необходимых для эффективного исполнения служебных обязанностей.

Какие принципы государственной гражданской службы?

Принципы государственной гражданской службы включают такие аспекты, как принципы законности, политической нейтральности, профессиональной ответственности и др. Эти принципы направлены на обеспечение эффективной и беспристрастной работы государственных служащих в интересах граждан и государства.

Что такое государственная служба?

Государственная служба - это сфера государственного управления, в которой граждане осуществляют свою деятельность на основе трудового договора соответствующего вида. Они служат государству и обеспечивают реализацию его функций и задачи.

Какие принципы основывают государственную службу в России?

Государственная служба в России основывается на таких принципах, как коллегиальность, правовая государственность, неполитичность, профессионализм, ответственность и др. Эти принципы гарантируют эффективное и независимое функционирование государственного аппарата.

Какие виды государственной службы существуют в России?

В России существуют два основных вида государственной службы: государственная гражданская служба и государственная военная и правоохранительная служба. Первая связана с осуществлением административно-хозяйственных функций, а вторая - с обеспечением безопасности и защитой правопорядка.

Какие принципы основывают государственную гражданскую службу?

Государственная гражданская служба в России основывается на принципах профессионализма, компетентности, равенства и достоинства, неполитичности, прозрачности и т.д. Эти принципы гарантируют эффективность и надежность деятельности государственных служащих.

Какие обязанности несут государственные служащие?

Государственные служащие несут обязанность исполнять законные распоряжения и поручения своих руководителей, бережно относиться к служебной информации, соблюдать права и интересы граждан, обеспечивать эффективность и качество предоставляемых услуг и т.д. Важно также соблюдать этические нормы и стандарты поведения в государственной службе.

Что такое государственная служба?

Государственная служба - это вид профессиональной деятельности, осуществляемой гражданами Российской Федерации на должностях государственной службы, направленной на обеспечение реализации государственной политики и исполнение функций государства.