Система и структура органов исполнительной власти
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 20.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности 5
1.2. Виды органов исполнительной власти 8
1.3. Анализ соотношения понятий «система» и «структура» органов исполнительной власти 12
Глава 2. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 15
2.1. Правительство Российской Федерации 15
2.2. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы. Федеральная служба по надзору в конкретной определенной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
В соответствии с закрепленными полномочиями действующим российским законодательством федеральная служба имеет право издавать индивидуальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и иным нормативным правовым актам.
Федеральная служба не имеет права осуществлять свою компетенцию в той сфере деятельности, в которой она не имеет соответствующих полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование осуществляется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. В частности, например, правовое регулирование Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 28.07.2004 года № 976, который утверждает «Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом».
Федеральное агентство представляет собой федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входят функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство возглавляет руководитель федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
в соответствии с закрепленными полномочиями действующим законодательством Российской Федерации федеральное агентство имеет возможность издавать индивидуальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и вышестоящему законодательству.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
К полномочиям федерального агентства можно отнести:
• издание индивидуальных правовых актов, которые должны соответствовать Конституции Российской Федерации и вышестоящему законодательству;
• ведение реестров, регистров и кадастров и так далее.
Правовое регулирование осуществляется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. В частности, например, правовое регулирование Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2004 года № 1146, который утверждает «Положение о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации».
Таким образом, рассмотрев и исследовав систему и структуру федеральных органов исполнительной власти можно сказать, что федеральные органы исполнительной власти включают в себя Правительство Российской Федерации, а также федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Правительство Российской Федерации выступает в качестве высшего органа исполнительной власти. Данный орган исполнительной власти регулирует наиболее важные общественные отношения и решает важнейшие ключевые цели и задачи государственного управления на основании Конституции Российской Федерации, федерального законодательства. При этом Правительство Российской Федерации является коллегиальным органов, имеет определенный круг полномочий, установленный действующим законодательством Российской Федерации.
Помимо Правительства Российской Федерации имеют место и федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Благодаря данным органам происходит разработка государственной политики, контроль и надзор в определенной сфере деятельности и так далее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и исследовав систему и структуру органов исполнительной власти можно подвести итог и сделать определенные выводы.
Орган исполнительной власти является государственным учреждением, который имеет определенных перечень государственных функций для эффективного решения важнейших целей и задач государственного управления. Деятельность осуществляется в рамках определенной территории.
Органы исполнительной власти обладают рядом определенных признаков, отличающих их от иных органов государственной власти: являются государственными учреждениями, деятельность, как правило, носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер; являются составляющим звеном государственного аппарата наряду с государственными органами законодательной и судебной ветвей власти и другие.
Органы исполнительной власти классифицируются по различным основаниям, в частности: исходя из федеративного государственного устройства Российской Федерации выделяются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации; Исходя из характера компетенции органы исполнительной власти выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой, специальной компетенции..
В процессе написания данной работы также были исследованы понятия «система» и структура», а также их соотношение. При исследовании данных понятий было установлено то, что эти они не могут существовать раздельно. Структура не может существовать вне системы.
Систему федеральных органов исполнительной власти составляют Правительство Российской Федерации, а также федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Правительство Российской Федерации осуществляет регулирование наиболее важные общественные отношения и решает важнейшие ключевые цели и задачи государственного управления на основании Конституции Российской Федерации, федерального законодательства.
Благодаря федеральным министерствам, федеральным службам и федеральным агентствам происходит разработка государственной политики, контроль и надзор в определенной сфере деятельности и тому подобное.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законод. РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.
2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 05.02.2014 № 4- ФКЗ) // Российская газета. – 1997. – № 3; // Российская газета. – 2014. – № 27.
3. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 12.03.2014 № 5- ФКЗ) // Российская газета. – 1997. – № 245; // Российская газета. – 2014. – № 59.
4. Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2004 года № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» (в ред. от 20.01.2015, № 26) // Собр. законод. РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3234; // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 4. – Ст. 641.
5. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (в ред. от 20.01.2015 № 26) // Собр. законод. РФ. – 2004. – № 34. – Ст. 3538; // Собр. законод. РФ. – 2015. – № 4. – Ст. 641.
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.09.2004 года № 1146 «Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации» (в ред. от 20.01.2015, № 26) // Собр. законод. РФ. – 2004. – № 37. – Ст. 3712; // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 4. – Ст. 641.
7. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 31.03.2015 № 168) // Собр. законод. РФ. – 2012. – № 22. – Ст. 2754; // Собр. законод. РФ. – 2015. – № 14. – Ст. 2106.
Книги, монографии, учебные пособия
1. Агапов А.П. Административное право: учебник. – М.: Юрайт, 2013. – 683 с.
2. Алехин А.П. Административное право России: учебник – М.: Зерцало-М, 2013. – 640 с.
3. Гончаров И.А. Конституционное право: учебник - М.: Норма, 2012. - 410 с.
4. Дмитриев Ю.А. Конституционное право: учебник - М.: Инфра, 2011. - 712 с.
5. Козлов Ю.М. Административное право: учебник. – М.: Норма, 2011. – 475 с.
6. Коренев А.П. Административное право России: учебник – М.: Норма, 2012. – 398 с.
7. Нечаева А.М. Конституционное право: учебник - М.: Юристъ, 2011. - 357 с.
8. Овсянко Д.М. Административное право России: учебник. – М.: Проспект, 2011. – 429 с.
9. Попов Л.Л. Административное право России: учебник. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.
10. Росинский Б.В. Административное право: учебник. – М.: Норма, 2012. – 537 с.
11. Смоленский М.Б. Административное право: учебник. – М.: Кнорус, 2011. – 537 с.
12. Сырых В.М. Конституционное право: учебник - М.: Норма, 2009. - 327 с.
Научные статьи и публикации
1. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. - 2006. - № 8. - С. 67-83.
2. Чепус А.В. Ответственность как принцип взаимодействия Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. – 2012. - № 6. – С. 8-12.
Овсянко Д.М. Административное право России: учебник. – М.: Проспект, 2011. – С. 90.
Смоленский М.Б. Административное право: учебник. – М.: Кнорус, 2011. – С. 127.
Алехин А.П. Административное право России: учебник – М.: Зерцало-М, 2013. – С. 124.
Овсянко Д.М. Указ. Соч. С. 95.
Попов Л.Л. Административное право России: учебник. – М.: Проспект, 2013. – С. 131.
Росинский Б.В. Административное право: учебник. – М.: Норма, 2012. – С. 97.
Агапов А.П. Административное право: учебник. – М.: Юрайт, 2013. – С. 136.
1. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. - 2006. - № 8. - С. 68.
Коренев А.П. Административное право России: учебник – М.: Норма, 2012. – С. 87.
Вишняков В.Г. Указ. Соч. С. 71.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законод. РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 12.03.2014 № 5- ФКЗ) // Российская газета. – 1997. – № 245; // Российская газета. – 2014. – № 59.
Дмитриев Ю.А. Конституционное право: учебник - М.: Инфра, 2011. - с. 569.
Чепус А.В. Ответственность как принцип взаимодействия Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. – 2012. - № 6. – С. 9.
Гончаров И.А. Конституционное право: учебник - М.: Норма, 2012. - с. 329.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 05.02.2014 № 4- ФКЗ) // Российская газета. – 1997. – № 3; // Российская газета. – 2014. – № 27.
Нечаева А.М. Конституционное право: учебник - М.: Юристъ, 2011. - с. 278.
Гончаров И.А. Указ. Соч. С. 337
Дмитриев Ю.А. Указ. Соч. С. 578.
Сырых В.М. Конституционное право: учебник - М.: Норма, 2009. - с. 267.
Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 31.03.2015 № 168) // Собр. законод. РФ. – 2012. – № 22. – Ст. 2754; // Собр. законод. РФ. – 2015. – № 14. – Ст. 2106.
Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (в ред. от 20.01.2015 № 26) // Собр. законод. РФ. – 2004. – № 34. – Ст. 3538; // Собр. законод. РФ. – 2015. – № 4. – Ст. 641.
Козлов Ю.М. Административное право: учебник. – М.: Норма, 2011. – с. 63.
Росинский Б.В. Указ. Соч. С. 426.
Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2004 года № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» (в ред. от 20.01.2015, № 26) // Собр. законод. РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3234; // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 4. – Ст. 641.
Коренев А.П. Указ. Соч. С. 294.
Указ Президента Российской Федерации от 07.09.2004 года № 1146 «Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации» (в ред. от 20.01.2015, № 26) // Собр. законод. РФ. – 2004. – № 37. – Ст. 3712; // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 4. – Ст. 641.
2
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законод. РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.
2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 05.02.2014 № 4- ФКЗ) // Российская газета. – 1997. – № 3; // Российская газета. – 2014. – № 27.
3. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 12.03.2014 № 5- ФКЗ) // Российская газета. – 1997. – № 245; // Российская газета. – 2014. – № 59.
4. Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2004 года № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» (в ред. от 20.01.2015, № 26) // Собр. законод. РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3234; // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 4. – Ст. 641.
5. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (в ред. от 20.01.2015 № 26) // Собр. законод. РФ. – 2004. – № 34. – Ст. 3538; // Собр. законод. РФ. – 2015. – № 4. – Ст. 641.
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.09.2004 года № 1146 «Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации» (в ред. от 20.01.2015, № 26) // Собр. законод. РФ. – 2004. – № 37. – Ст. 3712; // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 4. – Ст. 641.
7. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 31.03.2015 № 168) // Собр. законод. РФ. – 2012. – № 22. – Ст. 2754; // Собр. законод. РФ. – 2015. – № 14. – Ст. 2106.
Книги, монографии, учебные пособия
1. Агапов А.П. Административное право: учебник. – М.: Юрайт, 2013. – 683 с.
2. Алехин А.П. Административное право России: учебник – М.: Зерцало-М, 2013. – 640 с.
3. Гончаров И.А. Конституционное право: учебник - М.: Норма, 2012. - 410 с.
4. Дмитриев Ю.А. Конституционное право: учебник - М.: Инфра, 2011. - 712 с.
5. Козлов Ю.М. Административное право: учебник. – М.: Норма, 2011. – 475 с.
6. Коренев А.П. Административное право России: учебник – М.: Норма, 2012. – 398 с.
7. Нечаева А.М. Конституционное право: учебник - М.: Юристъ, 2011. - 357 с.
8. Овсянко Д.М. Административное право России: учебник. – М.: Проспект, 2011. – 429 с.
9. Попов Л.Л. Административное право России: учебник. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.
10. Росинский Б.В. Административное право: учебник. – М.: Норма, 2012. – 537 с.
11. Смоленский М.Б. Административное право: учебник. – М.: Кнорус, 2011. – 537 с.
12. Сырых В.М. Конституционное право: учебник - М.: Норма, 2009. - 327 с.
Научные статьи и публикации
1. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. - 2006. - № 8. - С. 67-83.
2. Чепус А.В. Ответственность как принцип взаимодействия Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. – 2012. - № 6. – С. 8-12.
Вопрос-ответ:
Что такое органы исполнительной власти и какие у них признаки?
Органы исполнительной власти - это структуры государственного аппарата, ответственные за реализацию законов и политики государства. Они обладают такими признаками, как провозглашение и выполнение законов, наличие исполнительной компетенции, подчиненность законам и гражданам, а также управление административной структурой.
Какие виды органов исполнительной власти существуют?
Существуют федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные), муниципальные, территориальные и функциональные органы исполнительной власти. Федеральные органы находятся в ведении Правительства Российской Федерации, региональные - в ведении соответствующих региональных органов власти, муниципальные - в ведении органов местного самоуправления.
В чем заключается анализ соотношения понятий "система" и "структура" органов исполнительной власти?
Анализ соотношения понятий "система" и "структура" органов исполнительной власти заключается в изучении их взаимосвязи. Система - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, действующих в определенном порядке для достижения определенной цели. Структура - это организационная форма системы, определяющая характер и порядок взаимодействия ее элементов. Таким образом, система органов исполнительной власти представляет собой совокупность этих органов, а их структура определяет их внутреннюю организацию и взаимодействие.
Какова структура федеральных органов исполнительной власти?
Структура федеральных органов исполнительной власти включает в себя Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государства, федеральные министерства занимаются осуществлением исполнительных функций в определенных сферах деятельности, федеральные службы осуществляют управление отдельными отраслями, а федеральные агентства занимаются решением конкретных задач.
Какие признаки имеют органы исполнительной власти?
Органы исполнительной власти характеризуются следующими признаками: подчиненность исполнительной власти законодательной и судебной властям, выполнение решений законодательной власти и руководство государственным аппаратом, обладание правом издания нормативно-правовых актов, решение вопросов государственного управления, административного устройства и обеспечение функционирования государственной системы.
Какие виды органов исполнительной власти существуют?
Существуют следующие виды органов исполнительной власти: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти муниципальных образований.
Каково соотношение понятий "система" и "структура" органов исполнительной власти?
Понятие "система" обозначает объединение органов исполнительной власти, взаимодействующих между собой в рамках определенных законодательных установок и с использованием определенных принципов. Понятие "структура" описывает организационную форму и порядок взаимосвязи между подразделениями и должностными лицами внутри каждого органа исполнительной власти.
Какие органы исполнительной власти существуют на федеральном уровне?
На федеральном уровне существуют такие органы исполнительной власти, как Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.