Анализ нормативно - правовых документов регламентирующих сервитут
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 26.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты земельного сервитута в гражданском праве России………………………………………………………………………7
1.1. Сервитут как институт вещного права…………………………………7
1.2. Объекты и субъекты земельного сервитута………………...…………11
1.3. Классификация сервитута в земельном праве российского законодательства…………………………………………………………………...13 Глава 2. Анализ сервитута, как одного из видов права собственности на примере конкретного земельного участка, находящегося в государственной собственности……………………………………………….17
2.1. Характеристика земельного участка, подлежащего сервитуту……17
2.2. Установление сервитута в отношенииземельного участка, находящегося в государственнойили муниципальной собственности………17
Глава 3. Анализ возникновения и прекращения сервитута…………21
3.1. Правовой анализ оснований возникновения и прекращения земельного сервитута в российской правовой системе………………...………..21
3.2. Перспективы развития земельного сервитута в системе вещных прав
Заключение…………………………………………………………………...29
Список используемой литературы………………………………………31
На основании подобных дискуссионных факторов появилась необходимость в закреплении за владелцем одного земельного участка права пользования в известном отношении чужой землей, как правилоземлей соседа [5,88].Земельный сервитут должен был неразрывно быть связан с господствующим участком. История развития земельных сервитутов – это история развития частной собственности на землю Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с правилами, установленными Федеральным Законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – Закон о регистрации). Сервитуты вступают в юридическую силу только после их регистрации в Едином государственном реестре прав. Также,прекращения сервитутов подлежит государственной регистрации [4] Для регистрации сервитута в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, нужно представить:- заявление собственника о государственной регистрации сервитута или заявление субъекта, в выгоду которого установлен сервитут (когда устанавливается публичный сервитут, то заявление о регистрации надается органом государственной власти или органом местного самоуправления);- документ, который свидетельствующий об оплатеза государственную регистрацию в установленном законодательством размере;- документ, подтверждающий личность заявителя или его представителя;- документ, доказывающий об установлении сервитута. Подобным важным документомможет быть: договор (соглашение) лиц об установлении частного сервитута, копия распорядительного акта соответствующего государственного органа об установлении публичного сервитута или судебное решение об установлении сервитута;-если это предприятия, то есть юридическое лицо, то нужны еще учредительные документы правообладателя сервитута и юридического лица, на основании договора с которым сервитут установлен (если говорить о частном сервитуте);- документы, доказывающие права управляющих руководителей юридических лиц на подписание соответственных документов;- документы, представляющие земельный участок, по отношению которого устанавливаетсясервитут (кадастровый план участка). Но нужно учитывать, что если сервитут относится ко всему земельному участку, надавать кадастровый план земельного участка не нужно. Если сервитут относится только к части земельного участка, то предоставление кадастрового плана участка обязательно, причем на нем должна быть отмечена сфера действия сервитута (п. 2 ст. 27 Закона о регистрации);· другие нужные документы для проведения регистрации.При регистрации сервитута на определенный земельный участок нужно, чтобы в Едином государственном реестре прав было зарегистрировано само право на земельный участок, обременяемый сервитутом [10,112.]Частный сервитут вводится с целью предоставления конкретных заинтересованностей (нужд). Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, трубопровода и связи, обеспечения мелиорации и водоснабжения, а также иных потребностей собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Федеральный закон от 3.08.1995 г. "О племенном животноводстве" предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота [6,51].Современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе судебного решения, договора, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме). Это положение закреплено в п. 3 ст.274 ГК РФ. Исключением из этого правила является возможность заключения договора об установлении водного или лесного частных сервитутов не с собственниками водных объектов и участков лесного фонда, а с пользователями (ч.3 ст.43 ВК РФ и ст.ст.1, 17, 21 ЛК РФ). Другой стороной является сервитуарий – лицо, в пользу которого устанавливается сервитут. Таким лицом может быть субъект, обладающий участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Если сервитутом обременяется здание, сооружение и другое недвижимое имущество, сервитуарием может быть собственник зданий, сооружений, а также обладатели права хозяйственного ведения и права оперативного управления на эти объекты (ст.294, 296 ГК РФ). В договоре об установлении сервитута должны быть указаны предмет договора и цена, т.к. этот договор возмездный (п.5 ст.274 ГК РФ). Что касается условия о сроке действия сервитута, то оно является необязательным. Если в договоре срок не определен, он все равно считается заключенным на неопределенный срок и подлежит государственной регистрации [16.144].Основою для возникновения сервитута может бытьсудебное решение вступившее в законную силу, вынесенное по иску лица, требующего предоставления сервитута. Возможность установления сервитутов на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрена только в отношении частных лесных сервитутов (ч.2 ст. 21 ЛК РФ). Такой способ возникновения сервитутов базируется на общих нормах гражданского права, допускающих возникновение гражданских прав (в том числе и вещных) посредством издания административных актов в случаях, прямо предусмотренных законом (ст.8 ГК РФ и ст.17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Разрешается возникновение сервитута в силу прямого указания закона. К примеру, при продаже земельного участка с сохранением за продавцом или законодателем права собственности на здания, сооружения и другую недвижимость, находящуюся на отчужденной земле (ст. 340, ч.2 ст.553 ГК РФ, ст.64 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" [4].Статья 276 ГК РФ обозначает 2 причины для завершения частного сервитута: это судебное решение и расторжение договора. Организатором прекращения сервитута в таких случаях является собственник участка, обремененного сервитутом. При судебном решении это недопустимость примененияземельного участка согласно с назначением в итоге обременения его сервитутом. Во втором, основанием прекращения сервитута представляется отпадание причин, по которым он был установлен. Во втором случае – невозможность использования земельного участка в соответствии с назначением в результате.Частный сервитут так же может прекращаться и в других случаях, например:- при уничтожении объекта сервитутного права (пересох водный источник);- при изъятиидлямуниципальных или государственных потребностей служащего земельного участка;- при завершении периода (строка) действия срочного сервитута и другие.Субъектами, обремененных лесными иводными сервитутами, согласно со ст. 42, 55 ВК РФ и ст.ст.17, 21, 22 ЛК РФ являются не собственники водных объектов и участков лесного фонда (РФ и субъекты РФ), а пользователи (юридические лица и граждане), лесные и водные сервитуты прекращаются в связи с прекращением права пользования водным объектом или участком лесного фонда. Прекращение частного сервитута подтверждается специальным штампом погашения, который ставится на регистрационном реестре (п.62, 64 правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. №219).3.2 Перспективы развития земельного сервитута в системе вещных правСовременное законодательство, регулирующее правоотношения, сопряженные с установлением сервитутов, привлекает внимание сходством между разными юридическими механизмами и стремится соединить регулирующие принципы в общий закон о сервитутах.На сегодняшний день готовится проект Закона «О сервитутах», какой, безусловно, будет руководящим, важным документом для юристов. Так как, сервитуты представлены фундаментальными, направленным на рынок инструментом с целью упорядочения земельных отношений в сегодняшнем обществе, и закон максимально должен поддерживать их применение в рамках норм права. Нынче публичный сервитут считается скорее мерой управленческого влияния, нежелиинститутом гражданско-правового регулирования. На мой взгляд, лучше было быпредвидеть в российском законодательствеокончание земельного сервитута согласно сроку давности. Установленный на конкретный срок, сервитут обязан прекращаться, в случае если согласно истечении строка он не был продлен. В прочем, сервитуты считаются инструментом для регулирования земельных отношений в современном обществе. И поэтому, закон обязан в наибольшей степени поддерживать их применения в рамках законодательных, конституционных норм и норм общественного уклада, они обязаны обладать юридической силой, за исключением тех ситуаций, если имеются значительные основания, мешающие этому[19,226].В случаи, если не поднимать вопрос верности использования терминов, нужно признать, что в переходный период от исключительной государственной собственности на землю к многообразию форм собственности на нее, институт публичного сервитута считается нужным и необходимым правовым инструментом, который позволяет избежать злоупотреблений со стороны новых собственников. Вследствие проделанного изучения можносформулировать последующие отличительные характерные черты, свойственные институту сервитута. Прежде всего, характерную его черту составляет, являющееся ему вещное свойство. Возможность использования чужой вещью вяжется с последней, а не с субъектом права собственности, а потому, к кому бы и по какой бы сделке вещь ни перешла, это обстоятельство не влияет на силу сервитута. С этой стороны сервитут противополагаться использованию чужой вещью, что базируетсяна обязательственном отношении, так как в последнем случае право пользования строится зависимо от лица собственника вещи. Кажется, что для установления сервитутов, с помощью каких допускается разрешать большой круг проблем, присутствует достаточная правовая база. Но нужно отметить, что в одних ситуациях в законодательстве предусмотрен и определен вид сервитутов, а в других - нет. Установить вид сервитута и тем самым определить его порядок, а также содержание можно только лишь путем оценки тех отношений, какие формируются по поводу установления сервитута, что, безусловно, не может не вызвать трудностей в использовании указанных норм на практике [8,39].Важной особенностью современного российского подхода к регулированию сервитутных отношений является установление законодателем их возмездного характера. Согласно п.5 ст.274 ГК, собственник участка, обремененный сервитутом, вправе потребовать от лиц, в интересах которого установлен сервитут вносить соразмерную плату за пользование участком. Возмездностьсервитутных отношений – это та специфическая новелла, которая свидетельствует о самостоятельности российского законодательства в подходах к нормативному регулированию сервитутов.В целях более комфортного и точного использования института земельного сервитута на практике, нужно привести нормы о сервитутах в конкретную систему. Предоставить точное представление о сервитуте и его классификацию. Законодательно регулировать методы исполнения, прекращения и в особенности защиты. К сожалению, в настоящее время, в российском правеподобная строгая концепция никак не отслеживается. Сервитутам за рубежом посвящаются нормы гражданского кодекса, в нашем же законодательстве нормы о сервитутах размещены в разных отраслях права. Исследовал современную российскую конструкцию земельных сервитутов можно аргументировать ее недостаток, связанный с отсутствием точной систематизации сервитутов, без какой неосуществимо и невозможно их удачное управление системой обладающей сильно проявленный комплексный характер. Эта классификация обязана быть зафиксированаположениями Гражданского кодекса РФ, который должен владеть огромнойюридической силой в проблемах регулирования правоотношений, сопряженныхс сервитутами, в том числе и земельными (принимая во внимание в таком случае, что земля считается объектом вещного права). Так как именно Гражданский кодекс должен обеспечить единообразие толкования понятия сервитута, систематизации, методов определения, исполненияи защиты [21,55].Заключение Ограничение земельных ресурсови непрерывное повышение необходимостив земельных участках издавна востребовали от юридической науки формирования подобных систем, которые б уменьшили дискуссии и споры, сберегая, с одной стороны, землепользование какое имеется, а, с другой стороны, гарантировали б круг интересов иных владельцев связанных с земельными участками, так и других объектов недвижимости. Собственно таким образом появилось право сервитутов.Первоначально следует проанализировать само понятие «земельный сервитут» согласно законодательству РФ. Непосредственно Гражданский кодекс РФ в статьи 274, часть 1 определяет, что является сервитутом, как ограниченное пользование чужим земельным участком. В совокупности оно соответствует традиционной концепции сервитута, которая была установлена в государствах континентальной Европы, в которых возможность использования чужой собственности (подчиненное владение) прикрепляется к участку земли (доминирующее владение).Вместе с этим разделяют частный и публичный, постоянный и срочный сервитут. Земельный кодекс определяет понятия публичного сервитута, как устанавливаемое решением либо исполнительной власти, в качестве инструмента, обеспечивающего интересы государства, либо местного самоуправления или населения, без изъятия земельных участков. В данном случае непременно предусматриваются итоги заявленного общественного слушания, в каком владельцы земляного земельного участка, полномочия и круг интересов каких затрагиваются при образовании публичного сервитута, имеют право предъявить требования и компенсацию с органов, его установивших.Устанавливается публичный сервитут при надобности: проезда или прохода через земельный участок. Также земельный участок используют для целей ремонта инженерных, коммунальных, электрических или иных линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Помещатьна участке геодезические з и межевые и знаки и подъезды к ним;использовать земельный участок в целях рыболовства и охоты; временного использования земельным участком в целях проведения исследовательских,изыскательских и других работ;Сравнительно с частным сервитутом, который устанавливается согласно договору сторон либо по судебному решению, публичный сервитут вводится законом либо другим нормативно - правовым актом Российской Федерации, нормативно - правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативно - правовым актом органа местного самоуправления.Таким образом, земельный сервитут занимает особое место среди вещных прав на землю. Смысл и актуальность данной темы устанавливаютсяособо важным значением земельного института в современном земельном и гражданском правах. Данное положение дел связано с тем, что сервитут относят к вещным правам, аследовательно и существовать он будет до тех пор, пока существует сама вещь.Список используемой литературы1.Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 // Собрание законодательства. – 1994. - № 32. – ст.3301. 2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / отв. ред. О.Н. Садиков. – 2-е изд., испр. и доп., с исп. судебно-арбитражной практики. – М.: КОНТАКТ, ИНФРА-М, 2005. – 940 с.3.Земельный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства. – 2001. – 29 октября. - № 44. – ст.4197. 4.О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федеральный закон от 21.07.1997. // Собрание законодательства. – 1997. - № 30. – ст.3594. 5.Андреев, Ю. О сервитутах / Ю. Андреев // Хозяйство и право. – 2004. - № 5. – с.85-89. 6.Дмитриев, А. Частный сервитут – проблемы правоприменения в условиях городского землепользования / А. Дмитриев // Хозяйство и право. – 2005. - № 9. – с. 49-52. 7.Ким, Д.Ч. Проблемы теории и практики применения частного сервитута / Д.Ч. Ким // Журнал Российского права. – 2007. - № 6. – с. 132-140. 8.Лукьяненко, А.В. Земельный сервитут: закон, теория, практика / А.В. Лукьяненко // Гражданское право. – 2005. - № 3. – с.35-39. 9.Маленина, М.Н. Публичные сервитуты / М.Н. Маленина // Законодательство. – 2000. – № 9. – с. 29-35.10.Медведев, С. Земельный сервитут в контексте земельного и гражданского законодательства / С. Медведев // Хозяйство и право. – 2003. -№ 11. – с.109-112. 11. Суханов, Е.С. Ограниченные вещные права / Е.С. Суханов // Хозяйство и право. – 2005. - № 1. – с.5-18.12. Резник, Ж. Я. // Публичный земельный сервитут по российскому гражданскому праву: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук 13. Копылов А.В. Вещные права на землю. - М.: Статут, 1999. - С.59.14. Гартина Ю.А. Становление и развитие земельных сервитутов // Правовая политика государства: теория, история, практика : сборник научных статей / отв. ред. Н.Г. Карнишина. - Вып. 3. - Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - С. 38- 43. (0,4 п.л.).Тимонина Ю.В. Ограничение вещных прав на землю. – М.: 2008. – №1.16. Гражданское право. Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. С.-П. 17. Овчинникова А.Т. Право ограниченного пользования чужим земельным участком. – СПб.: Питер, 2007. Харьков. В. Правовое регулирование земельных сервитутов// Хозяйство и право. – 2006. – №9. – С.29. Гражданское право. Под ред. Л.Ю. Грудцыной и Л.А. Спектор. М. 2008.ФЗ от 21.07.97г. " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".Иконицкая И.А. Право собственности и другие вещные права на защиту. Гражданский кодекс РФ научно-практический комментарий, М., «Бек», с. 45Гражданско-правовое регулирование института сервитута в России и в зарубежных странах: Дис. канд. юрид. наук: Волгоград, 2002 192 c.
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 // Собрание законодательства. – 1994. - № 32. – ст.3301.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / отв. ред. О.Н. Садиков. – 2-е изд., испр. и доп., с исп. судебно-арбитражной практики. – М.: КОНТАКТ, ИНФРА-М, 2005. – 940 с.
3. Земельный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства. – 2001. – 29 октября. - № 44. – ст.4197.
4. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федеральный закон от 21.07.1997. // Собрание законодательства. – 1997. - № 30. – ст.3594.
5. Андреев, Ю. О сервитутах / Ю. Андреев // Хозяйство и право. – 2004. - № 5. – с.85-89.
6. Дмитриев, А. Частный сервитут – проблемы правоприменения в условиях городского землепользования / А. Дмитриев // Хозяйство и право. – 2005. - № 9. – с. 49-52.
7. Ким, Д.Ч. Проблемы теории и практики применения частного сервитута / Д.Ч. Ким // Журнал Российского права. – 2007. - № 6. – с. 132-140.
8. Лукьяненко, А.В. Земельный сервитут: закон, теория, практика / А.В. Лукьяненко // Гражданское право. – 2005. - № 3. – с.35-39.
9. Маленина, М.Н. Публичные сервитуты / М.Н. Маленина // Законодательство. – 2000. – № 9. – с. 29-35.
10. Медведев, С. Земельный сервитут в контексте земельного и гражданского законодательства / С. Медведев // Хозяйство и право. – 2003. -№ 11. – с.109-112.
11. Суханов, Е.С. Ограниченные вещные права / Е.С. Суханов // Хозяйство и право. – 2005. - № 1. – с.5-18.
12. Резник, Ж. Я. // Публичный земельный сервитут по российскому гражданскому праву: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
13. Копылов А.В. Вещные права на землю. - М.: Статут, 1999. - С.59.
14. Гартина Ю.А. Становление и развитие земельных сервитутов // Правовая политика государства: теория, история, практика : сборник научных статей / отв. ред. Н.Г. Карнишина. - Вып. 3. - Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - С. 38- 43. (0,4 п.л.).
15. Тимонина Ю.В. Ограничение вещных прав на землю. – М.: 2008. – №1.
16. Гражданское право. Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. С.-П.
17. Овчинникова А.Т. Право ограниченного пользования чужим земельным участком. – СПб.: Питер, 2007.
18. Харьков. В. Правовое регулирование земельных сервитутов// Хозяйство и право. – 2006. – №9. – С.29.
19. Гражданское право. Под ред. Л.Ю. Грудцыной и Л.А. Спектор. М. 2008.
20. ФЗ от 21.07.97г. " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
21. Иконицкая И.А. Право собственности и другие вещные права на защиту. Гражданский кодекс РФ научно-практический комментарий, М., «Бек», с. 45
22. Гражданско-правовое регулирование института сервитута в России и в зарубежных странах: Дис. канд. юрид. наук: Волгоград, 2002 192 c.
Вопрос-ответ:
Что такое сервитут в гражданском праве России?
Сервитут в гражданском праве России - это институт вещного права, предоставляющий право лицу (сервитутодержателю) на ограниченное пользование земельным участком, находящимся в частной собственности другого лица (сервитутодержателя).
Какие объекты и субъекты земельного сервитута в гражданском праве России?
Объектами земельного сервитута могут быть как земельные участки, так и различные объекты на них (постройки, сооружения и т.д.). Субъектами сервитута являются два лица - сервитутодержатель (которому предоставляются права на использование земельного участка) и сервитутодержатель (владелец земельного участка).
Какими факторами классифицируется сервитут в земельном праве России?
Сервитуты в земельном праве России классифицируются по нескольким факторам, таким как: по возникновению (договорные и наследуемые), по предмету (сервитуты на земельные участки и на объекты на земле), по сроку действия (временные и постоянные) и т.д.
Какие особенности сервитута как вида права собственности можно выделить?
Особенности сервитута как вида права собственности включают: ограничение права собственности на земельный участок, возможность передачи сервитута от одного лица другому, осуществление прав по сервитуту без самостоятельного владения земельным участком и другие.
Можно ли привести примеры сервитутов в гражданском праве России?
Да, в гражданском праве России есть несколько примеров сервитутов, например, сервитут на проезд через земельный участок, сервитут на строительство и эксплуатацию линейных объектов и другие.
Что такое земельный сервитут?
Земельный сервитут - это право на пользование чужой землей в определенных целях, установленных законодательством. Владелец земли сохраняет право собственности на нее, но обязан допустить другого лица к пользованию землей с определенными ограничениями и пожеланиями.
Каковы объекты и субъекты земельного сервитута?
Объектами земельного сервитута могут быть различные земельные участки, как гражданского, так и коммерческого использования. Субъектами земельного сервитута являются владелец земельного участка, устанавливающий ограничения на использование своей земли, и лицо, имеющее право пользования этой землей.
Какую классификацию существует в земельном праве России для сервитута?
Существует несколько видов сервитутов в земельном праве России, включая применение общественных сервитутов, санитарно-охранительными сервитутами, транзитными сервитутами и др. Они все имеют свои особенности и назначение в соответствии с законодательством.
Каковы теоретические аспекты земельного сервитута в гражданском праве России?
Теоретические аспекты земельного сервитута в гражданском праве России включают в себя изучение его концепции, общих принципов и понятий, а также анализ его роли и значимости в системе вещного права. Это важно для понимания правовых аспектов и применения сервитута в практике.
Можно ли считать сервитут одним из видов права собственности?
Да, сервитут можно считать одним из видов права собственности, но с определенными ограничениями. Владелец земли сохраняет право собственности на нее, но обязуется допустить другое лицо к пользованию землей с определенными ограничениями и условиями.