Исследование интроверсии и экстраверсии в психологии
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 08.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ КАК ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА 6
1.1. Общая характеристика индивидных свойств человека. 6
1.2. Экстраверсия и интроверсия как индивидные свойства человека ………………………………………………………………………..12
Выводы к 1 главе 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ – ИНТРОВЕРСИИ 21
2.1. Проявления экстраверсии и интроверсии 21
2.2. Методика, процедура и результаты эмпирического исследования интроверсии-экстраверсии 26
Выводы ко 2 главе 31
ВЫВОДЫ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Один сосредоточен на объекте, другой – на субъекте и в зависимости от этого в целом меняется их поведение и отношение к миру, к деятельности. От этого зависят их интересы и способы получения информации и выполнения работы. Соответственно формируются разные ценности и пристрастия. Для человека очень важно понимать особенности как своего типа, так и типа окружающих его людей для того, чтобы эффективно взаимодействовать и достигать поставленных целей. Причем не достаточно определит свой тип опытным путем и прочитать основную интерпретацию к тесту. Для того, чтобы глубже понять особенности того или иного психотипа, следует изучить достаточно большое количество источников.2.2. Методика, процедура и результаты эмпирического исследования интроверсии-экстраверсииДиагностика проводилась в группе студентов специальности «Психология», состоящей из десяти человек в возрасте 19-21 год.Гендерный состав группы: 6 девушек и 4 парня.Для диагностики использовался тест Г.Айзенка. Методика представляет собой опросник, состоящий из 57 вопросов. Из них 24 на выявлении экстраверсии – интроверсии, 24 на выявление невротизма – эмоциональной устойчивости. Оставшиеся 9вопросов - диагностируют ложь. Методика диагностики типа темперамента Г. Айзенка полностью приведена в приложении (Приложение А).В целом тест нацелен на определение типа темперамента. Тип темперамента определяется в результате соотношения экстраверсии – интроверсии и эмоциональной устойчивости – нейротизма.Интерпретация происходит следующим образом: на графике проставляем полученные результаты по шкале экстраверсии и нейротизма и попадаем в определенный квадрант оси координат. Возможны 4 вида сочетаний. Сочетание экстраверсии и нейротизма свидетельствует о холерическом темпераменте; экстраверсии и эмоциональной устойчивости – о сангвиническом темпераменте. Соотношение интроверсия и нейротизм – говорят о меланхолическом темпераменте и соответственно интроверсия и эмоциональная устойчивость – о флегматическом.По шкале лжи сразу можно определить являются ли результаты теста достоверными. В случае, если результаты не являются достоверными дальнейшая интерпретация не имеет смысла.Обследуемым выдаются бланки и дается инструкция. Инструкция и бланк приведены вместе с методикой в приложении (Приложение А).При выполнении теста рекомендуется отвечать на вопросы теста объективно, не приукрашивая и не изменяя особенности своего поведения.Даются указания относительно того как отвечать на вопросы тестов: на вопросы тестов следует отвечать объективно. Если на вопрос теста обследуемый не может дать определенный ответ, следует рекомендовать ему воспользоваться следующим приемом: следует ответить на вопрос: какой ответ больше подходит (характеризует) – «скорее да, чем нет» или «скорее нет, чем да».Все ответы заносятся в бланк.Далее, пользуясь ключом, определяем количество баллов по экстраверсии и интроверсии, и результат проставляем на графике.С помощью графика определяем тип темперамента.Надо сказать, что существует несколько графиков (схем) для определения особенностей темперамента. Это может быть круг Айзенка (Рис 2.1)Рисунок 2.1.Может быть представлен просто в виде системы координат (Рис 2.2.)Рисунок 2.2.Схема определения типа темпераментаНейротизм18Меланхолик 16 Холерик14Интроверсия 12 Экстраверсия2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 228Флегматик 6 Сангвиник420Эмоциональная устойчивостьНас в большей мере интересует диагностика определения интроверсии – экстраверсии. Поэтому для нас вид графика не имеет принципиального значения. Мы можем воспользоваться любым вариантом. В своей работе мы использовали схему определения темперамента.Данная методика дает возможность определить несколько уровней экстраверсии – интраверсии.Если по шкале экстраверсии мы получаем более 19 баллов, это свидетельствует о том, что человек яркий экстраверт, значения 15 - 19 говорит о экстраверсии (стандартный, средний уровень), результат от 12 до 14 – склонность к экстраверсии.Интроверсия будет определяться следующим образом: от 9 до 12 – склонность к интроверсии, 5-9 - интроверт и если результат меньше 5 – это глубокий интроверт.Полученные результаты мы представили в виде таблицы (Табл 2.3.)Таблица 2.3.Результаты эмпирического исследования№Результаты по шкале экстраверсииРезультаты по шкале нейротизмаТип экстраверсии - интроверсииТип темперамента1814ИнтровертМеланхолик21118Склонность к интроверсииМеланхолик3166ЭкстраверсияСангвиник4106Склонность к интроверсииФлегматик5611ИнтровертФлегматик6204Яркий экстравертСангвиник7916Склонность к интроверсииМеланхолик81714ЭкстравертХолерик91910ЭкстравертСангвиник101615ЭкстравертХалерикВ данной группе по результатам обследования два человека, что составляет 20% являются интровертами; склонны к интроверсии три человека, что составляет 30%; 4 человека – 40% являются экстравертами и один человек (10%) – яркий экстраверт.Вместе с тем распределение по типу темперамента следующее: сангвинический темперамент у трех человек, что составляет 30%, меланхоликов тоже 3 человека, что также составляет 30%, холериков – два человека (20%) и флегматиков тоже два человека, что составляет 20%.В целом следует заметить, что если смотреть на выраженность нейротизма и экстраверсии в определенном типе темперамента, то мы увидим разное числовое значение, что свидетельствует о том, что люди с одним и тем же темпераментом будут вести себя по-разному. То есть внутри каждого темперамента есть еще и подвиды о чем так же свидетельствует и круг Айзенка. Данное наблюдение говорит о том, что определение темперамента так же как и определение экстраверсии не сводится к «слепому» выполнения методики и выяснению общих значений. Это также требует более детального изучения. Исследование темперамента не является темой нашей работы, однако в дальнейшем может быть ее продолжением.Выводы ко 2 главеВо второй главе внимание уделялось основным характеристикам экстраверсии – интроверсии и особенностям их проявления.В первую очередь анализировались основные базовые отличия в зависимости от источника энергии, в зависимости от ощущения внешнего возбуждения и особенностей взаимодействия, а также от восприятия понятий глубины и широты, предложенные К. Юнгом.Вместе с тем, в результате анализа многочисленных характеристик, предложенных различными авторами, была предложена общая характеристика поведения экстравертов и интровертов.Было проведено эмпирическое исследование экстраверсии – интроверсии с использованием теста Г. Айзенка. Подробно описана методика и ее возможности.Исследование проводилось в группе студентов специальности «Психология», состоящей из десяти человек в возрасте 19-21 год. Гендерный состав группы: 6 девушек и 4 парня.В данной группе по результатам обследования два человека, что составляет 20% являются интровертами; склонны к интроверсии три человека, что составляет 30%; 4 человека – 40% являются экстравертами и один человек (10%) – яркий экстраверт.Вместе с тем распределение по типу темперамента следующее: сангвинический темперамент у трех человек, что составляет 30%, меланхоликов тоже 3 человека, что также составляет 30%, холериков – два человека (20%) и флегматиков тоже два человека, что составляет 20%.Вместе с тем, был подчеркнут тот факт, что в зависимости от выраженности интроверсии - экстраверсии определяется ее уровень и тип темперамента.ВЫВОДЫПонятие экстраверсии – интроверсии исследовалось учеными на протяжении достаточно большого промежутка времени представителями различных школ и направлений.Прежде чем уделит внимание данным понятиям, нами были рассмотрены индивидные свойства человека, включая конституциональные и нейродинамические.Уделялось внимание исследованиям конституционных типологий, а также исследованиям темперамента. Акцентировалось внимание на исследованиях таких ученых как Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин.Надо заметить, что понятия интроверсии и экстраверсии имеет много определений. Тип личности это важная характеристика человека, сопровождающая его в течение жизни. Поэтому исследованию этих явлений стоит уделить достаточное внимание.Далее было рассмотрены исследования в области экстраверсии – интроверсии.Известно, что отцом этих понятий был К.Г. Юнг. В данной курсовой работе особое место уделялось его теории, рассмотрена природа экстраверсии – интроверсии, свойства и ключевые признаки этих явлений, основные отличия этих типов согласно трактовке ученого. К. Юнгом были проанализированы особенности «крайних» проявлений экстраверсии – интроверсии и возможные при этом психические отклонения.Во второй главе был проведен детальный анализ изучаемых понятий. Даны характеристики этих типов. Для удобства восприятия и наглядности классификации и сравнительные характеристики представлены в виде таблиц.Во втором разделе второй главы нами было проведено экспериментальное исследование с использованием методики Айзенка на определение типов темперамента.Известно, что согласно этой методике, темперамент определяется соотношением экстраверсии и интроверсии. Именно поэтому данная методика подходит для исследования этих типов.В исследовании участвовали 10 человек.Результаты исследования были представлены в виде сводной таблицы, по результатам исследования сделаны соответствующие выводы.В целом можно заметить, что в результате выполнения работы, нами были выполнены все поставленные задачи, что в свою очередь привело к осуществлению поставленной цели.В работе полностью раскрыты предмет и объект исследования.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАйзенк, Г. Ю. Структура личности. — СПб: Ювента. —М.: КСП+, 1999. – 417 с.Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: "Когито-центр", 2000. – 263 с.Альбульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 1998. – 285 с.Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. // Соционика, ментология и психология личности. 1996 – NN 1-3. – С 117 -135.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ, 1988. – 431 с.Букалов А.В. Соционика, типология Юнга и Майерс - Бриггс: сходства и различия. // Соционика, ментология и психология личности. 1998. - № 4. – С 75 – 82.Егорова М. С., Психология индивидуальных различий, - М. Просвещение, 1997. – 194 с.Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск: Минск, 1960. – 274 с.Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.: Просвещение,1981г. – 169 с.Знаков В.В. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания // Вестник МГУ. – 1911. – Серия 14. Психология, №3. – С. 18 – 29.Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону, 1998. – 183 с.Мерлин В. С. Принципы психологической характеристики типов личности.- В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М.: Просвещение, 1974. – 216 с.Небылицин В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий, - М.: Просвещение, 1976. – 378 с.Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики», М.: Прогресс, 1999. – 318 с.Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. – М.: Просвещение, - 2001. – 357 с.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2000. – 412 с.Платонов К.К., Голубев Г.Г. Личность как объект социальной психологии: Психологическийжурнал. – 1997. - №3. – С 82 – 89.Практическая диагностика. Методы и тесты. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - М.Прогресс, 1998. - 364с.Психологическое тестирование / раздел 7/ личность: опросниковые методики/ часть 1/ тексты опросников / Пенза: Арест, 1990. – 124 с.Психология. Словарь. Составитель Л.А. Карпенко / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 512 сПылаева Н.М., Ахутина Т.В. Нейропсихология и школа // Вестник МГУ. – 1911. – Серия 14. Психология, №2. – С. 116—122.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003. - 471 с.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Просвещение, 1982. – 168 с.Тихонов А.П. Соционика и типоведение - сходство и различия // Соционика, ментология и психология личности. – 1998. - № 4. – С 54-60.Юнг К.Г. "Психологические типы" / Под ред. В. Зеленского. Пер с нем. С. Лорие. – СПб: Азбука, 2001, - 357с.Интроверсия – экстроверсия[Электронный ресурс]. – Режим доступаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%F0%EE%E2%E5%F0%F1%E8%FF_%97_%FD%EA%F1%F2%F0%E0%E2%E5%F0%F1%E8%FFИнтроверсия – экстраверсия по [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttp://www.psychologos.ru/articles/view/introversiya_-_ekstraversiya_po_yungu/Экстраверт и интроверт по Айзенку [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.psychologos.ru/articles/view/ekstravert_i_introvert_po_ayzenku
1. Айзенк, Г. Ю. Структура личности. — СПб: Ювента. — М.: КСП+, 1999. – 417 с.
2. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: "Когито-центр", 2000. – 263 с.
3. Альбульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 1998. – 285 с.
4. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. // Соционика, ментология и психология личности. 1996 – NN 1-3. – С 117 -135.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ, 1988. – 431 с.
6. Букалов А.В. Соционика, типология Юнга и Майерс - Бриггс: сходства и различия. // Соционика, ментология и психология личности. 1998. - № 4. – С 75 – 82.
7. Егорова М. С., Психология индивидуальных различий, - М. Просвещение, 1997. – 194 с.
8. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск: Минск, 1960. – 274 с.
9. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.: Просвещение,1981г. – 169 с.
10. Знаков В.В. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания // Вестник МГУ. – 1911. – Серия 14. Психология, №3. – С. 18 – 29.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону, 1998. – 183 с.
12. Мерлин В. С. Принципы психологической характеристики типов личности.- В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М.: Просвещение, 1974. – 216 с.
13. Небылицин В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий, - М.: Просвещение, 1976. – 378 с.
14. Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики», М.: Прогресс, 1999. – 318 с.
15. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. – М.: Просвещение, - 2001. – 357 с.
16. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2000. – 412 с.
17. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Личность как объект социальной психологии: Психологический журнал. – 1997. - №3. – С 82 – 89.
18. Практическая диагностика. Методы и тесты. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - М.Прогресс, 1998. - 364с.
19. Психологическое тестирование / раздел 7/ личность: опросниковые методики/ часть 1/ тексты опросников / Пенза: Арест, 1990. – 124 с.
20. Психология. Словарь. Составитель Л.А. Карпенко / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 512 с
21. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Нейропсихология и школа // Вестник МГУ. – 1911. – Серия 14. Психология, №2. – С. 116—122.
22. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003. - 471 с.
23. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Просвещение, 1982. – 168 с.
24. Тихонов А.П. Соционика и типоведение - сходство и различия // Соционика, ментология и психология личности. – 1998. - № 4. – С 54-60.
25. Юнг К.Г. "Психологические типы" / Под ред. В. Зеленского. Пер с нем. С. Лорие. – СПб: Азбука, 2001, - 357с.
26. Интроверсия – экстроверсия [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%F0%EE%E2%E5%F0%F1%E8%FF_%97_%FD%EA%F1%F2%F0%E0%E2%E5%F0%F1%E8%FF
27. Интроверсия – экстраверсия по [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.psychologos.ru/articles/view/introversiya_-_ekstraversiya_po_yungu/
28. Экстраверт и интроверт по Айзенку [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.psychologos.ru/articles/view/ekstravert_i_introvert_po_ayzenku
Вопрос-ответ:
Что такое экстраверсия и интроверсия?
Экстраверсия и интроверсия - это индивидуальные свойства человека, которые описывают его предпочтение в поведении и социальной активности. Экстраверты склонны к общению, поиску новых впечатлений и стимулов извне, в то время как интроверты предпочитают внутренний мир, интроспекцию и предпочитают уединение.
Какие выводы можно сделать из первой главы статьи?
Из первой главы статьи можно сделать выводы о том, что индивидные свойства человека являются важными и играют роль в его поведении. В частности, экстраверсия и интроверсия являются двумя противоположными типами личности, которые влияют на предпочтения в общении и социальной активности.
Как проявляются экстраверсия и интроверсия?
Экстраверты проявляются активными в общении, энергичными, общительными и ищущими новые развлечения и стимулы. Интроверты, напротив, более замкнуты, предпочитают уединение, задумчивы и склонны к рефлексии.
Как проводилось эмпирическое исследование экстраверсии и интроверсии?
Методика исследования экстраверсии и интроверсии включала процедуру анкетирования, использующую стандартизированный опросник, и анализ результатов. В результате исследования были выявлены различия в проявлении этих личностных черт у разных групп испытуемых.
Какие результаты получены в результате эмпирического исследования?
Результаты эмпирического исследования показали, что экстраверты и интроверты различаются в своем поведении и предпочтениях. Экстраверты проявляют более активную социальную активность, общительность и стремление к новым впечатлениям, в то время как интроверты предпочитают уединение и более замкнуты в общении.
Что такое экстраверсия и интроверсия?
Экстраверсия и интроверсия - это индивидуальные свойства человека, характеризующие его поведение и ориентацию в мире. Экстраверты обычно общительны, энергичны и ищут новых впечатлений, в то время как интроверты склонны к саморефлексии, предпочитают уединение и насыщаются внутренними размышлениями.
Как проявляется экстраверсия и интроверсия?
Экстраверсия проявляется в активности, общительности, желании быть центром внимания, спонтанности и стремлении к новым впечатлениям. Интроверсия же проявляется в предпочтении уединения, тихой обстановке, глубоких размышлениях и отсутствии потребности быть постоянно в центре внимания.
Какие выводы можно сделать по результатам исследования экстраверсии и интроверсии?
Исследование показало, что экстраверты и интроверты значительно разнятся в своем поведении и предпочтениях. Экстраверты обладают большей социальной активностью, более выраженными лидерскими качествами и склонностью к рискованным действиям. Интроверты же обычно более вдумчивы, терпеливы и имеют более глубокие и продолжительные взаимоотношения с другими людьми.
Как проводилось эмпирическое исследование экстраверсии и интроверсии?
В эмпирическом исследовании была использована специальная методика для определения уровня экстраверсии и интроверсии у участников. Участники проходили процедуры, которые позволяли выявить их склонности к общению, потребность в новых впечатлениях, активности и предпочтение уединения. Результаты исследования подтвердили наличие паттернов поведения и ориентации между экстравертами и интровертами.
Что такое интроверсия и экстраверсия в психологии?
Интроверсия и экстраверсия - это индивидуальные свойства человека, которые характеризуют его склонность к общению и взаимодействию с окружающим миром. Интроверты ориентированы внутрь себя, предпочитая одиночество, внутренние размышления и спокойные активности. Экстраверты, напротив, ориентированы на внешний мир, людям нравится общаться, быть в центре внимания и заниматься активной деятельностью.
Какие выводы можно сделать из исследования экстраверсии и интроверсии как индивидных свойств человека?
Из исследования следует, что экстраверты и интроверты имеют разные предпочтения в поведении. Экстраверты часто более социальны, им нравится общаться и вступать в интеракции с другими людьми. Интроверты предпочитают уединение и более сдержанны в социальных ситуациях. Также исследование показывает, что уровень экстраверсии и интроверсии может влиять на психологическое благополучие и характер поведения человека.
Как проходило эмпирическое исследование интроверсии и экстраверсии?
В ходе эмпирического исследования было использовано несколько методик и процедур. Были проведены анкетирование и наблюдение поведения испытуемых в различных ситуациях. Результаты исследования позволили выявить различные проявления экстраверсии и интроверсии, а также проследить связь этих индивидуальных свойств с другими характеристиками личности.