Производство по делам несовершеннолетних.
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 29.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Особенности предварительного расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних 5
2. Предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних 10
3.Судебные разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних 15
Заключение 24
Литература 25
При назначении наказания, судом былиучтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, условия его воспитания, влияние назначенного наказания на исправление самого С.Нормами гл.14 Уголовного кодекса РФ выражены специальные нормы, регламентирующие особенность освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних. Перед общими нормами уголовного законоадтельства данные положения имеют приоритет, так как устанавливают режим ответственности, по мысли законодателя, адекватный возрастной незрелости несовершеннолетних.Стоит отметить также и то, что освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего является правом, а отнюдь не обязанностью суда.Вместе с тем, в постановлении Пленума ВС № 1 от 01.02.2011 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в п. 31 указано, что суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 Уголовного кодекса РФ.Законодатель предусматривает два критерия применения мер воспитательного воздействия:Во-первых, совершение таким несовершеннолетним преступления впервые;Во-вторых, возможность исправления несовершеннолетнего без уголовной ответственности, в также наказания.Предполагается, что вывод суда о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия должен основываться на основе как объективных, так и субъективных данных, которыми характеризуются не только общественно опасное деяние, но и личность самого подростка, как то: положительная характеристика, отсутствие глубоких дефектов правосознания, возмещение причиненного ущерба, активное способствование раскрытию преступления. Важным также является установление того, что несовершеннолетний не вышел из – под контроля родителей (усыновителей) и не страдает алкогольной или наркотической зависимостью.Законодатель в Уголовном кодексе установил, что суд, несовершеннолетнему, освобожденному от уголовной ответственности может назначить одно из следующих принудительных мер воспитательного воздействия:а) предупреждение;б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;в) возложение обязанности загладить причиненный вред;г) ограничение доступа и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.Суду предоставлено право избрание любой из мер, перечисленных выше. В то же время, в силу ч.3 ст.90 Уголовного кодекса РФ судом виновному несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия (предупреждение, возложение обязанности загладить причиненный вред и передача под надзор родителей). Ученые считают, что данное обстоятельство позволяет воспитательное воздействие индивидуализировать на несовершеннолетнего, а сам воспитательный эффект усиливается. В ст.91 Уголовного кодекса РФ законодатель раскрывает содержание принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних.Предупреждение представляет собой наиболее мягкую меру воспитательного воздействия.Как правило, предупреждение применяется к несовершеннолетним, при совершении ими преступления небольшой тяжести, а также в случае, если несовершеннолетнийн полностью осознал содеянное, раскаялся, а вред причиненный им минимальный.Передача несовершеннолетнего под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов) или на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на него и контролю за его поведением. Данная мера может применяться к несовершеннолетнему как по инициативе указанных выше лиц или представителя специализированного государственного органа, так и по инициативе суда, при наличии их согласия. Вместе с тем, стоит отметить, что закон такого согласия не требует.В действующем Укоголовном кодексе впервые в уголовном кодексе предусмотрена передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного. Законодатель к данным органам относит: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в структуре органов местного самоуправления, а также инспекции по делам несовершеннолетних системы органов внутренних дел. Возложение обязанности загладить причиненный вред означает, что несовершеннолетний должен возместить причиненный совершенным им преступлением ущерб, поэтому может применяться к несовершеннолетнему, имеющему собственный заработок, иные выплаты, стипендию либо трудовые навыки, т.е. способен загладить вред своим трудом. Данную меру воспитательного воздействия целесообразно применять к подросткам в возрасте 16 лет, с которого допускается согласно ст. 63 Трудового кодекса заключение трудового договора. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью подростка, трудовой договор может быть заключен при наличии условий, указанных в ч. 2 ст. 63 Трудового кодекса, с лицами, достигшими 15 лет. Предусматривается, что заглаживание вреда возможно в различных формах: в форме выплаты денежной суммы; устранение вреда в натуральной форме. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего является наиболее серьезной мерой воспитательного воздействия которая может быть назначена судом несовершеннолетниму. Данная мера связана с ограничением свободы в выборе форм и места проведения досуга, выезда в другие местности, выбора места учебы или работы. Эта мера на практике, как правило, применяется в случаях, когда преступление совершено в условиях досуга, связано с его окружением, условиями жизни: с учебой, характером трудовой деятельности, материальной, служебной или иной зависимостью подростка от других лиц, взаимоотношения лиц с потерпевшим и другими конкретными обстоятельствами, предусмотренные п. «г» ч. 2 ст. 90 Уголовного кодекса РФ ограничения и установление особых требований к поведению несовершеннолетнему имеют целью оградить его от вредных влияний микросреды и направить в русло нормального, правомерного поведения.Руководствуясь стремлением повысить эффективность воспитательного воздействия на несовершеннолетних суд может назначить несколько мер из указанных, в части 4 ст. 91 Уголовного кодекса РФ.ЗаключениеИтак, подведем итог настоящего исследования.Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что в современной России существует определенная система правил, которая применяется при расследовании преступлений несовершеннолетних. Свое закрепление она получила в нормах отечественного законодательства, а также и в международных актах. Особые процессуальные нормы, применяемые к несовершеннолетним закреплены в гл. 50 Уголовно-процессуального кодекса.Так, в ходе производства в отношении несовершеннолетнего подлежит выяснению ряд обстоятельств (возраст, уровень психического развития, условия воспитания, влияние старших лиц). Данное обстоятельство необходимо для выяснения личностных качеств несовершеннолетнего правонарушителя, для более полного и всестороннего расследования и назначения соизмеримого наказания. Важным условием является разделение дела несовершеннолетнего и его соучастника – взрослого обвиняемого, что позволяет масимально индивидуализировать процесс и более полно изучить личность, условия жизни и воспитания подростка, имеющиеся доказательства по делу. В ходе уголовного производство по делу несовершеннолетнего ему на всех стадиях предоставляется как защитник, так и законный представитель.К числу важных правил уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетнего является по возможности неприменение к несовершеннолетним уголовного наказания с заменой его мерами принудительного воздействия.Само применение в отношении несовершеннолетнего уголовно – процессуальных норм является целью его воспитания и предупреждения последующих возможных преступлений. ЛитератураНормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. //Российская газета. – № 7. – 21.01.2009.Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации. Норма – М. М., 2015. Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г., в дейст. редакции) – М.: Эксмо, 2015.Специальная литература:Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. - Москва: «Проспект», 2014. С. 146.Гриненко, А. В. Уголовныйпроцесс: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Гриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015.Лебедев В.М. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2014.Лебедев В.М. Уголовно-процессуальное право. Комплект в 2-х томах. Учебник и практикум. Юрайт. 2014. С. 1406.Мануковская М.Ю. Развитие уголовно-процессуального законодательства, определяющего производство предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск №6-2014 г.Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: кр. курс. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.Смушкин А.Б., Савельева М.В. Следственные действия. Учебник для магистров - 2 изд. Гарант, Юрайт, 2013. С. 293.Хомиченко Ю.В. Субъекты предупреждения групповых преступлений несовершеннолетних, формы и методы их работы. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск №2-4 - 2011 г.Шестакова Л.А. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы правоприменения. Основы экономики, управления и права. 2012. №4 (4). С.101-107.http://www.mvd.ru/.http://www.supcourt.ru/.Судебная практика:О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 г. // Бюл. Верховного Суда РФ. 2011. - № 3.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. //Российская газета. – № 7. – 21.01.2009.
2. Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации. Норма – М. М., 2015.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г., в дейст. редакции) – М.: Эксмо, 2015.
Специальная литература:
4. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. - Москва: «Проспект», 2014. С. 146.
5. Гриненко, А. В. Уголовный процесс: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Гриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015.
6. Лебедев В.М. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2014.
7. Лебедев В.М. Уголовно-процессуальное право. Комплект в 2-х томах. Учебник и практикум. Юрайт. 2014. С. 1406.
8. Мануковская М.Ю. Развитие уголовно-процессуального законодательства, определяющего производство предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск №6-2014 г.
9. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: кр. курс. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
10. Смушкин А.Б., Савельева М.В. Следственные действия. Учебник для магистров - 2 изд. Гарант, Юрайт, 2013. С. 293.
11. Хомиченко Ю.В. Субъекты предупреждения групповых преступлений несовершеннолетних, формы и методы их работы. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск №2-4 - 2011 г.
12. Шестакова Л.А. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы правоприменения. Основы экономики, управления и права. 2012. №4 (4). С.101-107.
13. http://www.mvd.ru/.
14. http://www.supcourt.ru/.
Судебная практика:
15. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 г. // Бюл. Верховного Суда РФ. 2011. - № 3.
Вопрос-ответ:
Какие особенности предварительного расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних?
Особенности предварительного расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних заключаются в том, что в процессе расследования необходимо учитывать возраст и психологические особенности подозреваемого несовершеннолетнего. Также собирание доказательств и проведение допросов несовершеннолетних осуществляются с учетом их возрастных особенностей и необходимости защиты их интересов и прав.
Что является предметом доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних?
Предметом доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних является совершенное преступление, виновность несовершеннолетнего и обстоятельства, характеризующие его деяние и личность. Важно установить обстоятельства, при которых преступление было совершено, а также оценить степень общественной опасности деяния несовершеннолетнего.
Как проходят судебные разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних?
Судебные разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних проходят с учетом особенностей возраста и психологии несовершеннолетнего. На суде могут присутствовать специальные участники процесса, такие как педагоги, психологи, работники социальных служб. Важно защитить интересы и права несовершеннолетнего, помочь ему понять сущность судебного процесса и принять ответственность за свои действия.
Какие факторы учитываются при назначении наказания несовершеннолетнему судом?
При назначении наказания несовершеннолетнему суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности несовершеннолетнего, условия его воспитания и влияние назначенного наказания на его реабилитацию. Вместо тюремного заключения в отношении несовершеннолетнего могут быть применены иные меры воспитательного воздействия, направленные на исправление и ресоциализацию.
Какие особенности имеют предварительное расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних?
При предварительном расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних необходимо учитывать их возрастные особенности, а именно их неполноценную уголовно-правовую ответственность и возможность воспитательного воздействия. Также следует принимать во внимание необходимость защиты интересов ребенка и его социализации, а не только взыскания наказания.
Что является предметом доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних?
Предметом доказывания в уголовных делах о преступлениях несовершеннолетних является как факт совершения преступления, так и вопросы, касающиеся личности несовершеннолетнего, его воспитания, мотивов и условий совершения преступления. Также важным моментом является доказывание влияния преступления на личность несовершеннолетнего и его возможность к реабилитации и социальной адаптации.
Как проходят судебные разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних?
Судебные разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних проходят в особых условиях. Суд рассматривает дело несовершеннолетнего отдельно от дела взрослых, с учетом его возраста и психофизиологических особенностей. На судебное разбирательство могут быть вызваны психологи, педагоги, социальные работники и другие специалисты для определения обстоятельств дела и возможности реабилитации несовершеннолетнего.
Какие факторы учитывает суд при назначении наказания несовершеннолетнему?
При назначении наказания несовершеннолетнему суд учитывает не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, но также данные о личности виновного, условия его воспитания и влияние, которое может оказать назначенное наказание на его реабилитацию и возможность адаптации в обществе.
Какие особенности имеет предварительное расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних?
Предварительное расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних имеет свои особенности. Во-первых, оно проводится органами полиции, особо уполномоченными для работы с несовершеннолетними. Во-вторых, такие расследования часто проводятся в сотрудничестве с органами опеки и попечительства, а также социальными службами. В-третьих, предварительное следствие учитывает возрастные, психологические и социальные особенности несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.
Какие предметы могут служить доказательствами по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних?
В уголовных делах о преступлениях несовершеннолетних в качестве доказательств могут выступать различные предметы. Это могут быть фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, письма, дневники, социальные сети и другие материалы, которые могут подтвердить совершение преступления или его обстоятельства. Также важным доказательством могут быть показания свидетелей, экспертные заключения и другие документы, подтверждающие вину или невиновность несовершеннолетнего в преступлении.
Как проходят судебные разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних?
Судебные разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних проходят с учетом их особенностей. Обычно суд ведет дело за закрытыми дверями, во избежание публичного освещения сведений о несовершеннолетнем и его личности. В судебном заседании участвуют также представители органов опеки и попечительства, а также социальные работники, которые могут дать отчет о состоянии несовершеннолетнего и его адаптации к обществу после совершения преступления. Суд при принятии решения о наказании учитывает множество факторов, включая характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности несовершеннолетнего, условия его воспитания и влияние назначенного наказания на его дальнейшую жизнь.