Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 27 27 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 08.07.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
П Л А Н
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи, методы 5
1.1. Понятие психологии как науки 5
1.1. Предмет изучения психологии 5
1.2. Теории сознания 12
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ 17
2.1. Подходы к проблеме сознания в зарубежной и отечественной психологии 17
2.2 Онтогенез сознания 21
Выводы по главе 2 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Фрагмент для ознакомления

В связи с этим самооценку понимают как структурное звено самосознания (Молчанова О.Н.), как его функцию (Бороздина Л.В.), как компонент самосознания, включающий оценку человеком самого себя, своих нравственных качеств и поступков (Лысенко Н.Н.), как особый объект познания [62].2.2 Онтогенез сознанияВ свете концепции В.С. Мухиной структура самосознания личности универсальна. Она считает, что самосознание развивается внутри социально обусловленной структуры, сложившейся исторически. А именно: имя собственное + личное местоимение, за которым стоит:- облик физический и индивидуальная духовная сущность человека; - притязание на признание; - половая идентификация; - бытие в прошлом, настоящем и будущем; - долг и права. В процессе индивидуального развития личности, имя собственное становится первым кирпичиком в структуре личности, вокруг которого позднее формируется, как вокруг кристалла, осознаваемая человеком собственная сущность.Для оказания психологической помощи детям, лишенным родительского попечения, В.С. Мухина ввела метод «идентификационной коррекции личности». Он включает непосредственно диагностику личности и коррекционные приемы работы с ребенком [1].Анализ широкого круга искажений самосознания, выявляющийся в клинике аномалий личности, показал, что производящие их механизмы могут быть выведены из специфической структуры и взаимодействия аффективных и когнитивных процессов, участвующих в формировании «Образа-Я» и самооценки (Е.Т. Соколова).С. Л. Рубинштейн указывал, что проблема психологического изучения личности «завершается раскрытием самосознанием личности». Подлинный источник и движущие силы развития самосознания и его компонентов, к которым относится и самооценка, С. Л. Рубинштейн видит в растущей самостоятельности индивида [49].Как отмечалось выше, ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, его личностный аспект, включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, «вбирающие» в себя эмоционально-ценностное отношение к себе. Так, по мнению В. Г. Абдрахмановой, «самооценка представляет собой ступень в развитии самосознания, выражающуюся в способности отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с результатами деятельности не только в соответствии с мнение окружающих, но и на уровне собственных требований к себе» [1].Психологическая помощь осуществляется в виде восстановления утраченного чувства личностной ценности, отказа от защитных механизмов самосознания через конструктивное поведение и общение. Исследования Г.С. Инюшина посвящены исследованиям сущности конфликтов нравственности в составе концепции возрастной периодизации. Причиной их во всех случаях конфликтов типа «Я-Я», «Я-семья», «Я-группа», автор считает неудовлетворение потребности ребенка в признании [50]. Конфликт, по мнению некоторых исследователей (Г.П. Щедровицкой, Р.Г. Надеждиной) является эффективным воспитательным средством, помогающим наладить взаимоотношения между детьми и сформировать адекватную самооценку, а также научить детей самостоятельно устанавливать нормы и правила поведения [1].Психологическое воздействие по В.В. Столину заключается в привлечении внимания к поведенческим и когнитивным аспектам семейных отношений. Главной «мишенью» коррекции является самосознание родителей. Столин В.В. различает два компонента самооценки – Я-образ и самоотношение [52].Проблемой отношения ребенка с социальным миром – взрослых и сверстников занималась в 70-90е года В.В. Абраменкова. Она изучала общение детей в группах и формирование личностно-смысловых отношений в ходе совместной деятельности и становление социальной позиции ребенка. То есть речь идет о принятии ребенком роли взрослого, например в ситуации длительной болезни матери старший ребенок, принимая его роль, начинает заботиться о младшем, а также отчетливо это проявлялось во время войны. Выделение самооценки в качестве отдельного объекта психологического исследования чаще всего происходит путем разграничения в рамках самосознания двух аспектов: непосредственно знаний и самом себе и процессе их получения и процесса самооценки (в совокупности с относительно устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта).Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют единую Я-концепцию, которая звучит как совокупность всех представлений индивида о самом себе, связанная с оценкой представлений. Часть Я-концепции, связанная с отношением к себе, может называться самооценка, самоуважение, самопринятие и эмоционально-ценностное отношение к себе. Описательную часть Я-концепции обычно именуют «Образ «Я» или просто представление о себе.За данными различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамках конкретных исследований или теоретических построений. Так что прочной терминологической традиции в этой сфере пока не существует.Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я-концепции конкретизируются следующим образом [9]:1. Образ «Я» - это непосредственно представление о себе.2. Самооценка - аффективная оценка представления о себе, которая может быть мало интенсивной или интенсивной, т.к. конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.Объектом самовосприятия и самооценки индивида может быть собственное тело, способности индивида, его отношения с окружающими и другие его личностные проявления. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое связанное с «Образом Я» обобщенное переживание. Такая обобщенная и относительно устойчивая самооценка является предметом анализа в большинстве исследований. Обобщая представления о самооценке, И.С. Кон пишет, что самооценка является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок. Кон И.С. используя некоторые положения теории Ядова В.А. о диспозиционной регуляции социального поведения и понятие установка предлагает уровневую концепцию «Я-образа» как установочную систему. Установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным, поведенческим. Нижний уровень «Я-образа» составляют неосознанные переживания связанные с самочувствием и эмоциональным отношением к себе. Средний уровень – осознание, самооценка отдельных свойств и качеств. Высший уровень – осознание цели жизнедеятельности и средств необходимых для достижения этих целей [1].Выводы по главе 2Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:Самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка характеризует уровень развития у индивида самоуважения, чувства собственной ценности и позитивного отношения к составляющим структуры своего «Я». Самооценка неразрывно связана с такими понятиями как самосознание, уровень притязаний личности, «образ Я», «Я-концепция» и др. Самооценка является многоаспектным психологическим образованием, которое рассматривается в науке как:оценка личности себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;личностное образование, интегрирующее в определенные системы знания человека о себе, его отношение к себе и представляющее собой особую форму отражения человеком самого себя;компонент самосознания;социальный феномен функционирующий в качестве личностного образования и компонента самосознания.В самооценке выделяют:структурные компоненты – когнитивный и эмоциональный;формы функционирования – целостная (глобальная) и частная;свойства: высокая и низкая самооценка; устойчивая и неустойчивая; стабильная и динамичная; осознаваемая и неосознаваемая;виды – адекватная и неадекватная;временные виды – прогностическая, актуальная, ретроспективная.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема самосознания и самооценки с давних времен интересовали исследователей. Создано значительное количество теорий и концепций, по-разному объясняющих формирование и структуру самосознания и самооценки. Среди них, в зарубежной психологии, это - учения В. Вундта, французской социологической школы, З.Фрейда и другие теории психоанализа, К. Роджерс, У. Джеймс, Ч. Кули, Дж.Мид, К. Левин,К. Роджерс и другие. В нашей стране вопросы развития самосознания нашли отражение в работах, статьях, монографиях представителей самых разных отечественных психологических школ Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, Л.Н. Леонтьева, Б.Г.Ломова, С.Р. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой, О.Ф. Фроловой, П.И. Чуприковой и др.Самосознание имеет уровневое строение: соотнесение знания о себе рамках сопоставления «Я» и «другой»; соотнесение знания о себе в рамках «Я» и «Я».Компоненты самосознания: Я-образ и самоотношение; самопознания, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения.Самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка характеризует уровень развития у индивида самоуважения, чувства собственной ценности и позитивного отношения к составляющим структуры своего «Я». Самооценка неразрывно связана с такими понятиями как самосознание, уровень притязаний личности, «образ Я», «Я-концепция» и др. В самооценке выделяют:структурные компоненты – когнитивный и эмоциональный;формы функционирования – целостная (глобальная) и частная;свойства: высокая и низкая самооценка; устойчивая и неустойчивая; стабильная и динамичная; осознаваемая и неосознаваемая;виды – адекватная и неадекватная;временные виды – прогностическая, актуальная, ретроспективная.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Бадалова М.В. Развитие метафоричности в рамках тренинга интеллектуальных навыков консультирования / Практическая психология и социальная работа. - 2004. - № 1. - с.1-10.2. Балин В.Д., Гайда В.К., Горбачевский В.К. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).3. Варбан Н.Ю. Рефлексия профессионального становления в юношеском возрасте. // Практическая психология и социальная работа, 1998 г., № 6-7. 4. Винославская О.В. Психология. Учебное пособие.: К.: ИНКОС. 2005. 5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапномфорировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966.6. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия. Познавальные психические процессы. / Сост. и общ.ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – 451 с.7. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально-теоретическое исследование. - М.: ЦЕНТР, 1997.8. Зайцев А. Идеальный инструмент//Соционика, ментология и психология личности. - 2000. - № 5. - с. 43-48.9. Карпов А.В. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики. 2002. – 232с. 10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М. 2007. – 511 с. 11. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.12. Майданский А.Д. О мыслящей себя Природе и идеальной реальности //Вопросы философии. - 2004. - № 3. - с. 76-8413. Павелков Г. В. Общая психология: Учебник. - К.: ЦОДПП "Полиграфцентр", 2002.14. Психология XXI века.Под ред. В.Н. Дружинина М.: ПЕР СЭ, 2003. — 863 с.15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.16. Скрипченко О.В., Долинская Л.В., Огороднийчук З.В.Общая психология.К. – 2005. – 464 с. 17. Словари и энциклопедии на Академике (электронный ресурс) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1218660 18. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.19. Третяк Т.М. Конструктивное мышление в структуре творческого потенциала личности.// Практическая психология и социальная работа - 2006. - № 1. - с. 18-20.20. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск.ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.21. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадалова М.В. Развитие метафоричности в рамках тренинга интеллектуальных навыков консультирования / Практическая психология и социальная работа. - 2004. - № 1. - с.1-10.
2. Балин В.Д., Гайда В.К., Горбачевский В.К. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
3. Варбан Н.Ю. Рефлексия профессионального становления в юношеском возрасте. // Практическая психология и социальная работа, 1998 г., № 6-7.
4. Винославская О.В. Психология. Учебное пособие.: К.: ИНКОС. 2005.
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном форировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966.
6. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия. Познавальные психические процессы. / Сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – 451 с.
7. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально-теоретическое исследование. - М.: ЦЕНТР, 1997.
8. Зайцев А. Идеальный инструмент//Соционика, ментология и психология личности. - 2000. - № 5. - с. 43-48.
9. Карпов А.В. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики. 2002. – 232с.
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М. 2007. – 511 с.
11. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

12. Майданский А.Д. О мыслящей себя Природе и идеальной реальности //Вопросы философии. - 2004. - № 3. - с. 76-84
13. Павелков Г. В. Общая психология: Учебник. - К.: ЦОДПП "Полиграфцентр", 2002.
14. Психология XXI века. Под ред. В.Н. Дружинина М.: ПЕР СЭ, 2003. — 863 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.
16. Скрипченко О.В., Долинская Л.В., Огороднийчук З.В. Общая психология.К. – 2005. – 464 с.
17. Словари и энциклопедии на Академике (электронный ресурс) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1218660
18. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.
19. Третяк Т.М. Конструктивное мышление в структуре творческого потенциала личности.// Практическая психология и социальная работа - 2006. - № 1. - с. 18-20.
20. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
21. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 с.

Вопрос-ответ:

Что такое психология?

Психология - это наука, которая изучает психические процессы и поведение человека.

Чем занимается психология?

Психология занимается изучением различных аспектов психики человека, таких как восприятие, память, мышление, эмоции, мотивация и др. Она также исследует взаимосвязь между психическими процессами и поведением.

Какие методы использует психология в своих исследованиях?

Психология использует разнообразные методы, включая эксперименты, наблюдение, опросы, психометрические тесты, анализ литературы и т.д. Каждый метод подходит для изучения конкретных аспектов психики и поведения.

Какие теории сознания существуют в психологии?

В психологии существуют различные теории сознания, такие как дуализм, монизм, функционализм, структурализм и др. Каждая из этих теорий предлагает свои объяснения и подходы к изучению сознания.

Что такое онтогенез сознания?

Онтогенез сознания - это процесс развития сознания у отдельного человека от его рождения до взрослости. В ходе этого процесса происходит формирование осознанного восприятия мира и развитие психических функций и способностей.

Что такое психология как наука?

Психология - это наука, изучающая психические процессы и поведение человека.

Каков предмет изучения психологии?

Предметом изучения психологии являются различные аспекты психической деятельности человека, такие как восприятие, мышление, память, эмоции, мотивация, поведение и т.д.

Какие теории сознания существуют в психологии?

В психологии существуют различные теории сознания, включая физиологические, психологические и психоаналитические теории. Физиологические теории сознания объясняют его через нейрофизиологические процессы, психологические теории сфокусированы на психических состояниях и механизмах восприятия, а психоаналитические теории исследуют бессознательные мотивы и конфликты.

Какие подходы к проблеме сознания существуют в зарубежной и отечественной психологии?

В зарубежной и отечественной психологии существуют различные подходы к проблеме сознания, такие как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, психоанализ и др. Каждый из этих подходов предлагает свое объяснение сознания и его функций.

Что такое онтогенез сознания?

Онтогенез сознания - это процесс развития сознания у отдельного индивида от рождения и до конца жизни.

Что такое психология как наука?

Психология - это наука, которая изучает психические процессы и поведение человека. Она исследует, как мы воспринимаем информацию, как мы мыслим, чувствуем, принимаем решения и взаимодействуем с окружающим миром.