Лингвистический анализ художественного текста
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 02.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО 5
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ 10
ГЛАВА III. НОМИНАЦИИ 14
ГЛАВА IV. РЕЧЕ-СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 18
IV.I. АВТОРСКАЯ РЕЧЬ 18
IV.II. РЕЧЬ ГЕРОЕВ 19
ГЛАВА V. ПАРАДИГМАТИЧЕСКАЯ И СИНТАГМАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
В речи автора нет обращенности к читателю, мы не можем определить его точку зрения, его отношение к объекту речи. Это воспоминание о прошлом, все повествование ведется в простом прошедшем времени.С лексической точки зрения авторский текст содержит простые по семантическому значению, общедоступные слова, характерные для языковой эпохи того времени: «губернский», «худощавая», «pince-nez», «земский», «версты», «предвещает», «здешний», «передняя», «лакей», «кучер», «приданое», «городовой», «винт», «ворвань». Для раскрытия образов, главных и второстепенных, важную роль играет описание их внешнего вида. Поэтому автор много внимания уделяет подробному описанию физических черт: «Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки», «розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб» и так далее.Такие приемы, как размерно-оценочные формы прилагательных, а также переносные формы времени и наклонения активно используются автором в тексте: «такому глупенькому концу», «маленькой пьесе», «так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона», «приятные семьи», «читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно», «Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния», «Котик не станет огорчать папу и маму» и так далее.На синтаксическом уровне автор активно пользуется инверсией – непрямым порядком слов. При этом в тексте встречается много сложных предложений и конструкций, осложняющих простые предложения. Например: «После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но всё же культурные звуки, — было так приятно, так ново...».Собственно авторской речи как таковой, каких-либо лирических или философских отступлений в тексте нет. Дополнительный авторский текст отсутствует. Что касается образа повествователя, автора, то в данном отрывке текста он не проявляется в каких-либо формах. IV.II. РЕЧЬ ГЕРОЕВСобственно прямая речь героев является важной составляющей их образа. Для главного персонажа, земского доктора Старцева, характерна не только прямая речь, но и множество мысленных высказываний. При первом знакомстве с семейством Туркиных Дмитрий Ионыч задает вопросы исключительно из вежливости, проявляя интерес и такт к обитателям дома. Красноречие главного героя раскрывается в диалоге с Котиком, его высказывания эмоциональны и содержат слова с яркой экспрессивной окраской: «Ради бога, умоляю вас, не мучайте меня, пойдемте в сад!», «Дайте мне хоть четверть часа, умоляю вас», «а если бы вы знали, какое это страдание!», «Я страстно хочу, я жажду вашего голоса», «Побудьте со мной хоть пять минут! Заклинаю вас!». Старцев сохраняет эту эмоциональность и во внутренних монологах, что отражает смятения и терзания его чувств и сомнения в собственном выборе женитьбы: «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты? К чему поведет этот роман?», «Ох, не надо бы полнеть!», «Остановись, пока не поздно!», «Сколько хлопот, однако!».Более того, во время внутренних сомнений, Старцев ведет внутренний диалог со своим «голосом разума», настроенным пессимистично, убеждающим его в дальнейших препятствиях и трудностях:«Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач...»«Ну что ж? — думал он. — И пусть».«К тому же, если ты женишься на ней, — продолжал кусочек, — то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе».«Ну что ж? — думал он. — В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку...».Чем больше деградирует Старцев в Ионыча, тем резче и грубее становится его речь, заключающаяся лишь в редких вопросах и приказах, а разговаривать о великом, философствовать и жаловаться на жизнь ему уже давно расхотелось: «Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!», «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?».В речи Котика также можно проследить её превращение во взрослую женщину, сменившую жизненные ориентиры. Если раньше она капризно заявляла о том, что уедет учиться в консерваторию и её веселило имя-отчество Писемского, то спустя четыре года она больше интересуется жизнью земского доктора и категорично судит собственные способности и талант матери. Изначально Котик разговаривает со Старцевым подчеркнуто кратко, сухо, деловито и даже жестоко, когда говорит, что он «может страдать, раз шуток не понимает». (Что вам угодно?Довольно.). Но её отказ доктору очень эмоционален, честен и искренен: «Сделаться женой — о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки». Позднее её речь будет звучать спокойнее и рассудительнее.Что касается семейной четы Туркиных, то они очень нежны в обращениях друг к другу, Вера Иосифовна в шутку называет мужа «ревнивым Отелло», а он – в ответ: «Ах ты, цыпка, баловница», «душенька», «благоверная». Для Ивана Петровича его живая речь является отражением всей его натуры, его главного таланта и дара. У него есть определенные комедийные способности, но зачастую он перебарщивает с ними и доводит общение до абсурда и несуразностей: «большинский», «недурственно», «покорчило вас благодарю», «Прощайте пожалуйста!», «Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, — говорил Иван Петрович, усаживая дочь в коляску, — он идет, пока врет... Трогай! Прощайте пожалуйста!».Как мы видим, речевые особенности героев являются главным элементом понимания и раскрытия их образа. Чехов проявил удивительно кропотливую работу, продумав речь каждого персонажа до мелочей.ГЛАВА V. ПАРАДИГМАТИЧЕСКАЯ И СИНТАГМАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТАОбратимся к синтагматической организации текста.Эпитеты: «миловидная дама в pince-nez», «талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая», «Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная», «молодое, изящное и, вероятно, чистое существо», «длинные, томительные экзерсисы», «что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией», «очарованный», «жизнь тихую, прекрасную, вечную», «прекрасные тела», «женщин и девушек, которые были красивы, очаровательны», «опоили чем-то сладким и усыпляющим».Сравнения: «едет не человек, а языческий бог», «Чего стал, ворона», «И точно опустился занавес», «листья кленов, похожие на лапы», «пустой надежде, и она опьянила его».Метафоры: «формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев», «»Тавтология: «Как-то, проезжая мимо дома Туркиных, он вспомнил, что надо бы заехать хоть на минутку, но подумал и... не заехал», «если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город», «я часто думала о вас. Я только о вас и думала», «Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла», «я хотела послать вам письмо, хотела сама поехать к вам в Дялиж», «с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться», «где нет жизни, нет и нет».Олицетворение: «луна ушла под облака», «шутит над человеком мать-природа», «смотрели звезды».Градация: «он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о́ пол и кричит своим неприятным голосом», «общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу», «Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей...», «уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела, не нравилось что-то в прошлом», «от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью», «чем он больше рос в ширину, тем печальнее вздыхал и жаловался на свою горькую участь», «я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь», «поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки».Синтагматическая организация текста весьма характерна для произведения в жанре реализм. Текст едва ли можно отнести в категорию насыщенных труднопостигаемыми символами и скрытыми знаками – все символы имеют довольно-таки однозначную трактовку и существенных расхождений в понимании текста возникать не должно.Поле цвета:в голубом конверте, белого камня, черные тени от них и от тополей, «на желтом песке аллей»Поле темноты, тьмы:«тенистый сад», «в сумерках гостиной», «лежали темные листья. Уже рано смеркалось», «черные тени от них и от тополей»Поле тепла, солнца, света:«огни мигали так ласково», «заходившее солнце освещало», «тепло по-осеннему», «здесь было светлей», «отражала лунный свет и, казалось, горела», «ощущал тепло».Поле звука:«кашлял очень смешно», «читала их вслух», «пели соловьи», «стучали ножами», «всё время напевал», «играл оркестр и пел хор песенников», «ударила по клавишам», «сыплются камни», «но вот звонок», «начинала смеяться», «выли собаки», «Кругом безмолвие; и шаги Старцева раздавались так резко».ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе мы провели лингвистический анализ рассказа.Система художественного пространства произведения многоуровневая: от пространства провинциального городка до мыслительного пространства в голове Старцева. Пространству провинциального губернского города соответствует пространство дома Туркиных, и им противопоставлено пространство ночного кладбища. Художественное время представляет собой цикличность в смене времен года и линейность, отражаясь во внешних и внутренних изменениях героев.Номинативная составляющая рассказа представлена широким полем имен и географических топонимов, реально существующих, но измененных в названии.Проанализировав речесубъектную организацию рассказа, мы отмечаем, что речь героев является ярким отражением их характеров, различных видоизменений их жизни. Речь автора очень детальна и ярка с точки зрения лексического своеобразия.Анализ парадигматической и синтагматической организации текста помог нам понять, насколько важно для автора отображение внутреннего состояния героев, соответствие внешнего окружения внутреннему состоянию персонажей. Рассказ Чехова «Ионыч», по сути, является микророманом, так как содержит многие присущие роману черты. В нём есть и экспозиция, и завязка, и кульминация, и развитие действия, и эпилог. Также в тексте присутствует и отдельное маленькое произведение - так можно назвать эпизод на кладбище. Кроме того, столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя - также материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь.
Вопрос-ответ:
Какие темы рассматривает статья?
Статья рассматривает темы лингвистического анализа художественных текстов, конкретно: художественное пространство, художественное время, номинации, речь субъектная организация текста, авторская речь, речь героев, парадигматическая и синтагматическая организация текста.
В каком времени ведется повествование в тексте?
Повествование в тексте ведется в простом прошедшем времени.
Есть ли обращения к читателю в речи автора?
В речи автора нет обращенности к читателю.
Какие примеры номинаций приведены в статье?
В статье приводятся примеры номинаций, но не указаны конкретные примеры.
Можно ли определить точку зрения автора и его отношение к объекту речи?
Нет, в статье не указывается точка зрения автора и его отношение к объекту речи.
Какие основные темы рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные темы лингвистического анализа художественного текста, такие как художественное пространство, художественное время, номинации, речь субъектная организация текста, авторская речь, речь героев, парадигматическая и синтагматическая организация текста.
Что такое художественное пространство? Как оно рассматривается в статье?
Художественное пространство - это особая среда, создаваемая художником в художественном произведении. В статье рассматривается различные аспекты художественного пространства, его роль в тексте, а также способы описания и характеризации пространственных элементов в тексте.
Какое значение имеет художественное время в тексте?
Художественное время играет важную роль в создании атмосферы произведения, передаче динамики событий и эмоциональных состояний персонажей. В статье рассматривается, как авторы используют различные приемы, чтобы передать художественное время и как оно влияет на восприятие текста.
Что такое номинации и как они организованы в тексте?
Номинации - это процесс исследования и классификации названий объектов и понятий в тексте. В статье рассматривается, как номинации организованы в художественном тексте, какие приемы и стилистические средства используются для их выделения и передачи смысла.
Что такое речь субъектная организация текста?
Речь субъектная организация текста - это способ, которым автор передает свою точку зрения и отношение к объекту речи через язык и стилистические приемы. В статье рассматривается, как автор может использовать различные средства, чтобы сделать свою речь более эмоциональной, выразительной и убедительной.
Какие темы рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются такие темы, как лингвистический анализ художественного текста, художественное пространство, художественное время, номинации, речь субъектная организация текста и парадигматическая и синтагматическая организация текста.
Какие главы описывают речь автора и речь героев?
Речь автора описывается в главах IV I "Авторская речь", а речь героев - в главе IV II "Речь героев".