Российско-Белорусское сотрудничество в контексте евразийской интеграции
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 41 + 41 источник
- Добавлена 08.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление 2
Введение 3
1 Глава Историко-геополитическая и правовая основа российско-белорусских отношений 8
1.1. Исторические этапы развития российско-белорусских отношений 8
1.2. Геополитическая характеристика: России и Белоруссии 15
1.3. Нормативно-правовые основы двусторонних отношений 24
Глава 2. Интеграционные группы и их влияния на российско-белорусские отношения 43
2.1. Роль Таможенного Союза в развитии интеграционных отношений России и Республики Беларусь 43
2.2. Политические аспекты сотрудничества России и Республики Беларусь в рамках ЕврАзЭс 59
2.3. Перспективы развития российско-белорусских отношений 63
Заключение 70
Библиографический список 73
В этом огромный потенциал евразийской интеграции, которая больше соответствует требованиям третьего тысячелетия, чем основанная на силе, деньгах и обмане интеграция стран НАТО».
Однако на политической арене обсуждаются и возможности международного сотрудничества ЕС и Евразийского союза. Как пишет С.М, Дедков, «накопленный европейцами опыт интеграции с неизбежностью требует при разработке перспективных направлений развития отношений между европейскими странами (их интеграционными группировками) первоочередного рассмотрения тех реальных и потенциальных выховов и угроз, которые несут с собой новые попытки практической реализации идеи объединения Европейского континента. В частности белорусский политолог С.А. Кизима выделяет следующие восемь вызовов, которые евразийская интеграция бросает Евросоюзу:
Обострение региональной конкуренции между Евразийским экономическим союзом (далее ЕАЭС) и Европейским союзом (далее ЕС /Евросоюз) за постсоветские страны.
Обострение региональной конкуренции меду указанными интеграционными объединениями за страны, которые в данный момент являются членами Евросоюза или находятся в статусе кандидатов на вступление в него.
Конкуренция между ЕАЭС и Евросоюзом за природные ресурсы, которыми обладают постсоветские страны.
Геополитическая конкуренция между ними за сферы влияния в современном мире.
Технологическая конкуренция между двумя крупнейшими интеграционными объединениями Европы.
Возрождение промышленности в рамках ЕАЭС несет с собой экологические риски для территории Евросоюза.
Конкуренция между ЕАЭС и Евросоюзом за высококвалифицированные кадры.
Реиндустриализация и неоиндустриализация стран, входящих в ЕАЭС, может нанести удар по промышленности Евросоюза, аналогичный тому, который нанесла ей ускоренная индустриализация Китая».
Проведенное в рамках параграфа исследование показало, что политическое сотрудничество между Россией и Беларусью в настоящее время осуществляется достаточно успешно, причем происходит оно, в основном, в рамках Евразийского союза. В настоящее время стало очевидным, что для Беларуси это сотрудничество является более перспективным, чем попытки ориентироваться на ЕС. Предположения о возможности интеграции более широкой – объединения ЕС и Евразийского союза расцениваются в настоящее время, как попытки возрождения идеи объединения Европейского континента под одной властью, попытки воплощения которых в прошлом столетии стали причиной Второй мировой войны. Очевидно так же и то, что в настоящее время сотрудничество Беларуси и России в рамках Евразийского союза не выгодно странам ЕС – они в полной мере осознают, сколько преимущество им могло бы дать «привлечение» Беларуси на свою сторону. Однако это в настоящее время не представляется возможным. Для Беларуси, так же, как и для России, одной из высших политических ценностей в настоящее время является ее полный, неприкосновенный государственный суверенитет. В то же время, государства, вступающие в ЕС, передают на уровень ЕС столько полномочий, вытекающих их суверенитета, что, по сути, этот суверенитет утрачивают. Политическая основа сотрудничества в рамках Евразийского союза совершено иная. Здесь суверенитет входящих в него государств остается неприкосновенным. Такой вариант регионального объединения гораздо больше подходит для современной Беларуси.
2.3. Перспективы развития российско-белорусских отношений
В начале XXI в. мировой финансово-экономический кризис стал своего рода определяющим становление новой фазы развития многих стран. Кризисные явления в экономике наблюдаются до сегодняшнего дня, об этом, в частности, свидетельствует резкое падение курса рубля по отношению к евро и доллару в декабре 2014 года.
В результате кризисных явлений и их последствий перед россией и Беларусью возникли вопросы: от чего отталкиваться и к чему стремиться? Будет ли развитие более быстрым и результативным в интеграционном процессе, и есть ли необходимость менять политические и экономические ориентиры? При этом стало понятно, что сохранение использования традиционных политических и экономических конструкций уже недостаточно.
В современном мире все взаимосвязано - в этом убедил кризис. Возникший в одной точке земного шара, он оказал негативное воздействие на оба полушария. Поэтому кризисная ситуация беспокоит не только европейских экономистов и финансистов. Она тревожит также членов международных институтов интеграции.
Сохранение стабильности в мире - общий интерес для всех. Показательно, например, что при внешнем единстве, общем флаге и границах интеграции Европы оказалось недостаточно, чтобы справиться с кризисной ситуацией в экономике.
Допущенных ошибок следует постараться избежать при совершенствовании интеграционных объединений на евразийском пространстве.
В условиях глобальных кризисных подвижек структурного и технологического характера в Евразии усиливается интерес к интеграционной динамике, вследствие чего усиливается и конкуренция на интеграционных направлениях.
Россия, географически расположенная между Европой и Азией - мировыми полюсами интеграции, - готова вести конструктивный диалог в целях совершенствования торгово-экономического сотрудничества для углубления экономических и социальных отношений. При этом понимая, что интеграционные процессы влияют на конкурентоспособность не только отдельных стран (в том числе участвующих в том или ином интеграционном объединении), но и остальных экономических мировых регионов с учетом того факта, что кроме европейского вектора интеграции существует и вектор азиатский, где доминирующие позиции занимает Китай.
Развитие этой страны наглядно показывает, что можно использовать передовой международный опыт, сохраняя внутреннюю систему самоорганизации, имея в виду ставку на максимальное сотрудничество с передовыми странами, заимствование лучших технологий и привлечение иностранных инвестиций на выгодных условиях.
Глобализация и кризис создали ряд серьезных внешних и внутренних вызовов и угроз устойчивости национальным экономикам стран Евразии и одновременно предоставили им свободный выбор направлений развития в новых условиях. Перед государствами, желающими самоопределиться и сохранить/приобрести/возвысить свою значимость и собственную роль в условиях новой геополитической конкуренции и геоэкономической схватки, главным образом за ресурсы, возник выбор политики максимального использования выгод и преимуществ от ресурсного потенциала и географического (читай - транзитного) положения той или иной страны в Евразии.
На рубеже XX–XXI вв. Россия и бывшие союзные республики оказались между весьма противоречивыми требованиями времени:
-завершение политической модернизации на основе национальной государственности (необходимость завершения процесса формирования основных общественных институтов и
-самого гражданского общества);
-необходимость адаптации к новым надгосударственным тенденциям развития в русле глобализации и противостояния кризису.
Это создало определенное напряжение в политических отношениях и негативно сказалось на экономических процессах между странами.
Для того чтобы избежать негативных последствий, лучшим решением для постсоветских стран оказалось укрепление сотрудничества с Россией в рамках институтов интеграции Евразии - СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и ОДКБ, без обременения своей внешней политики новыми политическими условиями, демократическими стандартами. При этом сохранялась возможность получить действенную военно-техническую (в рамках обязательств по ОДКБ) помощь До настоящего времени пространство бывшего Советского
Союза продолжает оставаться геоторией (территория, водное и воздушное пространство) предметных геополитических противоречий между Россией и США, Россией и ЕС, а в перспективе - Россией и Китаем. При этом они сохраняют тенденцию к усилению, так как политический курс России ориентирован на превращение страны в перспективе в самостоятельный центр силы глобализирующегося мира, способный обеспечить политическую и экономическую конкуренцию себе и своим партнерам по Союзу.
В этой связи находит поддержку официальная позиция российского руководства в представительных международных институтах и в ООН, в частности относительно санкций, то есть неприятие санкций как метода давления на нее и ее союзников (например, Беларусь)
Стратегической целью России в новых условиях времени по преодолению кризиса и адекватному реагированию на вызовы и угрозы является формирование углубленных и сбалансированных отношений со странами Евразии. Отношений, гарантирующих устойчивость и безопасность национальной экономики, долгосрочную стабильность во взаимодействии с союзниками и партнерами.
Перспективы России в мировой политике во многом будут определяться ее способностью к долговременному подчинению своего участия в процессах глобализации интересам и целям экономического роста и развития, укрепления конкурентоспособности экономики страны. На фоне вызовов глобализации существенную роль будет играть способность к диверсификации направлений и формата международного сотрудничества в интересах улучшения качества жизни россиян.
Существенную роль в проекции российского влияния способны сыграть инвестиции в жизнеспособные секторы экономики стран - институты интеграции, развитие совместных энергетических проектов и транспортной инфраструктуры.
Перспективы развития российско-белорусских отношений в Евразийском пространстве связаны так же с поиском совместных путей преодоления последствий агрессивной экономической политики США и стран ЕС в отношении России. Российский рубль и белорусский рубль в результате этой политики сильно обесценились с сравнении с долларом и евро. Это стало поводом для того, чтобы разработать планы совместных действий на валютных рынках. Самыми радикальными являются в настоящее время обсуждаемые предложения о введении едино валюты Евразийского сообщества, но эти предложения слишком сложны в исполнении и их отдаленные последствия очень сложно просчитать, поскольку, конечно же, полного объединения экономик стран Евразийского сообщества еще не произошло, и о единой финансовой системе говорить рано.
Менее радикальными, и более реальными предложениями являются предложения о полном переходе на расчеты национальными валютами между Россией и Беларусью, так же, как это уже осуществляется в расчетах между Россией и Китаем. Это будет способствовать укреплению российского и белорусского рублей и ослабит валютные позиции экономического агрессора – стран ЕС и США.
Союзное государство признается лидерами России и Беларуси имеющим перспективы развития. Для того, чтобы эти перспективы реализовались, необходимо разработать и утвердить приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства на среднесрочную перспективу. В настоящее время содержащий их документ находится в разработке Правительств России и Беларуси.
В 2013 - 2014 годах наблюдалось некоторое снижение товарооборота между Беларусью и Россией. Это происходит потому, что складывается неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Но она могла бы и не отразиться на двусторонних торговых отношениях, если бы Правительства двух стран своевременно приняли меры к тому, чтобы этого не произошло. Изменение курса национальных валют России и Беларуси по отношению к доллару и евро могло быть в большой мере компенсировано переходом на расчеты между государствами в рублях. В торговых отношениях России и Китая такая мера позволила практически полностью компенсировать последствия резкого изменения курса рубля по отношению к доллару.
Россия и Беларусь должны принять меры к тому, чтобы снять искусственные барьеры в движении товаров между государствами. Это станет важным шагом к тому, чтобы сформировать единую промышленную политику и единый рынок.
В настоящее время одно из таких препятствий – налоговая политика двух стран: недостаточная согласованность самой политики, различия в правовом регулировании налогов сферы приводят к тому, что белорусские производители товаров легкой промышленности и продовольственных товаров могут продавать свою продукцию в России на менее выгодных условиях, чем российские производители. Изменение налоговой политики России, уравнивающее российских и белорусских производителей в условиях работы, могло бы стать существенным шагом для активизации товарооборота между странами, способствовало бы формированию единого рынка двух стран. Высший Совет Союзного Государства должен рассмотреть вопрос, который касается плана мероприятий правительств Беларуси и России по углублению торгово-экономического сотрудничества.
В марте 2015 года были подведены итоги согласованных действий в области внешней политики на 2014-2015 годы. «На возросшие внешние вызовы, региональную нестабильность мы должны адекватно реагировать, прежде всего в целях обеспечения стабильного развития наших государств. В этом контексте важность координации действий белорусского и российского внешнеполитических ведомств возрастает в разы», - убежден белорусский лидер.
Приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства на среднесрочную перспективу до 2017 года включительно таковы: проведение согласованной внешней политики, формирование единого научно-технологического пространства, развитие АПК, создание единого миграционного пространства, общего рынка труда, обеспечение социальной защиты граждан. Кроме того, Россия и Беларусь будут продолжить работу по созданию единого визового пространства. В этих целях планируется подготовить соглашение о взаимном признании виз, выданных гражданам зарубежных государств.
Заключение
Исследование, проведенное в рамках работы позволило достичь поставленной цели путем последовательного выполнения исследовательских задач, названных во введении к работе.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие, соответствующие исследовательским задачам выводы:
Экономическое сотрудничество между Россией и Беларусью в рамках Евразийского союза имеет очень глубокие исторические «корни», оно представляется вполне естественным следствием развития экономики этих стран в XX веке, когда, на фоне промышленной революции и очень динамичного, в сравнении с более ранними историческим периодами, развития экономики в целом, Россия и Беларусь были частями единого государства с единой экономикой. Более того, то, что экономика этого государства была плановой, значительно содействовало развитию этих связей, ведь различные виды производства размещались на их территории с расчетом на то, что они в последствии будут работать, как единый экономический механизм – как социалистическая экономика СССР. Разрушение этих связей, последовавшее за распадом СССР стало тяжелейшим ударом для экономики Беларуси и очень чувствительным негативным фактором для экономики России. Однако государства справились с этими проблемами. Но мировой финансовый кризис начала XXI века и экономическая агрессия США и стран ЕС показали, что с новыми вызовами, которые бросает государства современная мировая экономика, сильно подверженная влияниям политических сил, требует от России и Беларуси установления новых и развития существующих экономических связей. Евразийское сообщество в настоящее время становится очень важной опорой для развития экономик входящих в него стран.
Политическое сотрудничество между Россией и Беларусью в настоящее время осуществляется достаточно успешно, причем происходит оно, в основном, в рамках Евразийского союза. В настоящее время стало очевидным, что для Беларуси это сотрудничество является более перспективным, чем попытки ориентироваться на ЕС. Предположения о возможности интеграции более широкой – объединения ЕС и Евразийского союза расцениваются в настоящее время, как попытки возрождения идеи объединения Европейского континента под одной властью, попытки воплощения которых в прошлом столетии стали причиной Второй мировой войны. Очевидно так же и то, что в настоящее время сотрудничество Беларуси и России в рамках Евразийского союза не выгодно странам ЕС – они в полной мере осознают, сколько преимущество им могло бы дать «привлечение» Беларуси на свою сторону. Однако это в настоящее время не представляется возможным. Для Беларуси, так же, как и для России, одной из высших политических ценностей в настоящее время является ее полный, неприкосновенный государственный суверенитет. В то же время, государства, вступающие в ЕС, передают на уровень ЕС столько полномочий, вытекающих их суверенитета, что, по сути, этот суверенитет утрачивают. Политическая основа сотрудничества в рамках Евразийского союза совершено иная. Здесь суверенитет входящих в него государств остается неприкосновенным. Такой вариант регионального объединения гораздо больше подходит для современной Беларуси.
Перспективы развития российско-белорусских отношений в Евразийском пространстве связаны так же с поиском совместных путей преодоления последствий агрессивной экономической политики США и стран ЕС в отношении России. Российский рубль и белорусский рубль в результате этой политики сильно обесценились с сравнении с долларом и евро. Это стало поводом для того, чтобы разработать планы совместных действий на валютных рынках. Самыми радикальными являются в настоящее время обсуждаемые предложения о введении едино валюты Евразийского сообщества, но эти предложения слишком сложны в исполнении и их отдаленные последствия очень сложно просчитать, поскольку, конечно же, полного объединения экономик стран Евразийского сообщества еще не произошло, и о единой финансовой системе говорить рано.
Менее радикальными, и более реальными предложениями являются предложения о полном переходе на расчеты национальными валютами между Россией и Беларусью, так же, как это уже осуществляется в расчетах между Россией и Китаем. Это будет способствовать укреплению российского и белорусского рублей и ослабит валютные позиции экономического агрессора – стран ЕС и США.
Приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства на среднесрочную перспективу до 2017 года включительно таковы: проведение согласованной внешней политики, формирование единого научно-технологического пространства, развитие АПК, создание единого миграционного пространства, общего рынка труда, обеспечение социальной защиты граждан. Кроме того, Россия и Беларусь будут продолжить работу по созданию единого визового пространства. В этих целях планируется подготовить соглашение о взаимном признании виз, выданных гражданам зарубежных государств.
Библиографический список
«Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси» (Принята в г. Москве 25.12.1998) // Российская газета. 1998. 26 декабря.
«Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве» (Подписан в г. Минске 21.02.1995) // Бюллетень международных договоров. 1996. N 7. С. 47 - 53.
«Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России» (Подписан в г. Москве 22.01.1998) // Собрание законодательства РФ. 22 ноября 1999 г. N 47. Ст. 5626.
«Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» (Подписан в г. Москве 29.03.1996) // Собрание законодательства РФ. 28 апреля 1997 г. N 17. Ст. 1915.
«Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства» (совершено 08.12.1999) // «Российская газета», N 22, 01.02.2000
«Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования» (Вместе с «Протоколом к Соглашению...») (Заключено в г. Москве 25.12.1998) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 4. С. 57 - 62.
«Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Белоруссии» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 29.04.1996) // Российская газета (Экономический союз). 1996. 28 сентября.
«Устав Союза Беларуси и России» (совершено в Москве 23.05.1997) // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3596.
Годин Ю. Белоруссия – «Брестская крепость» современной России. М.: Новость, 2008. 147 с.
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 02.04.1997 «О Союзе Беларуси и России». Утратил силу с момента вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 (пункт 1 статьи 70 указанного Договора). // «Российская газета», N 66, 03.04.1997
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // «Российская газета», N 21, 29.01.2000.
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан» // «Российская газета», N 246, 26.12.1998.
Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии» (Подписан в г. Москве 02.04.1996) // «Бюллетень международных договоров», N 12, 1996.
"Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" (подписан в г. Минске 19.05.2011) // СПС КонсультантПлюс
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 25-ФЗ «О ратификации Договора о создании Союзного государства» // «Собрание законодательства РФ», 10.01.2000, N 2, ст. 146.
Климанов В.В., Яговкина В.А. Развитие интеграции бюджетных систем стран единого экономического пространства // Финансовое право. 2014. N 4. С. 29 - 31.
Лукашенко А. Путь Беларуси. Минск, 2012. 174 с.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск, 2004.
Неменский О.Б. Союзное государство России и Белоруссии как не-евразийский интеграционный проект. В сб.: Будущее Союзного государства и потенциальные модели его развития. Материалы медиа-форума (Москва, 14 декабря 2012 г.). М., 2013.
Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 224 с. С.110.
Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 224 с. С. 111.
Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013.
Суздальцев А. Белорусский политический класс в условиях экономического кризиса 2011 г. // МЭ и МО, 2012. № 3.
Шкуренко А.В. Плоды евразийской интеграции и их восприятие политическими кругами и обществом. В сб.: Евразийская интеграция в XXI веке. М.: ЛЕНАНД, 2012.
Шадурский В.Г. Формирование концептуальных основ внешней политики Республики Беларусь (1991–2011) // Веснiк БДУ. Сер. 3. 2011. № 3. С. 36.
Шурубович А.В. Евразийская интеграция в восприятии государственного руководства, политического класса и экспертного сообщества Белоруссии // Евразийские интеграционные проекты в восприятии постсоветских стран и Китая / Под общей ред. к. полит. н. Е.М. Кузьминой – М: ИЭ РАН, 2013. С. 14-42.
Васянина Е.Л. Проблемы регулирования фискальных взиманий в условиях правил ВТО и ЕврАзЭС // Право ВТО. 2013. N 1. С. 57 - 62.
Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / Ю.В. Гинзбург, А.Ю. Денисова, М.Г. Енадарова и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. 233 с.
Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М., 2011. 600 .
Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М., 1996. 450 с.
Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // http://www.tsouz.ru/
Козырин А.Н. Таможенный союз ЕврАзЭС и формирование законодательной базы таможенного регулирования // Вестник арбитражной практики. 2013. N 2. С. 32 - 38.
Глазьев С.Ю. Евразийский союз – щит от санкций // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. -№ 2(16).- 2014. -С. 5-13.
Дедков С.М., Щербин В.К. Перспективы экономического сотрудничества Евразийского и Европейского союзов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз № 2 (32), 2014. С. 70-90.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. N 290. 23.12.2011.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. N 271. 01.12.2010.
Лукашенко А. О судьбах нашей интеграции // Известия. 2011. 17 окт.
Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых Государств. М.: Знание/
Холов И.А. Евразийский союз проблемы и перспективы развития;
Международный научно-аналитический журнал "Евразийская интеграция: экономика, право, политика" №8, 2010г. ;
Страны ЕврАзЭс: вчера, сегодня, завтра. Заметки пером и объективом. Приложение к журналу «Евразийская интеграция: экономика, право, политика» № 2 (16), 2014. С. 2-3.
Климанов В.В., Яговкина В.А. Развитие интеграции бюджетных систем стран единого экономического пространства // Финансовое право. 2014. N 4. С. 29 - 31.
Шурубович А.В. Евразийская интеграция в восприятии государственного руководства, политического класса и экспертного сообщества Белоруссии // Евразийские интеграционные проекты в восприятии постсоветских стран и Китая / Под общей ред. к. полит. н. Е.М. Кузьминой – М: ИЭ РАН, 2013. С. 14-42. С. 14.
Лукашенко А. Путь Беларуси. Минск, 2012. С. 3.
Годин Ю. Белоруссия – «Брестская крепость» современной России. М.: Новость, 2008. С. 2.
См.: Годин Ю. Белоруссия – «Брестская крепость» современной России. М.: Новость, 2008. С. 2.
Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 224 с. С.110.
Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии» (Подписан в г. Москве 02.04.1996) // «Бюллетень международных договоров», N 12, 1996.
«Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве» (Подписан в г. Минске 21.02.1995) // Бюллетень международных договоров. 1996. N 7. С. 47 - 53.
«Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» (Подписан в г. Москве 29.03.1996) // Собрание законодательства РФ. 28 апреля 1997 г. N 17. Ст. 1915.
«Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Белоруссии» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 29.04.1996) // Российская газета (Экономический союз). 1996. 28 сентября.
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 02.04.1997
«О Союзе Беларуси и России». Утратил силу с момента вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 (пункт 1 статьи 70 указанного Договора). // «Российская газета», N 66, 03.04.1997
Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 224 с. С. 111.
«Устав Союза Беларуси и России» (совершено в Москве 23.05.1997) // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3596.
«Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России» (Подписан в г. Москве 22.01.1998) // Собрание законодательства РФ. 22 ноября 1999 г. N 47. Ст. 5626.
«Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси» (Принята в г. Москве 25.12.1998) // Российская газета. 1998. 26 декабря.
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан» // «Российская газета», N 246, 26.12.1998.
«Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования» (Вместе с «Протоколом к Соглашению...») (Заключено в г. Москве 25.12.1998) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 4. С. 57 - 62.
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // «Российская газета», N 21, 29.01.2000.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 25-ФЗ «О ратификации Договора о создании Союзного государства» // «Собрание законодательства РФ», 10.01.2000, N 2, ст. 146.
«Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства» (совершено 08.12.1999) // «Российская газета», N 22, 01.02.2000
Концепция национальной безопасности РБ, 2010 г.
Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, 2005 г.
Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь, 2010 г.
Шадурский В.Г. Формирование концептуальных основ внешней политики Республики Беларусь (1991–2011) // Веснiк БДУ. Сер. 3. 2011. № 3. С. 36.
Там же.
Там же.
Суздальцев А. Белорусский политический класс в условиях экономического кризиса 2011 г. //
МЭ и МО, 2012. № 3. С. 97; Шкуренко А.В. Плоды евразийской интеграции и их восприятие политическими кругами и обществом. В сб.: Евразийская интеграция в XXI веке. М.: ЛЕНАНД, 2012. С. 279.
Неменский О.Б. Союзное государство России и Белоруссии как не-евразийский интеграционный проект. В сб.: Будущее Союзного государства и потенциальные модели его развития. Материалы медиа-форума (Москва, 14 декабря 2012 г.). М., 2013. С. 269.
Лукашенко А. Путь Беларуси. Минск, 2012. С. 22.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск, 2004. С. 159. Упоминаемая в данном документеОрганизация региональной интеграции (ОРИ) в составе Белоруссии, Казахстана, России и Украины так и не была создана из-за позиции «оранжевого» руководства Украины.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. N 271. 01.12.2010.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. N 290. 23.12.2011.
Васянина Е.Л. Проблемы регулирования фискальных взиманий в условиях правил ВТО и ЕврАзЭС // Право ВТО. 2013. N 1. С. 57 - 62.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 13.01.2003. N 4, 2/920.
Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / Ю.В. Гинзбург, А.Ю. Денисова, М.Г. Енадарова и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. 233 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 272 (цит. по: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2011. С. 140).
См., в частности: Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М., 2011. С. 174; Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М., 1996. С. 121.
Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. С. 174.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2013 года N 04АП-4084/13.
Российская газета. N 148 - 149. 06.08.1998.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
Режим доступа: http://www.tsouz.ru/, 16.03.2012 - Официальный сайт Евразийской экономической комиссии (дата обращения: 21.10.2014).
Козырин А.Н. Таможенный союз ЕврАзЭС и формирование законодательной базы таможенного регулирования // Вестник арбитражной практики. 2013. N 2. С. 32 - 38.
"Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы"
(подписан в г. Минске 19.05.2011) // СПС КонсультантПлюс
Глазьев С.Ю. Евразийский союз – щит от санкций // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. -№ 2(16).- 2014. -С. 5.
Глазьев С.Ю. Евразийский союз – щит от санкций // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. -№ 2(16).- 2014. -С. 6.
Дедков С.М., Щербин В.К. Перспективы экономического сотрудничества Евразийского и Европейского союзов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз № 2 (32), 2014. С. 79.
Заседание Высшего госсовета Союзного государства. 3 марта 2015 года // http://president.gov.by/ru/news_ru/view/zasedanie-vysshego-gossoveta-sojuznogo-gosudarstva-10940/
70
1. «Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси» (Принята в г. Москве 25.12.1998) // Российская газета. 1998. 26 декабря.
2. «Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве» (Подписан в г. Минске 21.02.1995) // Бюллетень международных договоров. 1996. N 7. С. 47 - 53.
3. «Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России» (Подписан в г. Москве 22.01.1998) // Собрание законодательства РФ. 22 ноября 1999 г. N 47. Ст. 5626.
4. «Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» (Подписан в г. Москве 29.03.1996) // Собрание законодательства РФ. 28 апреля 1997 г. N 17. Ст. 1915.
5. «Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства» (совершено 08.12.1999) // «Российская газета», N 22, 01.02.2000
6. «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования» (Вместе с «Протоколом к Соглашению...») (Заключено в г. Москве 25.12.1998) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 4. С. 57 - 62.
7. «Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Белоруссии» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 29.04.1996) // Российская газета (Экономический союз). 1996. 28 сентября.
8. «Устав Союза Беларуси и России» (совершено в Москве 23.05.1997) // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3596.
9. Годин Ю. Белоруссия – «Брестская крепость» современной России. М.: Новость, 2008. 147 с.
10. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 02.04.1997 «О Союзе Беларуси и России». Утратил силу с момента вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 (пункт 1 статьи 70 указанного Договора). // «Российская газета», N 66, 03.04.1997
11. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // «Российская газета», N 21, 29.01.2000.
12. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан» // «Российская газета», N 246, 26.12.1998.
13. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии» (Подписан в г. Москве 02.04.1996) // «Бюллетень международных договоров», N 12, 1996.
14. "Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" (подписан в г. Минске 19.05.2011) // СПС КонсультантПлюс
15. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
16. Федеральный закон от 02.01.2000 N 25-ФЗ «О ратификации Договора о создании Союзного государства» // «Собрание законодательства РФ», 10.01.2000, N 2, ст. 146.
17. Климанов В.В., Яговкина В.А. Развитие интеграции бюджетных систем стран единого экономического пространства // Финансовое право. 2014. N 4. С. 29 - 31.
18. Лукашенко А. Путь Беларуси. Минск, 2012. 174 с.
19. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск, 2004.
20. Неменский О.Б. Союзное государство России и Белоруссии как не-евразийский интеграционный проект. В сб.: Будущее Союзного государства и потенциальные модели его развития. Материалы медиа-форума (Москва, 14 декабря 2012 г.). М., 2013.
21. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 224 с. С.110.
22. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 224 с. С. 111.
23. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013.
24. Суздальцев А. Белорусский политический класс в условиях экономического кризиса 2011 г. // МЭ и МО, 2012. № 3.
25. Шкуренко А.В. Плоды евразийской интеграции и их восприятие политическими кругами и обществом. В сб.: Евразийская интеграция в XXI веке. М.: ЛЕНАНД, 2012.
26. Шадурский В.Г. Формирование концептуальных основ внешней политики Республики Беларусь (1991–2011) // Веснiк БДУ. Сер. 3. 2011. № 3. С. 36.
27. Шурубович А.В. Евразийская интеграция в восприятии государственного руководства, политического класса и экспертного сообщества Белоруссии // Евразийские интеграционные проекты в восприятии постсоветских стран и Китая / Под общей ред. к. полит. н. Е.М. Кузьминой – М: ИЭ РАН, 2013. С. 14-42.
28. Васянина Е.Л. Проблемы регулирования фискальных взиманий в условиях правил ВТО и ЕврАзЭС // Право ВТО. 2013. N 1. С. 57 - 62.
29. Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / Ю.В. Гинзбург, А.Ю. Денисова, М.Г. Енадарова и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. 233 с.
30. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М., 2011. 600 .
31. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М., 1996. 450 с.
32. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // http://www.tsouz.ru/
33. Козырин А.Н. Таможенный союз ЕврАзЭС и формирование законодательной базы таможенного регулирования // Вестник арбитражной практики. 2013. N 2. С. 32 - 38.
34. Глазьев С.Ю. Евразийский союз – щит от санкций // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. -№ 2(16).- 2014. -С. 5-13.
35. Дедков С.М., Щербин В.К. Перспективы экономического сотрудничества Евразийского и Европейского союзов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз № 2 (32), 2014. С. 70-90.
36. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. N 290. 23.12.2011.
37. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. N 271. 01.12.2010.
38. Лукашенко А. О судьбах нашей интеграции // Известия. 2011. 17 окт.
39. Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых Государств. М.: Знание/
40. Холов И.А. Евразийский союз проблемы и перспективы развития;
41. Международный научно-аналитический журнал "Евразийская интеграция: экономика, право, политика" №8, 2010г. ;
Вопрос-ответ:
Какова историческая основа российско-белорусских отношений?
Историческая основа российско-белорусских отношений включает несколько этапов развития, начиная с средневекового объединения в Великое княжество Литовское и Королевство Польское. В более поздние периоды истории Россия и Беларусь принадлежали к Российской империи, а затем к СССР. В настоящее время Россия и Беларусь поддерживают тесные отношения на основе дружбы, сотрудничества и взаимной поддержки.
Какие геополитические характеристики имеют Россия и Белоруссия?
Россия и Белоруссия имеют схожую геополитическую характеристику, так как оба государства расположены в центре Евразии. Они имеют общие границы и тесно взаимодействуют во многих сферах, включая политику, экономику, безопасность и культуру. Оба государства также являются членами нескольких интеграционных объединений, таких как ЕАЭС и ОДКБ.
Какие нормативно-правовые основы регулируют российско-белорусские отношения?
Нормативно-правовые основы двусторонних отношений между Россией и Белоруссией включают ряд международных договоров, таких как Договор о союзном государстве, Договор о создании Евразийского экономического сообщества и другие. Кроме того, существует множество двусторонних соглашений и протоколов, регулирующих различные аспекты сотрудничества между двумя странами.
Какую роль играет Таможенный Союз в развитии интеграции между Россией и Белоруссией?
Таможенный Союз, включающий Россию, Белоруссию и Казахстан, играет важную роль в развитии интеграции между Россией и Белоруссией. Он обеспечивает общее таможенное пространство, согласованные правила торговли и совместную политику в отношении третьих стран. Таможенный Союз также способствует укреплению экономической связи между Россией и Белоруссией.
Какие исторические этапы привели к развитию российско-белорусских отношений?
Развитие российско-белорусских отношений прошло через несколько исторических этапов. К началу XVII века Белоруссия стала частью Российского государства. В 1922 году Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) присоединилась к СССР. После распада СССР Россия и Белоруссия образовали Содружество Независимых Государств (СНГ), а в 1999 году заключили Соглашение о союзном государстве, создав Белорусско-Российский Союзный Государственный Договор. С тех пор сотрудничество между двумя странами продолжается в рамках различных интеграционных структур.
Какие геополитические характеристики отличают Россию и Белоруссию?
Россия и Белоруссия имеют свои геополитические особенности. Россия является крупнейшей страной мира, она имеет выход к нескольким морям и граничит с множеством стран. Белоруссия, в свою очередь, является небольшой европейской страной, расположенной между Россией и Европой. Обе страны являются членами СНГ и Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), что позволяет им сотрудничать в рамках различных интеграционных процессов и развивать экономические и политические отношения с другими странами.
Какие нормативно-правовые основы российско-белорусских отношений?
Российско-белорусские отношения основываются на ряде нормативно-правовых документов. Соглашение о союзном государстве, заключенное в 1999 году, стало основой для создания Белорусско-Российского Союзного Государственного Договора. Этот договор регулирует сотрудничество в различных сферах, таких как экономика, оборона, образование и культура. Кроме того, Россия и Белоруссия являются членами ЕАЭС, Договора о Таможенном союзе и других интеграционных структур, что также влияет на их отношения.
Каковы исторические этапы развития российско-белорусских отношений?
Российско-белорусские отношения прошли несколько исторических этапов. Началом сотрудничества можно считать создание Союзного государства в 1996 году. Затем последовал этап глубокой интеграции, который выразился в создании Таможенного союза в 2010 году. В последние годы был заметен эпизод некоторого ослабления отношений, однако эта тенденция была пересмотрена, и сотрудничество между Россией и Белоруссией стало вновь активно развиваться.
Каковы геополитические характеристики России и Белоруссии?
Россия и Белоруссия обладают схожими геополитическими характеристиками, которые определяют их взаимодействие. Обе страны являются постсоветскими государствами, соседями и имеют общую историю. Россия является крупнейшей страной в мире по территории, а Белоруссия является одной из немногих наций, которые имеют прямые границы с Россией. Близость в географическом, экономическом и культурном плане способствует развитию тесного сотрудничества между этими двумя государствами.
Какое влияние оказывают интеграционные группы на российско-белорусские отношения?
Интеграционные группы, такие как Таможенный союз и Евразийский экономический союз, играют важную роль в развитии российско-белорусских отношений. Они способствуют укреплению экономического сотрудничества, облегчению торговых отношений и гармонизации законодательства между странами-участницами. Благодаря этим интеграционным структурам, Россия и Белоруссия имеют возможность создавать единую экономическую зону и укреплять взаимную зависимость в политической и экономической сферах.