Образ вещи в романах Бальзака и Золя: (сравнение антикварной лавки в романе Бальзака «Шагреневая кожа» и образа магазина в романе Золя «Дамское счастье»)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 11 11 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 03.07.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Образ вещи в романах Бальзака и Золя 3
Список использованных источников 11
Фрагмент для ознакомления

Покупателей наполняет желание купить что-то в магазине, и это желание оживляет товар: «И ткани оживали под действием страстей, кипевшихна улице». Золя приводит подробное опсиание взаимодействия людей и предметной среды. Приведём здесь большой фрагмент с данным взаимодействием, потому что он наглядно отражает подход писателея к характеристике предметов, вещей в романе:«кружева чуть колыхались, таинственно скрывая за своиминиспадающими складками недра магазина; даже толстые четырехугольные штукисукна дышали соблазном; пальто на оживших манекенах принимали все болееокруглые формы, а роскошное бархатное манто, гибкое и теплое, вздувалось,точно покоясь на женских плечах, облегая волнующуюся грудь, трепещущиебедра».Вместе с тем Золя не даёт читателю забыть, что магазин не живой, что это только огромная машина. Многочисленные подробности усиливают впечатление механичтисности, только подобия жизни: «От магазина веяло жаром, как от фабрики, и этот жар исходил главнымобразом от прилавков, где шла оживленная продажа и была сутолока, котораячувствовалась даже за стенами здания. В помещении стоял непрерывный гул,точно от машины, находящейся в движении в беспрестанно обрабатывающейпокупательниц, — их сбивали в кучу перед прилавками, одурманивалитоварами, а затем перебрасывали к кассам. И все это — с механическойточностью, с силой и логикой передаточного механизма, захватывающего целыетолпы женщин».Описания Золя подобны импрессионистским полотнам: «Машина по инерции все еще работалаи продолжала хрипеть и грохотать, выпуская последние пары, но приказчикиуже свертывали материи, а кассиры подсчитывали выручку. Сквозь запотевшиестекла все это представало в виде какого-то хаоса огней, точно некаяпричудливая фабрика. За дождевой завесой зрелище это казалось далеким,призрачным и похожим на гигантскую топку, где на фоне багрового пламеникотлов мелькают черные тени кочегаров. Витрины тонули во мраке: там можнобыло различить теперь только снег кружев, белизну которых оживлял матовыйсвет газовых рожков; а в глубине этой часовни мощно вздымались готовыенаряды, и чудесное бархатное манто, отделанное серебристой лисицей,казалось силуэтом великолепной безголовой женщины, которая под проливнымдождем, в таинственных парижских сумерках спешит на бал». Удивительно поэтичное, но вместе с тем и механистичное смешение цветов и красок. Сопоставим подходы обоих писателей. У Бальзака даётся объективная авторская среда. Люди производят вещи и влияют на них. «В центре внимания Бальзака — человек и люди, производящие и полонящие предметы, а у Золя — среда и предметы, полонившие, поглотившие и поработившие живого человека-творца». У Бальзака в основном в обстановку разрастается сам персонаж и характер персонажа. Контраст между старостью, физической беспомощностью и могуществом, которое даёт сокровище. Это подчёркивает центральную тему Бальзака — власть денег.Антиквар является символом стяжания, собирания вещей. Все вещи, собранные в его лавке,— дело рук человека. Они произведены другими людьми и только собраны антикваром, в чьей лавке хранятся, как в тюрьме. Бальзак показывает нам, что сам человек делает вещи и хранит вещи, однако вещи всё же влияют на человека, как шагреневая кожа влияет на жизнь Рафаэля.У Золя выбирает из всех возможных элементов среды или явления именно ту обстановку, и те предметы, и в таком именно их состоянии, которые в данный момент оказываются наиболее «в унисон» тем эмоциональным (а часто даже физиологическим) ощущениям, которые он хочет вызвать в читателе.Из всех возможных элементов окружения, среды и предметов обстановки он выберет именно те и только те, которые по характеру, облику и состоянию находятся в том же оттенке настроения или атмосферы сцены.У Золя обстановка и окружение, среда и ландшафт — это вечно меняющаяся симфония, рассчитанная прежде всего на то, чтобы, подобно музыке, передать атмосферу, меняющееся настроение, психологическое состояние действующих в ней персонажей.Атмосферу любовных переживаний он подчёркивает соответственной средой и обстановкой. Так, всеобщий хаос в финале романа, лишь отчасти управляемый Муре, подчёркивает душевное состояние обоих главных героев.Но «согревает» он эту среду или обстановку в основном не столько средствами литературного письма — через сложную систему метафорических построений, ритмических изысков или тембра звучаний хитроумно расставленных слов. Вместо этого Золя ставит своих героев в реальную обстановку предметов окружения, физически находящихся в нужном ему состоянии.Верный своему основному приёму, Золя самые предметы для сравнений выбирает такими и в таком состоянии, которое будет способствовать патетизации материала, в данный момент избранного Золя.Итак, в соотвесттвии с выбранными данными писателями методами, образ вещи у Бальзака показывается объектино, а у Эмиля Золя — субъективно.Список использованных источниковАйхенвальд Ю. Реализм и натурализм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-6972.htm. (Дата обращения: 03.06.2015).Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М.: Высшая школа, 1987. 542 с.Бальзак О. Шагреневая кожа. М.: Азбука, 2012. 320 с.Бахмутский В.Я. «Отец Горио» Бальзака. М.: Художественная литература, 1970 . 111 с. Блюмфельд Л. Натурализм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-6122.htm. (Дата обращения: 03.06.2015).Вихорева Н.Н. Натуралистический роман: поэтика жанра. Тверь, 2001. 220 с.Золя Э. Дамское счастье. Западня. М.: ЭКСМО, 2006. 784 с.Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6-ти тт. Т. 3. С. 91—117.

Список использованных источников

1. Айхенвальд Ю. Реализм и натурализм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-6972.htm. (Дата обращения: 03.06.2015).
2. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М.: Высшая школа, 1987. 542 с.
3. Бальзак О. Шагреневая кожа. М.: Азбука, 2012. 320 с.
4. Бахмутский В.Я. «Отец Горио» Бальзака. М.: Художественная литература, 1970 . 111 с.
5. Блюмфельд Л. Натурализм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-6122.htm. (Дата обращения: 03.06.2015).
6. Вихорева Н.Н. Натуралистический роман: поэтика жанра. Тверь, 2001. 220 с.
7. Золя Э. Дамское счастье. Западня. М.: ЭКСМО, 2006. 784 с.
8. Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6-ти тт. Т. 3. С. 91—117.