Выполнить курсовую работу,согласно методическим указаниям на тему: Система лабораторно - практических
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 03.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Методологические основы методики профессионального
обучения
5
1.2. Структура курса методики профессионального обучения,
назначение, цели и задачи изучения курса, требования
к уровню освоения содержания курса
5
1.2. Требования к результатам освоения основной
профессиональной образовательной программы
7
1.3. Государственный образовательный стандарт
профессионального образования
10
1.4. Формы проектирования содержания профессионального
обучения
11
1.5. Современные подходы к лабораторно-практическим
работам
15
1.5.1. Методические указания к выполнению
лабораторно-практических работ
19
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложения 27
Все это не только способствует усвоению учебного материала, но и развивает определенным образом мышление, придавая ему активный характер.
В современной профессиональной школе лабораторный практикум, так же как и все другие виды аудиторной практической учебной работы, во всеобщей мере приобретают характер учебно-исследовательской деятельности. Это означает, что, помимо практической отработки изучаемого материала, занятия развивают творческую инициативу студентов, активируют их познавательную деятельности, формируют устойчивые профессиональные интересы. Ориентация практической подготовки студентов в указанном направлении тесно связана с моделированием реальной производственной деятельности будущих специалистов, с реализацией в методическом построении практических занятий принципов проблемного обучения. В итоге создаются условия для воспроизведения в ходе занятия сложных управленческих ситуаций, которые современный высококвалифицированный специалист должен решать эффективно в условиях острого дефицита времени.
Лабораторные занятия по разным учебным предметам имеют различное назначение и характер. Особенности их постановки применительно к каждому учебному предмету, естественно, могут быть учтены только при разработке методик преподавания соответствующих предметов, методик руководства лабораторными занятиями. Здесь же представляется возможным и целесообразным сделать попытку выявить только самые общие, наиболее распространенные особенности лабораторных занятий общепедагогического характера, свойственные большинству требующих экспериментов предметов.
Большое значение имеет правильная организация лабораторных занятий, причем успех нередко зависит от выработавшейся в вузе системы организации, установившихся требований и положительных учебных традиций, которые обычно присутствуют в лабораторных занятиях. Сама обстановка занятий должна организующе действовать на студентов и вызывать у них желание творчески работать.
Учебный материал и предполагаемую деятельность студентов при подготовке и выполнении лабораторных работ целесообразно строить в такой последовательности.
1. Цель работы.
2. Краткие теоретические сведения, ориентирующие студентов на развитие логики решения предстоящих задач.
3. Тесты входного контроля, предусматривающие проверку знаний студентами необходимой теории и представлений о содержании работы на уровне «понимания», [9], [16], [19].
4. Перечень и описание оборудования, приборов и принадлежностей, необходимых для выполнения лабораторной работы, [17].
5. Основные задачи, решаемые студентами в процессе работы, с тем чтобы достичь поставленной цели.
6. Последовательность выполнения работы.
7. Анализ результатов и оформление отчета.
8. Тесты контроля знаний, умений и навыков, полученных в результате выполнения работы.
Основной этап – проведение лабораторной работы. Он включает в себя перечень заданий. Содержанию задания соответствуют методы исследования и основные элементы контроля. Этот этап лучше всего представить в виде технологической карты.
Технологическая карта лабораторной работы
п/п Содержание задания Метод исследования Операции и способы выполнения Контроль
Основная функция, которую выполняют лабораторные работы, – практическое овладение учащихся обобщенными техническими умениями.
Анализируя содержание лабораторных работ по общеотраслевым дисциплинам, нетрудно заметить, что в качестве обобщенных технических умений выступают методы. Для того чтобы выполнить любую лабораторную работу по исследованию электрических цепей, электрических машин, необходимо провести моделирование схемы, измерить параметры, рассчитать и проанализировать режимы работы.
Приведенную структуру организации лабораторного практикума не следует рассматривать как строго регламентированную, возможна и другая структура, лишь бы она была высокоэффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе по методике профессионального обучения рассмотрены основные вопросы формирования методического знания и умения учащихся, методической деятельности через решение психолого-педагогических проблем учебного процесса профессионального обучения. Освещены методологические, научно-исследовательские, теоретические и методические аспекты проблем образования.
Кроме того, раскрыты содержание методики профессионального обучения, основы анализа и отбора содержания профессионального образования; вопросы проектирования организации учебного процесса; содержание обучения и разработка дидактических средств обучения, основы конструирования организационных форм учебной деятельности учащихся; определен и обоснован выбор активных методов обучения.
Результатами методической деятельности студента являются методически переработанный, отобранный учебный материал в его различных формах представления, алгоритмы решения методических задач, листы рабочей тетради, приемы, методы обучения.
При формировании профессиональных компетенций по методике профессионального обучения необходимо учитывать целостность учебного процесса в структурно-функциональной модели дидактической системы.
Следует заметить, что методика профессионального обучения не занимается техническими устройствами, не формирует методы их исследований. Предметом рассмотрения методики профессионального обучения являются закономерности методической деятельности педагога профессиональной школы по разработке специальных средств обучения.
Перспективы дальнейшего развития методики профессионального обучения необходимо рассматривать в объединении, взаимосвязи и интеграции в единую систему теории, «искусства обучения» и методики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : пособие для учителя / А. А. Гин. – 4-е изд. – М. : Вита-Пресс, 2002. – 88 с.
2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
3. Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. И. Кругликов. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
5. Методика профессионального обучения : учеб. программа дисциплины / сост. : Т. Г. Дулинец, С. И. Почекутов, Т. В. Сильченко, А. С. Степанова-Быкова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 48 с.
6. Методика профессионального обучения : практикум / А. С. Степанова-Быкова, Е. Е. Савченко, А. С. Карманова, О. В. Константинова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 99 с.
7. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. пед. заведений / Н. А. Морева. – М. : Издат. центр «Академия», 2001. – 272 с.
8. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов
пед. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 368 с.
9. Почекутов, С. И. Методические основы педагогического тестирова-
ния : учеб. пособие / С. И. Почекутов, Е. Е. Савченко. – Красноярск : ИПЦ
КГТУ, 2004. – 60 с.
10. Решетова, З. А. Формирование системного мышления в учебном
процессе / З. А. Решетова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.
11. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 474 с.
12. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторский. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
13. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
14. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3-го поколения «Профессионального обучения» (по отраслям). – М., 2009. – 40 с.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
15. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс по дисциплине / А. С. Степанова-Быкова, Е. Е. Савченко, О. В. Савченко [и др.]. – Электрон. дан. (136 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – (Методика профессионального обучения: УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. коллектива Т. Г. Дулинец). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования : Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 196 Мб свободного дискового пространства ; привод DVD ; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Adobe Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов формата pdf) ; Microsoft PowerPoint 2003 или выше. – (Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320902502).
16. Почекутов, С. И. Методика профессионального обучения. Банк тестовых заданий [Электронный ресурс]: контрольно-измерительные материалы / С. И. Почекутов, О. В. Константинова, Т. Г. Дулинец. – Электрон. дан. (44 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – (Методика профессионального обучения: УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. коллектива Т. Г. Дулинец). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти; 104 Мб свободного дискового пространства; привод DVD; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит); Adobe Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов формата pdf). – (Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320902504).
17. Каталог лицензионных программных продуктов, используемых в СФУ / сост. : А. В. Сарафанов, М. М. Торопов. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2008. – Вып. 1 – 4.
18. Интерактивные технические средства обучения: практическое руководство / сост. : А. Г. Суковатый, К. Н. Захарьин, А. В. Казанцев, А. В. Сарафанов. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 84 с.
19. Унифицированная система компьютерной проверки знаний тестированием UniTest. Версия 3.0.0: Руководство пользователя / А. Н. Шниперов, Б. М. Бидус. – Красноярск : ИПЦ Политехн. ин-та, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
14
МПО
Содержательный
компонент
Концептуальная
Процессуальный
компонент
Дидактическая
Диагностическая
Процессуальный компонент
Самостоятельная работа
Формирование знаний, умений и способностей у учащихся
Профессиональная компетентность преподавателя
Содержание обучения
Система знаний
Урочная
Внеурочная
Самообразование
Самоподготовка
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Кафедра
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения
практических работ
Дисциплина
Институт:
Специальность:
Курс:
Преподаватель:
2015
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Кафедра
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения
контрольных работ
Дисциплина
Институт:
Специальность:
Курс:
Преподаватель:
2015
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Кафедра
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения
курсовых работ
Дисциплина
Институт:
Специальность:
Курс:
Преподаватель:
2015
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Кафедра
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения
лабораторных работ
Дисциплина
Институт:
Специальность:
Курс:
Преподаватель:
2015
1. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : пособие для учителя / А. А. Гин. – 4-е изд. – М. : Вита-Пресс, 2002. – 88 с.
2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
3. Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. И. Кругликов. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
5. Методика профессионального обучения : учеб. программа дисциплины / сост. : Т. Г. Дулинец, С. И. Почекутов, Т. В. Сильченко, А. С. Степанова-Быкова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 48 с.
6. Методика профессионального обучения : практикум / А. С. Степанова-Быкова, Е. Е. Савченко, А. С. Карманова, О. В. Константинова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 99 с.
7. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. пед. заведений / Н. А. Морева. – М. : Издат. центр «Академия», 2001. – 272 с.
8. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов
пед. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 368 с.
9. Почекутов, С. И. Методические основы педагогического тестирова-
ния : учеб. пособие / С. И. Почекутов, Е. Е. Савченко. – Красноярск : ИПЦ
КГТУ, 2004. – 60 с.
10. Решетова, З. А. Формирование системного мышления в учебном
процессе / З. А. Решетова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.
11. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 474 с.
12. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторский. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
13. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
14. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3-го поколения «Профессионального обучения» (по отраслям). – М., 2009. – 40 с.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
15. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс по дисциплине / А. С. Степанова-Быкова, Е. Е. Савченко, О. В. Савченко [и др.]. – Электрон. дан. (136 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – (Методика профессионального обучения: УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. коллектива Т. Г. Дулинец). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования : Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 196 Мб свободного дискового пространства ; привод DVD ; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Adobe Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов формата pdf) ; Microsoft PowerPoint 2003 или выше. – (Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320902502).
16. Почекутов, С. И. Методика профессионального обучения. Банк тестовых заданий [Электронный ресурс]: контрольно-измерительные материалы / С. И. Почекутов, О. В. Константинова, Т. Г. Дулинец. – Электрон. дан. (44 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – (Методика профессионального обучения: УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. коллектива Т. Г. Дулинец). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти; 104 Мб свободного дискового пространства; привод DVD; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит); Adobe Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов формата pdf). – (Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320902504).
17. Каталог лицензионных программных продуктов, используемых в СФУ / сост. : А. В. Сарафанов, М. М. Торопов. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2008. – Вып. 1 – 4.
18. Интерактивные технические средства обучения: практическое руководство / сост. : А. Г. Суковатый, К. Н. Захарьин, А. В. Казанцев, А. В. Сарафанов. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 84 с.
19. Унифицированная система компьютерной проверки знаний тестированием UniTest. Версия 3.0.0: Руководство пользователя / А. Н. Шниперов, Б. М. Бидус. – Красноярск : ИПЦ Политехн. ин-та, 2007.
Вопрос-ответ:
Что такое система лабораторно-практических занятий?
Система лабораторно-практических занятий - это методика обучения, основанная на комбинации теоретического изучения материала и его практического применения в лабораторных условиях.
Какие основные компоненты включает в себя курс методики профессионального обучения?
Курс методики профессионального обучения включает в себя структуру курса, цель и задачи изучения, требования к уровню освоения содержания курса.
Какие требования предъявляются к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы?
К результатам освоения основной профессиональной образовательной программы предъявляются требования, определенные государственным образовательным стандартом профессионального образования, которые направлены на достижение определенных компетенций студентом.
Что такое государственный образовательный стандарт профессионального образования?
Государственный образовательный стандарт профессионального образования - это документ, определяющий общие требования к качеству образования, уровень подготовки выпускников и компетенции, которыми они должны обладать.
Какие формы включены в методику профессионального обучения?
Методика профессионального обучения включает в себя различные формы, такие как лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, электронное обучение и другие, которые направлены на комплексное и системное формирование профессиональных навыков студента.
Какие основные методологические основы применяются в методике профессионального обучения?
Методологическими основами методики профессионального обучения являются системный подход, активизация познавательной деятельности обучаемых, использование проблемных ситуаций, интеграция профессионального и общеобразовательного обучения, формирование компетентностного подхода.
Каковы цель и задачи изучения курса методики профессионального обучения?
Целью изучения данного курса является формирование системного понимания основных принципов методики профессионального обучения. Задачи курса включают изучение теоретических основ методики, применение педагогических технологий в профессиональной области, развитие навыков планирования и организации образовательного процесса.
Какие требования предъявляются к уровню освоения содержания курса методики профессионального обучения?
Уровень освоения содержания курса должен обеспечивать глубокое понимание основных методологических принципов, умение применять теоретические знания на практике, а также способность к самостоятельному анализу и решению педагогических задач в рамках профессионального образования.
Какие результаты освоения основной профессиональной образовательной программы требуются?
Основными результатами освоения основной профессиональной образовательной программы является приобретение общекультурных и профессиональных компетенций, умение применять полученные знания и навыки в практической деятельности, а также развитие профессиональной самостоятельности и творческого мышления.
Что представляет собой государственный образовательный стандарт профессионального образования?
Государственный образовательный стандарт профессионального образования определяет требования к программам обучения, компетенциям обучающихся, содержанию образовательного процесса и оценке результатов обучения. Он является основополагающим документом для разработки и реализации образовательных программ в области профессионального образования.
Какие методические указания следует учитывать при выполнении курсовой работы на тему "Система лабораторно-практических методик профессионального обучения"?
При выполнении курсовой работы на тему "Система лабораторно-практических методик профессионального обучения" необходимо руководствоваться методическими указаниями, представленными в указанной теме. Эти указания содержат основные требования к содержанию и структуре курсовой работы.