Вводный налог: основные элементы, направления совершенствования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 32 32 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 08.07.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Введение...................................................................................................................3
2. Теоретические аспекты водного налога................................................................4
2.1. Налогоплательщики водного налога...................................................................4
2.2. Объект налогообложения водным налогом........................................................5
2.3. Налоговая база по водному налогу......................................................................8
2.4. Налоговый период по водному налогу................................................................9
2.5. Налоговые ставки по водному налогу...............................................................10
2.6. Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога.....................................21
2.7. Порядок представления налоговой декларации по водному налогу …........23
3. Анализ Отчета 5-ВН «№О налоговой базе и структуре начислений по водному налогу»........................................................................................................25
4. Перспективы развития водного налога …...........................................................29
5. Заключение.............................................................................................................31
6. Список использованной литературы...................................................................32
Фрагмент для ознакомления

Порядок и сроки уплаты налога установлен статьей 333.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Исчисленная сумма водного налога подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Например:
за 1 квартал 2015 года сумма налога уплачивается не позднее 20 апреля 2015 года;
за 2 квартал 2015 года - не позднее 20 июля 2015 года;
за 3 квартал 2015 года - не позднее 20 октября 2015 года;
за 4 квартал 2015 года - не позднее 20 января 2016 года.
Расчитаем на примере сумму водного налога за первый квартал 2015 года, если налогоплательщиком в 1 квартале 2015 года было добыто из подземных водных источников 100 тыс. куб. м. воды; разрешенный объем забора воды по лицензии составляет 1 тыс. куб. м. воды в сутки; водный объект расположен в Центральном экономическом районе и относится к бассейну реки Волга. Налогоплательщик имеет средства измерения.
Сначала определим объем превышения забранной воды над разрешенным объемом. В 1 квартале 2015 года 90 дней, разрешенный объем забора воды — 1 тыс. куб. м., значит, разрешенный объем забора воды в 1-ом квартале 2015 года составит 90 тыс. куб. м. воды. Налогоплательщиком забрано 100 тыс. куб. м. воды, объем превышения составил 10 тыс. куб. м. воды. Для Центрального экономического района и бассейна реки Волга при заборе воды из подземных водных источников ставка устанволена в размере 360 руб. за 1 тыс. куб. м. Таким образом, к объему воды в размере 90 тыс. куб. м. налогоплательщиком будет применена ставка в размере 360 руб. за 1 тыс. куб. м., умноженная на коэффициент 1,15, т. е. 414 (360х1,15) руб. за 1 тыс. куб. м., а к объему воды в размере 10 тыс. куб. м. налогоплательщиком будет применена ставка в пятикратном размере, умноженная на коэффициент 1,15, т. е. 2070 (360х5х1,15) руб. за 1 тыс. куб. м. Сумма водного налога в данном примере за 1 квартал 2015 года составит: 90х414 + 10х2070 = 57960 рублей.
2.7. Порядок представления налоговой декларации по водному налогу
Порядок представления налоговой декларации по водному налогу установлен статьей 333.15. Налогового кодекса Российской Федерации и приводится в таблице 12.
Таблица 12
Порядок представления налоговой декларации
Порядок представления налоговой декларации по Налоговому кодексу Российской Федерации. Порядок представления налоговой декларации по Федеральному закону от 06.05.1998 №71-ФЗ -декларация представляется в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения, при этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. -декларация представляется по итогам каждого отчетного периода не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода в налоговый орган по месту регистрации, а по месту пользования водным объектом - копию налоговой декларации.
Как следует из Таблицы 12 Налоговым кодексом Российской Федерации не прусматрена обязанность по представлению копии налоговой декларации в случае, если место пользования водным объектом и место регистрации различны.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших представляют налоговые декларации по водному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Срок представления налоговых деклараций по водному налогу совпадает со сроком уплаты водного налога. Таким образом, декларация по водному налогу будет представлена в налоговый орган в следующие сроки:
за 1 квартал 2015г. - не позднее 20 апреля 2015г.;
за 2 квартал 2015г. - не позднее 20 июля 2015г.;
за 3 квартал 2015г. - не позднее 20 октября 2015г.;
за 4 квартал 2015г. - не позднее 20 января 2016г.




















3. Анализ отчета №5-ВН «О налоговой базе и структуре начислений по водному налогу»
В ходе написания данного реферата был проанализирован отчет №5-ВН «О налоговой базе и структуре начислений по водному налогу» за 2012-2014гг. Исходные данные получены с официального сайта Федеральной налоговой службы.
В таблице 13 представлена информация о проведенном анализе отчета 5-ВН в целом по Российской Федерации.
Таблица 13
Анализ отчета 5-ВН в целом по Российской Федерации
Показатель Отчетный
год Изменение за
2013 год Изменение за 2014 год 2012 2013 2014 абсолютное темп роста, % абсолютное темп роста, % количество плательщиков 37659 36218 30349 минус 1441 96,2 минус 5869 83,8 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. 2526219 2373000 2279556 минус 153219 93,9 минус 93444 96,0 сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения, тыс. руб. 1284636 1246017 1216072 минус 38619 97,0 минус 29945 97,6
Как следует из таблицы 13 в Российской Федерации в период с 2012-2014гг. наметилась тенденция как к уменьшению количества плательщиков водного налога так и к уменьшению суммы водного налога, подлежащей уплате. Если в 2013 году количество налогоплательщиков уменьшилось на 3,8% по сравнению с 2012 годом, то в 2014 году количество налогоплательщиков сократилось уже на 16,2% по сравнению с 2013 годом. Сумма водного налога в 2013 году уменьшилась на 6,1% по сравнению с 2012 годом, и на 4% в 2014 году по сравнению с 2013 годом.
Также из таблицы 13 видно, что бюджет недополучает значительные суммы налога при применении налогоплательщиками пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения.
В таблице 14 представлена информация о проведенном анализе отчета 5-ВН в разрезе федеральных округов.
Таблица 14
Анализ отчета 5-ВН в разрезе федеральных округов Российской Федерации
Показатель Федеральные округа Центральный Северо-Западный Северо-Кавказский Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный 2012 год количество плательщиков 11321 2602 750 3287 9140 2867 5675 2017 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. 552497 152442 631975 182632 335175 241064 334171 96263 2013 год количество плательщиков
10797 2513 860 3131 8754 2789 5457 1917 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб.
536199 141301 511729 195583 320214 230091 345914 91969 темп прироста количества плательщиков за 2013 год, %
95,3 96,6 114,7 95,3 95,8 97,3 96,2 95,0 темп прироста суммы налога подлежащей уплате в бюджет за 2013 год, %
97,0 92,7 81,0 107,0 95,5
95,4 103,5 95,5 Продолжение Таблицы 14 2014 год количество плательщиков 9138 2136 711 2439 7277 2342 4686 1620 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. 513230 132147 543994 171142 309839 236478 282799 89927 темп прироста количества плательщиков за 2014 год, % 84,6 85,0 82,7 77,9 83,1 84,0 85,9 84,5 темп прироста суммы налога подлежащей уплате в бюджет за 2014 год, % 95,7 93,5 106,3 87,5 96,8 102,8 81,8 97,8
На рисунке 1 представлена динамика изменения количества плательщиков водного налога за 2012-2014гг. в разрезе федеральных округов.
Динамика изменения количества плательщиков водного налога за 2012-2014гг.
в разрезе федеральных округов
Рис. 1
Как видно из рисунка 1 практичеки во всех федеральных округах наблюдается снижение количества плательщиков водного налога. Наибольшее снижение количества плательщиков водного налога наблюдается в следующих округах: Центральный, Южный, Приволжский и Сибирский.
На рисунке 2 представлена динамика изменения суммы водного налога, подлежащей уплате в бюджет за 2012-2014гг. в разрезе федеральных округов.

Динамика изменения сумм водного налога за 2012-2014гг.
в разрезе федеральных округов
Рис. 2
Как видно из рисунка 2 также практически во всех федеральных округах наблюдается снижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Данный факт связан прежде всего с наметившейся тенденцией к уменьшению количества плательщиков водного налога. Наибольшее снижение сумм водного налога, подлежащей уплате в бюджет наблюдается в следующих округах: Центральный, Северо-Кавказский и Сибирский.







4. Перспективы развития водного налога
Росийская Федерация достаточно обеспечена водными ресурсами. По её территории протекает огромное количество рек, озер, морей. Для рационального использования водных объектов и был введен водный налог, который заменил собой плату за пользование водными объектами.
Наметившаяся тенденция к снижению поступлений сумм от водного налога, побудила законодателя внести изменения в налоговое законодательство в части водного налога.
Так, начиная с 2015 года будет осуществляться ежегодная индексация налоговых ставок по водному налогу. Следует отметить, что за 10 лет существования водного налога налоговые ставки не пересматривались и до 2015 года оставались неизменными с момента введения водного налога — 01.01.2005.
Как было указано ранее, бюджет недополучает значительные суммы водного налога в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения. По этой причине, начиная с 2015 года будет происходить ежегодное увеличение ставок по водному налогу при заборе воды для водоснабжения населения.
С 2015 года введен дополнительный коэффициент 1,1, который будет применяться к ставкам водного налога теми налогоплательщиками, которые не имеют средств измерений.
Также с 2015 года введена норма о применении ставки водного налога при добыче подземных вод в целях реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару с коэффициентом 10.
В действующем налоговом законодательстве по водному налогу не предусмотрена дифференциация ставок в связи с сезонностью забора воды, в осенне-зимние периоды объемы забора воды уменьшаются, а в весенне-летние периоды увеличиваются. В связи с этим, можно было бы предусмотреть различные ставки в осенне-зимний период и весенне-летний период.
Кроме того, считаю, что необходимо применять повышенные ставки к тем налогоплательщикам, которые небрежно, относятся к водным ресурсам, и, наоборот, понижать ставки для тех налогоплательщиков, которые бережно относятся к водным ресурсам.
Также во избежание споров с налоговыми органами хотелось бы отметить важность четких и однозначных понятий в принимаемых нормативных актах.























5. Заключение
В данном реферате были рассмотрены теоретические аспекты водного налога, выявлены основные отличия от платы за пользование водными объектами, рассмотрен пример расчета водного налога, проведен анализ поступлений водного налога в бюджет Российской Федерации на основе отчета 5-ВН, рассмотрены перспективы развития водного налога.
С момента введения водного налога не утихают споры о его необходимости. Даже слухи о его отмене, однако последние внесенные изменения в главу 25.2. Налогового кодекса Российской Федерации позволяют говорить о том, что данный налог будет действовать еще продолжительное время.
Хочется надеяться, что водные ресурсы страны не иссякнут, а вносимые государством изменения в главу 25.2. Налогового кодекса Российской Федерации позволят увеличить поступления водного налога в бюджет Российской Федерации.














6. Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ.
3. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 №74-ФЗ.
4. О недрах: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1.
5. О плате за пользование водными объектами: Федеральный закон от 06.05.1998 №71-ФЗ.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2001 №826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».
7. Постановление Госстандарта России от 27.12.1995 №640 «Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95».
8. Официальный сайт федеральной налоговой службы Российской Федерации — http://www.nalog.ru/
9. Официальный сайт федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации — http://voda.mnr.gov.ru/
10. Справочная правовая система «Консультант плюс» - http://www.consultant.ru/
11. Справочная правовая система «Гарант» - http://www.garant.ru/


http://voda.mnr.gov.ru/
http://www.nalog.ru/



3

32






1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ.
3. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 №74-ФЗ.
4. О недрах: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1.
5. О плате за пользование водными объектами: Федеральный закон от 06.05.1998 №71-ФЗ.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2001 №826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».
7. Постановление Госстандарта России от 27.12.1995 №640 «Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95».
8. Официальный сайт федеральной налоговой службы Российской Федерации — http://www.nalog.ru/
9. Официальный сайт федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации — http://voda.mnr.gov.ru/
10. Справочная правовая система «Консультант плюс» - http://www.consultant.ru/
11. Справочная правовая система «Гарант» - http://www.garant.ru/

Вопрос-ответ:

Что такое вводный налог и какие основные элементы этого направления совершенствования?

Вводный налог - это вид налога, который взимается с организаций и индивидуальных предпринимателей при вводе в эксплуатацию объектов недвижимости. Основными элементами совершенствования этого направления являются установление законодательной и правовой базы для взимания вводного налога, установление ставок и порядка их расчета, а также учет особенностей различных видов объектов недвижимости.

Какие теоретические аспекты связаны с водным налогом?

Теоретические аспекты водного налога связаны с определением его сущности и целей, а также обоснованием необходимости его введения. Кроме того, особое внимание уделяется разработке методологии расчета водного налога, определению его ставок и условий применения. Также важными теоретическими аспектами являются вопросы о правовой и законодательной базе водного налога и его взаимосвязи с другими налоговыми и экономическими институтами.

Кто является налогоплательщиками водного налога?

Налогоплательщиками водного налога являются юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с использованием водных ресурсов. Это могут быть предприятия, занимающиеся добычей и переработкой воды, а также организации, осуществляющие водоснабжение, водоотведение, орошение и другие виды деятельности, связанные с использованием водных ресурсов.

Что является объектом налогообложения водным налогом?

Объектом налогообложения водным налогом являются водные ресурсы. Это включает в себя поверхностные и подземные воды, водные объекты, природные и искусственные водоемы, а также водохранилища. Возможно также включение в объект налогообложения различных деятельностей, связанных с использованием водных ресурсов, например, добычу питьевой воды или сброс сточных вод в водоемы.

Что такое вводный налог?

Вводный налог - это вид налога, который устанавливается на использование водных ресурсов, включая водные объекты и платоны.

Какие элементы входят в направление совершенствования вводного налога?

Направление совершенствования вводного налога включает в себя улучшение правового регулирования использования водных ресурсов, разработку механизмов сбора и учета налогов, а также контроль за их исполнением.

Кто является налогоплательщиками водного налога?

Налогоплательщиками водного налога могут быть предприятия и организации, осуществляющие деятельность, связанную с использованием водных ресурсов, а также физические лица, осуществляющие платные услуги по водоснабжению.

Что является объектом налогообложения водным налогом?

Объектами налогообложения водным налогом являются водные ресурсы, включая водные объекты (реки, озера, водохранилища и др.), а также платоны, где предоставляется возможность использования водных ресурсов.

Какие теоретические аспекты связаны с водным налогом?

Теоретические аспекты водного налога связаны с разработкой принципов налогообложения в сфере использования водных ресурсов, определением ставок и способов расчета налога, а также анализом экономического эффекта от его введения.

Какие теоретические аспекты связаны с водным налогом?

Водный налог имеет свои теоретические аспекты, включающие следующие элементы: экономическую основу, правовое обеспечение, субъекты и объекты налогообложения, а также методы исчисления и сбора налога. Экономическая основа водного налога связана с необходимостью формирования источников доходов для государства, связанных с использованием водных ресурсов. Правовое обеспечение включает законодательство и нормативные акты, регулирующие взимание водного налога. Субъекты водного налогообложения - это налогоплательщики, а объекты - водные ресурсы и сопутствующие объекты, например, оборудование и инфраструктура.

Кто является налогоплательщиками водного налога?

Налогоплательщиками водного налога могут быть различные юридические и физические лица, которые являются собственниками или пользователями водных ресурсов. Это могут быть предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, фермеры, государственные учреждения и даже частные лица, владеющие водными источниками либо осуществляющие деятельность, связанную с их использованием. Конкретные категории налогоплательщиков определяются законодательством каждой страны.