Обзор литературы по авторской песне

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 28 28 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 13.07.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Понятие авторской песни 7
1.1. Сущность авторской песни 7
1.2. Истоки авторской песни 11
Глава 2. Авторская песня в журналах 18
2.1. Авторская песня в периодических изданиях 18
2.2. Непериодические издания 20
Заключение 25
Список литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Книга являет собой пример документалистики жанра авторской песни в Ленинграде. Или Аннинский Л. А. Барды. М.: Согласие, 1999; то же, изд. 2-е, доп. Иркутск: Издатель Сапронов, 2005.В ней собраны статьи о наиболее известных авторах от «предтечи» (Вертинского) и троицы соавторов песни про «батальонного разведчика» (С. Кристи, А. Охрименко, В. Шрейберг) до ставшего известным уже в девяностые М. Щербакова; между этими именами располагаются известные нам барды-классики. наиболее известных авторах–от «предтечи» (Вертинского) и троицы соавторов песни про «батальонного разведчика» (С.Кристи, А.Охрименко, В.Шрейберг) до ставшего известным уже в девяностые М.Щербакова; между этими именами располагаются, барды-классики. В дополненном переиздании число очерков-персоналий увеличилось более чем вдвое – за счет новых имен: Бережков, Луферов, Долина, и «уж совсем не очень известные» Александр Ананичев и Ольга Залесская. Многие эссе Л.Аннинского публиковались прежде в периодике или в виде предисловий, иные – по несколько разНаучный взгляд на явление авторской песни как таковой начал формироваться далеко не сразу. Изучение авторской песни берет отсчёт от начала 1990-х годов – эпохи распада Советского Союза. Во второй половине 80-х, отмеченной печатью бурной общественной жизни, авторская песня воспринимается пока ещё как явление современное и вписывается в контекст тогдашней ситуации.Впрочем, изучение авторской песни изначально концентрировалось в руках поклонников и энтузиастов.При этом, изучение авторской песни начинается с Высоцкого. Это и естественно: со времени его ухода из жизни на тот момент прошло уже целое десятилетие, и на протяжении всех восьмидесятых годов он был фигурой культовой. Да и литературно-критических публикаций о нём в перестроечное время появилось больше нежели о ком-либо из его коллег, а критика как раз и заложила базу для последующего научного осмысления.Отдельного внимания заслуживает труд целого коллектива исследователей разного уровня (в этом также есть своя ценность), представляющий срез современных работ, в основном, - по творчеству В. С. Высоцког. Это альманах «Мир Высоцкого». На сегодняшний день существует три выпуска (редакторы-составители первого выпуска /1997/ — А.Е.Крылов, Б.Б.Жуков, второго /1998/ и третьего /В 2 т. 1999/ — А. Е. Крылов, В. Ф. Щербакова; в редакционную коллегию входят доктора филологических наук, профессора МГУ Н. А. Богомолов, В. А. Зайцев, Вл. И. Новиков. Книги адресованы, главным образом, специалистам-литературоведам и является в настоящее время одним из наиболее авторитетных изданий такого характера.С 2002-2003 года появляются дипломные работы, посвящённые Высоцкому и Окуджаве, что говорит о том, что наука авторской песни не стоит на месте, а развивается практически постоянно. Концентрация исследований проходит по линиям фольклористики и литературоведения. В свете данного подхода представляется показательной защита диссертаций, посвящённых авторской песне. Интересной является книга Андреева Ю. А. «Наша авторская…: История, теория и современном состоянии состояние самодеятельной песни». М.: Молодая гвардия, 1991. Кулагин А. В. Говорит о книге как о первой попытке обобщающего изучения явления авторской песни в целом. Автор предлагает проследить этапы развития и показать современное состояние явления. Для этой работы характерен широкий взгляд в плане географических рамок - не только в контексте нашей культуры эпохи Оттепели и «застоя», но в европейском и даже мировом культурном опыте, поскольку поющие поэты были и есть на всём земном шаре. В книге собраны творческие портреты большего количества бардов.Авторы - исполнители сгруппированы в три ряда. Ряд первый: Окуджава, Высоцкий, Галич. Каждому из этих имён посвящён в книге развёрнутый монографический очерк – с обширным цитатным материалом, с анализом не только тематики (к этому порой сводились публикации предыдущих лет), но и поэтики. Далее выстраивается «второй ряд»: Анчаров, Городницкий, Визбор, Н. Матвеева, Ким. Краткая заметка, ёмкая и охватывающая суть явления, предваряет подборку текстов наиболее показательных песен каждого из персонажей.«Третий ряд» освещён в обзорной статье «По гамбургскому счёту». Здесь кратко охарактеризовано творчество более чем двадцати бардов разных поколений – от Ю. Кукина до М. Щербакова, а ещё несколько десятков имён идут, что называется, спискомБольшое значение многими исследователями придаётся работе профессора Зайцева В. А. «Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции.» М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2003. включившая обстоятельные, академичные работы учёного, созданные за полтора десятилетия, в годы большой научной зрелости, когда авторская песня органично вошла в круг его творческих интересов. Здесь и очерки общего характера о каждом из поэтов, и статьи о военной тематике и поэтической традиции в их творчестве, о жанровых поисках и циклах.В статье «Когда солдат уходит на войну…» ставится проблема влияния на авторскую песню западной песенной культуры, в частности – французского шансона (прежде такое влияние лишь констатировалось, но не исследовалось). Книга ученицы профессора Зайцева Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2002. обращена к проблеме генезиса явления. Суть подхода И. А. Соколовой к авторской песне просматривается уже в названии книги, предполагающем обращение к фольклорной традиции. Автор проводит анализ влияния фольклора нетрадиционного (таким определением пользуется автор книги), сложившегося уже в двадцатом столетии, а также традиции бытового романса и лирической песни 30-х–40-х годов. Важно, что автор предлагает первым делом договориться о терминах – или хотя бы систематизировать и сопоставить накопившиеся ключевые определения.В некоторых работах авторская песня (и творчество отдельных бардов) трактуется с христианских позиций. В рамках нашей работы на этом можно было бы и не останавливаться (ибо проповедники – не филологи, разговор здесь идёт на совсем ином языке), но совсем умолчать об этом бы не правильно. Пример (сравнительно лояльный) такого подхода – книга священника Михаила Ходанова, ««Спасите наши души!..»: О христианском осмыслении поэзии В. Высоцкого, И. Талькова, Б. Окуджавы и А. Галича. «М.: Отчий дом, 2000. Не вдаваясь в подробности, нам кажется важным упомянуть, что возможен и такой ракурс рассмотрения проблемы.На осмысление явления авторской песни претендуют с некоторых пор и антологии. Одна из первых - Авторская песня: Антология / Сост. Д. А. Сухарев. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. Спустя два года в том же издательстве, с тем же названием и подзаголовком вышла «малая» версия этой книги. В книгу вошли подборки не только известных и менее известных бардов, но и Ахматовой, Блока, Багрицкого и многих других. Здесь даются их стихотворения с указанием фамилий авторов музыки. Сами же «авторы музыки» (в том числе, скажем, Виктор Берковский или Сергей Никитин) попал в одноимённый вспомогательный раздел.Впрочем, следует упомянуть, что, при составлении антологии авторская песня рассматривается не в русле общего литературного процесса, а как отдельное образование, идущее с литературным процессом параллельно. ЗаключениеЯвление авторской песни настолько самобытно и настолько неотделимо от музыки, что провести грань между поэзией и песней достаточно сложно. Тем не менее, мы взяли за основу представление о том, что песней может считаться звучащее под гитару стихотворение, которое наделено особенной музыкальной ритмикой. Думается, рассматривать авторскую песню следует, опираясь на ее содержание, так как соотнесение с определённым жанром на основе структурных характеристик затруднено.Мы полагаем, что идеи, высказанные в цитированном докладе С. С. Аверинцева, позволяют определить подлинную роль поющейся поэзии второй половины XX в. в истории литературы; они создают теоретические предпосылки и для решения ряда актуальных в окуджавознании вопросов:—значение устного, звучащего слова как формообразующего элемента поэзии вообще: «Слово было весомым потому, что это было слово выговариваемое», звучащее;—генезис, рождение поэтического слова связаны с его устным, звучащим изводом: с этого «начиналась любая национальная поэзия»;—в свою очередь это говорит о закономерности песенного исполнения стихов, о родстве пения и декламации как способов озвучить стихи, перетекающих друг в друга, а не противоположных;—звучащее слово имеет преемственный, прецедентный характер как на фоне мировой истории поэзии, так и конкретно в России в XX в..Подчеркнем, что С. Аверинцев собственными воспоминаниями подтверждает непрерывность этой традиции .XX век стал веком кризиса человека и культуры. Он отмечен распадом человеческого бытия, прежде целостного и единого, на противопоставленные друг другу жизнь и культуру. Принудительная «заданность» культуры на деле оборачивается превращением ее в замкнутое поле, человек же становится носителем идеологически ориентированного сознания. Людьми овладевает пессимизм, обыденность вызывает в них подавленное настроение. Но в это же время появляется авторская песня как феномен культуры. Авторская песня с научной точки зрения не изучена достаточно широко. Так или иначе современная наука прилагает большие усилия, чтобы структурировать и систематизировать знания по вопросу. Список литературыАнчаров М. Звук шагов. М., 1992. С. 9,21.Аннинский Л. Шёпот и крик// Музыкальная жизнь. 1998. №12. С. 27.Аннинский Л. А. Барды. М.: Согласие, 1999; то же, изд. 2-е, доп. Иркутск: Издатель Сапронов, 2005.Андреев Ю. А. «Наша авторская…: История, теория и современном состоянии состояние самодеятельной песни». М.: Молодая гвардия, 1991Авторская песня: Антология / Сост. Д. А. Сухарев. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.Антология бардовской песни / Сост. Р. Шипов. М.: Эксмо, 2007.Андреев Ю. А. Наша авторская…: История, теория и соврем. состояние самодеят. песни. М.: Молодая гвардия, 1991.8.Бирюкова С. С. диссертация «Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде», 1990 г. ВНИИ искусствознания.Жебровска А. И. «Авторская песня в восприятии критики (60-80-е годы)» МГУ 1994 г. Истомин С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. М., 2002. С. 8.Окуджава Б. Музыка души// Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. М., 1989. С.З.Кулагин А.В. «Барды и филологи: авторская песня в зеркале литературоведения».Коломна: Московский гос. областной социально-гуманитарный институт, 2011Свиридов C.B. «Литераторские мостки». Жанр. Слово. Интертекст// Галич. Проблемы поэтики и текстологии. М., 2001. С. 99. Г Кулагин А. Авторская песня: поверх филологических барьеров // Новое литературное обозрение № 126 (2/2014)Распутина С.П. «Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960-1980-х годов» М. МПГУ 1997 г. Стр. 3Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М., ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2002.С.52.Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959. С. 502-503.Тынянов Ю.Н. Литературный факт// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 256.50 российских бардов: Справочник / Сост. Р. Шипов. М.: Кн. магазин «Москва», 2001. 59«От костра к микрофону. Из истории самодеятельной песни в Ленинграде» (составители А. и М. Левитан) СПб: Респекс, 1996.9.Ничипоров И. Б. Авторская песня в русской поэзии 1950–1970-х годов: Творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, лит. связи. М.: МАКС Пресс, 2006 .Ходанов М. «Спасите наши души!..»: О христианском осмыслении поэзии В. Высоцкого, И. Талькова, Б. Окуджавы и А. Галича. М.: Отчий дом, 2000.

Список литературы

1. Анчаров М. Звук шагов. М., 1992. С. 9,21.
2. Аннинский Л. Шёпот и крик// Музыкальная жизнь. 1998. №12. С. 27.
3. Аннинский Л. А. Барды. М.: Согласие, 1999; то же, изд. 2-е, доп. Иркутск: Издатель Сапронов, 2005.
4. Андреев Ю. А. «Наша авторская…: История, теория и современном состоянии состояние самодеятельной песни». М.: Молодая гвардия, 1991
5. Авторская песня: Антология / Сост. Д. А. Сухарев. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
6. Антология бардовской песни / Сост. Р. Шипов. М.: Эксмо, 2007.
7. Андреев Ю. А. Наша авторская…: История, теория и соврем. состояние самодеят. песни. М.: Молодая гвардия, 1991.
8. 8. Бирюкова С. С. диссертация «Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде», 1990 г. ВНИИ искусствознания.
9. Жебровска А. И. «Авторская песня в восприятии критики (60-80-е годы)» МГУ 1994 г.
10. Истомин С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. М., 2002. С. 8.
11. Окуджава Б. Музыка души// Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. М., 1989. С.З.
12. Кулагин А.В. «Барды и филологи: авторская песня в зеркале литературоведения».Коломна: Московский гос. областной социально-гуманитарный институт, 2011
13. Свиридов C.B. «Литераторские мостки». Жанр. Слово. Интертекст// Галич. Проблемы поэтики и текстологии. М., 2001. С. 99. Г
14. Кулагин А. Авторская песня: поверх филологических барьеров // Новое литературное обозрение № 126 (2/2014)
15. Распутина С.П. «Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960-1980-х годов» М. МПГУ 1997 г. Стр. 3Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М., ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2002.С.52.
16. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959. С. 502-503.
17. Тынянов Ю.Н. Литературный факт// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 256.
18. 50 российских бардов: Справочник / Сост. Р. Шипов. М.: Кн. магазин «Москва», 2001. 59
19. «От костра к микрофону. Из истории самодеятельной песни в Ленинграде» (составители А. и М. Левитан) СПб: Респекс, 1996.
20. 9.
21. Ничипоров И. Б. Авторская песня в русской поэзии 1950–1970-х годов: Творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, лит. связи. М.: МАКС Пресс, 2006 .
22. Ходанов М. «Спасите наши души!..»: О христианском осмыслении поэзии В. Высоцкого, И. Талькова, Б. Окуджавы и А. Галича. М.: Отчий дом, 2000.

Вопрос-ответ:

Что такое авторская песня?

Авторская песня - это жанр музыкального искусства, в котором исполнитель выступает в качестве автора текста и музыки своих песен. Это означает, что песня написана и исполняется одним и тем же человеком.

Какие истоки у авторской песни?

Истоки авторской песни уходят своими корнями в прошлое и тесно связаны с народным творчеством. Сначала это была песня, созданная и исполняемая народными поэтами и музыкантами. Постепенно народная песня стала превращаться в авторскую песню, где автором стал отдельный человек, часто исполняющий свои песни самosts.

Как авторская песня представлена в периодических изданиях?

Авторская песня встречается в журналах и газетах, которые публикуют статьи, интервью и обзоры, посвященные этому жанру музыки. Там можно найти информацию о современных авторских песнях, их исполнителях и текстовой составляющей.

Какие непериодические издания посвящены авторской песне?

Вне периодических изданий можно найти книги, посвященные исследованию авторской песни. В них собраны статьи, обзоры, интервью и другая информация о данном жанре музыки. Эти книги могут быть полезными для изучения истории и современного состояния авторской песни.

Какие книги по авторской песне можно рекомендовать для ознакомления?

Для ознакомления с авторской песней можно рекомендовать книгу "Обзор литературы по авторской песне", написанную Л.А. Аннинским и М.С. Бардами. Эта книга представляет собой документалистику жанра авторской песни в Ленинграде и содержит статьи и обзоры о наиболее известных авторах и исполнителях. Она может помочь в понимании и изучении данного жанра музыки.

Что такое авторская песня?

Авторская песня - это жанр музыкального искусства, в котором текст и музыка песни написаны одним и тем же автором. В этом жанре автор песни выражает свои эмоции, мысли, идеи через музыку и слова.

Какие истоки у авторской песни?

Истоки авторской песни исторически связаны с фольклором и бардовской песней. Фольклорные исполнители и барды были первыми авторами, которые создавали и исполняли свои песни. Они передавали свои эмоции, истории и народные мудрости через музыку и слова.

Где можно найти информацию о авторской песне?

Информацию о авторской песне можно найти в журналах, как периодических, так и непериодических. Многие издания публикуют статьи, обзоры и интервью с авторами и исполнителями авторской песни. Также существуют специализированные книги, которые содержат обзоры и анализы жанра авторской песни.