мусульманское духовенство в военном ведомстве
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 11.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Особенности взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства 7
1.1. Деятельность мусульманского духовенства в регулярных войсках 7
1.2. Деятельность мусульманского духовенства в иррегулярных войсках 12
1.3. Особенности исполнения требований в мирных и военных условиях 16
Глава 2. Взаимодействие мусульманского духовенства с представителями других конфессий 20
Глава 3. Выдающиеся личности мусульманского духовенства в российской армии 23
Заключение 27
Библиография 29
13 мая 1917 г. ему был вручен орден св. Станислава 3-й степени с мечами «за неоднократное самоотверженное совершение духовных треб для нижних чинов магометан в передовых окопах под действительным ружейным и артиллерийским огнем противника».
С 1914 г. штатным военным муллой Варшавского военного округа становится Синатулла Хабибуллин, который еще с 1890 г. состоял при имаме С. Сюняеве почетным помощником, а с 1910 г. – при имаме М.Хафизове. После вывода российских войск из Варшавы в августе 1915 г. он остался в городе и исполнял религиозные требы мусульманам в варшавских госпиталях. М.Хафизов продолжал нести службу вплоть до 1921 г., уже и в качестве мусульманского капеллана молодой польской армии.
22 октября 1909 г. штатным военным муллой Приамурского военного округа был утвержден крестьянин деревни Пицца Сергачского уезда Нижегородской губернии Джафар-Садык Богаутдинов, который исполнял эту должность и в течение Первой мировой войны. Богаутдинов Дж-С., состоявший при штабе Владивостокской крепости, 6 декабря 1915 г. был награжден нагрудной золотой медалью на Андреевской ленте. Вторым мусульманским военным священнослужителем Приамурского военного округа являлся Габдулганий Мурзенков (Рамазанов). В течение 1915, 1916 и 1917 гг. ахун Г. Мурзенков за свою деятельность ежегодно награждался медалями.
В 1909 г. открывается вакансия штатного муллы Московского военного округа и ее занимает «Тверской магометанский мулла» Хусаин Сеид-Бурхан. Он родился 28 апреля 1877 г. в деревне Пицца Сергачского уезда Нижегородской губернии. Первоначально обучался в русском классе при медресе Новотатарской слободы г. Казани. Позже перешел в медресе 10-й Соборной мечети того же города, где и обучался до призыва на воинскую службу в январе 1899 г. Служил в 8-м пехотном Эстляндском полку. В 1902 г. демобилизовался и переехал с семьей в г. Тверь. В 1905 г. был утвержден в духовной должности муллы г. Твери, с 1909 г. – муллой Московского военного округа. Эти две должности он совмещал вплоть до октябрьских событий 1917 г. В 1914 г. Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС) присвоило ему звание ахуна. Х. Сеид-Бурхан состоял и мусульманским законоучителем в военно-учебных заведениях: Тверском кавалерийском училище, 1-м Московском императрицы Екатерины II кадетском корпусе, 2-й роте Полоцкого кадетского корпуса и Суворовском кадетском корпусе в Москве. Имел государственные награды: светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых, медаль в память Отечественной войны 1812 года и золотую медаль с надписью «За усердие» на Анненской ленте, а также 14 мая 1916 г – орден св. Станислава 3-й степени, 6 декабря 1916 г. – орден св. Анны 3-й степени.
Таким образом, можно сказать, что среди мусульманского духовенства было немало тех, кто послужил на благо России и был заслуженно награжден.
Заключение
Можно с уверенностью сказать, что деятельность мусульманского духовенства была востребована в структурах военного ведомства с момента своего существования и до прекращения. Это объяснялось тем, что власти не могли игнорировать представителей религиозных меньшинств, которые проходили службу в войсках империи и нуждались в духовном «окормлении».
Следует отметить, что на протяжении истории, права духовных лиц мусульманского вероисповедания до конца не были урегулированы, что во многом приводило к некоторой бессистемности и неразберихе, так как некоторые законы и указы исключали друг друга.
Обязанности мусульманского духовенства в регулярных и иррегулярных войсках заключались в совершении различных треб, обрядов. Кроме того, ими осуществлялась защита прав своих единоверцев, в случае нарушений.
Мусульманское духовенство взаимодействовало с представителями других конфессий, что выражалось во взаимном уважении, соблюдении правил и недопущения каких-либо конфликтов на религиозной почве. Мирное сосуществование объяснялось тем, что представителям разных конфессий нечего было делить, так как подчинялись они каждый своему духовному начальству.
Среди мусульманского духовенства было известно немало выдающихся личностей, которые во многом положительно повлияли на историю государства.
Таким образом, можно отметить, что деятельность мусульманского духовенства в военном ведомстве можно оценивать с положительной стороны и использовать опыт в настоящее время.
Библиография
Источники
Абдуллин Х. Мусульмане и мусульманское духовенство в военном ведомстве Российской империи: сборник законодательных актов, нормативно-правовых документов и материалов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2009. – 148 с.
Специальный указ об обращении полковым священникам в православную веру обретающихся в полках калмык, татар, мордву, чуваш, черемис и других иноверцев от 23 октября 1742 г. // ПСЗ-1. Т.П. №8540. – С. 15
Указ именной, объявленный в циркулярном предписании инспекторского департамента Морского министерства 28 июля 1845 г., о существовании имамов в военных портах для исправления духовных треб по обряду магометанской веры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitutions.ru/?p=3330
Указ именной, объявленный Главнокомандующему действующей армией Военным министром 7 марта 1849 г., о экзаменовании нижних чинов иноверческих исповеданий в правилах религии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitutions.ru/?p=3328
Список литературы
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство в военно-учебных заведениях Российской империи// Филология и культура. - №5. – 2006. – С. 16-20.
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи. Автореферат дисс…к.и.н. – Казань, 2007.
Абдуллин Х.М. Татарское мусульманское военное духовенство в Первой мировой войне// Татарский народ и народы Поволжья в годы Первой мировой войны. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной 100-летию начала войны/ под ред. Л.Р. Габдрафикоой. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2014. – С. 158-174.
Аминов Д.А. Татары в Санкт-Петербурге. – СПб.: Альд, 1994. – 78 с.
Баимов А.Г. Военное духовенство в Российской империи: краткий историографический обзор// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №7. – 2015. – С. 18-21.
Вишленкова Е.А. Религиозная политика в России (первая четверть ХIХ в.)/ Автореферат дисс….д.и.с. - Казань, 1999.
Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России Александровской эпохи. - Казань: Изд-во КГУ, 1997 – 189 с.
Денисов Д.Н. Мусульманское духовенство в Оренбургском казачьем войске// Вестник Челябинского государственного университета. - №30. – 2010. – С. 64-68.
Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма// Вопросы истории. - №9. – 1995. – С. 130-142.
Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX–XX веков. Справочные материалы. – М.: «Летопись», 2008. – 752 с.
Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. – Казань: Татарское книжное издательство, 1983. – 224 с.
Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце ХVIII – начале XX вв. – Казань: Б.И., 2001. – 383 с.
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи. Автореферат дисс…к.и.н. – Казань, 2007.
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство в военно-учебных заведениях Российской империи// Филология и культура. - №5. – 2006. – С. 16-20.
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи. Автореферат дисс…к.и.н. – Казань, 2007.
Абдуллин Х.М. Татарское мусульманское военное духовенство в Первой мировой войне// Татарский народ и народы Поволжья в годы Первой мировой войны. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной 100-летию начала войны/ под ред. Л.Р. Габдрафикоой. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2014. – С. 158-174.
Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX–XX веков. Справочные материалы. – М.: «Летопись», 2008. – 752 с.
Вишленкова Е.А. Религиозная политика в России (первая четверть ХIХ в.)/ Автореферат дисс….д.и.с. - Казань, 1999.
Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России Александровской эпохи. - Казань: Изд-во КГУ, 1997 – 189 с.
Баимов А.Г. Военное духовенство в Российской империи: краткий историографический обзор// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №7. – 2015. – С. 18-21.
Денисов Д.Н. Мусульманское духовенство в Оренбургском казачьем войске// Вестник Челябинского государственного университета. - №30. – 2010. – С. 64
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи. Автореферат дисс…к.и.н. – Казань, 2007.
Баимов А.Г. Военное духовенство в Российской империи: краткий историографический обзор// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №7. – 2015. – С. 18
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи. Автореферат дисс…к.и.н. – Казань, 2007.
Вишленкова Е.А. Религиозная политика в России (первая четверть ХIХ в.)/ Автореферат дисс….д.и.с. - Казань, 1999.
Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX–XX веков. Справочные материалы. – М.: «Летопись», 2008. – С. 239
Денисов Д.Н. Мусульманское духовенство в Оренбургском казачьем войске// Вестник Челябинского государственного университета. - №30. – 2010. – С. 64
Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. – Казань: Татарское книжное издательство, 1983. – С. 112
Абдуллин Х. Мусульмане и мусульманское духовенство в военном ведомстве Российской империи: сборник законодательных актов, нормативно-правовых документов и материалов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2009. – С. 34
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи. Автореферат дисс…к.и.н. – Казань, 2007.
Денисов Д.Н. Мусульманское духовенство в Оренбургском казачьем войске// Вестник Челябинского государственного университета. - №30. – 2010. – С. 65
Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX–XX веков. Справочные материалы. – М.: «Летопись», 2008. – С. 237
Абдуллин Х. Мусульмане и мусульманское духовенство в военном ведомстве Российской империи: сборник законодательных актов, нормативно-правовых документов и материалов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2009. – С. 22
Там же. – С. 23
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи. Автореферат дисс…к.и.н. – Казань, 2007.
Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма// Вопросы истории. - №9. – 1995. – С. 130
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи. Автореферат дисс…к.и.н. – Казань, 2007.
Абдуллин Х. Мусульмане и мусульманское духовенство в военном ведомстве Российской империи: сборник законодательных актов, нормативно-правовых документов и материалов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2009. – С. 65
Там же. – С. 54
Абдуллин Х. Мусульмане и мусульманское духовенство в военном ведомстве Российской империи: сборник законодательных актов, нормативно-правовых документов и материалов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2009. – С. 76
Аминов Д.А. Татары в Санкт-Петербурге. – СПб.: Альд, 1994. – С. 26
Абдуллин Х. Мусульмане и мусульманское духовенство в военном ведомстве Российской империи: сборник законодательных актов, нормативно-правовых документов и материалов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2009. – С. 99
Абдуллин Х. Мусульмане и мусульманское духовенство в военном ведомстве Российской империи: сборник законодательных актов, нормативно-правовых документов и материалов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2009. – С. 115
Там же. – С. 87
Денисов Д.Н. Мусульманское духовенство в Оренбургском казачьем войске// Вестник Челябинского государственного университета. - №30. – 2010. – С. 66
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство в военно-учебных заведениях Российской империи// Филология и культура. - №5. – 2006. – С. 16
Денисов Д.Н. Мусульманское духовенство в Оренбургском казачьем войске// Вестник Челябинского государственного университета. - №30. – 2010. – С. 66
Абдуллин Х.М. Татарское мусульманское военное духовенство в Первой мировой войне// Татарский народ и народы Поволжья в годы Первой мировой войны. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной 100-летию начала войны/ под ред. Л.Р. Габдрафикоой. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2014. – С. 158
Там же. – С. 158
Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи. Автореферат дисс…к.и.н. – Казань, 2007.
Абдуллин Х.М. Татарское мусульманское военное духовенство в Первой мировой войне// Татарский народ и народы Поволжья в годы Первой мировой войны. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной 100-летию начала войны/ под ред. Л.Р. Габдрафикоой. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2014. – С. 170
30
2. Абдуллин Х.М. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи. Автореферат дисс…к.и.н. – Казань, 2007.
3. Абдуллин Х.М. Татарское мусульманское военное духовенство в Первой мировой войне// Татарский народ и народы Поволжья в годы Первой мировой войны. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной 100-летию начала войны/ под ред. Л.Р. Габдрафикоой. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2014. – С. 158-174.
4. Аминов Д.А. Татары в Санкт-Петербурге. – СПб.: Альд, 1994. – 78 с.
5. Баимов А.Г. Военное духовенство в Российской империи: краткий историографический обзор// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №7. – 2015. – С. 18-21.
6. Вишленкова Е.А. Религиозная политика в России (первая четверть ХIХ в.)/ Автореферат дисс….д.и.с. - Казань, 1999.
7. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России Александровской эпохи. - Казань: Изд-во КГУ, 1997 – 189 с.
8. Денисов Д.Н. Мусульманское духовенство в Оренбургском казачьем войске// Вестник Челябинского государственного университета. - №30. – 2010. – С. 64-68.
9. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма// Вопросы истории. - №9. – 1995. – С. 130-142.
10. Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX–XX веков. Справочные материалы. – М.: «Летопись», 2008. – 752 с.
11. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. – Казань: Татарское книжное издательство, 1983. – 224 с.
12. Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце ХVIII – начале XX вв. – Казань: Б.И., 2001. – 383 с.
Мусульманское духовенство в СССР в 1940-1980-х годов
Мусульманское духовенство в СССР в 1940-1980-х годов
Статья Кобзева, A. V.
Целью данной статьи является раскрыть тему духовенство мусульман государства, который во время правления СССР возникло много проблем, и как решили эти проблемы советских правительства. Эта проблема существовала во все концы СССР на это я взял материалы на другие статьи: «М. М. Гасанов, I. X. Сулаев
Мусульманское духовенство во внешней политике Советского государства. 1945-1980-х» и так далее Таким образом ,в статье Кобзева А. В. обсудить все вопросы относительно этой темы, потому что « функции служителей культа, муллы ,имамы? Как пришли религиозные образования? Кто они на самом деле? Как служится в высший властью и обществом? и так далее», для передачи основной концепцией читателя...
В советский период существовали две категории мусульманского духовенства - официально назначенный на должность служителя культа, для которых совершение богослужений было основным источником дохода, и исполнявшие религиозные обряды без разрешения духовного управления и без регистрации в совете.
Предлагаемая работа посвящена низовому звену официального мусульманского духовенства - имамам и муэдзинам в приходских мечетей ульяновская область. Основным источником изучения их правовой статус, экономическое положение, характер отношений с верующими и органами государственной власти являются регистрационные дела мечетей, автобиография имамов, квартальные и годовые финансовые отчеты религиозных общин.
заметный след в развитии социально-экономического и правового статуса духовенства в СССР, оставили 1920-1930-е годы, когда органы государственной власти не только продекларировали, но и приняли все необходимые меры для вытеснения служителей культа на периферии общественной жизни. Секуляризация церковных ценностей, провозглашенных в декретах «На земле» & «отделение церкви от государства», исключение из сферы образования и оформления брака, из структур религиозных, епископы служили основанием к трансформации служителей культа, в одном из самых дискриминируемых социальных групп советского общества. Высокие нормы налогообложения и платить за обучение детей, неравноправное предоставление земли в сельской местности, лишение права на получение социальной помощи и отнесение к категории «нетрудового», «эксплуататорского класса», поражение в гражданских правах, распространявшееся на членов их семей, запрет на участие в профессиональной деятельности в органах государственной власти и общественных организаций как ограниченный социальной мобильности духовенства, заблокировал все возможные социальные лифты (3).