склонение имен существительных
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 9 + 9 источников
- Добавлена 11.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Склонение в отечественной грамматической науке 4
Глава 2. Типологии склонений в работах отечественных ученых 14
Глава 3. Сложные случаи склонения имен существительных 18
Заключение 21
Список используемой литературы 23
По строгим нормам литературного языка такие фамилии не склоняются:лекции Черных, роман Седых, творчество Крученых, произведения Живаго, адрес Хромых и др.[5]Фамилии на -ко(вне зависимости от ударения) также относятся к числу несклоняемых: Шевченко, Франко (например, произведения Ивана Франко) и др.Число несклоняемых существительных в современном русском языке пополняется за счет отдельных сложносокращенных слов: ГОУ, ВВП, НДСи т.д.При сочетании несклоняемых существительных с другими словами форма падежа определяется или конструкцией всего предложения: На стене висело красивое кашпо с фиалками(им. п.), или окончаниями имен прилагательных, согласуемых с несклоняемыми существительными: Он укутал шею мягким кашне(тв. п.). [http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-063.htm#i4514]К смешанному склонению относятся русские фамилии с суффиксами -ов, -ин, по происхождению являющиесяпритяжательными прилагательными, а также названия населённых пунктов на -ов, -ин или -ово, -ино (можно сравнить: горжусь профессором Калининым, дорожу городом Калинином).Вне общей системы склонений находится склонение существительныхpluraliatantum.Современными лингвистами (А.А. Зализняком, В.А. Плотниковой-Робинсон, И.Г. Милославским) склонение в русском языке рассматриваетсякак обобщенная категория: ученые выделяют три основных типа склонения для всех частей речи: 1) субстантивное (склонение существительных, местоимений-существительных и количественных числительных); 2) адъективное (склонение прилагательных, порядковых числительных, субстантивированных прилагательных и причастий и собственно причастий); 3) смешанное (местоимений-существительных он, она, оно, они; местоимений-прилагательных, собирательных и неопределенно-количественных числительных). [6, с.79]Глава 3. Сложные случаи склонения имен существительныхК сложным случаям склонения имен существительных можно отнести склонение сложных существительных с первым компонентом пол- (полчаса, полдома, полстакана, полдюжины). У данных существительных выделяется ряд особенностей в словоизменении и родовой принадлежности, связанных с одновременным наличием в сложных словах с пол- признаков слова и словосочетания с числительными типа двачаса, триведра, дведюжины.Все слова с первым компонентом пол- принадлежат к тому же грамматическому роду и типу склонения, что и то слово, форма родительного падежа которого выступает в опорном (втором) компоненте. Так, полчаса, полведраиполжизнивыступают соответственно как слова мужского рода (втечениедолгогополучаса, этомудолгомуполучасу), среднего рода (снеполнымполуведром) и женского рода (говорилиобужепрожитойполжизни).Слова полчаса и полведраимеют те же падежные флексии, что и слова час и ведро; полдюжиныи полбутылки имеют те же флексии, что и дюжина и бутылка, полночи и полпути – те же флексии, что ночь и путь. Во всех косвенных падежах, кроме винительного падежа, в названных сложных словах компонент пол- может заменяться компонентом полу-: дополугода, изполуведра, меньшеполуминуты, получасомраньше.Наиболее частотны такие формы в родительном падеже. Наличие компонента полу- характерно в основном для тех сложных слов, вторым компонентом которых является существительное мужского и среднего рода (полвека, полгода, полдня, полмесяца, полпути, полведра, полслова).Формы косвенных падежей слов с первым компонентом пол- и вторым компонентом – существительным женскогорода значительно реже содержат компонент полу-. Как правило, в косвенных падежах этих слов выступает компонент пол-.Компонент пол- не заменяется в косвенных падежах компонентом полу- в следующих случаях: 1) у существительных со вторым компонентом – одушевленным существительным (пол-зайца, пол-барана); 2) в тех случаях, когда формы косвенных падежей слов с компонентом пол- омонимически совпадают с формами косвенных падежей слов с компонентом полу- и с нулевой флексией в форме именительного падежа: полусвет, полуэтаж; родительного падежа: полусвета,полуэтажа.Признаки словосочетания существительного с числительным у сложных слов с первым компонентом пол- обнаруживаются, во-первых, в формах дательного падежа с предлогом пов распределительном значении и, во-вторых, при координации с глаголом-сказуемым. В формах дательного падежа наряду с формой попол(у)стакану, пол(у)ведрувозможны формы, совпадающие с формами именительного и родительного падежей: выпилипополстаканамолока, налиливбочкипополведраводы.Сложные слова со вторым компонентом – существительным женского рода в дательном падеже в распределительном значении имеют флексию -и, а не -е: пополтарелки, попол-ложки.При подлежащем, выраженном сложным словом с пол-, не имеющим при себе определения, глагол-сказуемое имеет обычно форму ед. ч.: Прошлополгода. При наличии определения здесь возможна форма множественного числа: Прошлидолгиеполгода. Определяющее прилагательное или причастие при словах типа полчаса, полверсты, полжизни всегда получает форму множественного числа: томительныеполчаса, последниеполверсты, прожитыеполжизни.Особое место занимают сложные существительные с первым компонентом пол-, в исходной форме которых вторым компонентом является порядковое прилагательное в родительном падеже: полпервого, полпятого, полвосьмого и т.д. до полдвенадцатого. Эти слова называют время суток и употребляются в разговорнойречи. В нормативной литературной речи им соответствуют сочетания со словом половина:половинапервого, половинапятого, половинавосьмого. Слова этой группы, как правило, не изменяются по падежам. Исключение составляет дательный падеж, имеющий вариантную просторечную форму: (к) полвторого и кполвторому и т.п.[http://rusgram.narod.ru/1173-1193.html]ЗаключениеВ лингвистической и методической литературе по вопросам изучения склонения имен существительных отражается главный фактор: в настоящее время эта тема актуальна и востребована, так как грамотное владение падежными формами слова оказывает непосредственное влияние на уровень культуры социума, в частности, в образовательном процессе.Основу данной работы составили: учебное пособие «Современный русский язык» под редакцией Н.С. Валгиной, а также первый том «Русской грамматики: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология»,главный редактор Н.Ю. Шведова (электронные ресурсы).В ходе работы были решены следующие задачи:- выявлены особенности склонения имен существительных в русском языке, а именно: существительные изменяются по трем продуктивным типам склонения (первое, второе и третье склонения), кроме того, существуют так называемые непродуктивные типы склонения – адъективное склонение, смешанное склонение, а также выделяются разносклоняемые и несклоняемые существительные;- рассмотрен теоретический и практический материал в отечественной грамматической науке, в том числе типология склонений;- в качестве трудных случаев склонения были рассмотрены сложные существительные с первым компонентом пол-, у которых выделяются особенности в словоизменении и родовой принадлежности.Итак, система падежей русского языка достаточно сложна.Склонение является не только морфологической, но и орфографической категорией, от которой зависит роль существительного в предложении и словосочетании: форма падежа существительного непосредственно связана с его ролью в предложении.Падежи, характеризуясь множеством значений, являются материалом, который нуждается в изучении,как в теоретическом, так и в практическом плане.Список используемой литературы1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - М.: Логос, 2002. - 528 с.// http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-063.htm#i4514.2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): учеб.пособ. для студ. филол. спец. ун-тов. - М.: Высшая школа, 1982. - 614 с. // http://slovari.ru.3. Грамматика современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1970. – 580 с.4. Граудина Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - М., 2004.5. Еськова Н.А. Трудности словоизменения существительных: Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати».- М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати, 2008. – 190с.6. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. – М., 2008.7. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 240 с.8. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. - М., 2010.9. Русская грамматика: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. Т. 1/ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. - 783 с. (АГ - 80)// http://rusgram.narod.ru/1173-1193.html.
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - М.: Логос, 2002. - 528 с.// http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-063.htm#i4514.
2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): учеб.пособ. для студ. филол. спец. ун-тов. - М.: Высшая школа, 1982. - 614 с. // http://slovari.ru.
3. Грамматика современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1970. – 580 с.
4. Граудина Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - М., 2004.
5. Еськова Н.А. Трудности словоизменения существительных: Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати».- М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати, 2008. – 190с.
6. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. – М., 2008.
7. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 240 с.
8. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. - М., 2010.
9. Русская грамматика: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. Т. 1/ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. - 783 с. (АГ - 80)// http://rusgram.narod.ru/1173-1193.html.
Урок русского языка в 4-м классе по теме:
"Упражнения в определении склонений имен существительных"
Цели
· Развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
· Совершенствование навыков распознавания частей речи и их существенным признакам и правильно употреблять их в речи.
· Развитие внимания, зрительной памяти учащихся.
· Воспитание любви, бережного отношения к природе.
Оборудование: картина "Лес зимой", таблицы-опоры, карточки со словами, иллюстрации снежинки, животные, офтальмотренажер, грамзапись.
План
I. Постановка учебной задачи
- Сегодня на уроке мы будем учиться определять склонение имен существительных и делаем небольшое путешествие. И если вы узнаете, если внимательно следить за "минутку чистописания". Те дети, которые будут хорошо работать на уроке, получит снежинку.
Sp Минута чистописания:
Мм (один ряд)
Из каких элементов состоит эта буква?
Лес (вторая линия)
Итак, куда мы идем? (В лесу)
(откройте изображение леса).
Какое время года на картинке?
Почему так решили?
Скажем хором:
привет, лес!
Волшебный лес!
Полный сказок и чудес!
III. Актуализация знаний
Выбор и запись слов с корнем - лес. лесок, лесная, перелесок, лесник.
-Какая орфограмма во всех этих словах? Какое слово является проверочным?
- Определите часть речи каждого слова. Назовите существительные. Докажите.
1) Повторение изучили об имени существительном поддержки.
2) Анализ слов по составу (2 слова - коллективно, 1 слово, в случае на борту) рощу, перелесок лесная
3) Проверка индивидуальной работы.
4) Игра "Конкурс предложений"
Составьте предложение по картине с прилагательное -- ядерные технологии.
Ребята идут по лесной дороге.
В каких словах спрятались орфограммы?
5) Анализ предложений членов (1 ученик с места).
6) Коррекция здоровья - упражнения для рук.
IV. Работа над новым материалом.
1) Распознавание типа склонения имен существительных.
я Шел по лесной дороге и вышли на поляну. На ней зашифрованы слова(на доске карточки со схемами слов) Попробуйте не отгадывая слов, чтобы определить на какие группы разделены эти слова? (Склонениям)