Маламатия в духовной практике татар

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 30 30 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 13.07.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава 1. Истоки татарской духовной культуры 5
1.1. Татарская духовная культура с точки зрения суфизма 5
1.2 Маламатия в суфийской культуре. 10
Глава 2.Философские аспекты маламатия в духовной практике татар 15
2.1. Философия «возрождения» в суфизме 15
2.2. Маламатия в татарской духовной практике 22
Заключение 27
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Тот, кто жаждет богатства, не может отказаться от наград, а тот, кто жаждет славы, не в силах отказать от известности. Тот, кто жаждет власти, не может дать людям воли. Подбодришь его и он тотчас же возгордится. Такой человек ничего не замечает вокруг себя и ни на миг не может обрести покоя. В сущности, духовное напряжение такого человека является болезненным. Оно ничего не порождает, поскольку не оберегает сердце от посторонних мыслей и не освобождает его от соблазна. Многие люди стали невоздержанными в осуществлении своих желаний; в результате в обществе распространяются жадность, порождающая негативное напряжение в мыслительном, экономическом и социальном строе жизни. Освободить сердце «от плена тщеславия и ханжества» главный путь к справедливости. Однако главный нерв напряженности духовного поиска состоит в возвращении себя к самому себе. Когда некоторые выдают это за благо, то не понимают двух вещей. Во-первых, человек, вернувшийся к своему «Я», оказывается им как бы раздавленным; во-вторых, возвращаясь к себе, он вынужден постоянно оставаться наедине со своей эмпирической природой, со своими страстями. Поэтому человек испытывает настоящий страх, когда оказывается возвращенным к «самому себе». Каковы же пути снятия напряжения? Актуальность поиска ответов на этот вопрос несомненна. 2.2. Маламатия в татарской духовной практикеВ течение IX века появляется ряд суфийских школ и активная разработка теории и практики суфизма. Наиболее влиятельными школами в то время были басрийская, багдадская и хорасанская. Представители этих школ дают подробные описания её «состояний» мистика (хал) и «стоянок» (макам). Как и в других мистических учениях, её рассматривали как «путь» (тарикат), проходя который суфий очищается от «мирской скверны» и сближается с Богом. В учении о «намерениях» главный акцент делался на искренность и бескорыстие (ихлас, сидк). В связи с этим суфии стали разрабатывать способы самонаблюдения и самоконтроля (муракаба или мухасаба). Подобное учение, сформулированное багдадским суфием аль-Мухасиби, приобрело множество адептов, которых стали именовать маламатия.Движение Маламатия было направлено против показной набожности, нарочитого соблюдения внешней обрядности. Иногда последователи Маламатиянамеренно совершали поступки, которые считались предосудительными. Иначе говоря, последователи маламатия занимались юродством.Современный человек живет в системе различных страхов: страх потерять работу, страх быть захваченным и убитым, страх остаться без средств к существованию, страх неизмеримо отстать в развитии от других, страх умереть от отравления среды обитания и т.д. Человек, заключен в тяжелые оковы, от которых «страдает», он должен двигаться, чтобы быть счастливым. Страх настолько проник во все поры общества, что многие люди лишили себя свободы передвижения. И дело не в том, есть у них деньги или нет, а в том, что в настоящее время на одно из первых мест выдвинулась проблема личной безопасности. Решение этой проблемы, существующей в глобальном масштабе, позволило бы снять многие другие проблемы, поскольку человек, его жизнь, есть постоянное движение, путешествие, часто без всякой цели, просто движение, чистая непроизвольность, свобода. Вместе с тем это движение сегодня иссякло. Люди отягощены законами, порождающими пороки. Их приманивают тем, что порождает тяжбы. Людей довели до крайности, им не дают ни часа отдыха. Их движение не истинно, поскольку перестает существовать само по себе, объективно, а становится принадлежностью чисто практических целей. Можно привести целое множество примеров таких законов. Так, правители прошлого благодарили за все доброе народ, а в бедах стремились обвинить себя (это было довольно распространенным явлением). В настоящее время власть предержащие часто скрывают свои деяния. Они не отрекаются от власти, если гибнут люди; они отдают зачастую невыполнимые приказания и наказывают тех, кто не осмеливается их выполнить (например, захватить территорию, население которой заявило о своей свободе и независимости; реформировать школу, отталкиваясь от прекрасно разработанных программ, но без существенного поднятия заработной платы учителям; применять закон об «интеллектуальной собственности», который на практике привел не только к коммерциализации умственного труда, но и к утрате интереса к подлинному знанию). Люди, одержимые коммунистической идеей, часто отсылали других в далекий путь, идя по которому, они, якобы, достигнут наивысшей справедливости. Они наказывали тех, кто не соглашался с ними. В результате, люди, зная, что не могут выполнить приказ, занимались притворством. Так возникло лицемерие, которое совершенно разъело все общественные связи. Полуправда прочно вошла в нашу жизнь. Еще совсем недавно наше государство поощряло совершенствование правдоподобности официальных объяснений, идеологических клише, призванных оправдывать и возвеличивать наличное социальное бытие. Оно награждало и возносило мастеров правдоподобия как верных слуг народа. Это были мастера-полуправдисты те, кто искусно компоновал ложное с истинным, правду и вымысел, стремясь внушить массе то, что желали власть имущие. Возносились до самых высших чинов безотказные угодливые полуталанты, творившие полуправду на поприще литературы и искусства. Но они и сами ломались, не выдерживая то гигантское напряжение, которое при этом возникало. Они были призваны поддерживать, постоянно подпитывать «жизненным содержанием» основные стереотипы массового сознания, выполняющие охранительную и оправдательную функции.Мощным средством лечения духовных недугов общества является этическое просвещение. Это не просто знание свода нравственных истин. Это воспитание у людей чуткости к любой человеческой тоске. Это взращивание любви к своим родителям (сегодня имеется довольно значительное количество примеров, когда дети не только проявляют неуважительность к отцу или к матери, но и настоящие акты вандализма. Они делят имущество еще при жизни родителей, ждут их смерти и т.д.). «Не забывай о том, говорит поэтому НосирХисроу, что мать вспоила нас, / Отец же воспитал свое родное чадо». Особое социальное зло возникает тогда, когда человек забывает в своей обеспеченности тех, кто участвовал в его становлении как личности. Другое измерение этического просвещения это социальная память, которая позволяет человеку продвигаться со ступени на ступень и развиваться до уровня совершенного человека. Социальная память это прежде всего память о человеке, о тех людях, которые взращивали лучшие человеческие качества, согласие и ненависть к распущенности, к высокомерию и другим порокам. Духовное напряжение, таким образом, имеет и позитивную и негативную сущность. Позитивная состоит в том, что человек становится духовно обеспокоенным за человека и его будущее.Негативная в разрушении, с последующим расщеплением духовных потенций человека на части. Так, человек не может длительное время выдержать Божественной полноты своего бытия; он часто бежит от свободы, от счастья, от любви, поскольку эти силы становятся слишком чрезмерными и достигают такого напряжения, что человек не выдерживает этого «огня». В данном отношении, прав Ал-Хамадани, который говорит, что древняя традиция маламатия возрождает сокровенные струны татарского народа.ЗаключениеРоль маламатия в средневековой татарской культуре проявляется и в развитии татарского духовного начала. Язык поэзии отличается пластичностью и способностью описывать одновременно несколько предметов, явлений и ощущений. Многообразность поэтического языка татарских суфийских произведений Средневековья позволяет авторам создать произведение, которое разные люди воспринимают по-разному. Эстетическая ценность маламатиязаключается именно в способности создавать многозначность, возрождать, в результате чего человек может по-разному воспринять одно и то же явление. Именно в поэзии в полной мере проявила себя раскрепощающая роль мистического восприятия, позволяющего через символы, метафоры, такие как локон, раб, душа, вино, свеча, бабочка, луна, возлюбленная, выразить полет человеческой фантазии, неукротимый порыв к поиску Идеала-Истины. Стилистическая сложностьмаламатия возведена в канон в XI-XII вв., и к этому времени уже простота воспринималась чуть ли не как прозаизм. В свою очередь, усложнение стиля привело в следующие века к развитию литературы. Таким образом, татарская суфийская литература продолжает традиции маламатия, обновляя и развивая их. Негативная в разрушении, с последующим расщеплением духовных потенций человека на части. Так, человек не может длительное время выдержать Божественной полноты своего бытия; он часто бежит от свободы, от счастья, от любви, поскольку эти силы становятся слишком чрезмерными и достигают такого напряжения, что человек не выдерживает этого «огня». В данном отношении, прав Ал-Хамадани, который говорит, что древняя традиция маламатия возрождает сокровенные струны татарского народа.Список литературыАбилов Ш. Идеал социальной утопии в наследии татарских мыслителей периода Средневековья//Из истории татарской общественной мысли. Казань, 2010Абилов Ш. Суфичылык//Татар әдәбиятытарихы: в 6-ти т. Казан: Тат. кит. нәшр.,2014Бертельс Е. Э. Избранные труды: в 3-х т. М.: Наука, 1965Брагинский И. К итогам дискуссии о периодизации истории литератур Востока//Народы Азии и Африки. 1965Гумеров И. Идейно-эстетические особенности творчества Гали Чокрыя: дисс.... к. филол. н. Казань, 2012Загидуллина Д. Картина мира и художественные особенности средневековой суфийской поэзии//Ученые записки Казанского государственного университета. Серия гуманитарных наук. Казань, 2014Ибрагим Т. Суфийская концепция «совершенного человека»//Человек как философская проблема: Восток -Запад. М., 2011Ибрагим Т. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань, 2012Игнатенко А. Мир -Бог в Зеркале, или Как возник Совершенный Человек//Человек и Природа в духовной культуре Востока. М.: ИВ РАН; КРАФТ, 2014Идиятуллина Г. Г. Абу НасрКурсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII -начала XIX века (по материалам трактата «ал-иршадли-л-'ибад»): автореф. дисс. … к.и.н. Казань, 2011Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. СПб.:Диля, 2014Литературная энциклопедия терминов и понятий/гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2012Пригарина Н. Введение//Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 2009Пригарина Н. И. Образное содержание бейта в поэзии на персидском языке//Восточная поэтика. М., 2013Степанянц М. Т. Поиск скрытого смысла//В поисках скрытого смысла: духовное учение Руми. М.: Ладомир, 2005Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма и маламатия. М., 2000Хейзинга Й. Осень Средневековья//Хейзинга Й. Сочинения: в 3-х т. М.: Наука, 2005Шиммель А. Мир исламского мистицизма/пер. с англ. Н. И. Пригариной, А. С. Раппопорт. М.: Алетейа; Энигма, 2000 Юзеев А. Суфизм в Поволжье и Приуралье//Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Татар. кн. изд-во, 2012Абу Хамид ал-Газалиат-Туси. Кимийа-йиса'адат (Эликсир счастья). СПб.: Петербургское востоковедение, 2012Аликберов А. К. Эпоха классического ислама: Абу Бакр ад-Дарбанди и суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI-XII). М.: Восточная литература, 2013Инайат Хан. Мистицизм звука: сборник. М.: Сфера, 2012Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. СПб.: ДИЛЯ, 20145. Коран/пер. и ком. И. Ю. Крачковского; под ред. В. И. Беляева. М.: Наука, 2006Нурбахш Д. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме. М.: Прогресс, 2007Тримингэм Д. С. Суфийские ордены в исламе. М.: Наука, 2009Хисматулин А. А. Татарский мистицизм. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010ШиммельАннемари. Мир исламского мистицизма. М., 2012

Список литературы
1. Абилов Ш. Идеал социальной утопии в наследии татарских мыслителей периода Средневековья//Из истории татарской общественной мысли. Казань, 2010
2. Абилов Ш. Суфичылык//Татар әдәбияты тарихы: в 6-ти т. Казан: Тат. кит. нәшр., 2014
3. Бертельс Е. Э. Избранные труды: в 3-х т. М.: Наука, 1965
4. Брагинский И. К итогам дискуссии о периодизации истории литератур Востока//Народы Азии и Африки. 1965
5. Гумеров И. Идейно-эстетические особенности творчества Гали Чокрыя: дисс.... к. филол. н. Казань, 2012
6. Загидуллина Д. Картина мира и художественные особенности средневековой суфийской поэзии//Ученые записки Казанского государственного университета. Серия гуманитарных наук. Казань, 2014
7. Ибрагим Т. Суфийская концепция «совершенного человека»//Человек как философская проблема: Восток -Запад. М., 2011
8. Ибрагим Т. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань, 2012
9. Игнатенко А. Мир -Бог в Зеркале, или Как возник Совершенный Человек//Человек и Природа в духовной культуре Востока. М.: ИВ РАН; КРАФТ, 2014
10. Идиятуллина Г. Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII -начала XIX века (по материалам трактата «ал-иршад ли-л-'ибад»): автореф. дисс. … к.и.н. Казань, 2011
11. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. СПб.: Диля, 2014
12. Литературная энциклопедия терминов и понятий/гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2012
13. Пригарина Н. Введение//Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 2009
14. Пригарина Н. И. Образное содержание бейта в поэзии на персидском языке//Восточная поэтика. М., 2013
15. Степанянц М. Т. Поиск скрытого смысла//В поисках скрытого смысла: духовное учение Руми. М.: Ладомир, 2005
16. Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма и маламатия. М., 2000
17. Хейзинга Й. Осень Средневековья//Хейзинга Й. Сочинения: в 3-х т. М.: Наука, 2005
18. Шиммель А. Мир исламского мистицизма/пер. с англ. Н. И. Пригариной, А. С. Раппопорт. М.: Алетейа; Энигма, 2000
19. Юзеев А. Суфизм в Поволжье и Приуралье//Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Татар. кн. изд-во, 2012
20. Абу Хамид ал-Газали ат-Туси. Кимийа-йи са'адат (Эликсир счастья). СПб.: Петербургское востоковедение, 2012
21. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама: Абу Бакр ад-Дарбанди и суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI-XII). М.: Восточная литература, 2013
22. Инайат Хан. Мистицизм звука: сборник. М.: Сфера, 2012
23. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. СПб.: ДИЛЯ, 2014
24. 5. Коран/пер. и ком. И. Ю. Крачковского; под ред. В. И. Беляева. М.: Наука, 2006
25. Нурбахш Д. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме. М.: Прогресс, 2007
26. Тримингэм Д. С. Суфийские ордены в исламе. М.: Наука, 2009
27. Хисматулин А. А. Татарский мистицизм. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010
28. Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. М., 2012

Вопрос-ответ:

Что такое маламатия в татарской духовной практике?

Маламатия - это одно из направлений суфизма, которое применяется в татарской духовной практике. Она основана на идеях самоотверженности, скромности и отказе от материальных благ ради духовного развития.

Какие истоки татарской духовной культуры связаны с маламатией?

Татарская духовная культура с точки зрения суфизма имеет свои истоки в маламатии. Это направление возникло в средневековом Востоке и проникло в татарскую культуру, где стало одним из ключевых элементов духовной практики.

Какую роль играет маламатия в суфийской культуре?

Маламатия имеет важное значение в суфийской культуре. Она призывает к отказу от материальных благ и поиску духовного совершенства. Целью маламатии является достижение религиозного просветления через самоотверженность и покорность перед Богом.

Какие философские аспекты связаны с маламатией в татарской духовной практике?

Маламатия включает в себя философию возрождения, которая предполагает отказ от мирского в пользу духовного просветления. В татарской духовной практике маламатия связана с идеями саморазвития, очищения души и поиска истинного смысла жизни.

Как маламатия проявляется в татарской духовной практике?

Маламатия в татарской духовной практике проявляется через отказ от материальных благ, постоянное стремление к духовному совершенству и практику самоотверженности. Последователи маламатии отделяются от мира и ведут аскетический образ жизни, стремясь достичь духовной истины.

Что такое маламатия в духовной практике татар?

Маламатия - это одно из направлений суфизма, которое активно развивалось в татарской духовной культуре. Это философская и духовная практика, основанная на совершенствовании души и достижении близости к богу через самоотречение, скромность и внутреннюю преобразованность.

Как суфизм относится к татарской духовной культуре?

Суфизм - это философско-духовное учение, которое имеет давние корни в татарской духовной культуре. Оно является одной из активных составляющих татарской исламской традиции и сильно повлияло на формирование мироощущения и духовных практик татарских верующих.

Что такое маламатия в суфийской культуре?

Маламатия - это концепция самоотречения и скромности, которая занимает важное место в суфийской культуре. Ее последователи стремятся отказаться от материальных благ и постоянно совершенствовать свои духовные качества, чтобы достичь близости к Аллаху.

Какая философия лежит в основе маламатии в духовной практике татар?

Маламатия основана на философии возрождения, которая присуща суфизму. В основе этой философии лежит идея о возможности перерождения души, достижения духовного совершенства и близости к богу. Маламатия в татарской культуре является одним из путей реализации этой философии.

Как маламатия проявляется в татарской духовной практике?

В татарской духовной практике маламатия проявляется через отказ от материальных благ, носителей иллюзорной ценности в мирской жизни. Поклонники этой практики стремятся к самодисциплине, самоотречению и преодолению своих страстей. Считается, что только через эти усилия можно достичь близости к богу и духовного просветления.