Религиозно-философские концепции Ф.М.Достоевского

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 18 18 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 17.01.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение
I. Эволюция религиозного миросозерцания Ф.М. Достоевского: соборный тип бытия
II. Особенности философского антропологизма Ф.М. Достоевского: проблема выбора
III. Нравственная философия: идеалы и ценности
IV. Теодицея в философии Достоевского: взаимодействие Церкви и мира
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Он писал; «Делая человека ответственным, христианство тем самым признает и свободу его».
Нравственным идеалом Достоевского была идея «соборного всеединства во Христе». Он развил идущее от славянофилов понятие «соборности», истолковав его не только как идеал соединения в церкви, но и как новую идеальную форму социальности, основанную на религиозно-нравственном альтруизме. Достоевский одинаково не приемлет буржуазный индивидуализм и социалистический коллективизм и выдвигает идею братской соборности как «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех».
Таким образом, нравственные искания Достоевского были неотделимы от его религиозных переживаний, от вопроса о существовании Бога, которым он, по его собственному признанию, «мучился всю жизнь».

IV. Теодицея в философии Достоевского: взаимодействие Церкви и мира
Глубокое и всестороннее изложение сущности христианских воззрений Достоевского, понимания им идеи Бога дал Н.О. Лосский в своей книге «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953). Лосский показал вслед за Вл. Соловьевым, что теодицея Достоевского не является сугубо философской или богословской, т.к. он не стремился к метафизической законченности и полноте решения этой проблемы. Однако теодицея у Достоевского содержит ряд принципиально новых подходов.
Так, атеист Иван Карамазов в действительности не защищает никакую разновидность доктринального атеизма, наподобие атеизма Белинского или Бакунина. Он как человек образованный «интересуется Богом» и даже по-своему принимает Бога как порядок, смысл жизни, ее гармонию. Не принимает Иван мир Божий, создание Бога. Он объясняет Алеше: «Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять». Главным аргументом здесь выступает тяжелая масса несправедливости, давящая на человека, постоянные страдания, особенно страдания безвинных детей. Здесь перед Достоевским во весь рост встает проблема причин мирового зла, загадка его постоянного присутствия, тогда как верующий человек понимает своим умом мир как творение всеблагого и совершенного Бога.
Достоевский не приемлет трактовки мирового зла как безликой, безымянной и неизвестно откуда взявшейся силы. У зла каждый раз есть свой конкретный виновник, носитель и союзник. Таким образом, не существует какого-либо объективного и непреодолимого «закона появления зла»; зло, далее, не есть ни причина, ни условие появления своей противоположности - добра. Иными словами, для существования добра мировое зло не является необходимостью.
Но и доказательство самостоятельной ценности добра не вселяет оптимизма в сознание человека. Поскольку добро дается слишком дорогой ценой, то Иван Карамазов заранее «возвращает билет» на достижение гармонии - билет, стоимость которого, т. е. неизбежные, неисчислимые и неотомщенные страдания, слишком велика.
Остается лишь вера в абсолютное добро, недостижимое в этом мире, но достижимое в Царстве Божьем. Вера в добро сопрягается у Достоевского с верой в другие идеалы и ценности, также имеющие абсолютное значение, - это красота и любовь.
В словах князя Мышкина «красота спасет мир» речь идет именно об абсолютно-положительном, идеальном значении красоты, обитающем лишь в Царстве Божьем. В жизни же красота выступает, по определению Дмитрия Карамазова, как «страшная и ужасная вещь», когда, стремясь к красоте, человек «начинает с идеала Мадонны и кончает идеалом содомским». Поэтому красота в жизни есть не только страшная, но и таинственная сила: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Представления Достоевского о красоте как идеале нацелены на грядущее достижение идеального состояния человечества через эстетическое преображение жизни. Мысль о том, что «красота спасет мир», в конечном счете сводится к тому, что эстетическая сторона жизни сама нуждается в защите: не красота спасет мир, но красоту в мире нужно спасать.
Любовь к ближнему, часто декларируемая различными моралистами как необходимая черта человечности, так же идеальна и труднодостижима, как идеальная красота. Например, Иван Карамазов никогда не мог понять, как можно любить своих ближних: «Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних» («любовь к дальнему», как известно, была впоследствии взята на вооружение Ницше). Достоевский вводит понятие любви в свой «символ веры», подразумевая здесь любовь к Богочеловеку как высший род любви. В практической жизни - это сердечная любовь старца Зосимы и Тихона Задонского, любовь ко всему «созданию божию» - животным, растениям, детям. Этому типу любви противопоставлена «карамазовская» любовь, плотская и порочная, греховная.
Заключение
Рассмотрев религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского, можно выделить следующие моменты.
Центральное место в творчестве Ф.М. Достоевского занимают идеи философского антропологизма, противоречивость внутреннего духовного мира человека. Особенность его антропологизма в том, что он не ограничивается рассмотрением человека как высшего продукта природного мира. В центре внимания мыслителя духовный мир человека, его природа и характер, душевный склад, чувства и мысли человека, обнаружение внутренних «пружин этого мира», суть его противоречий. Человек для Достоевского - микрокосмос, центр бытия, духовное существо, загадка мировой жизни.
Достоевский не ограничивается признанием ценности человека. Он не только раскрыл и глубоко исследовал добро, любовь и страдание, присущие душе человека, но и обнажил «демоническую стихию» в человеке, его «бессознательное», показав, что исследовать сущность человека, руководствуясь только простыми истинами типа «дважды два – четыре», нельзя, что здесь нужна не «арифметика», а «высшая математика».
Достоевский доказал, что природу человека и общества невозможно полностью рационализировать, т.к. всегда остается иррациональный остаток, что борьба рационального и иррационального, рассудочного и импульсивного, темного и светлого является источником жизни, гарантом того, что человек не превратится в «штифтик», а общество в «муравейник».
Достоевский не только показал, что свобода человека есть его естественное свойство, но и раскрыл противоречивость и трагичность самой свободы, обнажил пагубность своеволия и человекобожества. Достоевский видит будущее человека и его свободы в Богочеловеке.
В своем творчестве Достоевский проводит разграничение между народным и интеллигентским пониманием идеала. Последний предполагает, по его словам, поклонение чему-то «которому даже имя придумать трудно», то народность как идеал основана на христианстве. Достоевский гордился тем, что в своем творчестве «впервые вывел настоящего человека русского большинства». Он делал все возможное для пробуждения в обществе национального чувства.
Достоевский был противником абстрактного, «общечеловеческого» и «общеевропейского» подхода к определению особенностей русского национального типа. Главное в нем - духовное начало, которое писатель видел в православном христианстве, составившем основу русской культуры. Было бы неправильно, однако, считать Достоевского узким националистом, не замечавшим отрицательных проявлений русского характера. Задолго до Бердяева Достоевский раскрыл всю широту русской души, показал существование в ней «жалостливости» и «слабосердости» наряду с проявлениями жестокости и анархического своеволия.
Сформулированная Достоевским русская идея оказалась настоящим идейным завещанием мыслителя.
Библиография

Булгаков С.Н. Очерк о Ф.М. Достоевском. Чрез четверть века (1881-1906) // Булгаков С.Н. Тихие думы. - М.: Республика, 1996. – 510 с.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. - М.: Правда, 1978.
Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. - М.: АСТ, 2001. – 447 с.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский.- М.: Астрель, 2005. – 608 с.
Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соч.: В 2 т. - М.: Правда, 1990. Т. 2. – 688 с.


Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. - М.: Правда, 1978, Т. 21. С. 134
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. - М.: Правда, 1978, Т. 27. С. 19
Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский.- М.: Астрель, 2005, с.315
Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. - М.: АСТ, 2001, с. 189.
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 28, кн. 2. С. 137
Булгаков С. Н. Очерк о Ф. М. Достоевском. Чрез четверть века (1881-1906) // Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996. С. 192.
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. - М.: Правда, 1978, Т. 28, кн. 1. С. 63
Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соч.: В 2 т. - М., 1990. Т. 2. С. 314.
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. - М.: Правда, 1978, Т. 15. С. 83
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. - М.: Правда, 1978, Т. 21. С. 16.












2

Библиография

1.Булгаков С.Н. Очерк о Ф.М. Достоевском. Чрез четверть века (1881-1906) // Булгаков С.Н. Тихие думы. - М.: Республика, 1996. – 510 с.
2.Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. - М.: Правда, 1978.
3.Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. - М.: АСТ, 2001. – 447 с.
4.Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский.- М.: Астрель, 2005. – 608 с.
5.Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соч.: В 2 т. - М.: Правда, 1990. Т. 2. – 688 с.

Вопрос-ответ:

Какое религиозное миросозерцание развивал Ф.М. Достоевский?

Ф.М. Достоевский развивал соборное миросозерцание, где важным элементом является гармоничное сочетание разумного и верующего начала.

Какими особенностями отличается философский антропологизм Ф.М. Достоевского?

Особенностями философского антропологизма Достоевского являются проблема выбора и акцентирование на ответственности каждого человека за свои поступки.

Какие идеалы и ценности были нравственной философией Ф.М. Достоевского?

Нравственная философия Достоевского обращалась к таким идеалам и ценностям, как любовь, сострадание, справедливость, верность и любовь к Родине.

Что представляет собой теодицея в философии Достоевского?

Теодицея в философии Достоевского представляет собой попытку объяснить присутствие зла и страдания в мире с помощью концепций свободы, нравственности и религии.

Как взаимодействуют Церковь и мир в философии Достоевского?

В философии Достоевского Церковь и мир взаимодействуют через веру, которая играет важную роль в нравственном развитии и деятельности человека.

Какая философская концепция Ф. М. Достоевского относится к религиозной?

Философская концепция Ф. М. Достоевского, которая относится к религиозной, - это его эволюция религиозного миросозерцания, включающая соборный тип бытия.

Какие особенности философского антропологизма можно найти в творчестве Ф. М. Достоевского?

Ф. М. Достоевский обращается к проблеме выбора в своем философском антропологизме и признает нравственную свободу человека.

Какие идеалы и ценности были важными в нравственной философии Ф. М. Достоевского?

В нравственной философии Ф. М. Достоевского важными идеалами и ценностями были соборность и всеединство, которые он видел как нравственные идеалы.

Какую роль играет теодицея в философии Достоевского?

В философии Достоевского теодицея играет роль объяснения проблемы зла и страдания в мире и взаимодействия Церкви и мира.

Чем Достоевский считал человека ответственным?

Достоевский считал человека ответственным благодаря христианству, которое признает его свободу и нравственность.

Какое религиозное мировоззрение имел Ф.М. Достоевский?

Ф.М. Достоевский разделял православное христианство и признавал его важность и ценность в жизни человека.