Теневая заработная плата и способы ее легализации на примере деятельности МИФНС № по Спб
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 30.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нелегального рынка труда и теневой заработной платы 6
1.1. Сущность и причины возникновения нелегального рынка труда 6
1.2. Особенности теневых доходов и неформальной занятости 11
1.3. Теневая заработная плата и ее последствия 17
2. Проблемы теневой заработной платы и ее легализации в России 20
2.1. Специфика теневого рынка труда в РФ 20
2.2. Проблемы и перспективы легализации заработной платы в РФ 21
2.3. Анализ деятельности федеральной налоговой службы по легализации заработной платы 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
При этом неформальный сектор не уменьшался, а рос.Вырос он, как уже сказано выше, в 1,5 раза до 12 млн человек(17% рынка труда), а работающих в нем по найму — втрое: с 2,5 млн до 7,5 млн человек. В период кризиса 2008-2009 гг. неформальная занятость снизилась, но за последние годы вернулась к докризисным значениям.Неформальная занятость оказалась наиболее динамичным сектором рынка труда, который быстро реагировал на рост и спад экономики. Особенность России в меньшей по сравнению с Восточной Европой или Азией доле индивидуальных предпринимателей и существенно большей — наемных работников. По мнению авторов, высокая доля теневой занятости, особенно в период роста, отражает нежелание бизнесменов создавать официальные рабочие места, их недоверие к институтам государства, опасения его вмешательства в экономику и повседневную работу предприятий.Отметим для ясности, что неформальную занятость не следует путать с рынком нелегального труда и услуг (торговля оружием, наркотиками и т. п.). Неформальный — значит не торгующий чем-то запрещенным, а занятый вполне законным трудом, но в тени, т. е. чтобы свести к минимуму отношения с государством. Очевидно, что желание свести отношения с государством к минимуму в минувшие годы росло, а не уменьшалось.2.2. Проблемы и перспективы легализации заработной платы в РФВ сравнении с 2013 годом в 2014 году численность работающих граждан снизилась почти на 600 тысяч человек или на 40% (почти с полутора миллионов до 896 тысяч человек) и количество работающих граждан, за которых представляются сведения индивидуального (персонифицированного) учета.Количество пенсионеров, напротив, возросло на 40 тысяч человек (с 713 до 750 человек).Основными причинами снижения численности работающих граждан на предприятиях, зарегистрированных в регионе являются следующие:массовый приток в регион крупных сетевых компаний, зарегистрированных на территории других регионов, нанимающих персонал на территории Волгоградской области.централизация финансовых процессов крупнейших плательщиков на территории других регионов.осуществление трудовой деятельности за пределами региона. модернизация производства, сокращение численности, ликвидация или банкротство крупных предприятий.Необходимо исключать случаи выплаты заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, вести анализ отчетности организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность по количеству предприятий, виду деятельности, динамике среднесписочной численности работающих, уровню заработной платы и др. Важным представляется работа с плательщиками, представляющими расчеты без начислений и уплаты, а также с теми, кто не представляет их вовсе.2.3. Анализ деятельности федеральной налоговой службы по легализации заработной платыМежрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 22 по Санкт-Петербургу, в соответствии с заданием ФНС России, в течение ряда лет проводит работу с руководителями юридических лиц и индивидуальными предпринимателями, направленную на приведение в соответствие средней заработной платы, выплачиваемой работодателями, среднему уровню оплаты труда по соответствующему виду экономической деятельности, путем заслушивания таких работодателей на комиссии по легализации объектов налогообложения.Для этой же цели при Администрации Санкт-Петербурга созданы и осуществляют деятельность Межведомственные комиссии по легализации объектов налогообложения, в которые входят также представители внебюджетных фондов, правоохранительных органов.По итогам 11 месяцев 2013 г. Инспекцией проведено 92 заседания комиссии, присутствовали 162 работодателя - юридические лица и индивидуальные предприниматели и пять комиссий проведено при Администрациях Муниципальных образований на которых присутствовали 52 работодателя.В качестве подготовки к заседанию Комиссии проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя, имущественного положения руководителя, учредителя организации или индивидуального предпринимателя, отчетных данных о суммах начисленной и выплаченной сотрудникам зарплаты, в т.ч. руководителю, о сумме перечисленного налога с доходов физических лиц, используются данные из внешних источников, в том числе сведения представленные Федеральной Миграционной Службой.Так, на межведомственной комиссии 15.11.2013г. заслушано 13 организаций, привлекающих для работы иностранных граждан, в том числе пять организаций, выплачивающих заработную плату ниже минимального размера оплаты труда.В ходе работы комиссии выявлено, что одна из организаций, в течение трех лет использовавшая труд иностранных работников и осуществлявшая деятельность, не исчисляла зарплатные налоги и платежи во внебюджетные фонды.Другая организация, осуществляющая деятельность в области розничной торговли фармацевтическими товарами и открывшая с 2011 г. по 2012гг. 6 обособленных подразделений, представляла справки 2 НДФЛ в отношении только 9 работников.Выявлены и другие нарушения по налогу на доходы физических лиц у работодателей, приглашенных на заседание комиссии. Всем налогоплательщикам установлены определенные сроки для исправления отчетности и увеличения своих налоговых обязательств.По итогам проведения комиссий за 11 месяцев 2013 года 201 работодатель, оценив уровень реально выплачиваемой заработной платы, принял решение о повышении средней заработной платы, в том числе 25 работодателей повысили заработную плату до среднего уровня по виду экономической деятельности.Дополнительные поступления в бюджет в 2013 г оду составили 1658 тыс.руб.В отношении работодателей, чьи объяснения и документы, представленные для рассмотрения Комиссии, не всегда объективно отражают фактическую ситуацию, при этом такой работодатель не соглашается с аналитическими выводами Комиссии и не принимает мер к отражению в отчетности реально выплаченной зарплаты, материалы направляются в Государственную инспекцию труда в Красноярском крае, а также рассматривается вопрос о проведении выездной налоговой проверки.Планируемая в 2013 году сумма дополнительных налогов, которая может быть начислена по результатам выездных налоговых проверок составит 7368,1 тыс.руб. ЗаключениеНеформальная занятость в России – явление не новое. Неформальная занятость в том илиином виде существовала и в дореволюционной России и в СССР. В процессе перехода страны к рыночной экономике масштабы, характер и роль неформальной занятости существенно изменились.Изменение социально-экономической ситуации в стране в последние годы лет привело к тому, что количество занятых в неформальном секторе постоянно растет. При этом надо понимать, что количественно точно невозможно определить масштабы неформальной занятости не только по России в целом, но также и в каждом отдельном регионе страны. Связано это, прежде всего, с тем, что отсутствуют четкие критерии отнесения населения к категории неформально занятых.Особенностью российского неформального сектора является то, что часть занятых в нем поддерживает более или менее тесную связь с формальным сектором, Население имеет широкие возможности получения неучтенных доходов на предприятиях и в организациях формального сектора, что удерживает высококвалифицированных работников от увольнения с основного места работы даже при низкой зарплате. При этом это самый трудно поддающийся оценке тип занятости.Все вышесказанное является отражением социально-экономической ситуации в России в целом, когда тенденции увеличения неформальной занятости во многом будут отражать социально-экономическую и политическую ситуацию в России. Такие явления, как низкая зарплата и низкий уровень жизни, отсутствие прогрессивной шкалы налогообложения (отсутствие льгот по налогообложению для лиц с небольшими доходами), недостаточный спрос на рабочую силу в формальном секторе, нестабильность формальной занятости, будут приводить к росту неформального сектора.Наличие неформальной занятости в России играет определенную и положительную роль в решении проблем занятости и доходов населения, создает возможность веденияпредпринимательской деятельности. Но, вместе с тем, неформально занятые сталкиваются с определенными правовыми и социальными проблемами, т.к. отсутствуют реальные социальные гарантии, контроль за условиями труда. Деятельность неформального сектора затрудняет контроль качества предоставляемых товаров и услуг, что может иметь негативные последствия дляпотребителей (за использование нелицензионных компьютерных программ отвечает не тот, кто ихустановил, а тот, кто ими пользуется), государство недополучает значительную часть налогов сдоходов от неформальной занятости.Несмотря на существующие негативные последствия от существования неформальной занятости, обойтись без нее сегодня представляется нереальным. Запретительные и репрессивныемеры по отношению к неформальному сектору, несмотря на все его недостатки, на сегодняшнийдень также не оправдают себя. Ужесточение политики государства в отношениинезарегистрированной занятости, конечно, приведет к сокращению неформальной занятости. Приэтом надо понимать, что без государственного стимулирования создания дополнительных рабочихмест в формальном секторе это вызовет резкое увеличение безработицы, поскольку значительнаячасть неформально занятых самостоятельно не сможет найти работу, а это, в свою очередь,приведет к дополнительным расходам государства по выплатам пособий данным гражданам иосуществлению программ по их переквалификации и трудоустройству. Список использованной литературыАлексеева М.М. Планирование деятельности фирмы : Учебно-методичес-кое пособие. - М.: «Финансы и статистика». 2011. –248с.Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: “ДИС”, НГАЭ и У, 2011 г.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2011 г.Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант. 2012. –328с.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 3-е изд. – М.: «Дело и Сервис», 2012. -304с.Захарченко В.И. Планирование на предприятии. – Одесса. «Экономист» - 2013 г.Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии : Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2012. –416с.Камаев В. Д. Основы экономической теории. Учебник. -М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2014 г.Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО “Центр экономики и маркетинга”, 2012 г.Мамедов О. «Современная экономика». – М.:, ИНФРА-М, 20132 г.Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ - М.: «ПРИОР», 2011 г.Основы экономической теории. Учебное пособие /Под ред. Камаева В.Д.- М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2011 г.Пиндайк Р. Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./Научн. ред. В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов и др. -М,: «Экономика», «Дело», 2012 г.Рябова Р.И., Иванова О.В. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, с комментариями и бухгалтерскими проводками. – М.:, Финансы и статистика, 2011 г.Теория и практика бизнеса : Учебно-практическое пособие. – М.: «Русская Деловая Литература», 2011. –320с.Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА – М,Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. – М.: «ИНФРА-М». 2012. –208с.Экономика предприятия: Учебник / под ред. Проф. Волкова О.И. – М.: «ИНФРА-М», 2013. –416с.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Минэкономразвития [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009. –Дата доступа: 27.10.2013.Курс квадратного метра // METRINFO.RU [Электронный ресурс]: интернет-журнал. – Режим доступа: www.kurs.metrinfo.ru. – Дата доступа: 27.10.2013.Обследование населения по проблемам занятости – 2013 год // Федеральная службагосударственной статистики [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_30/Main.htm. – Дата доступа: 27.10.2013.Прожиточный минимум в Москве // Петербургский правовой портал [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://ppt.ru/info/?id=4. – Дата доступа: 27.10.2013.Треть россиян предпочитает «теневой» труд // Экспертный портал Высшей школы экономики[Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.opec.ru/1548141.html. – Датадоступа: 27.10.2013.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы : Учебно-методичес-кое пособие. - М.: «Финансы и статистика». 2011. –248с.
2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: “ДИС”, НГАЭ и У, 2011 г.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2011 г.
4. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант. 2012. –328с.
5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 3-е изд. – М.: «Дело и Сервис», 2012. -304с.
6. Захарченко В.И. Планирование на предприятии. – Одесса. «Экономист» - 2013 г.
7. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии : Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2012. –416с.
8. Камаев В. Д. Основы экономической теории. Учебник. -М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2014 г.
9. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО “Центр экономики и маркетинга”, 2012 г.
10. Мамедов О. «Современная экономика». – М.:, ИНФРА-М, 20132 г.
11. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ - М.: «ПРИОР», 2011 г.
12. Основы экономической теории. Учебное пособие /Под ред. Камаева В.Д.- М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2011 г.
13. Пиндайк Р. Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./Научн. ред. В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов и др. -М,: «Экономика», «Дело», 2012 г.
14. Рябова Р.И., Иванова О.В. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, с комментариями и бухгалтерскими проводками. – М.:, Финансы и статистика, 2011 г.
15. Теория и практика бизнеса : Учебно-практическое пособие. – М.: «Русская Деловая Литература», 2011. –320с.
16. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА – М,
17. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. – М.: «ИНФРА-М». 2012. –208с.
18. Экономика предприятия: Учебник / под ред. Проф. Волкова О.И. – М.: «ИНФРА-М», 2013. –416с.
19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Минэкономразвития [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009. –Дата доступа: 27.10.2013.
20. Курс квадратного метра // METRINFO.RU [Электронный ресурс]: интернет-журнал. – Режим доступа: www.kurs.metrinfo.ru. – Дата доступа: 27.10.2013.
21. Обследование населения по проблемам занятости – 2013 год // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b13_30/Main.htm. – Дата доступа: 27.10.2013.
22. Прожиточный минимум в Москве // Петербургский правовой портал [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://ppt.ru/info/?id=4. – Дата доступа: 27.10.2013.
23. Треть россиян предпочитает «теневой» труд // Экспертный портал Высшей школы экономики [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.opec.ru/1548141.html. – Дата доступа: 27.10.2013.
Вопрос-ответ:
Какая сумма составляет теневая заработная плата и как можно ее легализовать?
Теневая заработная плата - это деньги, которые работник получает неофициально и не отражает их в декларации налоговых органов. Ее сумма может быть разной и зависит от конкретной ситуации. Легализовать такой доход можно через учет в налоговых органах и выплату налогов с полученных средств. Работодатель должен отчитываться перед налоговой и исправно выплачивать налоги.
Какие основные причины возникновения нелегального рынка труда и теневой заработной платы?
Основные причины возникновения нелегального рынка труда и теневой заработной платы связаны с недоверием граждан к правительству, экономической нестабильностью, желанием работников сэкономить на уплате налогов, а также неэффективностью механизмов контроля со стороны государства.
В чем особенности теневых доходов и неформальной занятости?
Основная отличительная черта теневых доходов и неформальной занятости в том, что они не официально регистрируются и не отражаются в декларации налоговой службы. Такие доходы и формы занятости обычно являются нарушением налогового законодательства и не обеспечивают защиту прав работников. Однако, они позволяют работодателям и работникам избежать налоговой нагрузки и других нормативных обязательств.
Какие последствия наличия теневой заработной платы?
Наличие теневой заработной платы оказывает негативное воздействие на экономику государства, так как оно приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет, неравенству в оплате труда, снижению социальных гарантий работников, а также создает недобросовестную конкуренцию между предприятиями. Кроме того, теневая заработная плата может привести к ухудшению условий труда и нарушению прав работников.
Какова специфика теневого рынка труда в России?
Специфика теневого рынка труда в России заключается в высокой доле неофициальной занятости, недостаточных механизмах контроля со стороны государства, низкой заработной плате, широком распространении неравенства в оплате труда. Также немаловажную роль играют коррупция, недоверие к правительству и сложности в получении официального трудоустройства.
Что такое теневая заработная плата и как она возникает?
Теневая заработная плата - это часть дохода, получаемого работником, но не официально заявленная и не облагаемая налогами и социальными отчислениями. Она может возникать из-за нелегальной работы или недекларированных доходов, а также из-за использования различных схем уклонения от налогообложения.
Какие последствия может иметь теневая заработная плата?
Теневая заработная плата имеет негативное влияние на экономику государства. Она сокращает объем налоговых поступлений и социальных отчислений, что затрудняет финансирование государственных программ и социальных нужд. Кроме того, работники, получающие теневую заработную плату, лишаются социальных гарантий и защиты со стороны государства.
Какие способы легализации теневой заработной платы используются в России?
Для легализации теневой заработной платы в России используются различные механизмы. Например, работодатели могут оформлять работникам двойные или смешанные трудовые договоры, где официально заявленная заработная плата будет меньше реальной. Также используются схемы "серого" финансирования, когда часть оплаты производится официально, а часть - наличными без учета. Кроме того, есть случаи использования подставных фирм и офшорных схем для перевода денег.