Проблемы обеспечения профессиональной безопасности деятельности журналиста
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 24.08.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6
1.1 МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 6
1.2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА КАК СУБЪЕКТА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖУРНАЛИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 34
2.2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ В ХОДЕ КОНФЛИКТОВ И МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Причем опасности намного возрастают, если он занимается расследованиями.
Например, распутывая криминальную историю, журналист может узнать немало интересного о деятельности правоохранительных органов. У него на руках могут оказаться документы следствия, по которым представители криминального мира без труда составят общую, являющуюся тайной следствия картину.
Возможен и такой вариант: журналиста под благовидным предлогом пригласят в ресторан или на дружескую вечеринку, где и постараются выведать некоторые конкретные детали расследования. Поэтому, взявшись за расследование, журналисту следует быть весьма осмотрительным: не соглашаться приходить на такие встречи одному, а также обязательно предупреждать о них своих коллег.
К непосредственной физической расправе над неугодными журналистами недовольные их действиями силы прибегали наиболее часто в первые годы перестройки. В последующем появилась тенденция воздействовать на поведение журналистов другими методами.
Наиболее известных из них пытались подкупить, предлагая не только большие суммы денег, но и хорошо оплачиваемую работу, автомобили, недвижимость. Кроме того, препоны расследовательской деятельности журналистов стали интенсивнее применять на стадии поиска информации.
С этой целью почти повсеместно разные фирмы, организации, учреждения стали создавать собственные пресс-центры, которые служат источниками дозированной, выгодной их учредителям информации для прессы.
Самыми «трудными» для журналистов-расследователей, с точки зрения доступа к информации, стали, судя по результатам социологических опросов, органы исполнительной власти, правоохранительные органы и коммерческие организации. Тем не менее журналистов подвергали и продолжают подвергать физическому насилию.
Каждый этап журналистского расследования таит в себе определенные опасности, независимо от того, какой теме посвящено расследование: социально-бытовой, экономической или политической. Журналист несет полную ответственность за каждое слово будущей публикации, поэтому он обязан быть максимально корректным по отношению к героям материала, избегать резких и неэтичных высказываний, быть объективным и беспристрастным, проверять достоверность каждого упоминаемого факта, не пользоваться неподтвержденными сведениями.
Для обеспечения собственной безопасности расследователю необходимо иметь копии документов и информации, полученной в ходе расследования, проконсультироваться с юристом перед допуском материала в печать, постоянно изучать текущее законодательство, отслеживая новые изменения в нормативно-правовых актах.
Угрозы в адрес журналиста можно условно классифицировать по трем направлениям: угрозы, адресованные ему лично; угрозы его интеллектуальной собственности; угрозы его имуществу и т.д.
В расследовательской журналистике нужно быть очень осторожным – гневные заявления и суды неизбежны. Это только кажется, что удачное расследование непременно обратит на себя внимание властей, получит их одобрение и будут приняты меры в отношении тех, кто виновен в криминальной ситуации или стоит за негативным явлением. На самом деле часто пострадавшей стороной становится сам журналист – не зря же журналистику считают, как уже говорилось, одной из самых опасных профессий.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- журналисту могут дать тем или иным способом «по рукам» в любое время, на любом этапе расследования;
- как показывает практика, наиболее опасен в этом смысле период сбора материала, то есть время поиска информации до момента ее опубликования. Особенно осторожным журналист должен быть, когда у него практически собрано все и осталось самое главное звено, которое позволит ему подобраться к центральным персонажам преступного деяния.
Именно в этот момент многие расследователи, окрыленные тем, что им удалось проделать очень трудный путь и вплотную приблизиться к разгадке интересующего их вопроса, теряют бдительность.
Всегда подвергается реальной опасности журналист, который проводит расследование или собирает любой иной материал в фронтовых условиях «горячих точек». Эта опасность подтверждена десятками жизней журналистов, павших от пуль снайперов, взрывов мин, гранат и пр. Однако и в мирное время расследователю следует опасаться физической расправы, которую могут применить люди, чьи интересы были затронуты в публикации.
Любой человек, упомянутый журналистом в статье, может подать на автора в суд. Основная причина подачи исковых заявлений - распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию фигуранта расследования, а также клевета либо оскорбление.
В такой ситуации истец имеет право требовать не только компенсации морального ущерба, но и привлечения журналиста к уголовной ответственности.
Безусловно, идеальным было бы совмещение в одном лице профессионального журналиста и профессионального юриста, однако понятно, что такое сочетание – редкость, и требовать наличия юридических знаний у всех журналистов нереально.
Работникам средств массовой информации следует остерегаться излишней самонадеянности в отношении собственной юридической грамотности, а также безоглядной веры в то, что современное белорусское законодательство о средствах массовой информации отвечает интересам журналистов и СМИ.
Деятельность журналиста должна сопровождаться юридическим обеспечением. Причем желательно, чтобы юристы, работающие с тем или иным средством массовой информации, были знакомы не только с законодательством о СМИ, но и со всем сводом законов, иных нормативно-правовых актов, ведомственных инструкций, а также с общими началами зарубежного законодательства.
Документы, знание которых необходимо каждому журналисту.
Для того, чтобы избежать судебных исков, каждый журналист должен иметь под рукой и уметь пользоваться необходимым минимумом юридической литературы. Это:
1. Конституция.
2. Гражданский кодекс.
3. Уголовный кодекс.
4. Закон «О средствах массовой информации».
5. Кодекс об административных правонарушениях.
К сожалению, немногие журналисты знакомы с нормативными актами, которыми регламентируется их деятельность. Между тем в этих документах сформулированы основные принципы, на которых базируется журналистика в России, отражены права и обязанности, которыми наделило журналистов государство.
Правовой основой деятельности белорусских журналистов является Закон «О средствах массовой информации». Хорошо зная главные положения данного Закона, умея их вовремя процитировать, журналист сможет с честью выйти из самого затруднительного положения.
В случае нарушения своих прав журналист может начать писать обоснованные заявления в государственные органы, требуя конкретного ответа и принятия соответствующих мер реагирования.
Не стоит забывать и об органах прокуратуры. Они созданы не только для того, чтобы запугивать и карать граждан. Их основная обязанность — защищать человека от произвола и беззакония.
В своих очных и заочных диалогах с работниками прокуратуры журналист должен постоянно напоминать им о необходимости исполнения законов и иных нормативных актов органами государственной власти, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами.
Самыми распространенными рекомендациями в этйо связи являются являются:
- держать руководство редакции в курсе хода расследования, в том числе своих перемещений; хранить собранный материал в разных местах и у разных людей (естественно, с их согласия);
- во всех случаях постоянно консультироваться с адвокатами или бывшими сотрудниками правоохранительных органов, а в случае повышенной опасности не гнушаться сопровождением охраны; и, наконец, осуществлять публикацию под псевдонимом.
- Если практически все из перечисленных способов обеспечения собственной безопасности являются организационными и не имеют непосредственного отношения к специфике СМИ, то использование псевдонима является допустимым приемом в деятельности СМИ.
Журналисты нередко сами провоцируют судебные разбирательства материалами своих расследований. Причины этого кроются в элементарной юридической безграмотности расследователей и их некорректности по отношению к героям публикаций, поэтому любое расследование должно сопровождаться юридически. А журналист, в свою очередь, должен быть знаком с теми законами и документами, которые регулируют его деятельность.
Таким образом, журналист имеет закрепленное Законом «О средствах массовой ифнормации» право на сбор, запрос, получение и распространение информации. Самое важное, чтобы информация была досконально проверена, иначе журналист рискует оказаться на скамье подсудимых. Кроме того, журналист имеет право на сохранение тайны информационного источника. Принудить автора раскрыть эту тайну могут лишь уполномоченные на то лица: те, кто осуществляет дознание или следствие, и суд;
При проведении криминального расследования журналист также должен соблюдать осторожность. Несмотря на то, что представитель СМИ имеет право свободного доступа на все судебные заседания, кроме закрытых, присутствие в суде и последующая публикация материалов на подобную тематику требует соблюдения определенных норм и правил. Разрешение на использование диктофона не требуется, однако согласие на проведение фото- и телесъемок требует согласия судьи и обвиняемой стороны.
Материал должен носить информативно-отчетный характер, не содержать прогнозов и предположений по исходу рассматриваемого дела, оценок действий судьи. В публикации запрещено называть подсудимого преступником до вынесения приговора.
Журналист, освещающий тематику выборов, имеет право высказать любую точку зрения по этому поводу, но при этом не имеет права призывать избирателей бойкотировать выборы или порочить честь и достоинство кандидатов в депутаты.
В процессе любого расследования журналисту рекомендуется придерживаться определенных правил во взаимоотношениях с героями расследования.
Правила эти просты:
- Не провоцировать конфликтов между фигурантами расследования,
- Не нарушать этические и общечеловеческие нормы в отношении субъектов расследования,
- Соблюдать взятые на себя в ходе расследования обязательства,
- Не вступать в интимные отношения с фигурантами расследования и источниками информации.
Этих правил вполне достаточно для того, чтобы журналист успешно смог завершить расследование, не вступая в конфликт с субъектами расследования;
Вопрос об использовании псевдонима для обеспечения безопасности расследователя можно рассматривать двояко. С одной стороны, если под материалом указаны реальные имя и фамилия автора, то, в случае угрозы его безопасности, данную угрозу напрямую свяжут с фигурантом расследования. Если же расследование делается «на заказ», то, вместо автора статьи, ответственность понесет редакция издания, опубликовавшего материал. А размеры взыскания с редакции и журналиста как физического лица существенно отличаются. Поэтому расследователю бессмысленно использовать псевдоним, исходя из соображений собственной безопасности.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Обеспечение безопасности журналиста, одна из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современной журналистики. На тему обеспечения безопасности журналиста существует целый ряд работ.
Уже имеющийся неоценимый опыт может служить прекрасным руководством для журналистов. Тщательное изучение фактического материала с учетом поставленных задач позволило сделать следующие выводы:
Из всех угроз безопасности журналиста наиболее реальными является: уничтожение добытой информации, судебное преследование и физическая расправа;
На этапе сбора информации для расследования журналист должен быть особенно осторожным, сохраняя копии всех материалов. Автору будущей публикации следует внимательно анализировать все происходящее и обращать внимание на любую мелочь, которая может послужить поводом для беспокойства за собственную безопасность.
Риск физической расправы подстерегает в равной степени как журналистов, работающих в «горячих точках» (в Чечне, Югославии и др.), так и тех, кто трудится на ниве журналистского расследования в безопасных населенных пунктах;
Журналист не должен допускать в своих материалах наличия такой информации, которая станет поводом для искового судебного заявления со стороны фигуранта расследования.
Причинами подобных исков чаще всего становятся: распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию фигуранта расследования; клевета либо оскорбление; незнание журналистом юридической базы, а также законов и документов, которые регулируют его деятельность. Журналист обязан неоднократно проверять достоверность полученной информации и сохранять тайну информационного источника.
Невозможно предусмотреть все ситуации, в которых может оказаться журналист, исполняя свой профессиональный долг. Но следует всегда помнить несколько основных рекомендаций и строго руководствоваться ими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной работы, можно сделать вывод о том, что сегодня вопрос защиты профессиональной безопасности и интеллектуальной собственности журналиста остается весьма актуальным, особенно в условиях информационного общества, где получение, хранение и тиражирование информации подвергается целому ряду угроз.
С одной стороны сегодня очень важным является вопрос обучения журналистов основам их профессиональной безопасности, которые должны с одной стороны облегчить им процесс сбора информации, а с другой обеспечить доставку этой информации до редакции и её тиражирование, что бы она была донесена до общественного мнения и журналист выполнил свой профессиональный долг.
С другой стороны очень важным вопросом является взаимодействие журналиста и правовых структур, которые должны обеспечить его защиту для того, чтобы профессиональный долг, с другой стороны сам журналист должен руководствоваться действующим законодательством и этическими кодексами для того, чтобы не допустить тиражирования недостоверной информации, а также оскорбительных и клеветнических сведений, что ведет к нарушению профессионального долга.
Решение проблемы по противодействию распространению контрафактной продукции, а также защите прав и развитию интеллектуальной собственности позволит России сохранить и приумножить интеллектуальный потенциал.
Необходимо отметить, что законодательством в последние годы сделан значительный шаг в решении выявленных проблем, так как представители органов власти дают объективную оценку значимости решения данного вопроса.
Таким образом, только усилив защиту использования интеллектуальной собственность, мы сможем выйти на один уровень развития с ведущими странами мира.
Сегодня в защите интеллектуальной собственности существует чёткая тенденция к усилению. Важное значение в этом смысле имеет тот факт, что в целом законодательство РФ представляет сегодня авторам и иным правообладателям эффективный набор правовых средств для реализации прав в современных условиях, а также для их эффективной их защиты или оспаривания, а непосредственно правильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом является задачей самих правообладателей.
Таким образом, обеспечение профессиональной безопасности журналиста должно осуществляться сообразно иерархии ценностей информационного общества на следующих уровнях:
• коммуникативном (в процессе сбора информации).
• ценностно-регулирующем (в процессе обработки).
• информационном (в процессе тиражирования).
• социально-организационном (в процессе оценки информации социальными институтами и принятия ими соответствующих мер).
• социального участия (влияния информации на социальные институты).
• социального регулирования (влияния информации на социум).
Многообразие функций коммуникации в современно обществе объясняется глобальным информационным характером коммуникаций и соответственно обеспечение безопасности должно осуществляться на всех выше перечисленных уровнях.
Сегодня журналистика, по сути, переживает трансформацию собственной структуры сложившейся в течение нескольких столетий. Все больше людей становятся вовлеченными в процесс производства информационных сообщений и обмена ими, а следовательно необходимо не только анализировать эффективность работы существующих механизмов обеспечения безопасности профессиональной деятельности журналиста, но и других участников коммуникационного процесса в рамках современного информационного общества.
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аполлонова Л.П. Журналистика как социальный институт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-292050.html
2. Берлин М. Краткое руководство по проведению журналистского расследования. – М., 2000 – 280 с.
3. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
4. Гражданское право. Том I. Под ред. Е.А.Суханова. М., 2005. - 496 с.
5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1996.
6. Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
7. Журналистам от журналистов: Справочник. – Издательство: Британский Совет, UN и British Embassy, 2007. [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=751.
8. Кин Дж. Журналистика и демократия. – М., 2001.
9. Колятин В.О. Интеллектуальная собственность(Исключительные права). М., 2000. - 480 с.
10. Корконосенко С.Г. Основы теории коммуникации. - СПб., 1995.
11. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
12. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 280 с.
13. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории [Электронный ресурс] Режим доступа// http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
14. Мазитова Л. Журналистика как социальный институт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crab-online.ru/2010/06/22/zhurnalistika-kak-socialnyj-institut.html
15. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М., 2004.
16. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию./Т.В. Науменко//Вопросы психологии. – М.: НИИТ МГАФК, 2003. № 6.
17. Прохоров Е.П. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
18. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации /Под ред. А.А.Леонтьева. - М.: Наука, 1974.
19. Российская Федерация. Законы. ФЗ «О средствах массовой информации» [федеральный закон принят 06.06.1995 (с изм. и исправл. внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252- ФЗ)].// Российская газета. 1991. № 237.
20. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006,-752с
21. Социальное функционирование коммуникации/Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб., 1994.
22. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы коммуникации. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
23. Справочник по вопросам охраны интеллектуальной собственности в России / Под общей редакцией д.т.н., профессора Л.М. Червякова. - М., 2011.
24. Тертычный А. А. Расследовательская журналистика: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.
25. Шибаева Л. Жанры в теории и практике коммуникации [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
26. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога.//М.В. Шкондин. - М.: МГУ, 2002.
27. Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7,- с.93-100
28. Хмара Г.И. Печать в системе массовых коммуникаций //Проблемы социологии печати. Вып. 1. – Новосибирск, 1969.
29. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000.
30. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
31. Харрис Р. Психология массовой коммуникации. – М., 2002.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Там же.
Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога.//М.В. Шкондин. - М.: МГУ, 2002.
Аполлонова Л.П. Журналистика как социальный институт [ Электронный ресурс] Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-292050.html
Аполлонова Л.П. Журналистика как социальный институт [ Электронный ресурс] Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-292050.html
Аполлонова Л.П. Журналистика как социальный институт [ Электронный ресурс] Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-292050.html
Науменко Т.В../Т.В. Науменко//Вопросы психологии. – М.: НИИТ МГАФК, 2003. № 6.
Михайлов С. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Журналист. – 2008. № 11–12.
Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
Там же. См.: Харрис Р. Психология массовой коммуникации. – М., 2002.
См.: Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М., 2004.
Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000. С. 24.
Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000. С. 26.
Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории [Электронный ресурс] Режим доступа// http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
Мазитова Л. Журналистика как социальный институт [Электронный ресурс] – Режим доступа:// http://crab-online.ru/2010/06/22/zhurnalistika-kak-socialnyj-institut.html
Российская Федерация. Законы. ФЗ «О средствах массовой информации» [федеральный закон принят 06.06.1995 (с изм. и исправл. внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252- ФЗ)].// Российская газета. 1991. № 237.
См.: Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года N 2124-1./Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев, В.А. Вайпан, А.П. Любимов//под ред. В.В. Погуляева. - М., 2005. С. 6-10
Евгений Додолев «Степень свободы слова» // «Однако» : журнал. — Москва, 2009. — № 11. — С. 62-65.
Евгений Додолев «Степень свободы слова» // «Однако» : журнал. — Москва, 2009. — № 11. — С. 62-65.
Гражданское право. Том I. Под ред. Е.А.Суханова. М., 2005.
Гражданское право. Том I. Под ред. Е.А.Суханова. М., 2005.
Справочник по вопросам охраны интеллектуальной собственности в России / Под общей редакцией д.т.н., профессора Л.М. Червякова. - М., 2011.
Справочник по вопросам охраны интеллектуальной собственности в России / Под общей редакцией д.т.н., профессора Л.М. Червякова. - М., 2011.
Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7,- с.93-100
Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7,- с.93-100
Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7,- с.93-100
Берлин М. Краткое руководство по проведению журналистского расследования. – М., 2000., с. 47
Берлин М. Краткое руководство по проведению журналистского расследования. – М., 2000., с. 52
Берлин М. Краткое руководство по проведению журналистского расследования. – М., 2000., с. 55
Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999., с. 199
Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999., с. 206. 206.
Журналистам от журналистов: Справочник. – Издательство: Британский Совет, UN и British Embassy, 2007. [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=751.
Тертычный А. А. Расследовательская журналистика: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.
48
2. Берлин М. Краткое руководство по проведению журналистского расследования. – М., 2000 – 280 с.
3. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
4. Гражданское право. Том I. Под ред. Е.А.Суханова. М., 2005. - 496 с.
5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1996.
6. Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
7. Журналистам от журналистов: Справочник. – Издательство: Британский Совет, UN и British Embassy, 2007. [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=751.
8. Кин Дж. Журналистика и демократия. – М., 2001.
9. Колятин В.О. Интеллектуальная собственность(Исключительные права). М., 2000. - 480 с.
10. Корконосенко С.Г. Основы теории коммуникации. - СПб., 1995.
11. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
12. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 280 с.
13. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории [Электронный ресурс] Режим доступа// http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
14. Мазитова Л. Журналистика как социальный институт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crab-online.ru/2010/06/22/zhurnalistika-kak-socialnyj-institut.html
15. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М., 2004.
16. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию./Т.В. Науменко//Вопросы психологии. – М.: НИИТ МГАФК, 2003. № 6.
17. Прохоров Е.П. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
18. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации /Под ред. А.А.Леонтьева. - М.: Наука, 1974.
19. Российская Федерация. Законы. ФЗ «О средствах массовой информации» [федеральный закон принят 06.06.1995 (с изм. и исправл. внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252- ФЗ)].// Российская газета. 1991. № 237.
20. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006,-752с
21. Социальное функционирование коммуникации/Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб., 1994.
22. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы коммуникации. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
23. Справочник по вопросам охраны интеллектуальной собственности в России / Под общей редакцией д.т.н., профессора Л.М. Червякова. - М., 2011.
24. Тертычный А. А. Расследовательская журналистика: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.
25. Шибаева Л. Жанры в теории и практике коммуникации [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
26. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога.//М.В. Шкондин. - М.: МГУ, 2002.
27. Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7,- с.93-100
28. Хмара Г.И. Печать в системе массовых коммуникаций //Проблемы социологии печати. Вып. 1. – Новосибирск, 1969.
29. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000.
30. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
31. Харрис Р. Психология массовой коммуникации. – М., 2002.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы могут возникать при обеспечении профессиональной безопасности деятельности журналиста?
Проблемами обеспечения профессиональной безопасности деятельности журналиста могут быть: ограничение свободы слова, цензура, преследование, угрозы, насилие, коррупция, несправедливое судебное преследование и т. д.
Что такое массовая коммуникация и почему она является основой современного общества?
Массовая коммуникация - это процесс передачи информации от источника (например, журналиста) множеству получателей. Она является основой современного общества, потому что позволяет людям получать информацию о событиях в мире, формировать свое мнение и принимать решения на основе этой информации.
Какие права и обязанности имеет журналист как субъект массовой коммуникации?
Журналист имеет право на свободу слова и выражения своих мнений, на получение и распространение информации. Вместе с тем, он несет обязанности следовать закону, быть объективным и достоверным в своей работе, уважать права и интересы других людей, не распространять клевету и недостоверную информацию.
Как обеспечивается защита прав интеллектуальной собственности в журналистике?
Защита прав интеллектуальной собственности в журналистике обеспечивается путем авторского права. Журналисты могут защищать свои права на тексты, фотографии, видео и другие произведения, которые они создают в рамках своей профессиональной деятельности.
Как обеспечивается безопасность журналистов во время конфликтов и массовых мероприятий?
Безопасность журналистов во время конфликтов и массовых мероприятий может быть обеспечена путем предоставления им доступа к информации о безопасности, проведения тренингов и обучения по эвакуации и первой помощи, предоставления защитного снаряжения (например, бронежилетов), сотрудничества с правоохранительными органами и международными организациями по защите журналистов.
Какие проблемы возникают при обеспечении профессиональной безопасности журналиста?
Проблемы обеспечения профессиональной безопасности журналиста могут включать угрозы физической безопасности, цензуру и ограничение свободы слова, преследование со стороны правительства или экстремистских групп, нарушение права на приватность, психологическое напряжение и стресс.
Каковы права и обязанности журналиста в массовой коммуникации?
Журналист имеет право на свободу слова и информации, на получение и распространение информации, на защиту источников информации. Он также обязан соблюдать профессиональную этику, достоверно и полно передавать информацию, не нарушать права и достоинство людей, не разжигать межнациональную и религиозную рознь, не распространять фейки и дезинформацию.
Как обеспечивается безопасность журналистов в ходе конфликтов и массовых мер?
Для обеспечения безопасности журналистов в ходе конфликтов и массовых мер необходимы меры, такие как проведение тренингов по безопасности, предоставление защитного снаряжения и средств связи, сотрудничество с правоохранительными органами, включая организацию специальных мероприятий и эвакуацию в случае угрозы, а также проведение расследований и привлечение к ответственности тех, кто нарушает безопасность журналистов.
Как обеспечивается защита прав интеллектуальной собственности журналистов?
Защита прав интеллектуальной собственности журналистов осуществляется через законодательство об авторском праве и патентах. Журналисты имеют право на авторство своей работы и могут использовать средства юридической защиты, если их интеллектуальная собственность была нарушена или незаконно использована.