Любая проблема детей с ЗПР
Заказать уникальную курсовую работу- 56 56 страниц
- 54 + 54 источника
- Добавлена 10.09.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1. Психологические особенности детей с задержкой психического развития 6
1.2. Понятие мотивации. Исследования мотивации учения в психологии 9
1.3. Особенности учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития 13
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Анализ результатов 38
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список литературы 49
Рецензия 54
Приложения 56
Такие отличия объясняются тем, что у детей с ЗПР снижен интерес к познавательной деятельности, к интеллектуальному усилию.
Рис. 9. Сравнительные результаты по анкете для определения школьной мотивации
Сравнительные результаты показали, что уровень школьной мотивации у детей без нарушений развития значительно выше, чем у детей с ЗПР (t=3,55; р<0,01). Если дети массовой школы имеют в среднем положительное отношение к школе, хоть школа привлекает их внеучебной деятельностью, то дети коррекционной школы имеют отрицательное отношение к учебе, посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности.
Низкий уровень мотивации младших школьников с ЗПР объясняется незрелостью учебных мотивов деятельности детей, они не готовы к принятию тех требований, которые предъявляет школьное обучение, и сохраняют игровые мотивы деятельности.
Рис.10. Сравнительные результаты наблюдения за уровнем сформированности учебной деятельности
Сравнительные результаты показали, что у детей с ЗПР значительно ниже уровень сформированности учебной деятельности и ее компонентов (t=4,21; р<0,01).
У детей с ЗПР ниже учебно-познавательный интерес (t=2,04; р<0,05); хуже сформировано целеполагание (t=5,04; р<0,01); учебные действия (t=2,09; р<0,05); действия контроля (t=4,34; р<0,01) и действия оценки (t=2,68; р<0,05), что выражается в неустойчивой активности на уроках, невозможности осуществлять целенаправленных действий, самостоятельно применять усвоенный способ действия к решению новой задачи, в слабом контроле, в неумении оценить свои действия. Это объясняется тем, что дети с ЗПР в силу отставания в развитии психических функций, их опосредованности, не готовы к принятию учебных требований, они не осознают важности и нужности обучения, не принимают учебные цели, их деятельность характеризуется общей неорганизованностью недостаточной целенаправленностью, которая и выражается в неумении детей обдумывать свою работу и спланировать ход ее выполнения.
Рис.11. Сравнительные результаты методики исследования мотивации учения М.Р. Гинзбурга
Сравнительные результаты показали, что у детей с ЗПР значительно ниже уровень мотивации учения (t=2,31; р<0,05). Так если дети без нарушений развития ассоциируют себя с учеником с позицией школьника, то дети с ЗПР ассоциируют себя с учеником с внешним мотивом учения (t=2,794; р<0,05). Значимых различий в выборе друга по игре и по учебе у детей нет.
Таким образом, у младших школьников с ЗПР, в отличие от их сверстников без нарушений развития, отношение к школе, учебная мотивация снижены, преобладают игровые интересы, внешняя атрибутика в силу патогенеза нарушения.
Результаты корреляционного анализа данных диагностики младших школьников с задержкой и без задержки психического развития представлены в таблице 14 Приложения 6.
Проведенный корреляционный анализ показал, что в обеих группах детей выявились положительные взаимосвязи учебной деятельности и уровня учебной мотивации, но эти взаимосвязи имеют различную силу.
Выявленные взаимосвязи учебной деятельности и уровня учебной мотивации в двух группах отражены в корреляционных плеядах на рисунках 12 – 13.
0,43
0,41
0,42
0,49
0,45 0,61
0,46 0,43 0,41
- сильная положительная взаимосвязь (р<0,01)
- слабая положительная взаимосвязь (р<0,05)
Рис. 12. Корреляционная плеяда в группе детей с ЗПР
Из рисунка 12 видно, что в экспериментальной группе большинство выявленных взаимосвязей являются слабыми: уровень сформированности внутренней позиции школьника положительно взаимосвязан с общим уровнем учебной деятельности (rS=0,43; р≤0,05), с уровнем развития учебно-познавательного интереса (rS=0,41; р≤0,05) и учебных действий (rS=0,45; р≤0,05).
Уровень школьной мотивации положительно взаимосвязан с общим уровнем учебной деятельности (rS=0,61; р≤0,01), с уровнем развития учебно-познавательного интереса (rS=0,42; р≤0,05), целеполагания (rS=0,41; р≤0,05), учебных действий (rS=0,46; р≤0,05) и действий оценки (rS=0,49; р≤0,05).
Выраженность учебного мотива положительно взаимосвязана с уровнем развития учебно-познавательного интереса (rS=0,43; р≤0,05).
0,86
0,61
0,66
0,75
0,49 0,48 0,48
0,65
0,88 0,57
0,61
0,86 0,76 0,58
0,73
0,75 0,44
- сильная положительная взаимосвязь (р<0,01)
- слабая положительная взаимосвязь (р<0,05)
Рис. 13. Корреляционная плеяда в контрольной группе детей
В контрольной группе большинство выявленных взаимосвязей являются сильными: степень доминирования учебного мотива над социальным положительно взаимосвязана с общим уровнем учебной деятельности (rS=0,58; р≤0,01), с уровнем развития учебно-познавательного интереса (rS=0,57; р≤0,01), целеполагания (rS=0,48; р≤0,05), учебных действий (rS=0,61; р≤0,01) и действий оценки (rS=0,44; р≤0,05).
Уровень сформированности внутренней позиции школьника положительно взаимосвязан с общим уровнем учебной деятельности (rS=0,88; р≤0,01), с уровнем развития учебно-познавательного интереса (rS=0,86; р≤0,01), целеполагания (rS=0,86; р≤0,01), учебных действий (rS=0,75; р≤0,01), действий контроля (rS=0,75; р≤0,01) и оценки (rS=0,65; р≤0,01).
Уровень школьной мотивации положительно взаимосвязан с общим уровнем учебной деятельности (rS=0,76; р≤0,01), с уровнем развития учебно-познавательного интереса (rS=0,61; р≤0,01), целеполагания (rS=0,66; р≤0,01), учебных действий (rS=0,73; р≤0,01), действий контроля (rS=0,61; р≤0,01) и оценки (rS=0,49; р≤0,05).
Таким образом, у младших школьников, чем больше выражено преобладание учебной мотивации над социальной, чем лучше сформирована внутренняя позиция школьника, выражены учебные мотивы, тем лучше развиты учебная деятельность и все ее компоненты: учебно - познавательный интерес, учебные действия, действия контроля и оценки, целеполагание. При этом, у школьников с нормальным развитием такие взаимосвязи более тесные, чем у школьников с задержанным развитием.
Выводы по главе 2
1. У детей с ЗПР уровень сформированности внутренней позиции школьника значительно ниже, чем у детей без задержки психического развития. Несмотря на то, что и у младших школьников с ЗПР и у младших школьников без нарушений развития преобладает интерес к внешней атрибутике школьной жизни, у младших школьников с ЗПР более негативное отношение к школе и к учебной деятельности.
2. Уровень школьной мотивации у детей без нарушений развития значительно выше, чем у детей с ЗПР. Если дети массовой школы имеют в среднем положительное отношение к школе, хоть школа привлекает их внеучебной деятельностью, ассоциируют себя с учеником с позицией школьника, то дети коррекционной школы имеют отрицательное отношение к учебе, посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, ассоциируют себя с учеником с внешним мотивом учения.
3. У детей с ЗПР значительно ниже уровень сформированности учебной деятельности и ее компонентов: ниже учебно-познавательный интерес; хуже сформированы целеполагание, учебные действия, действия контроля и действия оценки.
4. У детей с ЗПР значительно ниже уровень мотивации учения. Дети без нарушений развития ассоциируют себя с учеником с позицией школьника, дети с ЗПР ассоциируют себя с учеником с внешним мотивом учения.
5. У младших школьников, чем больше выражено преобладание учебной мотивации над социальной, чем лучше сформирована внутренняя позиция школьника, выражены учебные мотивы, тем лучше развиты учебная деятельность и все ее компоненты: учебно - познавательный интерес, учебные действия, действия контроля и оценки, целеполагание. При этом, у школьников с нормальным развитием такие взаимосвязи более тесные, чем у школьников с задержанным развитием.
Заключение
Целью данного исследования являлось изучение проблемы учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования было подчеркнуто, что особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Несмотря на разнообразие причин задержки развития, эти дети имеют ряд специфических особенностей, которые отличают их как от нормально развивающихся детей, так и от детей с другими дефектами в развитии. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные. Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту. Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, которое обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности.
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Мотивы учебной деятельности — это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности – это внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — все то, в чем нашла воплощение потребность. Сформированная учебная мотивация – одна из основных движущих сил учения ребёнка. Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться ига в её элементарной форме: дети избегают приближающие к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от задания, посещение школы.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что младшие школьники с ЗПР проявляют низкий интерес к взрослым людям и сверстникам, к событиям, к группам людей. Они отличаются отстраненностью, низким познавательным интересом и низкой эмоциональной включенностью в общение с другими. У детей без нарушений развития уровень сформированности внутренней позиции школьника значительно выше, чем у детей с ЗПР. Несмотря на то, что и у младших школьников с ЗПР и у младших школьников без нарушений развития преобладает интерес к внешней атрибутике школьной жизни, у младших школьников с ЗПР более негативное отношение к школе и к учебной деятельности. Уровень школьной мотивации у детей без нарушений развития значительно выше, чем у детей с ЗПР. Дети коррекционной школы часто имеют отрицательное отношение к учебе, посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности. У детей с ЗПР значительно ниже уровень сформированности учебной деятельности и ее компонентов: ниже учебно-познавательный интерес; хуже сформированы целеполагание, учебные действия, действия контроля и действия оценки. У детей с ЗПР значительно ниже уровень мотивации учения. Дети без нарушений развития ассоциируют себя с учеником с позицией школьника, дети с ЗПР ассоциируют себя с учеником с внешним мотивом учения.
У детей преобладание учебной мотивации, внутренняя позиция школьника, сформированные учебные мотивы, способствуют развитию учебной деятельности и ее компонентов. При этом, у школьников с нормальным развитием такие взаимосвязи более тесные, чем у школьников с задержанным развитием.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у младших школьников с ЗПР, в отличие от их сверстников без нарушений развития, учебная мотивация не сформирована, преобладают игровые интересы, внешняя атрибутика в силу патогенеза нарушения.
Список литературы
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982. – 216с.
Бабкина Н.В. Дети с ЗПР / Н.В. Бабкина, А.Д. Вильшанская, С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96с.
Безруких М.М. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение психического здоровья / М.М. Безруких // Мир психологии. − 2003. − № 4. − С. 211-218.
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2009. – 192с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. –136 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.
Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста / А.Л. Венгер. – М.: ВНИК «Школа», 1989. – 320с.
Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. − 2001. − № 3. − С. 17-26.
Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 189с.
Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1999. – 115 с.
Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. – 694с.
Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. − 2003. − №2. − С.42-49.
Деревянкина Н.А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР / Н.А. Деревянкина // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 18 – 19 октября 2005 г., г. Ярославль / Под ред. Ю.П. Поваренкова. – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2005. – С. 104 – 108.
Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.А. Деревянкина. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. – 77 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984. – 119с.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004. – 224с.
Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / И.В. Елодимова. – М.: Просвещение, 1991. – 245с.
Занюк С. С. Психология мотивации / С. С. Занюк. – К.: Эльга-Н, 2001. – 352с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. − СПб.: Питер, 2004. − 509 c.
Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
Крупенникова И.В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития / И.В. Крупенникова // Психология. – 2008. – № 2 (55) – С. 79 – 86.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 148с.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. − М.: Книга по требованию. − 2012. – Т. 1. Психологические вопросы сознательности учения. − С. 348-380.
Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
Лубовский В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Знание, 2003. – 356 с.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учеб.-метод. пособие / Н.Г. Лусканова. – М.: ФОЛИУМ, 1999. – 30с.
Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития / Н.Г. Лутонян // Дефектология. – 1977. – № 3. – С. 18 -26.
Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. − М.: Педагогика, 1993. − 84 с.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Медицина, 1993. - 337 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. − М.: Педагогика, 1984. − 141 с.
Мельникова Н.В. Оценка сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО: практическое руководство для учителя начальных классов / Н.В. Мельникова. – М.: Мегион, 2012. – 180с.
Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т.А. Нежнова // Вестник МГУ. Психология. – 1988. – №1. – С. 21-28.
Образцов П.И. Методы и методология психолого - педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.:ТЦ «Сфера», 1996. – 148с.
Осницкий А.К. Регуляция деятельности и направленность личности: монография / А.К. Осницкий. – М.: Изд-во Моск. экон.-лингвист. ин-та, 2007. – 203с.
Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 125с.
Основы коррекционной педагогики: учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Д.В Зайцев., Н.В. Зайцева. – Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. – 110 с.
Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2000. – № 3. – С. 12-16.
Прутченков А.С. Эй, ты, параноик!!! О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогической помощи им / А. С. Прутченков, А. А. Сиялов. – М.: Новая школа, 1994. – 64с.
Психологические тесты / сост. С.А. Касьянов. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.
Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская. – СПб: Речь, 2003. – 423с.
Регуш Л.А. Педагогическая психология Л.А. Регуш, А.В. Орлова. – СПб.: Питер, 2011. – 416с.
Савина Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. социол. н. / Л.Ю. Савина. – М.: Б.и., 2002. – 26 с.
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Сидоренко Е. В. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П.В. Симонов. – М.: «Наука» 1987. – 272с.
Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И. Божович, И.К. Маркова / Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490с.
Уленкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития / У.В. Уленкова. – Горький: Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1991. – 58с.
Черенев Д.В. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР / Д.В. Черенев, Е.А. Черенева // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 7. – С. 277-286.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. – М., 1999. – 136с.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. − М.: Знание, 1974. − 64 с.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М.: Владос, 2006. – 324с.
Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности / П.В. Яньшин. – СПб.: Питер, 2004. – 336с.
Рецензия
Тема курсовой работы «Проблема учебной мотивации у младших школьников с ЗПР»
По данной теме студентом обработано большое количество теоретического материала, на достаточно высоком теоретическом и методологическом уровне, проведено эмпирическое исследование. Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики, между разделами существует логическая взаимосвязь.
В работе рассматривается одна из актуальных проблем – учебная мотивация, ведь именно мотивация чаще всего определяет успешность учебной деятельности. У младших школьников с ЗПР формирование мотивации особенно важно, поскольку такие дети являются не созревшими для обучения в школе, а требования к школьникам постоянно усложняются.
Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, отмечены цель и задачи, объект, предмет исследования, теоретические и методологические проблемы научной работы.
Предметом рассмотрения первой главы являются вопросы о психологических особенностях детей с задержкой психического развития. В главе проанализировано понятие мотива, школьной мотивации, ее особенностей у младших школьников с ЗПР.
Работа полностью раскрывает вопросы, связанные с проблемой учебной мотивации. Прослеживается тщательная работа по каждому разделу теоретической главы.
Во второй главе описано проведение и результаты эмпирического исследования. В исследовании проверяется гипотеза о том, что у младших школьников с задержкой психического развития, в отличие от их сверстников без нарушений, учебная мотивация не сформирована, преобладают игровые интересы, внешняя атрибутика в силу патогенеза задержки психического развития.
Эмпирическое исследование, его процедура, применённые методики и выборка описаны вполне полно и корректно. Автор работы диагностирует особенности школьной мотивации, сформированность позиции школьника, особенности компонентов учебной деятельности. Указаны применённые методы математической обработки, выраженность и уровень значимости обнаруженных различий и корреляционных взаимосвязей, построены корреляционные плеяды.
Таким образом, полностью раскрыта тема работы, достигнута поставленная цель, решены поставленные задачи, подтверждена гипотеза.
Данная курсовая работа отличается высокой актуальностью, проработкой понятий, высокой практической значимостью.
Среди слабых мест исследовательской работы можно назвать некоторую размытость понятия задержки психического развития, поскольку часто дети с ЗПР поступают в обычную школу, имеют низкую успеваемость в школе, но тем не менее попадают в контрольную группу условно здоровых детей. Однако, статистический анализ в исследовании показывает, что даже при возможном наличии не выявленных детей с ЗПР в обычной школе, младшие школьники коррекционной школы отличаются от детей из обычной школы низким развитием учебной мотивации.
В целом курсовая работа отвечает всем предъявленным требованиям, выполнена в соответствии с требованиями ГОСТа. Работа актуальна, полна, качественна. Существенных недостатков работа не имеет.
Курсовая работа заслуживает отличной оценки.
Приложения
34
Учебно-познавательный интерес
Ведущий мотив учения
Школьная мотивация
Уровень сформированности внутренней позиции школьника
Действие оценки
Целеполагание
Уровень учебной деятельности
Учебные действия
Целеполагание
Действие контроля
Действие оценки
Уровень сформированности внутренней позиции школьника
Доминирующий тип мотивации
Школьная мотивация
Уровень учебной деятельности
Учебно-познавательный интерес
Учебные действия
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982. – 216с.
3. Бабкина Н.В. Дети с ЗПР / Н.В. Бабкина, А.Д. Вильшанская, С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96с.
4. Безруких М.М. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение психического здоровья / М.М. Безруких // Мир психологии. − 2003. − № 4. − С. 211-218.
5. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2009. – 192с.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. –136 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.
8. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста / А.Л. Венгер. – М.: ВНИК «Школа», 1989. – 320с.
9. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. − 2001. − № 3. − С. 17-26.
10. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 189с.
11. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1999. – 115 с.
12. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. – 694с.
13. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. − 2003. − №2. − С.42-49.
14. Деревянкина Н.А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР / Н.А. Деревянкина // Системогенез учебной и профессиональ-ной деятельности: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 18 – 19 октября 2005 г., г. Ярославль / Под ред. Ю.П. Поваренкова. – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2005. – С. 104 – 108.
15. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с за-держкой психического развития: учебное пособие / Н.А. Деревянкина. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. – 77 с.
16. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984. – 119с.
17. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004. – 224с.
18. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / И.В. Елодимова. – М.: Просвещение, 1991. – 245с.
19. Занюк С. С. Психология мотивации / С. С. Занюк. – К.: Эльга-Н, 2001. – 352с.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. − СПб.: Питер, 2004. − 509 c.
21. Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
22. Крупенникова И.В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития / И.В. Крупенникова // Психология. – 2008. – № 2 (55) – С. 79 – 86.
23. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 148с.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. − М.: Книга по требованию. − 2012. – Т. 1. Психологические вопросы сознательности учения. − С. 348-380.
25. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
26. Лубовский В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Знание, 2003. – 356 с.
27. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обуче-нии: учеб.-метод. пособие / Н.Г. Лусканова. – М.: ФОЛИУМ, 1999. – 30с.
28. Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития / Н.Г. Лутонян // Дефекто-логия. – 1977. – № 3. – С. 18 -26.
29. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. − М.: Педагогика, 1993. − 84 с.
30. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Медицина, 1993. - 337 с.
31. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. − М.: Педагогика, 1984. − 141 с.
32. Мельникова Н.В. Оценка сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО: практическое руководство для учителя начальных классов / Н.В. Мельникова. – М.: Мегион, 2012. – 180с.
33. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от до-школьного к младшему школьному возрасту / Т.А. Нежнова // Вест-ник МГУ. Психология. – 1988. – №1. – С. 21-28.
34. Образцов П.И. Методы и методология психолого - педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268с.
35. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.:ТЦ «Сфера», 1996. – 148с.
36. Осницкий А.К. Регуляция деятельности и направленность личности: монография / А.К. Осницкий. – М.: Изд-во Моск. экон.-лингвист. ин-та, 2007. – 203с.
37. Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 125с.
38. Основы коррекционной педагогики: учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Д.В Зайцев., Н.В. Зайцева. – Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. – 110 с.
39. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2002. – 480 с.
40. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2000. – № 3. – С. 12-16.
41. Прутченков А.С. Эй, ты, параноик!!! О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогической помощи им / А. С. Прутченков, А. А. Сиялов. – М.: Новая школа, 1994. – 64с.
42. Психологические тесты / сост. С.А. Касьянов. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.
43. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская. – СПб: Речь, 2003. – 423с.
44. Регуш Л.А. Педагогическая психология Л.А. Регуш, А.В. Орлова. – СПб.: Питер, 2011. – 416с.
45. Савина Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. социол. н. / Л.Ю. Савина. – М.: Б.и., 2002. – 26 с.
46. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Сидоренко Е. В. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
47. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П.В. Симонов. – М.: «Наука» 1987. – 272с.
48. Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И. Божович, И.К. Маркова / Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490с.
49. Уленкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития / У.В. Уленкова. – Горький: Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1991. – 58с.
50. Черенев Д.В. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР / Д.В. Черенев, Е.А. Черенева // Сибир-ский педагогический журнал. – 2009. – № 7. – С. 277-286.
51. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. – М., 1999. – 136с.
52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. − М.: Знание, 1974. − 64 с.
53. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М.: Владос, 2006. – 324с.
54. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы иссле-дования личности / П.В. Яньшин. – СПб.: Питер, 2004. – 336с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития?
У младших школьников с задержкой психического развития часто наблюдается низкая мотивация к учебе, отсутствие интереса и уверенности в своих силах. Они могут испытывать трудности в осуществлении учебных задач, что еще больше снижает их мотивацию. Также у них часто наблюдается нестабильность мотивации - она может возникать и исчезать в зависимости от обстоятельств.
Какие психологические особенности характерны для детей с задержкой психического развития?
Дети с задержкой психического развития обычно имеют ограниченные познавательные способности и возможности мышления. У них часто наблюдаются трудности в усвоении новой информации и в выполнении сложных заданий. Они могут быть более эмоционально неустойчивыми и иметь проблемы с концентрацией внимания. Также у них часто отсутствуют стратегии саморегуляции и планирования деятельности.
Какие исследования были проведены в психологии по теме мотивации учения?
В психологии было проведено множество исследований, посвященных теме мотивации учения. Они показали, что мотивация играет важную роль в учебном процессе и влияет на результаты обучения. Были выявлены различные факторы, влияющие на учебную мотивацию, такие как индивидуальные особенности личности, уровень самооценки, ожидания успеха и смысл, которым дети придают учебе.
Какие выводы можно сделать по главе, посвященной теоретическому исследованию проблемы учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития?
Выводы, сделанные по данной главе, говорят о том, что у младших школьников с задержкой психического развития часто наблюдается низкая мотивация к учебе. Они имеют свои особенности в усвоении информации и испытывают трудности в выполнении учебных задач. Необходимо учитывать эти особенности при организации образовательного процесса и разработке методик работы с такими детьми.
Чем отличаются дети с задержкой психического развития от сверстников без таких проблем?
Дети с задержкой психического развития отличаются от сверстников без таких проблем в ряде психологических особенностей. Они могут иметь ограниченные когнитивные способности, трудности с принятием информации и усвоением нового материала, а также низкую самооценку и чувство собственного достоинства. Эти особенности могут сказываться на их учебной мотивации и отношении к учению.
Что такое мотивация учения и почему она важна?
Мотивация учения - это эмоциональное, когнитивное и поведенческое состояние, которое способствует усвоению знаний и достижению учебных целей. Она важна, потому что мотивированные ученики проявляют больший интерес и усердие в учебной деятельности, находятся в состоянии фокусировки внимания и имеют большую вероятность достижения успеха в обучении.
Какие особенности учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития?
Учебная мотивация у младших школьников с задержкой психического развития может быть низкой из-за ограниченных когнитивных способностей и сложностей с усвоением нового материала. Они часто испытывают чувство неуверенности и неудовлетворенности от собственных результатов, что может приводить к снижению мотивации и интереса к учению. Кроме того, социальные проблемы и негативные отношения окружающих могут также влиять на их учебную мотивацию.
Какие выводы можно сделать на основе исследования проблемы учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития?
На основе исследования можно сделать следующие выводы: учебная мотивация младших школьников с задержкой психического развития может быть низкой из-за ограниченных когнитивных способностей и сложностей с усвоением нового материала; важно создавать поддерживающую и стимулирующую обучающую среду для этих детей; системный подход к работе с учебной мотивацией, включая работу с родителями и педагогами, может помочь улучшить мотивацию и успех в учебе у детей с задержкой психического развития.
Какие психологические особенности у детей с задержкой психического развития?
У детей с задержкой психического развития могут быть различные психологические особенности, включая ограниченные когнитивные способности, затруднения в общении и социальной адаптации, повышенную эмоциональную восприимчивость и уязвимость. Каждый ребенок уникален, и его психологические особенности могут различаться.
Какие исследования проводятся по мотивации учения в психологии?
В психологии проводятся различные исследования по мотивации учения. Одни из них изучают влияние внешних мотивационных факторов, таких как похвала или награда, на учебную мотивацию. Другие исследования сосредоточены на внутренних мотивационных факторах, например, интерес к предмету или стремление к достижению личных целей. Знание этих факторов может помочь понять, как стимулировать учебную мотивацию у школьников с задержкой психического развития.