Особенности организации и проведения занятий по конструированию с использованием гофрированного картона в технике бумагокручения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи о детском художественном конструировании и формах его организации
1.2. Своеобразие техники Quilling (бумагокручения) как вида художественного конструирования
1.3. Особенности организации, содержание занятий с гофрокартоном в технике бумагокручения со старшими дошкольниками
1.4. Методика обучения дошкольников конструированию из бумаги и картона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Их использование диктуется особенностями психофизического развития детей, а также целями и задачами конкретных занятий.
Информационно-рецептивный метод иногда называют объяснительно-иллюстративный. На занятиях по конструированию из бумаги и картона особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности материала (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по конструированию из бумаги и картона, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги и гофрированного картона.
Репродуктивный метод применяется на самых разных этапах обучения. Для того чтобы знания стали прочными, а воспринятые способы действия превратились в технологические навыки и умения, необходимо организовывать их применение, возможность их повторения, упражнения в тех или иных действиях. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными технологическими навыками, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности.
Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок .
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. В связи с этим в обучении используются методы, помогающие организации практической деятельности детей, способствующие усвоению ими новых знаний, овладению умениями и технологическими навыками.
Воспитатель, определяя основной метод обучения, которым он будет пользоваться на занятии, использует разнообразные приемы для того, чтобы повысить его эффективность.
В.Б. Косминская, рассматривая основные приемы обучения конструированию, подчеркивает, что выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании. Для обучения детей конструированию автор советует пользоваться разнообразными приемами.
При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи.
Основными приемами обучения конструированию являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструктивного изделия. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
В.Б. Косминская подчеркивает, что, прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его и только затем сложить и склеить поделку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить поделку, в какой последовательности.
Образец или картинка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании поделок. Например, при конструировании из бумаги и картона - из какого материала (толщина полоски картона, цвет и пр.) лучше сделать отдельные части, в каких случаях применить для скрепления деталей клей, как пользоваться шилом или пинцетом и т. д.
4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции. Например, при изготовлении цветка они учатся составлять его из отдельных деталей (лепестки, серединка, стебель). После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить. А уж затем переходить к следующему этапу работы.
При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. При оценке коллективной работы групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей - инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.
Как правило, на каждом занятии воспитатель использует сочетание приемов. Целенаправленно выбирая методы и приемы обучения детей на занятиях, воспитатель обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.
При проведении занятий следует учитывать, что воспитанники различаются по знаниям, мотивации, поведению. Один ребёнок на занятии успевает полностью освоить технологический процесс, а другой только за несколько занятий достигает того же уровня. У одного есть природное чувство гармонии, поэтому он может самостоятельно оформить изделие, проявить фантазию, а другой с помощью педагога по строго заданной схеме. В связи с этим методисты указывают, что педагогические технологии должны быть гибкими, индивидуально-ориентированными .
Таким образом, при обучении старших дошкольников конструированию из бумаги и картона рекомендуется использование различных методов и приемов: наглядных, словесных, практических и игровых. Основными приемами обучения конструированию являются показ приемов изготовления, объяснение задачи и условий ее выполнения, показ отдельных технических приемов работы, анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.
Анализ литературных источников показал, что одним из действенных средств развития творчества детей дошкольного возраста признано конструирование. Среди многих видов конструирования одно из самых интересных для детей - конструирование с использованием гофрированного картона в технике бумагокручения.
Бумажное творчество доступно и любимо детьми, работа с гофрированным картоном создает большие возможности для творчества детей. Кроме того, такая работа воспитывает терпеливость, аккуратность, усидчивость, развивает художественное творчество, эстетический вкус, изобразительные способности, зрительную память, мышление, пространственные представления, изобразительные и конструктивные способности, точную координацию и развитие мелкой моторики рук. Используя различную по качеству и по технологии изготовления бумагу и гофрированный картон, можно получить настоящее произведение искусства.
Проведенные занятия  развивают у старших дошкольников  творческое воображение, способность  в бумаге и гофрокартоне увидеть  необычные образы. У детей развивается  чувство эстетики, цвета, умение работать точно и аккуратно. В  своих композициях дети выражают свой внутренний мир, они творят, создавая собственные произведения искусства. Свободное художественное конструирование не требует особого оборудования. Важно разнообразие материалов (бумага и гофрокартон разного цвета и размеров), чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат. Таким образом создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве. Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что конструирование имеет большое значение в развитии детей.
ЛИТЕРАТУРА


Букина С.А. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — М.: Феникс, 2010. - 272 с.
Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. – М.: Изд-во: Айрис-Пресс, 2010. - 144 с.
Васехина Т.А.  Селезнева Е.В. Объемное бумагокручениe - СПб.: РОО «Молодежный корейский культурно-просветительский центр», 2008. - 40 с.
Виноградова Е.Л. Игрушки из гофрированного картона. //Журнал Народное творчество. № 3, 2006.
Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб: Союз, 1997.
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2005.
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006. - 255с.
Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2008.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
Лиштван З.В. Конструирование /Под ред. Л.А.Парамоновой. Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1981.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М.: Изд. дом «Карапуз», 1999.—240 с.
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. — 48 с.
Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М.: Центр "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца, 1998.
Программа воспитания и обучения дошкольников в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т.Кудрявцева и Н.А.Смирновой. Дубна, 1995.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1979.
Ступак Е. Гофрированный картон. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 32с.
Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей — 2-е изд. — М.: Просвещение; Владос, 1994.
Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги (Quilling). – М.: Изд-во «Мир книги», 2008. – 96 с.



Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. С. 201.
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. С. 3.
См. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М.: Изд. дом «Карапуз», 1999.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. С.14.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. С.15.
Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т.Кудрявцева и Н.А.Смирновой. Дубна, 1995. С. 31.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. С.17.
Лиштван З.В. Конструирование /Под ред. Л.А.Парамоновой. Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1981. С.87.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. С.19.
Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М.: Центр "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца, 1998. С.42.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. С.21.
Букина С.А. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — М.: Феникс, 2010. С. 15.
Букина С.А. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — М.: Феникс, 2010. С. 16.
Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. – М.: Изд-во: Айрис-Пресс, 2010. С.7.
Букина С.А. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — М.: Феникс, 2010. С. 18.
Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. – М.: Изд-во: Айрис-Пресс, 2010. С.4.
Васехина Т.А.  Селезнева Е.В. Объемное бумагокручениe - СПб.: РОО «Молодежный корейский культурно-просветительский центр», 2008. С.6-8.
Васехина Т.А.  Селезнева Е.В. Объемное бумагокручениe - СПб.: РОО «Молодежный корейский культурно-просветительский центр», 2008. С.8.
Ступак Е. Гофрированный картон. – М.: Айрис-Пресс, 2009. С.3.
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. С.101.
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. С.102.
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. С.103.
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2005. С.19.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991. С.38.

Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2008. С. 23.
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. С. 108.

Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. С. 112.
Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2008. С. 27.












2



ЗАНЯТИЕ

Итог (анализ)

Беседа, диалог

Подбор материалов для конструирования

Демонстрация

Физминутка

Практическая работа

ЛИТЕРАТУРА


1.Букина С.А. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — М.: Феникс, 2010. - 272 с.
2.Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. – М.: Изд-во: Айрис-Пресс, 2010. - 144 с.
3.Васехина Т.А. Селезнева Е.В. Объемное бумагокручениe - СПб.: РОО «Молодежный корейский культурно-просветительский центр», 2008. - 40 с.
4.Виноградова Е.Л. Игрушки из гофрированного картона. //Журнал Народное творчество. № 3, 2006.
5.Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб: Союз, 1997.
6.Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2005.
7.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
8.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006. - 255с.
9.Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2008.
10.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
11.Лиштван З.В. Конструирование /Под ред. Л.А.Парамоновой. Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1981.
12.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М.: Изд. дом «Карапуз», 1999.—240 с.
13.Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. — 48 с.
14.Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М.: Центр "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца, 1998.
15.Программа воспитания и обучения дошкольников в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
16.Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т.Кудрявцева и Н.А.Смирновой. Дубна, 1995.
17.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1979.
18.Ступак Е. Гофрированный картон. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 32с.
19. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей — 2-е изд. — М.: Просвещение; Владос, 1994.
20.Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги (Quilling). – М.: Изд-во «Мир книги», 2008. – 96 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные особенности организации и проведения занятий по конструированию с использованием гофрированного картона в технике бумагокручения?

Основные особенности организации и проведения занятий включают подбор подходящего материала, организацию рабочего места, объяснение правил безопасности, демонстрацию примеров и последовательное обучение различным элементам конструирования.

Какие отечественные и зарубежные педагоги и психологи уделяют внимание детскому художественному конструированию и формам его организации?

Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи признают важность детского художественного конструирования и способствуют его развитию, такие как Л. Виготский, Жан Пиаже, М. Монтессори и др.

В чем заключается своеобразие техники Quilling бумагокручения как вида художественного конструирования?

Своеобразие техники Quilling бумагокручения заключается в использовании специальных инструментов и техник скручивания бумаги для создания декоративных элементов, которые затем могут быть использованы в конструкциях.

Какие особенности организации содержания занятий с гофрокартоном в технике бумагокручения?

Особенности организации содержания занятий с гофрокартоном включают выбор подходящих заданий и проектов, подготовку материалов, объяснение техники и демонстрацию примеров, постепенное усложнение задач, а также обратную связь и оценку работ.

Какие шаги следует предпринять для организации и проведения занятий по конструированию с использованием гофрированного картона в технике бумагокручения?

Для организации и проведения занятий необходимо определить цели и задачи обучения, подготовить рабочее место и необходимые материалы, провести введение в тему, обучить участников необходимым навыкам и техникам, а также оценить и закрепить полученные знания и умения.

Какие педагоги и психологи изучали детское художественное конструирование и его формы организации?

В главе 1.1 рассказывается о том, как отечественные и зарубежные педагоги и психологи изучали детское художественное конструирование и формы его организации.

Чем отличается техника Quilling от других видов художественного конструирования?

В главе 1.2 описывается своеобразие техники Quilling, которая представляет собой бумагокручение и является одним из видов художественного конструирования.

Как организуются занятия с использованием гофрированного картона в технике бумагокручения?

В главе 1.3 рассказывается об особенностях организации и содержания занятий с гофрированным картоном в технике бумагокручения.

Какие педагогические и психологические основы есть у детского художественного конструирования?

Глава 1.1 описывает педагогические и психологические основы, которые лежат в основе детского художественного конструирования и его форм организации.