Экология рептилий и её изучение в школе.
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 20.09.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАССМАТРИВАЕМОЙ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ (РЕПТИЛИИ) 5
1.1 Эволюция рептилий 5
1.2 Особенности строения 10
1.3 Особенности поведения и размножения 19
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЯ РЕПТИЛИЙ 25
2.1 Особенности среды обитания 25
2.2 Адаптации рептилий к среде обитания 28
ГЛАВА 3.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РЕПТИЛИЙ В ШКОЛЕ 36
3.1 Анализ содержания программ и школьных учебников 36
3.2 Разработка цикла уроков на тему «Рептилии» 38
3.3 Разработка тематической экскурсии по изучению рептилий 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Органы чувств в большей степени соответствуют наземном образа жизни. Глаза защищены подвижными веками (верхним и нижним) и мигательного перепонкой. Фокусировка зрения достигается как перемещением хрусталика по сетчатой оболочки, так и изменением его кривизны. Некоторые дневные виды имеют цветовое зрение. У ящериц хорошо развито теменной глаз - светочувствительный орган, расположенный на темени.
Орган слуха состоит из среднего и внутреннего уха. Обоняние по сравнению с земноводными развито лучше.
3. Сезонные явления в жизни пресмыкающихся
Правильная сезонная или суточная смена периодов покоя и активности имеет в пресмыкающихся несколько иной характер, чем у земноводных. Цикличность рептилий - это биологическое приспособление к неблагоприятным условиям температуры и количества корма в местах существования. С условием влажности в такой степени, как у земноводных, она не связана. Суточная цикличность связана с температурой.
Пресмыкающиеся активные оптимальных для каждого вида температур. Оптимум же у всех рептилий лежит в области оптимальных температур и колеблется у разных видов в пределах 20-40 ° С.
Будучи биологическим приспособлением, суточный цикл активности пресмыкающихся меняется в разные сезоны в зависимости от условий температуры. Так, весной пресмыкающиеся активны только в середине дня - в наиболее теплые часы суток. В середине лета активность рептилий многих видов приходится, наоборот, только на утренние и вечерние часы.
Сезонная цикличность, как и у земноводных, служит приспособлением, позволяющим жить в зонах, пригодных для существования лишь в теплый период года. У рептилий тропиков нет правильного сезонной смены периодов активности и покоя. Она слабо выражена в субтропиках и появляется лишь в умеренных широтах, где пресмыкающиеся впадают в зимнюю спячку (Семенцова, 2001).
Характер укрытия, где зимуют пресмыкающиеся, весьма различен. Большинство зимует в норах грызунов, трещинах почвы, в пустотах, образовавшихся на месте сгнившего корня и тому подобное. В некоторых пресмыкающихся наблюдается летняя спячка, однако она определяется не влажностью, как у земноводных, а отсутствием полноценного корма. Важными сезонными явлениями в жизни рептилий являются процессы размножения.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Работа с учебником
Школьники рассматривают рисунки, знакомятся с особенностями строения пресмыкающихся.
Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы:
Беседа по вопросам:
1. В каких средах живут пресмыкающиеся?
2. Какие общие признаки организации характеризуют класс пресмыкающихся?
3. Из каких отделов состоит тело пресмыкающихся и какое расположение в них конечностей?
4. Чем покрыто тело пресмыкающихся и с чем связано линьки?
5. Что общего и отличного в строении скелета земноводных и пресмыкающихся?
6. Какую роль играет грудная клетка, у всех представителей он?
7. Назвать отделы пищеварительной системы, ее функции?
8. В чем сходство и различие строения сердца ящерицы и лягушки?
9. Какое строение сердца у крокодила?
10. Какие особенности дыхательной системы пресмыкающихся?
11. Почему пресмыкающихся относят к хладнокровным?
12. Какие сложности в строении нервной системы и органов чувств пресмыкающихся вы можете назвать?
13. Чем можно объяснить более сложную приспособительную поведение представителей этого класса.
V. Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся знакомятся с рубрикой «Запомните важное» При необходимости записывают выводы в тетрадь.
VI. Итоги урока
Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которые они приобрели в процессе этого урока.
VII. Домашнее задание
Размножение и развитие пресмыкающихся. Поведение пресмыкающихся
Цель: расширить у учащихся знания о размножении хордовых животных; охарактеризовать основные особенности организации половой системы и развития пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни; определить основные сезонные явления в жизни пресмыкающихся; формировать у учащихся умения работать с учебником; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование: учебник по биологии для 8-го класса, таблица «Пресмыкающиеся», практические тетради.
Структура урока:
I. Организационный момент - 1 мин.
II в. Объявление темы и цели - 1 мин.
III. Актуализация опорных знаний - 5 мин.
IV. Мотивация учебно-познавательной деятельности - 2 мин.
V. Изучение нового материала - 27 мин.
VI. Закрепление и подведение итогов - 8 мин.
VII. Домашнее задание - 1 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка присутствующих.
II . Объявление темы и цели.
Темой нашего сегодняшнего урока является размножение и развитие пресмыкающихся, сезонные явления в их жизни.
Целью является ознакомление с особенностями размножения и развития пресмыкающихся и основными сезонными явлениями в жизни этих животных.
III. Актуализация опорных знаний.
Беседа
1. Какие общие признаки организации характеризуют класс пресмыкающиеся?
2. Где живут пресмыкающиеся?
3. Назовите черты приспособленности земноводных к наземному образу жизни?
4. Как передвигаются пресмыкающиеся в водной среде и на суше?
5. Какие из найденных вами различий между амфибиями и рептилиями доказывают, что последние лучше приспособлены к жизни на суше?
6. Чем покрыто тело ящерицы, почему она линяет?
7. Назвать отделы скелета земноводных?
8. Как особенности строения опорно-двигательной системы рептилий связаны с образом дыхания этих животных?
9. Назвать отделы пищеварительной системы и их функции.
10. Какое строение имеет сердце ящерицы?
IV. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
Рассказ учителя
В процессах размножения и развития земноводных и пресмыкающихся имеются существенные различия. Жизнь на суше и более сложное строение опорно-двигательной и нервной систем стали причиной появления новых форм поведения, которые не характерны для земноводных.
Ознакомимся с тем, как размножаются и развиваются рептилии, формы поведения им присущи (Тугусова, 2006).
V. Изучение нового материала.
Объяснительно иллюстративный метод
Размножение и развитие
Пресмыкающиеся - раздельнополые животные. Оплодотворение у них внутреннее. У самцов пролива семенников открываются в клоаку. У самок в яичниках созревают яйцеклетки, содержащие большое количество питательных веществ - желтка. Оплодотворенные яйцеклетки ящериц, проходя через маточная, покрываются плотной белой кожистой оболочкой. Яйца одно за другим продвигаются к клоаки, а из нее выводятся наружу. Ящерица откладывает 5-12 яиц. У некоторых видов (гадюк, живородящих ящериц) кладка задерживается в яйцеводе, пока из яиц не вылупится потомство. Такое явление называется яйцеживорождением (Шарова, 2006).
Зародыш в яйце окружен водой и зародышевыми оболочками. Он соединен с желточным мешком. В желтке содержатся почти все питательные вещества, необходимые для роста и развития зародыша в яйце. Другие питательные вещества и воду «запасает» для зародыша белковая оболочка. Кожистая оболочка яйца защищает зародыш от неблагоприятных жизненных условий, через нее извне поступает влага, происходит газообмен.
Чтобы сохранить яйца от высыхания, самка откладывает кладку во влажную среду - ямки в почве, под прелой листвой. Яйцо может впитывать влагу, значительно увеличиваясь в объеме. Условием нормального развития зародыша является не только определенная влажность, но и температура окружающей среды. От нее зависит продолжительность зародышевого этапа развития рептилии - при невысокой температуре развитие зародыша замедляется.
У этих животных развитие прямой: из яйца вылупляется маленький самостоятельный пресмыкающееся. Растут пресмыкающиеся медленно, в течение всей жизни, но постепенно их рост замедляется.
Поведение пресмыкающихся. Формы инстинктивного поведения у рептилий разнообразны: это и защита самцами своей территории, и брачное поведение, и забота о потомстве. Есть в пресмыкающихся и программы коммуникации, благодаря которым они подают сигналы о своих намерений. Как охотятся быстрые ящерицы? До начала охоты животное, вышедшая из норки, должна согреться. Поэтому некоторое время она лежит на солнце, а затем отправляется в своих «охотничьих угодий». Как правило, ящерицы охотятся в точно определенных, хорошо известных им местах.
Работа с учебником
Определить основные особенности изменения процессов жизнедеятельности пресмыкающихся ща сезонами прочитав раздел «Сезонные явления в жизни пресмыкающихся»
VI. Закрепление и подведение итогов.
Беседа
1. Какое оплодотворение в пресмыкающихся?
2. Какое строение имеет яйцо пресмыкающихся? Какие функции каждой из оболочек?
3. Какое явление свойственно гадюкам и живородящие ящерицам? В чем заключается его суть?
4. Как и почему жизнь пресмыкающихся в умеренных широтах связано со сменой времен года?
5. Почему самцы пресмыкающихся охраняют свою «охотничий участок» от других самцов, но не прогоняют из нее самок
VII. Домашнее задание.
1. Разработать § 40
2. Подготовить сообщение о представителе одного из ряда пресмыкающихся.
3.3 Разработка тематической экскурсии по изучению рептилий
Естественная экскурсия - это одна из форм организации учебного процесса, которая требует применения активных методов обучения. Экскурсия имеет тесную логическую связь с предыдущими и последующими уроками, но проводится в другой внешней и эмоциональной обстановке, чем обычный урок, а именно: среди природы, на производстве, в музее и тому подобное (Конюшко, 1988).
Экскурсии имеют большое учебно-воспитательное значение. Без проведения соответствующих экскурсий изучения естественного материала приобретает схоластического характера. К.Д. Ушинский подчеркивал, что вид имеет такое большое воспитательное воздействие на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье (Измайлов, 1983).
Экскурсии расширяют кругозор учащихся, развивают наблюдательность, умение видеть то, что раньше происходило вне их внимания, производят практические навыки и умения - ориентировка в пространстве» определения скорости и направления течения реки, видов почв, растений, насекомых, птиц, формируют представление о них, жизни, питания, значения и др.
Воспитательное значение экскурсий заключается в том, что наблюдение взаимосвязи и взаимообусловленности в природе воспитывает у учащихся основы материалистического мировоззрения, вызывает интерес и чувство любви к природе и родному краю, вырабатывает навыки работы в коллективе. Экскурсии способствуют воспитанию эстетических чувств и бережного отношения к природе и к последствиям человеческого труда, вызывают чувство гордости за свою страну и народ, воспитывают патриотизм.
Подготовка экскурсии происходит в такой последовательности:
Детальное ознакомление с объектом экскурсии. Определение тех частей объекта или комплекса, непосредственно представляют интерес по данной;
Определение экскурсовода на время проведения экскурсии. Идеальным случаем следует считать случай, когда экскурсию ведет сам учитель. Но в особых случаях эрудиции учителя может быть недостаточно. Поэтому, как правило, в таких случаях экскурсию проводит работник учреждения, с которым заранее проведена согласительная беседа по цели экскурсии и уровня подготовленности учащихся;
Определение и изучение маршрута, по которому будет осуществляться перемещение учащихся с школы к объекту экскурсии;
Проведение беседы с учениками, во время которой ученикам сообщается тема и цель экскурсии, повторяется нужен теоретический материал. Ученики получают вопросы, на которые нужно найти ответ во время экскурсии.
Цель экскурсии
Ознакомление детей с видами рептилий Екатеринбургского зоопарка, их редкими видами, образом жизни для расширения кругозора.
Сценарий проведения экскурсии
Рассказать детям кратко о екатеринбургском зоопарке, об имеющемся в нём террариуме, о виде рептилий в нём и их количестве, образе жизни, о редких видах. Так же показывать на картинках те виды, которые имеются.
Екатеринбургский зоопарк был основан в 1930 году, его история насчитывает уже более 85 лет. В первой коллекции было всего 60 животных. В настоящее время в зоопарке находится более 320 видов животных, около 1200 особей. На территории расположено пять павильонов для теплолюбивых животных – павильон птиц и павильон теплолюбивых хищников, павильон для обезьян, павильон «Экзотеррариум» и павильон для слона; на улице постоянно размещаются животные холодных широт – комплекс вольер для хищников северных широт и животных России, вольеры хищных птиц, вольеры медведей и комплекс для амурских тигров. В зоопарке содержится более 70 видов животных, занесенных в Международную Красную книгу, Красную книгу России и Красную книгу Среднего Урала. Это такие интересные животные как амурские тигры, снежный барс, фоссы, дальневосточные леопарды, львинохвостые макаки, шимпанзе, индийский слон, белоплечие орланы, журавли-красавки, молуккские какаду, кубинский крокодил, тигровый питон, лучистая черепаха, лягушка-помидор и другие.
В коллекции Екатеринбургского зоопарка содержится большое количество террариумных животных это и гиганты среди змей: сетчатые и тигровые питоны, парагвайская анаконда, несколько видов удавов, крупные ящерицы и экзотические черепахи, насекомые и амфибии.
Виды рептилий Екатеринбургского зоопарка
1. Красноногие черепахи (Geochelone carbonaria). Помимо красноногих, в зоопарке были успешно разведены такие редкие виды, как эластичные и попугаеклювые (Malacochersus tornieri) африканские черепахи (Hompus areolatus).
2. Йеменский хамелеон (Chamaeleo calyptratus). Помимо йеменского в зоопарке были успешно разведены еще четыре вида хамелеонов, среди них такой редкий вид, как усумбарский хамелеон (Chamaeleo deremensis).
3. Бенгальский варан (Varanus bengaliensis). В настоящее время в коллекции зоопарка содержатся уникальные виды варанов, включая три только что описанных вида – синехвостый варан (Varanus yuwonoi), молуккский варан (Varanus melinus) и варан Макрея (Varanus macraei).
4. Красноглазый сцинк (Tribolonotus gracilis) – эндемичный ново-гвинейский вид, впервые разведенный в Московском зоопарке в 1998 году.
5. Тиморский питон (Python timorensis) – вид размножается только в Московском зоопарке ежегодно с 1999 года. Всего в Московском зоопарке разведено более 12 видов и подвидов удавов и питонов.
6. Мандариновый полоз (Elaphe mandarina) – вид впервые был разведен в зоопарках бывшего СССР в Москве в 1993 году. Также впервые в Москве были разведены такие редкие виды полозов, как персидский полоз (Elaphe persica) и полоз Мелендорфа (Elaphe moellendorfii).
7. Королевская кобра (Ophiophagus hannah) – впервые в зоопарках Европы разведена в Москве в 2002 году. Всего в Екатеринбургском зоопарке разведено более 12 видов и подвидов кобр.
8. Коралловая змея (Aspidelaps lubricus) – редкий южно-африканский аспид, впервые успешно разведенный в Екатеринбургском зоопарке в 1998 году.
9. Парагвайская анаконда (Eunectes notaeus) Желтоватая змея с изумительным черным орнаментом на спине и пятнами по бокам. Как и у обыкновенной анаконды, глаза высоко посажены. Термолокационных ямок нет. Основное отличие этого вида заключается в отсутствии белых глазков в боковых пятнах в окраске.
10. Тигровый питон (Python molurus) входит в пятерку самых крупный змей нашей планеты. Длина его тела может достигать 8 метров! Такая огромная змея запросто проглотит леопарда, шакала или небольшого оленя.
11. Африканская рогатая древесная гадюка (Atheris ceratophorus) – уникальный эндемичный танзанийский вид, впервые в мировой практике разведенный в неволе в Екатеринбургском зоопарке в 1999 году.
12. Уникальная голубая форма редкой филиппинской куфии (Trimeresurus flavomaculatus), родившаяся в Екатеринбургском зоопарке в 2001 году.
13. Окинавская куфия (Ovophis okinavensis) – этот вид среди зоопарков Америки и Европы разводится только в Екатеринбургском зоопарке.
14. Хабу (Protobothrops flavoviridis) - этот вид среди зоопарков Америки и Европы разводится только в Екатеринбургском зоопарке.
15. Южно-американский бушмейстер (Lachesis muta) на кладке – уникальный и самый крупный вид ямкоголовых гадюк Америки. Впервые в зоопарках Евразии был разведен в Московском зоопарке.
16. Гремучник острова Аруба (Crotalus unicolor) – редчайший вид гремучей змеи, почти исчезнувший в природе на острове Аруба из Малых Антильских островов. В зоопарках Европы разводится только в Лондонском и Московском зоопарках.
17. Каскавелла (Crotalus simus culminatus) – наиболее редкий подвид каскавеллы из Мексики. В Екатеринбургском зоопарке разводится уникальная "золотая форма" данной змеи.
18. Леопардовый полоз (Elaphe situla) – из самой редкой Крымской популяции, крайне редко разводится в неволе. В Екатеринбургском зоопарке впервые был разведен только в 2009 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение информации по теме показало следующее:
Пресмыкающиеся по сравнению с земноводными имеют более высокий уровень развития. У пресмыкающихся увеличивается подвижность, что обусловлено прогрессивным развитием скелета и мускулатуры: меняется положение различных отделов конечностей по отношению друг к другу и к телу, укрепляются пояса конечностей, позвоночник расчленяется на шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы, увеличивается подвижность головы. Череп пресмыкающихся, как и у птиц, в отличие от других позвоночных животных, соединяется с позвоночником одним (непарным) мыщелком. В скелете свободных конечностей характерны межзапястные (интеркарпальные) и межпредплюсневые (интертарзальные) сочленения. В поясе передних конечностей у них есть своеобразная покровная кость - надгрудинник.
Это первые настоящие наземные позвоночные, характеризующиеся тем, что дышат только легкими, механизм дыхания у них всасывательного типа (при помощи изменения объема грудной клетки), хорошо развиты проводящие дыхательные пути, кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, кожных желез почти нет, в желудочке сердца имеется неполная или полная перегородка, вместо общего артериального ствола от сердца отходят три самостоятельных сосуда, почки тазовые (метанефрос).
Размножение на суше сопровождается у всех видов внутренним оплодотворением, яйца богаты питательными веществами и покрыты яйцевыми оболочками. При развитии зародыша формируются три зародышевые оболочки, функционально важные для развития в условиях наземно-воздушной среды, так как размножение перестало зависеть от воды.
К примитивным особенностям пресмыкающихся как обитателей суши следует отнести наличие двух дуг аорты, смешанную кровь в артериях туловищного отдела, низкий уровень обмена веществ и непостоянную температуру тела.
Сложное поведение, проявляющееся в поддержании температуры тела, умении хорошо защищаться и охотиться, живорождение позволили рептилиям обитать не только на юге, но и в умеренных широтах. Расселившись во все климатические области земного шара, за исключением приполярных областей, пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы дали очень большое разнообразие жизненных форм. Пресмыкающиеся приспособлены к жизни в разных средах обитания, среди них есть наземные, подземные, водные, древесные виды. Приспособленность рептилий к среде обитания проявляется во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении организмов.
О приспособленности пресмыкающихся к жизни в разных средах обитания свидетельствуют различные адаптации: морфологические – изменения строения тела, маскировки, мимикрия, предостерегающая окраска, часто сочетающаяся с демонстративным отпугивающим поведением; биохимические, физиологические и поведенческие. Приспособления – результат отбора в процессе эволюции наследственных изменений, повышающих жизнеспособность организмов к конкретным условиям среды обитания.
Каждый вид пресмыкающихся вносит свой определенный вклад в богатство и красоту окружающего мира.
Рассмотрение программ и учебников по биологии для 7 класса показало, что теме «Рептилии» отведено 2 часа, т. е. 4 урока. В положенное время необходимо вмесить основную информацию по теме. Предложенная структура уроков позволяет сжато и полностью преподать информацию по теме.
Мы показали, что разработка проекта˗ экскурсии в Екатеринбургский зоопарк позволяет расширить и углубить знания детей, правильно организованное мероприятие позволит активизировать познавательный интерес, таким образом, мотивируя детей к изучению темы. Правильная организация экскурсии является необходимым шагом для проведения эффективной работы по обучению детей. Рациональным является выбор учителя в качестве экскурсовода, поскольку существует непосредственная связь учителя и ученика в образовательном процессе на уроке, а экскурсия ˗ логичное продолжение и дополнение к основному учебному процессу. Учитель имеет представление об уровне знаний детей, знает особенности работы с существующим коллективом, поэтому эффективность внеклассной работы на экскурсии возрастет и будет само мероприятие будет полезным и целесообразным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акимушкин, И.И. Мир животных. Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся /И.И. Акимушкин. – М.: Мысль, 1989. - 462 с.
Актуальные проблемы методики преподавания биологии и экологии в школе и ВУЗе/Сборник материалов Международной научно-практической конференции 8 – 10 ноября 2007 г. –М., 2007, – 189 с
Барраклаух, С. Змеи и другие рептилии /С. Барраклаух. – М.: Феникс, 2012. – 192 с.
Биологический энциклопедический словарь /гл. ред. М. С. Гилярова. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 831 с.
Блинников, В.И. Зоология с основами экологии: учеб. пособие для студентов пед. институтов /В.И. Блинников. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.
Богданов О.П., Сударев О.Н. Экология пресмыкающихся Ташкент: Укитвувчи, 1989. - 128 с.
Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия./ Советская педагогика, 1991. - №9.
Борис С.И., Ханнаннов Н.К. Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология.– 2005.-№6.-С.18-25.
Брем, А. Жизнь животных. Современная версия /А.Брем. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 960 с.
Васильева Г.Д. Зоология. Проверочные карточки и тесты/ Г. Д. Васильева. ˗ М. Айрис-пресс, 2003. ˗ 106 с.
Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1983. – 364 с.
Герасимов, В.П. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и их изучение в школе /В.П. Герасимов. - М.: Просвещение, 1962. - 226 с.
Григораш, Е.Н. Я иду на урок. Приспособленность пресмыкающихся к среде обитания /Е.Н. Григораш //Библиотека «Первого сентября» «Биология». - 1997. - № 45. - С. 2.
Дунаев, Е.А. Рептилии. Амфибии. Серия: Самые красивые и знаменитые /Е.А. Дунаев, И.Л. Кауров, К.Е. Михайлов. – М.: Аванта+, Астрель, ООО «Мир энциклопедий», 2010. – 184 с.
Жизнь животных: в 7 томах. Т. 5. Земноводные. Пресмыкающиеся /под ред. А.Г. Банникова. - М.: Просвещение, 1985. – 399 с.
Заxapoв В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа,
Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии. / И.Д. Зверев, А.Н.Мягкова. – М.: Просвещение, 1985. – 190 с.
Игошин, Г.П. Уроки биологии в 7 классе: развернутое планирование /Г.П. Игошин. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 272 с.
Измайлов, И.В. Биологические экскурсии. Книга для учителя. / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М.: Просвещение,1983. – 221 с.
Калинова, Г.С. и др. Методика обучения биологии 7 класс/Г. С. Калинова – М.:Просвещение,1989. – 224 с.
Каменский, Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Учебник. / Е.А. Каменский, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2002. – 303.
Константинов В. М., Бабенко В.Г., Кучменко В. Г.. Биология. Животные; учебник 7 класса общеобразовательных учреждений под ред. И.Н. Пономаревой; М. Вента – Граф, 2007г.
Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н.// Биология в основной школе: Программы-. М.: Вентана-Граф, 2007
Константинов, В.М. Зоология позвоночных: учебник /В.М. Константинов, С. Наумов, С.П. Шаталова. - М.: Академия, 2010 - 448 с.
Конюшко, А.С. Как подготовить урок биологии/ А. С. Конюшко. – Минск, 1988. -110 с.
Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных (в 3-х томах)/ Р. Керолл.- М.: Мир, 1993.
Латюшин, В.В. Биология. Животные. 7 класс. / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.– М.: Дрофа, 2000. – 302 с.
Лернер, Г.И. Уроки зоологии/ Г. И. Лернер. – М.: Лист, 1998. – 480 с.
Лучшие нестандартные уроки. Под ред. Н.И. Сонина – М.: «Айри Пресс»,2003. – 140 с
Методика преподавания биологии: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 02020165 «Биология») / сост. Васильева М.З. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - с.
Найма И. Развитие современных педагогических технологий (организационно-деятельностный подход): Дис .канд. пед. наук. - Пятигорск, 1993.-С. 97.
Наумов, Н.П. Зоология позвоночных: в 2 ч. Ч. 2. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие /Н.П. Наумов.- М.: Высшая школа, 2009.-272 с.
Никишов, А.И. Как обучать биологии. Животные. 7 класс /А.И. Никишов. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 200 с.
Общая биология. / Под ред. Д.К. Беляева – М.: Просвещение, 1985. -255 с.
Открытые уроки по биологии 7-9 классы / Составитель: В.В. Балабанова –Волгоград, 2001. – 64 с.
Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии: Кн. для учителя/ В. М. Пакулова.– М.: Просвещение, 1990. – 96 с.: ил.
Панфилова, Л.Д. Уроки биологии 6-7 класс Книга для учителя/ Л. Д. Панфилова. – М.:Творческий центр, 2003. – 86 с.
Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии //Биология в школе.-2002.-№2.-С.30-34
Пепеляева, О.А. Биология. 7-8 класс: поурочные разработки к учебникам А.И. Никишова, И.Х. Шаровой, В.В. Латюшина, В.В. Шапкина, В.М. Константинова /О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: ВАКО, 2004. – 432 с.
Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе Общей биологии. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1979. –87 с.
Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии /И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – М.: Академия, 2007. - 274 с.
Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных (в 2-х томах). М.: Мир, 1992.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз,1960. – 290 с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 3 - 5.
Семенцова, В.Н. Биология. Технологическая карта уроков 7 класс. Методическое пособие. – С-Петербург.: Паритет, 2001. - 220 с.
Сластенин В. А. Педагогика/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. –М, «Академа», 2002. ˗ 300 с.
Сонин Н. И., Захаров В. Б. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. Дрофа, 2010 г.
Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс»// Биология в школе.- 2006.- № 6. – С.31-36
Терентьев В.П., Чернов С.А. Краткий определитель пресмыкающихся и земноводных. М. Просвещение 1997.
Трушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология.- 2003.- № 27.- С.8-9.
Тугусова, В.Е. Зоология 7 класс. Поурочное планирование с проверочными заданиями и контрольными тестами. – М., 2001.- 125 с.
Хадорн, Э. Общая зоология /Э. Хадорн, Р. Венер. – М.: Мир, 2009. – 528 с.
Четанов Н. А., Бакиев А. Г., Литвинов Н. А. Черлин В. А. Рептилии: температура и экология. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 452 с. // Принципы экологии. 2014. Т. 3. № 3. С. 66–73.
Шамова, Т.И. Постановка целей и планирование учебного процесса. / Т.И. Шамова, Н.Л. Галеева. / Биология в школе – 2004- № 4-5- с. 29-34, с. 28-33.
Шарова, И.Х. Преподавание зоологии в школе: поурочное планирование, внеклассная работа: метод. рекомендации /И.Х. Шарова, С.П. Шаталова, К.В. Макаров. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176 с.
Я иду на урок биологии. Зоология. Книга для учителя. – М., 2000. – 206 с.
Электронные ресурсы
Лексакова О.Ю. Урок биологии. Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора» (2013). – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/621374/
Каширина Л.В. Урок биологии в 7-м классе по теме «Класс пресмыкающиеся. Отряд чешуйчатые» (2012). – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/572899
Класс пресмыкающихся. Общая биологическая характеристика (2012). – Режим доступа:
http://animalkingdom.su/books/item/f00/s00/z0000043/st033.shtml
4. Рептилии (пресмыкающиеся) (2013). - Режим доступа: http://www.new- ecopsychology.org/ru/amphibia/reptiles.htm
5. Рыбак Г.Ф. Многообразие пресмыкающихся (2010). - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586834/
6. Энциклопедия животных (2013). – Режим доступа: http://www.animalsglobe.ru/krokodili/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Наглядные материалы по теме Рептилии (дан фрагмент), которые могут быть использованы в процессе преподавания уроков либо как виртуальная экскурсия.
2
Ряд Крокодилы
Ряд Черепахи
Ряд Чешуйчатые
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ
ТИП ХОРДОВЫЕ
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ
(слюнные железы содержат ферменты; зубы одинаковые без корней, служат для захвата и удержания пищи)
ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ
(тазовые почки мочеточники; мочевой пузырь, который
открывается в клоаку)
КРОВЕНОСНАЯ
(трёхкамерное сердце, в желудочке неполная перегородка, два круга
кровообращения, остаются
хладнокровными)
НЕРВНАЯ
(пять отделов головного мозга, появляется кора, хорошо развитый мозжечок)
ДЫХАТЕЛЬНАЯ
(есть дыхательные пути и ячеистые легкие)
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
(развиты хорошо: глаз с тремя веками, орган слуха, обоняния, вкуса, равновесия, язык как орган соприкосновения)
1. Акимушкин, И.И. Мир животных. Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся /И.И. Акимушкин. – М.: Мысль, 1989. - 462 с.
2. Актуальные проблемы методики преподавания биологии и экологии в школе и ВУЗе/Сборник материалов Международной научно-практической конференции 8 – 10 ноября 2007 г. –М., 2007, – 189 с
3. Барраклаух, С. Змеи и другие рептилии /С. Барраклаух. – М.: Феникс, 2012. – 192 с.
4. Биологический энциклопедический словарь /гл. ред. М. С. Гилярова. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 831 с.
5. Блинников, В.И. Зоология с основами экологии: учеб. пособие для студентов пед. институтов /В.И. Блинников. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.
6. Богданов О.П., Сударев О.Н. Экология пресмыкающихся Ташкент: Укитвувчи, 1989. - 128 с.
7. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия./ Советская педагогика, 1991. - №9.
8. Борис С.И., Ханнаннов Н.К. Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология.– 2005.-№6.-С.18-25.
9. Брем, А. Жизнь животных. Современная версия /А.Брем. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 960 с.
10. Васильева Г.Д. Зоология. Проверочные карточки и тесты/ Г. Д. Васильева. ˗ М. Айрис-пресс, 2003. ˗ 106 с.
11. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1983. – 364 с.
12. Герасимов, В.П. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и их изучение в школе /В.П. Герасимов. - М.: Просвещение, 1962. - 226 с.
13. Григораш, Е.Н. Я иду на урок. Приспособленность пресмыкающихся к среде обитания /Е.Н. Григораш //Библиотека «Первого сентября» «Биология». - 1997. - № 45. - С. 2.
14. Дунаев, Е.А. Рептилии. Амфибии. Серия: Самые красивые и знаменитые /Е.А. Дунаев, И.Л. Кауров, К.Е. Михайлов. – М.: Аванта+, Астрель, ООО «Мир энциклопедий», 2010. – 184 с.
15. Жизнь животных: в 7 томах. Т. 5. Земноводные. Пресмыкающиеся /под ред. А.Г. Банникова. - М.: Просвещение, 1985. – 399 с.
16. Заxapoв В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа,
17. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии. / И.Д. Зверев, А.Н.Мягкова. – М.: Просвещение, 1985. – 190 с.
18. Игошин, Г.П. Уроки биологии в 7 классе: развернутое планирование /Г.П. Игошин. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 272 с.
19. Измайлов, И.В. Биологические экскурсии. Книга для учителя. / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М.: Просвещение,1983. – 221 с.
20. Калинова, Г.С. и др. Методика обучения биологии 7 класс/Г. С. Калинова – М.:Просвещение,1989. – 224 с.
21. Каменский, Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Учебник. / Е.А. Каменский, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2002. – 303.
22. Константинов В. М., Бабенко В.Г., Кучменко В. Г.. Биология. Животные; учебник 7 класса общеобразовательных учреждений под ред. И.Н. Пономаревой; М. Вента – Граф, 2007г.
23. Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н.// Биология в основной школе: Программы-. М.: Вентана-Граф, 2007
24. Константинов, В.М. Зоология позвоночных: учебник /В.М. Константинов, С. Наумов, С.П. Шаталова. - М.: Академия, 2010 - 448 с.
25. Конюшко, А.С. Как подготовить урок биологии/ А. С. Конюшко. – Минск, 1988. -110 с.
26. Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных (в 3-х томах)/ Р. Керолл.- М.: Мир, 1993.
27. Латюшин, В.В. Биология. Животные. 7 класс. / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.– М.: Дрофа, 2000. – 302 с.
28. Лернер, Г.И. Уроки зоологии/ Г. И. Лернер. – М.: Лист, 1998. – 480 с.
29. Лучшие нестандартные уроки. Под ред. Н.И. Сонина – М.: «Айри Пресс»,2003. – 140 с
30. Методика преподавания биологии: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 02020165 «Биология») / сост. Васильева М.З. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - с.
31. Найма И. Развитие современных педагогических технологий (организационно-деятельностный подход): Дис .канд. пед. наук. - Пятигорск, 1993.-С. 97.
32. Наумов, Н.П. Зоология позвоночных: в 2 ч. Ч. 2. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие /Н.П. Наумов.- М.: Высшая школа, 2009.-272 с.
33. Никишов, А.И. Как обучать биологии. Животные. 7 класс /А.И. Никишов. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 200 с.
34. Общая биология. / Под ред. Д.К. Беляева – М.: Просвещение, 1985. -255 с.
35. Открытые уроки по биологии 7-9 классы / Составитель: В.В. Балабанова –Волгоград, 2001. – 64 с.
36. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии: Кн. для учителя/ В. М. Пакулова.– М.: Просвещение, 1990. – 96 с.: ил.
37. Панфилова, Л.Д. Уроки биологии 6-7 класс Книга для учителя/ Л. Д. Панфилова. – М.:Творческий центр, 2003. – 86 с.
38. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии //Биология в школе.-2002.-№2.-С.30-34
39. Пепеляева, О.А. Биология. 7-8 класс: поурочные разработки к учебникам А.И. Никишова, И.Х. Шаровой, В.В. Латюшина, В.В. Шапкина, В.М. Константинова /О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: ВАКО, 2004. – 432 с.
40. Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе Общей биологии. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1979. –87 с.
41. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии /И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – М.: Академия, 2007. - 274 с.
42. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных (в 2-х томах). М.: Мир, 1992.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз,1960. – 290 с.
44. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 3 - 5.
45. Семенцова, В.Н. Биология. Технологическая карта уроков 7 класс. Методическое пособие. – С-Петербург.: Паритет, 2001. - 220 с.
46. Сластенин В. А. Педагогика/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. –М, «Академа», 2002. ˗ 300 с.
47. Сонин Н. И., Захаров В. Б. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. Дрофа, 2010 г.
48. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс»// Биология в школе.- 2006.- № 6. – С.31-36
49. Терентьев В.П., Чернов С.А. Краткий определитель пресмыкающихся и земноводных. М. Просвещение 1997.
50. Трушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология.- 2003.- № 27.- С.8-9.
51. Тугусова, В.Е. Зоология 7 класс. Поурочное планирование с проверочными заданиями и контрольными тестами. – М., 2001.- 125 с.
52. Хадорн, Э. Общая зоология /Э. Хадорн, Р. Венер. – М.: Мир, 2009. – 528 с.
53. Четанов Н. А., Бакиев А. Г., Литвинов Н. А. Черлин В. А. Рептилии: температура и экология. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 452 с. // Принципы экологии. 2014. Т. 3. № 3. С. 66–73.
54. Шамова, Т.И. Постановка целей и планирование учебного процесса. / Т.И. Шамова, Н.Л. Галеева. / Биология в школе – 2004- № 4-5- с. 29-34, с. 28-33.
55. Шарова, И.Х. Преподавание зоологии в школе: поурочное планирование, внеклассная работа: метод. рекомендации /И.Х. Шарова, С.П. Шаталова, К.В. Макаров. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176 с.
56. Я иду на урок биологии. Зоология. Книга для учителя. – М., 2000. – 206 с.
Электронные ресурсы
1. Лексакова О.Ю. Урок биологии. Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора» (2013). – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/621374/
2. Каширина Л.В. Урок биологии в 7-м классе по теме «Класс пресмыкающиеся. Отряд чешуйчатые» (2012). – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/572899
3. Класс пресмыкающихся. Общая биологическая характеристика (2012). – Режим доступа:
http://animalkingdom.su/books/item/f00/s00/z0000043/st033.shtml
4. Рептилии (пресмыкающиеся) (2013). - Режим доступа: http://www.new- ecopsychology.org/ru/amphibia/reptiles.htm
5. Рыбак Г.Ф. Многообразие пресмыкающихся (2010). - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586834/
6. Энциклопедия животных (2013). – Режим доступа: http://www.animalsglobe.ru/krokodili/
Вопрос-ответ:
Какие особенности строения у рептилий?
Строение рептилий отличается от строения других животных. Они обладают чешуей, которая покрывает их тело, и имеют четыре конечности. У рептилий также есть череп, состоящий из множества костей, и хвост, который может играть разные роли в их жизни.
Как рептилии адаптировались к среде обитания?
Рептилии обладают множеством адаптаций, которые позволяют им выживать в различных условиях среды. Некоторые виды развили способность к изменению цвета своей кожи и могут маскироваться под окружающую среду. Другие рептилии имеют особую структуру лап, позволяющую им двигаться по деревьям или плавать в воде. Кроме того, многие рептилии способны приспосабливаться к низким температурам, замедлять обмен веществ и даже выживать без пищи в течение длительного времени.
Какие особенности поведения и размножения у рептилий?
Поведение рептилий зависит от их вида и среды обитания. Некоторые виды рептилий ведут одиночный образ жизни, в то время как другие предпочитают образовывать социальные сообщества. Отношения между родителями и потомками также различны у разных видов. Некоторые рептилии практикуют бесприсадочное размножение, когда самки откладывают яйца без участия самцов, а у других видов есть сложные ритуалы и борьба за право размножаться.
Как рептилии адаптировались к особенностям среды обитания?
Рептилии развили множество адаптаций, которые позволяют им выживать в своей среде обитания. Например, некоторые виды рептилий развили способность изменять цвет своей кожи, чтобы маскироваться под окружающую среду и избегать хищников. Другие рептилии развили способность плавать или ползать по деревьям. Кроме того, некоторые виды рептилий способны выдерживать экстремальные температуры и длительные периоды голода.
Какой предмет в школе изучает экологию рептилий?
Изучение экологии рептилий может быть связано с предметами, такими как биология или экология. В школе это обычно осуществляется в рамках изучения раздела "Зоология" или "Экология".
Какое значение имеет изучение экологии рептилий?
Изучение экологии рептилий имеет большое значение для понимания и сохранения биологического разнообразия и экосистем. Рептилии играют важную роль в пищевых цепях, контролируя численность насекомых и грызунов, и выполняют функцию индикаторов экосистемного состояния.
Какие особенности строения у рептилий?
Рептилии обладают рядом особенностей строения, таких как наличие чешуи, четырехкамерного сердца, легких с разветвленной системой воздуходыхательных путей, амниотического яйца и др.
Какие адаптации рептилий к среде обитания существуют?
Рептилии обладают различными адаптациями к среде обитания, такими как способность регулирования температуры своего тела, наличие чешуи для защиты от травм и потери влаги, способность задерживать воду в своем организме и др.
Какие методы изучения рептилий используются в школе?
Для изучения рептилий в школе часто используются методы наблюдения за животными в природе или в зоопарке, а также изучение литературы, картин и видеоматериалов. Также могут применяться методы практических работ, например, измерения параметров и наблюдения за поведением рептилий в условиях домашних террариумов.
Что такое рептилии?
Рептилии - это группа холоднокровных позвоночных животных, которые включают такие виды, как ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы.
Каковы особенности строения рептилий?
Рептилии имеют чешуйчатую кожу, зубы и легкие различной структуры в зависимости от вида. Они также обладают внешним оплодотворением или откладывают яйца.
Какие адаптации рептилий к среде обитания существуют?
Рептилии различными способами адаптируются к своей среде обитания. Например, некоторые ящерицы могут менять свой цвет, чтобы скрыться от хищников, а змеи обладают особым органом - ямочками теплового восприятия, которые помогают им находить добычу.