психологическое консультирование беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 52 + 52 источника
- Добавлена 04.11.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологического консультирования женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка 7
1.1. Характеристика тревожности в психологии 7
1.2. Психологическое консультирование: определение, цели, виды 18
1.3. Особенности психологического консультирования женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка 31
Глава 2. Психологическое консультирование женщин по проблемме тревожности в период ожидания ребенка 43
2.1.Организация консультирования и анализ выборки 43
2.2. Психологическое консультирование женщин 45
2.3. Разработка и апробирование тенинговой программы по снижению тревожности у женщин в период ожидания ребенка 52
2.4. Анализ результатов консультирования 58
2.5. Рекомендации психологу по работе с беременными женщинами по проблеме тревожности в период ожидания ребенка 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения 80
Как только страх конкретизируется, так сразу становится легче, спокойнее. Мы знаем, как с ним бороться и что делать, чтобы себя обезопасить. Предмет для страха может быть извлечен из раннего негативного детского опыта. Он может быть позаимствован у своих родителей или в огромном культурном наследии всего человечества. Факторы, пугающие будущих мам:
Незапланированная, спонтанная беременность.
Возможные осложнения во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка.
Боязнь родов.
Генетические страхи.
Эстетические страхи.
Страх о здоровье будущего ребенка.
Страх стать плохой матерью.
Боязнь ответственности за судьбу ребенка.
Страх будущего.
То, что появился конкретный страх, — это неплохо. Сработала психологическая защита, пошел процесс адаптации к новым жизненным условиям. Найдя то, чего следует бояться в ситуации беременности и родов, психика женщины сделала первый шаг к преодолению тревоги. Следующий шаг — расширение представлений об опасности и действия по ее устранению или минимизации. Начать следует с квалифицированного медицинского обследования. Современная диагностика в состоянии распознать на ранних стадиях многие осложнения, что позволит не волноваться понапрасну. О здоровье ребенка теперь можно узнать буквально со второго месяца беременности. Боязнь родов преодолима, если посещать курсы подготовки к родам. В настоящее время существуют различные методики, цель которых — формирование готовности женщины к родам. Рассматривается предназначение женщины, женщина – мать, роль женщины в современном мире, «темница подсознания».
Страх боли во время родов преодолевается и с помощью знания естественного для женщины механизма родов. Перестроив свое неадекватное мышление и развив способность мыслить более реалистично и конструктивно, человек уже совсем иначе начинает смотреть на мир и свое место в нем — учится жить, подстраиваясь под обстоятельства, которые не в силах изменить. Блок 2
Практический Практические занятия
1. Приветствие тренера, приветствие группы, введение правил.
2. Упражнение для знакомства: взять правой рукой руку соседа с закрытыми глазами и прислушаться к своим ощущениям. Обсуждение.
3. Упражнение «Ожидания - опасения» (индивидуально и в мини-группах).
4. Упражнение «Ассоциации с игрушкой» с целью поиска позитивного смысла в неожиданных вещах. Участникам предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и сказать, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.
5. Упражнение «В магазине зеркал» с целью снижения эмоционального напряжения. Выбирается желающий, который приходит в «магазин зеркал», остальные участники – зеркала. Покупателю предлагается вспомнить, например, веселый праздник, грустную историю, страх, конфликт и т. д. и изображать последовательно чувства, которые у него эти воспоминания вызывали. Остальные участники повторяют, «отзеркаливают» его мимические и пантомимические проявления.
6. Упражнение «Маяк» (релаксация)
7. Пластилинотерапия с целью научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил. Инструкции: вылепите своё эмоциональное состояние, «поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
8. Упражнение «Когда нам хорошо...» с целью отреагирования негативных эмоций, закрепления позитивных эмоций. Участникам предлагается вспомнить и изобразить мимикой и пантомимой (ведущий помогает, показывает), что с нами происходит, когда: нас ругают, нас хвалят, нам страшно, нам весело,
9. Упражнение «Комиссионный магазин» с целью формирования навыков самопонимания и самокритики. Товары – это человеческие качества, например: доброта, смелость, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем идет торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое.
10. Упражнение «Ожидания» с целью осознания собственных установок и ожиданий и их влияния на планирование будущего. Участникам дается инструкция составить список важнейших предположений о своей будущей жизни за 10 минут. А потом сосредоточить своё внимание на негативных предположениях и превратить их в позитивные ожидания, чтобы они не сбылись в своей негативной форме.
11. Упражнение «Моя мама» с целью познакомить участников тренинга с особенностями роли матери, факторах, способствующих успешному материнству. Каждый участник составляет портрет своей матери, а также идеальной мамы. Обсуждение, выделение главных черт материнства.
12. Упражнение «Любимая Мама, Желанная Женщина» с целью способствовать раскрытию внутреннего потенциала женщины в качестве матери и жены. Каждый участник составляет характеристику любимой мамы и желанной жены. Обсуждение своего потенциала в качестве матери, жены.
13. Упражнение «Что говорят газеты». С целью снятия напряженности, снижения тревожности, развития сплоченности, понимания себя и других. Из журналов вырезаются картинки, и из них составляются изображения. Изображения могут быть странными и нереальными. Их можно делать индивидуально и всем вместе. Законченные картинки кладутся рядом, сравниваются и обсуждаются (преувеличенные картинки подчеркивают давление и абсурдность «нормы»).
14. Упражнение: «Сочинение историй». С целью прояснения, осознания и разрешения собственных проблем. Ведущий предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того, как рассказ составлен, участники обсуждают его, а ведущий предлагает им альтернативные, адекватные в социальном плане способы разрешения конфликта.
15. Упражнение «Разговор с лесом» с целью релаксации.
Рефлексия: обратная связь, подведение итогов. 2.4. Анализ результатов консультирования
После проведения тренинговой программы было проведено повторное тестирование уровня тревожности у женщин. Статистическая обработка данных проводилась с помощью методики Т-критерий Вилкоксона. Т – критерий Вилкоксона применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью можно определить, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом [45, с. 214].
Обработка данных проводилась в программе STATISTICA 10.0.
Результаты повторного тестирования в двух группах женщин представлены в таблице 5 Приложения 5.
Результаты диагностики уровня тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина показали, что в группе беременных женщин, получавших психологическое консультирование в среднем высокий уровень реактивной тревожности и умеренный уровень личностной тревожности. В контрольной группе беременных женщин, не проходивших психологическое консультирование в среднем умеренный уровень реактивной и личностной тревожности.
Сравнительные данные диагностики в двух группах женщин на разных этапах исследования отражены на рисунке 5.
Рис. 5. Сравнительные данные диагностики в двух группах женщин на разных этапах исследования.
Результаты показали, что в обеих группах женщин на двух этапах исследования уровень ситуативной тревожности выше, чем личностной тревожности. В группе женщин с высокой тревожностью после проведения консультирования отмечается тенденция к снижению уровня реактивной и личностной тревожности. В группе с нормальной тревожностью – наоборот, у женщин несколько возрос уровень ситуативной и личностной тревожности.
Результаты статистического анализа с помощью Т – критерия Вилкоксона представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты статистического сравнения (Т-критерий)
Параметры Группа с высокой тревожностью Контрольная группа Т р Т р Реактивная тревожность 0,0 <0,01 25,0 >0,05 Личностная тревожность 1,0 <0,05 33,0 >0,05
Результаты статистического анализа показали, что в группе с высокой тревожностью после проведения тренинга у беременных женщин существенно снизился уровень реактивной и личностной тревожности. В контрольной группе существенных изменений в уровне тревожности женщин не отмечается.
Результаты диагностики по шкале проявления тревоги Дж. Тейлора в двух группах женщин на контрольном этапе исследования показали, что в группе женщин, получавших психологическое консультирование в среднем высокий уровень проявлений тревоги. В контрольной группе проявления тревоги выражены на среднем уровне с тенденцией к высокому.
Сравнительные данные диагностики в двух группах женщин на разных этапах исследования отражены на рисунке 6.
Рис. 6. Сравнительные данные диагностики проявлений тревожности в двух группах женщин на разных этапах исследования.
Результаты показали, что в группе с высокой тревожностью после проведения консультирования отмечается тенденция к снижению уровня проявлений тревоги. В контрольной группе – наоборот, у женщин несколько возрос уровень проявлений тревоги.
Результаты статистического анализа с помощью Т – критерия Вилкоксона представлены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты статистического сравнения (Т-критерий)
Параметры Группа с высокой тревожностью Контрольная группа Т р Т р Уровень проявлений тревоги 0,0 <0,01 24,0 >0,05
Результаты статистического анализа показали, что в группе с высокой тревожностью после проведения психологических консультаций у беременных женщин существенно снизился уровень проявлений тревоги. В контрольной группе существенных изменений в уровне проявлений тревоги у женщин не отмечается.
Результаты диагностики по шкале тревоги и депрессии HADS в двух группах женщин на контрольном этапе исследования показали, что в группе беременных женщин, получавших психологическое консультирование, в среднем тревожность выражена на субклиническом уровне, симптомы депрессии незначительны.
В контрольной группе симптомы депрессии и тревожности – не выражены. На данном этапе в обеих группах женщин есть испытуемые с различным уровнем выраженности клинических проявлений тревоги и депрессии.
Сравнительные данные диагностики в двух группах женщин на разных этапах исследования отражены на рисунке 7.
Рис. 7. Сравнительные данные диагностики в двух группах женщин на разных этапах исследования.
Сравнительные результаты показали, что в обеих группах женщин на двух этапах исследования уровень тревоги выше, чем уровень депрессии. В группе с высокой тревожностью после проведения консультирования отмечается тенденция к снижению уровня тревоги и депрессии.
В контрольной группе – наоборот, у женщин несколько возрос уровень тревоги и депрессии.
Результаты статистического анализа с помощью Т – критерия Вилкоксона представлены в таблице 8.
Таблица 8
Результаты статистического сравнения (Т-критерий)
Параметры Группа с высокой тревожностью Контрольная группа Т р Т р Тревога 0,0 <0,01 24,0 >0,05 Депрессия 1,0 <0,05 19,5 >0,05
Результаты статистического анализа показали, что в группе с высокой тревожностью после проведения психологических консультаций у женщин существенно снизился уровень тревоги и депрессии. В контрольной группе существенных изменений в уровне тревоги и депрессии у женщин не отмечается.
Таким образом, проведенное исследование показало эффективность проведения психологического консультирования для снижения уровня тревожности у женщин в период вынашивания ребенка.
Анализ индивидуальной консультативной работы с беременными женщинами представлен ниже.
1. А.Л., 32 года, не работает, состоит в официальном браке, беременность 1-я, желанная, срок – 14 недель.
Женщиной была сформулирована проблема как «боюсь всего» - потерять ребенка, не родить, родить больного ребенка, не суметь воспитать хорошего ребенка.
В ходе беседы выяснилось, что клиентка в течении 10 лет была бесплодна, долго лечилась, а когда забеременела, то стала появляться паника, посещать мысли, что лучше бы вообще не забеременела. Далее были проанализированы ее отношения с родителями в детстве и сделан вывод, что у женщины сформировалось представление о себе, как о несостоятельном человеке: что бы она не делала, у нее ничего не получится: ее тревога концентрируется на том, что она не сможет дать что-то ребенку: жизнь, здоровье, воспитание. И сама не верит, в то, что у нее это может получиться.
Клиентке была порекомендована групповая психотерапия (арт-терапевтическое направление), с чем она охотно согласилась. Рекомендовано посещение лекций и занятий для будущих матерей, литература о протекании беременности и родов.
Для снятия симптомов тревоги рекомендованы дыхательные, двигательные упражнения, отработаны техники прогрессивной и пассивной саморегуляции, релаксации и медитации.
2. Д.Н., 24 года, студентка, работает, состоит в неофициальном браке, беременность незапланированная, срок – 12 недель.
Женщиной была сформулирована проблема как напряжение из-за высокой нагрузки, постоянные мысли о том, что если что-то случится, то ей никто не поможет, что она скопила мало денег на лекарства, роды, воспитание. Были мысли об аборте из-за этого, но ее парень отговорил.
В ходе беседы выяснилось, что клиентка росла с детства с мамой и младшей сестрой, с детства старалась помогать матери, рисуя и продавая картины, аниме, комиксы и до сих пор помогает матери. Ее парень тоже художник, но без амбиций. Девушка же стремиться получить экономическое образование и работать ради достатка в семье. Обеспокоена, что у нее это не получится.
Был сделан вывод, что в ходе воспитания она приняла на себя маскулинную гендерную роль, и поддерживает ее в своей семье. Когда же с беременностью пришла необходимость в проявлении женских качеств и стратегий поведения у нее это не получается. Девушка согласилась с этим и привела множество примеров из своей жизни.
Клиентке была порекомендована семейная консультация с целью разделения ответственности в паре.
Для снятия симптомов тревоги с девушкой отработаны упражнения, позволяющие справиться с волнением, тревогой, беспокойством, страхом, паникой.
3. И.Л., 21 год, не работает, не замужем, беременность 1-я, нежеланная, срок – 15 недель.
Женщиной была сформулирована проблема как «я боюсь умереть».
В ходе беседы выяснилось, что замужем никогда не была, но с 17 лет встречается с мужчиной на много ее старше. Он полностью содержит ее. Забеременела от него случайно. При уточнении тревожащих моментов выяснилось, что девушка боится символически «умереть», то есть потерять привлекательность, молодость, здоровье. Аборт не стала делать только потому, что вредно для здоровья. Считает, что она многое в жизни не успела, прежде чем связать себя с детьми.
Были проанализированы ее отношения с родителями в детстве и сделан вывод, что главной проблемой у девушки является нарушение самопринятия - страх совершить ошибку, страх, что о ней подумают другие. Обычно за подобными проблемами стоит страх утраты любви, страх быть отвергнутым, а еще глубже — уверенность человека, что его, в сущности, не за что любить, что она и предъявила в запросе. Для нее предположение, что человека можно любить просто за то, что он такой, какой есть, звучит весьма неубедительно.
Клиентке был порекомендован тренинг личностного развития, посещение лекций и занятий для будущих матерей.
Для снятия симптомов тревоги рекомендованы дыхательные, двигательные упражнения, массаж для снятия мышечных зажимов. Отработаны техники расслабления.
4. П.С., 23 года, работает медсестрой, состоит в официальном браке, беременность 2-я, желанная, срок – 13 недель.
Женщиной была сформулирована проблема как «устала от всего, ничего не хочу».
В ходе беседы выяснилось, что клиентка уже имеет 3-х летнего ребенка. С мужем решили завести второго ребенка. Считает, что эта беременность протекает хуже, чем первая, постоянно кажется, что что-то не так. Далее выяснилось, что на нее сильное впечатление производят больные люди, с которыми она работает. Было сделано предположение, что ее состояние связано с выбранной работой, это профессиональная деформация, которая отражается на психическом и соматическом уровне. Клиентка согласилась.
Клиентке был порекомендован пересмотр отношения к работе или смена места работы (например, регистратура). Для снятия симптомов тревоги рекомендованы дыхательные, двигательные упражнения, отработаны техники прогрессивной и пассивной саморегуляции, релаксации и медитации.
5. Р.В., 34 года, работает, состоит в официальном браке, беременность 2-я, желанная, срок – 17 недель.
Женщиной была сформулирована проблема как «я всегда излишне беспокойная и боязливая, потому что несу за всех ответственность».
В ходе беседы выяснилось, что клиентка имеет одного ребенка 7 лет, с мужем приняли решение завести второго ребенка. Считает, что она многого добилась в жизни. Ее муж младше на 5 лет, в отношениях с ним хочет научить его быть более серьезным, ответственным. Боится, что она умрет при операции (показано кесарево сечение), а именно того, что муж не сможет воспитать двоих детей. Согласилась, что у нее высокая потребность руководить, воспитывать, опекать, завышенные требования к себе и другим.
Предположительно, у клиентки долговые нарушения воспитания, которые возникли из-за ситуации в родительской семье – повышенная ответственность. При таком нарушении формируются характерные личностные паттерны, которые отмечаются у клиентки: восприятие себя как ответственного за все, что происходит в окружающем мире; восприятие окружающего мира как полностью зависимого от ее действий; восприятие партнеров по взаимодействиям как объектов, явная или скрытая позиция сверху в контакте, гиперопекающее поведение, гиперответственность, навязывание своего мнения. При таком поведении формируется чувство тревоги, так как нельзя контролировать все и всех.
Совместно отметили телесные особенности и зажимы.
Клиентке была порекомендована групповая психотерапия (психодрама), семейная консультация. Для снятия симптомов тревоги рекомендована настройка на оптимальное эмоциональное состояние, массаж для снятия эмоционального напряжения, проработаны расслабляющие техники.
6. Р.К., 23 года, студентка, не замужем, беременность 1-я, желанная, срок – 14 недель.
Женщиной была сформулирована проблема как боязнь родов, боязнь остаться с ребенком.
В ходе беседы выяснилось, что клиентка забеременела с целью укрепить отношения с своим парнем. Теперь тревожится, что это не поможет, и она останется одна с ребенком. Была выявлена детская травма, когда она в толпе потеряла маму и сильно испугалась.
Клиентке была порекомендована семейная психотерапия, с чем она согласилась. Рекомендовано посещение лекций и занятий для будущих матерей, литература о протекании беременности и родов, о воспитании ребенка.
Для снятия симптомов тревоги рекомендованы двигательные упражнения, отработаны техники прогрессивной и пассивной саморегуляции, релаксации и медитации.
7. Ц.С., 20 лет, учится и работает, состоит в неофициальном браке, беременность 1-я, нежеланная, срок – 13 недель.
Девушкой была сформулирована проблема как боязнь родить больного ребенка, так как она в начале беременности употребляла алкоголь и наркотики.
В ходе беседы выяснилось, что клиентка не сделала аборт, по просьбе молодого человека и родителей. Теперь она жалеет об этом, и все время думает об уродствах. Выяснилось, что наркотики (марихуану) и алкоголь она принимала эпизодически, но постоянно ищет в интернете про уродства и болезни детей наркоманов, расстраивается, но не может перестать искать информацию.
Клиентке была порекомендована групповая психотерапия (арт - терапевтическое направление), консультация нарколога. Рекомендовано посещение лекций и занятий для будущих матерей, литература о протекании беременности и родов.
Для снятия симптомов тревоги и компульсивов рекомендованы дыхательные, двигательные упражнения, отработаны техники релаксации и медитации.
8. Т.М., 21 год, студентка, состоит в официальном браке, беременность 1-я, желанная, срок – 14 недель.
Девушкой была сформулирована проблема как боязнь за ребенка, за свою некомпетентность в роли матери.
В ходе беседы выяснилось, что клиентка росла в неблагополучной семье, ушла из дома в 16 лет к своему молодому человеку, потом они поженились. Далее были проанализированы ее отношения с родителями в детстве и сделан вывод, что у девушки не было в детстве примера заботливого родителя. Она идентифицирует себя со своей матерью и одновременно боится стать такой, как мать. В ходе беседы вместе пришли к выводу, что девушка и ее мать - совершенно разные личности.
Клиентке была порекомендован тренинг самопринятия, личностного, роста семейное консультирование. Рекомендовано посещение лекций и занятий для будущих матерей, литература о протекании беременности, родов, о воспитании ребенка. Для снятия симптомов тревоги рекомендованы дыхательные, двигательные упражнения, отработаны техники прогрессивной и пассивной саморегуляции, релаксации и медитации.
Таким образом, в ходе консультаций с беременными женщинами с высоким уровнем тревожности были исследованы особенности проявлений тревожности, установлены причины повышенной тревожности и учтены индивидуальные особенности беременной женщины. Совместно с клиентками вырабатывалось сознательное отношение к беременности через информирование, получение объективной информации. С каждой женщиной были найдены и отработаны оптимальные для нее способы снятия тревожности, поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности.
2.5. Рекомендации психологу по работе с беременными женщинами по проблеме тревожности в период ожидания ребенка
Целью психологического консультирования беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка должна быть выработка сознательного отношения к беременности через информирование, получение объективной информации, через обучение оптимальным методам снятия тревожности. Возможно использование техник из разных направлений психологии, однако в соответствии с основными задачами психологической работы.
При консультировании беременных женщинам по проблеме тревожности в период ожидания ребенка основная работа направлена на:
1) обретение у женщин внутренних опор и уверенности в себе;
2) формирование отношения к ребенку как к субъекту с самого начала его жизни, формирование отзывчивости к его требованиям;
3) формирование адекватных представлений о беременности, родах и материнстве, готовности принять действительность в ее сложности и неопределенности;
4) раскрытие чувств будущих матерей, принятие этих чувств в их амбивалентности, отказ от критики в отношении высказываемых эмоций; укрепление конструктивных аффективных составляющих (радость, спокойствие) и ослабление действия деструктивных эмоций (страх, вина, беспомощность, одиночество);
5) содействие формированию гибкости поведения, умения принимать решения «здесь и сейчас», отказ от жестких установок, идущих от родителей или продиктованных кем-либо из «авторитетных лиц»;
6) формирование знаний и практических навыков, необходимых в связи с предстоящими родами и материнством;
7) обучение прогнозированию отдаленных последствий своего влияния на ребенка;
8) предоставление информации о службах и специалистах, которые могут быть полезны для семьи, и содействие грамотному построению отношений с ними.
9) оказание эмоциональной поддержки в личной беседе и при организации взаимодействия в группе мам.
10) групповая поддержка, которая имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, женщина выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими, получает от них поддержку. Кроме того, сталкиваясь зачастую с противоположными точками зрения по самым различным проблемам, женщины задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя толерантность по отношению к чужому мнению. Общение в группе, предполагающее отсутствие критики любых высказываний, поощрение спонтанности, уважение к каждому участнику, способствует раскрепощению членов группы и снижению их тревожности.
Выводы по второй главе
1. В результате беседы с клиентами было установлено, что постоянное беспокойство за свое здоровье и внешний вид в связи с беременностью отмечают 15% женщин, иногда такой страх испытывают 35% беременных. 35% женщин испытывают тревогу за здоровье и состояние будущего ребенка, 45% беспокоятся за отдельные моменты в родах (преждевременные, затяжные роды, осложнения, боль и т.п.), 40% беременных очень боятся родов. 25% беременных сильно беспокоятся, что отношения с супругом изменяются в связи с беременностью, 35% женщин выражают неготовность к роли матери, боятся, что не справятся.
2. В результате анализа полученных данных по методике на тревожность (Ч.Д. Спилбергер – Ю.Л. Ханин) выяснилось, что среди беременных женщин нет испытуемых с низким уровнем тревожности. 45% женщин имеют высокий уровень ситуативной тревожности и 25% имеют высокий уровень личностной тревожности.
3. В результате анализа полученных данных по методике измерения уровня тревожности Дж. Тейлора выявлено, что у большинства женщин (45%) проявления тревоги отмечаются на высоком уровне. По 20% женщин имеют средний уровень проявлений тревоги с тенденцией к высокому или низкому уровню, а у 15% отмечается очень высокий уровень тревожности.
4. В результате анализа полученных данных по госпитальной шкале тревоги и депрессии HADS выяснилось, что среди беременных женщин большинство имеют субклинически выраженную тревогу и не имеют выраженных признаков депрессии. 30% женщин имеют клинически выраженную тревогу и 15% женщин имеют клинически выраженную депрессию. У двух женщин (10%) отмечены одновременно высокий уровень тревоги и депрессии.
5. На основе данных диагностики была разработана и апробирована тренинговая программа с целью снижения тревожности беременных женщин. Тренинговые занятия проводятся по 2 часа 1 – 2 раз в неделю в течение 1,5 месяцев. Тренинговая программа включает в себя два блока: теоретический – с информационной целью и практический – с целью овладения навыками снятия и контроля состояния тревоги. Также были проведены индивидуальные консультации с женщинами и разработаны рекомендации психологу по работе с беременными женщинами по проблеме тревожности в период ожидания ребенка
6. Повторная диагностика тревожности показала, что в группе с высокой тревожностью после проведения психологических консультаций у женщин существенно снизился уровень реактивной и личностной тревожности, отмечается значительная тенденция к снижению уровня проявлений тревоги, существенно снизился уровень тревоги и депрессии. В контрольной группе существенных изменений в уровне тревожности женщин не отмечается.
Заключение
Консультирование было организовано с целью изучения особенностей психологической помощи женщинам по проблеме тревожности в период ожидания ребенка. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа литературы было подчеркнуто, что тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность подразделяется на личностную, как относительно постоянную, относительно неизменную в течение жизни черту и тревогу как отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности (реактивную тревогу). Тревожность имеет много проявлений, связанных воедино, так что встревоженный человек обнаруживает их все одновременно. Взгляды на виды, формы, причины и функции тревожности разнятся у психологов. Поэтому вопрос о тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и наиболее спорных.
Психологическое консультирование – профессиональная помощь клиенту в решении его проблемной ситуации. В цели психологического консультирования входит коррекция поведения, развитие навыков преодоления трудностей, принятия жизненно важных решений, умений завязывать и поддерживать межличностные отношений, способствовать повышению потенциала личности.
В период беременности уровень тревожности женщин повышается, наиболее часто встречающиеся тревожные переживания связаны: с неожиданной беременностью; с внутренними сомнениями быть хорошей матерью; с возможными осложнениями во время беременности; с боязнью родов; с рождением неполноценного ребенка и т.п. Такие страхи могут носить объективный характер, но могут быть и иррациональным. Тревожность и страхи беременной женщины не всегда могут развеять врачи общей практики, поэтому целесообразным является организация психологической помощи беременным женщинам. При консультировании тревожности у беременных эффективно используются поведенческие, методы и методы, ориентированные на эмоционально-энергетические ресурсы женщины: метод арт-терапии, телесноориентированные техники с элементами танцевальной терапии, творческие визуализации, релаксация.
В ходе консультирования выяснилось, что у беременных женщин в среднем умеренный уровень реактивной тревожности с тенденцией к высокому и умеренный уровень личностной тревожности, у большинства женщин проявления тревоги отмечаются на высоком уровне, диагностируется субклинически выраженная тревога.
В результате диагностики и сопоставлении данных трех методик были выявлены беременные женщины, с которыми проводились психологические консультации. В ходе консультаций с беременными женщинами с высоким уровнем тревожности были исследованы особенности проявлений тревожности, совместно с клиентками вырабатывалось сознательное отношение к беременности, были найдены и отработаны оптимальные для каждой женщины способы снятия тревожности, поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности.
При повторной диагностике тревожности выяснилось, что после проведения психологических консультаций у беременных женщин существенно снизился уровень реактивной и личностной тревожности, отмечается значительная тенденция к снижению уровня проявлений тревоги, существенно снизился уровень тревоги и депрессии. Проведенное исследование показало эффективность проведения психологического консультирования для снижения уровня тревожности у беременных женщин в период вынашивания ребенка.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: психологическое консультирование беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка является успешным если:
А) исследованы особенности проявлений тревожности, установлены причины повышенной тревожности и учтены индивидуальные особенности беременной женщины.
Б) совместно выработано сознательное отношение к беременности через информирование, получение объективной информации.
В) найдены оптимальные пути снятия тревожности, поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности.
Данное исследование позволило ответить на поставленные вопросы. Полученные в исследовании результаты показали хорошую применимость и высокую информативность использованных методов психологического обследования. Данные результатов исследования могут иметь теоретическую и практическую ценность для клинических психологов и врачей, занимающихся проблемами психического состояния женщин в период ожидания ребенка.
Список литературы
Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2000. – 208с.
Аншина М.Б. Если вам нужен ребёнок: 10-е издание. – М.: Дипак, 2010. – 33с.
Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Беременность как модель и этап развития телесного опыта во взрослом возрасте // Ежегодник РПО. Специальный выпуск. – М., 2005.- С. 228–230.
Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: «ПЕР СЭ», 2012. – 256с.
Беременность и роды: Пособие для будущих родителей / Под В.В. Маршака. – М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2004. – 416с.
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. - 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2011. – 232с.
Вараксина Г.Н. Особенности течения беременности и развития симптомов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологических психосоциальных факторов: автореферат кан. пс. н. – Казань, 2002. – 194с.
Васильева Е.В. Структура идентичности первородящих женщин с различным типом материнского отношения: дисс... кан. пс. наук. – М., 2011. – 195 с.
Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. – № 1. – С. 15–32.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практ. рук. ч. 1. – 4-е изд. – М.: Генезис. – 160с.
Ветчанина Е.Г., Залевский Г.В., Мальгина Г.Б. Значение психической ригидности при психоэмоциональном стрессе беременных // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по перинатальной психологии. – СПб., 2002. – С. 163–164.
Волков А.Е. Психосоматические соотношения при физиологической беременности и при беременности, осложненной поздним гестозом: автореф. дис. канд. мед. наук. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – 240с.
Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования: дис. канд. психол. наук. – М., 2000. – 191с.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2011. – 752с.
Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений: материалы Всероссийской научно- практической конференции, 16-17 октября 2009 г. / сост. : Н.Г. Брюхова, Е.А. Подосинникова; отв. ред. Б.В. Кайгородов. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 127 с.
Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 672с.
Клюева Н. В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.
Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Контроль поведения при различном течении беременности // Психологический журнал. – 2007. – Т.22.- № 1. – С.70-82.
Коваленко Н.П. Психологические особенности коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности. – СПб.,1998. – 190с.
Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 17-25.
Кочнева М.А. Особенности и роль психологических реакций беременных женщин в развитии осложнений беременности и родов: автореф. дис. канд. мед. наук. – М., 1992. – 24с.
Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 464с.
Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Академический проект, 1999. – 416с.
Макаров В. В. Путь консолидации психотерапии в Российской Федерации // Психотерапия. – 2008. – № 9. – С. 9–16.
Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г. Психофизиологические особенности реакции организма человека на эмоциональное напряжение во время экзамена: монография – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2010. – 207 с.
Мамышева Н.Л. Непсихотические расстройства у беременных: автореф. дис. канд. мед. наук. – Томск, 1995. – 14с.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практ. рук, 6-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432с.
Палящая А.Е. Социально-психологические факторы определяющие тип переживания беременности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009 – т. 11, 4 (4). – С. 949 – 952.
Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск, 1983. – 233с.
Практикум по возрастной психологии / ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 688с.
Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 21-29.
Прохорова О.В., Прохоров В.Н. Стрессогенные факторы при беременности как психосоматическая проблем // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики. – Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2010. – С. 53-55.
Психологические тесты / сост. С.А. Касьянов. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.
Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии и педиатрии. – Иваново, 2001. – 178с.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – 2-е изд. – СПб., 2000. – 1024с.
Психофизиология: Учебник для вузов / под ред. Ю.Н. Александрова. – СПб.: Питер, 2006. – 416с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2011. – 672 с.
Саватье С. Гештальт – это младенец. – М.: Изд. Московского гештальт-института, 1982. – 156с.
Сахаров Е.А. Пограничные нервно-психические расстройства при беременности и их коррекция: автореф. дис. канд. мед. наук. — Л., 1990. – 20с.
Северный А.А., Баландина Т.А., Солоед К.В., Шалина Р.И. Психосоматические аспекты беременности // Социальная и клиническая психиатрия. – 1995. – № 4. – С. 17–22.
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. – Вып. 2. – С. 42 – 52.
Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. – С. 88-103.
Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2013. – 384с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 2009. – 220с.
Шмуклер А.Б. Психозы беременности: обзор литературы // Проблемы «продукции. – 1995. – № 2. – С. 19–22.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
Приложения
63
1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2000. – 208с.
2. Аншина М.Б. Если вам нужен ребёнок: 10-е издание. – М.: Дипак, 2010. – 33с.
3. Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Беременность как модель и этап развития телесного опыта во взрослом возрасте // Ежегодник РПО. Специальный выпуск. – М., 2005.- С. 228–230.
4. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: «ПЕР СЭ», 2012. – 256с.
5. Беременность и роды: Пособие для будущих родителей / Под В.В. Маршака. – М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2004. – 416с.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. - 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2011. – 232с.
8. Вараксина Г.Н. Особенности течения беременности и развития симптомов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологических психосоциальных факторов: автореферат кан. пс. н. – Казань, 2002. – 194с.
9. Васильева Е.В. Структура идентичности первородящих женщин с различным типом материнского отношения: дисс... кан. пс. наук. – М., 2011. – 195 с.
10. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. – № 1. – С. 15–32.
11. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практ. рук. ч. 1. – 4-е изд. – М.: Генезис. – 160с.
12. Ветчанина Е.Г., Залевский Г.В., Мальгина Г.Б. Значение психической ригидности при психоэмоциональном стрессе беременных // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по перинатальной психологии. – СПб., 2002. – С. 163–164.
13. Волков А.Е. Психосоматические соотношения при физиологической беременности и при беременности, осложненной поздним гестозом: автореф. дис. канд. мед. наук. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – 240с.
14. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
15. Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
16. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования: дис. канд. психол. наук. – М., 2000. – 191с.
17. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
18. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2011. – 752с.
19. Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений: материалы Всероссийской научно- практической конференции, 16-17 октября 2009 г. / сост. : Н.Г. Брюхова, Е.А. Подосинникова; отв. ред. Б.В. Кайгородов. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 127 с.
20. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 672с.
21. Клюева Н. В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.
22. Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Контроль поведения при различном течении беременности // Психологический журнал. – 2007. – Т.22.- № 1. – С.70-82.
23. Коваленко Н.П. Психологические особенности коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности. – СПб.,1998. – 190с.
24. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 17-25.
25. Кочнева М.А. Особенности и роль психологических реакций беременных женщин в развитии осложнений беременности и родов: автореф. дис. канд. мед. наук. – М., 1992. – 24с.
26. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 464с.
27. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Академический проект, 1999. – 416с.
28. Макаров В. В. Путь консолидации психотерапии в Российской Федерации // Психотерапия. – 2008. – № 9. – С. 9–16.
29. Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г. Психофизиологические особенности реакции организма человека на эмоциональное напряжение во время экзамена: монография – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2010. – 207 с.
30. Мамышева Н.Л. Непсихотические расстройства у беременных: автореф. дис. канд. мед. наук. – Томск, 1995. – 14с.
31. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практ. рук, 6-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432с.
32. Палящая А.Е. Социально-психологические факторы определяющие тип переживания беременности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009 – т. 11, 4 (4). – С. 949 – 952.
33. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск, 1983. – 233с.
34. Практикум по возрастной психологии / ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 688с.
35. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 21-29.
36. Прохорова О.В., Прохоров В.Н. Стрессогенные факторы при беременности как психосоматическая проблем // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики. – Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2010. – С. 53-55.
37. Психологические тесты / сост. С.А. Касьянов. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.
38. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии и педиатрии. – Иваново, 2001. – 178с.
39. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – 2-е изд. – СПб., 2000. – 1024с.
40. Психофизиология: Учебник для вузов / под ред. Ю.Н. Александрова. – СПб.: Питер, 2006. – 416с.
41. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2011. – 672 с.
42. Саватье С. Гештальт – это младенец. – М.: Изд. Московского гештальт-института, 1982. – 156с.
43. Сахаров Е.А. Пограничные нервно-психические расстройства при беременности и их коррекция: автореф. дис. канд. мед. наук. — Л., 1990. – 20с.
44. Северный А.А., Баландина Т.А., Солоед К.В., Шалина Р.И. Психосоматические аспекты беременности // Социальная и клиническая психиатрия. – 1995. – № 4. – С. 17–22.
45. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
46. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. – Вып. 2. – С. 42 – 52.
47. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. – С. 88-103.
48. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
49. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2013. – 384с.
50. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 2009. – 220с.
51. Шмуклер А.Б. Психозы беременности: обзор литературы // Проблемы «продукции. – 1995. – № 2. – С. 19–22.
52. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
Тревоги во время беременности. Сравнение беременных и не беременных женщин
Особенности проявления тревожности у женщин в период беременности
Содержание
Введение
Глава 1. Эмоциональное состояние женщин во время беременности: теоретические подходы к проблеме
1.1 Беременность и ее влияние на эмоциональное состояние женщин
1.2 Понятие тревожности, ее причины во время беременности
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению личной и ситуативной тревожности во время беременности
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
2.2 Результаты экспериментального исследования по идентификации личности и ситуативной тревожности во время беременности
.3 Выводы по экспериментальному исследования по идентификации личности и ситуативной тревожности во время беременности
.4 Рекомендации для женщин в период беременности
Вывод
библиография
Приложение
Введение
В наши дни, особенностью социальной ситуации в нашей стране является снижение уровня рождаемости, увеличению числа осложненных беременности и родов, снижается уровень здоровья новорожденных. С одной стороны, причиной этой тенденции является нестабильная социально-экономическая ситуация, которая негативно влияет на эмоциональность женщины. С другой, влияние беременности на психику женщин, иногда так много, что некоторые авторы (Н. Удденберг, M. Ринглер) считает это явление как кризис. В последнее время, процент возникновения патологии от рождения увеличился в два раза. И с каждым годом все возрастает число женщин, роды которых прошли с осложнениями. В начале третьего тысячелетия в стране сложилась ситуация, когда по официальным данным государственной статистики 60% детей имеют родовые травмы, неизбежно приводит к различным формам нарушений развития ребенка, в будущем, становится важным фактором при возникновении большинства болезней детей [Белогай, 2004].
Исследование такого важного этапа подготовки к материнству как беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы можно найти у ограниченного количества авторов. В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией (Скобло, В., Дубовик О. Ю., 1992; Баженова О.-М, Баз Л. Л., Копыл О. А., 1993; Брутман В. И., 1996), психофизиологией (Батуев А. С., 1996; Волков В. Г., Садкова Ю. С., Шабалина Н. В., 1995), психология материнства (Коваленко Н. Н., 1998; Радионова М. С., 1997), психотерапевтическими (Шмурак Ю. И., 1993) и психолого-педагогических (Брутман В. И., 1994) аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнства (Филиппова, G., 1996). Однако, сами исследователи считают, что полученные результаты отражают скорее общие индивидуальные особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования. То же самое касается исследований, посвященных изучению психофизиологических основ материнства (Батуев А. С., 1996), психического здоровья матери и ребенка, социального статуса женщины и особенностей ее семьи (Брутман В. И., Варга А. Я., Радионова М. С., 1996).