Методические основы организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста образовательной области
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 04.10.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности педагога
по освоению детьми среднего дошкольного возраста образовательной области «Чтение художественной литературы»…...
5
1.1. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений детской литературы…………………………… …….
5
1.2. Роль художественной литературы в эмоциональном, речевом
и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста ………...
10
1.3 .Жанры детского фольклора и их характеристика…………………….. 17
1.3.1 Анализ программного содержания работы по освоению детьми
среднего дошкольного возраста образовательной области «Чтение
художественной литературы»………………………………………………
17
1.3.2Методические основы освоения детьми среднего дошкольного
возраста образовательной области «Чтение художественной
литературы»…………………………………………………………….........
19
Глава 2. Опытно-поисковая работа организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста образовательной области «Чтение художественной литературы»………………………………………………………………..
23
2.1. Диагностика начального уровня сформированности представлений
о жанрах детского фольклора …………………………………….......
23
2.2. Организация деятельности педагога по освоению детьми среднего
дошкольного возраста образовательной области «Чтение
художественной литературы»……………………………………................
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Методика 1 «Поэтический лес»
Для выполнения данной методики мы выбрали стихотворение Е. Серовой «Одуванчик», который рекомендован программой «От рождения до школы» (программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.):
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Содержание.
Воспитатель просит детей внимательно послушать стихотворение «Травка зеленеет» и раздает листы с данным стихотворением.
Воспитатель читает каждую строчку, а дети повторяют за ней.
Просит попробовать самостоятельно и выразительно его прочитать.
После чего, каждый ребенок читает данное стихотворение выразительно. Если имеются какие-либо недочеты, воспитатель исправляет их.
Далее воспитатель задает нижеследующие вопросы:
Понравилось ли вам стихотворение «Травка зеленеет»?
О чем данное стихотворение?
Какое ваше любимое стихотворение?
Расскажите отрывок своего любимого стихотворения. [12]
Результат:
Таблица 4
КРИТЕРИИ Уровень баллы 1)Внимательно слушает прочитанное ему стихотворение, умеет читать выразительно.
2)Может рассказать, о чем идет речь в стихотворении.
3)Может назвать свое любимое стихотворение, рассказывает наизусть отрывок из стихотворения.
2)С удовольствием отвечает на вопросы педагога. Высокий 7-10 1) Слушает прочитанное стихотворение на среднем уровне,
Умеет читать выразительно немного.
2) Может рассказать, о чем идет речь в стихотворении
3)Может назвать свое любимое стихотворение, может рассказать наизусть маленький отрывок из стихотворения
4)Охотно отвечает на вопросы воспитателя. Средний 3-6 1)Не внимательно слушает прочитанное ему стихотворение, не умеет читать выразительно.
2)Не может рассказать, о чем данное стихотворение.
3)Затрудняется назвать свое любимое стихотворение, рассказывает стихотворение наизусть с ошибками.
4)Не отвечает на вопросы педагога или отвечает плохо. низкий 0-2
Методика 2 «Страна сказок»
Для выполнения данной методики мы выбрали сказку «Три поросенка», перевод с английского языка С. Михалкова, который рекомендован программой «От рождения до школы» (программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.)
Содержание.
Воспитатель просит детей внимательно послушать сказку «Три поросенка» и раздает листы с данным произведением.
Далее воспитатель задает нижеследующие вопросы:
Вам понравилась сказка?
О чем эта сказка?
Перечислите главных героев?
Как вы относитесь к героям сказки?
Нравятся ли они вам?
Воспитатель просит каждого ребенка пересказать данную сказку.
Результат:
Таблица 5
КРИТЕРИИ УРОВНИ Баллы 1) Внимательно слушает сказку.
2) Охотно рассказывает, о чем сказка, о ее героях и об отношении к этой сказки
3) С удовольствием пересказывает сказку.
4) С удовольствием отвечает на вопросы педагога. Высокий 7-10 1) Не очень внимательно слушает сказку
2) Рассказывает, о чем сказка, о ее героях и о своем отношении к сказке
3)Пересказывает сказку.
4) Охотно отвечает на вопросы воспитателя. Средний 3-6 1)Не охотно или вообще не слушает сказку, отвлекается.
2) Рассказывает частично, о чем сказка, о героях и о своем ем отношении
3) Не охотно или вообще не пересказывает сказку.
4) Не отвечает на вопросы педагога или отвечает плохо. низкий 0-2
Сформированности компетенции дошкольников среднего периода по образовательной области «Чтение художественной литературы». Группа: средняя.
Стартовый и итоговый мониторинг (см. таблицу 6)
Таблица 6
Показатели уровня сформированности умений и знаний развития интереса к художественной литературе.
Ф. И. РЕБЕНКА Иванов Александа Сидорова Анна Голубева Ольга Северенко Полина Красавин Олег
Методика 1
Ст. 3+3+3 1+2+1 1+0+2 4+3+3 0+0+1 Итог. 9 4 3 10 1
Методика 2 Ст. 4+3+2 2+1+0 1+1+2 3+3+2 1+0+1 Итог. 9 3 4 8 2
Таким образом, показатели уровня сформированности умений и знаний развития интереса к художественной литературе имеют нижеследующий результат: самый высокий баллы – Иванова Александра и Северенко Полина, Сидорова Анна и Голубева Ольга имеют средний балл, самый низкий балл у Красавина Олега.
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы
В этом параграфе мы рассмотрим комплекс мероприятий с точки зрения организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста образовательной области "Чтение художественной литературы".
Мероприятия, проводимые в детских образовательных учреждениях, бывают разными по тематике и жанру. Можно выделить нижеследующие виды мероприятий: беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление, экскурсии и занятия связанные с определенной тематикой.
Рассмотрим проект, который связан с комплексом мероприятий, в ходе которого происходи взаимодействие детей с их родителями с тематикой «Чтение художественной литературы».
Тема проекта: «Добрая книга»
Направления, который осуществляет проект:
Увеличение результативности работы по присоединению детей и их родителей к книге.
Взаимодействие с семьей, способствующее воспитанию у ребенка заинтересованность к литературе.
Цель: Заинтересовать детей и их родителей к общей деятельности в работе с книгой, помогать формированию эмоциональных коммуникаций между родителями и детьми.
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Ход проекта:
Выставка из родительских книг: «Книга моего детства»
Составление родителями и детьми творческого рассказа.
Составление родителями сказки «Колобок на новый лад».
Театрализованная постановка детей по сказкам, которые придумали дети с их родителями.
Совместное изготовление книг по творчеству родителей и их детей.
Запланированный результат при реализации данного проекта:
1. увеличение заинтересованности детей к литературе;
2. создание системы работы с книгой;
3. воссоздание домашнего чтения;
4. повышение культуры речи у детей и родителей;
5. увеличение у педагогов профессиональной компетентности
Проект заключает в себе четыре этапа (см. таблицу 7) [8]
Таблица 7
Этапы Методическая работа Взаимодействие с детьми Взаимодействие с семьей 1.Подготовительный 1.Консультации:
«Книга и ребенок». Место книги в режиме детского сада. Подбор детской художественной литературы.2.Подбор методической литературы по данной теме.3.Книжная графика в оформлении детской книги. 4.СеминарыЗнакомство с творчеством писателей, пишущих для детей.5.Стиль общения взрослых с детьми 1.Установление места книги в группе («Книжный уголок»), подбор и сменность книг, детских журналов, словесных игр (словесная мастерская).2.Чтение любимых книг, рассматривание иллюстраций, сравнение книг с разными иллюстрациями. 1.Подбор художественной литературы. 2.Анкетирование на тему «Семейные чтения детской книги любимого писателя».3.Подбор костюмов для литературных героев.
4.Консультации Иллюстраторы детской художественной литературы.5.Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения 2.Внедрение 1.Приемы инсценировок.2.Словесные игры по развитию памяти у детей.
3.Семинары «Средства выразительности», «Использование разных видов театра».4.Открытая образовательная деятельность с использованием детской художественной литературы. Разработка сценария «Книжкиной недели» 1.Чтение вместе с воспитанниками детской художественной литературы. 2.Проведение викторин по авторским книгам' прочитанным с детьми, по русскому народному фольклору (вечер сказок, загадок, дразнилок, вечер юмора и т.д.).[11] 3.Изготовление книжек-малышек.4.Экскурсия в детскую библиотеку. 5.Театрализованные игры. 6.Проведение игровых занятий по риторике. 1.Выпуск семейной газеты.2.Летопись семьи (первые высказывания). Устный журнал «Ребенок и книга».3.Участие родителей в подготовке и проведении «Книжкиной недели» литературных праздников 3.Презентация «Неделя книги» Организация участия воспитателей младших групп в мероприятиях средних групп Дети средних групп приглашают детей из младших групп Участие родителей в проведении «Книжкиной недели», литературных праздниках. 44. Итоговый Информационный семинар для педагогов ДОУ«Итоги проведения Книжкиной недели» ВВыпуск фотогазеты. Оформление альбома с фотографиями детей. Выставка «Любимая домашняя книга» ППосещение детьми библиотеки. Домашнее чтение. Создание домашних заготовок к театрализованным драматизациям
Итак, мы рассмотрели комплекс мероприятий в виде таблицы по образовательной области «Чтение художественной литературы» для среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итог нашего исследования. Рассмотрим, какая работа была нами проделана.
В теоретической части мы проанализировали, как воспринимается ребенком среднего дошкольного возраста художественные произведения. Также выявили стандартный репертуар для ребенка этого возраста, который состоит из фольклора, поэзии и прозы. Детально рассмотрели, из чего себя представляет детские сказки, песенки, стихотворения, которые применяют для освоения детьми среднего дошкольного возраста. Во втором параграфе, мы исследовали традиционные и инновационные методы и приемы по освоению образовательной области «Чтения художественной литературы» для детей 4-5 лет. Третий параграф курсовой работы состоит из проанализированных программ «От рождения до школы» и «Детство» образовательной области «Чтение художественной литературы».
В практической части нашей работы мы с помощью вышеуказанных программ подобрали диагностический материал и выявили на основе методик уровень и показатели сформированности знаний и умений в образовательной области «Чтение художественной литературы» для детей среднего дошкольного периода. Во втором параграфе практической части мы описали комплекс мероприятий и выбрали из этого комплекса два открытых мероприятия, описав подробно в виде конспектов.
Таким образом, на основе проведенного исследования, цели и задачи, которые ставили перед собой, в полном объеме выполнены.
Осуществление работы по выполнению образовательной области «Чтение художественной литературы» перед педагогами ставятся сложные и многоплановые задачи. Полноценный труд по этому направлению нужен в качестве главного способа развития детей. Так как художественная литература, с одной стороны, увеличивает мнения дошкольников об окружающем мире, образует первичные ценностные понимания, способствует развитию литературной речи; с другой стороны, она внедряет детей в особенный, исключительный мир эмоций и переживаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Москва, 1997 год.
3. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
4. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Совр. слово. 2003. 280 с.
5. Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство». С-Петербург, 2002 год.
6. Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.- 528 с.
7. Березина Н.О. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов / [Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
8. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009. – 666с.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 276с.
10. Веракса Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
11. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
12. Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.
13. Гурович Л.М. Ребенок и книга. С-Петербург, 2004 год.
14.Карпухина Н.А. Развитие речи и знакомство с художественной литературой – М.: «Педагогика нового времени» - 2007.
15.Ленкова И.Я. Дети и книга. Москва, 1970 год.
16. Новикова Г. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000. - 188с.
17. Новлянская З.Л., Кудина Г.Л. Литературное чтение. Учебник для 3 кл.: В 2 ч. - М., 2001.
18. Русская басня XVIII—XX вв. // Библиотека отечественной классической художественной литературы. – М., 2003.
28
2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Москва, 1997 год.
3. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
4. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Совр. слово. 2003. 280 с.
5. Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство». С-Петербург, 2002 год.
6. Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.- 528 с.
7. Березина Н.О. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов / [Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
8. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009. – 666с.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 276с.
10. Веракса Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
11. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
12. Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.
13. Гурович Л.М. Ребенок и книга. С-Петербург, 2004 год.
14.Карпухина Н.А. Развитие речи и знакомство с художественной литературой – М.: «Педагогика нового времени» - 2007.
15.Ленкова И.Я. Дети и книга. Москва, 1970 год.
16. Новикова Г. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000. - 188с.
17. Новлянская З.Л., Кудина Г.Л. Литературное чтение. Учебник для 3 кл.: В 2 ч. - М., 2001.
18. Русская басня XVIII—XX вв. // Библиотека отечественной классической художественной литературы. – М., 2003.
Вопрос-ответ:
Какие методические основы необходимы для организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста образовательной области "Чтение художественной литературы"?
Для организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста образовательной области "Чтение художественной литературы" необходимы следующие методические основы: определение целей и задач чтения художественной литературы, выбор качественных произведений для ознакомления детей, создание комфортной обстановки для чтения, привлечение детей к активному диалогу с книгой, использование различных методов работы с текстом (игры, драматизация, творческие задания) и систематическая оценка уровня их освоения.
Какие особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений детской литературы?
Дети среднего дошкольного возраста имеют свои особенности восприятия произведений детской литературы. В этом возрасте дети активно развивают воображение, поэтому для них важно, чтобы произведения были яркими, красочными и интересными. Дети обращают внимание на картинки, настроение текста, звучание слов. Они могут воспринимать произведения на интуитивном уровне и строить собственные фантазии и представления на основе прочитанного.
Какую роль играет художественная литература в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста?
Художественная литература играет важную роль в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста. Она помогает детям расширить свой эмоциональный опыт, развивает их чувство красоты и эстетического восприятия, способствует развитию речи и обогащению словарного запаса, развивает память и внимание, улучшает воображение и творческое мышление. Кроме того, чтение художественной литературы позволяет детям лучше понимать себя и окружающий мир, развивает эмпатию и способность к социальному взаимодействию.
Какие методические основы помогают педагогу организовать деятельность по освоению образовательной области "Чтение художественной литературы" у детей среднего дошкольного возраста?
Организация деятельности педагога по освоению образовательной области "Чтение художественной литературы" у детей среднего дошкольного возраста основана на таких методических принципах, как привлечение детей к чтению, использование разнообразных методов и форм работы, создание комфортной атмосферы для чтения, развитие речи и эмоционально-волевой сферы ребенка. Педагог использует различные объекты чтения, проводит чтение вслух, обсуждение произведений, игры, творческие задания. Также важным является индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его интересов и потребностей.
Какие особенности восприятия произведений детской литературы присущи детям среднего дошкольного возраста?
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторые особенности восприятия произведений детской литературы. Они могут не всегда понимать переносные значения слов, а также некоторые сюжетные повороты. Дети этого возраста часто воспринимают текст буквально и дословно, им сложно понять скрытый смысл и аллегории. Однако постепенно они развивают свою восприимчивость и становятся более способными анализировать и интерпретировать произведения литературы.
Какую роль играет художественная литература в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста?
Художественная литература играет важную роль в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста. Через чтение художественных произведений дети испытывают различные эмоции, развивают свою эмоциональную сферу. Речь и словарный запас также развиваются благодаря общению о прочитанных произведениях. Кроме того, художественная литература способствует развитию воображения, мышления и памяти детей.
Что изучает данная статья?
Данная статья изучает методические основы организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста образовательной области "Чтение художественной литературы".
Какие особенности восприятия произведений детской литературы у детей среднего дошкольного возраста?
Дети среднего дошкольного возраста имеют свои особенности восприятия произведений детской литературы. Они еще недостаточно развиты для полноценного анализа и интерпретации текстов, поэтому воспринимают их преимущественно эмоционально. Они наслаждаются сюжетом, образами и яркими иллюстрациями, а также впитывают эмоциональный и моральный смысл произведения.
Какая роль художественной литературы в развитии детей среднего дошкольного возраста?
Художественная литература играет важную роль в развитии детей среднего дошкольного возраста. Она способствует развитию их эмоционального, речевого и психического развития. Чтение художественных произведений помогает расширить кругозор детей, развить их фантазию и воображение, а также развить эмоциональное восприятие и понимание мира.
Какие методические подходы можно использовать при работе педагога с детьми среднего дошкольного возраста в области чтения художественной литературы?
Педагог может использовать различные методические подходы при работе с детьми среднего дошкольного возраста в области чтения художественной литературы. Например, можно проводить совместные чтения, где дети активно участвуют в процессе чтения, задают вопросы и высказывают свои мысли. Также можно использовать методика "живого слова", когда педагог стимулирует детей к разговору и обсуждению прочитанного текста. Кроме того, можно проводить театрализованные чтения, где дети могут вживаться в роли персонажей и исполнять диалоги.
Какие особенности восприятия произведений детской литературы у детей среднего дошкольного возраста?
У детей среднего дошкольного возраста есть своя специфика восприятия произведений детской литературы. Они, например, более восприимчивы к ярким иллюстрациям и эмоциональным историям. Они также могут давать личное значение произведению и обладают плодотворной фантазией.
Какую роль играет художественная литература в развитии эмоционального, речевого и психического состояния детей среднего дошкольного возраста?
Художественная литература играет важную роль в развитии эмоционального, речевого и психического состояния детей среднего дошкольного возраста. Она помогает детям выражать свои эмоции, расширять словарный запас, развивать воображение и творческое мышление. Чтение художественной литературы также способствует формированию социально-этических норм и ценностей.