Первичные представления детей дошкольного возраста о животном мире

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 19 19 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 08.10.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Особенности знаний детей о животных 4
2. Формирование обобщенных представлений о животных 11
3. Содержание работы по формированию представлений о многообразии животного мира 13
Заключение 17
Список литературы 19


Фрагмент для ознакомления

Птичке, например, можно дать какое-то имя и ознакомить с внешним видом, наблюдать за поведением конкретной синички, которая прилетает к кормушке за окном. Одного из муравьев можно обозначить краской – это выделит его среди других в муравейнике и активизирует наблюдения.В-третьих, повышению познавательного интереса способствует проведение в информациях о живых существа параллелей с человеком: речь идет об устройстве гнезда, уход за детенышами. Потребность живых существ в сохранении определенных условий для своей жизни становится детям ближе, когда она сравнивается с потребностью человека в дыхании, еде, воде, свете, свободе и безопасности.Формируя у детей представление о животном мире, следует ориентироваться на индивидуальную значимость полученной информации. Для дошкольников с нарушениями слуха важнее знать о распространенных в естественной окружающей среде представителей флоры, чем о растениях и животных далеких северных краев или тропиков. Кроме этого, детям труднее запомнить и воспринять названия этих животных. Детям интереснее будет узнать о петухе на собственном дворе, чем о кукушке, которая живет в лесу. Особого внимания заслуживает исследование П. Саморукова, в котором он представляет основные направления систематизации знаний: формирование системы знаний о совокупности растений и животных, которые занимают определенную территорию с характерным ландшафтом; обобщение и классификация растений и животных на группы по внешним признакам и характеру взаимодействия со средой, формирование системы знаний о сезонных изменениях природы. Такие направления систематизации позволяют формировать прочный фундамент знаний, ведь они и создают основы убеждений.Во время ознакомления детей с животным миром необходимо соблюдать принцип гетерогенности экологической деятельности, связанной с миром природы. Дети должны получать информацию о животных с непосредственных наблюдений, рассказов взрослого, чтения художественной литературы, во время проведения простейших опытов, ухода за животными, дидактических игр. Психологические особенности детей дошкольного возраста обусловливают необходимость использования активных, сохранившихся форм познавательной деятельности с помощью взрослого. Дети должны проводить опыты, ухаживать животными. В формировании представлений, знаний о живых организмах главное место занимает игровая деятельность – дидактические игры. Для современного экологического воспитания нужны новые игры, которые бы, с одной стороны, моделировали само творчество ребенка, а с другой – обеспечивали условия для совершенствования его интеллекта [13]. Необходимой составляющей формирования осознанного представления о животном мире как познавательной ценности и закрепление этого в памяти ребенка является изобразительно-конструктивная, музыкальная, речевая, игровая деятельности. В танце дети могут воспроизводить движения животных, птиц. Художественное перевоплощение, тесная связь с миром природы поможет почувствовать его состояние, самому становиться на мгновение пчелкой, бабочкой, синичкой.При работе с детьми целесообразно использовать народное творчество, поскольку народное творчество - это сокровищница народной мудрости. Ярко отражен мир природы в сказках и песнях, загадках и легендах, думах и пословицах, шутках и былинах, частушках и скороговорках. Только в общении с животным миром ребенок имеет возможность углубляться в безграничное богатство природных явлений, в их неиссякаемую красоту. Он вбирает в себя краски, звуки и запахи природы, стремится раскрыть тайны окружающей среды, увлекается загадочностью, сочувствует всему живому, одухотворяет его. Здесь проявляются особенности его отношение не только к компонентам животного мира, но и к самому себе.Общение с природной средой совместно со взрослыми помогает детям овладеть эмоциональной регуляцией поведения, усваивать ее образцы. А именно:Бережно относится к животным, доброжелательно обращаться к ним, мягко касаться шерсти животных, перьев птиц, не делать резких движений чтобы не спугнуть, не потревожить животное;сдерживать желание досаждать животным, особенно тем, которые легко попадают в руки (насекомым, дождевым червям, моллюскам, земноводным, беззащитным птенцам, детенышам домашних животных);проявлять сочувствие природной беде в окружающей среде (например, голодная кошка долго и громко мяукает, серебристую паутину порвала ветвь, т.д.)[5, 6].Формирование знаний о живом организме как основа экологического воспитания дошкольников является важной составляющей общего развития ребенка.ЗаключениеЦеленаправленный процесс формирования ответственного отношения дошкольников к животному миру во всех видах учебной общественно полезной деятельности и общения с природой составляют сущность экологического образования и воспитания, конкретизируют и углубляют основную цель – формирование экологической культуры, экологической ответственности.Стоит помнить, что дети плохо усваивают то, что не затрагивает их чувства, не имеет для них личностного смысла. Поэтому важно, чтобы ребенок воспринимал объекты животного мира как субъекты. Чтобы «Включить» этот психологический механизм, при подборе информации следует соблюдать следующие условия:во-первых, дошкольников следует сначала знакомиться с внешне привлекательными животными.во-вторых, ознакомление с объектами природы должно быть индивидуализированным: лучше формировать представление о конкретном животном, а не об определенном виде или классе.в-третьих, повышению познавательного интереса способствует проведение в информациях о живых существа параллелей с человеком: речь идет об устройстве гнезда, уход за детенышами и тому подобное. Потребность живых существ в сохранении определенных условий для своей жизни становится детям ближе, когда она сравнивается с потребностью человека в дыхании, еде, воде, жилье, в свободе и безопасности.В системе экологического обучения и воспитания дошкольников учитывают тот факт, что отношение к животному миру включают следующие аспекты: первый выражает отношение к природе как к предмету материального производства, объекта труда и жизнедеятельности человека; второй – как отношение к личным природным данным, к своему организму, который включен в систему экологического взаимодействия; третья показывает отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной животного мира.Список литературыВоспитание нравственных чувств у старших дошкольников; Пособие для воспитателя дет. сада / Р.С. Бурый, А.М. Виноградова, Г.Н. Час и др; Под ред. А.М. Виноградовой. - Москва: Просвещение, 1980. – 233 с.Гаврина С.Е. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. - 178 с.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 345 с.Зерщикова Т. А. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 3-9Ибраимова М. В. Воспитание у детей бережного отношения к животным / / Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1. – С. 30-32.Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. – М.: Роспедагентство, 2009.Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. – Г.-2009.-107 с.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009. – 187 с.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь.: ПГПИ. 1990. – с. 75-83.Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. Москва: Новая школа, 1996. – 245 с.Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: книга для воспитателей детского сада. Москва: Мозаика-Синтез, 2000. – 198 с.Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 311 с.

й животного мира.
Список литературы
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников; Пособие для воспитателя дет. сада / Р.С. Бурый, А.М. Виноградова, Г.Н. Час и др; Под ред. А.М. Виноградовой. - Москва: Просвещение, 1980. – 233 с.
2. Гаврина С.Е. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. - 178 с.
3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 345 с.
4. Зерщикова Т. А. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 3-9
5. Ибраимова М. В. Воспитание у детей бережного отношения к животным / / Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1. – С. 30-32.
6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
7. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. – М.: Роспедагентство, 2009.
8. Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. – Г.-2009.-107 с.
9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
10. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
11. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
12. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009. – 187 с.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006
14. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007
15. Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь.: ПГПИ. 1990. – с. 75-83.
16. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. Москва: Новая школа, 1996. – 245 с.
17. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: книга для воспитателей детского сада. Москва: Мозаика-Синтез, 2000. – 198 с.
18. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 311 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности знаний детей дошкольного возраста о животных?

Дети дошкольного возраста имеют первичные представления о животных, которые формируются на основе наблюдений и опыта. Их знания о животных могут быть неполными и недостоверными, но со временем они начинают усваивать более точные и обобщенные представления о различных видах животных.

Как формируются обобщенные представления детей о животных?

Формирование обобщенных представлений о животных происходит через наблюдения, восприятие окружающего мира, чтение книг, просмотр мультфильмов и общение с взрослыми. Дети учатся различать и классифицировать животных по их основным характеристикам, таким как внешний вид, поведение, место обитания и пищевые привычки.

Какие существуют методики и работы по формированию представлений о многообразии животного мира у детей дошкольного возраста?

Существуют различные методики и работы, направленные на формирование представлений о многообразии животного мира. Например, можно использовать методику "Знакомство с животными", где дети знакомятся с разными видами животных через игру, рассказы и наблюдения. Также широко используются книги, пазлы, аппликации и другие развивающие материалы, которые помогают расширять представления о различных видах животных.

Какую возможность предоставляет наблюдение за конкретными животными для формирования представлений у детей дошкольного возраста?

Наблюдение за конкретными животными, такими как птичка, позволяет детям лучше узнать и запомнить особенности внешнего вида и поведения конкретного вида животных. Например, наблюдение за синичкой, которая прилетает к кормушке за окном, помогает детям понять, как выглядит эта птичка, как она двигается, что она ест и какие звуки издает.

Как можно выделить конкретного муравья среди других?

Один из способов выделить конкретного муравья среди других - это обозначить его краской или каким-то другим дополнительным знаком. Это поможет детям легко определить и выделить конкретного муравья на основе его внешнего вида и цвета метки.

Какие особенности знаний детей дошкольного возраста о животных?

Дети дошкольного возраста в большинстве своем имеют поверхностные представления о животных. Они знают некоторые основные характеристики животных, такие как внешний вид и звуки, но обладают ограниченными знаниями о классификации животных и их особенностях. Однако с возрастом, под влиянием опыта и обучения, дети начинают формировать более обобщенные представления о животном мире.

Как формируются обобщенные представления о животных у детей?

Формирование обобщенных представлений о животных происходит через наблюдение, опыт и обучение. Детям важно быть в контакте с животным миром, наблюдать за животными в естественной среде, посещать зоопарки и аквариумы. Также важно проводить обучающие занятия, где дети могут изучать разнообразие животного мира, классифицировать животных по различным признакам и изучать их особенности.

Какие работы выполняются для формирования представлений о многообразии животных?

Для формирования представлений о многообразии животного мира проводятся различные работы. В детских садах и школах организуются экскурсии в зоопарки, проводятся уроки зоологии, а также используются различные обучающие материалы, такие как книги, видеоматериалы и игры. Особое внимание уделяется развитию интереса детей к животному миру и стимулированию их наблюдательности и воображения.