Сущность, значение и управление государственным долгом России.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 09.10.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ 5
1.1 Сущность государственного долга 5
1.2 Значение государственного долга 8
1.3 Управление государственным долгом 10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ 14
2.1 Государственный долг России и расходы на его обслуживание 14
2.2 Управление внутренним государственным долгом России 22
2.3 Управление внешним государственным долгом России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
(млн. долларов США)
Кредиторы на 01.01.2014 на 01.01.2015 на 01.01.2016 на 01.01.2017 на 01.01.2018 МБРР 1 203,9 937,6 993,0 1 262,6 1 569,6 иные заимствования 0,0 0,0 25,0 55,0 90,0 ЕБРР 279,9 223,6 171,7 120,1 77,1 СИБ 34,9 30,6 26,3 22,0 17,7 ЕИБ 46,6 43,1 39,5 36,0 32,5 Всего 1 565,3 1 234,9 1 255,5 1 495,7 1 786,9 Источник: данные Минфина РФ
Власти России планируют увеличение внешнего госдолга по займам МФО, так в 2015, 2016 и 2017 годах госдолг увеличится соответственно на 1,7 %, 19,1 %, 19,5 %, что обусловлено привлечением новых займов МБРР.
Объем госдолга по кредитам иностранных государств оценивается Минфином России в следующих рамках:
Конец 2015 г. – 1 705,3 млн. долларов США (64 801,5 млн. рублей);
Конец 2016 г. – 1 635,4 млн. долларов США (64 433,0 млн. рублей);
Конец 2017 г. – 1 565,4 млн. долларов США (61 990,2 млн. рублей).
В 2015 году должно быть завершено погашение госдолга по двум кредитным соглашениям с Японией. Таким образом, в составе госдолга останется одно кредитное соглашение с Республикой Корея.
В состав долга, погашаемого товарными поставками, входит долг по соглашениям с КНР, Кувейтом, Боснией и Герцеговиной, Румынией, Македонией, Чехией и Мальтой. Долг по указанным соглашениям предусматривается в следующих суммах:
Конец 2015 г. - 1 006,0 млн. долларов США (38 230,0 млн. рублей),
Конец 2016 г. - 1 006,0 млн. долларов США (39 638,3 млн. рублей),
Конец 2017 г. - 1 006,0 млн. долларов США (39 839,5 млн. рублей).
Приведенные данные отражают тот факт, что Минфин России не прогнозирует списание долга по соглашениям, погашаемым товарными поставками. В составе долга по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм учтен долг по депозитному соглашению от 8 октября 1991 г. между Внешэкономбанком и Центральным банком Ливии на сумму 20,0 млн. швейцарских франков.
В 2015 – 2017 годах предусматривается увеличение на 29,4 % госдолга по государственным гарантиям в иностранной валюте по сравнению с 2014 годом. Объем предоставления указанных государственных гарантий в рамках программ государственных гарантий в иностранной валюте на 2015 – 2017 годах будет постепенно увеличиваться (с 17,9 млрд. долларов США в 2015 году до 21,1 млрд. долларов США в 2017 году).
Доля долга по госгарантиям в иностранной валюте в общем объеме государственного внешнего долга в 2015 – 2017 годах сократится с 28 % в 2015 году до 27,4 % в 2017 году, или на 0,6 п.п., что свидетельствует об повышении долговой устойчивости.
Программой госгарантий в иностранной валюте на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусматривается предоставление гарантий на общую сумму 4,8 млрд. долларов США (в 2015 - 2017 годах – по 1,6 млрд. долларов США ежегодно), в том числе: для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) – по 1,2 млрд. долларов США ежегодно (на 60 % ниже утвержденной суммы гарантирования в 2014 году); по кредитам и облигационным займам на осуществление инвестиционных проектов – по 0,4 млрд. долларов США (ежегодно), что на 83 % ниже утвержденной суммы гарантирования в 2014 году.
Как показывает оценка практика предоставления госгарантий России, ежегодный максимальный объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) за период с 2011 года по 1 июля 2014 года не превышал 500,0 млн. долларов США: так, в 2011 году он составил 227,2 млн. долларов США, в 2012 году – 450,0 млн. долларов США и 13,9 млн. евро, в 2013 году – 224,7 млн. долларов США, по состоянию на 1 июля 2014 года – госгарантии на указанные цели не предоставлялись. На показатели 2014 года оказала влияние сложившаяся в 2014 году геополитическая ситуация (введение взаимных санкций в отношении товаропроизводителей), при этом государственные гарантии России по кредитам и облигационным займам на осуществление инвестиционных проектов за период с 2011 года по 1 июля 2014 года не предоставлялись.
Кроме того, факт предоставления госгарантий для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) не оказал ожидаемого положительного влияния. Так, в результате предоставления госгарантий четырем российским экспортерам в рамках постановления Правительства РФ от 1 ноября 2008 г. № 803 «Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)» у трех экспортеров финансовое состояние существенно ухудшилось (ЗАО «Осташковский кожевенный завод»; ОАО «Нововятский лыжный комбинат»; ЗАО «ВАГОНМАШ») и является предбанкротным.
Таким образом, эффективность управления данным элементом госдолга России можно считать низкой.
Заключение
Государственный долг образует сумма всех непогашенных за определенный период времени официальных долговых обязательств страны перед различными физическими и юридическими лицами, а так же перед другими странами, или перед международными организациями. В государственный долг также входит сумма предоставленных государством гарантий. Сущность государственного долга выражается в номинальной стоимости всех первичных долговых обязательств страны, обусловленных накоплением за прошедшие периоды дефицитов государственного бюджета.
В составе государственного долга включают, кроме традиционных фор государственных обязательств перед внешними кредиторами, так же и обязательства страны по уплате пенсий (долг системы социальных гарантий), по предоставлению налоговых и таможенных льгот и т. п. – внутренний государственный долг.
Задача национальной политики по управлению государственным долгом заключается в обеспечении:
точного и своевременного учета всех финансовых обязательств,
поддержании допустимой для экономики долговой нагрузки,
минимизации стоимости обслуживания долга, создании механизмов для участия как можно более широкого круга инвесторов в долговом финансировании правительства,
минимизации рисков государственных заимствований и обеспечении стабильности долгового финансирования.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
соглашений и договоров, в т.ч. международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения и обслуживания Государственного долга РФ.
Управление государственным долгом осуществляется Правительством РФ, при этом РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ.
Проведенный анализ практики управления госдолгом России позволяет констатировать, что в последние время размеры дога увеличиваются, так же следует отметить возрастание долговой нагрузки, однако она не превышает пороговых значений. В целом управление госдолгом России можно считать эффективным, но можно рекомендовать для повышения эффективности следующие меры:
Внедрение элементов риск-менеджмента в систему управления госдолгом России.
Более активно пользоваться возможностью внутреннего размещения ГЦБ.
В целях мониторинга долга российского корпоративного сектора, , необходимо принять меры по созданию системы (механизма) информационного взаимодействия с государственными корпорациями (компаниями), заключению соответствующих соглашений о предоставлении сведений о состоянии внешней задолженности.
Вусловиях принятия экономических санкций в отношении ключевых секторов российской экономики представляется целесообразным разработать комплекс мер, направленных на снижение негативных последствий от их введения.
Список использованной литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823
Аганбегян А.Г. Что делать, когда госбюджета не хватает? // Деньги и кредит. - 2013. - N 11. - С.4-9.
Анохин П. Бюджет трудный и тяжелый // Рос. Федерация сегодня. - 2014. - N 20. - С.4-8, 32.
Баранов А.О. Платежный баланс России: от кризиса до кризиса // ЭКО. - 2011. - N 11. - С.109-120.
Бирюков А. О практике предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации // Власть. - 2012. - N 1. - С.12-21.
Богачева О.В. Инструменты конкуренции за бюджетные ресурсы в практике зарубежных стран // Охрана труда и соц. страхование. - 2014. - N 9. - С.71-77.
Бюджетная политика и бюджетные отношения в 2012-2014 годах // Финансы. - 2011. - N 6. - С.13-16.
Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Г.Б.Поляка- М.: Юнити, 2008. – с. 402
Бюджетная система РФ / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2010 – с. 533
Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю.Воронин, В.Кабашкин // Экономист. - 2011. - N 1. - С.58-67.
В плену старой парадигмы / О.Солнцев, И.Сухарева, А.Дешко, Е.Пенухина // Эксперт. - 2014. - N 3. - С.30-33.
Дмитриев В.А. Внешний долг и методы его урегулирования (мировой опыт и российские проблемы). — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2011. с. 294
Дмитриева О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. - 2013. - N 3. - С.20-32.
Ершов М. О некоторых особенностях федерального бюджета на 2015-2017 гг. / М.Ершов, А.Танасова, В.Татузов // Экономист. - 2015. - N 2. - С.17-26.
Карцев Д. Все, что вы хотели знать о бюджете, но боялись спросить // Русский репортер. - 2013. - N 40. - С.30-32.
Климанов В.В. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении / В.В.Климанов, А.А.Михайлова // Финансы. - 2014. - N 7. - C.10-12.
О президентском послании-2014 парламентариям (размышления и оценки А.Фролова и Ю.Болдырева) // Рос. экон. журнал. - 2014. - N 6. - С.3-16.
Пансков В.Г. О пополнении доходной части бюджетной системы // Финансы. - 2014. - N 8. - С.3-8.
Селезнев А. Стартовые условия и проблемы бюджетной трехлетки (2015-2017 гг.) // Экономист. - 2015. - N 2. - С.3-16.
Сайт Министерства финансов РФ. Web: http://www.minfin.ru/ru/
Сайт Министерства экономического развития РФ. Web: http://economy.gov.ru/minec/main
Сайт Правительства РФ. Web: http://www.government.ru/content/
Богачева О.В. Инструменты конкуренции за бюджетные ресурсы в практике зарубежных стран // Охрана труда и соц. страхование. - 2014. - N 9. - С.71.
Богачева О.В. Указанное соч. С.72.
Карцев Д. Все, что вы хотели знать о бюджете, но боялись спросить // Русский репортер. - 2013. - N 40. - С.30-32.
Дитриев В.А. Внешний долг и методы его урегулирования (мировой опыт и российские проблемы). — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2011. с. 44
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823
Дмитриева О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. - 2013. - N 3. - С.20.
Дитриев В.А. Внешний долг и методы его урегулирования (мировой опыт и российские проблемы). — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2011. с. 58
Дмитриева О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. - 2013. - N 3. - С.21.
Баранов А.О. Платежный баланс России: от кризиса до кризиса // ЭКО. - 2011. - N 11. - С.109-120.
Дитриев В.А. Внешний долг и методы его урегулирования (мировой опыт и российские проблемы). — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2011. с. 69
Аганбегян А.Г. Что делать, когда госбюджета не хватает? // Деньги и кредит. - 2013. - N 11. - С.4-9.
Аганбегян А.Г. Что делать, когда госбюджета не хватает? // Деньги и кредит. - 2013. - N 11. - С.4-9.
Ершов М. О некоторых особенностях федерального бюджета на 2015-2017 гг. / М.Ершов, А.Танасова, В.Татузов // Экономист. - 2015. - N 2. - С.17-26.
Там же.
Ершов М. О некоторых особенностях федерального бюджета на 2015-2017 гг. / М.Ершов, А.Танасова, В.Татузов // Экономист. - 2015. - N 2. - С.17-26.
Сайт Министерства финансов РФ. Web: http://www.minfin.ru/ru/
Сайт Министерства финансов РФ. Web: http://www.minfin.ru/ru/
Сайт Министерства финансов РФ. Web: http://www.minfin.ru/ru/
Сайт Министерства финансов РФ. Web: http://www.minfin.ru/ru/
Сайт Министерства финансов РФ. Web: http://www.minfin.ru/ru/
В плену старой парадигмы / О.Солнцев, И.Сухарева, А.Дешко, Е.Пенухина // Эксперт. - 2014. - N 3. - С.30-33.
В плену старой парадигмы / О.Солнцев, И.Сухарева, А.Дешко, Е.Пенухина // Эксперт. - 2014. - N 3. - С.30-33.
В плену старой парадигмы / О.Солнцев, И.Сухарева, А.Дешко, Е.Пенухина // Эксперт. - 2014. - N 3. - С.30-33.
Сайт Министерства финансов РФ. Web: http://www.minfin.ru/ru/
В плену старой парадигмы / О.Солнцев, И.Сухарева, А.Дешко, Е.Пенухина // Эксперт. - 2014. - N 3. - С.30-33.
В плену старой парадигмы / О.Солнцев, И.Сухарева, А.Дешко, Е.Пенухина // Эксперт. - 2014. - N 3. - С.30-33.
Климанов В.В. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении / В.В.Климанов, А.А.Михайлова // Финансы. - 2014. - N 7. - C.10-12.
37
Управление госдолгом
Погашение долга
Обслуживание долга
Регулирование долга
Рефинансирование
Консолидация
Унификация займа
Конверсия
Аннулированием
Обмен облигации по регрессивному соотношению
Отсрочка погашения займа
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823
2. Аганбегян А.Г. Что делать, когда госбюджета не хватает? // Деньги и кредит. - 2013. - N 11. - С.4-9.
3. Анохин П. Бюджет трудный и тяжелый // Рос. Федерация сегодня. - 2014. - N 20. - С.4-8, 32.
4. Баранов А.О. Платежный баланс России: от кризиса до кризиса // ЭКО. - 2011. - N 11. - С.109-120.
5. Бирюков А. О практике предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации // Власть. - 2012. - N 1. - С.12-21.
6. Богачева О.В. Инструменты конкуренции за бюджетные ресурсы в практике зарубежных стран // Охрана труда и соц. страхование. - 2014. - N 9. - С.71-77.
7. Бюджетная политика и бюджетные отношения в 2012-2014 годах // Финансы. - 2011. - N 6. - С.13-16.
8. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Г.Б.Поляка- М.: Юнити, 2008. – с. 402
9. Бюджетная система РФ / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2010 – с. 533
10. Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю.Воронин, В.Кабашкин // Экономист. - 2011. - N 1. - С.58-67.
11. В плену старой парадигмы / О.Солнцев, И.Сухарева, А.Дешко, Е.Пенухина // Эксперт. - 2014. - N 3. - С.30-33.
12. Дмитриев В.А. Внешний долг и методы его урегулирования (мировой опыт и российские проблемы). — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2011. с. 294
13. Дмитриева О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. - 2013. - N 3. - С.20-32.
14. Ершов М. О некоторых особенностях федерального бюджета на 2015-2017 гг. / М.Ершов, А.Танасова, В.Татузов // Экономист. - 2015. - N 2. - С.17-26.
15. Карцев Д. Все, что вы хотели знать о бюджете, но боялись спросить // Русский репортер. - 2013. - N 40. - С.30-32.
16. Климанов В.В. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении / В.В.Климанов, А.А.Михайлова // Финансы. - 2014. - N 7. - C.10-12.
17. О президентском послании-2014 парламентариям (размышления и оценки А.Фролова и Ю.Болдырева) // Рос. экон. журнал. - 2014. - N 6. - С.3-16.
18. Пансков В.Г. О пополнении доходной части бюджетной системы // Финансы. - 2014. - N 8. - С.3-8.
19. Селезнев А. Стартовые условия и проблемы бюджетной трехлетки (2015-2017 гг.) // Экономист. - 2015. - N 2. - С.3-16.
20. Сайт Министерства финансов РФ. Web: http://www.minfin.ru/ru/
21. Сайт Министерства экономического развития РФ. Web: http://economy.gov.ru/minec/main
22. Сайт Правительства РФ. Web: http://www.government.ru/content/
Вопрос-ответ:
Какова сущность государственного долга России?
Государственный долг России представляет собой совокупность займов и обязательств, которые правительство Российской Федерации берет на себя для финансирования государственных нужд и обеспечения выполнения своих функций. Он может быть как внутренним (займы внутри страны), так и внешним (займы у иностранных кредиторов).
Какое значение имеет государственный долг России?
Государственный долг России имеет несколько значений. Во-первых, он позволяет правительству привлекать необходимые средства для реализации своих задач и функций. Во-вторых, наличие долга способствует развитию финансового рынка и стимулирует экономическое развитие страны. Кроме того, государственный долг является важным инструментом финансовой политики государства.
Как осуществляется управление государственным долгом России?
Управление государственным долгом России осуществляется государственными органами, такими как Министерство финансов, Центральный банк и другие финансовые институты. Они разрабатывают и реализуют стратегию управления долгом, определяют источники его финансирования, устанавливают правила размещения государственных облигаций и осуществляют контроль за исполнением обязательств по долгу.
Какие расходы несет Россия на обслуживание государственного долга?
Россия каждый год тратит значительные суммы на обслуживание государственного долга. Эти расходы включают выплату процентов по займам, погашение основной суммы долга, комиссии банков и другие связанные с ними расходы. Общая сумма расходов на обслуживание долга определяется размером долга, процентными ставками и сроками займов.
Как управляется внутренний государственный долг России?
Управление внутренним государственным долгом России осуществляется через размещение государственных облигаций на финансовых рынках и их последующий выкуп. Министерство финансов разрабатывает годовые планы размещения облигаций и определяет размеры выпусков. Центральный банк осуществляет функцию организатора размещения и контролирует процесс выкупа облигаций.
Какая сущность имеет государственный долг?
Государственный долг представляет собой совокупность обязательств государства перед кредиторами, которые выражаются в денежной форме и возникают в результате займа, выпуска облигаций и других кредитных операций.
В чем заключается значение государственного долга?
Государственный долг имеет большое значение для экономики страны. Он позволяет привлекать необходимые средства для реализации различных проектов и программ, а также финансировать бюджетные дефициты. Кроме того, наличие стабильного государственного долга может создать доверие к экономике страны со стороны инвесторов и благоприятно сказаться на ее финансовой политике.
Как осуществляется управление государственным долгом?
Управление государственным долгом осуществляется путем разработки и реализации соответствующей финансовой политики. Ключевыми инструментами управления являются планирование и контроль за состоянием долга, привлечение и обслуживание займов, а также управление рисками, связанными с возможным изменением экономической ситуации.
Каково соотношение между государственным долгом России и расходами на его обслуживание?
Соотношение между государственным долгом России и расходами на его обслуживание может быть разным и зависит от конкретных условий и параметров долга. Расходы на обслуживание долга включают выплату процентов по займам и погашение основной суммы долга. Они могут занимать значительную часть бюджета и иметь влияние на экономическую ситуацию в стране.
Как осуществляется управление внутренним государственным долгом России?
Управление внутренним государственным долгом России осуществляется путем выпуска и размещения государственных облигаций на внутреннем рынке. Государство регулирует объем выпуска облигаций и процентные ставки, предлагаемые инвесторам. Кроме того, государство может проводить операции по покупке и продаже облигаций на вторичном рынке.