Формы художественных связей с Византией и особенности восприятия византийских традиций на Руси
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 10.10.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1Теоретические аспекты изучения форм художественных связей с Византией и особенностей восприятия византийских традиций на Руси 5
1.1. Формы художественных связей Руси и Византийской империи 5
1.2 Особенности восприятия византийских традиций на Руси 10
Глава 2 Описание методов изучения проблемы исследования 13
2.1. Методы изучения церковной музыки 13
2.2. Методы изучения церковной архитектуры 14
Глава 3 Изложение и анализ результатов исследования 16
3.1.Анализ особенностей церковной музыки 16
3.2. Результаты изучения византийских традиций в архитектуре 19
Заключение 21
Список литературы 23
Приложение 24
Его нарушение в России рассматривалось как ересь. Так небольшие изменения некоторых текстов в обрядах, в результате новых переводов, сделанных в середине семнадцатого века привело к драматическим событиям, которые привели к расколу Русской Церкви и движению старообрядцев.Как показал анализ литературы, по проблеме исследования, попевочный принцип музыкальной композиции был заимствован старинными русскими музыкантами из Византии. Мелодии были просты и понятны, их развитие было практически доступно каждому, и они играли важную роль в процессе демократизации византийской культуры в России после крещения и внедрении его традиций в музыкальной жизни гимнографии.Идея богоданности, которая присутствует в византийском искусстве базируется на триаде - от Бога через ангелов или святых божественное откровение передается людям - принцип распространяется на все виды искусства, включая музыку. Согласно римской легенде, Роман Сладкопевец получил в подарок оставление кондаков и пения во сне. Проснувшись, Роман прославил Богородицу, пришедшую к нему во сне, и получил дар песнотворца. Древние традиции пения кондаков были потеряны. Дошедшие до нас рукописи - Пять кондакарей - неразборчивы. Самая старая из этих рукописей - типографский устав – в нем есть признаки, какие части Кондаков поёт певец, что поют «люди»,.Наряду со сложными формами " ангельского пения", заимствованного из Византии, которое, казалось, лежит на верхнем ярусе музыкальной культуры, его нижний ярус был основан на элементарных форм пения. Если первый был изысканным пением, как можно ближе к Византии, второй ярус представлял более демократичный вид пения. Всё пение определяется сложными процессами взаимодействия певческих форм, предусмотренных на верхних и нижних ярусах, постепенной адаптации византийских музыкальных форм, адаптируя их к местным условиям и созданием на их основе собственной национальной культуры русского искусства пения.Древняя Русь из Византии приняла музыкальную культуру на практике. До нашего времени не дошлимузыкально - теоретические труды, отражающие теорию византийской музыки. Освоение музыкальных жанров Византийской империи на Руси шло параллельно с овладением всеми тремя видами нотации, и этот процесс, конечно, повлиял на национальные российские традиции, возможно, это исходит от ритуала языческой культуры. Древняя Русь приняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением как прямой источник, из которого разработала новый поток музыки, противопоставляющий себя вековые народные жанры.3.2. Результаты изучения византийских традиций в архитектуреПри изучении церковного храма были выявлены следующие особенности.Ведущую роль играет в византийскои зданий купол или купол, возвышающийся над массивным объемом самой церкви, которая заканчивается на восточной стороне одним или более апсидами и увенчанный полукуполами по бокам покрытый сводами нефы в один или два яруса. Оконные проемы часто увенчаны аркой (или арками) и оснащены решётками, или каменными плитами с большими отверстиями. Двери часто делаются из бронзы, украшенные рельефами накладных декоративных розеток, и бордюрами, которые дают им массовый характер. На мой взгляд,в результате создается впечатление, власти и силы, в отличие от плавающей легкости готического собора, чьи аркбутаны и все витражи "стены", очень отличаются от твердых, непроницаемых стен византийских церквей из комбинации кирпича и камня (либо полностью из камня - там, где присутствует много строительного камня). На ранних стадиях византийской архитектуры внешней отделки использовалось мало, и купол, как правило, с, сливался с объемом здания. Позже, купол часто устанавливался на барабане с окнами по периметру, но окна могли также сократить основания купола. Более поздние храмы были построены выше, вертикаль в них возросла, есть еще внешние украшения, узорные кладка, облицовка мрамором, глухие аркады, пилястры, комплексные группы окон, ниш, выступов и профилированные пояса и карнизы. В последних зданиях, меньше, но отлично в мастерстве пластики и ритмической разработке проекта, часто выступают портики и карнизы.Если мы обратим внимание на дизайн интерьера, можно отметить, что присутствуют колонные опоры, капители, карнизы, фризы и архитектурные профили. В отличие от классических моделей в работах византийских сводов пяты приподнятых арок часто ставили прямо на капители . Чтобы дать форму этой новой практике, архитекторы перерабатывали ионическую и коринфскую капители: для того, чтобы увеличить конструкцию они сделали их более компактными и один кусок, сокращая количество выступов и проникновений. Кроме того, между пятой арки и столиц они ввели дополнительную единицу мощный трапециевидный блок, призванный передавать нагрузку от более широкой арки тонким капители и стволу колонны. Объединив этот блок и капитель в одну функциональную форму, архитекторы создали т.н. подушкообразную капитель (пульван или пульвино), которую отличали большая выразительность и разнообразие вариантов. Как правило, капители выполняли сверлением из белого мрамора и покрывали позолотой; базы также изготавливали из профилированного белого мрамора, контрастировавшего с сочными цветами стволов колонн, на которые шел цветной мрамор или порфир (часто красного, синего или зеленого тонов). Колонны использовали в качестве вспомогательных элементов, например в аркадах, соединявших опорные столбы. Сочетание столба, арки, свода и купола - конструктивный признак "арочного" стиля. Этот пластический принцип неизменно присутствует во всех частях византийского храма, однако господствующим элементом остается купол. Интерьер в целом отличает эстетическое совершенство. При всей важности конструктивных достижений византийской архитектуры главное ее достоинство состоит в величии продуманного до мелочей и функционально обусловленного убранства, высшей степени логичного и одновременно трепетно-эмоциональногоТаким образом, нами были проанализированы византийские традиции, которые присутствовали в культуре Древней Руси.ЗаключениеДлительный период развития русской культуры определила православная религия. На протяжении многих веков ведущими культурными жанров стали строительство храмов, написание икон, церковная литература. Значительный вклад в сокровищницу мирового искусства Руси, вплоть до XVIII века, принесли духовные мероприятия, связанные с христианством.Тем не менее, влияние христианства на русскую культуру - процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила Хомяков А.С., Россия приняла только внешнюю форму обряда, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура ушла от влияния религиозных догм и переросла границы православия.Особенности русской культуры во многом определялись тем, что исследователи называют "характер русского народа." Главной особенностью этого времени называют веру. Альтернатива "вера-знание», «вера-разум» решалась в России решалась в исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует для всех расхождений русской души и русского характера трудно не согласиться с известными линиями Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить»Русская культура накопила большое значение. Цель нынешних поколений - сохранить и приумножить их.Народные искусство и культура имеют древние корни и замечательные традиции, которые должны быть сохранены и разработаны в современном мире, тем самым экономя самое ценное - народная мудрость, чистота мысли и духовная красота. Культура каждого народа является суммой знаний, унаследованных от прошлого, его взносов современников, заимствование из других культур. Таким образом, культура Киевской Руси унаследовала культуру многих восточнославянских племен, которые сформировали ядро государства, испытала влияние Византийской империи. Иностранные культурные вторжения византийской культуры сыграли роль катализатора, вывели из баланса «сонливости», обогащенной старинной русской культурыСписок литературыАленов М. М. История русского искусства: т. 1-2. – М., 2007.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв. - М., 1992.Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. – М.: Искусство, 1993.Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – СПб., 2008.Грабарь И. Э. История русского искусства. – М., 2009.Дмитриева НА. Краткая история искусств. Вып.1. - М., 1989.4. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. - Л., 1991. Т.1.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. – М., 2009.. История русского искусства. В 8 т. - М., 1991. Т.1Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. – М.: Даръ, 2005.Мейендорф И. Ф. Византия и московская Русь. – Париж, YMGA-PRESS, 1990.Новицкий А. П. История русского искусства. – М., 2007.Очерки истории искусства / Под ред. И. Григоровича и Г. Поспелова. – М., 1987.Рыбаков Б. А. О культуре Древней Руси // Из истории культуры Древней Руси. М.: Изд-во Московского университета, 1984. Сотников О. В. Цивилизация святой Руси. – М. 2003Удальцова З. В. Киев и Константинополь – культурные связи до XIII века // Вопросы истории, 1987, №4http://www.icon-art.info/library.php?lng=ruhttp://www.russiancity.ru/http://mumali.ruПриложение 1Фотографирование – метод изучения церковной архитектурыСпасо-Преображенский собор г. ПсковСобор Рождества Пресвятой Богородицы г. Великий НовгородЦерковь Спаса преображения Новгородская областьСобор Николая Чудотворца г. Великий Новгород
1. Аленов М. М. История русского искусства: т. 1-2. – М., 2007.
2. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв. - М., 1992.
3. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. – М.: Искусство, 1993.
4. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – СПб., 2008.
5. Грабарь И. Э. История русского искусства. – М., 2009.
6. Дмитриева НА. Краткая история искусств. Вып.1. - М., 1989.
7. 4. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. - Л., 1991. Т.1.
8. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. – М., 2009.
9. . История русского искусства. В 8 т. - М., 1991. Т.1
10. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
11. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. – М.: Даръ, 2005.
12. Мейендорф И. Ф. Византия и московская Русь. – Париж, YMGA-PRESS, 1990.
13. Новицкий А. П. История русского искусства. – М., 2007.
14. Очерки истории искусства / Под ред. И. Григоровича и Г. Поспелова. – М., 1987.
15. Рыбаков Б. А. О культуре Древней Руси // Из истории культуры Древней Руси. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
16. Сотников О. В. Цивилизация святой Руси. – М. 2003
17. Удальцова З. В. Киев и Константинополь – культурные связи до XIII века // Вопросы истории, 1987, №4
18. http://www.icon-art.info/library.php?lng=ru
19. http://www.russiancity.ru/
20. http://mumali.ru
Вопрос-ответ:
Какие формы художественных связей существовали между Русью и Византией?
Формы художественных связей между Русью и Византией были разнообразными. Одним из них было влияние византийского искусства на архитектуру Руси, которое проявлялось в использовании декоративных элементов и архитектурных форм, характерных для Византии. Также существовала обширная торговая связь между двуми странами, благодаря которой на Русь поступали ценные предметы искусства из Византии, такие как иконы, росписи и драгоценности. Кроме того, особое место в художественных связях занимала церковная музыка, которая сначала передавалась на Русь устным путем, а затем начала записываться в нотации византийского типа.
Каковы особенности восприятия византийских традиций на Руси?
Особенности восприятия византийских традиций на Руси были связаны с религиозно-культурным контекстом. Византийская культура и искусство были глубоко проникнуты идеями о православии и духовной жизни, и их восприятие на Руси также было пронизано этой религиозной составляющей. Византийские традиции были приняты на Руси как часть православной культуры и стали одной из основных составляющих русского искусства.
Какими методами можно изучать проблему форм художественных связей с Византией и особенностей восприятия византийских традиций на Руси?
Для изучения проблемы форм художественных связей с Византией и особенностей восприятия византийских традиций на Руси можно использовать различные методы. Один из таких методов - метод изучения церковной музыки, который включает анализ нотаций, песнопений и композиций, связанных с византийской музыкальной традицией. Также можно применить метод изучения церковной архитектуры, включающий анализ архитектурных форм и декоративных элементов, подобных византийским. Дополнительно, можно использовать метод анализа иконографии, который позволяет изучать византийские влияния на иконопись Руси.
Какие формы художественных связей существовали между Русью и Византией?
Между Русью и Византией существовали различные формы художественных связей. Одной из таких форм было влияние византийской церковной музыки на русскую церковную музыку. Также русские художники и мастера ремесел могли черпать вдохновение из византийской иконописи и архитектуры.
Какие особенности восприятия византийских традиций можно наблюдать на Руси?
Одной из особенностей восприятия византийских традиций на Руси было их своеобразное толкование и адаптация под русскую культуру. Русские мастера искусства вносили свои особенности в византийскую иконопись, а в церковной музыке присутствовали элементы русских народных песен и мелодий.
Какие методы изучения церковной музыки применялись для изучения проблемы взаимодействия Руси и Византии?
Для изучения проблемы взаимодействия Руси и Византии в области церковной музыки применялись различные методы. Один из них - изучение нотных рукописей, содержащих музыку, написанную в византийском стиле. Также были анализированы тексты древних церковных гимнов, чтобы найти отношения к византийской традиции.
Какие методы изучения церковной архитектуры использовались для исследования связей Руси и Византии?
Для исследования связей Руси и Византии в области церковной архитектуры использовались различные методы. Одним из них было изучение архитектурных форм, типичных для Византии, и их присутствие в русской церковной архитектуре. Также проводились сравнительные анализы архитектурных элементов и деталей с целью выявления влияния византийской традиции.
Какие формы художественных связей существовали между Русью и Византией?
Формы художественных связей между Русью и Византией включали разные виды искусства, в том числе архитектуру, живопись, музыку и литературу. Русские мастера часто брали на примете византийские образцы и техники, а также приглашали мастеров из Византии для работы над проектами на Руси.
Какие особенности были восприятия византийских традиций на Руси?
Особенности восприятия византийских традиций на Руси включали адаптацию их под свои потребности и культурные традиции. Русские мастера не просто копировали византийские образцы, а добавляли в них свои особенности и местные элементы, что приводило к созданию уникального стиля, известного как "русско-византийский".
Какие методы использовались для изучения церковной музыки?
Для изучения церковной музыки использовались различные методы, включая транскрипцию и интерпретацию музыкальных нотаций, исследование исторических источников, анализ композиций и структурных особенностей музыкальных произведений, изучение практик исполнения и традиций разных регионов.
Какие методы использовались для изучения церковной архитектуры?
Для изучения церковной архитектуры использовались методы археологических исследований, анализ документов и исторических источников, изучение архитектурных деталей и декоративных элементов, сравнительный анализ с другими архитектурными стилями и школами.