4. Совместная деятельность логопеда, педагогов и родителей в устранении речевого недоразвития у детей

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 16.10.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Речевое развитие и недоразвитие детей 4
2. Работа логопеда 10
3. Работа педагога и родителей 14
Заключение 17
Список литературы 18
Фрагмент для ознакомления

3. Работа педагога и родителей


Формирование грамотной и связной речи – одна из основных целей педагога на уровне детского сада. Данная работа проводится педагогом одновременно с расширением кругозора детей, их социализацией, нравственным воспитанием и физическим развитием.
Особое внимание педагогом уделяется развитию самостоятельности у детей. Которая, в свою очередь, стимулирует сообразительность и находчивость. Наиболее спешно данные качества развиваются с применением развивающих игр, содержащих в себе сравнения.
Программное содержание развития детей с недоразвитием речи предполагает:
- Организовать помощь в создании для детей игровой обстановки, которая поможет им наладить взаимоотношения, в том числе между исполняющими роли детьми.
- способствовать формированию у детей умений организовывать игру по собственному замыслу, стимулируя их творческую активность;
- Способствовать формированию дружеских отношений в игре, успешного взаимодействия и речевого общения, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
- Способствовать закреплению полученных ребенком навыков [6, с. 177].
Одновременно с этим происходит воспитание и образование детей в рамках познания окружающего мира, способствующего формированию у них словарного запаса, формирующего грамотную связную речь.
Обогащение словаря детей необходимо, в первую очередь, производить в повседневной жизни, что обусловливает активную работу родителей в данном направлении и влиянии семьи на успешное речевое развитие ребенка и устранение проблем недоразвития. Однако, на занятиях реализация данной задачи будет более эффективна в связи с целенаправленностью работы педагога. На занятиях дети гораздо успешнее усваивают материал в связи с тем, что занятие – организованный процесс, который дисциплинирует детей и способствует активации их кратковременной памяти, внимания. В связи с этим, оптимальным будет являться проведение с детьми занятий, ориентированных на их речевое развитие с активным использованием заданий в форме игры. Организация работы педагогом, в связи с этим, имеет определенные преимущества перед простым процессом социализации и развития ребенка в семье.
В процессе организации обучения необходимо обращать внимание на все стороны речевого развития, в том числе и учитывать рекомендации логопеда. Пристальное внимание необходимо уделять и развитию семантического аспекта речи детей. В данном направлении возможно использование таких методов и приемов, как подбор синонимов и антонимов к словам и словосочетаниям, замена слова в словосочетании, подбор наиболее точного слова по смыслу, составление словосочетаний и предложений разного типа со словами разных частей речи, рисование и рассказывание о нарисованном, составление рассказов на самостоятельно выбранную тему и пр [2, с.203].
Во время групповых занятий, а также занятий индивидуальных возможным является проведение беседы о том, что представляет собой описание ситуации, сюжетный рассказ, творческий рассказ.
Словесное творчество является наиболее сложным видом творческой деятельности для детей в рамках педагогической работы по устранению проблем недоразвития. Творческими рассказами условно называют рассказы, которые дети придумывают самостоятельно при определении соответствующего задания со стороны педагога или в процессе самостоятельной игровой деятельности. Самостоятельность создания сюжетной линии является основополагающим фактором и условием определения рассказа ребенка, как творческого. В процессе создания подобных рассказов ребенок опирается на собственный опыт, полученные ранее знания об окружающем мире и сюжетных рассказах. При этом также требуется составлять предложения грамотно, излагать события последовательно, что является определяющим для связной речи.
В процессе общения с детьми и организации работы в группе учитывая рекомендации логопеда педагог обращает особое внимание на речь тех детей, которые нуждаются в коррекции. Своевременное исправление речи детей, акцентирование внимания на грамотном звукопроизношении не позволяют работе логопеда иметь только временный успех, способствует качественному закреплению результатов.
Особую роль также играет и активное влияние и взаимодействие с родителями. Цель педагогов определить для родителей важность работы педагога и логопеда и организовать ее поддержку на уровне семьи. Проводя достаточно большое количество времени в семье и определяя членов семьи, как наиболее важных в своей жизни людей, ребенок приобретает благодаря их влиянию соответствующие нормы и правила поведения, ценностные ориентиры, формирует речевые навыки. Исходя из этого осуществлять работу по устранению речевого недоразвития должны не только логопед и педагог, но также и родители, которые в рамках общей. Совместной деятельности продолжают работу дома и выполняют рекомендации логопеда.
Оптимальным представляется привлечение родителей к занятиям с логопедом совместно с ребенком. В этом случае родители видят какие именно и как именно необходимо способствовать тому, чтобы устранить проблемы речевого развития. Однако, на современном этапе для большинства родителей процесс взаимодействия ограничивается только выполнением рекомендаций педагогов, которые регулярно определяются в устной и письменной форме в рамках взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
В целом, именно тройственное взаимодействие педагога, логопеда и родителей определяет успех мероприятия по устранению проблем речевого развития детей.
Заключение

Проблема речевого развития детей и успешность речевого развития определяется одной из важных составляющих педагогики в связи с тем, что речь остается основополагающим средством коммуникации и социального взаимодействия. В связи с этим грамотная и связная речь – основное условие для обеспечения полноценного включения ребенка в общество.
Недоразвитие речи является одним из следствий заболеваний детей в раннем возрасте, проблем социализации. Устранение речевого недоразвития – это совместная задача для педагога, логопеда и родителей в связи с чем проблема их взаимодействия является составляющей успеха.
Работа логопеда – наиболее значимая в устранении проблемы речевого недоразвития. Логопедом проводятся необходимые диагностические мероприятия, определяется причина и следствие проблемы, уровень речевого недоразвития. Исходя из этого выстраиваются коррекционные мероприятия и формируется содержание занятий с использованием коррекционных методик.
Однако, работа логопеда будет более успешной при поддержке ее результатов и сопутствующей работе со стороны педагога и родителей. Педагогический процесс, ориентированный на развитие речи, позволяет не только устранять группы проблем недоразвития, но также носит профилактический характер, несет в себе составляющие управления дальнейшим речевым развитием детей в связи с чем педагоги и логопеды взаимодействуют очень активно.
Влияние родителей представляется ничуть не менее важным так, как именно родителями обеспечивается эмоциональная поддержка, поддержание физического состояния и здоровья детей, а также семья включена в процесс социализации, имеющей непосредственное влияние на речевое развитие детей. В связи с этим, не только взаимодействие педагога и логопеда обусловливает успешность процесса, но и включение в процесс взаимодействия родителей.
Список литературы


Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Издательство Московского педагогического университета, 2005. – 211 с.
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2006. - 368с
Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224с.
Справочник логопеда / Под ред. М.А. Поваляевой. - Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 445с
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.












2

Список литературы


1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Издательство Московского педагогического университета, 2005. – 211 с.
2. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2006. - 368с
3. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
4. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224с.
5. Справочник логопеда / Под ред. М.А. Поваляевой. - Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 445с
6. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

Вопрос-ответ:

Какова роль логопеда в устранении речевого недоразвития у детей?

Логопед играет ключевую роль в устранении речевого недоразвития у детей. Он проводит диагностику и определяет причины проблемы, разрабатывает индивидуальные программы коррекционных занятий, ведет занятия для развития речи и обучения правильной артикуляции.

Какие методы работы использует логопед для развития речи у детей?

Логопед использует различные методы работы, такие как игры, упражнения на правильное дыхание и артикуляцию, тренинги на развитие слухового восприятия и множество других техник. Он также использует специальные материалы и игрушки для улучшения коммуникационных навыков детей.

Какова роль педагогов и родителей в устранении речевого недоразвития у детей?

Педагоги и родители имеют важную роль в устранении речевого недоразвития у детей. Они должны работать в тесном сотрудничестве с логопедом, предоставлять информацию о речевых особенностях ребенка и выполнять его рекомендации по организации образовательного процесса дома и в школе.

Каковы основные методы работы педагога в формировании речи у детей?

Педагог использует разнообразные методы для формирования речи у детей. Он проводит игры и упражнения на развитие речи, использует детские книги и рассказы для расширения словарного запаса, организует коллективные и индивидуальные занятия, активно общается с детьми, стимулирует их речевую активность.

Какие виды деятельности рекомендуются родителям для развития речи у детей?

Родителям рекомендуется проводить различные виды деятельности для развития речи у детей, такие как чтение книг, рассказывание сказок, игры с использованием игрушек, походы в музеи и театры, разговоры на разные темы. Они должны также уделять время для общения с ребенком и интересоваться его жизнью, наставлять его на правильную артикуляцию и помогать при возникновении затруднений в речи.

С чего начать работу с ребенком, который имеет речевое недоразвитие?

Сначала необходимо провести диагностику у логопеда для определения степени и характера речевого недоразвития. После этого логопед, педагог и родители должны разработать индивидуальный план работы, который будет включать в себя специальные упражнения и игры для развития речи.

Какую роль играют педагог и родители в работе по устранению речевого недоразвития?

Педагог и родители играют ключевую роль в работе по устранению речевого недоразвития. Они должны сотрудничать и взаимодействовать, чтобы создать поддерживающую и стимулирующую среду для развития речи у ребенка. Педагог создает и проводит специальные занятия, а родители продолжают работу дома, повторяя и упражняясь с ребенком.

Можно ли преодолеть речевое недоразвитие только с помощью работы логопеда?

Речевое недоразвитие может быть преодолено только совместными усилиями логопеда, педагога и родителей. Логопед проводит специальные занятия, педагог продолжает работу в детском саду, а родители обязаны повторять упражнения и заниматься с ребенком дома. Только таким образом можно добиться наилучших результатов и развить нормальную речь у ребенка.

Какие методы используют педагоги для развития речи детей с речевым недоразвитием?

Педагоги используют различные методы и подходы для развития речи детей с речевым недоразвитием. Они могут использовать игры, упражнения, различные материалы и методики, такие как методика Леонтьевой или Зайцевой.

Какую роль играют игры и упражнения в работе по развитию речи у детей с речевым недоразвитием?

Игры и упражнения играют важную роль в работе по развитию речи у детей с речевым недоразвитием. Они помогают развивать словарный запас, артикуляцию, фонематическую слуховую организацию, лексико-семантическую сферу и многие другие аспекты речевого развития. Игры делают процесс обучения более интересным и эффективным для детей.

Какие задачи ставит перед собой педагог при работе над речевым развитием детей?

Одной из основных задач педагога является формирование грамотной и связной речи у детей. Педагог также работает над расширением кругозора детей, их социализацией, нравственным воспитанием и физическим развитием.