Сочетание частного и публичного права в российской правовой системе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоведение
  • 30 30 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 19.10.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Основные характеристики взаимодействия частного и публичного права в РФ 5
1.1 История взаимодействия частного и публичного права в РФ 5
1.2 Критерии разделения и взаимодействия частного и публичного права 8
2 Проблемы соотношения частного и публичного права в РФ 12
3 Влияние международного публичного и частного права на юридическую систему РФ 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Даже важнейшие принципы международного права не кодифицированы, поэтому их формулировки и число в разных международных актах не являются идентичными. В связи с этим, общее международное право, а также внутреннее право многих государств находят выход из затруднительного положения в толковании норм международного права судом.
В итоге, на наш взгляд, является рациональным делегирование Конституционному Суду РФ полномочий по определению содержания и источников закрепления общих принципов и международно-правовых норм. А для более действенного применения подобных норм считаем целесообразным создание единого постановления Конституционным Судом РФ, в котором, опираясь, к примеру, на опыт Федеративной Республики Германии, сосредотачивались бы те общие принципы и международно-правовые нормы, которые РФ включает как элемент в национальную систему права.
Кроме того, свобода государства в установлении характера своей юридической системы не является неограниченной. Принцип суверенного равенства национальных государств, фиксируя их право на свободный выбор политико-юридической системы, в то же время во взаимосвязан с другим основополагающим принципом: «каждое государство обязано выполнять полностью добросовестно свои международные обязательства». Добросовестное исполнение обязательств по международному праву предусматривает, что при реализации своих суверенных прав, включая право определять законы и административные правила, государства будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву [24, c. 67].
Конституция РФ 1993 г. затрагивала многие проблемы международного права. Это и вопросы территории и границ, права человека, дипломатические отношения, ратификация международных договоров и др. Одним из значимых нововведений является конкретное решение в Конституции проблемы соотношения международного и внутригосударственного права, признания приоритета международных договоров РФ над ее национальными законами.
В пункте 4 статьи 15 Конституции РФ выражены две взаимосвязанные конституционные нормы: о включении общепризнанных принципов и международно-правовых норм и международных договоров РФ в юридическую систему РФ и о приоритете использования правил международных договоров РФ перед отечественными законами. 15 июля 1995 г. вышел Федеральный закон «О международных договорах РФ», который закрепил законодательно в преамбуле положение о том, что Российская Федерация выступает за обязательное соблюдение обычных и договорных норм. Тем самым обнаруживается вероятность прямого действия и употребления международно-правовых норм органами власти, в том числе и судами. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении споров между собой и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями [6, c. 90].
Конституция зафиксировала свою высшую юридическую силу и, в соответствии с этим, определила, что «законы и иные юридические акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» (часть 1 статьи 15). И хотя международно-правовые нормы здесь не упомянуты, тезис о высшей юридической силе Конституции распространяется на все правовые нормы России.
Это положение широко признано как в российской, так и в зарубежной научной литературе по международному праву. Так, юрист В.А. Карташкин говорит, что Конституция РФ, «признавая авторитет международного права над национальным законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон страны». К данному мнению присоединяется и современный юрист О.Е. Кутафин [9, c. 65]. В юридическую систему РФ включены Конституцией международно-правовые нормы, которые получают способность регламентировать внутригосударственные отношения, в том числе и конституционные. А юрист И.И. Лукашук вообще говорит о возможности изменения Конституции на базе договора [11, с. 278].
Введение Конституцией РФ общепризнанных принципов и международно-правовых норм, международных договоров РФ в систему права нашей страны является важным поистине историческим шагом. Оно радикально изменяет само понимание юридический системы РФ, структуры системы источников конституционного права, также ставит по-новому вопрос соотношения и иерархии нормативно-правовых актов по их юридической силе.
Благодаря этому зарождается вопрос, суть которого охватывает установление иерархии юридической силы в процессе использования и исполнения этих норм в системе источников конституционного права РФ. Поскольку от того, что данные международно-правовые нормы включаются в российскую юридическую систему, они не перестают быть нормами международного права, являющегося автономной системой, и каждая из этих систем сохраняет свои особенности в установлении иерархии юридической силы соответственных норм права и соотношения правил международного и отечественного национального права.
В итоге следует, что так как обычная и договорная международно-правовые нормы имеют равную юридическую силу, равный юридический статус, можно говорить, что общепризнанные принципы и международно-правовые нормы имеют такой же юридический статус в рамках российской юридической системы, как и договорные нормы. Если же общепризнанная норма или принцип будут обладать меньшей юридической силой, чем закон, это может привести к нарушению Россией своих международных обязательств, которые она, как и другие субъекты международного права, берет на себя вполне добровольно. То есть в случае создания коллизии между общепризнанной нормой и правилом, которое предусмотрено в законе, приоритет в использовании должен быть за общепризнанной нормой международного права. В своей текущей деятельности это положение следует употреблять всем государственным и муниципальным органам, в том числе и органам судебной власти.
Заключение

По итогам нашей работы, можно заключить следующее. В ходе научного исследования проблемы взаимодействия частного и публичного права в РФ, мы пришли к следующим выводам.
С древнейших времен частное право противопоставляется публичному праву. Со времен классических римских юристов это разделение стало настоящим достоянием юридической мысли. В то же время и сегодня нет единообразия мнений в решении центрального вопроса: где же именно необходимо искать критерий данного разделения.
Еще в первой половине 1990-х гг. в связи с созданием рыночных экономических отношений и принятием Гражданского кодекса РФ, который был основан на принципах частного права, большое внимание российских юристов сконцентрировалось на обсуждении вопроса соотношения частного и публичного права. Почти все субъекты дискуссии были единогласны в том, что полемика о соотношении публичного и частного права уже очень давно назрела, так как переход к рыночным отношениям, воссоздание частной собственности, вывод государственных органов из экономических отношений особенно явственно оттенили дуализм системы права. Было отмечено, что данная проблема не может не тревожить не лишь специалистов в области гражданского права, но и других отраслей права, а также в целом общей теории права. Высказывалось мнение, что возврат к вопросу о соотношении частного и публичного права подтверждает окончание установленного этапа формирования отечественной юридический науки, когда этой проблемой пренебрегали.
За прошедший период было издано множество научных работ, которые посвящены категориальному аппарату, критериям разделения, балансу частного и публичного права, их месту и значению в системе отраслей национального права и в механизме нормативно-юридического регулирования различных сфер общественных отношений. Сегодня обращение к этому вопросу чрезвычайно активизировалось и стало актуальным, что можно без всякого преувеличения заявить, что постоянное стремление ученых рассматривать почти любую проблему, имеющую юридический характер, через призму соотношения публичного и частного права.
В то же время, несмотря на активность в исследовании частного и публичного права, разработать единую научную концепцию их соотношения в механизме нормативно-юридического регулирования основных сфер общественных отношений до настоящего времени так и не удалось. Представляется, что слабая продуктивность этих исследований имеет свои предпосылки. Продолжаются научные споры о теоретической и практической целесообразности исследования проблемы соотношения частного и публичного права.
Систематизация права по критерию «частное – публичное» сконцентрировано на ограничении государственной власти, дает гарантию «области свободы» субъектов права от проявлений всевластия государства. Данное разделение права является объективным по своему характеру, воссоздает бытие двух относительно автономных областей – государства и гражданского общества. Данным сферам свойственны разнообразные меры дозволенного и запрещенного; одни задачи решаются в рамках публичного права, другие - частного. В то же время, право является единым в обоих своих проявлениях – публичном и частном - и лишь в системе может обеспечить синтез интересов государства, общества и личности.
Публичное право является системой централизованного регулирования, обеспечиваемой юридическим блоком, включающим правовые нормы, отрасли и институты, которые определяют сферу осуществления публичных интересов, регулирующих публично-юридических отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенными на принципе субординации субъектов. Ей свойственны черты, определенные юридическими особенностями публичной власти: по преимуществу разрешительный способ юридического регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как субъектов данных правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность юридических норм.
Частное право является системой децентрализованного регулирования, которая обеспечивается юридическим блоком, содержащим нормы права, отрасли, институты, обусловливающие область осуществления частных интересов, регламентирующие частные юридические отношения - отношения частных лиц и их объединений, которые закрепляют свободу договорных взаимоотношений, построенных на основаниях координации субъектов. Для неё характерен главным образом общедозволительный способ (гражданско-юридический метод) правового регулирования, который отличается основами самоуправления, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и определенной этим диспозитивностью норм права.
В основу разделения права на публичное и частное должен быть предположен формальный критерий, так как разницу следует проводить в зависимости от способа регулирования и построения юридических отношений, который присущ частному и публичному праву. Натак каклее подходящим среди формальных критериев размежевания является положение субъекта в правоотношении и черта централизации или децентрализации юридического регулирования.
Разделение права на публичное и частное сохраняет свое значение и интерес и сегодня, в частности, и для национального права. В то же время для того, чтобы привести это деление в соответствие с истинными фактами юридической жизни, безусловно, необходимо правильное установление критерия разделения этих двух основных типов юридического регулирования. Но лишь при данном условии интересующее нас разделение будет полезным в целях правильного понимания того активного права, которое, постоянно модифицируя свое конкретное содержание, в зависимости от динамичного развития отечественной экономики, высказывает это свое содержание в более или менее идентичные формы.
Стабильность формальной стороны в праве при трансформируемости его содержания принуждает проводить важнейшие разделения всего юридического материала с точки зрения формы, конкретного способа регулирования правоотношений, а не с точки зрения их содержания, в частности, не с точки зрения тех фактических интересов, которые затрагиваются или превалируют в каждом отдельном отношении.

Список использованных источников и литературы

Источники

Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 15. Ст. 1416
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате: // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2491

Литература

Абдуллин, А.И. Об истоках международного частного права в РФ / А.И. Абдуллин // Журнал отечественного права. – 2009. - № 5. – С. 10 – 14.
Гаврилов, В.В. Взаимодействие международной и национальных юридических систем и правосознание / В.В. Гаврилов // Журнал отечественного права. – 2009. - № 2. – С. 100-112.
Ганюшкина, Е.Б. Ограничение деятельности государств нормами международного права / Е.Б. Ганюшкина // Журнал отечественного права. – 2010. - № 10. – C. 32 – 37.
Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / под ред. Е. А. Суханова. М.: Юрист, 2008. 632 с.
Ерпылева, Н.Ю. Международное частное право РФ / Н.Ю. Ерпылева // Гражданин и право. – 2002. - № 7/8. – С. 67-79.
Исаев, И.А. История государства и права РФ / И.А. Исаев. М.: Юрист, 1993. – 560 с.
Кутафин, О.Е. Источники конституционного права РФ / О.Е. Кутафин. M.: Юристъ, 2002. – 567 с.
Суханов, Е. А. Система частного права / Е. А. Суханов // Вестник МГУ. Серия 11, Право. 2014. № 4. С.26-30.
Тихомиров, Ю.А. Развитие теории конституционного права / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. 1998. № 7. С. 6-45.
Тихомиров, Ю. А. Публичное право / Ю.А. Тихомиров. М.: Юрист, 1995. – 512 с.
Тотьев, К. Ю. Публичный интерес в юридический доктрине и законодательстве / К. Ю. Тотьев // Государство и право. 2012. № 9. С. 25 – 45.














2

Список использованных источников и литературы

Источники

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 15. Ст. 1416
2 Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате: // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2491

Литература

3 Абдуллин, А.И. Об истоках международного частного права в РФ / А.И. Абдуллин // Журнал отечественного права. – 2009. - № 5. – С. 10 – 14.
4 Гаврилов, В.В. Взаимодействие международной и национальных юридических систем и правосознание / В.В. Гаврилов // Журнал отечественного права. – 2009. - № 2. – С. 100-112.
5 Ганюшкина, Е.Б. Ограничение деятельности государств нормами международного права / Е.Б. Ганюшкина // Журнал отечественного права. – 2010. - № 10. – C. 32 – 37.
6 Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / под ред. Е. А. Суханова. М.: Юрист, 2008. 632 с.
7 Ерпылева, Н.Ю. Международное частное право РФ / Н.Ю. Ерпылева // Гражданин и право. – 2002. - № 7/8. – С. 67-79.
8 Исаев, И.А. История государства и права РФ / И.А. Исаев. М.: Юрист, 1993. – 560 с.
9 Кутафин, О.Е. Источники конституционного права РФ / О.Е. Кутафин. M.: Юристъ, 2002. – 567 с.
10 Суханов, Е. А. Система частного права / Е. А. Суханов // Вестник МГУ. Серия 11, Право. 2014. № 4. С.26-30.
11 Тихомиров, Ю.А. Развитие теории конституционного права / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. 1998. № 7. С. 6-45.
12 Тихомиров, Ю. А. Публичное право / Ю.А. Тихомиров. М.: Юрист, 1995. – 512 с.
13 Тотьев, К. Ю. Публичный интерес в юридический доктрине и законодательстве / К. Ю. Тотьев // Государство и право. 2012. № 9. С. 25 – 45.

Вопрос-ответ:

Какие основные характеристики сочетания частного и публичного права в российской правовой системе?

Основными характеристиками сочетания частного и публичного права в российской правовой системе являются: разделение компетенции между частным и публичным правом, взаимодействие и взаимосвязь норм частного и публичного права, а также приоритет публичного права перед частным.

Какая история взаимодействия частного и публичного права в России?

История взаимодействия частного и публичного права в России насчитывает множество этапов и изменений. В советское время основной акцент делался на приоритете публичного права, в то время как частное право было ограничено. После распада СССР началась постепенная реформа правовой системы, в результате которой были созданы условия для более равного взаимодействия частного и публичного права.

Какие критерии разделения и взаимодействия частного и публичного права существуют в России?

В России существуют различные критерии разделения и взаимодействия частного и публичного права, включая: критерий субъекта права (частное право регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, а публичное право – отношения, в которых участвуют государственные органы), критерий объекта права (частное право регулирует права на имущество и личные неимущественные права, а публичное право – права на управление государством и публичную сферу), критерий цели права (частное право нацелено на защиту интересов отдельных лиц, а публичное право – на общественные интересы).

Какие проблемы соотношения частного и публичного права существуют в России?

В России существует ряд проблем соотношения частного и публичного права, таких как: нечеткое определение границ между частным и публичным правом, недостаточная координация норм частного и публичного права, проблемы с применением норм публичного права в частных отношениях, а также несовершенство механизмов взаимодействия частного и публичного права.

Какие основные характеристики взаимодействия частного и публичного права в России?

Взаимодействие частного и публичного права в России характеризуется наличием различных правовых отношений и нормативных актов, которые регулируют взаимодействие индивидуальных прав с интересами общества и государства. Это связано с тем, что в российской правовой системе существует две отдельные области права - частное и публичное, которые имеют свои принципы, нормы и способы регулирования.

Какова история взаимодействия частного и публичного права в России?

История взаимодействия частного и публичного права в России насчитывает множество этапов и изменений. В разные периоды истории страны правовая система подвергалась перестройкам и преобразованиям. В дореволюционной России, например, государственная власть имела большее влияние на правовые отношения, в то время как после революции в 1917 году, партийная власть начала активно вмешиваться в экономическую сферу и частное право. В советский период публичное право доминировало, ограничивая сферу частного права. После распада СССР и перехода к рыночной экономике, стало более ясно разделение на частное и публичное право, однако до сих пор продолжает существовать комплексные отношения между ними.

Какие критерии разделения и взаимодействия частного и публичного права существуют в России?

В России существуют различные критерии разделения и взаимодействия частного и публичного права. Один из них - это разделение на "гражданское" и "административное" право. Частное право регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, административное право - отношения между государством и его гражданами. Другой критерий - это разделение на "гражданское" и "уголовное" право. Гражданское право регулирует общие имущественные и личные неимущественные отношения, уголовное право - отношения, связанные с преступлениями и наказаниями. Помимо этого, существуют и другие критерии, которые также определяют разделение и взаимодействие частного и публичного права в России.

Какие основные характеристики взаимодействия частного и публичного права в России?

В России существует сочетание частного и публичного права, которое представляет собой систему правовых норм и институтов, которые регулируют отношения между частными лицами и государством. Основные характеристики этого взаимодействия включают в себя: ограничение государственной власти, признание и защита частной собственности, регулирование экономической и социальной сферы, обеспечение прав и свобод граждан, согласование интересов общества и частных лиц, обеспечение конкуренции.

Какие критерии разделения и взаимодействия частного и публичного права существуют в России?

В России существуют определенные критерии, которые используются для разделения и взаимодействия частного и публичного права. Одним из таких критериев является юридический статус субъектов правоотношений. Если субъектами являются государство и его органы, то это публичное право. Если субъектами являются частные лица и организации, то это частное право. Еще одним критерием является предмет регулирования. Если речь идет о публичном интересе и общественных отношениях, то это публичное право. Если речь идет о частных интересах и отношениях между частными лицами, то это частное право. Кроме того, существуют и другие критерии, такие как характер правовых норм, применяемые процедуры, способы обеспечения и защиты прав.